Златовласка
Галгуббер ( норв . произносится [ˈɡʉ̀lːˌɡʉbːər] ) или guldgubber ( датский , произносится [ˈkulˌkupɐ] ), гульгуббар ( шведский , произносится [ˈɡɵ̂lːdˌɡɵbːar] ), представляют собой предметы искусства, амулеты или подношения, найденные в Скандинавии и относящиеся к скандинавскому железному веку . Они состоят из тонких кусочков чеканного золота (иногда серебра), обычно толщиной от 1 до 2 см. 2 (0,16 и 0,31 кв. дюйма). по размеру, обычно с отштампованным мотивом и являются старейшими образцами торевтики в Северной Европе.
Слово gullgubbe означает «маленький золотой старик» и взято из отчета, опубликованного в 1791 году Нильсом Хенриком Шеборгом. [1] в котором он сказал, что жители деревни Равлунда , Скания , которые нашли их в дюнах, назвали их гульдгуббарами . [2]
Было обнаружено около 3000 чайкагубберов примерно в 30 местах в Норвегии , Швеции и наибольшее количество в Дании . Не менее 2350 были найдены в поселении Сорте Мулд на датском острове Борнхольм , более 100 — в Лундеборге, недалеко от Гудме на датском острове Фюн , и 122 — в Уппокре , Скания , Швеция. [3] В Норвегии до сих пор было обнаружено относительно небольшое количество чайковых губберов, хотя 19 из них были найдены во время раскопок в церкви Вингром в графстве Оппланд , Норвегия, в период с 2003 по 2005 год, и на распространение находок могут влиять современные обстоятельства, а также политическая ситуация в Норвегии. время, когда они были заложены. [4]
Они датируются поздним железным веком , от конца эпохи миграции до начала эпохи викингов , особенно того, что в Норвегии называют эпохой Меровингов , в Швеции — эпохой Венделя , от 550 до примерно 800 г. на сегодняшний день, потому что они часто встречаются в контекстах, которые не устанавливают дату. Кажется вероятным, что они заменили брактеаты , требующие гораздо больше металла, после того как добыча золота из Византийской империи стала затруднительной. [5]
Иконография и цель
[ редактировать ]На многих чайкагубберах, найденных в Норвегии и Швеции, изображены мужчина и женщина, стоящие лицом друг к другу, иногда обнимающиеся, иногда между ними видна ветка или дерево. Иногда колени фигурок согнуты и они танцуют. [6] Они почти всегда одеты, причем одежда обычно изображена тщательно и более формально, чем повседневно. У некоторых есть только одна фигура мужчины или женщины или животного. Некоторые из них представляют собой вырезы без штампа. Шэрон Ратке в своей диссертации о чайках добавила еще одну категорию « призраков » и предполагает, что они могут указывать на то, что некоторые чайки были данью уважения мертвым или путешественникам. [7] Она отвергает идею танца, интерпретируя эти фигуры как статичные и относя их к призракам. [8]
Распространенная интерпретация мотива мужчины и женщины на чайке состоит в том, что он символизирует священный брак между ваном -богом Фрейром и йотуном Гердом , о котором мы знаем из эддической поэмы Skírnismál . [9] Некоторые интерпретировали ветку дерева как отсылку к роще Барри, где Герд соглашается встретиться с Фрейром; другие отметили его сходство с садовым ангеликой , растением, связанным с плодородием. Предполагается, что захоронение чайкагуббера было направлено на обеспечение плодородия. [10] или что оно было задумано как изображение мифической пары, давшей начало линии вождя. [11] Например, из исторических источников мы знаем, что линия Инглингов ведет свое происхождение от Фьёльнира , сына Герда и Фрейра.
Недавние находки несколько изменили представление о чайкагуббере. Почти 2500 особей были найдены в Сорте Мулд на датском острове Борнхольм, что на сегодняшний день является самым большим числом среди всех других мест. [12] А в 2000–2004 годах 122 человека, второе по величине число, были найдены недалеко от Уппокры , Скания , Швеция. Некоторые из найденных на этих двух участках схожи; некоторые из них были изготовлены с использованием одних и тех же штампов или патриций , а четыре штампа и часть пятой были найдены в Уппокре, который, следовательно, предположительно был местом производства, по крайней мере, некоторых из чаек Sorte Muld. Кроме того, некоторые чайки, найденные в других местах, также имеют большое сходство с некоторыми из Уппокры, а некоторые из Уппокры необычайно точны в деталях. [13] [14] В Уппокре они были найдены в столбах и рвах стен здания, которое интерпретируется как языческий хоф, отчасти на основании их присутствия в качестве вотивных приношений, как их обычно интерпретируют сейчас. [15]
Недавние попытки были предприняты истолковать жесты пар, изображенных на чайке, с точки зрения средневековых источников, таких как Заксеншпигель , как, например, обозначающих помолвку. [16] [17] Однако как в Уппокре, так и в Сорте Мулде большинство чайкогубов не изображают пары. В Уппокре большинство изображают мужчин, меньшее количество — женщин и лишь немногие — пары. [18] [19] Некоторые иконографические особенности отдельных фигур — жест большого пальца ко рту, связанный с провидением, как в изображениях легенды о Сигурде , группа фигур с дубинками и две другие с посохами или скипетрами разной длины — рассматривались как связанные отдельным скандинавским богам. [20]
Места находок
[ редактировать ]Гулгуббер был обнаружен в 42 местах в Норвегии, Швеции и в наибольшем количестве в Дании. [21] Некоторые из наиболее примечательных мест:
- Борг , муниципалитет Вествогёй , графство Нурдланд , Норвегия
- Борге , коммуна Фредрикстад , лен Эстфолд , Норвегия
- Церковь Мэре , муниципалитет Стейнхьер , графство Трёнделаг , Норвегия — 9 век, найдена во время раскопок в 1968 году. [22]
- Церковь Вингром , муниципалитет Лиллехаммер , графство Иннландет , Норвегия – найдена во время раскопок в период с 2003 по 2005 год.
- Конгсвик, муниципалитет Тьельдсунд , графство Нурланд , Норвегия – найден в 1740-х годах. [23]
- Хауге, коммуна Клепп , лен Рогаланд , Норвегия – ок. 700-800 гг. н. э.
- Слоинге , коммуна Фалькенберг , лен Халланд , Швеция – ок. 690 г. н. э.
- Хельгё , коммуна Экерё , лен Стокгольм , Швеция
- Уппакра , Коммуна Стаффансторп , Лен Скания , Швеция — найдено 111
- Sorte Muld , Муниципалитет Борнхольм , Столичный регион , Дания – найдено 2 480, [24] датируется вместе с теми, что в Уппокре, VI веком [25]
- Лундеборг , муниципалитет Свендборг , регион Южная Дания , Дания — около 100
- Вестра Вонг, муниципалитет Роннебю , округ Блекинге , Швеция — в 2013 году обнаружено 29 особей, третье место по количеству в Швеции. [26]
Около 1800 золотых монет выставлены в музее Борнхольма в Рённе . Большую часть золотых человечков из Уппокры можно увидеть в Историческом музее Лундского университета .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Маргрет Ватт, «Фольга с золотыми фигурами ( Гульдгуббар ) из Уппокры», Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine в Ларсе Ларссоне, изд. Преемственность на протяжении веков: церемониальное здание и его контекст в Уппокре, южная Швеция . Стокгольм: Альмквист и Викселл, 2004, ISBN 91-22-02107-8 , стр. 167-221, стр. 167.
- ^ Topographia pareciæ Raflunda et Monumentorum quæ circa sunt: quam publico Examini Offerunt Praeses Nicolaus H. Sjöborg et Answerens Gustavus Sjöborg (диссертация, Лундский университет , 1791, латынь), OCLC 248443661; более поздний отчет на шведском языке в книге Нильса Хенрика Сьёборга, «Попытка номенклатуры северных древностей» , Стокгольм: Delén, 1815, стр. 112 .
- ^ Уоттс, стр. 168 (карта), 169 (Упакра).
- ^ Мартин Рундквист , «Первый штамп с фигуркой из золотой фольги в Эстергётланде, найденный в Сяттуне в приходе Кага», Архивировано 12 июня 2021 г. в Wayback Machine Fornvännen 102 (2007) 119-122, стр. 120 подчеркивает это в отношении штампов, используемых для изготовления чайных губберов: в отличие от самой фольги, они регистрируются металлоискателями, и тот факт, что их до сих пор находили в основном в южной Скандинавии, вероятно, отражает относительное преобладание металлоискателей.
- ^ Рундквист, стр. 119.
- ^ Хильда Родерик Эллис Дэвидсон , Мифы и символы в языческой Европе: ранние скандинавские и кельтские религии , Manchester University Press, 1988, ISBN 071902207X , с. 121 .
- ^ Шарон Ратке, «Guldgubber - Einblicke in die Völkerwanderungszeit», докторская диссертация, Боннский университет, 2009 г. (немецкий язык), категория D, Schemen на немецком языке: стр. 79-95. Памятники или мысли путешественников (она предложила третью цель для чайки) см. в кратком изложении , заархивированном 3 марта 2012 г. в Wayback Machine (на немецком и английском языках).
- ^ Шэрон Ратке и Рудольф Симек , «Гульдгуббер: реликвии дохристианских законных ритуалов?» в Андерсе Андрене, Кристин Дженнберт, Катарине Раудвере, ред., Древнескандинавская религия в долгосрочных перспективах: происхождение, изменения и взаимодействия: международная конференция в Лунде, Швеция, 3–7 июня 2004 г. , Лунд: Nordic Academic Press, 2006, ISBN 91-89116-81-X , стр. 259-66, стр. 262 . См. также Анн-Бритт Фальк, «Мой дом – моя крепость: Защита от зла в средневековье» у Андрена, Дженнберта и Раудвере, стр. 200-05, с. 202 : «Вместо этого Ратке и Симек предлагают интерпретировать положение их тел как отказ или неспособность, они могут даже быть мертвы».
- ^ EOG Turville-Petre , Миф и религия Севера: Религия Древней Скандинавии , Лондон: Weidenfeld, 1964, OCLC 460550410, подпись, рис. 43 .
- ^ Эллис Дэвидсон, стр. 31-32 : «Считалось, что они символизируют брак бога и богини и что их можно было использовать на свадьбах или для благословения нового дома».
- ^ Ватт, с. 217, цитируя это как более современную точку зрения, поддерживаемую Гро Стейнсландом .
- ^ Джон МакКиннелл, «On Heiðr», Saga-Book 25 (2001), 394-417, стр. 409 относится к кропотливым методам раскопок Сорте Мулд и предполагает, что на других участках, возможно, было гораздо больше чаек, чем было обнаружено.
- ^ Ларс Ларссон , «Ритуальное здание железного века в Уппокре, южная Швеция», Antiquity 81 (2007), стр. 16; фотографии стр. 18.
- ^ Уоттс, стр. 169, 170, 214.
- ^ Например, Маккиннелл, с. 409 просто относится к «обычаю использования золотогуббера в качестве храмовых подношений».
- ^ Ватт, с. 208, со ссылкой на Рудольфа Симека.
- ^ Шэрон Ратке подробно обосновывает такие интерпретации на странице «Интерпретации» своего сайта http://www.guldgubber.de. Архивировано 28 апреля 2010 г. в Wayback Machine . См. также Ратке и Симека у Андрена, Дженнберта и Раудвере.
- ^ Ларссон, стр. 16.
- ^ Ватт, с. 216: «фигуры из золотой фольги из Уппокры и Борнхольма составляют ядро юго-восточной скандинавской группы, состоящей в основном из одиночных фигур».
- ^ Ватт, стр. 206, 208-11, со ссылкой на Карла Хаука и на жест большого пальца Хильды Эллис Дэвидсон. Фигуры «провидцев» Хаук соотносят с Одином , фигуры с длинными посохами — с Тором . Несколько обнаженных итифаллических фигур вполне могут быть связаны с Фрейром .
- ^ Ратке, с. 21; Рис. 3.5, с. 22 воспроизводит карту из статьи Яна Педера Ламма 2004 года «Фигтурная золотая фольга, найденная в Швеции».
- ^ Андреас Хаугдал, Гулгуббер из церкви Мэре, Steinkjer Kunnskapsportal, получено 4 мая 2010 г. (норвежский): было найдено 22 Гулгуббера.
- ^ Gullfunnet i Kongsvik , краеведческая группа Тьельдсунда, 2004 г., получено 4 мая 2010 г. (норвежский): было найдено как минимум 11 золотых слитков, а возможно, и больше.
- ^ Ратке, с. 24.
- ^ Уоттс, стр. 216.
- ↑ Лиллемор Биргерссон, «ТВ: Находка золотых человечков вызывает сенсацию» , Sveriges Television , 15 ноября 2013 г. (на шведском языке)
Источники
[ редактировать ]- Ламм, Ян Педер (2004). «Фигтурная золотая фольга, найденная в Швеции». В Кларке, Хелен; Ламм, Кристина (ред.). Раскопки в Хельго XVI: экзотические и сакральные находки из Хельго . Стокгольм: Альмквист и Викселл. ISBN 917402339X .
- Рундквист, Мартин ; Лёфвинг, Аксель; Густавссон, Рудольф; Хеймдал, Йенс и Виберг, Андреас (декабрь 2023 г.). «Фигуры из золотой фольги и человеческие черепа в королевском зале в Аске, Хагебюхёга, Эстергётланд». Античность . 97 (396): 1534–1547. дои : 10.15184/aqy.2023.157 .
- Ватт, Маргрете (1992). «Фигуры из листового золота («guldgubber») из Variety Muld, Борнхольм». В Хауке, Карл (ред.). Исторический горизонт амулетов-идолов переходного периода от поздней античности к раннему средневековью: отчет о коллоквиуме с 28 ноября по 1 декабря 1988 года в Фонде Вернера Реймерса, Бад-Хомбург (на норвежском языке). Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 195–227. ISBN 3525825870 .
- Ватт, Маргрете (2008). «Златовласка». В Адамсене, Кристиане; Лунд Хансен, Улла; Нильсен, Финн Оле; Ватт, Маргрете (ред.). Sorte Muld (на норвежском языке). Рённе: Музей Борнхольма и Агентство культурного наследия . стр. 42–53. ISBN 978-8788179118 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Рисунки фигурок из золотой фольги (Гульдгуббар, Голдблехфигурен) из Слоинге
- Сайт Шэрон Ратке на Гульдгуббере. Архивировано 28 апреля 2010 г. в Wayback Machine.