Джордж Александр (актер)
Сэр Джордж Александр (19 июня 1858 — 15 марта 1918), урожденный Джордж Александр Гибб Самсон , был английским актером театра, театральным продюсером и театральным менеджером . После выступления на сцене в качестве любителя в 1879 году он стал профессионалом и в течение следующих одиннадцати лет приобрел опыт работы с ведущими продюсерами и актерами-менеджерами , включая Тома Робертсона , Генри Ирвинга , Мэдж и У. Х. Кендала .
В это время Александр увлекся театральным менеджментом. В 1890 году он взял в аренду лондонский театр и начал ставить его самостоятельно. В следующем году он перешёл в Театр Сент-Джеймс , где оставался, играя и продюсируя до конца своей карьеры. Среди наиболее успешных из новых пьес, которые он представил, были Уайльда Оскара «Веер леди Уиндермир» (1892), А. В. Пинеро » «Вторая миссис Танкерей Уайльда (1893) и «Как важно быть серьезным» (1895).
Александр последовал примеру Робертсона и Кендалов, предпочитая натуралистический стиль письма и игры экстравагантной театральной манере, предпочитаемой некоторыми более ранними актерами-менеджерами. Он построил вокруг себя труппу прекрасных актеров, многие из которых были или позже стали ведущими фигурами в профессии, в том числе Генри Эйнли , Артур Буршье , Констанс Коллиер , Джулия Нилсон , Фред Терри и Мэрион Терри . Как актер диапазон Александра был ограничен, и он не пробовал играть великие героические роли или играть большие трагедии. Его жанром были натуралистические и редко очень глубокие комедии и драмы, в которых он был признанным лидером.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Александр родился в Рединге, Беркшир , в семье Уильяма Мюррея Самсона (ок. 1827–1892), шотландского коммерсанта , и его первой жены Мэри Энн Хайн, урожденной Лонгман. [1] Он получил образование в частных школах в Клифтоне, Бристоль , и в Илинге , Лондон, а затем в средней школе Стерлинга , которую он покинул, когда ему было пятнадцать. [2] Его отец был категорически против театра и планировал для старшего сына коммерческую карьеру. Александр поступил в ученики клерком в тканевую фирму в лондонском Сити . [3]
В свободное время Александр начал сниматься в любительских спектаклях. По крайней мере два раза он появлялся в любительских спектаклях в театре Сент-Джеймс , с которым позже стал профессионально связан. В сентябре 1879 года, в возрасте 21 года, он отказался от коммерции и стал профессиональным актером, присоединившись к репертуарной труппе Королевского театра в Ноттингеме . [2] Почувствовав, что имя «Самсон» слишком напоминает Священное Писание для актера, он взял сценический псевдоним Джордж Александр. [1] После нескольких ролей в Ноттингеме он присоединился к гастрольной труппе Тома Робертсона в сезоне 1879–1880 годов, играя главные роли среди юношей. Он быстро начал привлекать положительные отзывы. «Эра» сочла его выступления «всем, чего можно желать» и «имеющими право на горячую похвалу». [4]
В апреле 1881 года Александр дебютировал в Лондоне, хотя еще не в Вест-Энде , в Стандартном театре в Шордиче в роли Фредди Ириски в Роберта Риса , «Хозяине» в котором он уже играл в провинции, получив отличные отзывы; В качестве одного из первых признаков своего таланта к рекламе он занял рекламное место в The Era, чтобы перепечатать самые хвалебные из них. [5] Пока он играл эту роль в Бирмингеме , Генри Ирвинг увидел спектакль и пригласил его на роль слепого Калеба Диси в возрожденной комедии « Две розы» в театре «Лицеум» в Лондоне. [6] В следующей постановке Ирвинг выбрал его на роль Париса в «Ромео и Джульетте» . [3]
Вест-Энд, 1880-е годы.
[ редактировать ]В августе 1882 года Александр женился на Флоранс Джейн Телер (1857/8–1946), дочери французского балетмейстера. У них не было детей. Флоренс разделяла со своим мужем не только его театральные интересы, но и его более широкий интерес к общественным делам. Позже, после того как он стал актером-менеджером, она была ключевой фигурой в поддержании духа компании и сохранении лояльности актеров и авторов. [7]
В 1880-е годы Александр расширил свой театральный опыт, в основном, но не исключительно, в Лондоне. В Придворном театре в конце 1882 года он сменил Джонстона Форбса-Робертсона на роль героя комедии «Парвеню» . [8] Он играл шекспировские роли (Орландо, Ромео, Гидериус и Бенедик) с труппой Эллен Уоллис. [1] [9] Он присоединился к труппе Кендалов в театре Сент-Джеймс, где среди его ролей были де Риель в Б. К. Стивенсона » «Импульсе (1883) и Октава в Винга Пинеро Артура «Айронмастере» (1884). [10]
В июле 1884 года Александр вернулся в компанию Ирвинга. Историк театра Дж. П. Уиринг пишет, что Александр получил «бесценную подготовку у признанного мастера профессии», хотя работать на Ирвинга было непросто:
Александр нашел методы Ирвинга с его труппой чрезвычайно трудными и граничащими с тираническими: пять или шесть часов репетиций с Ирвингом часто оставляли его на грани слез. Он поклялся, что будет гораздо добрее к своей компании, когда рискнет стать ее менеджером. [1]
Вместе с Ирвингом Александр дважды за десятилетие посетил США в турне по Америке (1884–1885 и 1887–1888). В труппе Ирвинга он сыграл ряд важных ролей второго плана, таких как шекспировские «Орсино», «Лаэрт», «Бассанио» и «Макдуф». [1] [11] В январе 1886 года, первоначально получив роль Валентина в У. Уиллса , «Фаусте» он получил главную роль напротив «Мефистофеля» Ирвинга. [12] Александр сыграл эту роль в 384 спектаклях. [1]
Актер-менеджер
[ редактировать ]Александр некоторое время вынашивал управленческие амбиции и в 1890 году добился аренды театра «Авеню» . В то время он был по контракту обязан оставаться в актерском составе продолжительной мелодрамы под названием «Лондон день за днем» в театре Адельфи , и поэтому не смог появиться в своей первой постановке в качестве менеджера. Это оказалось удачей, потому что пьеса, которую он поставил в качестве вставки до тех пор, пока он не смог играть в своих собственных постановках, была фарсом «Доктор Билл» , который имел огромный успех, шел семь месяцев и сделал Александра финансово обеспечен. Во время выступления истек его контракт с Альдефи, и он присоединился к актерскому составу доктора Билла . Когда он закрылся, он появился в пьесе, которой планировал открыть, « » Альфонса Доде Борьба за жизнь . Он получил хорошие отзывы, но потерпел неудачу в прокате, и позже он заметил, что, если бы он мог открыться в нем в начале своей управленческой карьеры, эта карьера была бы под угрозой. [6] Как бы то ни было, он смог продолжать работу, даже когда его менеджер скрылся с кассой театра. [14] По окончании аренды авеню Александр получил квартиру Сент-Джеймс, куда он переехал в ноябре 1890 года, и оставался там до конца своей жизни. [1]
Александр приказал заново отремонтировать театр и установить электрическое освещение. Он открылся двойной афишей комедий: «Солнечный свет и тень» и «Веселый Лотарио» . [15] За этим последовала «Бездельник» Хэддона Чемберса серьезная драма . Он уже имел успех в Америке и шел в Сент-Джеймсе большую часть оставшегося сезона, который завершился костюмированной драмой «Мольер » Уолтера Фрита , в которой The Era считала, что «мистер Александр был не только хорош, но в определенные моменты великолепно». [15]
Когда Александр возглавил театр Сент-Джеймс, у него был всего одиннадцать лет профессионального опыта работы в театре, но Уиринг и летописец театра А.Э.В. Мейсон отмечают, что он уже достиг твердой и устойчивой управленческой политики. [16] Он стремился привлечь в свою труппу лучших актеров: в отличие от некоторых звездных актеров-менеджеров он не хотел, чтобы его поддерживали актеры, чей низкий талант мог бы сделать звезду лучше. На самом деле он не хотел, чтобы его считали звездой, и считал себя командным игроком. Помимо содержания лондонской труппы, Александр часто собирал гастрольные труппы, чтобы разыграть свои успехи в провинции. Среди тех, кого он нанял для своих компаний, были Артур Буршье , Лилиан Брейтуэйт , Констанс Коллиер , Кейт Катлер , Джулия Нилсон , Годфри Тирл , Фред Терри и Мэрион Терри . [17]
Подобно У.С. Гилберту , Кендалам и Бернарду Шоу , Александр был сторонником натуралистического стиля письма и игры, предложенного Робертсоном. [18] Другими особенностями его управления, отмеченными Уэрингом, были его постоянная поддержка британских драматургов; [n 2] его забота о своих сотрудниках; и его забота о том, чтобы не оттолкнуть свою ключевую клиентуру, аудиторию модного общества. [1] Писатель Хескет Пирсон отметил, что Александр угождал вкусам и слабостям лондонского общества в посещении театра точно так же, как отель «Савой» угождал им в посещении ресторанов. [19]
В течение года после прихода к власти в Сент-Джеймсском театре Александр начал взаимовыгодное профессиональное сотрудничество с Оскаром Уайльдом , чей «Веер леди Уиндермир» он представил в феврале 1892 года. Как и многие другие его драматурги, Александр давал практические советы, как сделать пьесу более инсценированной. Его самым важным вкладом в эту пьесу было убедить упрямого Уайльда, что наиболее эффективный способ раскрыть ключевую точку сюжета – то, что миссис Эрлин является матерью леди Уиндермир – будет делать это постепенно, а не одним мелодраматическим штрихом в заключительном акте. . [20]
Дипломатические способности Александра позволяли ему хорошо ладить даже с самыми темпераментными авторами и актерами, но комфортнее ему было с менее вспыльчивыми коллегами. Одним из таких был Пинеро, чью пьесу «Вторая миссис Танкерей Александер» представила в мае 1893 года. Как и в «Веере леди Уиндермир», в ней фигурировала «женщина с прошлым», но в отличие от пьесы Уайльда она закончилась трагедией. В то время это считалось смелым, но Александр знал свою аудиторию и придерживался того, что Пирсон называл своим «безопасным путем правильного риска». [19] В своей первой постановке он дал 227 представлений, а позже был значительно возрожден. [21] Главную роль впервые сыграла миссис Патрик Кэмпбелл , сделавшая себе имя в этой роли. Его актерский стиль резко контрастировал с ее: она была экстравертом и смелой, тогда как Александр был сдержанным и тонким. Один из современников отметил, что его диапазон не распространялся на роли, требующие большой драматической силы или трагической страсти: «Он грациозен во всем, что он делает, но с повседневной человечностью, изящной, обаятельной, воспитанной, хорошо воспитанной человечностью». в гостиные Культуры». [22]
Между этим и пьесой, с которой имя Александра стало наиболее тесно связано, – «Как важно быть серьезным» , – произошла самая заметная неудача Александра. Знаменитый писатель Генри Джеймс написал пьесу «Гай Домвилл » о герое, который отказывается от священства, чтобы спасти свою семью, женившись, чтобы произвести на свет наследника, но в конце концов возвращается к своему религиозному призванию. Спектакль был отклонен одним лондонским руководством, но Александр взялся за него и открыл его в Сент-Джеймсском театре 5 января 1895 года. Пьесу вежливо приняли те, кто сидел в более дорогих частях дома, и невежливо - те, кто сидел в более дешевых местах. . [n 3] Отзывы были без энтузиазма; Александр держал пьесу в планах в течение месяца, прежде чем обратиться к Уайльду как к более искусному писателю в театральном плане. [23]
Как важно быть серьезным и последствия
[ редактировать ]В биографическом эссе, опубликованном в 1922 году, Пирсон выразил мнение, что в профессии Александра будут помнить как идеального актера-менеджера, а публике — за то, что он рискнул представить пьесы Уайльда и поставить «величайшую фарсовую комедию в Англии». язык". [24] В отличие от Шоу, который считал «Как важно быть серьезным » «бессердечным… ненавистным» и уступающим другим пьесам Уайльда, [25] Александр с самого начала признал его достоинства. Он еще раз посоветовал Уайльду текст; его самым важным вкладом было убедить автора в том, что второй и третий акты следует объединить, существенно сократив текст. [n 4]
Успех пьесы у зрителей и критиков был немедленным и значительным, но был недолгим. Через несколько недель после премьеры Уайльд был арестован по обвинению в совершении гомосексуальных действий, предан суду, осужден и заключен в тюрьму. Публика отвернулась от него, и хотя Александр пытался продолжить постановку спектакля, убрав имя автора из афиш на следующий день после ареста, после 83 представлений ему пришлось снять спектакль. [28] Он еще больше разочаровал Уайльда, отказавшись внести за него залог, а позже, после освобождения Уайльда из тюрьмы, не смог остановиться, чтобы поговорить с ним, когда они проходили по улице. Тем не менее он добровольно платил Уайльду ежемесячную сумму до конца жизни последнего. [n 5] и завещал права на «Веер леди Уиндермир» и «Как важно быть серьезным» сыну Уайльда, Вивиану Холланду . [30] Уеринг отмечает, что позже, в 1895 году, самого Александра затронул сексуальный скандал, когда он был арестован за приставание к проститутке. Александр утверждал, что молодая женщина была нищенкой, которой он милостиво дал монету, и дело было прекращено. [31]
Пьесой, выбранной для заполнения пробела, образовавшегося после отказа от «Важности» , стала «Триумф филистимлян» Генри Артура Джонса . Джонса Ранее Александр с некоторым успехом представил «Маскарады» (1894), но новая пьеса, сатира на ограниченность провинциального городка, получила неоднозначные отзывы и быстро закрылась; [32] Александр вернулся к возрождению, в том числе к «Второй миссис Танкерей» (без миссис Патрик Кэмпбелл). [15] [33] В двух постановках 1896 года Александр и его труппа временно отошли от гостиной комедии и светской драмы, сначала с руританским головорезом « Узником Зенды » [15] в котором было проведено 255 представлений; [1] и в конце года редкая попытка познакомиться с Шекспиром в « Как вам это понравится » с Александром в роли Орландо, Джулией Нейлсон в роли Розалинды и актерским составом второго плана, в который входили К. Обри Смит , Бертрам Уоллис , Х. Б. Ирвинг , Роберт Лорейн и Х. В. Эсмонд. . [34] В конце 1899 года Александр закрыл театр, чтобы провести его большую реконструкцию, создав то, что The Era назвала «одним из самых красивых храмов драмы в Лондоне», сохранив при этом свое очарование и уют. [15]
20 век
[ редактировать ]Молодой поэт Стивен Филлипс поставил Александру стихотворную драму «Паоло и Франческа» , основанную на эпизоде из Данте » «Божественной комедии , поставленной в Сент-Джеймсском театре в марте 1902 года. от его более обычных вежливых ролей; молодые Генри Эйнли и Эвелин Миллард были хорошо приняты как одноименные любовники, и в спектакле было показано 134 спектакля. [1] [35] В феврале 1906 года Александр представил и появился в новой драме Пинеро « Его дом в порядке» , которая имела художественный и кассовый успех и была показана в 427 спектаклях. Ношение комментирует, что Александр был лидером моды, положив начало тенденции в мужской одежде, появившись в этом спектакле в рубашке с мягким воротником и домашнем костюме. [1]
Александр имел честь давать командные выступления трем подряд британским монархам. Появившись в Картонс Либерти Холле в Балморале перед королевой Викторией , это было последнее командное выступление ее правления. [36] он появился перед Эдуардом VII в роли Эдварда Терсфилда в фильме Альфреда Сутро « Строитель мостов в Сандрингеме » 4 декабря 1908 года. [37] А 17 мая 1911 года в королевском командном спектакле для Георга V он сыграл Альфреда Эвелина в » Эдварда Бульвер-Литтона в «Деньгах звездной постановке на Друри-Лейн , в которой Александр и сэр Герберт Три , как считалось, похитили почести. [№ 6]
Александр был посвящен в рыцари получил почетную степень доктора юридических наук . Бристольского университета в 1911 году, а в следующем году [1]
С 1907 по 1913 год Александр представлял отделение Партии муниципальной реформы Южного Сент-Панкраса в Совете лондонского графства и добросовестно работал в нескольких ее комитетах. [39] Он сказал в интервью: «У меня нет политических интересов... Я вхожу в совет, если меня изберут, чтобы служить Лондону муниципально, а не политически». [40] Он не добивался переизбрания в 1913 году: если бы его здоровье позволяло, он, по мнению Уиринга, баллотировался бы в парламент. Он был проницательным и способным членом комитета, [41] уделяя значительное количество времени Благотворительному фонду актеров, Королевскому общему театральному фонду, Ассоциации актеров и Лиге франчайзинга актрис. Он был ключевым организатором гала-представления «Коронация» в 1911 году и празднования трехсотлетия Шекспира на Друри-Лейн в 1916 году. Когда в 1914 году разразилась Первая мировая война, здоровье Александра ухудшилось, но он не только продолжал появляться в церкви Сент-Джеймс, но и работал в благотворительных организациях, включая Красный Крест , Лигу Милосердия и Орден Святого Иоанна Иерусалимского , организовывая выступления по сбору средств, праздники и вечеринки в саду. [1]
Александр умер от туберкулеза и диабета в своем загородном доме Литтл-Корт, Чорливуд , Хартфордшир, 16 марта 1918 года в возрасте 59 лет. Четыре дня спустя он был похоронен на кладбище Крайст-Черч в Чорливуде. [42] прошла поминальная служба 22 марта в Лондоне в церкви Святой Троицы на Слоун-стрит , на которой присутствовало большое количество прихожан, в основном представителей театральной профессии и британского общества. [43] Синяя мемориальная доска , открытая в 1951 году, посвящена памяти Александра в его лондонском доме, 57 Pont Street, Челси . [44]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Также в группе слева направо Бен Вебстер (Сесил Грэм), Наткомб Гулд (лорд Дарлингтон), Адольфус Вейн-Темпест (Чарльз Дамби) и Его Святейшество Винсент (лорд Огастес Лортон) [13]
- ↑ Ношение отмечает, что из восьмидесяти одной постановки, представленной Александром в Сент-Джеймсском театре, только восемь были написаны иностранными писателями. [1]
- ↑ Джеймс писал своему брату: «Все силы цивилизации в доме вели битву самых доблестных, продолжительных и продолжительных аплодисментов с улюлюканьем, насмешками и свистом грубиянов, чей рев (как рев клетки со зверями в какой-то инфернальный «Зоопарк») только усугублялись (как бы!) конфликтом. Это была, как вы понимаете, очаровательная сцена для нервного, чувствительного, измученного автора. [23]
- ^ Оригинальный текст из четырех актов сохранился и иногда исполняется. [26] В кат-сцене есть адвокат по имени Грибсби, который приходит вручить иск Эрнесту Уортингу (псевдоним, принятый Джоном Уортингом и Алджерноном Монкриффом) за неоплаченные счета в ресторане отеля Savoy. Александру не понравилась идея дополнительного персонажа, который появится только в одной короткой сцене. [27]
- ^ 20 фунтов стерлингов в месяц, что эквивалентно примерно 8000 фунтов стерлингов в 2017 году с использованием компаратора «трудовых заработков» на веб-сайте Measuring Worth . [29]
- ↑ В актёрский состав также входили Фред Терри, сэр Чарльз Уиндэм , Чарльз Хоутри , Уидон Гроссмит , Дион Бусико , сэр Джон Хэйр и Ирен Ванбру . [38]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Уеринг, Дж. П. Александр, сэр Джордж (настоящее имя Джордж Александр Гибб Самсон) (1858–1918)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press. Проверено 5 февраля 2019 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Jump up to: а б «Александр, сэр Джордж (19 июня 1858–16 марта 1918), актер и менеджер Театра Сент-Джеймс» , «Кто есть кто и кто был кем », Oxford University Press. Проверено 5 февраля 2019 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б «Смерть сэра Джорджа Александра», The Times , 16 марта 1918 г., стр. 8
- ^ «Провинциальные спектакли», The Era , 21 марта 1880 г., с. 9 и 9 мая 1880 г., с. 8
- ^ «Реклама и уведомления», The Era , 5 марта 1881 г., стр. 15
- ^ Jump up to: а б «Беседа с мистером Гео Александром», The Era , 26 сентября 1891 г., с. 7
- ^ «Леди Александр», The Times , 21 октября 1946 г., стр. 7
- ^ «Театральные сплетни», The Era , 4 ноября 1882 г., стр. 8
- ^ «Утренник мисс Уоллис», The Era , 31 марта 1883 г., стр. 4
- ^ «Драма», Атенеум , 22 сентября 1883 г., с. 380; и «Театр Сент-Джеймс», The Standard , 18 апреля 1884 г., стр. 3
- ^ «Драма в Америке», The Era , 29 ноября 1884 г., с. 17 и 13 декабря 1885 г., с. 15
- ^ «Театральные сплетни», The Era , 14 ноября 1885 г., стр. 8
- ^ "Группа из "Веера леди Уиндермир" , Национальная портретная галерея. Проверено 5 февраля 2019 г.
- ^ Мейсон, с. 210
- ^ Jump up to: а б с д и «Джордж Александер и театр Сент-Джеймс», The Era , 24 июня 1899 г., с. 13
- ^ Мейсон, с. 2
- ^ Паркер, стр. 97, 103, 187, 225, 887 и 898.
- ^ Дурбах, Эррол. «Вспоминая Тома Робертсона (1829–1871)» , «Образовательный театральный журнал» , октябрь 1972 г.), стр. 284–288 (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б Пирсон, с. 74
- ^ Raby, p. 144
- ^ Мейсон, с. 63
- ^ Брайт, Эддисон. «Джордж Александр», Театр, май 1892 г., стр. 240.
- ^ Jump up to: а б Хорн, Филип. «Джеймс, Генри (1843–1916), писатель» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press. Проверено 5 февраля 2019 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ Пирсон, стр. 75 и 77.
- ^ Морли, с. 104
- ^ Фишер, Марк. «Как важно быть серьезным» , The Guardian , 1 ноября 2010 г.
- ↑ Михаил, Э. Х. «Версия в четырёх актах о том, как важно быть серьёзным » , Современная драма , осень 1968, стр. 263–266 (требуется подписка)
- ^ « Как важно быть серьезным : первая постановка, 1895» , Музей Виктории и Альберта. Проверено 7 февраля 2019 г.
- ^ «Пять способов расчета относительной стоимости суммы британских фунтов с 1270 года по настоящее время» , Измерение стоимости. Проверено 7 февраля 2018 г.
- ^ Морли, стр. 119 и 146–147.
- ^ «Полиция», The Times , 5 ноября 1895 г., стр. 13
- ^ «Театры в 1895 году», The Times , 3 января 1896 года, стр.12.
- ^ «Театр Сент-Джеймс», The Morning Post , 21 июня 1895 г., стр. 3
- ^ «Как вам это понравится», The Era , 5 декабря 1896 г., стр. 13
- ^ «Театр Сент-Джеймс», The Times , 7 марта 1902 г., стр. 3
- ^ Паркер, с. 1217
- ^ Паркер, с. 1218
- ^ «Незабываемое выступление», The Times , 18 мая 1911 г., стр. 8
- ^ Александр, стр. 14, 16 и 138.
- ^ Сазерленд, с. 39
- ^ Пирсон, стр. 79–81.
- ^ Уилсон, с. 14
- ^ «Сэр Джордж Александр», The Times , 3 марта 1918 г., стр. 3
- ^ «Александр, сэр Джордж (1858–1918)» , English Heritage. Проверено 17 августа 2012 г.
Источники
[ редактировать ]- Мейсон, AEW (1935). Сэр Джордж Александр и театр Сент-Джеймс . Лондон: Макмиллан. OCLC 869837482 .
- Морли, Шеридан (1976). Оскар Уайльд . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-297-77160-9 .
- Паркер, Джон, изд. (1925). Кто есть кто в театре (пятое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. ОСЛК 10013159 .
- Пирсон, Хескет (1922). Современные мужчины и ряженые . Нью-Йорк: Харкорт, Брейс. OCLC 474214741 .
- Сазерленд, Люси (2020). Георгий Александр и работа актера-менеджера . Чам, Швейцария. ISBN 978-3-030-40935-7 . OCLC 1164582654 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Уилсон, Джордж (2016). «Места отдыха: места захоронения более 14 000 известных людей» (3-е изд.). Макфарланд. ISBN 978-0-786-47992-4 .
- Вуллард, Джон; Уиллис, Алан (2000). Результаты местных выборов двадцатого века. Том 1: Результаты выборов в Совет лондонского графства 1889–1961 гг. и в столичные районы Лондона 1900–1928 гг. (PDF) . Избирательный центр.
- 1858 рождений
- 1918 смертей
- Английские актеры-мужчины 20-го века
- Актеры-менеджеры
- Актеры удостоены рыцарских званий
- Британские актеры-политики
- Английские актеры-мужчины
- Английские театральные менеджеры и продюсеры
- Рыцари Бакалавр
- Члены Совета лондонского графства
- Политики Партии муниципальных реформ
- Актеры-мужчины из Ридинга, Беркшир.
- Менеджеры театра XIX века
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Смертность от туберкулеза в Англии
- Смертность от диабета в Соединенном Королевстве
- Английские бизнесмены XIX века