Jump to content

Лукас, архиепископ Эстергомский

Лукас
Архиепископ Эстергомский
Стефан III коронован Лукасом (из « Иллюминированных хроник» )
Установлено 1158
Срок закончился 1181
Предшественник Мартирий
Преемник Николас
Другие сообщения Епископ Эгерский
Заказы
Посвящение начало 1157 г.
Папа Адриан IV
Личные данные
Рожденный в. 1120
Умер 1181
Национальность венгерский
Номинал Римско-католический
Альма-матер Парижский университет

Лукас ( венгерский : Lukács ; ок. 1120–1181), [ 1 ] также известный как Люк , [ 2 ] был венгерским прелатом и дипломатом в 12 веке. Он был епископом Эгера с 1156 по 1158 год и архиепископом Эстергома с 1158 года до своей смерти в 1181 году.

Считается, что Лукас происходил из богатой и влиятельной семьи, но источники не уверены в его происхождении. Он был одним из первых студентов Парижского университета . Когда он вернулся в Венгрию, его церковная карьера быстро поднялась до самых высоких санов. Будучи доверенным лицом Гезы II в последние годы его жизни, Лукас оказал значительное влияние на внешнюю политику и дипломатические процессы страны. Лукас был стойким сторонником Стефана III во время борьбы в династии Арпада после смерти Гезы II, где правление Стефана III оспаривалось двумя его дядями. Архиепископ выступил против вмешательства как Византийской империи , так и Священной Римской империи . У Лукаса были двойственные отношения с братом и преемником Стефана Белой III . Строгий и бескомпромиссный характер его экстремистского григорианства бросил вызов и ослабил его партнерство и союз со Святым Престолом в последнее десятилетие его архиепископского пребывания, которое совпало с понтификатом Папы Александра III. .

Родословная

[ редактировать ]

Говорят, что Лукас родился в богатой и знатной дворянской семье в начале 1120-х годов. [ 3 ] но его происхождение неопределенно и неустановлено. [ 4 ] Его братом был Апа (или Аппа), могущественный лорд при королевском дворе Гезы II Венгрии . Апа приобрел известность после падения Белоша . [ 5 ] и служил испаном округа Бодрог в 1156 году, а затем баном Славонии примерно с 1157 по 1158 год. Согласно недостоверной хартии, он также был королевским судьей в 1158 году. [ 6 ]

Начиная с 18 века, несколько историков и специалистов по генеалогии пытались связать Лукаса и его брата Апу с различными известными родами (кланами) Венгерского королевства . Андраш Лехоцки и Иван Надь предположили, что Лукас был членом семьи Банфи (Банфи; букв. «Сын бана » ) де Алсолендва, происходящей из клана Хахот . [ 7 ] в то время как другие историки предполагали, что он произошел от ветвей Банфи (Банфи) кланов Томай и Гуткелед . [ 5 ] Нандор Кнауз назвал его «Лукас Банфи де Альсо Линдва де род Гуткелед» в своей работе « Monumenta ecclesiae Strigoniensis» (1874 г.), предложение которой ошибочно. Помимо фамилий, которые для того времени были анахронизмами, Фельсолендвайс были теми, кто происходил из клана Гуткелед (и такого родства «Банфи де Фельсолендва» не существует), а не Банфис де Алсолендва. Обе семьи приняли свою фамилию в 14 веке после того, как их выдающиеся члены, Николас Гуткелед и Николас Хахот соответственно, носили титул бана. [ 8 ] Историк Убул Каллай отверг вышеупомянутые теории и утверждал, что Апа и Лукас были сыновьями Алексиуса , бана Славонии во время правления Стефана II Венгерского . Таким образом, Каллай назвал Лукаса анахронизмом по фамилии «Банфи» и предположил, что он был членом клана Гуткеледов и братом Мартина Гуткеледа , который построил бенедиктинское аббатство Чатар . [ 3 ] [ 7 ] Более поздние академические работы и историки, в том числе Дьюла Паулер, Балинт Хоман , Дьюла Кристо и Ференц Макк, называют его просто «архиепископом Лукасом». [ 9 ]

Образование и ранняя карьера

[ редактировать ]

«Я видел в Париже , в школе магистра Жерара ла Пюселя , Люка Венгерского, человека чести и великой культуры, который делил свой стол с бедняками так, что они казались приглашенными гостями, а не искателями милостыни».

Примерно с 1150 по 1156 год Лукас учился в Парижском университете , где был учеником Жерара ла Пюселя , знатока канонического права , а позднее епископа Ковентри . Он был одним из первых венгров, поступивших в зарубежный университет, и первым известным венгерским выпускником недавно созданного Парижского университета. [ 4 ] Он получил высокую степень в области церковного права и заслужил уважение других студентов. [ 5 ] Лукас мог быть первым венгерским священнослужителем, который ознакомился с Decretum Gratiani , собранием канонического права начала середины XII века, составленным в качестве учебника по праву. [ 13 ] Среди его соучеников был предположительно английский летописец Уолтер Мэп (Gualterius Mappus), который вспоминал Лукаса в его единственном сохранившемся труде De nugis curialium . Он описал Лукаса как высокообразованного человека и милосердного христианина; он заявил, что Лукас бескорыстно делился своими товарами и едой со своими однокурсниками. [ 14 ] Мэп добавил, что у Лукаса было собственное жилье и персонал в университете (подтверждая его происхождение из высшего сословия), и он с радостью делал пожертвования. Однако Мап (родившийся около 1140 года) был определенно моложе Лукаса и посещал школу десять лет спустя, в 1160-х годах, что позволяет предположить, что он слышал этот анекдот из вторых рук. [ 15 ]

Будучи студентом, Лукас установил продуктивные отношения с английскими учёными и священнослужителями, такими как Джон Солсберийский . [ 5 ] [ 11 ] В последующие десятилетия Джон Солсберийский и Уолтер Мэп познакомились с Томасом Бекетом XII века , значительным и могущественным прелатом в Англии . [ 14 ] Историк Дьёрдь Дьёрфи сравнил их карьеры и обнаружил несколько сходств между пропапской деятельностью Лукаса и Томаса Беккета в последующие десятилетия. По словам Дьерфи, они не знали друг друга лично (Томас Беккет был секретарем Теобальда Бека к тому времени, когда Лукас проживал в Париже), но знали друг о друге через общих знакомых и использовали схожие церковные инструменты для защиты своих интересов от светская королевская власть. [ 16 ] Как рассказал Мап в своем анекдоте о Лукасе, Хью Ле-Мана , епископ Акры сообщил ему о более поздних встречах Лукаса с враждующей династией Арпадов , о которых Беккет узнал через Мапа. венгерской [ 14 ]

Вернувшись в Венгрию, Лукас был избран епископом Эгера в 1156 году. [ 17 ] С 1156 по март 1157 года его все еще называли избранным епископом. Когда Гервасий, епископ Дьерский, ходатайствовал перед Гезой II о предоставлении права собирать соль Эстергомской архиепархии в Нане и Какате (современный Штурово, Словакия ). , к нему обращались как к епископу во время его выступления в качестве свидетеля документа. Его избрание было подтверждено Папой Адрианом IV в предыдущие недели. Из-за отсутствия источников нет никаких записей о деятельности или функциях Лукаса в качестве епископа Эгерского; его имя появляется только в списках сановников различных королевских грамот, изданных Гезой II. [ 18 ] В 1157 г. в Венгрии произошли политические волнения; летописец Рахевин записывает, что младший брат короля Гезы II, Стефан , начал сговор со своим амбициозным дядей Белошем и другими лордами против монарха. Геза II изгнал своего мятежного брата и приговорил его к смертной казни, а Белош потерял влияние на королевский двор и во второй половине года бежал из Венгрии. [ 19 ] Его уход привел к политическому восхождению Апы на должность бана Славонии в конце 1157 года. [ 5 ] Вполне вероятно, что Апа поддержал рост церковной карьеры Лукаса и сыграл роль в возвращении его брата в Венгрию. [ 20 ] После неудавшегося восстания два брата Гезы II, Ладислав и Стефан, к 1160 году нашли убежище в Византийской империи , где они нашли убежище при дворе императора Мануила I Комнина в Константинополе . [ 21 ]

Архиепископ Эстергомский

[ редактировать ]

Влияние на Гезу II

[ редактировать ]

[...] «Поскольку я вижу, что ваше сердце наполнено прогрессом и единством Церкви, могу ли я также внести свой вклад в это, сообщив Вашему Превосходительству, что наш Господь король [Геза II], удовлетворив мои просьбы, принял и подтвердил лорда Александра [как Папа] вместе со всей Нашей Церковью. Принимая это окончательное решение, мы упорствовали в деле и уже отправили письмо господину Александру Королю вместе с письмом моего ничтожества. И далее, если можно чем-нибудь угодить Вашему Святейшеству, скажите. я и что я Я готов подчиняться в соответствии со своим талантом».

- Письмо архиепископа Лукаса ( Missilis ) архиепископу Зальцбургскому Эберхарду в 1161 году. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ]
Геза II Венгерский (годы правления 1141–1162)

Мартирий, архиепископ Эстергомский, умер весной 1158 года. [ 20 ] и вскоре его сменил Лукас. [ 26 ] Апа и Лукас стали самыми ярыми сторонниками Гезы II в последние годы его правления и обладали соответственно самыми выдающимися светскими и церковными санами. Когда в 1158 году король дважды делал пожертвование в пользу собора Святого Домния и его архиепископа Гавдия , братья появлялись в его сопровождении только поименно. [ 27 ] Лукас симпатизировал реформистскому крылу Римской курии, что также повлияло на внешнюю политику Гезы II в последующие годы. [ 28 ] окрестили его «представителем крайнего григорианства » в Венгрии. Более поздние ученые [ 29 ] Как выразился богослов Йожеф Тёрёк, Лукас «бдительно охранял интересы законного Папы [Александра III] и Церкви» в первые годы своего пребывания на посту архиепископа. Он был одним из первых венгерских прелатов, которые мыслили в общеевропейском и христианском универсалистском масштабе и интегрировались в современную господствующую школу церковного богословия. [ 11 ] Историк литературы Янош Дьёри предположил, что Лукас симпатизировал еретическим движениям, преобладающим в регионе – альбигойцам , патаренам и богомилам , но большинство учёных не разделяют эту маргинальную теорию . [ 9 ] [ 30 ]

Папа Александр III встречается со своим соперником Фридрихом Барбароссой

Первоначально Геза II поддерживал усилия Фридриха Барбароссы против пропапских итальянских коммун (которые позже были известны под общим названием Ломбардская лига ) и даже послал венгерские вспомогательные войска для сопровождения императора Священной Римской империи в Италию между 1158 и 1160 годами. [ 21 ] Барбаросса вынудил итальянские города сдаться в сентябре 1158 года. Однако Милан и Крема открыто восстали против правления императора после того, как сейм Ронкальи приказал восстановить имперские права. Геза II отправил своих послов в лагерь Барбароссы и пообещал направить дополнительные подкрепления против мятежных городов. [ 31 ] Смерть Папы Адриана IV 1 сентября 1159 года разделила коллегию кардиналов : большинство кардиналов выступили против Барбароссы, в то время как меньшинство поддержало его. Первая группа избрала папой Александра III , но сторонники Барбароссы вместо этого выбрали Виктора IV . Барбаросса созвал синод в Павии, чтобы положить конец расколу. Геза II отправил своих послов на церковный совет, где Виктор IV был объявлен законным папой в феврале 1160 года. [ 32 ] Однако избранный архиепископ Лукас остался верен Александру III и убедил Гезу II начать переговоры с представителями Александра III. [ 28 ] Геза II сменил присягу после того, как большинство других европейских монархов присоединились к Александру III. Послы Гезы II объявили о его решении Александру III в начале 1161 года, но он сообщил императору о своем признании Александра III только осенью того же года. [ 32 ] Письмо Лукаса своему союзнику Эберхарду, архиепископу Зальцбургскому , который был ведущей проалександровской фигурой в Священной Римской империи , показало, что его влияние имело значительный вес для Гезы II, когда он изменил направление своей внешней политики. [ 22 ] [ 33 ] Лукас представил дело так, как будто он один был ответственен за признание Гезой II Папы Александра, поскольку он написал: «Мне удалось с помощью апелляций заставить нашего Господа Короля и всю нашу церковь принять Александра». [ 34 ] [ 35 ] Несколько историков, в том числе Дьюла Паулер и Йожеф Герич, приняли содержание письма и отметили значительную роль Лукаса в переговорах с посланником, поддерживающим Барбароссу, епископом Праги Даниилом в 1161 году на Пасху перед официальной встречей Даниила с Гезой II. Однако Ференц Макк отмечает, что нет другого источника, подчеркивающего роль Лукаса в событиях, кроме его собственного письма. [ 36 ]

Геза II и посланник Папы Александра III, папский легат Пьетро ди Мисо подписали конкордат Летом 1161 года , при посредничестве Лукаса. Он гарантировал, что Геза II не будет свергать или передавать прелатов без согласия Святого Престола, Святой Престол не мог отправлять папских легатов в Венгрию без разрешения короля, а венгерским прелатам разрешалось обращаться к Святому Престолу только с согласия короля. . [ 29 ] [ 35 ] [ 37 ] Папа Александр, который был полностью осведомлен о преданности Лукаса и его внешнеполитической деятельности, выразил свою признательность, отправив Лукасу архиепископский мантию в июле 1161 года, подтвердив, что избрание Лукаса произошло тремя годами ранее. [ 38 ] Согласно декреталию папы Александра III, изданному в 1167 или 1168 году, когда папский легат кардинал Пьетро ди Мисо был отправлен в Венгрию для передачи мантии Лукасу, брату архиепископа «Альбану» (большинство ученых отождествляли его с Апа) предоставил лошадь для легата, когда Пьетро и его эскорт пересекли венгерскую границу через Далмацию через Адриатическое море . В письме говорилось, что архиепископ Лукас опасается, что этот шаг может быть расценен как симония в Римской курии. Папа Александр успокоил прелата библейскими фразами и предупредил Лукаса, чтобы он не беспокоил его по пустякам. [ 39 ] Декреталь, который позже стал частью Decretales Gregorii IX (или Liber extra ), отражает жесткую индивидуальность Лукаса, чрезмерную строгость и крайние григорианские взгляды, которые характеризовали его правление в качестве архиепископа Эстергомского. [ 5 ] [ 22 ] [ 40 ]

Историк XVIII века Миклош Шмитт отмечает, что Лукас успешно вернул украденные драгоценности покойного Мартирия у вора Иордана сразу после своего избрания архиепископом. [ 41 ] Согласно королевской хартии, предположительно изданной Стефаном III , Геза II приказал Деду Вакскому и Чаме Эгерскому заново освятить аббатство Сентджобб (современный Саниоб в Румынии) с согласия Лукаса. В нем также говорилось, что после этого бенедиктинский монастырь Сентйобб подвергся нападению и разграблению сыновьями некоего « Пфальцского Павла»; в результате архиепископ Лукас отлучил их от церкви. Историк Тамаш Кёрменди поставил под сомнение достоверность издания, которое страдает от неправильных толкований, объяснений, анахронизмов и фактических ошибок XVIII века. [ 42 ]

Династическая борьба

[ редактировать ]

[...] «Вышеупомянутый король Венгрии [Геза II] умер, оставив наследником маленького сына, совсем маленького мальчика [Стефана III] в то время. Тогда брат короля [Ладислав II] пришел к архиепископу Луке с требованием от него и воцарение, и коронация Лука упрекнул этого человека и обвинил его в предательстве в пренебрежении законом, обычаями и правом, в стремлении лишить наследства невиновных, и он отказался дать согласие. дядя сделал себя королем другим архиепископ королевства [Мико Калочский], не имевший полномочий на такую ​​коронацию. Это было как если бы узурпатор сказал: «если я не смогу поколебать силы выше, я буду требовать силы ада» [цитата из « Вергилия » Энеиды ]. Его тотчас же предал анафеме Лука, которого он тотчас же убеждал страшными угрозами и даже угрозой обнаженного меча оправдать его; но, получив в ответ презрение, а равно и отлучение, насильственно заточил архиепископа в темницу и принудил приостановленные церкви пренебречь интердиктом».

На троне сидит мужчина с усами и в герцогской шапке, а всадник несет королевскую корону.
Ладислав II крадет корону (трон) у своего племянника Стефана III (из « Иллюминированной хроники» ).

архиепископ Лукас без промедления короновал старшего сына Гезы II, 15-летнего Стефана III, королем . В начале июня в Секешфехерваре Геза II неожиданно скончался 31 мая 1162 года . [ 38 ] Сразу после коронации византийский император Мануил, который пытался распространить свое влияние на соседнее королевство, отправил в Венгрию армию, которая продвинулась до Харама (ныне Рам, Сербия ), и отправил в Венгрию послов, чтобы продвигать притязания молодого монарха на тезка венгерского престола. [ 45 ] Большинство лордов выступали против Стефана как своего короля из-за его семейных отношений с Мануэлем. Магнаты решили принять дядю Стефана, Ладислава II, в качестве «компромиссного кандидата» между подкупом византийцев и страхом перед потенциальным вторжением императора. Армия Стефана III была разбита при Капуваре , и он бежал из Венгрии и искал убежища в Австрии через шесть недель после своей коронации. [ 45 ]

Архиепископ Лукас остался в Венгрии после византийской интервенции и был одним из немногих, кто остался верен Стефану и отказался короновать Ладислава; в результате Мико, архиепископ Калоча, провел церемонию в июле 1162 года, несмотря на то, что за коронацию венгерского монарха на протяжении веков отвечал архиепископ Эстергомский. Лукас счел Ладислава II узурпатором и через своего посланника отлучил его от церкви, заявив, что он незаконно отобрал корону у своего племянника. [ 45 ] [ 46 ] Лукас также отлучил от церкви своего коллегу-архиепископа Мико за участие в этом процессе. [ 37 ] Как отмечал Макк, правовое основание для того, чтобы Лукас наложил церковное наказание на Ладислава II, было предоставлено статьей 17 Второго кодекса св. Стефана и статьей 2 так называемого Второго Эстергомского синода во время правления Коломана . [ 47 ] Согласно De nugis curialium Мэпа , новый монарх пытался запугать и склонить прелата на свою сторону, но Лукас оставался стойким и решительно осудил его спорное восшествие на венгерский престол. В ответ архиепископ был арестован и вскоре после этого заключен в тюрьму. [ 28 ] [ 48 ]

«Поскольку заточение Луки длилось долго, один из его друзей тайно принес ему в тюрьме приказы о его освобождении от папы Александра, адресованные царю, но Лука совершенно не пожелал их использовать, когда услышал, что они стоили двенадцать динариев — обычная цена за быка — добрый человек, заявляющий, что симония его не избавит. Но Господь открыл свою темницу в день Пасхи [фактически Рождества], когда король находился на торжественной мессе. Тогда Лука вошел в часовню, когда все люди открыли глаза, и, открыв жертвенник и отбросив украшения его, так говорил перед крестом и в слух царя, оцепеневшего от страха: «О Господь Иисус! о воскресении которого никто, кроме христиан, не провозглашает, через ту высшую добродетель, благодаря которой Ты воскрес из мертвых, если Ты считаешь, что этот царь заслуживает Твоего посещения, «ниспровергни нечестивца, чтобы его больше не было» [Прит. 12,7]; а если нет, то пусть он по крайней мере почувствует в течение сорока дней в сильной деснице Твоей, поразившей фараона, силу Того, Кого пронзил этот марф [Ин. 19,37]. «По выходе из часовни он был предан своими злыми хранителями в более тесные заточения, но все переносил с терпением, никогда не ослабляя бдительности в молитвах и хвале Господа. И было так, что до сорокового дня король умер нераскаянным. Ему наследовал его единственный брат, равный ему по жестокой страсти. Лука предоставил и этому человеку сорокадневную отсрочку, а затем убил его среди своего народа «духом уст своих». [2 Фес. 2,8] Затем он со всеми церемониями поставил юного наследника».

Стефан IV изображен в « Иллюминированной хронике».

Ладислав II попытался примириться со своими противниками и освободил архиепископа Лукаса на Рождество по просьбе Папы Александра III. Карта сохранила обстоятельства его освобождения (см. выше). [ 37 ] Однако Лукас ему не уступил, продолжал поддерживать Стефана III и стал центральной фигурой внутренней оппозиции Ладислава. Его упорное сопротивление указывало на то, что всякая возможность примирения между сторонниками Стефана III и Ладислава II была потеряна. [ 52 ] Лукас не признал легитимность правления Ладислава и организовал возможность открытого восстания против провизантийского режима. Политические интересы Лукаса противоречили интересам папы Александра, который поддерживал умеренно хорошие отношения со дворами Ладислава II и императора Мануила из-за постоянной угрозы антипапской политики Барбароссы. Церковный историк Йожеф Тёрёк утверждает, что Лукас видел в последовательном и исключительном применении древнего обычая первородства залог стабильности королевства, которому угрожали амбиции Ладислава и Стефана. Лукас говорил об отрицательном примере Византийской империи, которая пережила гражданские войны, династическую борьбу, родственные убийства и анархию. [ 53 ] [ 54 ] Сопротивление Лукаса привело к тому, что Ладислав через несколько дней снова заключил его в тюрьму. Тем временем Стефан III вернулся с армией в Венгрию и захватил Пресбург (современная Братислава в Словакии ). Вскоре после этого, 14 января 1163 года, Ладислав II внезапно скончался. Многие из его современников считали проклятие Лукаса фактором, способствовавшим его смерти. [ 37 ] [ 55 ]

Стефан III не мог принять корону после смерти своего дяди, поскольку на престол взошел другой его дядя, Стефан IV (брат Ладислава II). Архиепископ Лукас отказался короновать его и остался под стражей. Коронацию снова провел архиепископ Мико 27 января. Лукас отлучил Стефана IV от церкви и объявил его правление незаконным. [ 37 ] [ 52 ] Заявленная поддержка Стефаном IV интересов Византийской империи вызвала недовольство венгерских баронов. Стефан III собрал армию баронов, дезертировавших от его дяди, и пополнил ее немецкими наемниками. Он победил своего дядю при Секешфехерваре 19 июня 1163 года. [ 56 ] Стефан IV был схвачен, но племянник освободил его по совету Лукаса при условии, что он никогда не вернется в Венгрию. Согласно хронике Генриха Мюгельнского , к тому времени Лукас был освобожден из тюрьмы. [ 57 ]

Царствование Стефана III

[ редактировать ]

«Лука привел детство молодого короля [Стефана III] к самому мирному завершению, но в юности он был менее успешным. Не имея собственных средств, он не удержался от такого потребления имущества Церкви. Когда Лука, после многих слезливых предостережений, все же нашел его своенравным и упрямым, он, все время плача, подверг юношу издевательствам. анафема. Наконец, многими молитвами, вознесенными к Небу, Лука снискал для короля Божию благодать, так что тот обратился к истинному покаянию и поспешил в церковь Грана [Эстергома], чтобы доставить Луке удовлетворение, которого тот жаждал Лука. всем духовенством и праздничной толпой народа, вышли навстречу ему с открытой радостью и приветствовали его с полным отпущением грехов, пока другие весело пели, Лука тайно плакал. спросил: «Что же, дражайший отец, заставляет тебя плакать среди такого всеобщего ликования?» в этом самом месте мертвец? «Так и случилось».

Свергнутый Стефан IV сначала бежал в Священную Римскую империю, но вскоре после этого уехал в Византийскую империю, где император Мануил пообещал ему поддержку. Византийский император отправил армию в Венгрию, чтобы помочь Стефану IV вернуть трон у своего племянника. Последующие годы характеризовались крупномасштабными военными кампаниями; Лукас вместе с вдовствующей королевой Евфросиной консультировал Стефана III на протяжении всего его правления. [ 9 ] После мирного договора с императором Мануилом Стефан III согласился отправить своего младшего брата Белу в Константинополь и позволить византийцам захватить герцогство Белы, которое включало Хорватию , Далмацию и Сирмию . Пытаясь вернуть себе эти территории, Стефан III вел войны против Византийской империи между 1164 и 1167 годами, но не смог победить византийцев. [ 61 ]

Бородатый мужчина в короне
Византийский император Мануил I Комнин

Во время войны с Византийской империей Стефан III обратился за помощью к императору Фридриху, врагу папы Александра. Альянс, несмотря на его разумные военные соображения, встретил решительный протест со стороны Лукаса. [ 37 ] и папа, который через архиепископа Зальцбургского Эберхарда просил Лукаса помешать Стефану III обратиться за военной помощью к Священной Римской империи. [ 62 ] Папа Александр, кроме того, жаловался, что безбрачие не является универсальным явлением среди прелатов в Венгрии. [ 57 ] Есть также свидетельства того, что Стефан III использовал доходы церкви для финансирования своей войны с Византийской империей. В результате отношения Лукаса с его монархом ухудшились где-то после 1165 или 1166 года, что привело к тому, что он покинул королевский двор на долгие годы. [ 63 ] Королевская часовня, которая отвечала за составление и выдачу королевских дипломов под руководством архиепископа Эстергомского, прекратила свою деятельность во время добровольного ухода Лукаса. Его нотариус Бецен остался ему верен. [ 64 ] и между 1166 и 1169 годами сохранилось только три королевские грамоты; поскольку только церковные служащие были единственными, кто умел читать и писать, меньшее количество составленных уставов свидетельствовало о временном снижении грамотности. [ 63 ]

Папа Александр послал своего легата кардинала Манфреда в Венгрию в 1169 году, который обсудил обсуждаемые вопросы с королем, королевой-матерью и прелатами. Манфред и Лукас созвали синод в Эстергоме (названный Третьим Эстергомским собором). Переговоры завершились соглашением , которое запрещало монарху произвольно низлагать или перемещать прелатов, а также конфисковывать их имущество. Стефан III также признал Александра законным папой. Макк писал, что архиепископ Лукас был одним из ключевых составителей конкордата. [ 65 ]

Однако папа поддержал Стефана III против Лукаса, когда архиепископ попытался помешать хиротонии протеже короля Андрея , избранного епископом Дьера , из-за его якобы неканонического избрания. [ 65 ] Хотя Манфред уговаривал Лукаса отпраздновать хиротонию Андрея, он отказался сделать это, продемонстрировав, что его отношения со Святым Престолом к ​​концу 1160-х годов уже не были гармоничными. [ 62 ] В письме, опубликованном Папой примерно в марте 1179 года, говорилось, что где-то после 1169 года архиепископ Лукас отлучил от церкви Стефана III и королеву Евфросинию из-за «незначительной уловки». [ 25 ] [ 63 ] Согласно карте, архиепископ Лукас примирился со Стефаном III примерно в марте 1171 года. Стефан III умер год спустя, 4 марта 1172 года. Его заупокойную мессу в Эстергоме отслужил Лукас, согласно Арнольду из Любека «Хроники славорум» . [ 66 ]

Двойственные отношения с Белой III

[ редактировать ]

«Если вы хотите слушать внимательно и внимательно, подумайте, насколько Мы всегда доверяли вам и как Мы поддерживали вас, к Нашему величайшему стыду, в том числе и нарушив правду, вы поймете, не из-за Нашей резкости. , но по качеству твоих заслуг Мы отказываем от тебя в торжественном утешении Апостольским Благословением, потому что ты достаточно помнишь, сколько ты был нераскаян и непокорен по отношению к нам [...], сколько стыда и несправедливости, сколько. презрение и оскорбление Мы вынуждены были терпеть от Вас в деле упомянутого Архиепископа [Андрея], который [...] был отлучен Вами от церкви и объявлен клятвопреступником, несмотря на Наш запрет [...] Вы порочите в пятнышко. в глазах брата твоего, но не рассматривай бревна высокомерия и самохваления в своих глазах [Мф 7,3], ты стал одним из тех – как видно из частых твоих действий – из сказанных: Вожди слепые, которые напрячься комара и проглотите верблюда [Мф. 23,24]. [...] Как Мы однажды повелели вам и оставляем это в добродетели послушания, не избегайте больше вышеупомянутого Архиепископа, не проповедуйте другим, которых следует избегать, более того. не смейте утверждать, что он член Дьявола, отлученный от церкви или клятвопреступник. Знайте, если вы и дальше будете осмеливаться избегать этого архиепископа, Мы будем избегать вас, отлученного от церкви, и Мы также приказали всем остальным избегать вас [...]».

- Письмо Папы Александра III архиепископу Лукасу в марте 1179 г. [ 67 ]

После смерти Стефана III венгерская делегация посетила императора Мануэля и Белу в Сардике (ныне София в Болгарии) и пригласила принца на венгерский престол. Бела, который жил в Константинополе с 1163 года и был бывшим назначенным наследником Византийской империи, прибыл в Венгрию со своей женой Агнесой Антиохийской в ​​Секешфехервар в конце апреля или начале мая. [ 68 ] Неизвестно, поддержал ли архиепископ Лукас первоначально утверждение Белы (как утверждали историки Дьёрдь Дьёрфи и Андраш Кубиньи), [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] или если он с самого начала был против приглашения Белы. [ 72 ] [ 73 ] В письме, написанном Папой Александром III, Бела был единогласно избран королем «сановниками Венгерского королевства», включая Лукаса. [ 73 ] Однако коронация Белы была отложена, поскольку Лукас отказался проводить церемонию. [ 74 ] Архиепископ обвинил короля в симонии , поскольку Бела подарил драгоценный плащ ( паллий ). своему делегату [ 25 ] [ 75 ] Теория предполагает, что Лукас также опасался, что влияние « раскольников » увеличится при правлении Белы. [ 73 ] [ 74 ] Тем не менее, большинство баронов и прелатов остались верны Беле, который обратился за помощью к Святому Престолу против архиепископа. Папа Александр III упрекнул Лукаса за его негибкость и приказал ему короновать Белу, но архиепископ продолжал отказываться короновать Белу III. [ 74 ] [ 76 ] По просьбе Белы Папа Александр III временно разрешил архиепископу Калочи (предположительно Чама ) помазать Белу королем и провести его коронацию, которая состоялась 18 января 1173 года. [ 77 ]

Печать Белы III Венгрии

Лукас стал членом внутренней оппозиции, отвергавшей правление Белы. [ 77 ] Архиепископ объединился со своей бывшей противницей королевой Евфросиной и поддержал стремления младшего сына покойной Гезы II, Гезы . [ 25 ] который стремился продолжить антивизантийскую и пропапскую (по крайней мере, с 1169 г.) политику Стефана III. [ 73 ] Примерно в то же время Лукас в одностороннем порядке снял с Евфросиньи папскую анафему , которая была наложена на нее после того, как она якобы конфисковала должность ректора Секешфехервара у его ректора Григория. [ 78 ] Чтобы избежать возможной гражданской войны, Бела III заключил в тюрьму Гезу (который уже связался с императором Фридрихом) вскоре после его коронации. Архиепископ Лукас впал в немилость Белы и игнорировался им в первые годы своего правления. Вместо Лукаса архиепископ Калоча крестил первенца Белы, Эмерик , в 1174 году. [ 72 ] Лукас потерял свое политическое значение из-за полного пренебрежения [ 79 ] после того, как его давний соперник Андрей стал архиепископом Калочи в 1176 году. Андрей, как опытный дипломат, стал фактическим главой католической церкви в Венгрии и был признан Папой Александром III. [ 77 ] [ 80 ] Лукас не появлялся в списках свидетелей последующих королевских хартий в течение следующих восьми лет, вплоть до 1180 года. [ 77 ] [ 81 ] Однако совершение таинств членам королевской семьи всегда входило в обязанность архиепископов Эстергома. К 1176 году Бела подавил сопротивление сторонников Гезы и заключил Евфросину в тюрьму. [ 79 ] Историк Пал Энгель заметил, что «беспокойство Лукаса оказалось совершенно неоправданным», поскольку Бела III управлял Венгрией как независимый монарх и исключал влияние соседней империи за ее пределами на протяжении всего своего правления. [ 74 ]

Уход Лукаса из государственных дел привел к выпуску письменных отчетов и прекращению официальной грамотности в королевской часовне. Несколько образованных и опытных членов его аппарата покинули королевский двор, чтобы последовать за Лукасом, о чем можно судить по резкому сокращению количества королевских указов до 1181 года. [ 72 ] [ 70 ] Королевская часовня так и не вернула себе прежнее влияние, даже после примирения Белы III и Лукаса после 1179 года. [ 82 ] При императорском дворе Константинополя Бела осознал важность хорошо организованной администрации и подчеркнул важность письменных отчетов. В 1181 году он приказал издавать хартию для всех сделок, происходящих в его присутствии. [ 82 ] Это решение привело к созданию на постоянной основе Королевской канцелярии и распространению государственной грамотности, независимой от церковных учреждений. [ 25 ] Бела III стремился отделить выдачу королевских грамот от придворного духовенства после его длительных юрисдикционных конфликтов с Лукасом. [ 82 ]

Давний фаворит Белы III, Андрей, архиепископ Калоча, оскорбил его королевскую власть между 1178 и 1179 годами. Король лишил его и его сторонника Григория, проректора Секешфехерварского капитула, их должностей и конфисковал доходы архиепископа. Бела также конфисковал королевскую часовню Секешфехервара, которая принадлежала прямой юрисдикции Святого Престола. [ 83 ] Андрей бежал из Венгрии и обратился в Римскую курию с просьбой провести расследование на Третьем Латеранском соборе . Папа Александр III пригрозил Беле III отлучением от церкви и наказал его церковными санкциями. Бела примирился с архиепископом Лукасом, который оправдал его и отлучил от церкви Андрея Калочского и его клерикальных сторонников. [ 83 ] Лукас обвинил Эндрю в незаконном господстве над священниками и священнослужителями королевских церквей, которые традиционно находились под территориальной властью Эстергомской архиепархии. [ 84 ] Помимо личных конфликтов, это дело также стало главой давнего соперничества между кафедрами Эстергом и Калоча за лидерство в венгерской церкви. [ 78 ] [ 85 ] В своем резком письме, отправленном в Венгрию в марте 1179 года, папа Александр подробно перечислил прошлые «грехи» Лукаса со времен правления Стефана III и пригрозил отлучить его от церкви, если он сохранит наказание, которое наложил на Андрея. [ 86 ] В другом письме папа Александр III призвал венгерское духовенство не подчиняться указаниям Лукаса. Несмотря на усилия папы, Лукас сохранил свое влияние при королевском дворе до самой смерти. [ 84 ] Последнее упоминание о жизни Лукаса было 20 августа 1181 года. Вскоре после этого он умер, примерно в то же время, что и смерть Папы Александра III (30 августа 1181 года). [ 84 ] Лукаса сменил на посту архиепископа Эстергома Николай в 1181 году. [ 26 ]

Наследие и процесс канонизации

[ редактировать ]

Дьерфи отмечал, что Лукас был первым прелатом в континентальной Европе , распространившим культ Томаса Бекета (позже освященного как святой Фома Кентерберийский), убитого в 1170 году и канонизированного папой Александром III три года спустя. [ 16 ] По приглашению Белы, вероятно, под влиянием Лукаса, монахи -цистерцианцы прибыли из аббатства Понтиньи – бывшего места ссылки Бекета – и основали новое сыновнее аббатство в Эгре в 1179 году. [ 85 ] Лукас также основал провостство на окраине Эстергома, посвященное Бекету (современный Сенттамас , район Эстергома). [ 87 ] Некоторые реликвии Беккета были перенесены в Эстергом в 16 веке. [ 16 ]

Лукас был назван «святым» в записях Генриха Мюгельна и цистерцианского монаха Альберика из Труа-Фонтена . [ 84 ] По словам итальянского историка Одорико Рейнальди , Лукас умер как «выдающийся священник морали», который лечил больных людей от различных болезней, почитая его как святого. [ 81 ] Его канонизация была впервые инициирована Робертом, архиепископом Эстергомским, в 1231 году. [ 85 ] [ 88 ] у которого было несколько конфликтов с Андреем II Венгерским и вмешавшейся светской властью. , это повлияло на Лукаса, который стал продвигать политические цели Роберта По словам историка Дьюлы Кристо . [ 89 ] По его просьбе Папа Григорий IX поручил Булчу Ладу , епископу Чанадскому, и двум другим священнослужителям 28 августа 1231 года провести расследование и отправить свой отчет в Рим . [ 88 ] Получив отчет и письмо в поддержку Андрея, папа приказал 17 февраля 1233 года папскому легату Джакомо ди Пекорари среди прочего заняться вопросом канонизации. [ 89 ] Однако протокол был утерян, и канонизация была отложена. Эгед Герман и Йожеф Фелегьхази заявили, что инициатива молча провалилась из-за монгольского вторжения в 1241 году . Другие историки утверждают, что Лукас не обязательно был подходящим и образцовым человеком для Святого Престола, поскольку он неоднократно представлял интересы своей церкви даже против Папы. [ 90 ] Сын Андрея, Бела IV, безуспешно пытался инициировать его канонизацию. [ 88 ] Впоследствии некоторые прелаты предприняли полуофициальные попытки, в том числе Игнац Баттяни , Янош Шитовски и Йожеф Миндсенти . [ 91 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Макк 1989 , с. 209.
  2. ^ Энгель 2001 , с. 442.
  3. ^ Jump up to: а б Бодри 2003 , с. 15.
  4. ^ Jump up to: а б с Кёрменди 2003 , с. 59.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж Сабадос 2003 , с. 10.
  6. ^ Ззолдос 2011 , стр. 26, 41, 141.
  7. ^ Jump up to: а б Кёрменди 2003 , с. 68.
  8. ^ Радиус 1984 , с. 47.
  9. ^ Jump up to: а б с Макк 1994 , с. 417.
  10. ^ Бодри 2003 , с. 21.
  11. ^ Jump up to: а б с Турецкий 2002 , с. 516.
  12. ^ Торочкай 2018 , с. 278.
  13. ^ Бодри 2003 , с. 27.
  14. ^ Jump up to: а б с Турецкий 1993 , с. 266.
  15. ^ Бодри 2003 , с. 22.
  16. ^ Jump up to: а б с Дьерфи 1970 , с. 156.
  17. ^ Ззолдос 2011 , с. 88.
  18. ^ Радиус 1984 , с. 48.
  19. ^ Макк 1989 , стр. 65–68.
  20. ^ Jump up to: а б Бодри 2003 , с. 64.
  21. ^ Jump up to: а б Энгель 2001 , с. 51.
  22. ^ Jump up to: а б с д Кёрменди 2003 , с. 61.
  23. ^ Бодри 2003 , стр. 74–75.
  24. ^ Thoroczkay 2018 , стр. 161–163.
  25. ^ Jump up to: а б с д и Сабадос 2003 , с. 12.
  26. ^ Jump up to: а б Ззолдос 2011 , с. 80.
  27. ^ Кёрменди 2003 , с. 60.
  28. ^ Jump up to: а б с Энгель 2001 , с. 52.
  29. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , с. 75.
  30. ^ Кубиный 1975 , с. 104.
  31. ^ Макк 1989 , с. 71.
  32. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , стр. 72–75.
  33. ^ Бодри 2003 , стр. 71–74.
  34. ^ Макк 1989 , с. 154.
  35. ^ Jump up to: а б Турецкий 2002 , стр. 517.
  36. ^ Кёрменди 2003 , с. 70.
  37. ^ Jump up to: а б с д и ж Сабадос 2003 , стр. 11.
  38. ^ Jump up to: а б Турецкий 1993 , с. 267.
  39. ^ Бодри 2003 , стр. 76–79.
  40. ^ Торочкай 2018 , с. 185.
  41. ^ Радиус 1984 , стр. 49.
  42. ^ Кёрменди 2003 , с. 69.
  43. ^ Бодри 2003 , стр. 87–88.
  44. ^ Thoroczkay 2018 , стр. 278–279.
  45. ^ Jump up to: а б с Макк 1989 , с. 82.
  46. ^ Jump up to: а б Кёрменди 2003 , с. 62.
  47. ^ Макк 1989 , с. 157.
  48. ^ Турк 2002 , с. 519.
  49. ^ Бодри 2003 , стр. 88–89.
  50. ^ Thoroczkay 2018 , стр. 279–280.
  51. ^ Турк 1993 , с. 269.
  52. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , с. 83.
  53. ^ Турецкий 1993 , стр. 268–269.
  54. ^ Турк 2002 , стр. 518–519.
  55. ^ Бодри 2003 , с. 90.
  56. ^ Макк 1989 , стр. 84–85.
  57. ^ Jump up to: а б Кёрменди 2003 , с. 63.
  58. ^ Кёрменди 2003 , стр. 62–63.
  59. ^ Thoroczkay 2018 , стр. 280–281.
  60. ^ Бодри 2003 , с. 113.
  61. ^ Макк 1989 , стр. 89–104.
  62. ^ Jump up to: а б Кёрменди 2003 , с. 65.
  63. ^ Jump up to: а б с Кёрменди 2003 , с. 64.
  64. ^ Кубиный 1975 , с.
  65. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , стр. 105–106.
  66. ^ Турк 1993 , с. 271.
  67. ^ Thoroczkay 2018 , стр. 215–218.
  68. ^ Макк 1989 , с. 107.
  69. ^ Дьерфи 1970 , с. 155.
  70. ^ Jump up to: а б Кубиный 1975 , с. 110.
  71. ^ Бодри 2003 , с. 150.
  72. ^ Jump up to: а б с Кёрменди 2003 , с. 71.
  73. ^ Jump up to: а б с д Макк 1989 , с. 108.
  74. ^ Jump up to: а б с д Энгель 2001 , с. 53.
  75. ^ Бодри 2003 , с. 152.
  76. ^ Бодри 2003 , стр. 160–161.
  77. ^ Jump up to: а б с д Кёрменди 2003 , с. 66.
  78. ^ Jump up to: а б Макк 1994 , с. 420.
  79. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , с. 111.
  80. ^ Торочкай 2018 , с. 214.
  81. ^ Jump up to: а б Радиус 1984 , с. 50.
  82. ^ Jump up to: а б с Кубиный 1975 , с.113.
  83. ^ Jump up to: а б Макк 1989 , с. 114.
  84. ^ Jump up to: а б с д Кёрменди 2003 , с. 67.
  85. ^ Jump up to: а б с Сабадос 2003 , с. 13.
  86. ^ Кубиный 1975 , с. 112.
  87. ^ Бодри 2003 , с. 213.
  88. ^ Jump up to: а б с Кёрменди 2003 , с. 72.
  89. ^ Jump up to: а б Бодри 2003 , с. 243.
  90. ^ Бодри 2003 , с. 246.
  91. ^ Бодри 2003 , стр. 251–253, 259–262.

Источники

[ редактировать ]
  • Бодри, Ференц (2003). Архиепископ Лукас и его времена (на венгерском языке). Издательство Кошута. ISBN  963-09-4474-Х .
  • Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN  1-86064-061-3 .
  • Дьёрфи, Дьёрдь (1970). « Томас Бекет и Венгрия ». Филологический журнал . 16 (1–2): 153–158. ISSN   0015-1785 .
  • Корменди, Тамаш (2003). «Лукач [ Лукас ]». В Беке, Маргит (ред.). Архиепископы Эстергомские 1001–2003 [Архиепископы Эстергомские 1001–2003] (на венгерском языке). Общество Святого Иштвана. стр. 59–72. ISBN  963-361-472-4 .
  • Кубиньи, Андраш (1975). «Королевская канцелярия и придворная капелла в Венгрии в середине XII века » . Архивные уведомления (на венгерском языке). 46 (1). Национальный архив Венгрии : 59–121. ISSN   0024-1512 .
  • Макк, Ференц (1989). Арпады и Комнины: политические отношения между Венгрией и Византией в XII веке (перевод Дьёрдя Новака) . Академическое издательство. ISBN  963-05-5268-Х .
  • Макк, Ференц (1994). «Лукач». В Кристо, Дьюла; Энгель, Пол; Макк, Ференц (ред.). ( Энциклопедия ранней венгерской истории (9–14 вв.) на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 417, 420. ISBN.  963-05-6722-9 .
  • Шугар, Иштван (1984). История епископов Эгера (на венгерском языке). Общество Святого Иштвана. ISBN  963-360-392-7 .
  • Сабадос, Дьёрдь (2003). «Архиепископ Эстергомский Лукач [ Лукас, архиепископ Эстергомский ]». В Сентпетери, Йожеф (ред.). Серые выдающиеся личности в венгерской истории (на венгерском языке). Издательство Кошута. стр. 10–13. ISBN  963-09-4499-5 .
  • Торочкай, Габор, изд. (2018). Письменные источники венгерской истории 1116–1205 гг. [Письменные источники венгерской истории 1116–1205 гг.] (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN  978-615-80398-3-3 .
  • Тюрк, Йожеф (1993). «Архиепископ Лукас, оплот королевства [ Архиепископ Лукас, оплот королевства ]». В Данко, Ласло (ред.). «Ex invisibilibus visibilia...» Мемориальная книга к 70-летию профессора Каталин Давид (на венгерском языке). Салон Пешт – Ференци. стр. 265–271. ISBN  963-8340-78-9 .
  • Тюрк, Йожеф (2002). «Архиепископ Лукас, столп христианского королевства [ Архиепископ Лукас, столп христианского королевства ]». Бдение . 67 (6): 516–520. ISSN   0042-6024 .
  • Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN  978-963-9627-38-3 .
Титулы католической церкви
Предшественник Епископ Эгерский
1156–1158
Преемник
Архиепископ Эстергомский
1158–1181
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c01764796d4e9f57ea98d98c837cb008__1703439000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c0/08/c01764796d4e9f57ea98d98c837cb008.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lucas, Archbishop of Esztergom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)