Маранасати
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |

Маранасати (внимательность к смерти, осознание смерти) — это буддийская медитативная практика, направленная на запоминание (частое удержание в уме), что смерть может ударить в любой момент ( АН 6.20), и что мы должны практиковать усердно ( аппамада ) и настойчиво в каждый момент, даже за то время, которое требуется, чтобы сделать один вдох. Не быть прилежным каждое мгновение Будда называет небрежностью (АН 6.19). В самых ранних беседах Будды термин «Маранасати» явно определяется только дважды, в двух суттах АН 6.19 и АН 6.20.
Более поздние буддийские школы расширили значение слова «маранасати», включив в него различные техники визуализации и созерцания, позволяющие медитировать на природу смерти . Говорят, что развитие Маранасати способствует правильным усилиям , а также помогает развитию чувства духовной неотложности ( Самвега ) и отречения ( Неккхамма ). [ 1 ]
Тхеравада Буддизм
[ редактировать ]Осознание смерти — обычная практика в буддийских монастырях Юго-Восточной Азии . [ 1 ] В буддийских монастырях, таких как Ват Па Наначат, в зале для медитации часто выставляются человеческие скелеты. [ 2 ]
В Палийском каноне
[ редактировать ]Сатипаттхана -сутта ( МН : 10) и Каягата-сати-сутта ( МН : 119) включают разделы, посвященные созерцанию кладбища, в которых основное внимание уделяется девяти стадиям разложения трупа (пали: нава сиватика-манасикара). Это:
- Труп «опухший, синий и гноящийся».
- Труп, который «поедают вороны, ястребы, стервятники, собаки, шакалы или разные виды червей».
- Труп, который «превратился в скелет вместе с (некоторыми) плотью и кровью, удерживаемыми сухожилиями».
- Труп, который «превратился в окровавленный скелет без плоти, но удерживаемый сухожилиями».
- Труп, «превратившийся в скелет, удерживаемый сухожилиями, но без плоти и не запачканный кровью».
- Труп, «превратившийся в кости, разбросанные во все стороны».
- Труп, «превратившийся в кости, белого цвета, как раковина».
- Труп, который «превратился в кости возрастом более года и свален в кучу».
- Труп, который «превратился в кости, которые сгнили и превратились в пыль». [ 3 ]
Сатипаттхана -сутта советует медитирующему размышлять так: «Это мое тело тоже имеет ту же природу, что и то тело, будет похоже на это тело и еще не преодолело состояние становления подобным этому телу».

Согласно Маранассати Сутте , монах должен задуматься о многих возможностях, которые могут привести его к смерти, а затем обратить свои мысли на неумелые умственные качества, от которых ему еще предстоит отказаться. «Подобно тому, как человек, у которого загорелся тюрбан или голова, приложил особое желание, усилие, усердие, старание, нераздельную внимательность и бдительность, чтобы потушить огонь на своем тюрбане или голове, так и монах должен приложить дополнительное желание, усилие, усердие, усердие, безраздельная внимательность и готовность отказаться от тех самых злых, неумелых качеств». [ 5 ]
В «Висуддхимагге» Буддхагхоши
[ редактировать ]Согласно Буддхагхоши » « Висуддхимагге , существует восемь способов медитации на смерть:
размышление о смерти как убийце, поскольку она отнимает жизнь; размышление об этом как о разрушении успеха; рассматривая его в сравнении со знаменитыми людьми, размышляя о том, что даже эти великие в конце концов умерли, даже сами просветленные; медитируя на тело как на жилище многих-многих червей, а также на цель многих других; размышление о том, как трудно сохранить жизнь; медитируя на этом как будто без причины, поскольку существа умирают непредсказуемо; размышления о краткости жизни; размышляя о том, что, собственно говоря, жизнь существа — это единственный момент сознания, что человек умирает, так сказать, каждое мгновение. [ 6 ]
Тибетский буддизм
[ редактировать ]
Осознание смерти — центральное учение тибетского буддизма : это одна из «Четырех мыслей», которые обращают ум к духовной практике. Один набор тибетских буддийских размышлений о смерти исходит от буддийского учёного одиннадцатого века Атиши . [ 7 ] Говорят, что Атиша сказал своим ученикам, что если человек не осознает смерти, его медитация будет иметь мало силы. [ 8 ]
Размышления Атиши о смерти:
- Смерть неизбежна.
- Продолжительность нашей жизни постоянно сокращается.
- Смерть придет независимо от того, готовы мы к ней или нет.
- Продолжительность жизни человека неопределенна.
- Причин смерти много.
- Человеческий организм хрупкий и уязвимый.
- В момент смерти наши материальные ресурсы нам бесполезны.
- Наши близкие не могут уберечь нас от смерти.
- Наше собственное тело не может помочь нам в момент нашей смерти.
Другие практики тибетского буддизма напрямую связаны с моментом смерти, готовя медитирующего к входу в Бардо и прохождению по нему , промежуточной стадии между жизнью и смертью. Это тема популярного Великого Освобождения через слушание в промежуточном состоянии ( Тибетская Книга Мертвых ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Розенберг, Ларри (15 сентября 2020 г.). «Высшая Медитация» . Львиный рык . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Аджан Джагаро, Смерть и умирание, http://www.katinkahesselink.net/tibet/death_jagaro.html
- ^ Путь осознанности Сатипаттхана-сутта и комментарий к ней Сомы Тхеры, http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/soma/wayof.html#discourse
- ^ из «Обучения Дхамме в картинках: Объяснение сиамского традиционного буддийского манускрипта».
- ^ AN 6.20 Маранассати Сутта: Осознание смерти (2) перевод с пали Таниссаро Бхиккху http://www.accesstoinsight.org/tipitaka/an/an06/an06.020.than.html
- ^ Поттер, Карл Х (1970). «Энциклопедия индийской философии, том IX. Буддийская философия с 350 по 650 год нашей эры», с. 124.
- ^ Джоан Галифакс Роши, Девять созерцаний Атиши. http://www.stupidity.org/roshi/dox/Contemplations.pdf
- ^ Пауэрс, Джон. Введение в тибетский буддизм, гл. 10