Jump to content

Иоанн, архиепископ Эстергомский

Джон
Архиепископ Эстергомский
Печать Иоанна, 1209 г.
Установлено 6 октября 1205 г.
Срок закончился ноябрь 1223 г.
Предшественник Калан Бар-Калан
Преемник Томас
Другие сообщения Епископ Чанадский
Архиепископ Калочский
Личные данные
Умер ноябрь 1223 г.
Национальность венгерский
Номинал Римско-католический

Иоанн ( венгерский : Янош ; умер в ноябре 1223 г.) был прелатом Венгерского королевства в XII и XIII веках. Он был епископом Чанада (ныне Сенад в Румынии) между 1198 и 1201 годами, архиепископом Калочи с 1202 по 1205 год и архиепископом Эстергома между 1205 и 1223 годами. Он короновал Ладислава III Венгерского , Андрея II Венгерского и Коломана Галицкого королем. Андрей II назначил его управлять королевством во время его крестового похода между 1217 и 1218 годами.

Ранняя карьера

[ редактировать ]

Его происхождение неизвестно; В некоторых историографических работах XIX века Джон был братом королевы Гертруды Мерании , супруги короля Андрея. Это предположение основано на работе Адама Франца Коллара 1762 года « Historiae дипломатического права, покровителя апостолов, Hungariae regum libri tres» . Однако Папа Иннокентий III ясно заявил, что Иоанн имел венгерское происхождение («[...] quae de regno Hungariae originem duceret [...]»), когда в своей папской булле от 6 октября 1205 года перевел его из Калочы в Эстергом, как Нандора Кнауза «Monumenta ecclesiae Strigoniensis» . Письмо было опубликовано в издании [1]

Иоанн впервые появился в современных записях в 1198 году, когда в королевском документе — хартии о даровании Эмериком Венгерским аббатству Сентготтхард — он упоминался как избранный епископ Чанада. Таким образом, можно предположить, что он был избран в сан незадолго до этого (его непосредственный предшественник Криспин , однако, последний раз упоминался в 1193 году). [2] Позже, в 1198 году, он все еще был провозглашен избранным епископом, когда Эмерик подарил деревню Михайи своему верному стороннику Угрину Чаку , епископу Дьера . К концу года его избрание было подтверждено новоизбранным Папой Иннокентием, у которого были теплые отношения и отношения сотрудничества с Иоанном. Они переписывались друг с другом по многочисленным каноническим и административным делам, которые влияли на повседневную деятельность Чанадской епархии. Например, Иоанн сообщил, что несколько священнослужителей и дьяконов нарушили закон церковного безбрачия в его епископстве. [3] 30 января 1199 года папа поручил Болеславу, епископу Вацкому , Иоанну и неопознанному настоятелю аббатства Зирк расследовать юридический спор между Каланом Бар-Каланом , епископом Печа , и аббатством Фёлдвар после того, как его аббат обратился к Римской курии , после чего Калан поставил под сомнение автономию аббатства, силой получил его предполагаемые учредительные уставы и заключил настоятеля в тюрьму. В том же году Иоанн был членом папского комитета, который расследовал обвинения против Эльвина, епископа Варада , которого местный капитул обвинил в симонии и правонарушении. Эти разногласия были главой более широкого конфликта между сторонниками Эмерика и его мятежным братом герцогом Андреем. [4]

Иоанн упоминается как епископ также в 1199 году, когда Эмерик передал право покровительства Денесмоносторе (букв. «Монастырь Дениса») в пределах рода Бечегергели . Семейный монастырь, расположенный на границе епархий Чанад и Варад . [5] Эмерик под давлением Иннокентия готовил крестовый поход Когда весной 1201 года , папа послал письмо герцогу Андрею, Саулу Дьёру , архиепископу Калочи и Иоанну с просьбой «отложить враждебность и сохранить мир в королевстве» (т.е. управлять королевство в отсутствие короля). Наставления Иннокентия отражают растущее политическое влияние Джона в последние годы правления Эмерика. [6]

Архиепископ Калочский

[ редактировать ]

Пожилой Саул Дьёр из Калочи умер либо в 1201, либо в 1202 году. Ему наследовал Иоанн, который к тому времени считался верным сторонником короля. [7] В то же время Эмерик вторгся в Сербию и помог Стефана Неманича брату Вукану захватить трон, а сам Эмерик принял титул короля Сербии . [8] Этот акт увеличил церковное значение Калочской архиепархии, расположенной вдоль южной границы Венгерского королевства. Папа Иннокентий призвал короля принять меры по ликвидации боснийской церкви (часто называемой богомилами или патаренами ), которых католическая церковь считала еретиками. [9] Чтобы предотвратить нападение Венгрии, Бан Кулин Боснийский провел 8 апреля 1203 года публичное собрание и подтвердил свою лояльность Риму в присутствии папского легата Иоанна де Казамариса, в то время как верующие отреклись от своих ошибок и обязались следовать римско-католической доктрине. После этого король Эмерик и архиепископ Иоанн провели переговоры с неопознанным сыном Пан Кулина, «еретическими» посланниками (священниками Любиным и Драготой) и папским представителем на острове Чепель . [6] 30 апреля послы и сын Кулина подтвердили свою присягу на верность перед Иоанном и Каланом Бар-Каланами. [10]

Иоанн коронует Владислава III , как это изображено в « Иллюминированной хронике».

В то же время Иоанн участвовал в намерении подготовить церковную унию между Сербской Церковью (тогда еще подчинявшейся Вселенскому Константинопольскому Патриархату ) и Римско-Католической Церковью. После успешной военной кампании Эмерик Папа Иннокентий передал территорию Сербии в качестве суфражистской епархии Архиепископству Калоча. 22 марта 1203 года папа назначил Иоанна папским представителем по вопросу и отправил ко двору венгерского вассала Вукана, великого князя Сербии. [11] Иоанну было поручено провести переговоры в Расе и обратить в свою веру Вукана, сербских придворных, дворян и духовенство, освободив их от повиновения Патриарху. Папа Иннокентий одновременно направил письмо Вукану, где заявил, что прибывший Иоанн ведет переговоры от его имени и представляет интересы Римской курии. В этом задании Джон не добился существенных успехов; В своем письме Эмерику в следующем году папа выразил разочарование тем, что не услышал ни о каких позитивных событиях. 25 февраля 1204 года Иннокентий поручил своему болгарскому легату кардиналу Лео Бранкалеони распространить свою операцию и на Сербию. В 1205 году Иоанн стремился объединить «еретическую» епархию в «земле сыновей князя Бело» с Римско-католической церковью, находившейся к югу от архиепископства (возможно, в Сербии, на границе). Теолог Йожеф Удварди считал, что этот «Бело» идентичен покойному Бану Белошу . [12] 3 мая Иннокентий одобрил это намерение. Тем не менее, папская политика оставалась неэффективной, и позже возникла автокефальная Сербская Православная Церковь . к 1219 году под влиянием Стефана Первовенчанного и его брата святого Саввы , ее первого архиепископа, [11]

Иоанн венчает Андрея II , как это изображено в « Иллюминированной летописи».

Во время недолгого епископства Иоанна напряженность между кафедрами Эстергом и Калоча из-за расхождения во взглядах в вопросе о первенствующей юрисдикции достигла своего апогея. Судя по всему, Иоанн пытался воспользоваться ситуацией, когда отношения Эмерика с Иовом, архиепископом Эстергомским, резко ухудшились, скорее всего, потому, что он оставался нейтральным в борьбе за власть между королем и его младшим братом и держался в стороне от светских дел. Между тем Джона считали верным сторонником Эмерика. Некоторые ученые утверждают, что Иов явно восстал против монарха и присоединился ко двору герцога Андрея, поскольку Эмерик назвал Иова своим «врагом» в своем письме Папе Иннокентию около 1202 года, когда он предложил Риму королевские проворства и аббатства под руководством Эстергома напрямую. В этих условиях соперничество между Эстергомом и Калочой стало частью более широкой светской борьбы за власть в Венгрии. [13] Зафиксирован эпизод этого конфликта, когда епископское благословение Иова в царской церкви, находившейся на территории Эстергомской архиепископии, было прервано Иоанном «с шумом», который вошел в собор со своей свитой и сам благословил народ. . [13] В другой раз Иоанн поручил двум своим епископам-суфражистам освятить церкви, принадлежавшие Эстергому. Иоанн чрезмерно носил мантию и использовал архиепископский крест во время месс . Под предлогом богомильства вдоль южной границы Иов попросил Папу Иннокентия получить мандат апостольского легата на территорию всего королевства (т.е. также Калочской архиепархии), когда лично посетил Римскую курию в Палестрине (или Пренесте). [14] Получив письмо Эмерик, Иннокентий отказался от этого, но 5 мая 1203 года издал три буллы , которые подтвердили привилегии Эстергомской архиепископии, включая право коронации, вручения таинств монарху и королевской семье, надзор над королевскими проректорами. и церкви, церковная юрисдикция над королевскими чиновниками, а также сбор и перераспределение десятины из королевской казны. [13] Кроме того, Иннокентий назначил суд (с участием, например, Болеслава, епископа Вацкого) для расследования «непристойного поведения» Иоанна во время конфликта. Решение тела неизвестно. [11]

Архиепископ Иов умер 1 февраля 1204 года. Эмерик, намеревавшийся отправиться в паломничество в Святую Землю , не хотел оставлять свою страну в неопределенности. Тяжело заболев, Эмерик хотел обеспечить преемственность своего четырехлетнего сына Ладислава . Однако преемник Иова, избранный архиепископ Угрин Чак, умер до коронации. В результате мероприятие совершил Иоанн Калочский 26 августа 1204 года. [15] Умирающий король освободил своего брата и сделал его регентом на период несовершеннолетия Ладислава. 30 ноября 1204 года умер король Эмерик, и его преемником стал Ладислав III. Папа Иннокентий направил письмо герцогу Андрею, предупредив его уважать интересы ребенка-короля. В апреле 1205 года папа направил письмо Иоанну, ставшему де-факто главой Церкви в Венгрии, и другим прелатам с просьбой поддержать Ладислава и его мать, королеву Констанцию ​​Арагонскую . Иоанну также было поручено отлучить от церкви врагов несовершеннолетнего Ладислава. [16] Считая положение сына ненадежным, Констанция бежала в Австрию, взяв с собой Ладислава. [17] Молодой король внезапно умер там 7 мая 1205 года. После этого Иоанн короновал Андрея королем в Секешфехерваре 29 мая 1205 года. [15]

Архиепископ Эстергомский

[ редактировать ]

Спорные выборы

[ редактировать ]

После смерти Угрина Чака капитул Эстергомского собора попросил ( postulatio ) Папу Иннокентия назначить Иоанна своим новым архиепископом летом 1204 года. Умирающий Эмерик также поддержал их выбор. В соответствии с каноническим правом ( jus canonicum ), каноническая процедура была необходима, поскольку Иоанн уже был рукоположен в сан епископа. В этом случае папа имел право перевести прелата из одной епархии в другую. [16] Спор по поводу заполнения должности архиепископа Эстергомского стал прецедентным событием в юридической истории Церкви, поскольку этот случай и следующий за ним папский декретал Bone Memorie ») фигурируют среди глосс в « Трактате » английского канониста Лоуренса Сомеркотса . [18]

Глава собора отказался пригласить епископов суфражистских епархий Эстергомского архиепископства к участию в избирательном процессе, ссылаясь на каноническое право. Согласно рассказу главы, епископы были приглашены ректором для обеспечения единообразного одобрения, но они отказались присутствовать и написать одобрительное письмо Папе Иннокентию. Таким образом, каноны признавали не право епископов голосовать, а их последующее право одобрения. В ответ четыре епископа-суфражиста – Калан Печский, Болеслав Вацкий, Каланда Веспремский и Иоанн Нитра (Нитра) – написали письмо Папе, в котором утверждали, что архиепископы были избраны совместно капитулом и епископами в соответствии с дух обычного права со времен короля Св. Стефана [19] (Эстергомская архиепископия в то время имела шесть суфражистских епархий; Катапан , епископ Эгерский, держался в стороне от конфликта, в то время как Дьерская епархия находилась в статусе sede vacante с начала 1204 года). [20] Четыре епископа, помимо его происхождения за пределами церковной провинции Эстергом, также напомнили о деятельности Иоанна на посту архиепископа Калочы, когда он неоднократно нападал на привилегии и приобретенные права Эстергома, вызывая волнения и дестабилизацию. [16] Они утверждали, что Джон был неспособен защитить эти прерогативы, и боялись возможной мести за предыдущие обиды. [21] В то же время каноники отправили свою делегацию в Рим с просьбой подтвердить назначение Иоанна (поскольку каноническое право запрещало перевод епископов ). Делегация состояла из ректора Прессбурга , казначея Эстергома и двух королевских посланников — аббата Баконьбеля и магистра Петра (возможно, тождественного летописцу Анониму ), чтобы укрепить позиции Иоанна и подчеркнуть дружеские отношения между ним и Эмериком. [22]

Папа Иннокентий III (фреска)

Однако политическая ситуация изменилась, когда 30 ноября 1204 года умер Эмерик. Герцог Андрей, управлявший королевством в качестве регента своего племянника, имел напряженные отношения с Иннокентием, который всегда был против его восстаний против брата. Эндрю немедленно направил Папе письмо в невежливом тоне, чтобы проинформировать его о развитии событий и пообещать, что продолжит начатые Эмериком меры, включая поддержку кандидатуры Иоанна. Он призвал Папу передать Иоанна «без промедления». [23] К тому времени, 22 ноября 1204 года, папа Иннокентий III приказал обеим сторонам отправить своих представителей в Рим к крайнему сроку - 7 февраля 1205 года. [21] Папа был возмущен тем, что Иоанн праздновал коронацию Ладислава III, нарушив привилегии Эстергома (что также усилило аргументы представителей каноников). Иннокентий отложил принятие решения до февраля 1205 года и призвал стороны заключить компромисс, поэтому папа пока отказался утвердить кандидатуру Иоанна. [23]

Услышав о решении Папы, некоторые члены Кафедрального капитула Эстергома собрались и отказались от поддержки Иоанна, который также потерял своего сильнейшего покровителя, короля Эмерик. Примерно в декабре 1204 или январе 1205 года они избрали Калана Бар-Калана на должность архиепископа Эстергома. Его кандидатуру поддержал и герцог Андрей, [16] но большинство каноников и епископов-суфражистов (за исключением Иоанна Нитры) не признали легитимность выборов. Примерно в феврале 1205 года Андрей отправил Иннокентию письмо с просьбой подтвердить Калана, который считался верным сторонником Андрея во время его борьбы против покойного Эмерик. Раньше у Калана было множество скандалов; например, его обвинили в кровосмесительных отношениях со своей племянницей, но расследование, проведенное шестью его коллегами-епископами, оправдало его. Тем не менее, Иннокентий отказался подтвердить избрание Калана из-за недостатков избирательного процесса. В своем письме капитулу (22 июня 1205 г.) Иннокентий приказал каноникам избрать или единогласно назначить своего архиепископа в течение месяца, а также заручиться поддержкой епископов-суфраганов, «если это потребуется» в Венгрии. Если им это не удастся, то папа сам назначит архиепископа для управления провинцией, как написано в письме. [24] В июне 1205 года (до получения приказа папы) капитул снова вызвал и назначил Иоанна архиепископом в соответствии с инструкциями от 22 ноября 1204 года. Три епископа-суфражиста, Болеслав, Каланда и Петр, избранный епископ Дьера, выразили поддержку Иоанну без оговорок, в то время как Иоанн Ньитра был вынужден написать письмо Иннокентию, в котором он заявил, что откажется от поддержки Калана, если Папа Римский не принимает кандидатуру своего протеже. Среди прелатов только Калан оспаривал результаты выборов, даже Андрей (теперь будучи королем) согласился с этим решением. [25] После этого капитул направил свою делегацию из пяти человек в Римскую курию, также передав послание поддержки короля. Однако сторонники Калана вновь выдвинули кандидатуру своего покровителя, исключив соперников из спорной процедуры. Они ссылались на второе письмо Иннокентия (оно уже дошло до королевства), в котором предусматривалось проведение новых выборов. Сторонники Джона лишились права быть избранными, когда им было отказано в участии, утверждают они. [24]

Папа Иннокентий III выслушал представителей обоих кандидатов и 6 октября 1205 года издал папский декреталь под названием «Bone Memorie». Он решил конфликт по поводу архиепископства Эстергома в пользу Иоанна и подтвердил свое избрание. [26] Папа утверждал, что не было «одного несомненно подходящего кандидата», но оба раза во время ассамблей Иоанна поддерживали убедительно. Папа также подчеркнул, что не намерен назначать иностранного прелата. Иоанну было разрешено перевезти свой мантию из Калочы в Эстергом. 14 октября Иннокентий отправил письмо с заверениями капитулу Калочи. Он заверил каноников, что достоинство и права архиепископии не будут ущемлены. [27] В следующем году Иоанна на посту архиепископа Калочы сменил Бертольд , брат королевы Гертруды. [7] Дело об избрании Иоанна стало частью декретальных сборников XIII века через Compilatio tertia (содержит документы первых двенадцати лет понтификата Иннокентия III) и Liber extra . [28] Следующий раз, когда архиепископ был переведен в равноправную архиепископию, произошел в 1396 году, когда английский прелат Томас Арундел был переведен из Йорка в Кентербери . [29]

Конфликты юрисдикции

[ редактировать ]

По иронии судьбы, Джон стал преданным защитником церковных привилегий Эстергома после своего избрания, когда он неоднократно сталкивался с влиятельным Бертольдом. Брата королевы молчаливо поддержал в его усилиях зять король Андрей II. По просьбе Иоанна Папа Иннокентий подтвердил его достоинство на коронацию венгерского монарха в 1209 году. [30] Однако Бертольд использовал свои семейные связи и влияние при королевском дворе, чтобы оказать на Джона давление. В этих обстоятельствах Иоанн был склонен прийти к соглашению в 1211 году: два архиепископа поручили Роберту, епископу Веспрема , и Петру, епископу Дьера, подготовить проект конвенции и представить его Римской курии. [31] В предложении говорилось, что право коронации должно принадлежать архиепископу Эстергому, за исключением случаев преднамеренного отказа, препятствия, ухудшения состояния здоровья или sede vacante , когда процесс должен выполняться архиепископом Калочи. Так называемые «вторые коронации» (во время праздничных мероприятий) необходимо отмечать совместно. Кроме того, документ закреплял сбор десятины после чеканки монет в Эстергоме, но Иоанну пришлось отказаться от своих всех прав (т.е. надзора над королевскими церквями, аббатствами и проворствами, церковной юрисдикции над королевскими чиновниками) на территории церковной провинции. Калоча, в соответствии с предложением. Тезисы документа продвигал и сам Андрей II. [30]

Однако каноники Эстергома резко протестовали против соглашения. Они отправили свою миссию в Рим, чтобы попросить папу отказаться подтвердить документ. 12 февраля 1212 года Иннокентий издал буллу, посвященную Андрею, Иоанну и капитулу, в которой отказался подписать документ, ссылаясь на его «вредные последствия» для Венгерского королевства. Папа также отверг намерение Андрея создать суфражистскую епархию Себен (сегодня Сибиу, Румыния) под руководством Бертольда на месте одноименного провоства, которое административно входило в состав Эстергомской архиепархии. Против этой цели решительно выступили Джон и Уильям, епископ Трансильвании . [32] Тем не менее, в последующие годы у Иоанна было несколько конфликтов юрисдикции с Бертольдом (например, в 1215 году, согласно письму Папы Иннокентия), [33] покинувший Венгрию только в 1218 году, когда был назначен патриархом Аквилеи . [7] В 1219 году папа Гонорий III упрекнул Иоанна за то, что он незаконно осуществлял юрисдикцию над королевскими церквями в архиепархии Калоча, в нарушение привилегии новоизбранного Угрина Чака, архиепископа Калочи . Гонорий в своем рескрипте подчеркнул, что «равный [архиепископ] не может иметь власти над равным [архиепископом]». [32]

У Иоанна также были напряженные отношения с Робертом Веспремским с 1210-х годов. Роберт был главным составителем и подателем проекта, который стремился ограничить привилегии Эстергома, несмотря на то, что Иоанн был его митрополитом-архиепископом. У них были конфликты по поводу надзора над проректором Обуды и юрисдикции над канцелярским персоналом королевского двора (в основном проживавшим в Обуде), а также права коронации королевы-консорта. [32] Споры усилились во время свадьбы Андрея II и его второй супруги Иоланды де Куртенэ в феврале 1215 года. Их свадьба отмечалась в Секешфехерваре , и Иоанн короновал Иоланду королевой-консортом. В ответ Роберт направил жалобу Папе Иннокентию III, поскольку, согласно его рассказу, коронация супруги королевы в Венгрии традиционно была привилегией его престола. После личного визита Роберта в Рим папа послал двух легатов, кардиналов Пеладжио Гальвани и Стефано ди Чеккано в Венгрию, чтобы расследовать жалобу и подтвердить привилегию Веспремского престола в апреле 1216 года. Это решение было подтверждено Гонорием и в 1220 году. . [34] В 1221 году у Иоанна возникли разногласия с Дезидерием , его преемником на посту епископа Чанадского, по поводу сбора десятины после чеканки монет в епархии. Гонорий вынес решение в пользу Иоанна. [34]

Светские дела

[ редактировать ]

Отношения Иоанна с Андреем II и его придворными были неоднозначными и нестабильными из-за его прежней проэмерской позиции и конфронтации с Бертольдом Мерании. После своего восшествия на престол Андрей ввел новую политику королевских грантов, которую в одной из своих грамот назвал «новыми учреждениями». [35] Он раздал большие части королевских владений - королевские замки и все присоединенные к ним поместья - в качестве наследуемых даров своим сторонникам, заявив, что «лучшая мера королевского гранта - это его неизмеримость». [36] Помимо венгерских лордов, его «новые учреждения» изменили отношения между королевским двором и прелатством, светское влияние которого уменьшилось из-за все более огромного богатства светской сферы власти. [34] Более того, использование евреев и мусульман для управления королевскими доходами привело Андрея к конфликту со Святым Престолом и венгерскими прелатами. [37] Согласно повествованию королевской хартии, Иоанн «глубоко не одобрял» политику Андрея. Несмотря на это, в 1206 году его архиепископии была пожалована деревня Герла (сегодня Герлахов, Словакия ), которая до этого принадлежала замку Барс. Однако примерно в то же время Эндрю конфисковал у капитула поместье Тардос в графстве Эстергом из-за поведения Джона. Спорные отношения между королевским двором и архиепископией хорошо представлены в этом королевском пожертвовании, когда Андрей ежегодно с 1206 года дарил капитулу 100 серебряных денариев в ознаменование своей коронации. Еще один пример: король предоставил портовый тариф Каката (нынешний - день Штурово , Словакия) в архиепархию в 1215 году. [38]

Современное изображение королевы Гертруды

Королева Гертруда приобрела значительное влияние при королевском дворе. Андрей подарил своему брату епископу Эгберту большие владения в регионе Шепессег (ныне Спиш , Словакия), а Бертольд был изгнан из Хорватии и Далмации в 1209 году. [39] Щедрость Андрея по отношению к немецким родственникам и придворным жены вызвала недовольство местных лордов. король отправился в новый поход на Галицию , Когда летом 1213 года [40] воспользовавшись его отсутствием, венгерские лорды, недовольные фаворитизмом королевы Гертруды по отношению к ее немецкому окружению, захватили и убили ее и многих ее придворных на холмах Пилис . 28 сентября [35] [40] Участие Джона в убийстве неясно. О его причастности к убийству упоминают итальянского учёного Бонкомпаньо да Синья трактат «Rhetorica novissima» , Альберик Труа-Фонтэн « Хроника » и Матфей Парижский « Хроника Майора» и «История англорум» . [41] В этих работах единодушно отмечается знаменитая фраза Джона в его письме к венгерской знати, планирующей убийство Гертруды: « Reginam occidere nolite timere bonum est si omnes constradiunt ego non contradico », что можно примерно перевести как «Убить королеву, которой ты не должен бояться, будет хорошо, если все согласны, я не против». Смысл во многом зависит от пунктуации: либо говорящий желает, чтобы королеву убили («Убей королеву, ты не должен бояться, будет хорошо, если все согласятся, я не против»), либо нет («Убивай королеву, ты не должен, страх будь добр, если все согласны, я нет, возражай»). [41] Историк Ласло Веспреми считает, что этот анекдот впервые появился в Annales iuvavenses (или «Анналах Зальцбурга») после устного распространения среди низшего духовенства. С другой стороны, Тамаш Кёрменди утверждает, что неоднозначное письмо было подписано в результате последующей вставки. Вполне возможно, что Бонкомпаньо услышал эту историю в Римской курии и включил ее в свою диссертацию и учебник по риторике (опубликованный в 1235 году, первый письменный источник предполагаемого письма Иоанна). И Бонкомпаньо, и Альберик упоминают, что Эндрю обвинил Джона в участии в убийстве перед Святым Престолом. Однако папа Иннокентий, указав на правильность употребления запятых, снял с архиепископа обвинения. Эти ссылки подчеркивают непреднамеренную двусмысленность письма и, таким образом, одобрение убийства Джоном. [41] Кёрменди подчеркивает историографические сомнения в подлинности письма, поскольку Иоанн сохранял свое влияние в последующие годы после убийства. [38] Также маловероятно, что пословица Иоанна была раскрыта после его активной политической роли, поскольку другой главный герой анекдота Папа Иннокентий III умер 16 июля 1216 года. Более того, Кёрменди утверждает, что сохранение письма было бы иррациональным шагом, более того, большинство венгерского населения дворянство в то время было неграмотным. [42] Историк XIX века Ласло Ногалль уже сомневался в подлинности анекдота. [43]

Всадник с флагом, изображающим двустворчатый крест.
Андрей во главе своей армии крестоносцев (из « Иллюминированной хроники »)

В 1214 году Андрей отправил письмо Папе Иннокентию с просьбой разрешить Иоанну помазать своего младшего сына Коломана королем Галиции. Коломан был коронован Иоанном с разрешения Папы, возможно, в начале 1216 года. Папа Гонорий упомянул в письме 1222 года, что Иоанн короновал Коломана «с благословения Святого Престола», но обстоятельства церемонии неизвестны. [44] Примерно в то же время Андрей II просил Иннокентия освободить Иоанна от обязанности участвовать в Четвертом Латеранском соборе , поскольку он намеревался выполнить обет своего отца возглавить крестовый поход и хотел оставить свою семью и королевство на попечение Архиепископ Иоанн. Иннокентий отказался от этого, поскольку Иоанн принимал участие в Вселенском соборе 1215 года вместе с Бертольдом, шестью венгерскими и тремя далматинскими епископами. [45] Когда в июле 1216 года папа Гонорий III еще раз призвал Андрея исполнить отцовскую клятву возглавить крестовый поход, король, откладывающий крестовый поход как минимум трижды (в 1201, 1209 и 1213 годах), наконец согласился. Отправляясь из Венгрии в июле 1217 года, Андрей II назначил Иоанна регентом для управления королевством во время Пятого крестового похода . По этому случаю земля Тардос была возвращена Эстергомской архиепархии. [45] Однако и Иоанн, и Палатин Юлиус Кан оказались неспособны предотвратить распространение анархических условий. Вернувшись в Венгрию в конце 1218 года, Андрей пожаловался Папе Гонорию, что его королевство находится «в жалком и разрушенном состоянии, лишенное всех своих доходов». [46] Группа баронов даже изгнала архиепископа Иоанна из Венгрии. [47] Согласно письму Андрея, Иоанн был послушен морали, а не восстал против требований и «нечестия» лордов, поэтому он был заключен в тюрьму и сослан «среди великой несправедливости и позора», а его богатство было конфисковано «этими тиранами». Джон провел несколько месяцев в изгнании до возвращения Эндрю. Король подчеркнул непоколебимую верность и храбрость Иоанна и его каноников. [48] В качестве компенсации Андрей подарил Иоанну в 1218 году виноградники Пограни (сегодня Погранице, Словакия) и другие землевладения (например, Гамаш , Каполи и Лулла ) в уезде Шомодь. Капитул Эстергома получил землю Альвинца ( сегодня Винцу де Йос, Румыния) и его удворницы в следующем году. [48]

Последние годы

[ редактировать ]

Иоанн посвятил Варфоломея ле Гро , прибывшего в Венгрию с королевой Иоландой, в епископы Печа в 1219 году. Каноники кафедрального капитула Печа попытались предотвратить назначение Варфоломея, заявив, что он слишком молод для этой должности. Папа Гонорий наказал Иоанна санкциями из-за его участия в назначении, запретив свободное использование доходов архиепархии и его право на посвящение в Печскую епархию. Соответственно, Иоанну пришлось просить разрешения на покрытие необходимых расходов у двух назначенных папой доверенных лиц, епископов Фомы Эгерского и его старого антипода Роберта Веспремского. Однако официальное расследование, проведенное Святым Престолом, установило, что новому епископу уже исполнилось 30 лет - возраст, требуемый каноническим правом. После этого с Джона сняли обвинения и вернули ему право на финансовый надзор. В том же году хиротония Космы , епископа Дьера, также оказалась проблематичной, поскольку Гонорий лишил Иоанна права назначать следующего епископа в Дьёре. [49]

Вполне возможно, что Джон присутствовал в Англии 7 июля 1220 года, когда останки Томаса Беккета были перенесены из его первой гробницы в храм в недавно построенной часовне Троицы. В мероприятии приняли участие король Генрих III , папский легат Пандульф Верраччо , архиепископ Кентерберийский Стивен Лэнгтон и большое количество сановников и магнатов светских и церковных деятелей со всей Европы. Наряду с Лэнгтоном и Гийомом де Жуанвилем , архиепископом Реймса , неопознанный венгерский архиепископ среди гостей упоминается Уолтером Ковентри в его работе «Мемориал» , когда описывается события. [50] Этим архиепископом, возможно, был Иоанн, в чьей резиденции в Эстергоме находился проректор, воздвигнутый в честь Томаса Бекета. [51] Из-за преклонного возраста Джона историк Габор Торочкай считает, что повествование Вальтера относится к Угрину Чаку из Калочи, который был намного моложе Джона. [52] ограбили горожане Павии . Помимо Иоанна или Угрина, на празднике присутствовал также Дезидерий Чанадский, которого на обратном пути [53]

Иоанн постепенно отошел от общественной жизни с начала 1220-х годов, в то время как Угрин Чак, также бывший канцлер, приобрел влияние при королевском дворе. Во время движения сопротивления, которое привело к изданию Андреем II «Золотой буллы» 1222 года , Иоанн оставался пассивным, даже когда папа Гонорий призывал венгерских прелатов применять церковные порицания к тем, кто утверждал, что они не обязаны лояльности Андрею, но Беле , старшему сыну и наследнику короля. Иоанн умер в ноябре 1223 года. [52]

  1. ^ Удварды 1991 , с. 91.
  2. ^ Ззолдос 2011 , с. 86.
  3. ^ Юхас 1930 , с. 125.
  4. ^ Юхас 1930 , стр. 126–128.
  5. ^ Юхас 1930 , с. 130.
  6. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 129.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Ззолдос 2011 , с. 84.
  8. ^ Энгель 2001 , с. 88.
  9. ^ Энгель 2001 , стр. 88–89.
  10. ^ Удварды 1991 , с. 92.
  11. ^ Перейти обратно: а б с Торочкай 2016 , с. 130.
  12. ^ Удварды 1991 , стр. 93–94.
  13. ^ Перейти обратно: а б с Коста 1991 , с. 79.
  14. ^ Удварды 1991 , с. 94.
  15. ^ Перейти обратно: а б Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 127.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Торочкай 2016 , с. 131.
  17. ^ Энгель 2001 , с. 89.
  18. ^ Суини 1993 , с. 147.
  19. ^ Суини 1993 , с. 149.
  20. ^ Ззолдос 2011 , с. 91.
  21. ^ Перейти обратно: а б Удварды 1991 , с. 98.
  22. ^ Суини 1993 , с. 150.
  23. ^ Перейти обратно: а б Суини 1993 , с. 151.
  24. ^ Перейти обратно: а б Удварды 1991 , с. 99.
  25. ^ Суини 1993 , с. 154.
  26. ^ Ззолдос 2011 , с. 80.
  27. ^ Удварды 1991 , с. 100.
  28. ^ Суини 1993 , с. 158.
  29. ^ Суини 1993 , с. 148.
  30. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 132.
  31. ^ Ноябрь 1892 г. , с. 16.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Торочкай 2016 , с. 133.
  33. ^ Ноябрь 1892 г. , с. 18.
  34. ^ Перейти обратно: а б с Торочкай 2016 , с. 134.
  35. ^ Перейти обратно: а б Энгель 2001 , с. 91.
  36. ^ Энгель 2001 , стр. 91–92.
  37. ^ Энгель 2001 , стр. 96–97.
  38. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 135.
  39. ^ Ззолдос 2011 , с. 43.
  40. ^ Перейти обратно: а б Эрсеги и Солимоси 1981 , с. 130.
  41. ^ Перейти обратно: а б с Кёрменди 2014 , с. 115.
  42. ^ Кёрменди 2014 , с. 116.
  43. ^ Ноябрь 1892 г. , с. 21.
  44. ^ Эрсеги и Солимоси 1981 , стр. 132.
  45. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 136.
  46. ^ Энгель 2001 , с. 54.
  47. ^ Эрсеги и Солимоси 1981 , стр. 133.
  48. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 137.
  49. ^ Торочкай 2016 , с. 139.
  50. ^ Солимоси 2013 , с. 529.
  51. ^ Солимоси 2013 , с. 536.
  52. ^ Перейти обратно: а б Торочкай 2016 , с. 140.
  53. ^ Солимоси 2013 , с. 528.

Источники

[ редактировать ]
  • Энгель, Пал (2001). Царство святого Стефана: история средневековой Венгрии, 895–1526 гг . Издательство ИБ Таурис. ISBN  1-86064-061-3 .
  • Эрсеги, Геза; Солимоси, Ласло (1981). «Монархия Арпадов, 1000–1301». В Солимоси, Ласло (ред.). ( Историческая хронология Венгрии, Том I: От начала до 1526 года на венгерском языке). Академическое издательство. стр. 79–187. ISBN  963-05-2661-1 .
  • Юхас, Кальман (1930). История Чанадской епархии от ее основания до монгольского нашествия (1030–1242)] (на венгерском языке). Библиотека округа Чанадвар 19–20.
  • Коста, Ласло (1991). « Отношения Эстергомской архиепархии с Калочской архиепархией до начала 13 века ». Очерки венгерской церковной истории (на венгерском языке). 3 (1): 73–88. ISSN   0865-5227 .
  • Корменди, Тамаш (2014). «Обстоятельства убийства королевы Гертруды [ Обстоятельства убийства королевы Гертруды ]». В Майоросси, Юдит (ред.). На грани исторического убийства. Память Гертруды Меранской, 1213–2013 гг. (на венгерском языке). Музей Ференци, Сентендре . стр. 95–124. ISBN  978-963-9590-77-9 .
  • Ногалл, Ласло (1892). «Архиепископ Эстергомский Янош I (1205–1223) [ Архиепископ Эстергомский Иоанн I (1205–1223) ]». Венгерский Сион (на венгерском языке). 6 :8–31.
  • Солимоши, Ласло (2013). « Паломничество венгерских прелатов в Англию в 1220 году ». Исторический обзор (на венгерском языке). 55 (4). Венгерская академия наук : 527–540. ISSN   0040-9634 .
  • Суини, Джеймс Росс (1993). « Папа Иннокентий III и спор по поводу выборов архиепископа Эстергомского. Предыстория папского декреталя о костной памяти II ». Этас (на венгерском языке). 8 (1). Перевод Себока, Ференца. Ассоциация книжных и газетных изданий AETAS: 147–169. ISSN   0237-7934 .
  • Торочкай, Габор (2016). Арпадов: епископы, легенды и хроники Неизвестный век (на венгерском языке). Л'Харматтан. ISBN  978-963-414-212-6 .
  • Удварди, Йожеф (1991). Биографии архиепископов Калочы (1000–1526) [Биографии архиепископов Калочи, 1000–1526] (на венгерском языке). Геррес Гезельшафт .
  • Жолдос, Аттила (2011). Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг. [Светская архонтология Венгрии, 1000–1301 гг.] (на венгерском языке). História, Институт истории Венгерской академии наук. ISBN  978-963-9627-38-3 .
Титулы католической церкви
Предшественник Епископ Чанадский
1198–1201
Преемник
Предшественник Архиепископ Калочский
1202–1205
Преемник
Предшественник Архиепископ Эстергомский
1205–1223
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c45c025013311becb5419b9b9aa70af1__1720097700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/f1/c45c025013311becb5419b9b9aa70af1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
John, Archbishop of Esztergom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)