Болеслав, епископ Вацкий
Болеслав | |
---|---|
Епископ Вацкий | |
Установлено | 1193 |
Срок закончился | 1212 |
Предшественник | Работа |
Преемник | Джеймс |
Личные данные | |
Рожденный | 1130-е годы |
Умер | 1212 или 1213 |
Национальность | венгерский |
Номинал | Католик |
Болеслав ( венгерский : Boleszló , словацкий : Болеслав ; умер в 1212 или 1213 году) был прелатом на Венгерского королевства рубеже XII и XIII веков. Он был епископом Ваца между 1193 и 1212 годами. Он поддерживал герцога Андрея во время конфликта герцога с его братом, королем Венгрии Эмериком .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Болеслав родился в 1130-х годах в известной дворянской семье, но его происхождение и происхождение неизвестны. [ 1 ] У него был брат (или, по крайней мере, родственник; брат ) Эльвин , также прелат, служивший епископом Варада (современная Орадя, Румыния ) с 1189 по 1200 год. [ 2 ] Исходя из географического положения их земельных владений, историк Винс Буньитай считал, что они оба принадлежали к роду (клану) Бечегергели . [ 3 ] Другие историки, в том числе Саму Боровски и Ференц Чобо, согласились с его интерпретацией. [ 4 ] Болеслава Согласно более поздним документам, крестным отцом был правящий монарх Венгрии Бела II (годы правления 1131–1141). Болеслав получил королевское поместье Лелеш (современный Лелеш, Словакия ) в качестве подарка на крестины от Белы II (до этого Лелеш принадлежал поместьям, окружающим замок Земплен). [ 5 ]
Во время правления Стефана III Венгерского 1162–1172) Болеслав был возведен в должность ректора коллегиального капитула Буды (годы правления в 1160-х годах. Возможно, он идентичен тому наместнику «Болеславу» (с неуказанным см.), который фигурирует в современном документе в 1162 году. Стефан III послал его составить проект и определить границы аббатства Сентйобб (современный Саниоб в Румынии) около 1169 года. Сам Болеслав записал это описание в хартию, из чего следует, что в то время он также был членом королевской капеллы. Возможно, что Болеслав идентичен тому безымянному наместнику Буды, который упоминается в королевской грамоте 1178 года с сомнительной достоверностью, сохранившей лишь первую букву его имени («Б»), но это может относиться и к его преемнику. Варнава . [ 6 ]
Болеслав участвовал в венгерской военной кампании на Галицкое княжество в 1188 году, когда Бела III Венгерский (годы правления 1172–1196) вторгся в княжество и назначил своего сына Андрея принцем Галиции. За свое участие Бела III пожаловал королевскую долю (одну треть) портовой пошлины Сольнока по реке Тиса Болеславу, который с одобрения монарха приобрел также деревню Кабала. Позже Болеслав передал эту землю своему племяннику Мархарду в обмен на свою долю в Лелеше. Болеслав также владел поселением Арпад в уезде Бихар (современный Арпашель, Румыния), которое он обменял на деревню Каньяр в уезде Сабольч вместе с Лоуренсом, настоятелем Дьюламоностора (сегодня Мэнастирея, Румыния) с одобрения Ваты (или Васки ). ), епископ Варада. [ 7 ]
Епископ Вацкий
[ редактировать ]Основание Лелешской провинции
[ редактировать ]Впервые Болеслав был провозглашен епископом Ваца в 1188 году, когда Бела III пожертвовал третью четверть местного справедливого налога капитулу собора Эстергома . [ 8 ] Однако эта королевская грамота оказалась подделкой, хотя список ее сановников, где фигурирует имя Болеслава, достоверен. Болеслав впервые упоминается как епископ в достоверном документе только в 1193 году. Его последним известным предшественником был Иов , который занимал эту должность десятью годами ранее и позже был возведен в Эстергомскую архиепископию . [ 9 ] разрешение Сразу после своего избрания Болеслав запросил у Папы Селестины III на проведение ежегодных епархиальных синодов 8 сентября ( Рождества Марии ), которое одобрило в 1193 году. Чтобы финансово поддержать свое епископство, Болеслав отказался от своей доли (четверти, называемой квартой). episcopi ) десятины в пользу низшего духовенства и викариев. [ 4 ]
Согласно королевской хартии Белы IV Венгрии (годы правления 1235–1270), изданной в 1252 году, Болеслав основал монастырь Лелеш на своей территории где-то в начале 1190-х годов, в последние годы правления Белы III. [ 10 ] Епископ пригласил монахов -премонстратов в Венгрию, и новый монастырь был напрямую связан с материнским домом религиозного ордена, аббатством Премонтре, в качестве его филиальной церкви . [ 11 ] Обстоятельства основания были сохранены королевской грамотой Андрея II, изданной в 1214 году. В этом документе король записал предпоследнее завещание и завещание Болеслава, умершего до этого, и перечислил ему подаренные им земли и имущество в пользу из провинции Лелеш. Согласно повествованию в документе, первое завещание епископа, подтвержденное Белой III, «было утеряно во время правления Эмерик» (подробности см. ниже), поэтому пришлось перерегистрировать пожертвования. Андреевская грамота считается учредительным указом Лелешского аббатства. Помимо исполнения последней воли Болеслава, король предоставил монастырю и его жителям судебные, церковные привилегии и освобождение от некоторых налогов. Начиная с 20-го века, несколько венгерских и словацких историков, в том числе Ласло Эрдели, Балинт Хоман , Имре Сентпетери и Ришар Марсина , классифицировали документ как подделку из-за неверных интерпретаций и вставок в более поздние расшифрованные версии оригинального документа, который теперь потерянный. [ 5 ] [ 10 ] Напротив, историк Геза Эрсеги признал документ подлинным, утверждая, что он был написан, когда Болеслав был еще жив, но был запечатан монархом только год спустя, в 1214 году, потому что убийство королевы Гертруды задержало и помешало освящению монастыря. еще в том году. Эрсеги опроверг некоторые аргументы Эрдели, который утверждал, что хартия содержит множество анахронических элементов, например, наследник Андрея Бела назывался королем. Однако, как подчеркнул Эрсеги, в том же году восьмилетний Бела был коронован как младший король ( rex iunior ) некоторыми лордами, выступавшими против политики Андрея, и Андрей был вынужден это признать. [ 11 ]
В грамоте Андрея Болеслав не упоминается как основатель провоства. Его создание было длительным процессом, сопровождавшимся серией пожертвований земли. Кульминацией этого стало принятие Устава 1214 года. Согласно документу, Болеслав пожертвовал и завещал крупные земельные владения в Земплене — Киралихельмец (Кралёвский Хлмец), Кисдобра (Добра), Полян (Поляны), Чсроны (Чирна), Кисгереш (Малый Гореш), Агард , Вайдачка —, Сабольч ( Каньяр) и Унг – Надькапос (Великие Капушаны), Кискапос, Шислоц, Лакард (Лекаровце), Траск, Салока и Висока (Высока-над-Кисукой) – уезды, в которых постоянно с начала 1190-х годов вновь учреждался монастырь, действия которого были подтверждены Андреем II в одном документе, в соответствии с современной традицией, чтобы избежать возможных в дальнейшем разногласий. Монастырь Лелеш, посвященный Святому Кресту , был освящен Катапаном , епископом Эгерским , в 1214 году. [ 12 ] Провострие стало одним из важнейших мест аутентификации в Северо-Восточной Венгрии, выполнявшим эту функцию до 16 века. [ 13 ]
Противостояние с королем Эмериком
[ редактировать ]«[...] До наших ушей действительно дошло, что в первую неделю минувшего Великого поста , в среду Угольных дней [10 марта 1199 года], в вечерней мгле, когда Наш Преподобный Брат, [Болеслав], Епископ Вацкий пел повечерие со своими собратьями-канониками, ты [Эмерик], придя в Вацкий собор , приказал им передать тебе ключи от святилища, а епископ [Болеслав] покинул церковь [собор]; и когда он испугался расставленной против него западни, так как это породило очень сильное подозрение для [позднего] часа, он не захотел подчиниться царскому повелению, Ты приказал: ворота святилища должны быть силою сломлен; и когда сей епископ и каноники по сему поводу обратились к Господу и стали петь среди слез: «Господи, взгляни вниз из святого дома Твоего и взирай на нас: преклони ухо Твое, Господи, услышать нас.» [Вар. 2,16], вы ошиблись, что они молили о божественной помощи, и бросились на епископа, стаскивая его с верхней лестницы, которая находится перед алтарем, до самого пола, замощенного силой. , а архиерей, повалившись на пол, был передан вашим не менее жестоким [воинам] для вытаскивания из церкви [собора]. Итак, после того как вы насильно выгнали его из церкви [собора] и оставили его полуживым, а после этого вы приказали взломать замок сокровищницы, захватить сокровища церкви [собора] и конфисковать по собственному желанию вотчина этого епископа, который милостиво пожертвовал ее некоему монастырскому дому, который он недавно основал [Лелеш Провострии]. После этого, когда этот епископ, униженный таким образом, запретил совершать богослужения в соборе, вы отказались платить десятину [своей епархии], и под угрозой наказания ослеплением вы запретили его посланникам пытаться покинуть королевство, не давая их жалобе дойти до Апостольского Престола . [...]"
«[...] Поскольку Ваше Святейшество обладает высшей властью и властью после Бога [...], Мы раскроем Вашему Высочеству несправедливости, совершенные против Нашего Величества некоторыми лицемерными [...] прелатами, которые возбудили Нашего брата [ Андрея] [...] против Нас. Среди них [епископы] Болеслав, Элвин и Иоанн Веспремский выделяются среди остальных своим вероломством, [они] более яростно и более открыто бунтовали против Нас Одного. из них епископ [Болеслав] Вацкий, опередив Нашу обоснованную жалобу о посягательстве на Нашу личность, солгал, что [..., см. выше], конечно, ложным образом, Так как упомянутый епископ много раз был уличен в. грех предательства, и нам сообщили [следующее] со стороны его [прелатов]: письма, написанные с целью ввести в смущение против Нас, которые были отправлены братом Нашим и другими неверными, или их ответные письма от кроме того, сам епископ; [Болеслав] хранит деньги, собранные для Нашего брата. Расследуя истину этих вещей, Мы идем в церковь Ваца вместе с Нашими придворными. [...] Мы мирно попросили открыть комнату [сокровищницу], в которой, как говорили, были спрятаны сокровища неверных. После того как [Болеслав] не выполнил Нашу просьбу, у Нас возникло ещё большее подозрение. Вот почему Мы настоятельно предупредили его открыть камеру, чтобы преодолеть подозрение в неверности. [...] Он не только отказался открыть камеру, но даже оскорбил Наше Королевское Величество рядом оскорблений и кощунственных слов, настолько, что даже назвал Нас злодеями. После этого Мы приказали казначею открыть камеру; оставив сокровища церкви совершенно нетронутыми в присутствии каноников, Мы нашли письма, написанные на Наш страх, и забрали их к Себе, а курьерами настоящего письма отправили вам. [...]"
- Ответное письмо короля Эмерика Папе Иннокентию III. [ 15 ]

После смерти Белы III 23 апреля 1196 года на венгерском престоле наследовал его старший сын Эмерик. Все правление Эмерик характеризовалось его борьбой за верховную власть против своего мятежного младшего брата, герцога Андрея, который использовал средства, унаследованные им от отца, для вербовки сторонников среди венгерских лордов (например, Палатинского Мога и Пан Николая ), вместо этого возглавить крестовый поход на Святую Землю в соответствии со своей клятвой на смертном одре Белы. [ 16 ] Как и подозревал Эмерик, Болеслав и его брат Эльвин были ведущими сторонниками Андрея, которые поддерживали его усилия наряду с другими прелатами, например Иоанном , епископом Веспрема и Каланом Бар-Каланом , в то время как другие епископы (например, Саул Дьёр , Угрин Чак и Доминик, епископ Загреба ) считались роялистами. [ 4 ] [ 17 ] По обвинению Эмерик, Болеслав сыграл важную роль в организации заговора против его правления. Король рассказал в своем письме Папе Иннокентию III , что епископ поддерживал отношения и переписывался с герцогом Андреем и другими заговорщиками, а также охранял средства их группы в соборе Ваца, чтобы финансировать их восстание против Эмерик. [ 4 ]
Противостояние между Эмериком и Болеславом достигло своего апогея 10 марта 1199 года. Согласно жалобе Болеслава в Римскую курию , в то время как епископ и его каноники служили мессу в соборе Ваца, Эмерик и его солдаты яростно ворвались в здание. Сам король физически напал на Болеслава, а его войска взломали замок, разграбили казну и конфисковали многочисленные документы, в которых якобы содержалась подготовка запланированного заговора против монарха. [ 14 ] По словам историка Гезы Эрсеги, первая версия завещания Болеслава была утеряна во время этого акта. Поскольку посланникам Болеслава было запрещено покидать Венгерское королевство, его брат Эльвин отправился в Святой Престол, чтобы подать официальную жалобу на короля (наряду с собственным конфликтом с капитулом собора). Чтобы профинансировать свое путешествие, Эльвин продал свой дворец и прилегающие земли в Микске в округе Бихар (современный Мишка в Румынии). [ 7 ] Папа Иннокентий 21 июня 1199 года направил Эмерику письмо, в котором призывал короля возместить материальный ущерб собору и компенсировать Болеславу, если тот не наложит церковную казнь на Эмерика ( отлучение от церкви ) и королевство ( интердикт ). . [ 18 ] В тот же день Папа Иннокентий поручил Саулу Дьёру, архиепископу Калочи, расследовать события и проследить за выплатой королем компенсации. Первоначально Эмерик препятствовал посещению Саула царского двора, препятствуя его миссии. [ 19 ] Эмерик в своем ответном письме отрицал какое-либо физическое насилие, по его словам, каноники соборного капитула добровольно открыли врата, и причастность Болеслава к заговору была раскрыта. По мнению историка Дьердя Сабадоша, поскольку после инцидента и последующей гражданской войны несколько баронов перешли на сторону герцога Андрея, вполне вероятно, что у короля были веские причины открыть сокровищницу собора. [ 20 ]
Согласно современным записям, Болеслав больше не играл активной роли в восстании герцога Андрея в оставшиеся годы правления короля Эмерик. Болеславу было предоставлено освобождение от налогов от короля в качестве компенсации; король обычно собирал чрезвычайные налоги на Рождество, Пасху и День Святого Стефана (20 августа) каждый год, от сбора которых он воздерживался в Вацкой епархии. епископ приобрел у русских купцов Салонту и ее ярмарку. В тот же период [ 7 ] Болеслав был сильным доверенным лицом Папы Иннокентия, который доверил ему участие в нескольких церковных процессах. Он выступал посредником в споре между Каланом Бар-Каланом и бенедиктинским аббатством Фёльдвар по поводу права юрисдикции в 1199 году. Он также был членом этого церковного суда, который расследовал спор между архиепископскими кафедрами Эстергома и Калочы за верховенство в венгерская церковная иерархия в 1203 году. Наряду с другими суфражистами Болеслав решительно выступал против избрания Иоанна архиепископом Эстергомским летом 1204 года. [ 18 ]
Последние годы
[ редактировать ]Болеслав восстановил свое влияние при королевском дворе, когда в мае 1205 года на венгерский престол взошел Андрей II. [ 18 ] Болеслав получил привилегию крестить первенца Андрея Белу, будущего короля Венгрии, в 1206 году, что указывает на тесный союз между ним и монархом. В качестве подарка на крестины младенец Бела получил от Болеслава право покровительства над монастырем Лелеш. Кроме того, епископ также пожертвовал некоторые из своих земель проворству, в том числе Хагимас , который он ранее купил у Меркуриуса , бывшего бана Славонии , Кисгереш, Фанчал и Киралихелмец. Андрей II передал Болеславу два парома для перевозки соли по реке Марош (Муреш) и две части доходов от соли в Десе (современный Деж, Румыния), который также предоставлял освобождение от налогов при доставке в каждую Пятидесятницу . [ 1 ]
его сменил Иаков . В последний раз Болеслав появился как живой человек в современных документах в 1212 году. В следующем году [ 9 ] Андрей II, отправлявшийся в новый поход против Галиции летом 1213 года, проживал в Лелеше, когда ему сообщили об убийстве его жены, королевы Гертруды. Андрей похоронил там часть тела своей жены, а другую половину Миске пожертвовал монастырю, ранее принадлежавшему племяннику Болеслава Отмару , потерявшему поместье из-за своей нелояльности. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Эрсеги 2003 , с. 16.
- ^ Ззолдос 2011 , с. 98.
- ^ Ковач 2017 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б с д Галла 1970 , с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Эрсеги 2003 , с. 14.
- ^ Кубиный 1975 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б с Эрсеги 2003 , с. 15.
- ^ Галла 1970 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Ззолдос 2011 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Ковач 2017 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б Эрсеги 2003 , с. 18.
- ^ Эрсеги 2003 , с. 19.
- ^ Эрсеги 2003 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б Thoroczkay 2018 , стр. 357–358.
- ^ Thoroczkay 2018 , стр. 360–361.
- ^ Сабадос 1999 , стр. 102–103.
- ^ Сабадос 1999 , с. 105.
- ^ Перейти обратно: а б с Галла 1970 , с. 110.
- ^ Thoroczkay 2018 , стр. 359–360.
- ^ Сабадос 1999 , с. 104.
Источники
[ редактировать ]- Эрсеги, Геза (2003). « Учредительный устав монастыря Лелеш (1214 г. ) ». В Хенцзеле, Агота (ред.). Архивный ежегодник Сабольч-Сатмар-Береги XVI (на венгерском языке). Архив уезда Сабольч-Сатмар-Берег. стр. 13–28. ISSN 0866-0530 .
- Галла, Ференц (1970). « Епископы Вацкой епархии ». В Банке, Йожеф (ред.). Альманах епархии Ваца к тысячелетию святого Стефана (на венгерском языке). Римско-католическая епархия Ваца . стр. 103–201.
- Ковач, Виктория (2017). « Покровители Лелеша ». Исторический обзор (на венгерском языке). 59 (1). Венгерская академия наук : 103–127. ISSN 0040-9634 .
- Кубиньи, Андраш (1975). «Королевская канцелярия и придворная капелла в Венгрии в середине XII века » . Архивные уведомления (на венгерском языке). 46 (1). Национальный архив Венгрии : 59–121. ISSN 0024-1512 .
- Сабадос, Дьёрдь (1999). «Имре эс Андраш [ Эмерик и Эндрю ]». Столетия (на венгерском языке). 133 (1). Венгерское историческое общество : 85–111. ISSN 0039-8098 .
- Торочкай, Габор, изд. (2018). Письменные источники венгерской истории 1116–1205 гг. [Письменные источники венгерской истории 1116–1205 гг.] (на венгерском языке). Сегедская средневековая мастерская. ISBN 978-615-80398-3-3 .
- Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN 978-963-9627-38-3 .