Дом золота
![]() Общий план Domus aurea | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | Регион 3 Исида с Сераписом |
---|---|
Координаты | 41 ° 53′29 ″ с.ш. 12 ° 29′43 ″ E / 41,89139 ° N 12,49528 ° E |
Тип | Римская вилла |
История | |
Строитель | Нерон Клавдий Цезарь Август, немецкий |
Основан | в 64–68 г. н.э. |

Domus Aurea ( латынь , «Золотой дом») был обширным ландшафтным комплексом, построенным императором Нероном , в основном на Оппианском холме в самом сердце древнего Рима после того, как великий огонь в 64 году нашей эры разрушил большую часть города. [ 1 ]
Он заменил и расширил его Domus Transitoria , которую он построил в качестве своего первого дворцового комплекса на сайте. [ 2 ] [ 3 ]
История
[ редактировать ]Строительство началось после большого огня 64 и было почти завершено до смерти Нерона в 68 году, что удивительно короткое время для такого огромного проекта. [ 4 ] Нерон проявил большой интерес к каждой детали проекта, согласно Tacitus , [ 5 ] и наблюдал за инженером-архитекторами, Селером и Северусом, которые также отвечали за попытку судоходного канала, с которым Нерон надеялся связать Мизенум с озером Авернус . [ 6 ] [ 7 ]
Император Ото [ 8 ] и, возможно, Титу выделил деньги, чтобы закончить, по крайней мере, структуру на Оппианском холме; Это продолжало быть обитаемым, в частности, императором Вителеем в 69, но только после того, как заболел, [ 9 ] Пока он не был уничтожен в пожаре под Траджаном в 104 году. [ 10 ]
Символ упадка, который вызвал серьезное смущение для преемников Нерона, Domus Aurea был лишен мрамора, драгоценностей и слоновой кости в течение десятилетия. [ 11 ] Несмотря на то, что вилла Oppian продолжала обитаться в течение нескольких лет, вскоре после смерти Нерона другие части дворца и территории охватывают 2,6 км. 2 (с. 1 миль 2 ), были заполнены землей и построены над: ванны Тита уже строились на части площадки, вероятно, частные ванны, в 79 году нашей эры. [ 12 ] [ 13 ] На месте озера, в середине территории дворца, Веспасиан построил флавийский амфитеатр , который может быть затоплен по желанию, [ 14 ] с колоссами Нерона рядом с ним. [ 1 ] Ванны Траяна , [ 1 ] [ 15 ] и храм Венеры и Рома также были построены на месте. В течение 40 лет дворец был уничтожен. Как это ни парадоксально, это обеспечило выживание стен, защищая их от влаги. [ 16 ] [ 12 ] [ 17 ]
Повторное открытие
[ редактировать ]
Когда молодой римский непреднамеренно упал сквозь расщелину на склоне холма эскилина в конце 15 -го века, он оказался в странной пещере или гроте, наполненном нарисованными фигурами. [ 11 ] Вскоре молодые артисты Рима сами уволили доски, завязанные в канатах, чтобы увидеть сами. [ 18 ] Фрески четвертого стиля , которые были обнаружены, тогда исчезли, но эффект от этих свежевыносимых гротеск [ 19 ] Украшения ( итальянские : Grotteschi ) были наэлектризованы в раннем ренессансе , который только что прибыл в Рим.
Когда Рафаэль и Микеланджело ползали под землей и были разочарованы валы, чтобы изучить их, картины были откровением истинного мира древности. [ 20 ] Помимо граффити подписи более поздних туристов, таких как Казанова и Маркиз де Сейд, поцарапаны на фреске на расстоянии [ 21 ] [ Проверка необходима ] [ 22 ] Липпи и , and Филиппино [ 23 ]
Четыре из фресков были удалены в 1668 году; Единственная известная выживаемая фреска в настоящее время находится во владении Ашмольским музеем (в настоящее время не выставлен). [ 24 ]
Эффект фресков областя на артистов эпохи Возрождения был мгновенным и глубоким (это можно увидеть наиболее очевидно в украшении Рафаэля для логгиаса в Ватикане), а также белые стены, деликатные добычи и полосы фриза - запасы, содержащие цифры или пейзажи - имеют есть вернулся с интервалами с тех пор, особенно в неоклассицизме конца 18 -го века , [ 25 ] Сделать Famulus одним из самых влиятельных художников в истории искусства.
20 -й век до настоящего времени
[ редактировать ]Открытие павильона привело к прибытию влаги, начав медленный, неизбежный процесс распада; Влажность иногда достигает 90% внутри Domus. [ 20 ] Сильный дождь был обвинен в крах куски потолка. [ 26 ] Присутствие деревьев в парке выше наносило дальнейший ущерб. [ 27 ] [ 13 ]
Вес Земли на DOMUS также вызывал проблему. [ 12 ] [ 28 ] Растущая обеспокоенность по поводу состояния здания привела к закрытию в конце 2005 года для дальнейшей реставрационной работы. [ 29 ] Комплекс был частично вновь открыт в 2007 году, но закрыт в 2008 году из -за проблем безопасности. [ 20 ]
30 марта 2010 года 60 квадратных метров (650 квадратных футов) хранилища галереи рухнули. [ 17 ]
Domus вновь открылся в 2014 году. [ 30 ]
Строительство
[ редактировать ]


Суэтоний утверждает, что Неро и Домус Аурея:
Когда здание было закончено в этом стиле, и он посвятил его, он не соизводил, чтобы ничего не сказать больше на пути к одобрению, чем то, что он, наконец, начал жить как человек. [ 31 ]
Комплекс Domus aurea покрыл части склонов Палатина , Оппианского и Каельского холма , [ 27 ] с искусственным озером в болотистой долине. Площадь недвижимости может быть только аппроксимирована, так как большая часть ее не выкопана. Некоторые ученые размещают его на более чем 300 акров (1,2 км 2 ), [ 32 ] В то время как другие оценивают его размер, который был менее 100 акров (0,40 км 2 ). [ 33 ] Суэтоний описывает комплекс как «разрушительно блуждающий», поскольку он включал в себя рощи деревьев, пастбища с стадами, виноградниками и искусственным озером - Рус в Урбе , «сельская местность в городе». [ 34 ] [ 35 ] Основная резиденция Нерона оставалась имперскими дворцами Палатина, в то время как павильон на оптининге использовался, когда он предпочитал оставаться в Хорти , а здания с вестибулмом и застоямными лицами использовались для праздников, где он принимал жителей Рима. [ 36 ]
Чтобы снабжать свое озеро в долине между Палатиновым, Оппианским и Каельским, Нерон отвлек воду из Аква Клаудии специально построенным ветвью, известным как Аркус Нерониани . [ 37 ] Это простиралось в 2 км к западу от Клаудии до южной стороны Каельского холма.
Он также построил нимфуум на восточной стороне Каельского, видимого через долину из павильона и против восточной стены незаконченного храма Клавдия . [ 38 ] [ 39 ] Нимфаум ; состоял из многоуровневых колонн и полукруглых и прямоугольных ниш Он содержал бы большую скульптурную группу в центре. Археологические раскопки подтверждают, что вода каскадировала с вершины нимфаума в 4 бассейна. Акведук кормил нимфуум и, в конечном счете, озером. [ 40 ]
Нерон также поручил греческому Zenodorus колоссальную 35,5 м (120 RF ) высокую бронзовую статую его, Colossus Neronis . [ 31 ] [ 11 ] Плиний Старший , однако, ставит свою высоту всего на 30,3 м (106,5 РЧ). [ 41 ] Статуя была размещена недалеко от главного входа в дворец на конце Via Appia [ 31 ] в большом атриуме портиков, который разделил город от частной виллы. [ 42 ] Эта статуя, возможно, представляла Неро, как солнечный бог Сол , как увидел некоторое сходство. [ 43 ] Эта идея широко распространена среди ученых, [ 44 ] Но некоторые убеждены, что Нерон не был отождествлен с Сол, пока он был жив. [ 45 ] Лицо статуи было изменено вскоре после смерти Нерона во время правления Веспасиана , чтобы сделать его по -настоящему статуей Sol. [ 13 ] [ 45 ] Адриан переместил его с помощью архитектора Decrianus и 24 слонов, [ 46 ] до позиции рядом с флавийским амфитеатром . Это здание взяло название « Колизей » в средние века, после статуи поблизости, или, как считают некоторые историки, из -за огромного размера здания. [ 34 ]
Дворец на Палатине
[ редактировать ]


Основная часть дворца, вероятно, была на Палатинском холме, и большой и блестяще украшенный набор комнат был расположен в центральной части холма под дворцом Домициан . Этот сайт был раскопан в 1721 году, когда во время раскопок был нанесен значительный ущерб. На нижних этажах содержались затонувшие сады, два павильона и художественная галерея.
В одном из этих комнат находится богатый мраморный пол, найденный под овальным фонтановым комнатой домитиана, и насыщенного нимфей с мраморными колоннами и бронзовыми столицами. Сегодня один угол нимфей был восстановлен.
Cryptoporticus nero, который соединил дворец с близлежащим Domus tiberiana, также был частью комплекса. Он длиной 130 м с мозаичными полами и сложным украшением потолка укусота с вегетативными элементами и купидами. Он лежит под Хорти Фарнезиани вдоль одной стороны Домуса Тиберианы. [ 47 ]
Возможные остатки вращающегося банкетного зала Нерона и его основной механизм были представлены археологами 29 сентября 2009 года. [ 48 ]
Сегодня одна из наиболее сохранившихся частей дворца-это квартал 50 коммунальных туалетов, который использовался бы рабами и рабочими во времена Нерона. [ 49 ]
Павильон на Оппианском холме
[ редактировать ]



Здание Золотого Дома (павильон) на Оппианском холме (часть холма эскилина) было расширено от более ранней Domus Transitoria Nero и спроектировано в основном как место развлечений, как показано на наличии 300 комнат с небольшим количеством спальных помещений. [ 11 ]
В номерах, украшенных ослепительным полированным белым мрамором с картинами выше, были богато разнообразные планы этажей, в комплекте с нишами и экзедами , которые концентрировали или рассеивали дневной свет. [ 50 ] В полах были бассейны, а в коридорах брызгали фонтаны.
План здания разделен на две части: западный прост и классический по дизайну, характеризующийся перпендикулярными осями и построен вокруг большого прямоугольного двора, который открылся в направлении долины и озера. Восточная часть имеет гораздо более богатый дизайн [ 51 ] [ 52 ] С двумя из основных столовых, фланкирующих восьмиугольный суд, увенчанный куполом с гигантским центральным окулом, чтобы впустить свет. [ 1 ] Это было раннее использование римской бетонной конструкции.
У него также был верхний этаж на том же уровне, что и холм, на котором он покоился (на севере). [ 53 ] Выжившие части этого пола сохраняются только до высоты 30/60 см, а толщина стен также была уменьшена до 40/50 см, так что это было гораздо менее монументальное тело, чем нижний этаж. [ 54 ]
Во время ремонтных работ в конце 2018 года эксперты обнаружили комнату с бочкой (комната 72), богато украшенная пантерами , кентаврами , божьей сковородой и сфинксом , который, как полагают, была построена между 65 и 68 годами нашей эры. Фрески были похожи на то, что в Cryptoportcus (комната 92), что позволяет приписывать так называемую «A» мастерскую. [ 55 ]
Восьмиугольная комната
[ редактировать ]Восьмиугольная комната была шедевром римской архитектуры и просмотрела xystus по дорожке, чтобы посмотреть гимнастические соревнования и огромный парк. Нижняя часть купола следует за схемой восьмиугольных сегментов (например, С. купола Брунеллески Мария дель -Фиоре во Флоренции ), в то время как верхняя часть принимает круглую форму.
Эта купольная комната была триклинием , где Император проявил себя как божественный, благодаря последствиям света, который купол просочился, ассимиляя себя на Бога Аполлона . Он был построен на модели Cenatio Praecipua rotunda (столовая, потолок которой постоянно вращался, как небеса), которая в павильоне в павильоне позиционирует карандини и фрейоли. Потолок восьмиугольного зала, вероятно, мог бы вращаться с помощью механизма, созданного Celer и Severus, и аналогичного стекла, который, подключенный к открытым следам вдоль края центрального отверстия, был перемещен рабами. Парфюм распылялся, а лепестки роз были сброшены на собравшихся посетителях. Согласно некоторым отчетам, возможно, украшенным политическими врагами Нерона, в одном случае такое количество лепестков роз было отброшено, что один из несчастных гостей был удуден (аналогичная история рассказывается об императоре Элагабалусе ). [ 11 ]
По бокам восьмиугольной комнаты было две квартиры: «комната Ахилла в Скаросе» и «Комната Гектора и Андромаха», оцениваемая на их картинах. Боковые пространства служили как проходами, так и в качестве элементов поддержки для купола; Эти пространства были доступны через большие отверстия, превенчиваемые кирпичными курсами. Вероятно, это была одна из моделей, из которых знаменитый купол пантеона вдохновил вдохновение: на самом деле это ранний пример использования цементной техники, которая была разработана римлянами второго века до нашей эры для развития крупного и сформулированные внутренние пространства.
Украшение
[ редактировать ]Обширный золотой лист, который дал дворцу, его название было не единственным экстравагантным элементом его декора: штукатурные потолки столкнулись с полудрагоценными камнями и винирами слоновой кости, в то время как стены были фрески, координируя украшение в различных темах в каждой крупной группе номера. [ 56 ] Плиний Старший наблюдал, как его построили, и упоминает об этом в своей исторической истории . [ 57 ]
Одно новшество было суждено оказать огромное влияние на искусство будущего: Нерон поместил мозаику , ранее ограниченную этажами и садами, в сводчатые потолки. Выжили только фрагменты, [ 58 ] Но эта техника должна была быть широко скопирована, в конечном итоге оказалась фундаментальной чертой христианского искусства: мозаики апсии, которые украшают так много церквей в Риме, Равенне, Сицилии и Константинополе.
Фрески покрывали каждую поверхность, которая не была более богато закончена. Главным художником был Famulus (или Fabulus, или Amulius в соответствии с некоторыми источниками). [ 22 ] [ 13 ] Техника фрески, работая над влажной гипсой, требует скорейшего и уверенного касания: FAMULUS и помощники из его студии покрыли впечатляющее количество площадей стены фресками. Плиний в своей естественной истории рассказывает, как Famulus ходил всего несколько часов каждый день в Золотой дом, чтобы работать, пока свет был лучшим. Он написал:
Совсем недавно жил Амулий , могила и серьезный персонаж, но художник в флоридном стиле. У этого художника была Минерва , которая всегда появлялась в том, чтобы всегда смотреть на зрителей, с какой бы точки зрения, которую он рассматривался. Он нарисовал всего несколько часов каждый день, а затем с величайшей гравитацией, потому что он всегда держал тогу, даже когда в разгар своих орудий. Золотой дворец Нерона был тюремным домом произведений этого художника, и, следовательно, в том, что их так мало, которых можно увидеть в другом месте. [ 59 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Рот (1993)
- ^ Андреа Карандини, Дома власти в Древнем Риме, Рим-Бари, Латера, 2010, ISBN 978-88-420-9422-7Сестренка
- ^ Филиппо Коарелли, Рим, Бари и Рим, Латера, 2012 г., стр. 228
- ^ Де ла Круа, Хорст; Танси, Ричард Дж.; Киркпатрик, Дайан (1991). Искусство Гарднера на протяжении веков (9 -е изд.). Томсон/Уодсворт. п. 225 ISBN 0-15-503769-2 .
- ^ Анналы XV 42
- ^ Warden 1981: 272.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Золотой дворец Императора Нерона имел комнату с вращающимся потолком, который сбросил духи и лепестки роз на своих жителей - стр. 2 из 2» . Винтажные новости . 2016-09-18 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Suetonius, Otho 7.1
- Cassius Dio, 65, 4.1.
- ^ Филиппо Корелли (2014). Рим и окрестности: археологическое руководство . Калифорнийский университет. п. 182.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и «Домус Аурея: дворец удовольствия Нерона в Риме» . www.througheternity.com . Получено 2019-05-14 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Рим, разыскивается в (2017-07-03). «Domus Aurea: мечта безумного императора в 3D» . Разыскивается в Риме . Получено 2019-05-14 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый «Золотой дом императора - журнал археологии» . www.archaeology.org . Получено 2019-05-14 .
- ^ Br; Спектор, ON; 13 мая, старший писатель |; ET, 2019 06:42 (13 мая 2019 г.). «Археологи обнаружили скрытую камеру в подземном дворце римского императора Нерора» . Живая наука . Получено 2019-05-14 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Смитсоновский журнал, октябрь 2020 г.
- ^ «Секретная» комната Сфинкса »обнаружила 2000 лет спустя в Золотом дворце Нерона» . Япония Times Online . 2019-05-11. ISSN 0447-5763 . Архивировано с оригинала 2019-05-14 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный thintrepidguide (2016-09-23). «Domus Aurea Rome: посетите Секретный Скрытый дворец Рима» . Бесстрашное руководство . Получено 2019-05-14 .
- ^ «Таинственные скрытые руины возле блога Колизея | Рим» . Рома Опыт . 2018-05-22. Архивировано с оригинала 2019-05-14 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Из -за их подземного происхождения эти произведения были названы Grotteschi («принадлежащие к пещерам»), и их странность изменила значение слова.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в «Нерон похоронил Золотой дворец, чтобы открыться для публики - в шляпах» . Рейтер . 2014-10-24 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Британская археология июнь 1999 г.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный «Похороненный дворец удовольствия, любимый Микеланджело и Рафаэлем» . Файдон . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года . Получено 2019-05-14 .
- ^ Мюллер, Том (апрель 1997 г.). «Подземный Рим» . Атлантика . 279 (4): 48–53 . Получено 20 января 2011 года .
- ^ «Фреска рождения Адониса» . Ashmolean Collections . Получено 2024-07-16 .
- ^ Терни, Александра (2017-03-18). «Domus Aurea в Риме: 5 причин посетить дворец Нерона» . Huffpost . Получено 2019-05-14 .
- ^ Romey (см. Источники)
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Донати, Сильвия (2014-06-19). «Rome Domus Aurea нуждается в четырехлетнем восстановлении» . Журнал Италии . Получено 2019-05-14 .
- ^ Кокс, Шерил (2016-02-01). «Подземный мир Domus Aurea» . Планета Густо . Получено 2019-05-14 .
- ^ "Domus Aurea" . Мировой фонд . Получено 2019-05-14 .
- ^ «Rome Domus Aurea открывается после шестилетнего восстановления» . Artnet News . 2014-10-27 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в Suetonius Life of Nero, 31
- ^ Рот: 227
- ^ Warden 1981: 271
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный М, Даттатрея; AL (2016-03-21). «Domus Aurea в его полной славе, показанная через превосходную 3D -анимацию» . Царство истории . Архивировано с оригинала 2019-05-14 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Маккей, Александр Г., 1924-2007. (1998). Дома, виллы и дворцы в римском мире (Джона Хопкинса в мягкой обложке изд.). Балтимор: издательство Джона Хопкинса. ISBN 0801859042 Полем OCLC 38079340 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: несколько имен: списки авторов ( ссылка ) CS1 Maint: NUREGIC Имена: Список авторов ( ссылка ) - ^ A. Carandini, Дома власти в Древнем Риме, Рим-Бари, Lateza, 2010, ISBN 978-88-420-9422-7 P250
- ^ «Стэнфордская цифровая форма Urbis Romae Project» . FormAurbis.stanford.edu . Получено 2020-10-20 .
- ^ Lanciani, Руины и раскопки Древнего Рима, Хоутон Миффлин, Нью -Йорк, 1897 P351
- ^ Ричардсон, 1992; п. 119
- ^ Андреа Карандини (2017). Атлас Древнего Рима . ПРИЗНАЯ УНИВЕРСИТЕТА ПРИСЕТА. п. 347.
- ^ Плиний XXXIV.39
- ^ Boethius 1960: 110
- ^ Плиний XXXIV.46
- ^ Claridge 1998: 271
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Boethius 1960: 111
- ^ Спарьянус Адриан 19
- ^ «Неронийский криптопорткус» .
- ^ Marta Falconi (AP): вращающийся зал Нерона, открытый в Риме Мартой Фалкони, 29 сентября 2009 г., USA Today
- ^ Рим, разыскивается в (2019-04-13). «Первый дворец Нерона открывается для публики в Риме» . Разыскивается в Риме . Получено 2019-05-14 .
- ^ Скайола, Серена. «Domus Aurea - потрясающая экскурсия по подземному Золотому дому императора Нерона в Риме - La Gazzetta Italiana» . www.lagazzettaitaitaliana.com . Получено 2019-05-14 .
- ^ A. Carandini, Дома власти в Древнем Риме, Рим-Бари, Lateza, 2010, ISBN 978-88-420-9422-7 P287
- ^ Филиппо Корелли, Археологический гид Рима, Верона, Арнольдо Мондадори Редактор, 1984 г., P229
- ^ Fabiola fraioli, регион III. Isis et serapis, в Андреа Карандини (под редакцией), Атлас Древнего Рима, Милан, Mondori Electa, 2012, с. 307-322, ISBN 978-88-370-8510-0
- ^ A. Carandini, Дома власти в Древнем Риме, Рим-Бари, Lateza, 2010, ISBN 978-88-420-9422-7 P288
- ^ «Sphinx Room в Domus Aurea's Nero вновь появляется через 2000 лет - английский» . Ansa.it. 2019-05-08 . Получено 2019-05-14 .
- ^ Мяч: 21
- ^ Плиний XXXVI.111
- ^ "Восточный блок" .
- ^ Pliny Chap XXXVII, с.6272
Источники
[ редактировать ]- Болл, Ларри Ф. (2003). Домус Аурея и римская архитектурная революция . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-82251-3 .
- Boethius, Axel (1960). Золотой дом Нерона . Энн Арбор: Университет Мичигана.
- Кларидж, Аманда (1998). Рим: Оксфордский археологический гид . Нью -Йорк: Оксфордский университет. ISBN 0-19-288003-9 .
- Palmer, Alasdair (1999-07-11). "Удовольствие Нерона". Лондон Sunday Times .
- Роми, Кристин М. (июль -август 2001). «Дождь в Риме» . Археология . 54 (4). Археологический институт Америки: 20. ISSN 0003-8113 . Получено 2007-02-12 .
- Рот, Леланд М. (1993). Понимание архитектуры: ее элементы, история и значение (первое изд.). Boulder, CO: Westview Press . С. 227–8 . ISBN 0-06-430158-3 .
- Плиний, С. Второй (ок. 77). Естественная история .
- Ричардсон, Лоуренс (1992). Новый топографический словарь древнего Рима . Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-4300-6 .
- Сегала, Элизабетта; Ida Sciortino (1999). Domus Aurea . Милан: Electa. ISBN 88-435-7164-8 .
- Spartianus, Aelius (117-284). Августа: Жизнь Адриана .
- Warden, PG (1981). «Domus Aurea пересмотрел». Журнал Общества архитектурных историков . 40 (4): 271–278. doi : 10.2307/989644 . JSTOR 989644 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Отличные здания он-лайн: Domus aurea
- Виртуальная реконструкция в 3D Domus Aurea
СМИ, связанные с Domus Aurea в Wikimedia Commons
Предшествует Дом Августа |
Достопримечательности Рима Дом золота |
Преуспевает Дом преходящее |
- 68
- Дома завершены в 1 веке
- Здания и сооружения, разрушенные в 1 веке
- 60 -е годы в Римской империи
- Открытие 1-го века в Римской империи
- Археологические открытия 15-го века
- Археологические открытия в Италии
- Хулио-Клаудианская династия
- Древние дворцы в Риме
- Черный
- Рим Р. I Монти
- Национальные музеи Италии
- Разрушенные здания и сооружения в Риме
- Колизей