Jump to content

Златовласка

Фигура из золотой фольги ок. 700 г. н.э., найдено в Аске в Хагебюхёге, Швеция, в 2020 году.
Золотые слитки VI–VII веков из Сорте Мулд , Борнхольм.
«Призрак» Гулгуббе

Галгуббер ( норв . произносится [ˈɡʉ̀lːˌɡʉbːər] ) или guldgubber ( датский , произносится [ˈkulˌkupɐ] ), гульгуббар ( шведский , произносится [ˈɡɵ̂lːdˌɡɵbːar] ), представляют собой предметы искусства, амулеты или подношения, найденные в Скандинавии и относящиеся к скандинавскому железному веку . Они состоят из тонких кусочков чеканного золота (иногда серебра), обычно толщиной от 1 до 2 см. 2 (0,16 и 0,31 кв. дюйма). по размеру, обычно с отштампованным мотивом и являются старейшими образцами торевтики в Северной Европе.

Слово gullgubbe означает «маленький золотой старик» и взято из отчета, опубликованного в 1791 году Нильсом Хенриком Шеборгом. [1] в котором он сказал, что жители деревни Равлунда , Скания , которые нашли их в дюнах, назвали их гульдгуббарами . [2]

Было обнаружено около 3000 чайкагубберов примерно в 30 местах в Норвегии , Швеции и наибольшее количество в Дании . Не менее 2350 были найдены в поселении Сорте Мулд [ да ] на датском острове Борнхольм , более 100 — в Лундеборге, недалеко от Гудме на датском острове Фюн , и 122 — в Уппокре , Скания , Швеция. [3] В Норвегии до сих пор было обнаружено относительно небольшое количество чайковых губберов, хотя 19 из них были найдены во время раскопок в церкви Вингром в графстве Оппланд , Норвегия, в период с 2003 по 2005 год, и на распространение находок могут влиять современные обстоятельства, а также политическая ситуация в Норвегии. время, когда они были заложены. [4]

Они датируются поздним железным веком , от конца эпохи миграции до начала эпохи викингов , особенно того, что в Норвегии называют эпохой Меровингов , в Швеции — эпохой Венделя , от 550 до примерно 800 г. на сегодняшний день, потому что они часто встречаются в контекстах, которые не устанавливают дату. Кажется вероятным, что они заменили брактеаты , требующие гораздо больше металла, после того как добыча золота из Византийской империи стала затруднительной. [5]

Иконография и цель

[ редактировать ]

На многих чайкагубберах, найденных в Норвегии и Швеции, изображены мужчина и женщина, стоящие лицом друг к другу, иногда обнимающиеся, иногда между ними видна ветка или дерево. Иногда колени фигурок согнуты и они танцуют. [6] Они почти всегда одеты, причем одежда обычно изображена тщательно и более формально, чем повседневно. У некоторых есть только одна фигура мужчины или женщины или животного. Некоторые из них представляют собой вырезы без штампа. Шэрон Ратке в своей диссертации о чайках добавила еще одну категорию « призраков » и предполагает, что они могут указывать на то, что некоторые чайки были данью уважения мертвым или путешественникам. [7] Она отвергает идею танца, интерпретируя эти фигуры как статичные и относя их к призракам. [8]

Распространенная интерпретация мотива мужчины и женщины на чайке состоит в том, что он символизирует священный брак между ваном -богом Фрейром и йотуном Гердом , о котором мы знаем из эддической поэмы Skírnismál . [9] Некоторые интерпретировали ветку дерева как отсылку к роще Барри, где Герд соглашается встретиться с Фрейром; другие отметили его сходство с садовым ангеликой , растением, связанным с плодородием. Предполагается, что захоронение чайкагуббера было направлено на обеспечение плодородия. [10] или что оно было задумано как изображение мифической пары, давшей начало линии вождя. [11] Например, из исторических источников мы знаем, что линия Инглингов ведет свое происхождение от Фьёльнира , сына Герда и Фрейра.

Недавние находки несколько изменили представление о чайкагуббере. Почти 2500 особей были найдены в Сорте Мулд на датском острове Борнхольм, что на сегодняшний день является самым большим числом среди всех других мест. [12] А в 2000–2004 годах 122 человека, второе по величине число, были найдены недалеко от Уппокры , Скания , Швеция. Некоторые из найденных на этих двух участках схожи; некоторые из них были изготовлены с использованием одних и тех же штампов или патриций , а четыре штампа и часть пятой были найдены в Уппокре, который, следовательно, предположительно был местом производства, по крайней мере, некоторых из чаек Sorte Muld. Кроме того, некоторые чайки, найденные в других местах, также имеют большое сходство с некоторыми из Уппокры, а некоторые из Уппокры необычайно точны в деталях. [13] [14] В Уппокре они были найдены в столбах и рвах стен здания, которое интерпретируется как языческий хоф, отчасти на основании их присутствия в качестве вотивных приношений, как их обычно интерпретируют сейчас. [15]

Недавние попытки были предприняты истолковать жесты пар, изображенных на чайке, с точки зрения средневековых источников, таких как Заксеншпигель , как, например, обозначающих помолвку. [16] [17] Однако как в Уппокре, так и в Сорте Мулде большинство чайкогубов не изображают пары. В Уппокре большинство изображают мужчин, меньшее количество — женщин и лишь немногие — пары. [18] [19] Некоторые иконографические особенности отдельных фигур — жест большого пальца ко рту, связанный с провидением, как в изображениях легенды о Сигурде , группа фигур с дубинками и две другие с посохами или скипетрами разной длины — рассматривались как связанные отдельным скандинавским богам. [20]

Места находок

[ редактировать ]

Гулгуббер был обнаружен в 42 местах в Норвегии, Швеции и в наибольшем количестве в Дании. [21] Некоторые из наиболее примечательных мест:

Около 1800 золотых монет выставлены в музее Борнхольма в Рённе . Большую часть золотых человечков из Уппокры можно увидеть в Историческом музее Лундского университета .

  1. ^ Маргрет Ватт, «Фольга с золотыми фигурами ( Гульдгуббар ) из Уппокры», Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine в Ларсе Ларссоне, изд. Преемственность на протяжении веков: церемониальное здание и его контекст в Уппокре, южная Швеция . Стокгольм: Альмквист и Викселл, 2004, ISBN   91-22-02107-8 , стр. 167-221, стр. 167.
  2. ^ Topographia pareciæ Raflunda et Monumentorum quæ circa sunt: ​​quam publico Examini Offerunt Praeses Nicolaus H. Sjöborg et Answerens Gustavus Sjöborg (диссертация, Лундский университет , 1791, латынь), OCLC 248443661; более поздний отчет на шведском языке в книге Нильса Хенрика Сьёборга, «Попытка номенклатуры северных древностей» , Стокгольм: Delén, 1815, стр. 112 .
  3. ^ Уоттс, стр. 168 (карта), 169 (Упакра).
  4. ^ Мартин Рундквист , «Первый штамп с фигуркой из золотой фольги в Эстергётланде, найденный в Сяттуне в приходе Кага», Архивировано 12 июня 2021 г. в Wayback Machine Fornvännen 102 (2007) 119-122, стр. 120 подчеркивает это в отношении штампов, используемых для изготовления чайных губберов: в отличие от самой фольги, они регистрируются металлоискателями, и тот факт, что их до сих пор находили в основном в южной Скандинавии, вероятно, отражает относительное преобладание металлоискателей.
  5. ^ Рундквист, стр. 119.
  6. ^ Хильда Родерик Эллис Дэвидсон , Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии , Manchester University Press, 1988, ISBN   071902207X , с. 121 .
  7. ^ Шарон Ратке, «Guldgubber - Einblicke in die Völkerwanderungszeit», докторская диссертация, Боннский университет, 2009 г. (немецкий язык), категория D, Schemen на немецком языке: стр. 79-95. Памятники или мысли путешественников (она предложила третью цель для чайки) см. в кратком изложении , заархивированном 3 марта 2012 г. в Wayback Machine (на немецком и английском языках).
  8. ^ Шэрон Ратке и Рудольф Симек , «Гульдгуббер: реликвии дохристианских законных ритуалов?» в Андерсе Андрене, Кристин Дженнберт, Катарине Раудвере, ред., Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия: международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. , Лунд: Nordic Academic Press, 2006, ISBN   91-89116-81-X , стр. 259-66, стр. 262 . См. также Анн-Бритт Фальк, «Мой дом – моя крепость: Защита от зла ​​в средневековье» у Андрена, Дженнберта и Раудвере, стр. 200-05, с. 202 : «Вместо этого Ратке и Симек предлагают интерпретировать положение их тел как отказ или неспособность, они могут даже быть мертвы».
  9. ^ EOG Turville-Petre , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Weidenfeld, 1964, OCLC 460550410, подпись, рис. 43 .
  10. ^ Эллис Дэвидсон, стр. 31-32 : «Считалось, что они символизируют брак бога и богини и что их можно было использовать на свадьбах или для благословения нового дома».
  11. ^ Ватт, с. 217, цитируя это как более современную точку зрения, поддерживаемую Гро Стейнсландом .
  12. ^ Джон МакКиннелл, «On Heiðr», Saga-Book 25 (2001), 394-417, стр. 409 относится к кропотливым методам раскопок Сорте Мулд и предполагает, что на других участках, возможно, было гораздо больше чаек, чем было обнаружено.
  13. ^ Ларс Ларссон , «Ритуальное здание железного века в Уппокре, южная Швеция», Antiquity 81 (2007), стр. 16; фотографии стр. 18.
  14. ^ Уоттс, стр. 169, 170, 214.
  15. ^ Например, Маккиннелл, с. 409 просто относится к «обычаю использования золотогуббера в качестве храмовых подношений».
  16. ^ Ватт, с. 208, со ссылкой на Рудольфа Симека.
  17. ^ Шэрон Ратке подробно обосновывает такие интерпретации на странице «Интерпретации» своего сайта http://www.guldgubber.de. Архивировано 28 апреля 2010 г. в Wayback Machine . См. также Ратке и Симека у Андрена, Дженнберта и Раудвере.
  18. ^ Ларссон, стр. 16.
  19. ^ Ватт, с. 216: «фигуры из золотой фольги из Уппокры и Борнхольма составляют ядро ​​юго-восточной скандинавской группы, состоящей в основном из одиночных фигур».
  20. ^ Ватт, стр. 206, 208-11, со ссылкой на Карла Хаука и на жест большого пальца Хильды Эллис Дэвидсон. Фигуры «провидцев» Хаук соотносят с Одином , фигуры с длинными посохами — с Тором . Несколько обнаженных итифаллических фигур вполне могут быть связаны с Фрейром .
  21. ^ Ратке, с. 21; Рис. 3.5, с. 22 воспроизводит карту из статьи Яна Педера Ламма 2004 года «Фигтурная золотая фольга, найденная в Швеции».
  22. ^ Андреас Хаугдал, Гулгуббер из церкви Мэре, Steinkjer Kunnskapsportal, получено 4 мая 2010 г. (норвежский): было найдено 22 Гулгуббера.
  23. ^ Gullfunnet i Kongsvik , краеведческая группа Тьельдсунда, 2004 г., получено 4 мая 2010 г. (норвежский): было найдено как минимум 11 золотых слитков, а возможно, и больше.
  24. ^ Ратке, с. 24.
  25. ^ Уоттс, стр. 216.
  26. Лиллемор Биргерссон, «ТВ: Находка золотых человечков вызывает сенсацию» , Sveriges Television , 15 ноября 2013 г. (на шведском языке)

Источники

[ редактировать ]
  • Ламм, Ян Педер (2004). «Фигтурная золотая фольга, найденная в Швеции». В Кларке, Хелен; Ламм, Кристина (ред.). Раскопки в Хельго XVI: экзотические и сакральные находки из Хельго . Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN  917402339X .
  • Рундквист, Мартин ; Лёфвинг, Аксель; Густавссон, Рудольф; Хеймдал, Йенс и Виберг, Андреас (декабрь 2023 г.). «Фигуры из золотой фольги и человеческие черепа в королевском зале в Аске, Хагебюхёга, Эстергётланд». Античность . 97 (396): 1534–1547. дои : 10.15184/aqy.2023.157 .
  • Ватт, Маргрете (1992). «Фигуры из листового золота («guldgubber») из Variety Muld, Борнхольм». В Хауке, Карл (ред.). Исторический горизонт амулетов-идолов переходного периода от поздней античности к раннему средневековью: отчет о коллоквиуме с 28 ноября по 1 декабря 1988 года в Фонде Вернера Реймерса, Бад-Хомбург (на норвежском языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 195–227. ISBN  3525825870 .
  • Ватт, Маргрете (2008). «Златовласка». В Адамсене, Кристиане; Лунд Хансен, Улла; Нильсен, Финн Оле; Ватт, Маргрете (ред.). Sorte Muld (на норвежском языке). Рённе: Музей Борнхольма и Агентство культурного наследия . стр. 42–53. ISBN  978-8788179118 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7a379af4ac2c8bf0efffd4ef5ccff46b__1722292920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7a/6b/7a379af4ac2c8bf0efffd4ef5ccff46b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Gullgubber - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)