Чигилс
![]() | В этой статье должен быть указан язык содержания, отличного от английского, с использованием {{ lang }} , {{ транслитерации }} для языков с транслитерацией и {{ IPA }} для фонетической транскрипции с соответствующим кодом ISO 639 . Википедии шаблоны многоязычной поддержки Также можно использовать ( июль 2021 г. ) |
Чигилы Чихил ( племенем , , Джихил или Чиял ) были тюркским известным с 7-го века нашей эры и жившим в районе озера Иссык-Куль . Считалось, что они произошли от племени Чуюэ. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] которые имели смешанное юебаньско - западнотюркское происхождение. [ 4 ]
Этимология
[ редактировать ]Синолог Ю. А. Зуев отмечает, что китайская транскрипция Чигиля, 處月 Chǔyuè ( среднекитайский ( ZS ): /t͡ɕʰɨʌˣ-ŋʉɐt̚/) может быть названа «обителью Луны [бога]»; тогда как 處密 Чхоми (/t͡ɕʰɨʌˣ-mˠiɪt̚/)) как «обитель Солнца [бога]», для китайского 密 транскрибирует среднеиранский теоним Михр , всевидящее зороастрийское божество завета, клятвы и света, смутно связанное с Солнце. Однако, цитируя исследования Габаина 1931 и 1934 годов, Зуев предостерегает, что ни тюрко-буддийские тексты, ни тюрко-манихейская литература и другие источники, содержащие сведения о тюркском манихействе, не придают генеалогического значения призыванию Солнца и Луны (тюрк. кун ай ). [ 5 ] Как ни странно, Зуев также сравнивает Чигиля с персидским chihil «сорок». [ 6 ]
Камолиддин (2006) предположил, что этнотопоним Чигил содержит морфему -ил ( тюркская земля, страна ). [ 7 ] С другой стороны, Алыйлмаз (2017) этимологизировал Čigil как от множественного числа и суффикса-обобщения -GIl, прикрепленного к племенному имени Çik (о. т. 𐰲𐰃𐰚:𐰉𐰆𐰑𐰣 Çik bodun ), [ 8 ] народ, упомянутый в Тан Хуйяо как 赤 ( MC : * t͡ɕʰiᴇk̚ ) [ 9 ] [ 10 ] и, в Бильге Кагана надписи , как союзники енисейских кыргызов и враги Поздних Гёктюрков . [ 11 ] И чики, и шатуо упоминаются вместе, по-видимому, как две отдельные группы, в одной и той же главе Танхуйяо. [ 12 ]
Однако Этвуд (2010), в свете исследований Тенишева (1965) и Сагучи (1986), поставил под сомнение общепринятую научную идентификацию Чигилов с Чуюэ, от которых произошли Шатуо. [ 13 ] поскольку Чуюэ фонетически ближе к Чунгылу , названию « кости » у югуров в современной провинции Ганьсу . [ 14 ]
Что касается * Čömül ( ар. Jumul جمل), Х.В. Бейли получил его от иранского * chamṛta < cham- «шагать как воин», то есть «шагать воином». [ 15 ]
История
[ редактировать ]Гамильтон (1962) и Зуев (2002) увидели первое упоминание чигилей как 職乙 ( Чжии ), среднекитайское произношение которого было реконструировано Зуевым как tšįək-iət , как племя Тиле , упомянутое в «Книге Суй» , составленной Вэй Чжэном. . [ 16 ] [ 17 ] Однако в оригинальной рукописи знаки препинания отсутствуют, поэтому разные ученые читают и реконструируют этонимы по-разному: например, 薄落職乙咥 также может читаться как Болуожи и Йидие. [ 18 ]
По мнению средневековых писателей, город Чигиль находился «на расстоянии человеческого голоса» от Тараза . [ 19 ] [ 20 ] XI века В рассказе Махмуда Кашгари предложена народная этимология Чигиля, которую он датирует временем Зу-л-Карнейна («Бихорна», то есть Александра Великого ) IV века до нашей эры:
Когда армии Зу-л-Карнейна достигли Таласа в манихейской стране Аргу, сильный ливень образовал густую грязь. Дорога стала непроходимой, и разгневанный Зу-л-Карнейн воскликнул по-персидски: «Ин чи гиль аст?!» – «Что это за грязь?! Мы не можем из нее выбраться!» Он приказал возвести здание на месте под названием Чигиль. Тюрков в этом районе называли чигилами. Тюрки-кочевники, перенявшие чигильский тип [длинной] одежды, также назывались чигилями, от Джейхуна (Амударья) до Чина (Китай). [ 21 ] ... Кочевник Чигиль (как и Тухси ) жил недалеко от местечка Куяс, лежащего за Барсганом и орошаемого двумя реками Кейкан, впадающими в Или. [ 22 ] ... Другая группа племени жила в местечке Чигил близ Тараза, а третья - в одноименных селах близ Кашгара.
Кашгари [ 23 ] говорит, что тюрки-огузы называли «Чигил» всех тюрков между Оксом и Северным Китаем. [ 24 ]
Если чуюэ в китайских источниках действительно были чигилами, то Шатуо 沙陀, отколовшаяся группа чуюэ, также была отколовшейся от чигилей группой. Дворянин Шатуо, Кейонг , был из племени Драконов Шатуо, носил фамилию Чжуе 朱耶 ~ Чжуся 朱邪, а позже принял фамилию Ли императоров Тан , [ 25 ] впервые вручен отцу Кейонга Чжуси Чисиню . [ 26 ] Сын Кейонга Ли Цуньсюй основал династию Поздний Тан (923–936) в Северном Китае, подняв Шатуо до царственного клана. Среди Шатуо преобладал культ дракона. В летописях отмечается, что молитвы Шатуо «следовали старой традиции северного обычая» возле Громовой горы, у Драконьих ворот. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Перефразируя отрывок из » Сыма Гуана , «Зычжи Тунцзянь Зуев утверждает, что «Шатуо изначально (или, по сути, 本 běn ) было племенем Чжуся»; [ 31 ] Зуев далее утверждает, что Чжусе отражает тюркский джуз «сотня». Чигиль-Шатуо были манихеями , а «сотня» — это не всегда воинская дружина, но и религиозная категория юз эр «сто мужчин-монахов», о чем говорится, например, на ряде манихейских енисейских памятников древнетюркской письменности . Таким образом, юз эр , в отличие от отуз оглан или отуз эр , является категорией господствующего уровня. [ 32 ]
Чигилы и Ягма , а также Тухси , одно из тюргешских племен, [ 33 ] [ 34 ] остатки орхонских тюрков , объединившихся в племенной союз карлуков, и история этих племен, по крайней мере, с 9 века, неделима. [ 35 ] Худуд аль-Алам , составленный в 982–3 годах н.э., описывает чигилов как членов государства Карлук Ябгу , занимающих территории Жетысу, включая регионы вокруг Иссык-Куля к северу и востоку от карлуков. Их описывают как обладающих огромными богатствами и что их король «один из них». Сообщается также, что «некоторые из них поклоняются Солнцу и звездам». [ 36 ]
Чигилы занимали видное место в Кара-Ханидском ханстве , где составляли основную часть войска. [ 37 ] Власть в государстве Караханидов была разделена между знатью двух племенных групп, Чигилс и Ягма, составивших в IX веке ядро племенного союза карлуков , кроме Моулуо 謀落/ Моула 謀剌 ( Булак ?), Ташили 踏實力( Ташлык ?) и Суофу 娑匐 [ а ] [ 38 ] ( Себег ?) [ 39 ] [ 40 ] или Чиси 熾俟. Голден (1992) нерешительно отождествляет Чиси 熾俟 с Чуюэ 處月. Между тем, Этвуд (20101) отождествляет Чиси 熾俟 с Чжуси 朱斯, также упомянутым в Сю Таншу ; Этвуд не связывает Чиси 熾俟 ~ Чжуси 朱斯 с Чуюэ 處月, а вместо этого связывает Чжуси 朱邪, первоначальную племенную фамилию правящего дома Шатуо. [ 41 ] Этот карлукоязычный каганат был разделен на две части, восточную и западную, каждую из которых возглавлял свой каган . Восточный каган был старшим каганом со своим двором в Кашгаре и Баласагуне (крепость Буран, недалеко от Токмака в Киргизии ). Он был из племени Чигиль и носил титул Арслан Кара-Хакан. Западным был меньший каган, из племени ягма, с титулом Богра Кара-Каган и его двор в Таразе , а позже в Самарканде . [ 42 ]
В одиннадцатом веке Чигилы стали независимыми. Кашгари пишет, что они состояли из трех ветвей. [ 43 ]
После монгольского нашествия в Туркестан тюрки в северном Туркестане и в районе Тянь-Шаня , в том числе чигилы, ягма , карлуки , аргу и тухси , были вынуждены уступить свою территорию восточным кочевым группам. Они мигрировали в Трансоксанию и Кашгарию . [ 44 ]
есть четыре деревни В настоящее время в Турции под названием Чигил , что указывает на то, что некоторые Чигилы мигрировали в Малую Азию после монгольского вторжения. [ 45 ]
Религия
[ редактировать ]Чигили были известны своей религиозной преданностью. Первые изображения чигилов описывают их как приверженцев манихейства . Более поздние источники описывают чигилов как христиан-несторианцев . Район Жетысу, бывшая территория Чигила, богат христианскими и дохристианскими археологическими находками, а Таласский район особенно насыщен религиозными памятниками и историческими сведениями. Гагаузы тюркское племя , , отдельное понтийское известное своей стойкой приверженностью греческому православному христианству , имеют народную легенду, связывающую их происхождение от чигилов.
Арабский писатель по имени Абу Дулаф сообщил, что нашел среди чигилов лишь несколько христиан, в то время как большинство из них поклонялись «звездам», в частности Сириусу . [ 46 ]
В манихействе центральным образом является лев, могучий и безжалостный царь зверей. Это демонстрирует импортированную идеологию; лев не является родным для Средней Азии, поэтому изначально он не имел символического значения для местного населения. Найденное археологами здание, без следов хозяйственной деятельности, служило часовней жителей, изображенных в длинных одеждах: Чигилов, символом которых был лев (тюрк. Арслан, Барс ). [ 47 ]
Связь Таласа , манихейства и Льва зафиксирована в тюрко-манихейской «Священной книге двух начал» (Iki jïltïz nom), фрагменты которой были найдены в 1907 году у Кара-Ходжи в Турфанском оазисе Альбертом фон Ле Коком . Книга была посвящена правителю (беку) племен Чигил-Арслана по имени Иль-Тиргюг, Ап-Бургучан, Алп-Тархан [Хеннинг, 1977, с. 552]. Завершен он был в городе Аргу-Талас (Алтун Аргу Талас). В постскриптуме рукописи указано, что эту книгу использовал Арслан Менгу. [ 48 ] В Таласе было четыре манихейских монастыря: в Чигил-балыке, Кашу, Орду-кенте и Йигян-кенте. [ 49 ]
В середине VII века чигилы, чумулы и карлуки были объединены западнотюркским ябгу Ашина Хелу в его антитанском восстании . Зуев реконструирует древнетюркское имя Хелу как * Ару , которое, по его мнению, идентично тюрко-манихейскому ариг (например, ариг динтар «чистый жрец»). [ 50 ]
Топонимические следы
[ редактировать ]Многие поселения, зафиксированные в средневековых источниках, имеют названия, производные от этнонима чигил, например, Чигиль-кант и Чигиль-балык в Синьцзяне , а также Чигиль в районе Жетысу: [ 51 ]
В средние века упоминается город Яр, расположенный на южном берегу озера Иссык-Куль. Этот город является столицей вождя племени Джикиль (т.е. Чигил). [ 52 ] Город сохранил свое название в форме Чал до настоящего времени. Различные формы этого топонима (Шиян, Шал, Чал) происходят от тюркского этнонима Чиял (т.е. Чигил). [ 53 ]
Ссылки
[ редактировать ]- Проф. Ю. Зуев А. А. «Ранние тюрки: очерки истории и идеологии».
- Шаванн, Эдуард (1900), Документы о западных Тоу-киуэ (турках). Париж, Библиотека Америки и Востока. Перепечатка: Тайбэй. Издательство Ченг Вэнь, 1969 год.
- Финдли, Картер Вон, «Турки в мировой истории» . Издательство Оксфордского университета, (2005). ISBN 0-19-516770-8 ; 0-19-517726-6 (pbk.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ также отображается как Pofu 波匐/ Posuo 波娑 в китайских текстах. Экседи (1980) утверждал, что правильно было 娑(Суо), а не 妑(По);
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Голден, ПБ (1992) Введение в историю тюркских народов в Turcologica (9). п. 199
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, 250
- ^ Ли, JY (2018) « Некоторые замечания о тюркизации монголов в постмонгольской Центральной Азии и кипчакской степи » в Acta Orientalia 71 (2). п. 129 из 121–144
- ^ Гумилев Л.Н., "Древние тюрки", Москва, 'Наука', 1967, Гл. 20 (на русском языке)
- ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы Дайк Пресс. п. 221, 249 (на русском языке)
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 249, 146 (на русском языке)
- ^ Камолиддин, Шамшид Древнетюркские топонимы Средней Азии , Ташкент, Акула, 2006, с. 74
- ^ Алылмаз, Семра. «О категории множественности и преподавании на турецком языке» в журнале «Образование и обучение» , Vol. 5, № 9; Сентябрь 2017 г.
- ↑ Тан Хуйяо, Том 72 «Лошади чиков, той же породы, что и уйгуры , (ци)бис , юмэй-хунны». Напечатано (напоминает) (иероглиф) линию.» (на китайском языке)
- ^ Зуев, Ю. Тамги лошадей вассальных княжеств (Перевод китайского сочинения «Танхуйяо» 8-10 веков) , Академия наук Казахской ССР, Алма-Ата, 1960, с. 98, 113 из 93-139 (на русском языке)
- ^ Росс, Э. Денисон «Орхонские надписи: перевод окончательного датского перевода профессора Вильгельма Томсена» в Бюллетене Школы восточных исследований Лондонского университета, Vol. 5, № 4 (1930). С. 873 из 861-876
- ↑ Тан Хуйяо, Том 72. Архивировано 20 октября 2023 года в Wayback Machine «Лошади Шатуо, тамга 靝».
- ^ Новая книга Тан Том 218 Шатуо «Шатуо, лунное семя в других племенах западных тюрков»
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп». Разное Азиатское: с. 602, н. 27 из 593–621.
- ^ Голден, Питер Б. (2007). «Куманика V: Басмилы и кыпчаки». Архивы средневековой Евразии 15 : 15–16.
- ^ Гамильтон Дж. «Токуз-Огуз и Он-Уйгур». Азиатский журнал . № 250, 1962 г. с. 26
- ^ Зуев, Ю.А. (2002) Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии , Алматы Дайк Пресс. п. 220 (на русском языке)
- ^ Ченг, отец. «Исследование по идентификации тиле (鐵勒) и огурских племен» в Archivum Eurasiae Medii AeviARCHIVUM EURASIAE ed. Т.е. Т. Аллсен, П.Б. Голден, Р.К. Ковалев, А.П. Мартинес. 19 (2012). Издательство Harrassowitz, Висбаден. п. 104-1
- ^ Волин, 1960, с. 81-82
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 191, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 191, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ там же , iii, 132, vi , с. 301, примечание 4. Предполагается, что Куяш («Солнце» по-турецки) располагался на левом берегу Или ; в монгольские времена здесь была стоянка Чагатая.
- ^ Кашгари, я, 330.
- ^ Минорский , В. Худуд аль-Алам . «Регионы мира. Персидская география 372 г. хиджры – 982 г. н.э.», Лондон, 1937, стр. 298–299
- ^ Малявкин, 1974, с. 100; Ли Фань, Ч. 425, с. 3458-3459
- ^ Баренги, Маддалена (2019). «Представления о происхождении: истории происхождения и миграции тюркских шатуо девятого и десятого веков» (PDF) . Большая Азия . 3д. 32 (1): 57–58.
- ^ Сюэ Цзунчжэн, гл. 32, стр. 225, ф.
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 145, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Сю , Оуян Том 4.
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуп» . Разное Азиатское (16): 600–604.
- ^ Цзыжи Тунцзянь, том 223 «Шатуо зовут Чжуе. На протяжении поколений они жили среди песчаных склонов и дюн. Поэтому они используют их как имя»
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 146, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Гумилев, Л. Поиски воображаемого царства: Трилистник с высоты птичьего полета' Гл. 5: Разрушенная тишина (961-1100)
- ^ Пилипчук, Я. «Турки и мусульмане: от противостояния к обращению в ислам (конец VII века – начало XI века)» в УДК 94(4):95(4). На украинском языке
- ^ С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, «Государства и народы Евразийской степи», СПб, 2004, с.117, ISBN 5-85803-255-9
- ^ Минорский, В. Худуд аль-Алам . «Регионы мира. Персидская география 372 г. хиджры – 982 г. н.э.», Лондон, 1937, стр. 98–99
- ^ Бартольд , Туркестан , 317.
- ^ Экседи, Ильдико «Вклад в историю карлуков в период Тан» в Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae , Vol. 34, нет. 1/3 (1980), с. 29-32
- ^ "Государство Карлук Джабгу (756-940)" Казахстан Тарихы
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов . Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 197
- ^ Этвуд, Кристофер П. (2010). «Понятие племени в средневековом Китае: Оуян Сю и династический миф Шатуо» . Разное Азиатское (16): 593–621.
- ^ С.Г. Кляшторный, Т.И. Султанов, «Государства и народы Евразийской степи», СПб, 2004, с.118, ISBN 5-85803-255-9
- ^ Фарук Шумер, «Огузлар», Анкара, 1967, с. 27
- ↑ ZV Togan, "Turkistan Tarihi", Istanbul, 1947, p. 60, note 80
- ^ Фарук Шумер, «Огузлар», Анкара, 1967, с. 27
- ^ Френкель, Иегошуа (2004). «Тюрки Евразийской степи». В Амитай, Р.; Биран, М. (ред.). Монголы, тюрки и другие: евразийские кочевники и оседлый мир . БРИЛЛ. п. 218.
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 193, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 203, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Ю. Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 207, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Зуев, «Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии», Алматы, Дайк-Пресс, 2002, с. 221, ISBN 9985-4-4152-9
- ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 42 (на русском языке, без ISBN)
- ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 92
- ^ Ш. Камолиддин, «Древнетюркские топонимы Средней Азии», Ташкент, Акула, 2006, с. 126