Jump to content

Чигилс

(Перенаправлено с Чигила )

Чигилы Чихил ( племенем , , Джихил или Чиял ) были тюркским известным с 7-го века нашей эры и жившим в районе озера Иссык-Куль . Считалось, что они произошли от племени Чуюэ. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые имели смешанное юебаньско - западнотюркское происхождение. [ 4 ]

Этимология

[ редактировать ]

Синолог Ю. А. Зуев отмечает, что китайская транскрипция Чигиля, 處月 Chǔyuè ( среднекитайский ( ZS ): /t͡ɕʰɨʌˣ-ŋʉɐt̚/) может быть названа «обителью Луны [бога]»; тогда как 處密 Чхоми (/t͡ɕʰɨʌˣ-mˠiɪt̚/)) как «обитель Солнца [бога]», для китайского 密 транскрибирует среднеиранский теоним Михр , всевидящее зороастрийское божество завета, клятвы и света, смутно связанное с Солнце. Однако, цитируя исследования Габаина 1931 и 1934 годов, Зуев предостерегает, что ни тюрко-буддийские тексты, ни тюрко-манихейская литература и другие источники, содержащие сведения о тюркском манихействе, не придают генеалогического значения призыванию Солнца и Луны (тюрк. кун ай ). [ 5 ] Как ни странно, Зуев также сравнивает Чигиля с персидским chihil «сорок». [ 6 ]

Камолиддин (2006) предположил, что этнотопоним Чигил содержит морфему -ил ( тюркская земля, страна ). [ 7 ] С другой стороны, Алыйлмаз (2017) этимологизировал Čigil как от множественного числа и суффикса-обобщения -GIl, прикрепленного к племенному имени Çik (о. т. 𐰲𐰃𐰚:𐰉𐰆𐰑𐰣 Çik bodun ), [ 8 ] народ, упомянутый в Тан Хуйяо как 赤 ( MC : * t͡ɕʰiᴇk̚ ) [ 9 ] [ 10 ] и, в Бильге Кагана надписи , как союзники енисейских кыргызов и враги Поздних Гёктюрков . [ 11 ] И чики, и шатуо упоминаются вместе, по-видимому, как две отдельные группы, в одной и той же главе Танхуйяо. [ 12 ]

Однако Этвуд (2010), в свете исследований Тенишева (1965) и Сагучи (1986), поставил под сомнение общепринятую научную идентификацию Чигилов с Чуюэ, от которых произошли Шатуо. [ 13 ] поскольку Чуюэ фонетически ближе к Чунгылу , названию « кости » у югуров в современной провинции Ганьсу . [ 14 ]

Что касается * Čömül ( ар. Jumul جمل), Х.В. Бейли получил его от иранского * chamṛta < cham- «шагать как воин», то есть «шагать воином». [ 15 ]

Гамильтон (1962) и Зуев (2002) увидели первое упоминание чигилей как 職乙 ( Чжии ), среднекитайское произношение которого было реконструировано Зуевым как tšįək-iət , как племя Тиле , упомянутое в «Книге Суй» , составленной Вэй Чжэном. . [ 16 ] [ 17 ] Однако в оригинальной рукописи знаки препинания отсутствуют, поэтому разные ученые читают и реконструируют этонимы по-разному: например, 薄落職乙咥 также может читаться как Болуожи и Йидие. [ 18 ]

По мнению средневековых писателей, город Чигиль находился «на расстоянии человеческого голоса» от Тараза . [ 19 ] [ 20 ] XI века В рассказе Махмуда Кашгари предложена народная этимология Чигиля, которую он датирует временем Зу-л-Карнейна («Бихорна», то есть Александра Великого ) IV века до нашей эры:

Когда армии Зу-л-Карнейна достигли Таласа в манихейской стране Аргу, сильный ливень образовал густую грязь. Дорога стала непроходимой, и разгневанный Зу-л-Карнейн воскликнул по-персидски: «Ин чи гиль аст?!» – «Что это за грязь?! Мы не можем из нее выбраться!» Он приказал возвести здание на месте под названием Чигиль. Тюрков в этом районе называли чигилами. Тюрки-кочевники, перенявшие чигильский тип [длинной] одежды, также назывались чигилями, от Джейхуна (Амударья) до Чина (Китай). [ 21 ] ... Кочевник Чигиль (как и Тухси ) жил недалеко от местечка Куяс, лежащего за Барсганом и орошаемого двумя реками Кейкан, впадающими в Или. [ 22 ] ... Другая группа племени жила в местечке Чигил близ Тараза, а третья - в одноименных селах близ Кашгара.

Кашгари [ 23 ] говорит, что тюрки-огузы называли «Чигил» всех тюрков между Оксом и Северным Китаем. [ 24 ]

Если чуюэ в китайских источниках действительно были чигилами, то Шатуо 沙陀, отколовшаяся группа чуюэ, также была отколовшейся от чигилей группой. Дворянин Шатуо, Кейонг , был из племени Драконов Шатуо, носил фамилию Чжуе 朱耶 ~ Чжуся 朱邪, а позже принял фамилию Ли императоров Тан , [ 25 ] впервые вручен отцу Кейонга Чжуси Чисиню . [ 26 ] Сын Кейонга Ли Цуньсюй основал династию Поздний Тан (923–936) в Северном Китае, подняв Шатуо до царственного клана. Среди Шатуо преобладал культ дракона. В летописях отмечается, что молитвы Шатуо «следовали старой традиции северного обычая» возле Громовой горы, у Драконьих ворот. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Перефразируя отрывок из » Сыма Гуана , «Зычжи Тунцзянь Зуев утверждает, что «Шатуо изначально (или, по сути, 本 běn ) было племенем Чжуся»; [ 31 ] Зуев далее утверждает, что Чжусе отражает тюркский джуз «сотня». Чигиль-Шатуо были манихеями , а «сотня» — это не всегда воинская дружина, но и религиозная категория юз эр «сто мужчин-монахов», о чем говорится, например, на ряде манихейских енисейских памятников древнетюркской письменности . Таким образом, юз эр , в отличие от отуз оглан или отуз эр , является категорией господствующего уровня. [ 32 ]

Чигилы и Ягма , а также Тухси , одно из тюргешских племен, [ 33 ] [ 34 ] остатки орхонских тюрков , объединившихся в племенной союз карлуков, и история этих племен, по крайней мере, с 9 века, неделима. [ 35 ] Худуд аль-Алам , составленный в 982–3 годах н.э., описывает чигилов как членов государства Карлук Ябгу , занимающих территории Жетысу, включая регионы вокруг Иссык-Куля к северу и востоку от карлуков. Их описывают как обладающих огромными богатствами и что их король «один из них». Сообщается также, что «некоторые из них поклоняются Солнцу и звездам». [ 36 ]

Чигилы занимали видное место в Кара-Ханидском ханстве , где составляли основную часть войска. [ 37 ] Власть в государстве Караханидов была разделена между знатью двух племенных групп, Чигилс и Ягма, составивших в IX веке ядро ​​племенного союза карлуков , кроме Моулуо 謀落/ Моула 謀剌 ( Булак ?), Ташили 踏實力( Ташлык ?) и Суофу 娑匐 [ а ] [ 38 ] ( Себег ?) [ 39 ] [ 40 ] или Чиси 熾俟. Голден (1992) нерешительно отождествляет Чиси 熾俟 с Чуюэ 處月. Между тем, Этвуд (20101) отождествляет Чиси 熾俟 с Чжуси 朱斯, также упомянутым в Сю Таншу ; Этвуд не связывает Чиси 熾俟 ~ Чжуси 朱斯 с Чуюэ 處月, а вместо этого связывает Чжуси 朱邪, первоначальную племенную фамилию правящего дома Шатуо. [ 41 ] Этот карлукоязычный каганат был разделен на две части, восточную и западную, каждую из которых возглавлял свой каган . Восточный каган был старшим каганом со своим двором в Кашгаре и Баласагуне (крепость Буран, недалеко от Токмака в Киргизии ). Он был из племени Чигиль и носил титул Арслан Кара-Хакан. Западным был меньший каган, из племени ягма, с титулом Богра Кара-Каган и его двор в Таразе , а позже в Самарканде . [ 42 ]

В одиннадцатом веке Чигилы стали независимыми. Кашгари пишет, что они состояли из трех ветвей. [ 43 ]

После монгольского нашествия в Туркестан тюрки в северном Туркестане и в районе Тянь-Шаня , в том числе чигилы, ягма , карлуки , аргу и тухси , были вынуждены уступить свою территорию восточным кочевым группам. Они мигрировали в Трансоксанию и Кашгарию . [ 44 ]

есть четыре деревни В настоящее время в Турции под названием Чигил , что указывает на то, что некоторые Чигилы мигрировали в Малую Азию после монгольского вторжения. [ 45 ]

Чигили были известны своей религиозной преданностью. Первые изображения чигилов описывают их как приверженцев манихейства . Более поздние источники описывают чигилов как христиан-несторианцев . Район Жетысу, бывшая территория Чигила, богат христианскими и дохристианскими археологическими находками, а Таласский район особенно насыщен религиозными памятниками и историческими сведениями. Гагаузы тюркское племя , , отдельное понтийское известное своей стойкой приверженностью греческому православному христианству , имеют народную легенду, связывающую их происхождение от чигилов.

Арабский писатель по имени Абу Дулаф сообщил, что нашел среди чигилов лишь несколько христиан, в то время как большинство из них поклонялись «звездам», в частности Сириусу . [ 46 ]

В манихействе центральным образом является лев, могучий и безжалостный царь зверей. Это демонстрирует импортированную идеологию; лев не является родным для Средней Азии, поэтому изначально он не имел символического значения для местного населения. Найденное археологами здание, без следов хозяйственной деятельности, служило часовней жителей, изображенных в длинных одеждах: Чигилов, символом которых был лев (тюрк. Арслан, Барс ). [ 47 ]

Связь Таласа , манихейства и Льва зафиксирована в тюрко-манихейской «Священной книге двух начал» (Iki jïltïz nom), фрагменты которой были найдены в 1907 году у Кара-Ходжи в Турфанском оазисе Альбертом фон Ле Коком . Книга была посвящена правителю (беку) племен Чигил-Арслана по имени Иль-Тиргюг, Ап-Бургучан, Алп-Тархан [Хеннинг, 1977, с. 552]. Завершен он был в городе Аргу-Талас (Алтун Аргу Талас). В постскриптуме рукописи указано, что эту книгу использовал Арслан Менгу. [ 48 ] В Таласе было четыре манихейских монастыря: в Чигил-балыке, Кашу, Орду-кенте и Йигян-кенте. [ 49 ]

В середине VII века чигилы, чумулы и карлуки были объединены западнотюркским ябгу Ашина Хелу в его антитанском восстании . Зуев реконструирует древнетюркское имя Хелу как * Ару , которое, по его мнению, идентично тюрко-манихейскому ариг (например, ариг динтар «чистый жрец»). [ 50 ]

Топонимические следы

[ редактировать ]

Многие поселения, зафиксированные в средневековых источниках, имеют названия, производные от этнонима чигил, например, Чигиль-кант и Чигиль-балык в Синьцзяне , а также Чигиль в районе Жетысу: [ 51 ]

В средние века упоминается город Яр, расположенный на южном берегу озера Иссык-Куль. Этот город является столицей вождя племени Джикиль (т.е. Чигил). [ 52 ] Город сохранил свое название в форме Чал до настоящего времени. Различные формы этого топонима (Шиян, Шал, Чал) происходят от тюркского этнонима Чиял (т.е. Чигил). [ 53 ]

  • Проф. Ю. Зуев А. А. «Ранние тюрки: очерки истории и идеологии».
  • Шаванн, Эдуард (1900), Документы о западных Тоу-киуэ (турках). Париж, Библиотека Америки и Востока. Перепечатка: Тайбэй. Издательство Ченг Вэнь, 1969 год.
  • Финдли, Картер Вон, «Турки в мировой истории» . Издательство Оксфордского университета, (2005). ISBN  0-19-516770-8 ; 0-19-517726-6 (pbk.)

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ также отображается как Pofu 波匐/ Posuo 波娑 в китайских текстах. Экседи (1980) утверждал, что правильно было 娑(Суо), а не 妑(По);
  1. ^ Голден, ПБ (1992) Введение в историю тюркских народов в Turcologica (9). п. 199
  2. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
  3. ^ Ли, JY (2018) « Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Центральной Азии и кипчакской степи » в Acta Orientalia 71 (2). п. 129 из 121–144
  4. ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки", Москва, 'Наука', 1967, Гл. 20 (на русском языке)
  5. ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы Дайк Пресс. п. 221, 249 (на русском языке)
  6. ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 249, 146 (на русском языке)
  7. ^ Камолиддин, Шамшид Древнетюркские топонимы Средней Азии , Ташкент, Акула, 2006, с. 74
  8. ^ Алылмаз, Семра. «О категории множественности и преподавании на турецком языке» в журнале «Образование и обучение» , Vol. 5, № 9; Сентябрь 2017 г.
  9. Тан Хуйяо, Том 72 «Лошади чиков, той же породы, что и уйгуры , (ци)бис , юмэй-хунны». Напечатано (напоминает) (иероглиф) линию.» (на китайском языке)
  10. ^ Зуев, Ю. Тамги лошадей вассальных княжеств (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» 8-10 веков) , Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 98, 113 из 93-139 (на русском языке)
  11. ^ Росс, Э. Денисон «Орхонские надписи: перевод окончательного датского перевода профессора Вильгельма Томсена» в Бюллетене Школы восточных исследований Лондонского университета, Vol. 5, № 4 (1930). С. 873 из 861-876
  12. Тан Хуйяо, Том 72. Архивировано 20 октября 2023 года в Wayback Machine «Лошади Шатуо, тамга 靝».
  13. ^ Новая книга Тан Том 218 Шатуо «Шатуо, лунное семя в других племенах западных тюрков»
  14. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп». Разное Азиатское: с. 602, н. 27 из 593–621.
  15. ^ Голден, Питер Б. (2007). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки». Архивы средневековой Евразии 15 : 15–16.
  16. ^ Гамильтон Дж. «Токуз-Огуз и Он-Уйгур». Азиатский журнал . № 250, 1962 г. с. 26
  17. ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы Дайк Пресс. п. 220 (на русском языке)
  18. ^ Ченг, отец. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medii AeviARCHIVUM EURASIAE ed. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Издательство Harrassowitz, Висбаден. п. 104-1
  19. ^ Волин, 1960, с. 81-82
  20. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 191, ISBN   9985-4-4152-9
  21. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 191, ISBN   9985-4-4152-9
  22. ^ там же , iii, 132, vi , с. 301, примечание 4. Предполагается, что Куяш («Солнце» по-турецки) располагался на левом берегу Или ; в монгольские времена здесь была стоянка Чагатая.
  23. ^ Кашгари, я, 330.
  24. ^ Минорский , В. Худуд аль-Алам . «Регионы мира. Персидская география 372 г. хиджры – 982 г. н.э.», Лондон, 1937, стр. 298–299
  25. ^ Малявкин, 1974, с. 100; Ли Фань, Ч. 425, с. 3458-3459
  26. ^ Баренги, Маддалена (2019). «Представления о происхождении: истории происхождения и миграции тюркских шатуо девятого и десятого веков» (PDF) . Большая Азия . 3д. 32 (1): 57–58.
  27. ^ Сюэ Цзунчжэн, гл. 32, стр. 225, ф.
  28. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, ISBN   9985-4-4152-9
  29. ^ Сю , Оуян Том 4.
  30. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп» . Разное Азиатское (16): 600–604.
  31. ^ Цзыжи Тунцзянь, том 223 «Шатуо зовут Чжуе. На протяжении поколений они жили среди песчаных склонов и дюн. Поэтому они используют их как имя»
  32. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 146, ISBN   9985-4-4152-9
  33. ^ Гумилев, Л. Поиски воображаемого царства: Трилистник с высоты птичьего полета' Гл. 5: Разрушенная тишина (961-1100)
  34. ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
  35. ^ С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, «Государства и народы Евразийской степи», СПб, 2004, с.117, ISBN   5-85803-255-9
  36. ^ Минорский, В. Худуд аль-Алам . «Регионы мира. Персидская география 372 г. хиджры – 982 г. н.э.», Лондон, 1937, стр. 98–99
  37. ^ Бартольд , Туркестан , 317.
  38. ^ Экседи, Ильдико «Вклад в историю карлуков в период Тан» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae , Vol. 34, нет. 1/3 (1980), с. 29-32
  39. ^ "Государство Карлук Джабгу (756-940)" Казахстан Тарихы
  40. ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 197
  41. ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуо» . Разное Азиатское (16): 593–621.
  42. ^ С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, «Государства и народы Евразийской степи», СПб, 2004, с.118, ISBN   5-85803-255-9
  43. ^ Фарук Шумер, «Огузлар», Анкара, 1967, с. 27
  44. ZV Togan, "Turkistan Tarihi", Istanbul, 1947, p. 60, note 80
  45. ^ Фарук Шумер, «Огузлар», Анкара, 1967, с. 27
  46. ^ Френкель, Иегошуа (2004). «Тюрки Евразийской степи». В Амитай, Р.; Биран, М. (ред.). Монголы, тюрки и другие: евразийские кочевники и оседлый мир . БРИЛЛ. п. 218.
  47. ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 193, ISBN   9985-4-4152-9
  48. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 203, ISBN   9985-4-4152-9
  49. ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 207, ISBN   9985-4-4152-9
  50. ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 221, ISBN   9985-4-4152-9
  51. ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 42 (на русском языке, без ISBN)
  52. ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 92
  53. ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 126

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7b73a482f1e18b992c0592e153234b6b__1717990320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7b/6b/7b73a482f1e18b992c0592e153234b6b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chigils - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)