Jump to content

Колиевщина

Колиивщина восстание
Входит в состав Барской конфедерации и Гайдамаков.

Лагерь Гайдамаков Юлиуш Коссак
Дата 6 июня [ OS 26 мая] 1768 г. [1] - июнь 1769 г.
Расположение
Результат Русско-польская победа
Воюющие стороны
Речь Посполитая
 Российская Империя
Гайдамаки
Командиры и лидеры
Ян Клеменс Браницки
Mikhail Krechetnikov
Melkhisedek Znachko-Yavorsky  Сдался
Максим Зализняк  Выполнено
Иван Гонта  Выполнено
Жертвы и потери
100 000–200 000 убитых мирных жителей
Памятник Гонте и Зализняку в Умани, Украина

Колиевщина восстание , ( укр .: Коліївщина ; польск . koliszczyzna ) — крупное гайдамацкое вспыхнувшее на Правобережной Украине в июне 1768 года. [1] вызванное недовольством крестьян обращением с православными со стороны Барской конфедерации и крепостным правом , [2] а также враждебностью казаков и крестьян к местному полонизированному русинскому дворянству и этническим полякам. [3] [4] Восстание сопровождалось погромами как реальных, так и воображаемых сторонников Барской конфедерации, особенно этнических поляков , евреев , католиков и особенно византийских католических священников и монахов. Кульминацией этого стала резня в Умани . [5] Число жертв оценивается от 100 000. [6] до 200 000. Многие общины национальных меньшинств (таких как старообрядцы , армяне , мусульмане и греки ) полностью исчезли в опустошенных восстанием районах. [5] [7] [8]

Этимология

[ редактировать ]

Происхождение слова «Колиивщина» не установлено. Тарас Шевченко , чей дед участвовал в восстании, написал стихотворение « Гайдамаки» , в котором колий описывается как нож, освященный в церкви и используемый украинскими сельскими жителями для гуманного убийства животных, согласно местному пониманию прав животных . Освящение ножей, как правило, происходило за две-три недели до восстания, поэтому члены и сторонники Барской конфедерации и ее вооруженных сил бежали в Османскую империю еще до восстания. Однако некоторые крепости, такие как Умань и Лысянка, все еще были оккупированы членами Барской конфедерации.

Этот термин также мог быть адаптацией польских слов «kolej», «kolejno», «po kolei», что означает «służba kolejna» (патрульная служба), обозначая казачью милицию на службе аристократов. Эту этимологию предлагают польские историки, такие как Владислав Анджей Серчик и украинец Владимир Щербина. [9]

Восстание было одновременным с Барской конфедерацией , зародившейся в соседнем регионе в городе Бар (историческое Подолье ) и представляло собой де-факто гражданскую войну в Речи Посполитой . Барская конфедерация объявила пророссийской не только православную веру, но и униатскую церковь. Позже польское правительство и Римско-католическая церковь обвинили обе Восточные церкви в ответственности за Уманскую резню и восстание, поскольку Россия поддерживала политические права верующих обеих церквей. Хотя почти все ученики Уманской униатской семинарии погибли в резне, польское правительство обвинило их в падении города. [10]

Восстание крестьян подогревалось дукатами, выплачиваемыми Максимом Зализняком за каждого убитого Барского конфедерата, а также распространением фиктивной прокламации о поддержке и призыве к оружию российской императрицы Екатерины II , так называемой «Золотой хартии». [11] По большей части основанная на слухах, Хартия, однако, имела реальную основу и была связана с решениями Репнинского сейма о предоставлении политических свобод униатам и православным христианам. Екатерина в 1765 году издала рескрипт архимандриту Мелхиседеку и заставила российского посла в Варшаве способствовать утверждению прав и привилегий православных на Правобережной Украине. [12] В 1764 году на территории Войска Запорожского и вдоль южных границ Речи Посполитой Российская империя создала Новороссийскую губернию на месте существовавшей ранее Новой Сербии и провела интенсивную милитаризацию региона. [13]

Подготовка восстания против Барской конфедерации и первоначального набега казачьего отряда Максима Зализняка началась в Мотронинском Свято-Троицком монастыре (ныне женский монастырь в Черкасском районе ), игуменом которого был архимандрит Мельхиседек (Значко-Яворский), который также служил настоятелем всех православных монастырей и церквей Правобережной Украины в 1761–1768 гг. [1]

Крестьянское восстание быстро набрало силу и распространилось на территорию от правобережья Днепра до реки Сиан . В результате резни в Умани многие поляки, евреи и униаты были загнаны в свои церкви и синагоги и хладнокровно убиты, но в других местах униатов не было среди жертв: [14]

Толпы повстанцев ворвались в город [...] Большинство дворян и евреев собрались в церквях, синагоге и ратуше. Католические священники связались и дали отпущение грехов [...] началась резня, устроенная, скорее всего, мстительными крестьянами. По современным свидетельствам, только в синагоге погибло около трех тысяч евреев. Убит и измучен. Евреям отрезали руки и уши. Их вытаскивали из подвалов, домов и даже рвов, где они тщетно искали убежища. Очередными жертвами ненависти восставшей толпы стали католические и униатские священники.

По данным многочисленных польских источников, за три недели необузданного насилия повстанцы убили 20 000 человек. [ нужна ссылка ] Руководителями восстания были запорожские казаки , главным образом Максим Зализняк и командир частного ополчения владельца Умани , Иван Гонта . Губернатор и другие польские дворяне, поддерживающие Барскую конфедерацию, капитулировали, так как знали, что Гонта был отправлен польским графом Францишеком Салези Потоцким для защиты Умани с секретной миссией. Они ошибочно думали, что повстанцы поддерживают польского короля, как и Потоцкий. Ходили слухи, что донские казаки участвовали в боях против Барской конфедерации, поддерживая запорожское казачество. Некоторые из них были схвачены польскими правительственными войсками и преданы суду в Кодне .

В конце концов восстание было подавлено российскими войсками, украинскими реестровыми казаками Левобережной Украины и Войском Запорожским при поддержке польской армии. Два лидера были арестованы российскими войсками 7 июля 1768 года. [1] Ивана Гонту передали польским властям, которые замучили его до смерти, а Максима Зализняка сослали в Сибирь. [15] Восстание было подавлено совместными силами польской и русской армий с многочисленными повешениями, обезглавливаниями, четвертованиями и сажаниями на кол как польских подданных, так и русских подданных, захваченных самими правительственными польскими войсками. [7]

[ редактировать ]

Тараса Шевченко Эпическая поэма Гайдамаки « » описывает события Колиивщины. Это событие также послужило источником вдохновения для создания новых произведений искусства во время последних украинских волнений. [16]

17 мая 2018 года Киевсовет проголосовал за проведение мероприятий, посвященных 250-летию Колиивщины; Предложение было выдвинуто двумя депутатами ультранационалистической партии «Свобода» . Это решение вызвало резкую критику со стороны украинской еврейской общины и Харьковской правозащитной группы. [17] [18]

  1. ^ Jump up to: а б с д Колиивщина в Энциклопедии истории Украины
  2. ^ Пиар Магочи. История Украины . стр. 294, 296.
  3. ^ Францишек Равита-Гавронский (1914). Украинские дела и дела: материалы к казачества истории и гайдамаков . Львов. стр. 146, 147. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  4. ^ Корзон, Тадеуш (1897). Внутренняя история при Станиславе Августе (1764–1794 ) Польши . Краков-Варшава. стр. 200. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Jump up to: а б Казимеж Карольчак, Францишек Лесняк (1998). Польши история Великая . Краков. стр. 111. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  6. ^ Конопчинский, Владислав (1999). Польши История современной . Издательский институт Пакс. стр. 619.
  7. ^ Jump up to: а б Норман Дэвис (1982). Божья игровая площадка. История Польши, том 1 . Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-05350-9 .
  8. ^ Станислав Богуслав Ленард; Иренеуш Вывял (2000). в датах История Польши . Варшава: Научное издательство PWN. стр. 274–275.
  9. Chukhlib, T. Judge или understand haidamakas? Taras Chukhlib about Koliivshchyna (Судить или понимать гайдамаков? Тарас Чухлеб о Колиивщине) . Украинская Pravda . 16 December 2015
  10. ^ «Мост между западом и востоком. Русская греко-католическая церковь» .
  11. ^ «Золотая Хартия» . Энциклопедия Украины .
  12. ^ «Золотой Екатерининский эдикт» . Энциклопедия истории Украины .
  13. ^ «Первая Новороссийская губерния» . Энциклопедия истории Украины .
  14. ^ Серчик, Владислав (1972). Гайдамация . Краков. стр. 325–326. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  15. ^ «Колиивщинский бунт» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований.
  16. ^ «ИКОНЫ НА БАРРИКАДАХ: НЕВЕРОЯТНОЕ УКРАИНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ИСКУССТВО» . АртНьюс . 31 марта 2014 года . Проверено 23 августа 2015 г.
  17. ^ Койнаш, Халя (29 мая 2018 г.). «Украинские еврейские объединения возмущены планами Киевсовета провести кровавый юбилей» . Харьковская правозащитная группа .
  18. ^ " Заявление руководства основных еврейских объединений Украины по поводу торжественных мероприятий в ознаменование 250-летия Колиивщины" [Statement of leadership of the main Jewish asociations of Ukraine regarding the solemn events commemorating the 250th anniversary of the Koliivshchyna]. Ассоциация еврейских организаций и общин Украины (Ваад) - Association of Jewish Organizations and Communities of Ukraine (Vaad) (in Russian). 2018-05-25.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8be38b1fb94bb5d0ab1ca1d3cabb668__1715562960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/68/c8be38b1fb94bb5d0ab1ca1d3cabb668.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Koliivshchyna - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)