История христианства в Дании
История христианства в Дании началась с святого Виллиброрда неудачной миссии среди датчан в начале VIII века.
Языческие верования
[ редактировать ]
Рунические камни , географические названия и средневековые личные имена свидетельствуют о том, что датчане-язычники поклонялись богам скандинавской религии . [ 1 ] Тор был самым популярным среди языческих богов: имена, относящиеся к нему, могут быть задокументированы даже после обращения. [ 1 ] Название Оденсе предполагает, что город возник на месте, посвященном культу Одина . [ 1 ] люди с именами, относящимися к Фрейру . В рунических камнях упоминались и [ 1 ] Название озера Тиссё , по всей вероятности, связано с богом Тюром . [ 2 ] Здание, остатки которого были раскопаны в раннесредневековом поселении недалеко от озера Тиссё, археологи определили как языческий храм. [ 2 ]
Тор, Один и другие божества также упоминались в исландских сагах и Снорри Стурлусона » «Прозаической Эдде , сохранившей много информации об их культах и мифах. [ 1 ] [ 3 ] Однако нельзя утверждать, что религиозные обычаи и легенды языческих исландцев и датчан были идентичны. [ 1 ] К сообщениям Адама Бременского , Саксона Грамматика и других средневековых христианских авторов о религии датчан-язычников следует относиться с осторожностью, поскольку они склонны приписывать непристойные и жестокие ритуалы нехристианам. [ 4 ]
На пути к конверсии
[ редактировать ]Скандинавские личности соприкоснулись с христианством еще до падения Римской империи . [ 5 ] но историк Ян Н. Вуд пишет, что « христианизация Скандинавии привела Церковь в относительно неизвестные области». [ 6 ] По словам Алкуина , англосаксонский монах Виллиброрд , занимавшийся прозелитизмом среди фризов , пытался обратить в свою веру Онгенда , короля датчан, в начале 8 века , но потерпел неудачу. [ 7 ] [ 8 ] С 820-х годов франкские монархи пытались воспользоваться внутренними распрями для усиления своего влияния в Дании. [ 7 ] После свержения с престола и изгнания из Дании король Харальд Клак нашел убежище в Каролингской империи и согласился принять крещение в 826 году. [ 7 ] Харальд Клак вернулся в Данию в сопровождении Ансгара , франкского монаха из аббатства Корби . [ 9 ] В течение следующих двух лет Ансгар вел миссионерскую деятельность в Дании. [ 9 ] Он даже покупал мальчиков, чтобы обучать их миссионерской работе. [ 9 ] Однако в 827 году Харальд Клак снова был свергнут с престола, и Ансгар покинул Данию. [ 7 ] [ 9 ]

, Гамбургская епархия основанная в Каролингской империи, стала важной основой для миссий среди близлежащих народов, включая датчан. [ 10 ] [ 11 ] Ансгар, рукоположенный в сан первого епископа Гамбурга в 831 году, получил паллий (символ своего нового звания архиепископа ) в Риме в 840 году. [ 11 ] Он посетил Данию и купил мальчиков-подростков, чтобы дать им образование. [ 11 ] После того, как флот викингов разрушил Гамбург в 845 году, Ансгар стал епископом Бремена , что привело к конфликтам с архиепископами Кельна , которые претендовали на юрисдикцию над Бременской кафедрой. [ 12 ] [ 13 ] Ансгар тесно сотрудничал с королями Хориком I и II и продолжил свою миссионерскую деятельность в Дании. [ 13 ] Хотя оба короля оставались язычниками, Хорик II позволил Ансгару построить церковь в Рибе и отправил подарки папе Николаю I в 864 году. [ 13 ] [ 5 ] После смерти Ансгара в 865 году его дело продолжил его преемник Римберт , архиепископ Гамбург-Бременский. [ 13 ]
Примерно столетие спустя Видукинд из Корвея отметил, что «датчане уже давно были христианами, но, тем не менее, они поклонялись идолам с помощью языческих ритуалов», предполагая, что многие датчане к тому времени поклонялись христианскому Богу, не считая его единственным богом. [ 14 ] По мнению историка Майкла Х. Гелтинга, изменения в погребальных обрядах (включая распространение ингумации вместо кремации и ориентацию могил с запада на восток) в последние десятилетия IX века можно объяснить христианским влиянием, но это не «бесспорно». Христианские артефакты» были раскопаны в тот же период. [ 12 ] В X веке курганы с обширным инвентарем свидетельствуют о возрождении языческих погребальных обрядов. [ 15 ]
Три немецких священника были рукоположены в епископы трех датских епископских кафедр в Германии в 948 году: Лиафдага в Шлезвиге , Хореда в Рибе и Регинбранда в Орхусе . [ 16 ] Их хиротония, скорее всего, была вызвана попыткой укрепить позиции архиепископства Гамбург-Бременского, которое до того времени было епископами-суфражистами . [ 16 ] Ни один первоисточник не предполагает, что епископы посещали свои епархии до официального обращения Дании в христианство. [ 16 ]
Средний возраст
[ редактировать ]Официальное преобразование
[ редактировать ]Официальное обращение произошло во время правления короля Харальда Блютуса , который взошел на трон около 958 года. [ 17 ] По словам современника Видукинда из Корвея, священник по имени Поппо убедил его признать, что «есть только один истинный Бог», а языческие божества были «на самом деле демонами», держа в руке большой кусок раскаленного железа, не повреждая его. примерно в 965 году. [ 17 ] [ 18 ] Харальд вскоре запретил своим подданным поклоняться языческим богам, приказав им перейти в христианство. [ 17 ] В отличие от Видукина, Адам Бременский объяснил обращение датчан победой императора Священной Римской империи Оттона I над Харальдом, но историк Майкл Х. Гелтинг пишет, что сообщение Адама «ложно». [ 16 ] Тем не менее, попытка Харальда улучшить свои отношения со Священной Римской империей в начале 960-х годов способствовала его обращению. [ 16 ]
Институционализация
[ редактировать ]Император Оттон I изложил привилегии епископств Шлезвиг, Рибе и Орхус в хартии 965 года. [ 16 ] Они также подтвердили юрисдикцию Адальдага , архиепископа Гамбурга-Бремена, над тремя епископами. [ 16 ] . в Оденсе было основано четвертое епископство Несколько лет спустя [ 19 ] Четыре епископа бежали в Священную Римскую империю после того, как Харальд Блютуз был свергнут с престола его сыном Свеном Вилкобородым около 987 года. [ 20 ] [ 21 ] Адам Бременский описывает восстание Свена против своего отца как «заговор с целью отказа от христианства», но ни один другой источник не доказывает, что язычество было восстановлено в Дании после падения Харальда. [ 21 ]
Языческие погребальные обычаи исчезли на большинстве территорий к концу века, в восточных регионах — в начале XI века . [ 22 ] [ 23 ] Вместо прелатов , подчинявшихся архиепископам Гамбург-Бременским, Свен Вилобородый поддерживал епископов-миссионеров из Англии, не имевших постоянных епископских кафедр. [ 21 ] Адам Бременский утверждал, что епископы-миссионеры из Гамбург-Бременской архиепископии также работали в Дании в этот период, но он назвал только Одинкара Старшего , который был родственником короля. [ 21 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гельтинг 2007 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Гельтинг 2007 , с. 74.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , с. 105.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , стр. 104–105.
- ^ Перейти обратно: а б Сойер и Сойер 1993 , с. 100.
- ^ Вуд 2001 , с. 74.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гельтинг 2007 , с. 77.
- ^ Вуд 2001 , стр. 74, 79–80.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2001 , с. 123.
- ^ Гельтинг 2007 , стр. 77–78.
- ^ Перейти обратно: а б с Вуд 2001 , с. 124.
- ^ Перейти обратно: а б Гельтинг 2007 , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вуд 2001 , с. 125.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , стр. 100–101.
- ^ Гельтинг 2007 , стр. 78–79.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Гельтинг 2007 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с Гельтинг 2007 , с. 80.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , стр. 101–102.
- ^ Гельтинг 2007 , с. 82.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гельтинг 2007 , с. 83.
- ^ Сойер и Сойер 1993 , с. 102.
- ^ Гельтинг 2007 , стр. 79, 83.
Источники
[ редактировать ]- Гелтинг, Майкл Х. (2007). «Королевство Дания». В Беренде, Нора (ред.). Христианизация и возникновение христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900-1200 . Издательство Кембриджского университета. стр. 73 –120. ISBN 978-0-521-87616-2 .
- Сойер, Биргит; Сойер, Питер (1993). Средневековая Скандинавия: от обращения к реформации, около 800–1500 гг . Университет Миннесоты Пресс. ISBN 978-0-8166-1739-5 .
- Вуд, Ян Н. (2001). Миссионерская жизнь: Святые и евангелизация Европы, 400–1050 гг . Пирсон Образования Лимитед. ISBN 0-582-31213-2 .