Максим Зализняк
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2014 г. ) |

Максим Зализняк ( украинский : Максим Залізняк ) (родился в начале 1740-х годов в Медведовке под Чигирином - дата и место смерти неизвестны, после 1768 года) был украинским казаком и лидером Колиивщинского восстания .
История
[ редактировать ]
родился в бедной крестьянской семье православных христиан на Коронной земле на Польской Правобережной Украине около 1740 года. В очень молодом возрасте он вступил в Запорожское войско Сечи Зализняк в 1753 году в качестве сельскохозяйственного служащего, затем рыболовного.
К 1767 году он оставил Сечь и свое столовое дело и стал мирянином в Мотронинском монастыре близ Чигирина . Он узнал, что в монастыре и во многих частях Украины было много русских денег (фальшивых голландских дукатов ) для финансирования восстания против Барской конфедерации . Став свидетелем притеснения украинских крестьян на Правобережной Украине со стороны Барской конфедерации, Зализняк решил разделить червонцы между рядовыми украинцами, покинул монастырь и возглавил восстание более 1000 казаков и многих других по всей правобережной Украине.
Он называл себя полковником Запорожской Сечи, хотя в народе его часто называли атаманом. На самом деле он был сотрудником Запорожского казачества, а затем владельцем столовой в турецком Очакове. Это было для него очень опасно, поскольку после заключения российская армия могла отправить его в Турцию для расследования его деятельности в столовой. Но, как сообщил в июле 1768 года оттоман его полка Василий Корж русским прокурорам, Максим, кроме службы в качестве служащего, имел военную артиллерийскую подготовку и до 1762 года был подканониром Тимашевского куреня (полка) на Сечи и, таким образом, был русским подданным. к июлю 1768 г. Его пуфик ничего не знал о честности деятельности Максимовой столовой в Очакове и о его решении стать монахом и не имел никакого отношения к ему на долгие годы. [ 1 ]
Основными причинами восстания было жестокое соблюдение новых религиозных и социально-экономических законов, введенных польским дворянством (шляхтой) во время Барской конфедерации, что было очень негативно по отношению к православному христианству и даже к восточным католикам. Членов Барской конфедерации использовали для того, чтобы повесить на одном дереве униатского священнослужителя, еврея и собаку, чтобы подчеркнуть, что униатская вера и православная (у священнослужителей была одинаковая одежда) тождественны вере собак и евреев. Жителей Зализняка в качестве возмездия использовали для подвешивания римско-католических священнослужителей/дворян вместе с евреями и собаками.
Появилось сообщение о «Золотой булле», изданной российской императрицей Екатериной II в поддержку вооруженного восстания против Барской конфедерации и ее сторонников, в которую, по мнению Зализняка, вошли все старообрядцы , армяне, греки, мусульмане и другие меньшинства, скорее всего за за исключением румын как активных участников движения гайдамаков, многих поляков-католиков, евреев и даже части украинского духовенства униатов , не желавших переходить в православие. Он клялся, что никогда не планировал никаких массовых убийств поляков и евреев, но планировал настоять на их обращении в православие, в отличие от других меньшинств, которые будут очищены вместе с детьми и женщинами, независимо от их вероисповедания. Призыв к вооруженному восстанию против Барской конфедерации мог быть вдохновлен отцом Мельхиседеком Значко-Яворским, настоятелем Мотринского монастыря, где Зализняк стал послушным послушником, хотя Мельхиседек отсутствовал на Украине с 1766 года и никогда не встречал Зализняка, пришедшего в монастырь в 1766 году. .
На призыв Зализняка и червонцы откликнулись тысячи людей по всей Украине. В апреле 1768 года Зализняк вышел из Мотронинского леса и начал продвигаться к Умани .
Умань и Лысянка стали местами самого ожесточённого конфликта на Колиивщине . В Умани Зализняк объединил свои силы с Иваном Гонтой , которому Барская конфедерация первоначально приказала атаковать Зализняка. Гонта и его люди были единственными дворовыми казаками, присоединившимися к Колиивщине. Остальные домашние казаки остались верны либо Польской короне, либо Барской конфедерации. После падения Умани (см. Уманьская резня ) Зализняк объявил о восстановлении Гетманского государства Правобережной Украины и себя новым правобережным гетманом . Движение Колиивщина охватило поляков, и они обратились за помощью к России. Опасаясь, что восстание разожжет войну с Турцией, Екатерина разгромила повстанцев (известных как «гайдамаки» — см. Гайдамаки ). Зализняк и Гонта были взяты в плен русским полковником Гурьевым.
Как подданный Российской империи, Зализняк содержался под арестом русских, в отличие от Ивана Гонты , который был передан полякам для суда и затем казнён. 8 июля 1768 года Зализняк и 73 повстанца были заключены в Киево-Печерскую крепость . В конце месяца дело было передано на рассмотрение Киевского областного суда. Поскольку Зализняк действовал в мирное время в Российской империи, он и его соратники были избавлены от смертного приговора из-за приказа Елизаветы I пощадить смертные приговоры в мирное время, хотя смерть могла наступить из-за слишком жестокой порки (в отличие , например, от Пугачева , чьи войска в том числе бывшие участники Колиивщины, действовавшей во время военного положения). Их жестоко избили и заклеймили в присутствии представителей турецкого правительства на границе с Турцией. Смертельных случаев не было, хотя многие русские, не являвшиеся запорожцами, умирали после таких порок. К 1 ноября 1768 года Зализняк был сослан в Белгород . В окрестностях Ахтырки ему и 51 товарищу удалось сбежать, разоружив охрану. Однако большинство беглецов, в том числе Зализняк, были быстро схвачены. В конце концов пленников приговорили к ссылке на Дальний Восток или в Сибирь вместо пожизненного заключения на каторжные работы там, потому что началась война с Турцией и стало ясно, что Османская империя объявит войну России и без набегов отрядов Зализняка на Балту. , Голта и Дубоссары. Ссыльный не смог помешать им бежать. Дальнейшее его местонахождение неизвестно, хотя ходили слухи, что он и многие ссыльные члены его отряда и Барской конфедерации присоединились к Пугачеву. Екатерина II стала бенефициаром его деятельности, поскольку многие поляки и особенно евреи и другие меньшинства в Речи Посполитой и Литве стали поддерживать Россию. Каэтана Солтыка считали в Польше невменяемым как главного зачинщика Барской конфедерации, ставшего причиной деятельности Зализняка. [ 2 ]
Наследие
[ редактировать ]В традиционной культуре украинского народа Зализняк продолжает жить как народный герой за свою борьбу за защиту украинской идентичности и православной веры, хотя все православные греки, включая женщин и детей, должны были быть убиты на Украине. Многие православные украинцы также были убиты его людьми. Он никогда не настаивал на убийстве только евреев и поляков, его этническая чистка была нацелена почти на все другие меньшинства Украины. Он объяснил, что женщины и дети, составляющие подавляющее большинство его армии, убивали евреев и поляков без какого-либо его приказа. Многие еврейские и польские дети после его восстания стали украинцами, а старообрядцы, греки, армяне, мусульмане и другие погибли вместе со своими детьми. Его идеализированный образ является предметом многочисленных народных песен, легенд и преданий. Например, Максим Рыльский был потомком польского студента униатской академии в Умани, который изучал в академии русский (украинский) язык и перед своим потенциальным убийством пел православную/униатскую религиозную песню. В результате он не был убит. Внебрачными детьми могли стать только униатские священнослужители, а не католики. Затем он стал помещиком, влиятельным польским дворянином и предком Максима Рыльского, охранявшего память Зализняка и Хмельницкого. [ 3 ] [ нужна ссылка ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Taras Shevchenko 's dedicated to haidamaks including Zalizniak его эпизод poem « Haidamaky ».
Ссылки
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Большая советская энциклопедия