Мартирий, архиепископ Эстергомский
Мартирий | |
---|---|
Архиепископ Эстергомский | |
Видеть | Эстергом |
Назначен | 1151 |
Срок закончился | 1158 |
Предшественник | Это жир |
Преемник | Лукас |
Другие сообщения | Епископ Веспрема Епископ Эгерский |
Личные данные | |
Умер | 26 апреля 1158 г. |
Похороненный | Эстергомская базилика |
Национальность | венгерский |
Мартирий или Мартириус (умер 26 апреля 1158 г.) был венгерским прелатом XII века, который служил епископом Веспрема примерно с 1127 по 1137 год, епископом Эгера с 1142 по 1150 год и, наконец, архиепископом Эстергома с 1151 года до своей смерти.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Его происхождение и семейные связи неизвестны. [ 1 ] Его имя встречается в царских документах в различных формах, включая Мартирий, Мартирий, Мартир и – неверно – Мартинус (Мартин). [ 2 ] Примерно между 1127 и 1137 годами он служил епископом Веспрема. [ 3 ] В этом качестве он упоминается только в последней воле и завещании госпеса ; Фулько от 1146 года соответственно, завещатель напоминает, что он при жизни служил их клириком пяти епископам Веспремской епархии в следующем порядке: Матфей , Нана , Мартирий, Петр и Павел . Известно, что предшественник Мартирия Нана в последний раз упоминался как епископ Веспремский в 1127 году по грамоте Стефана II Венгерского , а Петр впервые появился на той же должности в 1137 году (согласно недостоверной грамоте, в 1135 году, но этот документ содержит несколько противоречивых сведений). [ 4 ]
К 1142 году Мартирий был переведен в сан епископа Эгерского. [ 5 ] В XII веке, когда переселение епископов было вообще запрещено, Мартирий является одним из трех единственных известных прелатов наряду с Продеаном и Угрином Чаком , который был переведен из епархии в другую равную епархию. [ 6 ] Впервые он появился в качестве епископа Эгера в мае 1142 года, когда привилегии Сплита были подтверждены королевским двором от имени малолетнего короля Венгрии Гезы II . В документе он ошибочно именуется Мартином ( Martinus ). В другой грамоте, пожертвовавшей деревни монастырю Чатар , воздвигнутому Мартином Гуткеледом , испанцем округа Зала , Мартирий также упоминается как епископ, но без упоминания его кафедры. Хартия датирована периодом между 1138 и 1141 годами, последними годами правления Белы II , поэтому можно предположить, что Мартирий к тому времени уже был епископом Эгера. [ 4 ] Согласно Annales Posonienses , Мартирий в 1143 году освятил бенедиктинское аббатство Шеплак в уезде Уйвар (ныне Красна, Словакия ), которое было основано родом ( кланом) Аба и посвящено Деве Марии . В том же году большое количество саксов было расселено в малонаселенных северо-восточных частях Эгерской епархии, включая Кассу , Эперьес и близлежащие деревни (сегодня Кошице и Прешов в Словакии соответственно). [ 2 ] Последний раз Мартирий упоминается как епископ Эгерский в королевской грамоте Гезы II, датированной 1150 годом. [ 5 ]
Архиепископ
[ редактировать ]Мартириус был избран архиепископом Эстергома в 1151 году, предположительно сменив Кёкеньеса . [ 7 ] Согласно недатированной грамоте Гезы II, Паннонхалмское архаббатство было подтверждено владельцем определенных земель в том же году, когда Мартирий стал архиепископом, а Геза познакомился с Генрихом Ясомирготтом, маркграфом Австрии , что способствовало нормализации их натянутых отношений, которые произошло в 1151 году. Даже Мартирий писал в письме в 1156 году, что к тому времени он занимал эту должность уже шесть лет. [ 6 ] В качестве одной из своих первых мер он в том же году освятил собор Обуда, посвященный Деве Марии, и назначил некоего Мико его первым настоятелем. [ 8 ] В современных записях Мартирий впервые упоминается как архиепископ в 1152 году, когда он выступает в качестве свидетеля по случаю составления последней воли и завещания леди Маргариты в Паннонхалме (важном источнике венгерской экономической истории XII века). [ 1 ]
Когда помолвка между сестрой Гезы Софией и Генрихом Беренгаром , сыном Конрада III Германии, была разорвана, она осталась в Германии , став монахиней в монастыре Адмонт (сегодня в Австрии ). После этого Геза отправил Адмонту письмо с просьбой вернуть ее в Венгрию. Однако Софья не хотела уезжать, настаивая на том, что желает остаться в монастыре в качестве монахини. Затем около 1152 года Геза решил послать дипломатическую миссию, чтобы договориться о ее возвращении. Венгерскую делегацию возглавил архиепископ Мартирий. Настоятель Адмонта предоставил Софье выбор: остаться или уйти. Она еще раз подтвердила свое желание стать монахиней, и Геза II наконец разрешил ей остаться в Адмонте. [ 8 ] Его политическое влияние отражено в письме королевского посланника Адальберта около 1153 года, в котором он писал, что его послали к Роджеру II Сицилийскому, чтобы передать послание «по приказу короля Гезы II и архиепископа Мартирия». [ 1 ]
Мартирий установил и освятил алтарь, посвященный Святой Деве Марии, в соборе Святого Адальберта в Эстергоме в 1156 году. Тем временем, с разрешения Гезы, он предоставил десятину 70 деревням в окружающих Ньитре , Барсе , Хонте и Эстергоме. округов Капитулу для финансирования его деятельности и еженедельных церемоний, в дополнение к местной часовне Святого Николая как месту монастыря. [ 8 ] Еще в 1156 году он освятил церковь Баратки (построенную неким Евсидином ) в Барском уезде, посвященную Мартину Турскому . деревни Баратка, Лева и Виск В учредительной грамоте Мартирий передал церкви (сегодня Левице и Вышковце-над-Иплом в Словакии), основав ее приходской округ. Это единственный сохранившийся документ, когда Мартирий использовал собственную печать. [ 1 ] Некоторые историки, например, Ласло Эрдели и Ричард Марсина, считали хартию Мартирия (известную в венгерской историографии как « Диплом Эвсидина ») как подделку XIV века, ссылаясь на анахронические элементы в тексте (например, слова parochia или Missale ). После филологической экспертизы Эржебет Ладани признала документ подлинным. [ 9 ] Мартирий фигурирует в качестве свидетеля в королевской грамоте (возможно, она также была издана в 1156 году), когда Геза II подарил крупные землевладения двум иностранным рыцарям Готфриду и Альберту. [ 4 ] Иногда в последние годы своего епископства Мартирий основывал церковь, посвященную святому Стефану Венгерскому , недалеко от Секешфехервара , согласно грамоте короля Белы III , когда церковь уже принадлежала рыцарям -госпитальерам . Строительство собора завершила супруга Гезы царица Киевская Евфросиния после смерти Мартирия. [ 8 ] В 1157 году Мартирий появляется в качестве свидетеля, когда церковь Баратка получила от соляной обычай в Нане и Паркани Гезы (Штурово, Словакия). В том же году Мартириус подписал последнюю волю и завещание кома Вольфера (соучредителя рода Хедер и предка семьи Кёсеги ). [ 4 ]
Согласно недостоверной хартии, которая содержит королевские пожертвования епархии Ньитры , архиепископ Мартирий был еще жив 13 февраля 1158 года. Он и другие епископы также фигурируют в подделке, в которой утверждается, что Геза транслитерировал привилегированные пожертвования Святого Стефана аббатству Печварад. (поскольку оригинал документа был уничтожен во время пожара 1105 года). [ 10 ] По словам историка и священнослужителя XVIII века Миклоша Шмитта, Мартирий умер 26 апреля 1158 года. Он был похоронен под алтарем Эстергомского собора, освященного им самим два года назад. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Кёрменди 2003 , с. 55.
- ^ Jump up to: а б Радиус 1984 , с. 43.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б с д Кёрменди 2003 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Ззолдос 2011 , с. 88.
- ^ Jump up to: а б Кёрменди 2003 , с. 57.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 80.
- ^ Jump up to: а б с д Радиус 1984 , с. 44.
- ^ Ладани 1978 , стр. 54–56.
- ^ Кёрменди 2003 , стр. 58.
- ^ Радиус 1984 , с. 45.
Источники
[ редактировать ]- Корменди, Тамаш (2003). «Мартирий». В Беке, Маргит (ред.). Архиепископы Эстергома 1001–2003 [Архиепископы Эстергома 1001–2003] (на венгерском языке). Общество Святого Стефана. стр. 55–58. ISBN 963-361-472-4 .
- Ладани, Эржебет (1978). « К вопросу о подлинности Грамоты Евсидина ». Архивные уведомления (на венгерском языке). 48–49 (1–2). Национальный архив Венгрии : 51–59. ISSN 0024-1512 .
- Шугар, Иштван (1984). История епископов Эгера (на венгерском языке). Общество Святого Стефана. ISBN 963-360-392-7 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .