Чарльз Уиндэм (актер)

Сэр Чарльз Уиндэм (23 марта 1837 — 12 января 1919), урожденный Чарльз Калвервелл , был английским актером и владельцем театра. Театр Уиндема в Лондоне назван в его честь, и он также построил неподалеку Новый театр (ныне Театр Ноэля Кауарда).
Семья Уиндема хотела сделать ему медицинскую карьеру, и он изучал медицину, а в свободное время с энтузиазмом участвовал в любительских спектаклях. Разрываясь между медициной и сценой, он провел три года в США в качестве хирурга в армии Союза во время Гражданской войны в США и дважды безуспешно выступал на сцене Нью-Йорка. Вернувшись в Великобританию и зарекомендовав себя как актер, он совершил дальнейшие поездки в США в период с 1882 по 1910 год, играя в театрах по всей стране.
В Лондоне Уиндем стал известен своими комическими способностями, как в легкой комедии, так и в фарсе . Он принял на себя управление театром «Критерий» в 1876 году и руководил им более 20 лет. «Фарс-критерий» стал привычной чертой театра Вест-Энда : обычно рискованные французские пьесы были смягчены, чтобы не шокировать викторианскую британскую публику. Позже Уиндем был известен своими появлениями в исторических костюмированных драмах, прежде всего в « Т.В. Робертсона » Дэвиде Гаррике , который он часто возрождал. Среди авторов, писавших для него, были У.С. Гилберт , Ф.К. Бернанд и Генри Артур Джонс . Оскар Уайльд написал «Как важно быть серьезным», имея в виду Уиндема, но обстоятельства помешали ему сыграть в ней.
Wyndham заказал два лондонских театра, оба спроектированные WGR Sprague : Wyndham's, открытый в 1899 году, и New, открывшийся четыре года спустя. Он вышел на пенсию в 1913 году и умер в своем лондонском доме в 1919 году в возрасте 81 года.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]
Уиндем родился в Ливерпуле 23 марта 1837 года и был вторым сыном майора Ричарда Калвервелла (ок. 1820–1860) и его жены Мэри Энн. У него был один брат, не переживший детства, и три сестры. В биографиях, опубликованных при жизни Уиндема, говорится, что Калвервелл был врачом. [ 1 ] [ 2 ] но в Оксфордском национальном биографическом словаре (2011) Майкл Рид пишет:
Уиндем посещал школы-интернаты в Англии, Шотландии, Германии и Франции. В Шотландии он приобрёл вкус к любительским спектаклям, а в Париже он часто посещал Комеди -Франсез и Театр дю Пале-Рояль . Первый был известен своим классическим стилем, а второй имел давнюю традицию фарса ; оба оказали формирующее влияние на его игру. [ 3 ] Он изучал медицину в Королевском колледже в Лондоне , а также в Хирургическом колледже и Анатомической школе Питер-Стрит в Дублине, и, несмотря на встречную привлекательность любительского актерского мастерства и посещения театра, в 1857 году он получил квалификацию MRCS и доктора медицины. степень в Гиссенском университете в 1859 году. [ 3 ] В 1860 году он женился на Эмме Зильберрад (ок. 1837–1916), члене немецкой аристократической и богатой семьи. Прочтите комментарии: «Женившись на этом доме торговых принцев, Уиндем избавился от страха перед нищетой, который преследовал других актеров». [ 3 ]
В феврале 1862 года Уиндем, уже принявший к тому времени свою сценическую фамилию, [ н 1 ] дебютировал в Королевском театре в главной юношеской роли вместе с молодой, но уже опытной Эллен Терри . Ее игра получила высокую оценку; его не было. [ 4 ] В то время некоторые менеджеры лондонских театров практиковали привлечение любителей к участию в видных ролях в профессиональных труппах, и The Examiner принял Уиндема за такого любителя. [ 5 ] Он проработал в компании Royal шесть месяцев и после своего неудачного дебюта начал получать отличные отзывы. В фарсе «Дедушка Уайтхед» он заслужил похвалу театральной газеты «Эра» , которая назвала его «очень многообещающим легким комиком», а его игру «настолько легкой, естественной и совершенной, насколько это необходимо». [ 6 ] В более позднем обзоре сезона The Era сказала:

Все еще не определившись между театральной и медицинской карьерой, но слишком предприимчивый по духу, чтобы наслаждаться идеей стать семейным врачом. [ 8 ] Позже, в 1862 году, Уиндем отправился в США, решив стать офицером медицинской службы в армии Союза во время Гражданской войны в США . Военные власти не решались записать его на службу, но он успешно выстоял и служил до тех пор, пока война почти не закончилась. [ 9 ] [ н 2 ] В перерывах от военной службы он дважды безуспешно выступал на сцене Нью-Йорка, сначала в труппе под руководством Джона Уилкса Бута (впоследствии убийцы Авраама Линкольна ), [ 9 ] [ 12 ] а затем в миссис Джон Вуд . труппе [ 13 ]
Профессиональный рост, 1865–1873 гг.
[ редактировать ]В 1865 году Уиндем вернулся в Англию. [ 3 ] Он возобновил свою карьеру на британской сцене, сыграв главную роль в написанной им пьесе « Хранитель миледи» , которая открылась в Королевском театре в Манчестере в июле. Местный корреспондент The Era умеренно похвалил пьесу и сказал, что Уиндхэм «обладает врожденным талантом легкого комика». [ 14 ] Когда Уиндхэм перевез постановку в Ливерпуль, та же газета описала его как «одного из самых опытных актеров, которых мы видели за долгое время». [ 15 ] получить участие в Вест-Энде . Его успех в этой и других провинциальных постановках позволил ему в следующем году [ 16 ]
Уиндхэм присоединился к королевской компании в мае 1866 года под руководством Пэтти Оливер . Он сыграл сэра Артура Ласеллеса в Мэддисона Мортона известной пьесе « Все, что блестит, не золото », поставленной в качестве второстепенной пьесы к новой феерии . [ 17 ] Из его более поздних ролей в этом сезоне самой заметной была роль контрабандиста Хэтчетта в Ф. К. Бернанда новом и чрезвычайно популярном бурлеске Дугласа Джерролда по морской комедии «Черноглазая Сьюзен » с Оливером и Нелли Бромли . [ 17 ] Бернанд был впечатлен Уиндхэмом – его танцами так же, как и его игрой. [ 18 ]

В 1867 году Уиндем присоединился к труппе театра Сент-Джеймс играл с Генри Ирвингом , где впервые . В сентябре и октябре того же года он появился в Театре Принца в Манчестере в Кейт Терри прощальном сезоне , в котором среди его ролей были Меркуцио в «Ромео и Джульетте» , Клаудио в «Много шума из ничего» , клоун Модус в «Джеймсе Шеридане Ноулзе». и «Горбун» Лаэрт в «Гамлете» . [ 19 ] Прежде чем вернуться в Вест-Энд, он отправился в свой родной город Ливерпуль, чтобы сыграть роль Роберто в У. С. Гилберта феерии «Вивандьер» . Газета Liverpool Mercury сообщила: «В игре, пении и танцах он увлекал за собой публику». [ 20 ]
Вернувшись в Лондон, Уиндэм был приглашен в Королевский театр Лонг-Акр , и там в октябре и ноябре 1867 года - в роли галантного Дюжардена в «Двойном браке» и соблазнителя Хоксли в «Тихие воды бегут глубоко » - он снова стал партнером Эллен Терри. [ 19 ] В компанию Queen's также входили Ирвинг, Дж. Л. Тул , Лайонел Бро , Генриетта Ходсон , Харриет Эверард и Ада Дайас , которые все появились вместе с Уиндемом в январе 1868 года в фильме Г. Дж. Байрона « Дорогой, чем жизнь» , представленном в двойном счете с лондонской постановкой. , «Вивандьера» в котором прежнюю роль Уиндема сыграл Бро. [ 21 ]
В 1868 году Уиндем сделал свой первый шаг в менеджменте, когда он взял Театр Принцессы , поставив в сезоне три пьесы, но затея не увенчалась успехом. Он вернулся в США и появился в Театре Уоллака в 1869 году, сыграв Чарльза Сёрфеса в «Школе скандала» — роль, которую он сделал особенно своей. [ 9 ] После еще нескольких постановок в Нью-Йорке и завоевав репутацию легкого комика, он основал собственную американскую гастрольную компанию, начав с The Lancers. [ н 3 ] в Вашингтоне, округ Колумбия, в марте 1871 года. Он продолжал гастролировать по США до 1873 года, с репертуаром из 20 пьес, в основном комедий. [ н 4 ]
Фарс и критерий, 1873–1881 гг.
[ редактировать ]
Уиндхэм вернулся в Англию в 1873 году и появлялся у различных режиссеров, включая Бэнкрофтов , в новых пьесах и возрождениях классики (в роли Джека Ровера в «Дикой овсе» и снова Чарльза Сёрфеса). В Придворном театре в мае 1874 года он сыграл Боба Сакетта в новом фарсе «Брайтон» ; [ n 5 ] «Кто есть кто в театре» сообщает, что «успех его в этой пьесе был очень велик, и пьеса оставалась козырной картой в его репертуаре на долгие годы». [ 19 ] Позже газета «Таймс» описала эту пьесу как «основоположницу его состояния, [которая] направила его на театральный путь, в котором ему не было равных».
В сентябре 1874 года Уиндем открыл серию утренников в Хрустальном дворце , в которых за три года он представил почти сотню пьес и сыграл во многих из них, в том числе в таких ролях, как Бассанио в «Венецианском купце » и Мефистофель в «Фаусте и Маргарите». ; он поставил, но не появился в Эдипе» Софокла « Антигоне и в Колоне . [ 19 ]
Уиндхэм впервые появился в Театре «Критерион» в декабре 1875 года в Брайтоне , а в следующем году он взял на себя управление этим театром, которое сохранял более 20 лет. [ 9 ] The Times описала Criterion под Wyndham как «дом фарса, а Wyndham - как непревзойденного исполнителя и постановщика». [ 9 ] [ n 6 ] Многие из представленных им пьес были французскими адаптациями, в которых точность и скорость постановок Пале-Рояля его юности оказали значительное влияние на его постановки. [ 3 ] Некоторые материалы Пале-Рояля требовали разумной модификации для респектабельной английской аудитории 1870-х годов, но «Таймс» писала: «Его грация и живость были очаровательны, а его легкость прикосновений облегчала живость оскорблений». Читай пишет:
Уиндхэм не всегда играл в своих постановках; он снялся в Джеймса Олбери ( «Розовом домино» 1877, 555 спектаклей). [ н 7 ] Бернанда но не появлялся в «Бетси» (1879, 408 представлений). [ 28 ] [ н 8 ] Редким провалом стал фарс Гилберта «Фея Фоггерти» (1881), в котором Уиндем появился со своим бывшим работодателем, миссис Джон Вуд; он открылся 15 декабря и закрылся 6 января. [ 31 ] [ n 9 ]
Костюмированная драма, 1882–1899 гг.
[ редактировать ]
В 1882 году Уиндем снова посетил Соединенные Штаты, где оставался восемнадцать месяцев. Его компания Criterion была первой английской труппой, достигшей западного побережья Америки. [ 3 ] По возвращении в Лондон он успешно продолжал фарс в современном стиле в течение нескольких лет, прежде чем обратиться к старинным пьесам, сначала в возрожденной пьесе Wild Oats в мае 1886 года, а затем в том же году в Т.В. Робертсона « Дэвид Гаррик пьесе ». с которым он стал тесно связан, сыграв главную роль сотни раз, в том числе в постановке на немецком языке (в собственном переводе), с которой он гастролировал по Европе в 1888 году, выступая в Санкт-Петербурге перед царем Александром III и его двором. [ 12 ] [ 19 ]
Дэвид Гаррик оставался главной ролью Уиндема в исторических костюмах, но в течение следующего десятилетия он представил еще несколько, в том числе « Дион Бусико » Лондонскую гарантию (в роли «Ослепление», 1890) и комедии 18-го века Голдсмита , Шеридана и О'Кифа . Несмотря на его значительный успех в этих пьесах, Рид пишет, что многие считали его лучшим достижением из всех «изображение мягких, титулованных светских людей, циничных, но нежных» в пьесах, написанных для него Генри Артуром Джонсом : Лорд Клайвбрук в Магазин безделушек (1893), сэр Ричард Като, королевский адвокат в «Деле мятежной Сьюзен» (1894), доктор Кэри в «Враче» (1897), полковник сэр Кристофер Диринг в «Враче» Лжецы (1897) и сэр Дэниел Картерет в защите миссис Дейн (1900). [ 3 ]
Уиндем упустил шанс сыграть одну из главных ролей Оскара Уайльда . Уайльд смоделировал Джона Уортинга в «Как важно быть серьезным» на сценическом образе Уиндема, и Уиндхэм принял пьесу к постановке. Прежде чем его удалось приступить к репетиции, у его коллеги-актера-менеджера Джорджа Александера случился внезапный кризис, когда постановка провалилась, и у него не было пьесы, которой можно было бы следовать. По просьбе Уайльда Уиндхэм передал права, и Александр поставил «Важность» в феврале 1895 года. Уайльд пообещал Уиндему свою следующую пьесу, но этого не произошло, так как позже, в 1895 году, Уайльд был опозорен и заключен в тюрьму, и его карьера подошла к концу. [ 33 ] [ 34 ]
В 1897 году Уиндем расстался со своей женой. Его партнершей на всю оставшуюся жизнь стала актриса Мэри Мур , вдова Джеймса Олбери; она стала ведущей леди Уиндема в 1885 году и его деловым партнером в 1896 году. [ 3 ] новый театр, которому он дал свое имя В ноябре 1899 года Уиндем открыл на Чаринг-Кросс-роуд . [ 12 ] Театр Уиндема , спроектированный WGR Sprague , имел более глубокую и широкую сцену, чем Criterion, а вместимость зрительного зала была на 20 процентов больше. [ 35 ] Уиндхэм открыл свой новый театр возрождением Дэвида Гаррика , пожертвовав выручку от первого вечера в размере 4000 фунтов стерлингов на благотворительность. [ 19 ]
Более поздние годы, 1900–1919 гг.
[ редактировать ]В апреле 1900 года Уиндем сыграл главную роль в Эдмона Ростана » «Сирано де Бержераке . Рид предполагает, что отсутствие раннего опыта работы в провинциальном репертуаре привело к тому, что Уиндему пришлось технически бороться с ролью, столь отличающейся от его обычных ролей, но отзывы были дружелюбными, [ 36 ] и это была пьеса, которая не привлекла публику. [ 12 ] Он вернулся к своей признанной специальности - современной комедии. [ 19 ]

В 1902 году на церемонии коронации Уиндем был посвящен в рыцари . [ 37 ] В 1903 году он открыл еще один театр, «Новый» (позже названный «Олбери», а с 2006 года — « Театр Ноэля Кауарда» ), на Сен-Мартинс-лейн , примыкающий к Уиндему. В том же году он и его компания предстали перед Эдуардом VII и его двором в Виндзорском замке , у Дэвида Гаррика ; Тейлора во втором командном выступлении в Виндзоре в 1907 году Уиндхэм сыграл Джона Милдмэя в «Тихие воды бегут глубоко» , в котором он впервые сыграл (в другой роли) у королевы сорок лет назад. [ 19 ] Он продолжал действовать в США, появляясь там в 1904, 1909 и 1910 годах. Его память начала ухудшаться, и в 1913 году он ушел в отставку после финального выступления Дэвида Гаррика . [ 3 ] В 1916 году его бывшая жена умерла, и он женился на Мэри Мур. [ 3 ]
Уиндем умер от пневмонии, вызванной гриппом , 12 января 1919 года в своем доме на Йорк-Террас , Риджентс-парк , Лондон. У него остались вторая жена, сын (Говард Уиндэм, который также был театральным менеджером) и дочь от первого брака. [ 3 ] Он был похоронен 16 января на кладбище Хэмпстед , а поминальная служба прошла в церкви Святого Мартина в полях . [ 38 ]
Примечания, ссылки и источники
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В октябре 1886 года он официально взял фамилию по результатам опроса . [ 3 ]
- ↑ По некоторым сведениям, Уиндем присутствовал в сражениях при Фредериксбурге , Ченселлорсвилле и Геттисберге , прежде чем пройти кампанию на Красной реке под командованием генерала Бэнкса . [ 9 ] [ 10 ] но исследования, опубликованные Круглым столом Гражданской войны в США, показывают, что его военная карьера была сосредоточена в Сент-Луисе , Форт-Шайлер , Порт-Гудзоне (после осады) и Беверли, штат Нью-Джерси . [ 11 ]
- ^ Комедия Лестера Вернона , адаптированная из Fils de Famille Le водевильной комедии Жана -Франсуа Баярда и Эдмона де Бьевиля . [ 22 ]
- ^ Спектакли были «Каста », «Дебютантка» , «Развод» , « Друзья» , «Счастливая пара » , «Дом» , «Дженни Линд» , «Уланы» , «Лондонская страховка» , «Мраморное сердце » , «Миссия Мефисто» , «Молочно-белый» , «Наш» , «Прогресс» , «Впереди скалы» , «Саратога » , «Школа . » «Серьезная семья» , «Ветеран» и «Маленькая игра вудкока» . [ 19 ]
- ↑ «Брайтон » Фрэнка Маршалла был основан на американской комедии « Саратога » Бронсона Ховарда (который позже женился на одной из сестер Уиндема). [ 23 ] Уиндем представил оригинал во время своего турне по США в 1871–1873 годах. [ 24 ] Маршалл и Уиндхэм открыто признали игру Ховарда основой «Брайтона» , но Ховард был раздражен тем, что в некоторых хвалебных отзывах в британской прессе о нем не упоминалось. [ 25 ]
- ↑ В XIX веке термин «режиссёр» охватывал художественные функции, приписываемые теперь режиссёрам, а также чисто технические аспекты постановки, которыми впоследствии стал ограничиваться термин «режиссёр». [ 26 ]
- ↑ Характерный пример фарса «Критерион», адаптированного с французского языка: «Розовые домино» — это англизированная версия « Розы Ле Домино» Альфреда Делакура и Альфреда Эннекена , премьера которой состоялась в апреле 1876 года в Театре дю Водевиль в Париже, где было проведено 127 представлений. [ 27 ]
- ↑ Еще одна пьеса по французской пьесе « Бебе » Эннекен и Эмиля де Нажака было представлено 214 спектаклей , по которой в 1877 году в Театре Гимназ . [ 29 ] Бернанду пришлось значительно смягчить рискованный французский оригинал для своей английской аудитории. [ 30 ]
- ↑ Тем не менее, выступление Уиндема получило высокую оценку. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Пембертон, с. 1
- ^ Шор, с. 1
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Читай, Майкл. «Уиндэм, сэр Чарльз (настоящее имя Чарльз Калвервелл) (1837–1919), актер и театральный менеджер». Архивировано 3 августа 2020 года в Wayback Machine , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2011. Проверено 16 августа 2020 года (подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) Требуется
- ^ «Общественные развлечения», Иллюстрированная газета Ллойда , 9 февраля 1862 г., стр. 8; и «Театральный и музыкальный эксперт», The Examiner , 15 февраля 1862 г., стр. 9
- ^ «Театральный и музыкальный экзаменатор», The Examiner , 15 февраля 1862 г., стр. 9
- ^ «Театры», The Era , 2 марта 1862 г., с. 11
- ^ «Театры», The Era , 13 апреля 1862 г., стр. 10
- ^ Пембертон, с. 7
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Смерть сэра Чарльза Уиндема», The Times , 13 января 1919 г., стр. 11
- ^ Паркер, Гэй и др. , с. 2638
- ^ «Британский актер/хирург в армии Линкольна». Архивировано 9 августа 2016 года в Wayback Machine , перепечатано из Crossfire 1989 года. журнала
- ^ Jump up to: а б с д Чайлд, Его Высочество «Виндхэм, сэр Чарльз (1837–1919). Архивировано 21 августа 2020 года в Wayback Machine », Национальном биографическом словаре , Macmillan 1927 и Oxford University Press, 2004. Проверено 16 августа 2020 года подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ). ( требуется
- ^ Пембертон, стр. 26–28
- ^ «Провинциальные спектакли», The Era , 9 июля 1865 г., с. 12
- ^ «Мистер Чарльз Виндхэм в опекуне Ее светлости », The Era , 6 августа 1865 г., стр. 10
- ^ Пембертон, с. 35
- ^ Jump up to: а б Пембертон, с. 36
- ^ Бернанд, с. 302
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Паркер, Гэй и др. , стр. 2638–2641 гг.
- ^ «Новая бурлеск-компания в Сент-Джеймс-холле», The Liverpool Mercury , 17 июня 1867 г., стр. 5
- ^ "La Vivandière", Pall Mall Gazette . 28 января 1868 г., с. 11
- ^ «Театр Сент-Джеймс», The Morning Post , 7 ноября 1871 г., стр. 6
- ^ «Смерть миссис Бронсон Ховард», The Times , 24 июня 1914 г., стр. 13
- ^ «Драма», The Examiner , 13 июня 1874 г., с. 22
- ^ Ховард, Бронсон. «Брайтон», «Таймс» , 10 августа 1874 г., стр. 3
- ^ «Менеджер сцены» , Оксфордский словарь английского языка , Oxford University Press, 2020. Проверено 10 мая 2020 г. (требуется подписка) «Домашняя страница: Оксфордский словарь английского языка» . Архивировано из оригинала 21 августа 2020 года . Проверено 21 августа 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Ноэль и Столлиг (1877), стр. 467–468.
- ^ Гэй, стр. 1528 и 1536.
- ^ Ноэль и Столлиг (1878), с. 334
- ^ « Бетси в The Criterion», The Era , 10 августа 1979 г., стр. 5
- ^ "Театр Критерион", The Morning Post , 16 декабря 1881 г., стр. 3; и «Уведомления», The Times , 6 января 1882 г., стр. 6 и 7 января 1882 г., с. 8
- ^ «Театр Критерион». Архивировано 21 августа 2020 года в Wayback Machine , The Illustrated Sporting and Dramatic News , 24 декабря 1881 года, из Архива Гилберта и Салливана. Проверено 17 августа 2020 г.
- ^ Уайльд, стр. 418–419.
- ^ Эдвардс, Оуэн Дадли. «Уайльд, Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс (1854–1900), писатель» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press. Проверено 16 августа 2020 г. подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании ) ( требуется
- ^ "Театр Уиндема", The Morning Post , 16 ноября 1899 г., стр. 6
- ^ «Мистер Виндхэм в Сирано де Бержераке », London Evening Standard , 20 апреля 1900 г., стр. 5; «Неделя в пьесе», The Outlook , 28 апреля 1900 г., стр. 406–406; и «Сирано де Бержерак в театре Уиндема», Illustrated Sporting and Dramatic News , 2 июня 1900 г., стр. 5
- ^ «Коронационные почести», The Times , 26 июня 1902 г., стр. 5
- ^ «Смерти», The Times , 17 января 1919 г., стр. 11
Источники
[ редактировать ]

- Бернанд, ФК (1905). Записи и воспоминания . Лондон: Метуэн. OCLC 1052533797 .
- Гэй, Фреда, изд. (1967). Кто есть кто в театре (четырнадцатое изд.). Лондон: сэр Исаак Питман и сыновья. OCLC 5997224 .
- Рождество, Эдвард; Эдмонд Столлиг (1877). Летопись театра и музыки, 1876 год . Париж: Плотник. OCLC 172996346 .
- Рождество, Эдвард; Эдмонд Столлиг (1878). Летопись театра и музыки, 1877 год . Париж: Плотник. OCLC 172996346 .
- Паркер, Джон; Фреда Гэй; и др. (1978). Кто был кем в театре: Том 4 – Q – Z. Детройт: Гейл. OCLC 310466463 .
- Пембертон, Т. Эдгар (1904). Сэр Чарльз Виндхэм: Биография . Лондон: Хатчинсон. OCLC 1084942972 .
- Шор, Флоренс Тинмут (1908). Сэр Чарльз Уиндем . Лондон: Бодли Хед. OCLC 1120894484 .
- Уайльд, Оскар (1962). Руперт Харт-Дэвис (ред.). Письма Оскара Уайльда . Лондон: Харт-Дэвис. OCLC 460734743 .
- 1837 рождений
- 1919 смертей
- Английские актеры-мужчины XIX века
- Менеджеры театра XIX века
- Актеры-менеджеры
- Актеры удостоены рыцарских званий
- Выпускники Королевского колледжа Лондона
- Хирурги армии Союза
- Похороны на кладбище Хэмпстед
- Смертность от пандемии испанского гриппа в Англии
- Английские актеры-мужчины
- Рыцари Бакалавр
- Актеры-мужчины из Ливерпуля
- Смертность от пневмонии в Англии