Храм Клавдия
41 ° 53'15,34 "N 12 ° 29'36,12" E / 41,8875944 ° N 12,4933667 ° E

Храм Клавдия ( лат . Templum Divi Claudii ), также известный как Храм Божественного Клавдия , Храм Божественного Клавдия , Храм Обожествленного Клавдия или сокращенно как Клавдий , [1] — древнее сооружение, занимавшее большую территорию Целийского холма в Риме, Италия . Здесь располагался императорский культ императора Клавдия , обожествленного после его смерти в 54 году нашей эры. [2]
История
[ редактировать ]Строительство храма Клавдия на Целийском холме было начато Агриппиной , четвертой женой императора Клавдия , после его смерти в 54 году нашей эры. В 59 году Агриппина была убита своим сыном, императором Нероном , который превратил огромный подиум, построенный для поддержки недостроенного храма, в свои собственные нужды. Восточная стена была преобразована в грандиозный нимфеум или искусный фонтан, чтобы украсить вид из нового дворца Нерона, Domus Aurea , на соседнем холме Оппиан . [2] Нимфей ; состоял из многоярусных колонн, полукруглых и прямоугольных ниш в центре, вероятно, находилась бы большая скульптурная группа. Археологические раскопки подтверждают, что вода каскадом стекала с вершины нимфея в 4 бассейна, которые, в свою очередь, попадали в огромный бассейн в долине, ныне занимаемой Колизеем , который во времена Нерона был центральным элементом садов, принадлежавших Домус Ауреа. [2]
Чтобы снабдить свою нимфею водой, Нерон построил резервуары в Целии и построил новый ответвленный акведук для подачи воды на холм из Аква Клавдии . Эта ветвь, известная как Аркус Нерониани , входила в Клавдию у Порта-Маджоре и тянулась на 2 километра на запад до южной стороны Целийского холма, где заканчивалась сооружением, называемым Акведукцией . [1] [3] Оттуда вдоль холма на север ответвлялись трубопроводы, по которым вода поступала в нимфей и храм. Другой трубопровод вел к западному краю холма и заканчивался прямо возле храма Клавдия. [2]
Веспасиан реконструировал Храм Клавдия и основал ассоциацию, посвященную поклонению нумену Клавдия , известную как Августалы , примыкающую к храму с его южной стороны. Фрагмент Forma Urbis , изображающий южный конец храмового комплекса, показывает апсидальное здание перед лестницей и пандусом, ведущим к храму, который, вероятно, был домом этой ассоциации. [4] Последнее упоминание о храме относится к четвертому веку, и о том, что случилось с ним после реконструкции Веспасиана, ничего не известно. [5] Родольфо Ланчиани считал, что он мог превратиться в руины еще в середине IV века, когда капитель одной из колонн подиума на западной стороне была повторно использована в доме Иоанна и Павла (базилика Санти Джованни и Паоло аль Челио был построен над домом в конце IV века). [1] В 15 веке папа Павел II использовал камень из руин Клавдия для строительства Палаццо Сан-Марко на Марсовом поле . [6]
Расположение и дизайн
[ редактировать ]Территория, занимаемая Храмом, примерно ограничена нынешними дорогами Виа Клаудия, Виале дель Парко дель Челио и Кливус Скаури . Храм стоял на огромной прямоугольной платформе (180 х 200 метров), поддерживаемой мощными подпорными стенами высотой 15 и более метров, частично видимыми до сих пор. Настоящий храм был построен на подиуме на высоте 20 ступеней над окружающей платформой. [7] Вход во двор находился с юга, через монументальный центральный вход с внушительной лестницей, ориентированной на Палатинский холм .
Проект Храма частично известен по 7 фрагментам Forma Urbis и ренессансному рисунку другого, ныне утерянного фрагмента, находящегося в Библиотеке Ватикана . [8] Вместе они изображают храм с простильным гексастильным крыльцом (выступающим крыльцом с шестью колоннами) на западной стороне здания. Его окружал большой сад, состоящий из параллельных рядов кустарников. Хотя это и не изображено на Forma Urbis , храм и сады, вероятно, были окружены со всех четырех сторон портиком ( портик Клаудии упоминается поэтом Марсьялем ). [8] [5]
Останки
[ редактировать ]Известные останки принадлежат четырем сторонам платформы, а от храма наверху ничего не осталось. Западная сторона платформы была построена из травертина , а некоторые остатки были включены в колокольню базилики Санти Джованни и Паоло . Северная сторона состояла из ряда сводчатых помещений. Во времена Нерона здесь были фонтаны, и остатки одного из них, состоящие из носа корабля с головой кабана, были найдены и сейчас находятся в Капитолийских музеях . Веспасиан впоследствии сократил потребление воды, вернув ее для гражданского использования. Восточная сторона сохранилась лучше всего, и здесь можно отметить изменения, проведенные Нероном. Этот район был заново открыт, когда в 1880 году была построена новая дорога Виа Клаудия. Под храмовой территорией есть туннели через туф , которые недавно были нанесены на карту итальянскими властями. [9]
Мраморная капитель храма Клавдия была повторно использована в базилике Санта-Мария-дельи-Анджели и деи-Мартири , когда она была построена на руинах терм Диоклетиана в 1560-х годах. [10] Считается, что статуи из редкого египетского граувака, изображающие Агриппину и сына Клавдия Британника (первый находится в Капитолийских музеях , а второй в Уффици ), находились в храме Клавдия как часть семейной скульптурной группы. Статуя Агриппины изображает ее с покрытой головой и в короне, возможно, изображая ее в роли жрицы культа ее умершего мужа. [2] Есть также два мраморных трона, найденные недалеко от места Клавдия , ныне находящегося в Глиптотеке в Мюнхене , которые, как предполагается, украшали храм, возможно, в качестве почетных сидений для признанных римских богов, чтобы «посещать» обожествленного Клавдия в его священном храме. космос. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Родольфо Ланчани (1897). Руины и раскопки Древнего Рима . Houghton Mifflin & Co. с. 351.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Андреа Карандини (2017). Атлас Древнего Рима . Издательство Принстонского университета. п. 347.
- ^ «Стэнфордский проект цифровой формы Urbis Romae» . formaurbis.stanford.edu . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ «Стэнфордский проект цифровой формы Urbis Romae» . formaurbis.stanford.edu . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Платнер, Сэмюэл Болл (1929). Топографический словарь Древнего Рима . Лондон: ОУП. стр. 120–21.
- ^ Родольфо Ланчиани (1899). Разрушение Древнего Рима: Очерк истории памятников . Макмиллан. п. 208 .
- ^ «Рим: Обзор построек» . Проверено 13 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Стэнфордский проект цифровой формы Urbis Romae» . formaurbis.stanford.edu . Проверено 21 марта 2020 г.
- ^ Марко Градоцци, «Подземелья храма Клаудио аль Челио» .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Андреа Карандини (2017). Атлас Древнего Рима . Издательство Принстонского университета. п. 356.