Иов, архиепископ Эстергомский
Работа | |
---|---|
Архиепископ Эстергомский | |
![]() Современное изображение Иова на специальных воротах Эстергомского собора. | |
Видеть | Эстергом |
Назначен | 1185 |
Срок закончился | 1204 |
Предшественник | Николас |
Преемник | Чак Угрин избранный |
Другие сообщения | Епископ Вацкий |
Личные данные | |
Умер | 1 февраля 1204 г. Эстергом , Венгрия |
Национальность | венгерский |
Альма-матер | Аббатство Святой Женевьевы |
Иов ( венгерский : Jób ; умер 1 февраля 1204 г.) был венгерским прелатом на рубеже XII и XIII веков, который служил епископом Ваца с 1181 по 1183 год и архиепископом Эстергома с 1185 года до своей смерти.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Иов родился в начале 1150-х годов. Его происхождение неясно. Около 1180 года он учился в аббатстве Святой Женевьевы в Париже вместе с несколькими другими венгерскими священнослужителями. Его настоятель Стефан написал письмо Беле III из Венгрии, чтобы сообщить ему, что один из этих священнослужителей, Вифлеем, умер от болезни, а его спутники Иов, Адриан и Михаил присутствовали на его смертном одре. Родители Вифлеема, бывший королевский судья Лаврентий , много лет находившийся в изгнании в Австрии , и его жена Кристина также получили письмо от настоятеля, который уверял их, что их сын умер, не оставив долга, а Стефан поблагодарил отправленное ранее пожертвование для аббатство (золото, ризы, лошади и знамена). Когда письма Стефана были впервые опубликованы в 1661 году, и этот сборник позже стал частью Patrologia Latina , историограф Массон неправильно написал имя Иова, назвав его Якобусом (Иаковом), но венгерский архивариус Дьёрдь Дьёрфи исправил ошибку после изучения оригинальных кодов. Поскольку Вифлеем был знатного происхождения, Дьерфи предположил, что Иов также был знатным священнослужителем, которого Бела III послал в Франция получит выгоду от высшего образования. Первой супругой Белы была Агнесса Антиохийская , сыгравшая решающую роль в распространении французских культурных образцов в Венгерском королевстве . [ 1 ]
Вернувшись домой, Иов был избран епископом Ваца в 1181 году. [ 2 ] в то время как Адриан стал канцлером при королевском дворе (Бела отвечал за создание Королевской канцелярии), а позже служил епископом Трансильвании . Согласно погребальным текстам аббатства Святой Женевьевы, другой их приятель Михаил также умер в Париже, вскоре после Вифлеема. [ 1 ] Иов служил епископом Ваца по крайней мере до 1183 года. [ 3 ] но возможно, сан он сохранял до 1185 года, когда стал архиепископом Эстергомским. [ 4 ] Его преемник Болеслав Вацкий появляется в современных источниках только с 1193 года. [ 2 ] Воспользовавшись нарождающейся анархией в Византийской империи, Бела в первой половине 1183 года продвинулся до Ниша и Софии. В Софии он захватил ларец с мощами святого Иоанна Рильского и приказал его «перевезти с великими почестями своей земле и быть с честью положен в церкви « Эстергома » , согласно житию святителя из Софийского пролога . Однако и архиепископы Николай , и Иов возражали против намерения царя ввести почитание восточно-православного святого. Мощи Иоанна оставались в Эстергоме в течение четырех лет, а затем были возвращены в Софию в 1187 году. Историки Дьюла Моравчик и Тамаш Богьяй утверждали, что останки были отправлены обратно в знак дружественного жеста Византийской империи . [ 5 ]
Архиепископ
[ редактировать ]Недостоверная грамота провозгласила его архиепископом уже в 1175 году. [ 6 ] Историк Аттила Жолдос подробно проанализировал документ и выявил противоречия между архонтологическими данными, которые все еще существуют, несмотря на историографические усилия, пытавшиеся исправить дату хартии на 1183 или 1185 год. Подделка, написанная от имени короля Белы III, содержит несколько фактических ошибок, а остальные даты несовместимы друг с другом. [ 7 ] Иов впервые появился как архиепископ Эстергомский в 1185 году (без упоминания его кафедры). [ 6 ] Вскоре Иов и Адриан были совместно отправлены во Французское королевство в качестве представителей Белы III, чтобы найти невесту для короля (чья жена Агнесса умерла в 1184 году). Они вели переговоры с королем Филиппом II по этому поводу. Бела женился Генриха II на овдовевшей невестке , Маргарите Французской Наконец, летом 1186 года . Она была дочерью Людовика VII Французского и сестрой Филиппа II. [ 8 ]

Сразу после своего избрания Иов стремился укрепить свое главенствующее положение в домашней церковной иерархии. По его просьбе Папа Луций III подтвердил все привилегии и свободы Эстергомской архиепархии в апреле 1185 года. Эти привилегии были подтверждены Папой Селестиной III в 1188 и 1191 годах, а также Папой Иннокентием III в 1198 году. Папа Целестин подчеркнул роль архиепископа Эстергомского как одно из трех требований при коронации венгерского монарха в своей грамоте от декабря 1191 года (последние три коронации были проведены архиепископом Калоча по разным причинам). [ 9 ] Около 1188 года собор Святого Адальберта сгорел . Иов решил перестроить базилику «еще с большим великолепием», чтобы продемонстрировать ее незаменимую роль в Венгерской церкви. Новый собор в готическом стиле был освящен в 1196 году. [ 10 ]
Иов был стойким сторонником царской власти во время правления Белы. За два десятилетия епископства его отправляли в многочисленные дипломатические миссии. Бела III и Иов приветствовали Фридриха I, императора Священной Римской империи, летом 1189 года в Эстергоме, когда немецкие крестоносцы прошли через Венгрию в Третий крестовый поход . Позже в том же году Иов выступил посредником в заключении мирного договора между своим монархом и Казимиром II Польским после их войны за сферу влияния над Княжеством Галичина . [ 11 ] Отношения Иова с Византийской империей и Восточной Православной Церковью были неоднозначными; он сопровождал дочь Белы Маргариту на бракосочетание с византийским императором Исааком II Ангелосом . Там у Иова возник доктринальный спор с императором относительно использования утопленных животных и взаимоотношений Сына и Святого Духа , что представляло точку зрения латинского обряда . О споре рассказывает письмо Деметриоса Торникеса . Тамаш Богьяй подчеркнул, что в тексте нет никаких признаков враждебного тона, что отражает взаимное уважение между Иовом и Исааком. Историк считает, что император своим участием в диспуте подтвердил свое богословское образование и престиж, а Иов, по-видимому, свободно говорил по-гречески. [ 12 ] Поддерживая короля Белу, Иов сыграл важную роль в канонизации святого Ладислава I Венгерского и распространении его культа с 1192 года. [ 13 ] Вместе со своим монархом и Могом, Палатином Венгрии , Иов взял крест в знак своего желания организовать крестовый поход на Святую Землю в 1195 году. Однако он не смог выполнить свою клятву из-за смерти Белы 23 апреля 1196 года. [ 11 ]
Эмерик стал преемником своего отца, все правление которого характеризовалось его борьбой против мятежного младшего брата, герцога Андрея . Первоначально Иов считался сторонником царя. Например, его архиепархия получила две трети таможни в Эстергоме от Эмерик в 1198 году, что было подтверждено Папой Иннокентием в следующем году. Эмерик также подарил архиепархии королевский замок Эстергом в той же грамоте, в дополнение к таможне Прессбурга (сегодня Братислава, Словакия) и Себена (сегодня Сибиу, Румыния). [ 13 ]
В последние годы епископства Иова напряженность между кафедрами Эстергом и Калоча из-за расхождений во взглядах в вопросе о первенствующей юрисдикции достигла своего апогея, особенно когда Иоанн , верный сторонник Эмерика, был избран архиепископом Калочи в 1202 году. Со временем отношения Иова с Эмериком резко ухудшились, скорее всего, потому, что он оставался нейтральным в борьбе за власть между царем и его младшим братом и держался в стороне от светских дел. [ 14 ] Некоторые ученые утверждают, что Иов явно восстал против монарха и присоединился ко двору герцога Андрея, поскольку Эмерик назвал Иова своим «врагом» в своем письме Папе Иннокентию около 1202 года, когда он предложил Риму королевские проворства и аббатства под руководством Эстергома. [ 9 ] В этих условиях соперничество между Эстергомом и Калочой стало частью более широкой светской борьбы за власть в Венгрии. Зафиксирован эпизод этого конфликта, когда епископское благословение Иова в царской церкви, находившейся на территории Эстергомской архиепископии, было прервано Иоанном, который со своей свитой вошел в собор и сам благословил народ. [ 14 ] В другой раз Иоанн поручил двум своим епископам-суфражистам освятить церкви, принадлежавшие Эстергому. Иоанн чрезмерно носил мантию и использовал архиепископский крест во время месс . [ 9 ] Под предлогом богомильства вдоль южной границы Иов попросил Папу Иннокентия получить мандат апостольского легата на территорию всего королевства (т.е. также Калочской архиепархии), когда лично посетил Римскую курию в Палестрине (или Пренесте). [ 10 ] Получив письмо Эмерик, Иннокентий отказался от этого, но 5 мая 1203 года издал три буллы , которые подтвердили привилегии Эстергомской архиепископии, включая право коронации, вручения таинств монарху и королевской семье, надзор над королевскими проректорами. и церкви, церковная юрисдикция над королевскими чиновниками, а также сбор и перераспределение десятины из королевской казны. [ 14 ] Иов умер 1 февраля 1204 года в Эстергоме. После почти двухлетнего периода sede vacante его соперник Иоанн сменил его на посту архиепископа Эстергомского в конце 1205 года. [ 15 ]
Порт специоза
[ редактировать ]Porta Speciosa — главный вход в Эстергомский собор, построенный Белой III и Иовом. Иконография тимпана ворот изображает, что Святой Стефан предлагает Венгрию Деве Марии в компании Адальберта Пражского и – анахронично – Царь Бела и архиепископ Иов, согласно повествованию «Большой легенды» Стефана . Это первое известное современное изображение архиепископа Эстергомского. [ 10 ] Porta Speciosa Эстергома свидетельствовала о византийском влиянии, которое распространилось во время правления Белы III. По мнению историка Тамаша Богьяя, эти ворота могли быть первым подобным монументальным священным зданием в Предальпах , посвященным Марии. Эпиграф « iura Sacrorum » отражал главенство Эстергома в венгерской церковной организации в соответствии с усилиями Иова. [ 16 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дьерфи 1994 , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Ззолдос 2011 , с. 96.
- ^ Галла 1970 , с. 108.
- ^ Неделя 2003 г. , с. 75.
- ^ Богяй 1993 , стр. 47–48.
- ^ Перейти обратно: а б Ззолдос 2011 , с. 80.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 275.
- ^ Дьерфи 1994 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б с Неделя 2003 года , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Неделя 2003 года , с. 78.
- ^ Перейти обратно: а б Неделя 2003 года , с. 76.
- ^ Богяй 1993 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Неделя 2003 года , с. 79.
- ^ Перейти обратно: а б с Коста 1991 , с. 79.
- ^ Неделя 2003 г. , с. 80.
- ^ Богяй 1993 , с. 50.
Источники
[ редактировать ]- Беке, Маргарет (2003). «Иов [ Иов ]». В Беке, Маргит (ред.). Архиепископы Эстергома 1001–2003 [Архиепископы Эстергома 1001–2003] (на венгерском языке). Общество Святого Стефана. стр. 75–81. ISBN 963-361-472-4 .
- Богяй, Тамаш (1993). «Архиепископ Иов и Византийская империя ». В Беке, Маргит (ред.). Стригониум Антиквум II. Запуск и перезапуск (на венгерском языке). Архив приматов Эстергома. стр. 47–52. ISSN 1216-6669 .
- Галла, Ференц (1970). « Епископы Вацкой епархии ». В Банке, Йожеф (ред.). Альманах епархии Ваца к тысячелетию святого Стефана (на венгерском языке). Римско-католическая епархия Ваца . стр. 103–201.
- Дьёрфи, Дьёрдь (1994). « Франко-венгерские связи Иова, архиепископа Эстергомского (1185–1201) ». Этас . 9 (1). Ассоциация книжных и газетных изданий AETAS: 58–63.
- Коста, Ласло (1991). « Отношения Эстергомской архиепархии с Калочской архиепископией до начала 13 века ». Очерки истории венгерской церкви . 3 (1): 73–88. ISSN 0865-5227 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .