Jump to content

Маранасати

(Перенаправлено с Маранасати )

Принц Сиддхаттха видит три знака: старика, больного человека и труп, которые ведут к его отказу от мирской жизни. Из бирманской иллюстрации Конбаунг.

Маранасати (внимательность к смерти, осознание смерти) — это буддийская медитативная практика, направленная на запоминание (частое удержание в уме), что смерть может ударить в любой момент ( АН 6.20), и что мы должны практиковать усердно ( аппамада ) и настойчиво в каждый момент, даже за то время, которое требуется, чтобы сделать один вдох. Не быть прилежным каждое мгновение Будда называет небрежностью (АН 6.19). В самых ранних беседах Будды термин «Маранасати» явно определяется только дважды, в двух суттах АН 6.19 и АН 6.20.

Более поздние буддийские школы расширили значение слова «маранасати», включив в него различные техники визуализации и созерцания, позволяющие медитировать на природу смерти . Говорят, что развитие Маранасати способствует правильным усилиям , а также помогает развитию чувства духовной неотложности ( Самвега ) и отречения ( Неккхамма ). [ 1 ]

Тхеравада Буддизм

[ редактировать ]

Осознание смерти — обычная практика в буддийских монастырях Юго-Восточной Азии . [ 1 ] В буддийских монастырях, таких как Ват Па Наначат, в зале для медитации часто выставляются человеческие скелеты. [ 2 ]

В Палийском каноне

[ редактировать ]

Сатипаттхана -сутта ( МН : 10) и Каягата-сати-сутта ( МН : 119) включают разделы, посвященные созерцанию кладбища, в которых основное внимание уделяется девяти стадиям разложения трупа (пали: нава сиватика-манасикара). Это:

  1. Труп «опухший, синий и гноящийся».
  2. Труп, который «поедают вороны, ястребы, стервятники, собаки, шакалы или разные виды червей».
  3. Труп, который «превратился в скелет вместе с (некоторыми) плотью и кровью, удерживаемыми сухожилиями».
  4. Труп, который «превратился в окровавленный скелет без плоти, но удерживаемый сухожилиями».
  5. Труп, «превратившийся в скелет, удерживаемый сухожилиями, но без плоти и не запачканный кровью».
  6. Труп, «превратившийся в кости, разбросанные во все стороны».
  7. Труп, «превратившийся в кости, белого цвета, как раковина».
  8. Труп, который «превратился в кости возрастом более года и свален в кучу».
  9. Труп, который «превратился в кости, которые сгнили и превратились в пыль». [ 3 ]

Сатипаттхана -сутта советует медитирующему размышлять так: «Это мое тело тоже имеет ту же природу, что и то тело, будет похоже на это тело и еще не преодолело состояние становления подобным этому телу».

Иллюстрация созерцания Асубхи
Иллюстрация осознанности смерти с использованием трупов на кладбище , разновидность осознанности тела, первая сатипаттхана . Из рукописи начала 20 века, найденной в районе Чайя , провинция Сурат Тани , Таиланд . [ 4 ]

Согласно Маранассати Сутте , монах должен задуматься о многих возможностях, которые могут привести его к смерти, а затем обратить свои мысли на неумелые умственные качества, от которых ему еще предстоит отказаться. «Подобно тому, как человек, у которого загорелся тюрбан или голова, приложил особое желание, усилие, усердие, старание, нераздельную внимательность и бдительность, чтобы потушить огонь на своем тюрбане или голове, так и монах должен приложить дополнительное желание, усилие, усердие, усердие, безраздельная внимательность и готовность отказаться от тех самых злых, неумелых качеств». [ 5 ]

В «Висуддхимагге» Буддхагхоши

[ редактировать ]

Согласно Буддхагхоши » « Висуддхимагге , существует восемь способов медитации на смерть:

размышление о смерти как убийце, поскольку она отнимает жизнь; размышление об этом как о разрушении успеха; рассматривая его в сравнении со знаменитыми людьми, размышляя о том, что даже эти великие в конце концов умерли, даже сами просветленные; медитируя на тело как на жилище многих-многих червей, а также на цель многих других; размышление о том, как трудно сохранить жизнь; медитируя на этом как будто без причины, поскольку существа умирают непредсказуемо; размышления о краткости жизни; размышляя о том, что, собственно говоря, жизнь существа — это единственный момент сознания, что человек умирает, так сказать, каждое мгновение. [ 6 ]

Тибетский буддизм

[ редактировать ]
Иллюстрация тибетского Чам танца духов - скелетов , служащих напоминанием о присутствии смерти.

Осознание смерти — центральное учение тибетского буддизма : это одна из «Четырех мыслей», которые обращают ум к духовной практике. Один набор тибетских буддийских размышлений о смерти исходит от буддийского учёного одиннадцатого века Атиши . [ 7 ] Говорят, что Атиша сказал своим ученикам, что если человек не осознает смерти, его медитация будет иметь мало силы. [ 8 ]

Размышления Атиши о смерти:

  1. Смерть неизбежна.
  2. Продолжительность нашей жизни постоянно сокращается.
  3. Смерть придет независимо от того, готовы мы к ней или нет.
  4. Продолжительность жизни человека неопределенна.
  5. Причин смерти много.
  6. Человеческий организм хрупкий и уязвимый.
  7. В момент смерти наши материальные ресурсы нам бесполезны.
  8. Наши близкие не могут уберечь нас от смерти.
  9. Наше собственное тело не может помочь нам в момент нашей смерти.

Другие практики тибетского буддизма напрямую связаны с моментом смерти, готовя медитирующего к входу в Бардо и прохождению по нему , промежуточной стадии между жизнью и смертью. Это тема популярного Великого Освобождения через слушание в промежуточном состоянии ( Тибетская Книга Мертвых ).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Розенберг, Ларри (15 сентября 2020 г.). «Высшая Медитация» . Львиный рык . Проверено 11 июня 2021 г.
  2. ^ Аджан Джагаро, Смерть и умирание, http://www.katinkahesselink.net/tibet/death_jagaro.html
  3. ^ Путь осознанности Сатипаттхана-сутта и комментарий к ней Сомы Тхеры, http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/soma/wayof.html#discourse
  4. ^ из «Обучения Дхамме в картинках: Объяснение сиамского традиционного буддийского манускрипта».
  5. ^ AN 6.20 Маранассати Сутта: Осознание смерти (2) перевод с пали Таниссаро Бхиккху http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.020.than.html
  6. ^ Поттер, Карл Х (1970). «Энциклопедия индийской философии, том IX. Буддийская философия с 350 по 650 год нашей эры», с. 124.
  7. ^ Джоан Галифакс Роши, Девять созерцаний Атиши. http://www.stupidity.org/roshi/dox/Contemplations.pdf
  8. ^ Пауэрс, Джон. Введение в тибетский буддизм, гл. 10
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2d85df9da8fe25b7e228e530ac49ee78__1698870480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2d/78/2d85df9da8fe25b7e228e530ac49ee78.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maraṇasati - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)