Колиевщина
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2010 г. ) |
Колиивщина восстание | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Входит в состав Барской конфедерации и Гайдамаков. | |||||||
Лагерь Гайдамаков Юлиуш Коссак | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Речь Посполитая Российская Империя | Гайдамаки | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Ян Клеменс Браницки Mikhail Krechetnikov | Melkhisedek Znachko-Yavorsky Максим Зализняк Иван Гонта | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
100 000–200 000 убитых мирных жителей |
Часть серии о |
казаки |
---|
Казачьи войска |
Другие казачьи группы |
История |
Известные казаки |
казачьи термины |
Колиевщина восстание , ( укр .: Коліївщина ; польск . koliszczyzna ) — крупное гайдамацкое вспыхнувшее на Правобережной Украине в июне 1768 года. [1] вызванное недовольством крестьян обращением с православными со стороны Барской конфедерации и крепостным правом , [2] а также враждебностью казаков и крестьян к местному полонизированному русинскому дворянству и этническим полякам. [3] [4] Восстание сопровождалось погромами как реальных, так и воображаемых сторонников Барской конфедерации, особенно этнических поляков , евреев , католиков и особенно византийских католических священников и монахов. Кульминацией этого стала резня в Умани . [5] Число жертв оценивается от 100 000. [6] до 200 000. Многие общины национальных меньшинств (таких как старообрядцы , армяне , мусульмане и греки ) полностью исчезли в опустошенных восстанием районах. [5] [7] [8]
Этимология
[ редактировать ]Происхождение слова «Колиивщина» не установлено. Тарас Шевченко , чей дед участвовал в восстании, написал стихотворение « Гайдамаки» , в котором колий описывается как нож, освященный в церкви и используемый украинскими сельскими жителями для гуманного убийства животных, согласно местному пониманию прав животных . Освящение ножей, как правило, происходило за две-три недели до восстания, поэтому члены и сторонники Барской конфедерации и ее вооруженных сил бежали в Османскую империю еще до восстания. Однако некоторые крепости, такие как Умань и Лысянка, все еще были оккупированы членами Барской конфедерации.
Этот термин также мог быть адаптацией польских слов «kolej», «kolejno», «po kolei», что означает «służba kolejna» (патрульная служба), обозначая казачью милицию на службе аристократов. Эту этимологию предлагают польские историки, такие как Владислав Анджей Серчик и украинец Владимир Щербина. [9]
События
[ редактировать ]Восстание было одновременным с Барской конфедерацией , зародившейся в соседнем регионе в городе Бар (историческое Подолье ) и представляло собой де-факто гражданскую войну в Речи Посполитой . Барская конфедерация объявила пророссийской не только православную веру, но и униатскую церковь. Позже польское правительство и Римско-католическая церковь обвинили обе Восточные церкви в ответственности за Уманскую резню и восстание, поскольку Россия поддерживала политические права верующих обеих церквей. Хотя почти все ученики Уманской униатской семинарии погибли в резне, польское правительство обвинило их в падении города. [10]
Восстание крестьян подогревалось дукатами, выплачиваемыми Максимом Зализняком за каждого убитого Барского конфедерата, а также распространением фиктивной прокламации о поддержке и призыве к оружию российской императрицы Екатерины II , так называемой «Золотой хартии». [11] По большей части основанная на слухах, Хартия, однако, имела реальную основу и была связана с решениями Репнинского сейма о предоставлении политических свобод униатам и православным христианам. Екатерина в 1765 году издала рескрипт архимандриту Мелхиседеку и заставила российского посла в Варшаве способствовать утверждению прав и привилегий православных на Правобережной Украине. [12] В 1764 году на территории Войска Запорожского и вдоль южных границ Речи Посполитой Российская империя создала Новороссийскую губернию на месте существовавшей ранее Новой Сербии и провела интенсивную милитаризацию региона. [13]
Подготовка восстания против Барской конфедерации и первоначального набега казачьего отряда Максима Зализняка началась в Мотронинском Свято-Троицком монастыре (ныне женский монастырь в Черкасском районе ), игуменом которого был архимандрит Мельхиседек (Значко-Яворский), который также служил настоятелем всех православных монастырей и церквей Правобережной Украины в 1761–1768 гг. [1]
Крестьянское восстание быстро набрало силу и распространилось на территорию от правобережья Днепра до реки Сиан . В результате резни в Умани многие поляки, евреи и униаты были загнаны в свои церкви и синагоги и хладнокровно убиты, но в других местах униатов не было среди жертв: [14]
Толпы повстанцев ворвались в город [...] Большинство дворян и евреев собрались в церквях, синагоге и ратуше. Католические священники связались и дали отпущение грехов [...] началась резня, устроенная, скорее всего, мстительными крестьянами. По современным свидетельствам, только в синагоге погибло около трех тысяч евреев. Убит и измучен. Евреям отрезали руки и уши. Их вытаскивали из подвалов, домов и даже рвов, где они тщетно искали убежища. Очередными жертвами ненависти восставшей толпы стали католические и униатские священники.
По данным многочисленных польских источников, за три недели необузданного насилия повстанцы убили 20 000 человек. [ нужна ссылка ] Руководителями восстания были запорожские казаки , главным образом Максим Зализняк и командир частного ополчения владельца Умани , Иван Гонта . Губернатор и другие польские дворяне, поддерживающие Барскую конфедерацию, капитулировали, так как знали, что Гонта был отправлен польским графом Францишеком Салези Потоцким для защиты Умани с секретной миссией. Они ошибочно думали, что повстанцы поддерживают польского короля, как и Потоцкий. Ходили слухи, что донские казаки участвовали в боях против Барской конфедерации, поддерживая запорожское казачество. Некоторые из них были схвачены польскими правительственными войсками и преданы суду в Кодне .
В конце концов восстание было подавлено российскими войсками, украинскими реестровыми казаками Левобережной Украины и Войском Запорожским при поддержке польской армии. Два лидера были арестованы российскими войсками 7 июля 1768 года. [1] Ивана Гонту передали польским властям, которые замучили его до смерти, а Максима Зализняка сослали в Сибирь. [15] Восстание было подавлено совместными силами польской и русской армий с многочисленными повешениями, обезглавливаниями, четвертованиями и сажаниями на кол как польских подданных, так и русских подданных, захваченных самими правительственными польскими войсками. [7]
В популярной культуре
[ редактировать ]Тараса Шевченко Эпическая поэма Гайдамаки « » описывает события Колиивщины. Это событие также послужило источником вдохновения для создания новых произведений искусства во время последних украинских волнений. [16]
Споры
[ редактировать ]17 мая 2018 года Киевсовет проголосовал за проведение мероприятий, посвященных 250-летию Колиивщины; Предложение было выдвинуто двумя депутатами ультранационалистической партии «Свобода» . Это решение вызвало резкую критику со стороны украинской еврейской общины и Харьковской правозащитной группы. [17] [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Колиивщина в Энциклопедии истории Украины
- ^ Пиар Магочи. История Украины . стр. 294, 296.
- ^ Францишек Равита-Гавронский (1914). Украинские дела и дела: материалы к казачества истории и гайдамаков . Львов. стр. 146, 147.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Корзон, Тадеуш (1897). Внутренняя история при Станиславе Августе (1764–1794 ) Польши . Краков-Варшава. стр. 200.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Казимеж Карольчак, Францишек Лесняк (1998). Польши история Великая . Краков. стр. 111.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Конопчинский, Владислав (1999). Польши История современной . Издательский институт Пакс. стр. 619.
- ^ Jump up to: а б Норман Дэвис (1982). Божья игровая площадка. История Польши, том 1 . Издательство Колумбийского университета. ISBN 0-231-05350-9 .
- ^ Станислав Богуслав Ленард; Иренеуш Вывял (2000). в датах История Польши . Варшава: Научное издательство PWN. стр. 274–275.
- ↑ Chukhlib, T. Judge или understand haidamakas? Taras Chukhlib about Koliivshchyna (Судить или понимать гайдамаков? Тарас Чухлеб о Колиивщине) . Украинская Pravda . 16 December 2015
- ^ «Мост между западом и востоком. Русская греко-католическая церковь» .
- ^ «Золотая Хартия» . Энциклопедия Украины .
- ^ «Золотой Екатерининский эдикт» . Энциклопедия истории Украины .
- ^ «Первая Новороссийская губерния» . Энциклопедия истории Украины .
- ^ Серчик, Владислав (1972). Гайдамация . Краков. стр. 325–326.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Колиивщинский бунт» . Интернет-энциклопедия Украины . Канадский институт украинских исследований.
- ^ «ИКОНЫ НА БАРРИКАДАХ: НЕВЕРОЯТНОЕ УКРАИНСКОЕ ПРОТЕСТНОЕ ИСКУССТВО» . АртНьюс . 31 марта 2014 года . Проверено 23 августа 2015 г.
- ^ Койнаш, Халя (29 мая 2018 г.). «Украинские еврейские объединения возмущены планами Киевсовета провести кровавый юбилей» . Харьковская правозащитная группа .
- ^ " Заявление руководства основных еврейских объединений Украины по поводу торжественных мероприятий в ознаменование 250-летия Колиивщины" [Statement of leadership of the main Jewish asociations of Ukraine regarding the solemn events commemorating the 250th anniversary of the Koliivshchyna]. Ассоциация еврейских организаций и общин Украины (Ваад) - Association of Jewish Organizations and Communities of Ukraine (Vaad) (in Russian). 2018-05-25.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Магоччи, Пол Роберт (1996). История Украины . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 0-8020-0830-5 .
- Генрик Мосцицкий , «Из истории Гайдамацкого края» , Варшава, 1905 г.
- Владислав Анджей Серчик , «Колищезна», Краков, 1968 г.
- Владислав Анджей Серчик , «Гайдамация», Wydawnictwo Literackie, Краков, 1972 г.
- Кароль Грюнберг , Болеслав Шпренгель, «Трудное соседство» , Варшава, 2005 г.
- Владислав Велигорский , Украинские земли Речи Посполитой: Очерк истории, Лондон, 1959 г.
- Казимеж Карольчак , Францишек Лесняк, «Великая история Польши», Краков, 1998 г.
- «История Польши. Календарь», под редакцией Анджея Хвальбы, Краков, 1999 г.
- «Хроника Польши», коллективный труд, Варшава 200
- Станислав Богуслав Ленард , Иренеуш Вивял , История Польши в датах, изд. PWN, Варшава, 2000 г.
- Колиевщина
- Восстания 18 века
- Украинские слова и фразы
- Права животных
- Движение за права животных
- История прав человека
- Конфликты 1768 года
- Крестьянские восстания
- Казачьи восстания
- 1768 г. в Речи Посполитой.
- XVIII век в Войске Запорожском.
- Восстания в Украине
- Барская Конфедерация
- Антикатолицизм в Польше
- Восстания в Речи Посполитой
- 1768 год в Европе
- Украинское движение за независимость
- Прокси-войны
- Гражданские войны на религиозной почве
- Восточно-православно-католические конфликты
- Фермеры XVIII века