История христианства в Норвегии
История христианства в Норвегии началась в эпоху викингов в 9 веке. Торговля, грабительские набеги и путешествия привели норманнов к тесным контактам с христианскими общинами, но их обращение началось только после того, как могущественные вожди решили принять крещение во время своего пребывания в Англии или Нормандии . Хокон Добрый был первым королем, предпринявшим попытку обратить всю страну в свою веру, но мятежные языческие вожди вынудили его отступить от веры . Олаф Трюггвасон начал разрушение языческих культовых мест в конце 10 века, но только Олаф Харальдссон добился официальной адаптации христианства в 1020-х годах. Епископы-миссионеры, подчинявшиеся архиепископам Гамбург-Бременским, несли ответственность за распространение новой веры до того, как около 1100 года были созданы первые епископства.
Языческие верования
[ редактировать ]
Рукописи, написанные в XIII веке, сохранили большую часть информации о . дохристианских религиозных верованиях скандинавов [ 1 ] « Поэтическая Эдда» содержит древнескандинавские стихи о сотворении и конце света. [ 1 ] Снорри Стурлусон включил несколько мифов об Одине , Торе , Тире и других языческих богах в свою Прозаическую Эдду . [ 2 ] Один был самым важным богом пантеона , но его никогда не считали всемогущим. [ 2 ] Считалось, что боги жили на фермах вместе со своими супругами и детьми, как и их смертные поклонники. [ 2 ] В Эддах также упоминаются йотнары (или гиганты), описывая их как сверхчеловеческих врагов богов. [ 2 ]
Древнескандинавские религиозные обряды плохо документированы. [ 3 ] Вожди предположительно были религиозными лидерами своих общин, поскольку существование отдельной группы жрецов обнаружить невозможно. [ 4 ] Большинство культовых объектов, известных как хофы , представляли собой большие залы, построенные на фермах вождей. [ 3 ] Гулгубберы — небольшие золотые предметы, украшенные языческими мотивами, — размещенные возле столбов в раннесредневековых постройках в Мэре , Клеппе и других местах, чаще всего интерпретируются археологами как знак языческого культового центра. [ 5 ] Христианские законы также упоминали культовые места под открытым небом, известные как хорги . [ 6 ] Запреты на употребление конины после официального обращения в христианство подразумевают, что она была важным элементом языческих культов. [ 3 ]
Скандинавы хоронили своих умерших в земле или кремировали их, но в могилы всегда клали погребальные дары. [ 6 ] Богатство и социальный статус умерших влияли на размеры их могил и количество погребального инвентаря. [ 6 ] Высших вождей и их родственников хоронили под большими курганами, а могилы беднейших простолюдинов были почти незаметны. [ 6 ]
Шаманская , живших в северных регионах , система верований кочевых саамов отличалась от древнескандинавской религии. [ 6 ] Саамы в основном поклонялись доброжелательным богиням и хоронили своих умерших под грудами камней. [ 7 ] Они веками славились своими целительскими способностями, но соседи-христиане часто считали их волшебниками и колдунами. [ 7 ]
Средний возраст
[ редактировать ]На пути к конверсии
[ редактировать ]скандинавы вступили в тесный контакт с христианскими общинами В эпоху викингов . [ 8 ] Реликварий , кресты и другие предметы христианского происхождения легко попадали в Норвегию посредством торговли, грабительских набегов или путешествий примерно с 800 г. [ 9 ] Современные авторы писали о викингах-язычниках, которые носили крестное знамение, чтобы свободно смешиваться с местной толпой во время своих набегов. [ 8 ] Христианские предметы помещались в могилы, особенно в могилы богатых женщин, но их языческий контекст предполагает, что они редко выражали приверженность умерших христианству. [ 10 ] Форма Каупанге для креста, найденная в — важном центре торговли IX и X веков — свидетельствует о местном производстве крестов, но не доказывает существования местной христианской общины, поскольку покупателями могли быть и иностранцы. таких продуктов. [ 10 ]
XIII века Хеймскрингла приписывает обращение Норвегии четырем королям — Хокону Доброму , Харальду Серому Плащу , Олафу Трюггвасону и Олафу Харальдссону , — которые крестились за границей в X и XI веках. [ 11 ] Более ранние христианские миссионеры в первоисточниках не упоминаются. [ 8 ] Схожие сюжетные линии биографий четырех королей подразумевают, что их авторы следовали общему образцу, но большинство современных историков принимают их как надежные источники. [ 11 ] Самые амбициозные вожди могли укрепить свои личные связи с иностранными правителями посредством крещения. [ 12 ] Борьба за распространение новой веры позволила королям-миссионерам избавиться от врагов, заменив их собственными сторонниками. [ 13 ] Введение профессионального состава христианских священников упразднило религиозное руководство язычников-соперников королей. [ 13 ] Вера христиан в единого всемогущего Бога укрепила идеологическую основу централизованной монархии. [ 13 ] Большинство простолюдинов обратились в христианство либо для того, чтобы продемонстрировать свою лояльность христианским монархам, либо для того, чтобы заручиться их поддержкой. [ 14 ]
Хокон Добрый был сыном Харальда Прекрасноволосого , которому саги приписывают объединение Норвегии . [ 15 ] Харальд отправил Хокона в Англию, чтобы он воспитывался при дворе короля Этельстана , скорее всего, в знак союза между двумя королями. [ 11 ] [ 16 ] Хокон был крещен, и монахи- бенедиктинцы сопровождали его обратно на родину около 934 года, чтобы распространять христианские идеи в его королевстве. [ 16 ] [ 17 ] Стурлусон утверждал, что Хокон также пригласил епископа из Англии. [ 18 ] Епископ, возможно, был идентичен монаху из англосаксонского аббатства Гластонбери , который был известен как Sigefridus Norwegensis episcopus («Сигефрид, епископ норвежцев»). [ 18 ] [ 19 ] Языческие вожди Мёре и Трёнделага восстали против Хокона, разрушили построенные им церкви и убили христианских миссионеров. [ 11 ] [ 16 ] Они также вынудили короля отступить . [ 11 ] Археологи ориентировочно датируют кладбище X века в Вёй временем Хокона. [ 16 ]
Харальд Серый Плащ, сменивший Хокона в 961 году, крестился в Нортумбрии . [ 11 ] [ 16 ] Он также пытался распространять христианство в Норвегии, но был вынужден покинуть страну. [ 11 ] Регион Осло находился под непосредственным контролем Харальда Блютуса , короля Дании, уже принявшего христианство. [ 14 ] Он послал на эту территорию двух графов, чтобы заставить местных жителей принять христианство. [ 14 ] Некоторые из 62 христианских могил, раскопанных в церкви Святого Климента в Осло, можно отнести к периоду правления Харальда Блютуса. [ 14 ]
Олаф Трюггвасон был военачальником викингов, который совершал грабительские набеги на побережья Балтийского моря и Англии, прежде чем крестился в начале 90-х годов. [ 16 ] [ 11 ] Дань, которую он собрал в Англии, позволила ему вернуться в Норвегию в 995 году. [ 11 ] Адам Бременский писал, что Трюггвасон был «первым, кто принес христианство в Норвегию»; монах Оддр Сноррасон приписывал обращение пяти стран — Исландии, Гренландии, Фарерских островов , Оркнейских островов , Гебридских островов и Шетландских островов — миссионерским кампаниям Трюггвасона. [ 20 ] он В саге описывается как « разрушитель хоргов », имея в виду разрушение языческих культовых мест во время его правления. [ 6 ]
христианизация
[ редактировать ]
Олаф Харальдссон завершил миссионерскую работу, начатую тремя его христианскими предшественниками. [ 21 ] Он был крещен в Руане в Нормандии перед вторжением в Норвегию в 1015 году. [ 11 ] англосаксонские священнослужители. Согласно сагам, его сопровождали в королевство [ 22 ] Англосаксонское влияние как на христианский словарь норвежского языка, так и на самые ранние христианские законы хорошо задокументировано. [ 23 ] Адам Бременский утверждал, что Олаф также убеждал архиепископа Гамбурга-Бремена отправить немецких миссионеров в Норвегию. [ 22 ]
Олаф созвал собрание (или общее собрание) в Мостере , где в 1022 году было принято решение об официальном обращении Норвегии в христианство. [ 24 ] Король и епископ Гримкетель представили на одном и том же собрании самые ранние христианские законы. [ 24 ] Историки традиционно интерпретировали руническую надпись на камне Кули как ссылку на вещь , но как датировка камня, так и прочтение фрагмента рис..умр на нем как кристинтумр («Христианский мир») проблематичны. [ 21 ]
Кнут Великий , король Англии и Дании, и поддерживавшие его норвежские вожди изгнали Олафа из страны в 1028 или 1029 году. [ 25 ] По словам Адама Бременского, вожди восстали против Олафа, потому что он приказал казнить их жен за колдовство, но большинство врагов Олафа на самом деле были христианами. [ 25 ] Англосаксонский источник приписывает Кнуту основание бенедиктинского монастыря в Тронхейме, но современные историки не считают его надежным источником. [ 26 ] Олаф вернулся в Норвегию и погиб, сражаясь со своими врагами в битве при Стиклестаде в 1030 году. [ 25 ] [ 27 ] Саги, написанные в начале 1030-х годов, свидетельствуют о том, что Олафа почитали как святого короля вскоре после его смерти. [ 25 ]
Придворные поэты редко обращались к языческим мифам в своих стихах, написанных после правления Олафа, что является явным признаком распространения христианских идей. [ 27 ] Археологически процесс христианизации не может быть точно задокументирован, особенно потому, что христианские захоронения невозможно точно идентифицировать и датировать. [ 28 ] Языческие захоронения предположительно исчезли между 950 и 1050 годами в большинстве регионов, но саамы на протяжении веков настаивали на своей традиционной вере. [ 29 ] Как письменные источники, так и археологические находки свидетельствуют о том, что новая вера распространилась от побережья во внутренние регионы. [ 19 ] Самые ранние христианские церкви чаще всего строились на месте бывших языческих кладбищ, но сосуществование христианских и языческих общин в одних и тех же поселениях доказать невозможно. [ 28 ]
Развитие церковной организации
[ редактировать ]Обращение в христианство привело к созданию иерархически организованной Церкви в Норвегии. [ 30 ] Только профессиональные священнослужители могли служить мессу, которая была центральной церемонией христианства. [ 30 ] Священнослужители также исследовали образ жизни своих прихожан, поскольку средневековые христиане были обязаны соблюдать ряд правил, регулирующих их повседневную жизнь. [ 31 ] В церковные праздники они не могли работать и должны были поститься каждую пятницу. [ 31 ]

За миссии в Скандинавии отвечали архиепископы Гамбург-Бременские. [ 32 ] Сводный брат Олафа Харальдссона, Харальд Хардрада . [ 33 ] который был королем Норвегии с 1046 по 1066 год, предпочитал епископов, рукоположенных в Англии или Франции, но папа Лев IX подтвердил юрисдикцию немецких архиепископов в Норвегии в 1053 году. [ 34 ] Епископы-миссионеры были первыми прелатами в Норвегии, но у них не было установленных кафедр. [ 35 ] Адам Бременский записал, что в 1076 году норвежские епархии еще не имели определенных границ. [ 36 ] [ 37 ] Фюльки (или графства), которые были важными элементами светского управления, стали также основными единицами церковной организации, скорее всего , уже во время правления Олафа Харальдссона. [ 38 ] В каждой фильке одна церковь была признана главной церковью района. [ 39 ] Фюльки делились на четверти или восьмые, и в каждом подразделении устанавливалась церковь меньшего ранга. [ 39 ] Богатым людям было разрешено строить частные церкви, известные как удобные церкви. [ 39 ] Самые ранние церкви были построены монархами или дворянами, а преемники строителей настаивали на назначении местных священников. [ 40 ] Крылья древнейших деревянных церквей часто украшались сценами из языческих мифов. [ 41 ] Большинство каменных церквей было построено на месте прежних деревянных церквей. [ 41 ] Англо-нормандская, немецкая и датская архитектура повлияла на дизайн старейших церквей, но в 11 веке в Тронхейме развился местный стиль. [ 41 ]
Первые постоянные епископства — Берген , Нидарос и Осло — по-видимому, были основаны во время правления преемника Харальда Хардрады Олафа Кирре , который умер в 1093 году. [ 42 ] Впервые они были перечислены в документе о скандинавских цивитатах (или епископствах) вскоре после 1100 года. [ 36 ] Документ, скорее всего, связан с учреждением архиепископства Лунда в Дании в 1104 году Папой Пасхалом II , которое отменило юрисдикцию архиепископов Гамбурга-Бремена в Скандинавии. [ 36 ] [ 32 ] Большая Бергенская епархия была разделена на две части, когда около 1125 года в Ставангере было основано новое епископство . [ 43 ] Пятая епархия была основана в Хамаре в результате разделения епископства Осло в 1153 или 1154 году. [ 43 ]
Сигурд Крестоносец приказал собирать десятину в 1096 или 1097 году. [ 41 ] [ 44 ] Новый налог, регулярно взимавшийся лишь с середины 12 в., позволил организовать первые приходы . [ 44 ] Сигурд начал крестовый поход на Святую Землю в 1108 году. [ 45 ] Он был первым королем, который стремился к созданию независимого норвежского архиепископства, но только растущее влияние императора Фридриха Барбароссы в Дании убедило Папу поддержать эту идею. [ 46 ] В марте 1152 года кардинал Николас Брейкспир был назначен папским легатом в Норвегии и Швеции, и ему было поручено основать новые архиепископства. [ 46 ] [ 47 ] Брейкспир сделал Йона Биргерссона первым архиепископом Нидароса в начале 1153 года. [ 47 ] В состав архиепископства вошли все норвежские епархии, а также шесть епископств на заморских территориях. [ 48 ] Брейкспир также ввел сбор пенсов Петра (церковного налога, подлежащего уплате Святому Престолу) и организовал первые кафедральные кафедры . [ 49 ] [ 50 ] Большинство соборных глав состояло из 12 светских каноников , каждый из которых имел свой пребенд (или регулярный доход). [ 50 ]
Первые бенедиктинские монастыри были основаны около 1100 года. [ 26 ] Нидархольмское аббатство было основано в Тронхейме богатым дворянином. [ 26 ] Аббатство Мункелив и Аббатство Селье были основаны в начале 12 века. [ 26 ] Первые монахи-цистерцианцы пришли из английских аббатств в 1140-х годах. [ 17 ] Их самое раннее аббатство было основано в Лисе недалеко от Бергена местным епископом. [ 26 ] Первая община августинцев поселилась в Норвегии около 1150 года. [ 26 ] Премонстраты также пришли в Норвегию в середине XII века, но они не были так популярны, как цистерцианцы и августинцы. [ 51 ]
Переписка монархов с папами показывает, что они считали себя фактическими правителями Норвежской церкви во второй половине XI века. [ 43 ] прелаты, которые были убежденными сторонниками идей григорианской реформы . Создание архиепископства в Нидаросе укрепило авторитет Святого Престола, особенно потому, что архиепископами стали [ 43 ] [ 49 ] Преемник Джона Биргерссона, Эйстейн Эрлендссон , короновал младшего короля Магнуса Эрлингссона в 1163 или 1164 году. [ 52 ] И Закон о престолонаследии , изданный перед церемонией, и коронационная присяга короля подчеркивали, что монархи должны править справедливо и обращаться за советом к прелатам. [ 52 ] Около 1170 года архиепископ Эйстейн также убедил короля подтвердить привилегии духовенства. [ 52 ] Григорианские идеи на самом деле не были полностью приняты. [ 52 ] церковное безбрачие еще не было правилом. Например, [ 53 ] Canones Nidrosienses — собрание местных канонов — ввел запрет на брак между священником и вдовой или разведенной женщиной, но в остальном обычным священникам разрешалось заключать официальные браки. [ 53 ] Папа Григорий IX запретил норвежским священникам вступать в брак в 1237 году, но большинство из них продолжало жить с женщинами и отцовскими детьми. [ 53 ] Сожительство никогда не могло быть подавлено, и детей священников легче признавали законными наследниками, чем в других частях католической Европы. [ 53 ] [ 54 ]
Сверре Сигурдссон , победивший и убивший Магнуса Эрлингссона в 1184 году, отказался подтвердить привилегии Церкви. [ 55 ] [ 56 ] Он настаивал на своем праве назначать своих кандидатов в наиболее важные церкви и вмешиваться в выборы епископов. [ 57 ] Архиепископ Эйстейн и его преемник Эйрик Иварссон были вынуждены покинуть страну. [ 57 ] Сверре короновал себя королем в 1194 году. [ 58 ] и отказался принять решение Папы Иннокентия III в пользу изгнанного архиепископа. [ 57 ] После того как все норвежские епископы бежали в Данию, чтобы присоединиться к своему архиепископу, папа отлучил короля от церкви. [ 57 ] Взгляды короля были обобщены в Речи против епископов , в которой подчеркивалась прямая связь монархов с Богом. [ 59 ] Сын Сверре, Хокон III , примирился со Святым Престолом. [ 57 ] Право архиереев назначать приходских священников было подтверждено, но преемники храмостроителей сохранили за собой право представлять архиереям своих кандидатов. [ 40 ] Расширение Нидаросского собора в готическом стиле началось в 1180-х годах и завершилось в 1210-х годах. [ 26 ] Собор стал центром культа Святого Олафа. [ 26 ]
Нищенствующие ордена поселились в Скандинавии в 1220-х годах. [ 60 ] Доминиканцы пришли первыми, а вскоре за ними последовали францисканцы. [ 60 ] Хокон Хааконсон , взошедший на трон в 1217 году, был первым королем, предпринявшим серьезные усилия по обращению саамов в свою веру. [ 61 ] Саамский мистик убедил Маргариту I поддержать новые миссии среди саамов в 1380-х годах, но подавляющее большинство саамов оставалось язычниками. [ 61 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде 2007 , с. 121.
- ^ Jump up to: а б с д Багге и Нордейде 2007 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с Багге и Нордейде 2007 , с. 124.
- ^ Багге 2016 , с. 64.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , стр. 124–125.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Багге и Нордейде 2007 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде 2007 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б с Багге и Нордейде 2007 , с. 129.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , с. 130.
- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде 2007 , с. 132.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Винрот 2012 , с. 115.
- ^ Багге 2016 , с. 65.
- ^ Jump up to: а б с Багге 2016 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с д Багге и Нордейде 2007 , с. 139.
- ^ Багге 2016 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Багге и Нордейде 2007 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 440.
- ^ Jump up to: а б Сойер и Сойер 2010 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде, 2007 , стр. 140.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , стр. 136, 157.
- ^ Jump up to: а б Винрот 2012 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде 2007 , с. 136.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б Сойер и Сойер 2010 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с д Багге и Нордейде 2007 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Багге и Нордейде 2007 , с. 151.
- ^ Jump up to: а б Сойер и Сойер 2010 , с. 57.
- ^ Jump up to: а б Багге и Нордейде 2007 , с. 133.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , стр. 133, 141.
- ^ Jump up to: а б Багге 2016 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Багге 2016 , стр. 71.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 429.
- ^ Багге 2016 , с. 54.
- ^ Оррман 2003 , стр. 428–429.
- ^ Винрот 2012 , стр. 118–119.
- ^ Jump up to: а б с Сойер и Сойер 2010 , с. 108.
- ^ Винрот 2012 , с. 119.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , стр. 128, 153.
- ^ Jump up to: а б с Багге и Нордейде, 2007 , стр. 153.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 450.
- ^ Jump up to: а б с д Багге и Нордейде 2007 , с. 154.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б с д Багге и Нордейде 2007 , с. 150.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 434.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 430.
- ^ Jump up to: а б Сойер и Сойер 2010 , с. 115.
- ^ Винрот 2012 , стр. 119–120.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 431.
- ^ Jump up to: а б Сойер и Сойер 2010 , с. 150.
- ^ Оррман 2003 , с. 441.
- ^ Jump up to: а б с д Багге 2016 , с. 81.
- ^ Jump up to: а б с д Багге 2016 , с. 80.
- ^ Оррман 2003 , с. 449.
- ^ Сойер и Сойер 2010 , с. 63.
- ^ Багге 2016 , стр. 55, 81.
- ^ Jump up to: а б с д и Сойер и Сойер 2010 , с. 117.
- ^ Сойер и Сойер 2010 , с. 148.
- ^ Багге и Нордейде 2007 , стр. 148.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 442.
- ^ Jump up to: а б Оррман 2003 , с. 422.
Источники
[ редактировать ]- Багге, Сверре ; Нордейде, Сэбьёрг Валакер (2007). «Королевство Норвегия». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900-1200 . Издательство Кембриджского университета. стр. 121–166. ISBN 978-0-521-87616-2 .
- Багге, Сверре (2016). Крест и скипетр: Возвышение скандинавских королевств от викингов до Реформации . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-16908-8 .
- Оррман, Сверре (2003). «Церковь и общество». В Хелле, Кнут (ред.). Кембриджская история Скандинавии, том I: Предыстория до 1520 года . Издательство Кембриджского университета. стр. 421–464. ISBN 0-521-47299-7 .
- Сойер, Биргит ; Сойер, Питер (2010). Средневековая Скандинавия: от обращения к реформации, около 800–1500 гг . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-1739-5 .
- Уинрот, Андерс (2012). Обращение Скандинавии: викинги, купцы и миссионеры в преобразовании Северной Европы . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-17026-9 .