История евреев в Украине
Общая численность населения | |
---|---|
Оценка 2010 г.: 71 500 основных - 200 000 расширенных [1] 360 000–400 000 к 2014 г., оценка. [1] [2] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Киев | 110,000 [3] |
Днепр | 60,000 [3] |
Kharkiv | 45,000[3] |
Odesa | 45,000[3] |
Languages | |
Russian (83.0%), Ukrainian[4][5][6][7] (13.4%), Yiddish[4][8] (3.1%), Hebrew[9] | |
Religion | |
Judaism, Christianity and other (including atheism) | |
Related ethnic groups | |
Jews, Ashkenazi Jews, Russian Jews, Mountain Jews, Belarusian Jews, Romanian Jews, Hungarian Jews, Polish Jews |
Part of a series on |
Jews and Judaism |
---|
История евреев Украины насчитывает более тысячи лет; Еврейские общины существовали на современной территории Украины со времен Киевской Руси (конец 9 - середина 13 века). [10] [11] Здесь возникли важные еврейские религиозные и культурные движения, от хасидизма до сионизма . По данным Всемирного еврейского конгресса , еврейская община Украины является третьей по величине в Европе и пятой в мире. [3]
Иногда оно процветало, а иногда сталкивалось с преследованиями и антисемитской дискриминацией . В Украинской Народной Республике (1917–1920) идиш стал государственным языком наряду с украинским и русским. Тогда же был создан Еврейский национальный союз и общине был предоставлен автономный статус. [12] Идиш использовался в украинской валюте между 1917 и 1920 годами. [13] До Второй мировой войны немногим менее трети городского населения Украины составляли евреи. [14] Украинские евреи включали подгруппы с различными характеристиками, в том числе евреев-ашкенази , горских евреев , бухарских евреев , крымских караимов , крымчакских евреев и грузинских евреев .
In the westernmost region, Jews were mentioned for the first time in records in 1030. During the Khmelnytsky Uprising between 1648 and 1657, an army of Cossacks massacred and took large numbers of Jews, Roman Catholics, and Uniate Christians into captivity. One estimate (1996) reported that 15,000-30,000 Jews were killed or taken captive, and that 300 Jewish communities were completely destroyed.[15] More recent estimates (2014) report mortality of 3,000-6,000 people between the years 1648–1649.[16]
During 1821 anti-Jewish riots in Odesa followed the death of the Greek Orthodox Patriarch in Constantinople, in which 14 Jews were recorded killed. Some sources claim this episode as the first pogrom.[17] At the start of the 20th century, anti-Jewish pogroms continued, leading to large-scale emigration. In 1915, the imperial Russian government expelled thousands of Jews from the Empire's border areas.[18][19]
During the Russian Revolution and ensuing Civil War, an estimated 31,071 Jews were killed in pogroms between 1918 and 1920.[20] During the Ukrainian People's Republic (1917–21),[21] pogroms continued. In Ukraine, the number of civilian Jews killed by the Ukrainian Army under Symon Petliura during the period was estimated at between 35,000 and 100,000.[22]
Pogroms erupted in January 1919 in the northwest province of Volhynia and spread to many other regions[23] and continued until 1921.[24] The actions of the Soviet government by 1927 led to a growing antisemitism.[25]
Total civilian losses in Ukraine during World War II and the German occupation are estimated at seven million. More than one million Soviet Jews, including 225,000 in Belarus,[26] were killed by the Einsatzgruppen and their many Ukrainian supporters. Most of them were killed in Ukraine because most pre-WWII Soviet Jews lived in the Pale of Settlement, of which Ukraine was the biggest part. The major massacres against Jews occurred mainly in the first phase of the occupation, although they continued until the return of the Red Army. In 1959 Ukraine had 840,000 Jews, a decrease of almost 70% from 1941 totals (within Ukraine's current borders). Ukraine's Jewish population continued to decline significantly during the Cold War. In 1989, Ukraine's Jewish population was only slightly more than half of what it was in 1959. During and after the collapse of communism in the 1990s, the majority of Jews in 1989 left the country and moved abroad (mostly to Israel).[27] Antisemitism, including violent attacks on Jews, is still a problem in Ukraine.[28]
Kievan Rus'
[edit]By the 11th century, Byzantine Jews of Constantinople had familial, cultural, and theological ties with the Jews of Kyiv. For instance, some 11th-century Jews from Kievan Rus participated in an anti-Karaite assembly held in either Thessaloniki or Constantinople.[29] One of the three Kyivan city gates in the times of Yaroslav the Wise was called Zhydovski (Judaic).
Galicia-Volhynia
[edit]In Galicia, Jews were mentioned for the first time in 1030. From the second part of the 14th century, they were subjects of Polish kings and magnates. The Jewish population of Galicia and Bukovina, part of Austria-Hungary, made up 5% of the global Jewish population.
Polish–Lithuanian Commonwealth
[edit]From the founding of the Kingdom of Poland in the 10th century through the creation of the Polish–Lithuanian Commonwealth in 1569, Poland was one of the most diverse countries in Europe. It became home to one of the world's largest and most vibrant Jewish communities. The Jewish community in the territory of Ukraine-proper during the Commonwealth became one of the largest and most important ethnic minority groups in Ukraine.[citation needed]
Cossack Uprising and the Deluge
[edit]Ukrainian Cossack Hetman Bohdan Khmelnytsky led a Cossack uprising, known as Khmelnytsky Uprising (1648–1657), under the premise that the Poles had sold them as slaves "into the hands of the accursed Jews." It is estimated that at that time the Jewish population in Ukraine numbered 51,325.[30] An army of Cossacks massacred and took into captivity numerous Jews, Roman Catholics and Ukrainian Greek Catholics in 1648–49.
A 1996 estimate reports that 15,000-30,000 Jews were killed or taken captive, and that 300 Jewish communities were destroyed.[15] A 2014 estimate reduces the toll to 3,000-6,000 from 1648 to 1649; of these, 3,000-6,000 Jews were killed by Cossacks in Nemirov in May 1648 and 1,500 in Tulczyn in July 1648.[16]
Rise of Hasidism and internal struggles
[edit]The Cossack Uprising and the Deluge left a deep and lasting impression on Jewish social and spiritual life.[citation needed]
This was a time of mysticism and overly formal rabbinism. The teachings of Israel ben Eliezer, known as the Baal Shem Tov, or BeShT, (1698–1760) had a profound effect on Eastern European Jews.[citation needed] His disciples taught and encouraged a new and fervent brand of Judaism, related to Kabbalah, known as Hasidism. The rise of Hasidism influenced Haredi Judaism, with a continuous influence through many Hasidic dynasties.
A different movement was started by Jacob Frank in the middle of the 18th century. Frank's teachings were unorthodox (such as purification through transgression and adoption of elements of Christianity). He was excommunicated along with his numerous followers. They eventually converted to Catholicism.[31]
Russian Empire and Austrian rule
[edit]This section needs expansion with: the history of Austrian rule. You can help by adding to it. (October 2018) |
The traditional measures used to keep the Russian Empire free of Jews[citation needed] were hindered when the main territory of Polish-Lithuanian Commonwealth was annexed during the partitions of Poland. During the second (1793) and the third (1795) partitions, large populations of Jews were absorbed by the Russian Empire, and Catherine the Great established the Pale of Settlement that included Congress Poland and Crimea.
During 1821 anti-Jewish riots in Odesa after the death of the Greek Orthodox patriarch in Constantinople, 14 Jews were killed. Some sources mark this episode as the first pogrom,[32] while according to others (such as the Jewish Encyclopedia, 1911 ed.) say the first pogrom was an 1859 riot in Odesa. The term became common after a wave of anti-Jewish violence swept the southern Russian Empire (including Ukraine) between 1881 and 1884, after Jews were blamed for the assassination of Alexander II.
In May 1882, Alexander III of Russia introduced temporary regulations called May Laws that remained in effect until 1917. Systematic policies of discrimination, strict quotas on the number of Jews allowed to obtain education and professions caused widespread poverty and mass emigration. In 1886, an edict of Expulsion was applied to Jews in Kyiv. In 1893–1894, some areas of Crimea were removed from the Pale.
When Alexander III died in Crimea on 20 October 1894, according to Simon Dubnow: "as the body of the deceased was carried by railway to St. Petersburg, the same rails were carrying the Jewish exiles from Yalta to the Pale. The reign of Alexander III began with pogroms and concluded with expulsions."[33]
Odesa became the home of a large Jewish community during the 19th century, and by 1897 Jews were estimated to account for some 37% of the population.[34]
Political activism and emigration
[edit]Jews were over-represented in the Russian revolutionary leadership. However, most were hostile to Jewish culture and Jewish political parties, and were loyal to the Communist Party's atheism and proletarian internationalism, and committed to stamping out any sign of "Jewish cultural particularism".
Counter-revolutionary groups, including the Black Hundreds, opposed the Revolution with violent attacks on socialists and pogroms against Jews. A backlash came from the conservative elements of society, notably in spasmodic anti-Jewish attacks – around five hundred were killed in a single day in Odesa. Nicholas II claimed that 90% of revolutionaries were Jews.
Early 20th century
[edit]At the start of 20th century, anti-Jewish pogroms continued to occur in cities and towns across the Russian Empire such as Kishinev, Kyiv, Odesa, and many others. Numerous Jewish self-defense groups were organized to prevent the outbreak of pogroms among which the most successful one was under the leadership of Mishka Yaponchik in Odesa.
In 1905, a series of pogroms erupted at the same time as the Revolution against the government of Nicholas II. The chief organizers of the pogroms were the members of the Union of the Russian People (commonly known as the "Black Hundreds").[35]
From 1911 to 1913, the antisemitic tenor of the period was characterized by a number of blood libel cases (accusations of Jews murdering Christians for ritual purposes). One of the most famous was the two-year trial of Menahem Mendel Beilis, who was charged with the murder of a Christian boy.[36] The trial was showcased by the authorities to illustrate the perfidy of the Jewish population.[37]
From March to May 1915, in the face of the German army, the government expelled thousands of Jews from the Empire's border areas, mainly the Pale of Settlement.[18][19]
World War I aftermath
[edit]Во время русской революции 1917 года и последовавшей за ней Гражданской войны в России , по оценкам, от 70 000 до 250 000 мирных евреев были убиты в результате зверств на всей территории бывшей Российской империи. В современной Украине в 1918–1920 годах умерло около 31 071 человека. [20]
Украинская Народная Республика
[ редактировать ]Во время образования Украинской Народной Республики (УНР, 1917–1921) [21] погромы продолжались. В УНР идиш был официальным языком. [38] в то время как все государственные должности и учреждения имели членов-евреев. [38] Было создано Министерство по делам евреев (это было первое современное государство, сделавшее это). [21] [38] Права еврейской культуры были гарантированы. [21] Еврейские партии воздержались или проголосовали против Центральной Рады от Четвертого Универсала 25 января 1918 года, который был направлен на разрыв связей с большевистской Россией и провозглашение суверенного украинского государства. [38] поскольку все еврейские партии были категорически против независимости Украины. [38]
Только на Украине число гражданских евреев, убитых за этот период, оценивается в пределах от 35 000 до 50 000. Архивы, рассекреченные после 1991 года, свидетельствуют о большем количестве; в период с 1918 по 1921 год «по неполным данным, в Украине в погромах было убито не менее 100 тысяч евреев». [39] Украинская Народная Республика действительно издавала приказы, осуждающие погромы, и пыталась их расследовать. [21] Но у него не было полномочий остановить насилие. [21] В последние месяцы своего существования у него не было сил для создания социальной стабильности. [38]
Среди видных украинских государственных деятелей этого периода были Моисей Рафес , Пинхас Красный, Абрам Ревуцкий, Мойше Зильберфарб и многие другие. (см. Генеральный секретариат Украины ) Автономию Украины открыто приветствовал украинский еврей Владимир Жаботинский .
С апреля по декабрь 1918 года Украинская Народная Республика не существовала и была свергнута Украинским Павла государством Скоропадского. [21] [40] который завершил эксперимент еврейской автономии. [38]
Временное правительство России и Советы
[ редактировать ]либеральное Временное правительство Февральская революция 1917 года привела к власти в Российской империи . 21 марта/3 апреля правительство устранило всю «дискриминацию по этническому, религиозному или социальному признаку». [41] Черта официально была упразднена. Снятие ограничений на географическую мобильность и возможности получения образования евреев привело к миграции в крупные города страны. [42]
25 октября/7 ноября 1917 года Через неделю после большевистской революции новое правительство провозгласило «Декларацию прав народов [наций] России», обещая всем национальностям права равенства, самоопределения и отделения. Евреи не были конкретно упомянуты в декларации, что отражало точку зрения Ленина о том, что евреи не составляют нацию. [43]
В 1918 году Совет Министров РСФСР издал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», лишавший религиозные общины статуса юридических лиц, права собственности и права заключать договоры. Указ национализировал собственность религиозных общин и запретил им взимать плату за обучение религии. В результате религию можно было преподавать или изучать только в частном порядке. [44]
1 февраля 1918 года был создан Комиссариат по еврейским национальным делам как подразделение Комиссариата по делам национальностей. Ему было поручено установить «диктатуру пролетариата на еврейских улицах» и привлечь еврейские массы к режиму, одновременно консультируя местные и центральные учреждения по еврейским вопросам. Ожидалось также, что комиссариат будет бороться с влиянием сионистской и еврейско-социалистической партий. [45] [46] 27 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет, в котором говорилось, что антисемитизм «гибельен для дела... революции». Погромы были официально объявлены вне закона. [47] 20 октября 1918 г. была создана Еврейская секция КПСС ( Евсекция ) для еврейских членов партии; его цели были аналогичны целям Еврейского комиссариата. [41] [48] [49] [50] [51]
Белая армия и контрреволюционные погромы
[ редактировать ]В отличие от официальной политики большевистского правительства по равенству граждан, антисемитизм оставался глубоко укоренившимся в политической и социальной идеологии царских контрреволюционеров, особенно среди военизированных группировок, таких как черносотенцы . Эти ополченцы подстрекали и организовывали погромы против российских евреев. Официальным лозунгом черносотенцев было «Бей Жидов», что означает «Бей евреев». [52] Таким образом, во время Гражданской войны в России, последовавшей за революцией 1917 года , евреи стали решающим местом конфликта между революционными красными и контрреволюционными белыми, особенно на спорной территории Украины. Официальная оппозиция большевиков антисемитизму – в сочетании с выдающимся положением евреев, таких как Лев Троцкий , в рядах большевиков – позволила христианским националистическим движениям как Белой армии , так и возникшей Украинской Национальной Республики связать украинских евреев с презираемым коммунизмом. Эти связи в сочетании с культурной традицией антисемитизма среди российского крестьянства [53] предоставило Белым достаточное оправдание для нападения на еврейское население Украины. Между 1918 и 1921 годами почти все из примерно 2000 погромов, совершенных на Украине, были организованы силами Белой армии. [54] очевидцы сообщили, что слышали, как члены контрреволюционной милиции излагали такие лозунги, как: «Мы били жидов, мы били Коммуну» и «Это ответ большевикам на красный террор ». [53] Недавние исследования показывают, что около 30 000 евреев были убиты в этих погромах, а еще 150 000 умерли от ран, полученных во время насилия. [54]
Погромы на западе Украины.
[ редактировать ]Погромы, вспыхнувшие в январе 1919 года в северо-западной Волынской губернии , в течение февраля и марта распространились на города, поселки и села многих других областей Украины. [23] После Сарнов настала очередь Овруча , к северо-западу от Киева. 25 марта в Тетиеве было убито около 4000 евреев, половина из которых находилась в синагоге, подожженной казачьими войсками под командованием полковников Куровского, Черковского и Шлятошенко. [23] Затем Вашилков (6 и 7 апреля). [55] В Дубово (17 июня) на конвейере было обезглавлено 800 евреев. [23] По словам Дэвида А. Чапина, город Проскуров (ныне Хмельницкий ), недалеко от города Судилков , «был местом самых ужасных злодеяний, совершенных против евреев в этом столетии до нацистов». Погромы продолжались до 1921 года. [24]
Погромы на Подолье
[ редактировать ]15 февраля 1919 года, во время украинско-советской войны, атаман Иван Семесенко инициировал погром в Проскурове, в ходе которого в субботу ( парашах Тесаве ) было убито множество евреев. Семесенко заявил, что погром был ответом на предыдущее большевистское восстание, которое, по его мнению, возглавляли евреи. [56]
По данным пинкасимских книг учета, в результате погрома было убито 390 мужчин, 309 женщин и 76 детей. Число раненых превысило 500. Через две недели в центральной газете был опубликован Приказ 131. [ нужны разъяснения ] главой Главного управления Украины . В нем Симон Петлюра осудил такие действия и в конце концов расстрелял атамана Семесенко в ноябре 1919 года. Бригада Семесенко была разоружена и распущена. Это событие особенно примечательно тем, что оно было использовано для оправдания убийства Шоломом Шварцбардом украинского лидера в 1926 году. Хотя прямое участие Петлюры так и не было доказано, Шварцбард был оправдан в отместку. Серия еврейских погромов по всей Украине завершилась киевскими погромами 1919 года с июня по октябрь того же года. [57] [58]
Консолидация власти большевиков/СССР
[ редактировать ]В июле 1919 года Центральный еврейский комиссариат распустил кеиллот (еврейские общинные советы). Кегилот оказывал социальные услуги еврейской общине. [59]
С 1919 по 1920 год еврейские партии и сионистские организации были загнаны в подполье, поскольку коммунистическое правительство стремилось уничтожить всю потенциальную оппозицию. [60] [61] образованию . Еврейская секция КПСС «Евсекция» находилась в авангарде антирелигиозных кампаний 1920-х годов, которые привели к закрытию религиозных учреждений, распаду религиозных общин и дальнейшему ограничению доступа к религиозному [48] С этой целью была проведена серия «общественных процессов» против еврейской религии. Последний известный подобный процесс по вопросу обрезания состоялся в 1928 году в Харькове . [49] [50] В то же время этот орган работал над установлением светской идентичности еврейской общины. [51]
В 1921 году многие евреи [62] эмигрировали в Польшу , так как по мирному договору в Риге им было предоставлено право выбирать страну, которую они предпочитают. Несколько сотен тысяч присоединились к и без того многочисленному еврейскому меньшинству Второй Польской Республики . Кроме того, в межвоенный период тысячи еврейских беженцев из Советской Украины мигрировали в Румынию. [63] [64] [65]
31 января 1924 г. Комиссариат по делам национальностей был расформирован. [66] 29 августа 1924 года было создано официальное учреждение по переселению евреев — Комиссия по расселению еврейских трудящихся на земле ( КОМЗЕТ ). КОМЗЕТ изучал, управлял и финансировал проекты по переселению евреев в сельскую местность. [67] [68] Общественная организация — Общество сельскохозяйственной организации евреев рабочего класса в СССР ( ОЗЕТ ) — была создана в январе 1925 года для помощи в вербовке колонистов и поддержки колонизационной работы КОМЗЕТа. [69] Первые несколько лет правительство поощряло еврейские поселения, особенно на Украине. В течение следующего десятилетия поддержка проекта уменьшилась. [70] В 1938 году ОЗЕТ был расформирован после нескольких лет спада деятельности. Советы создали три еврейских национальных района на Украине, а также два в Крыму. Национальные районы занимали 3-й уровень советской системы, но все были расформированы к концу Второй мировой войны. [71]
Городами с наибольшим населением евреев в 1926 г. были Одесса - 154 000 человек или 36,5% от общей численности населения; Киев – 140,5 тыс. или 27,3%; Харьков – 81,5 тыс. или 19,5%; и Днепропетровск — 62 000 или 26,7%. В 1931 году Черновцах еврейское население Львова составляло 98 тысяч, или 31,9%, а в — 42,6 тысяч, или 37,9%. [72]
8 апреля 1929 года новый Закон о религиозных объединениях кодифицировал все предыдущее религиозное законодательство. Повестка дня всех собраний религиозных объединений должна была быть утверждена заранее; списки членов религиозных объединений должны были быть предоставлены властям. [73] В 1930 году Евсекция была распущена. [51] не оставив ни одной центральной советско-еврейской организации. Хотя этот орган послужил подрыву еврейской религиозной жизни, его роспуск привел также к распаду еврейской светской жизни; Еврейские культурные и образовательные организации постепенно исчезли. [74] </ref> Когда в 1933 году советское правительство вновь ввело использование внутренних паспортов, «еврей» считался для этих целей этнической принадлежностью. [75]
Советский голод 1932–1933 годов затронул еврейское население. [76] и привело к миграции из штетлов в перенаселенные города. [77]
Поскольку советское правительство аннексировало территории Польши и Румынии (обе были включены в состав Украинской ССР после Второй мировой войны). [21] ) и страны Балтии , [78] примерно два миллиона евреев стали советскими гражданами. [79] [80] Ограничения для евреев, существовавшие в этих странах, были сняты. [81] В то же время еврейские организации на переданных территориях были закрыты, а их лидеры арестованы и сосланы. [82] Около 250 000 евреев бежали или были эвакуированы с аннексированных территорий вглубь СССР до нацистского вторжения. [83]
Еврейское поселение в Крыму
[ редактировать ]В 1921 году Крым стал автономной республикой. принял В 1923 году ВЦК предложение о переселении в Крым большого количества еврейского населения из украинских и белорусских городов, насчитывающего 570,4 тыс. семей. План дальнейшего переселения еврейских семей был утвержден ЦК СССР 15 июля 1926 года, выделив на эту задачу 124 миллиона рублей, а также получив 67 миллионов из иностранных источников. [84]
Против советской инициативы еврейского поселения в Крыму выступил Симон Петлюра . [85] который расценил это как провокацию. Этот ход мыслей поддержал Арнольд Марголин. [86] который заявил, что создавать там еврейские колонии опасно.
Советы дважды пытались установить еврейскую автономию в Крыму ; один раз, в 1920-х годах, при поддержке Американского еврейского объединенного распределительного комитета , и снова в 1944 году, при поддержке Еврейского антифашистского комитета . [25] [87]
Вторая мировая война
[ редактировать ]Общее число мирных жителей, погибших во время войны и немецкой оккупации Украины, оценивается в семь миллионов человек. Эта оценка включает более миллиона евреев, которые были застрелены айнзацгруппами и местными украинскими коллаборационистами. [88]
Общее число евреев, убитых во время Холокоста на востоке Украины или в Украинской ССР (в пределах ее границ 1938 года), оценивается чуть менее 700 000 из общей численности еврейского населения до Холокоста, составлявшего чуть более 1,5 миллиона человек. [89] Число погибших в пределах современной Украины оценивается примерно в 900 000 человек.
Послевоенная ситуация
[ редактировать ]В 1959 году в Украине проживало 840 000 евреев, что почти на 70% меньше, чем в 1941 году (в нынешних границах Украины). Еврейское население Украины значительно сократилось во время холодной войны . В 1989 году еврейское население Украины составляло лишь немногим более половины того, что было в 1959 году.
Год | Поп. | ±% |
---|---|---|
1650 | 40,000 | — |
1765 | 300,000 | +650.0% |
1897 | 2,680,000 | +793.3% |
1926 | 2,720,000 | +1.5% |
1941 | 2,700,000 | −0.7% |
1959 | 840,446 | −68.9% |
1970 | 777,406 | −7.5% |
1979 | 634,420 | −18.4% |
1989 | 487,555 | −23.1% |
2001 | 106,600 | −78.1% |
2010 | 71,500 | −32.9% |
2014 | 67,000 | −6.3% |
Источник:
|
Среди таких иммигрантов были художники, такие как Марина Максимилиан Блюмин и уличный художник Клоне . [99] а также активисты, в том числе Геннадий Ригер и Лия Шемтова .
Независимая Украина
[ редактировать ]В 1989 году советская перепись насчитала 487 000 евреев, проживавших на Украине. [100] [101] Хотя дискриминация со стороны государства практически прекратилась после обретения Украиной независимости в 1991 году, евреи все еще подвергались дискриминации в 1990-е годы. [102] Например, евреям не разрешалось посещать некоторые учебные заведения. [102] С тех пор антисемитизм пошел на убыль. [103]
Подавляющее большинство евреев, оставшихся в Украине в 1989 году, затем переехали в другие страны в 1990-е годы во время и после краха коммунизма . [27] К 1999 году существовали различные украинские еврейские организации, оспаривавшие легитимность друг друга . [104]
Около 266 300 украинских евреев эмигрировали в Израиль в 1990-е годы. [103] Всеукраинская перепись 2001 года насчитала 106 600 евреев, проживающих в Украине. [105] (количество евреев также сократилось из-за отрицательной рождаемости). [103] По данным министра общественной дипломатии и по делам диаспоры Израиля , на начало 2012 года в Украине проживало 250 тысяч евреев, половина из них проживала в Киеве. [9] По данным Европейского еврейского конгресса, по состоянию на 2014 год в стране осталось 360–400 000 евреев. [2]
В ноябре 2007 года около 700 свитков Торы , конфискованных у еврейских общин в советское время, были возвращены еврейским общинам государственными властями. [106]
Украинский еврейский комитет был создан в 2008 году в Киеве с целью концентрации усилий еврейских лидеров Украины на решении стратегических проблем общины и решении социально значимых вопросов. Комитет заявил о своем намерении стать одной из самых влиятельных в мире организаций, защищающих права евреев, и «самой важной и мощной структурой, защищающей права человека в Украине». [107]
На парламентских выборах 2012 года украинских Всеукраинское объединение «Свобода» завоевало свои первые места в украинском парламенте . [108] [109] [110] [111] [112] [113] набрав 10,44% голосов избирателей и четвертое место среди национальных политических партий; [114] [115] Это вызвало обеспокоенность среди еврейских организаций, которые обвинили «Свободу» в симпатиях к нацистам и антисемитизме. [116] [108] [109] [110] [117] [112] [113] [118] В мае 2013 года Всемирный еврейский конгресс признал партию неонацистской . [119] «Свобода» отвергла обвинения. [109] [120] [121] [122] [123] [124] [125]
Антисемитские граффити и насилие в отношении евреев по-прежнему остаются проблемой. [126]
После протестов Евромайдана беспорядки охватили юг и восток Украины , и в апреле 2014 года они переросли в войну на Донбассе. [127] и российское вторжение в Украину в 2022 году
В апреле 2014 года трое мужчин в масках распространяли листовки, когда люди выходили из синагоги в Донецке, призывая евреев зарегистрироваться, чтобы не потерять свое имущество и гражданство, «учитывая, что лидеры еврейской общины Украины поддерживают бандеровскую хунту в Киеве». [а] и враждебно настроены по отношению к православной Донецкой республике и ее гражданам». [128] [129] [130] После того как стало известно о распространении листовок, Денис Пушили, который, как утверждалось в листовках, издал дискриминационный приказ, отрицал свою причастность от имени себя и правительства Донецка. Главный раввин города Донецка Пинхас Вишедский позже назвал распространение листовок «мистификацией», осуществленной неизвестной стороной, добавив: «Я думаю, что кто-то пытается использовать еврейскую общину в Донецке в качестве инструмента для этот конфликт. Вот почему мы расстроены». [128]
Из-за Евромайдана количество украинских евреев, совершающих алию из Украины, выросло на 142% за первые четыре месяца 2014 года по сравнению с предыдущим годом. [131] прибыло 800 человек За январь-апрель в Израиль , а на май 2014 года записалось более 200 человек. [131] С другой стороны, главный раввин и Хабада эмиссар киевского раввина Джонатана Марковича заявил в конце апреля 2014 года: «Сегодня вы можете приехать в Киев, Днепр или Одессу и ходить по улицам открыто одетым как еврей, и вам нечего бояться». . [132]
В августе 2014 года Еврейское телеграфное агентство сообщило, что Международное братство христиан и евреев организует чартерные рейсы, чтобы позволить как минимум 150 украинским евреям иммигрировать в Израиль в сентябре. Еврейские организации на Украине, а также Американский еврейский объединенный распределительный комитет , Еврейское агентство для Израиля и еврейская община Днепропетровска организовали временные дома и приюты для сотен евреев, бежавших от войны на Донбассе на востоке Украины. Сообщается, что сотни евреев бежали из Луганска и Донецка. [133] [134]
В 2014 году Игорь Коломойский и Владимир Гройсман были назначены губернатором Днепропетровской области и спикером парламента соответственно. [135] [136] [137] [138] Гройсман стал премьер-министром Украины в апреле 2016 года. [139] Украина избрала своего первого президента-еврея на президентских выборах 2019 года , на которых бывший комик и актер сериала « Слуга народа » Владимир Зеленский одержал победу над действующим президентом Петром Порошенко . [140]
2022 Российское вторжение
[ редактировать ]В феврале 2022 года Россия вторглась на Украину . Посольство Израиля оставалось открытым в субботу, чтобы облегчить эвакуацию евреев. Всего 97 евреев решили поехать в Израиль. [141] Кроме того, 140 еврейских сирот бежали в Румынию и Молдову. [142] [143] 100 евреев бежали в Беларусь, чтобы подготовиться к переезду в Израиль. [144] 2 марта 2022 года Еврейское агентство Израиля сообщило, что сотни еврейских военных беженцев, укрывшихся в Польше, Румынии и Молдове, должны были отправиться в Израиль на следующей неделе. [145] По оценкам беженцев, число беженцев варьировалось от 10 000. [146] в Израиль прибыло до 15 200 беженцев. [147] В сентябре 2023 года сообщалось, что более 43 000 евреев из России и более 15 000 евреев из Украины бежали в Израиль. [148]
Еврейские общины
[ редактировать ]По состоянию на 2012 год Украина имела пятую по величине еврейскую общину в Европе и двенадцатую в мире после Южной Африки и впереди Мексики . Большинство проживает в Киеве (около половины), [9] Dnipro , Kharkiv and Odesa . [149] Раввины Ионатан Маркович Киева и Шмуэль Каминецкий [150] Днепра считаются одними из самых влиятельных иностранцев в стране. [151] Открытый в октябре 2012 года в Днепре многофункциональный центр «Менора» мира входит в число крупнейших еврейских общинных центров . [152] [153]
Среди израильтян растет тенденция посещать Украину в рамках «путешествия по корням», чтобы узнать о тамошней еврейской жизни. [154] Обычно упоминается Киев, где можно проследить пути Шолом-Алейхема и Голды Меир ; Житомир и Коростышев , где можно пойти по стопам Хаима Нахмана Бялика ; Бердичев , где можно проследить жизнь Менделе Мохера Сфорима ; Ровно , где можно проследить путь Амоса Оза ; Бучач – путь С. Я. Агнона ; Дрогобыч – место Маурица Готлиба и Бруно Шульца . [154]
Известные украинские евреи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Антисемитизм в Европе
- Расизм в Европе
- Расизм в Литве
- Расизм в Польше
- Антисемитизм в России
- Расизм в России
- Антисемитизм в Советском Союзе
- Расизм в Советском Союзе
- Антисемитизм в Украине
- Расизм в Украине
- Галицкие евреи
- История евреев Карпатской Руси.
- История евреев в Европе
- История евреев в Киеве
- История евреев в Литве
- История евреев в Польше
- История евреев в России.
- История евреев в Советском Союзе
- Израильско-литовские отношения
- Израильско-польские отношения
- Израильско-российские отношения
- Советский Союз и арабо-израильский конфликт
- Израильско-украинские отношения
- Яновский концлагерь
- Еврейские корни в Украине и Молдове
- Еврейский антифашистский комитет
- Еврейские гаучо
- Еврейско-украинские отношения в Восточной Галиции
- Список галицких евреев
- Список польских евреев
- Литовские евреи
- Львовское гетто
- Львовское восстание
- Холокост в Литве
- Холокост в Польше
- Холокост в России
- Холокост в Советском Союзе
- Холокост в Украине
- Три зайца
- Деревянная синагога
- Иерусалим
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Очевидно, имеется в виду поддержка протестов Евромайдана (который свергнул президента Виктора Януковича ) видными евреями Украины. [128]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б ДеллаПергола, Серджио (2 ноября 2012 г.). Дашефски, Арнольд ; Шескин, Ира (ред.). «Еврейское население мира, 2012» ( PDF ) . Текущие отчеты о еврейском населении . Сторрс, Коннектикут : Североамериканский еврейский банк данных . Проверено 21 сентября 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с "Украина" . Европейский еврейский конгресс . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Украина . Всемирный еврейский конгресс .
- ^ Перейти обратно: а б Гренобль, Луизиана (31 июля 2003 г.). Языковая политика в Советском Союзе . Springer Science & Business Media. ISBN 978-1-4020-1298-3 .
- ^ Беркхофф, Карел К. (15 марта 2008 г.). Урожай отчаяния: жизнь и смерть в Украине под властью нацистов . Издательство Гарвардского университета. п. 60. ИСБН 978-0-674-02078-8 .
- ^ Тренин, Дмитрий (2002). Конец Евразии: Россия на границе геополитики и глобализации . Фонд Карнеги за международный мир . п. 256. ИСБН 978-0-87003-190-8 .
- ^ Украинские евреи ожидают, что после выборов мало что изменится , Еврейское телеграфное агентство (3 октября 2007 г.)
- ^ Бергер, Шломо (2003). Говорим по-еврейски - Говорим по-еврейски: многоязычие в западной ашкеназской культуре . Издательство Питерс. ISBN 978-90-429-1429-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с Движение консервативного иудаизма создаст первую общину в Украине , Гаарец (5 февраля 2012 г.)
- ^ "Серия "Между Львовской площадью и Евбазом (современная площадь Победы)" (Фото Киева ::: Фото Киева ::: Photo of Kiev ::: Pictures of Kyiv)" . 21 November 2014. Archived from the original on 21 November 2014 . Retrieved 10 мая 2022 года .
- ^ Кипиани, В. «Интересные книги»: Еврейские адреса Киева . Служба новостного вещания (ТСН). 6 апреля 2012 г.
- ^ Национальная политика Центральной Рады в условиях независимости Украины (январь-апрель 1918 г.) . Электронная библиотека справочников.
- ^ Деньги с этикетками на идише . Хадашот Ваада Украины. январь 2008 г.
- ^ «Еврейское городское население: 1897 год» . Geschichteinchronologie.ch. 7 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 23 июня 2013 г. . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пол Магочи , История Украины , с. 350. Вашингтонский университет Press , 1996.
- ^ Перейти обратно: а б Батиста, Якуб (2014). «Хмельницкие расправы (1648–1649)» . Микаберидзе, Александр (ред.). Зверства, массовые убийства и военные преступления: энциклопедия . Том. 1. Санта-Барбара, Калифорния : ABC-Clio . стр. 100–101. ISBN 978-1-59884-926-4 .
- ^ «Виртуальная экскурсия по еврейской Одессе – Погромы» . 21 января 2007 года. Архивировано из оригинала 21 января 2007 года . Проверено 3 апреля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пинкус 1988 , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Барон 1976 , с. 188–91.
- ^ Перейти обратно: а б с Абрамсон, Генри (1991). «Еврейское представительство в независимых украинских правительствах 1917-1920 годов». Славянское обозрение . 50 (03). Издательство Кембриджского университета: 542–550. дои : 10.2307/2499851 . JSTOR 2499851 : Таблица, стр. 548
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Екельчик, Сергей (2007). Украина: рождение современной нации . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530546-3 .
- ^ «За 20 лет до Холокоста в погромах погибло 100 000 евреев – потом их забыли» . Таймс Израиля .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мидларский, Манус И. (2005). Смертельная ловушка: геноцид в двадцатом веке . Издательство Кембриджского университета. стр. 46–47 . ISBN 978-0-521-81545-1 . Проверено 17 октября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Майер, Арно Дж. (15 января 2002 г.). Фурии: насилие и террор во французской и русской революциях . Издательство Принстонского университета. п. 516. ИСБН 978-0-691-09015-3 .
- ^ Перейти обратно: а б Сергийчук, В. Украинский Крым К. 2001, p.156
- ^ Тимоти Снайдер (16 июля 2009 г.). «Холокост: игнорируемая реальность» . Нью-Йоркское обозрение книг. Архивировано из оригинала (Интернет-архив) 9 января 2014 года . Проверено 17 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Таблица 30. Иммигранты из СССР (бывшего) по последней республике проживания: 1990-2001 гг.» (PDF) . Центральное статистическое бюро Государства Израиль. Архивировано из оригинала (PDF) 14 июля 2014 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ «Украина: обращение с этническими меньшинствами, включая цыган; защита государства» . Рефмир . Верховный комиссар ООН по делам беженцев. 17 сентября 2012 года . Проверено 31 января 2023 г.
- ^ Кевин А. Брук, Евреи Хазарии , второе издание, Роуман и Литтлфилд, стр. 198.
- ^ Субтельный, Орест; Исследования, Канадский институт украинского языка (1994). Украина: История . Университет Торонто Пресс. п. 599. ИСБН 978-0-8020-7191-0 .
- ^ «Сегодняшний день: 230 лет со дня смерти еврейского претендента на мессию Джейкоба Франка» . «Джерузалем Пост» (jpost.com) . 10 декабря 2021 г. Проверено 10 февраля 2024 г.
- ↑ Одесские погромы . Архивировано 21 января 2007 года в Wayback Machine Центра еврейского самообразования «Мория».
- ^ Новейшая история еврейского народа, 1789–1914, Саймон Дубнов , том. 3, русское изд., с. 153.
- ^ «Одесса: город, рожденный снова и снова» , Кэтрин Авгеринос и Джош Уилсон
- ^ Барон 1976 , с. 67.
- ^ Лоу 1993, 284–90.
- ^ Пинкус 1988 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Магоци, Пол Р. (2010). История Украины: Земля и ее народы . Университет Торонто Пресс . п. 537. ИСБН 978-1-4426-4085-6 .
- ↑ Киевская окружная комиссия Еврейского общественного комитета помощи жертвам погромов. Государственный архив Киевской области. Фонд FR-3050. Архивировано 30 июня 2007 года в Wayback Machine Владимиром Даниленко, директором Государственного архива Киевской области.
- ^ Публикации Европы (1999). Восточная Европа и Содружество Независимых Государств, 1999 год . Группа Тейлор и Фрэнсис. п. 849. ИСБН 978-1-85743-058-5 .
- ^ Перейти обратно: а б Кори 1978, 90.
- ↑ Взгляд на новости от 21 мая 1990b, 17.
- ^ Сойер 2019 , стр. 14–15.
- ^ Советские еврейские дела осень-зима 1990, 27.
- ^ Кори 1978, 79.
- ^ Пинкус 1988 , с. 58–59.
- ^ Вайнриб 1970 , с. 306.
- ^ Перейти обратно: а б Обзор, январь 1968 г., 77–81.
- ^ Перейти обратно: а б Ротенберг 1970 , стр. 172–73.
- ^ Перейти обратно: а б Левин 1988 , стр. 78–80.
- ^ Перейти обратно: а б с Пинкус 1988 , с. 62.
- ^ Клиер, Джон Д. и Шломо Ламброза, ред. Погромы: антиеврейское насилие в современной истории России. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 1992.
- ^ Перейти обратно: а б Бемпорад, Элисса (2019). Наследие крови: евреи, погромы и ритуальные убийства на землях Советов . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-046645-9 . OCLC 1135962272 .
- ^ Перейти обратно: а б Ханебринк, Пол (2018). Призрак, бродящий по Европе Миф об иудео-большевизме . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-98856-9 . OCLC 1357256139 .
- ^ Чериковер, Элиас. «Погромы на Украине в 1919 году» . www.berdichev.org . Проверено 1 февраля 2023 г. первоначально на идише, Институт YIVO, 1965 г.; Бердичевское возрождение
- ^ «Погромы» . Гроссманпроект.нет. 7 ноября 1905 года . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Браун, Майкл Л. (10 мая 1992 г.). Наши руки обагрены кровью . Издательство Destiny Image. п. 105. ИСБН 9781560430681 . Проверено 10 мая 2022 г. - через Google Книги.
- ^ «Размышления пост-освенцимского христианина» . Детройт: Издательство Государственного университета Уэйна. 10 мая 1989 года . Проверено 10 мая 2022 г. - из Интернет-архива.
- ^ Левин 1988 , стр. 81.
- ^ Шехтман 1970 , с. 113.
- ^ Левин 1988 , стр. 90–91.
- ^ Карр 1971 , стр. 401, 413.
- ^ «Беженцы, эмигранты из СССР в межвоенную Румынию» .
- ^ «Как Румыния справилась с кризисом беженцев в межвоенный период. 100 000 евреев, русских и украинцев нашли здесь убежище в начале 1920-х годов» . 29 сентября 2015 г.
- ^ «Еврейские беженцы из Советской Украины в румынской Бессарабии» .
- ^ Пинкус 1988 , с. 59.
- ^ Левин 1988 , стр. 131.
- ^ Блэк 1951 , с. 162-63.
- ^ Пинкус 1988 , с. 64.
- ^ Левин 1988 , стр. 131–51.
- ^ Пинкус 1988 , с. 65.
- ^ Евреи , энциклопедияофукраина.com
- ^ Проблемы коммунизма, май – июнь 1973 г., 10–11.
- ^ Ротенберг 1970 , стр. 177–78.
- ^ Пинкус 1988 , с. 57.
- ^ Медведев Р. (ред.). «Потери населения СССР в 1918–1958 гг.». Реестр Самиздата .
- ^ Хитерер, В. (2020). Голодомор и евреи в Киеве и Украине: введение и наблюдения по забытой теме. Документы о национальностях, 48 (3), 460–475. doi:10.1017/nps.2018.79
- ^ Дмитришин 1965 , стр. 210–14.
- ^ Ротенберг 1970 , стр. 180.
- ^ Альтшулер 1993 , с. 85.
- ^ Советские дела евреев , лето 1991 г., 53–54.
- ^ Барон 1976 , с. 294.
- ^ Гительман 1993 , с. 4.
- ↑ Сергийчук, В. Украинский Крым К. 2001, p. 150
- ^ Петлюра С. Статьи, письма, документы – Н. И. 1979 – Vol 2, p. 428
- ^ Марголин А. "Новая Палестина", декабрь 1926 г. также Тризуб, 1927 ч. 14 с. 13-14
- ^ Mykola Vladzimirsky. "Виктор Даниленко Проекты Еврейской Автономии в Советском Крыму" . Ukrlife.org . Retrieved 16 апреля 2013 .
- ^ "Демоскоп Weekly - Приложение. Справочник статистических показателей" . www.demoscope.ru . Retrieved 24 May 2019 .
- ^ Арад, Ицхак (27 мая 2020 г.). Холокост в Советском Союзе . ISBN 9781496210791 .
- ^ Yivoencyclepedia.org. Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «Евреи на Украине 1897 и 1900 годы» .
- ^ «Евреи на Украине 1926 и 1933 годы» .
- ^ Грег Доусон (2012). Суд перед Нюрнбергом: Холокост на Украине и первый нацист . Открытые дорожные медиа. ISBN 9781453226339 . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ «Приложение Демоскопа Weekly» . Демоскоп.ру. 15 января 2013 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2013 года . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ «Еврейское население мира, 2002 г.» (PDF) . www.ajcarchives.org . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июля 2020 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «При поддержке Google Документов» . Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ ЙИВО | Население и миграция: население после Первой мировой войны . Yivoencyclepedia.org. Проверено 14 апреля 2013 г.
- ^ Американский еврейский ежегодник 2012 . Издательство Спрингер . 2012. с. 225. ИСБН 9789400752047 .
- ^ «Визит в студию: Клон | Документирование реального и нереального» . Пузырь . 15 июня 2013 года . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ "Динамика численности еврейского населения Украины" . www.demoscope.ru . Retrieved 24 May 2019 .
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории – Украина» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 16 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт, Сьюзен (1994). Демоны на Днепре: сложное государственное формирование Украины (PDF) (на голландском языке). Институт общественности и политики. п. 84. ИСБН 978-90-6473-295-9 . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года. Биография автора. Архивировано 21 июля 2011 года в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с Институт Стивена Рота ; Лига, Бнай Брит. Борьба с диффамацией. Антисемитизм во всем мире . Издательство Рамот. п. 150.
- ↑ Рабинович сплачивает своих сторонников , Киев Пост (8 апреля 1999 г.)
- ↑ О численности и составе населения УКРАИНЫ по данным Всеукраинской переписи населения 2001 года. Архивировано 17 декабря 2011 года на Wayback Machine , Всеукраинская перепись населения (2001).
- ^ «Президент Украины распорядился вернуть 700 свитков Торы, конфискованных коммунистическим правительством», Служба религиозной информации Украины Новости, ноябрь 2007 г.
- ^ "РИСУ /Русский /Новости /Создан Украинский еврейский комитет для решения еврейских проблем в Украине" . архив.есть . 8 сентября 2012 года. Архивировано из оригинала 8 сентября 2012 года . Проверено 24 мая 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Выборы в Украине: партия президента Януковича заявляет о победе» . Новости Би-би-си . 29 октября 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Экстремальный выбор: «Свобода» разыгрывает националистическую карту – 18 октября 2012 г.» . КиевПочта . 18 октября 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Десять наиболее антиизраильских/антисемитских оскорблений 2012 года: основной антисемитизм угрожает миру во всем мире» . Архивировано из оригинала 21 декабря 2013 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Винер, Стюарт. «Украина одобряет оскорбление евреев «жидом» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Свобода: подъем украинских ультранационалистов» . Новости Би-би-си . 26 декабря 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Свобода: растущий призрак неонацизма на Украине» . Интернэшнл Бизнес Таймс . 27 декабря 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Итоги подсчета голосов – 09 ноября 2012 года» . КиевПочта . 9 ноября 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ "Партия регионов получила 185 мест в парламенте Украины, Батькивщина - 101 - ЦИК" . Интерфакс-Украина . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Эксперты оценивают подъем украинской партии «Свобода» | JPost | Новости Израиля» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2013 года.
- ^ Винер, Стюарт. Украина одобряет оскорбление евреев словом «жид» , The Times of Israel, 19 декабря 2012 г.]
- ^ «Свобода, пропагандирующая ненависть в Украине – 14 февраля 2013» . КиевПочта . 14 февраля 2013 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Укринформ – Украинское национальное информационное агентство» . www.ukrinform.net . Проверено 10 мая 2022 г.
- ↑ Олег Тягнибок: «Не следует требовать от трёх оппозиционных партий действовать полностью синхронно», The Ukraine Week (31 марта 2013 г.)
- ^ «Свобода» . Киев Почта . 25 сентября 2011 года . Проверено 25 сентября 2011 г.
- ^ «Украинская партия выбирает ксенофобского кандидата» . Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Тягнибок отрицает антисемитизм в «Свободе» - 27 декабря 2012» . КиевПочта . 27 декабря 2012 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Херсенхорн, Дэвид М. (9 ноября 2012 г.). «Украинские ультранационалисты демонстрируют удивительную силу на выборах» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Украинская партия пытается потерять антисемитский имидж» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 21 января 2013 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Антисемитизм в Украине в 2010 году» (PDF) . Хьюман Райтс Вотч . 7 октября 2010 г.
- ^ «Украинский кризис: Хронология» . Новости Би-би-си . 13 ноября 2014 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Антисемитская листовка «Донецкой Народной Республики» в Украине — мистификация» . Хранитель . 18 апреля 2014 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Дорелл, Орен. «Брошюра призывает евреев зарегистрироваться в Восточной Украине» . США СЕГОДНЯ . Проверено 10 мая 2022 г.
- ↑ Донецкая листовка: Евреи должны зарегистрироваться, иначе им грозит депортация , antisemitism.org (16 апреля 2014 г.)]
- ^ Перейти обратно: а б «Украинские евреи иммигрируют в Израиль на фоне растущих волнений» . Таймс Израиля . 4 мая 2014 года . Проверено 12 мая 2014 г.
- ↑ В Днепропетровске стильная Пасха, несмотря на грохот на Украине , Всемирная штаб-квартира Любавичей (27 апреля 2014 г.)
- ^ 150 евреев, бежавших из Украины, ждут боевых действий в Израиле , Еврейское телеграфное агентство , 7 августа 2014 г.
- ↑ Израиль спасает украинских евреев, оказавшихся в затруднительном положении в результате боевых действий, агентство Reuters (перепечатано в « Джерузалем Пост »), 27 мая 2014 г.
- ^ «Путин переходит на личности в Украине» . Bloomberg.com . 4 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2022 г. - через www.bloomberg.com.
- ^ «Россия и Украина воюют – все равно среди евреев» . 27 марта 2014 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ "Гройсман избран спикером Рады" . Интерфакс-Украина . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Украинский кризис и евреи: время надежды или отчаяния?» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 12 августа 2014 года . Проверено 28 июля 2014 г. «Украинский кризис и евреи: время надежды или отчаяния», Израильский журнал иностранных дел VIII: 2 (2014), стр. 77–85.
- ↑ Президент Украины выбрал еврейского политика следующим премьер-министром , «Джерузалем Пост» (14 апреля 2016 г.)
- ^ Хиггинс, Эндрю (24 апреля 2019 г.). «Новоизбранный президент Украины — еврей. Как и ее премьер-министр. Не все евреи там довольны» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 25 апреля 2019 года . Проверено 25 апреля 2019 г.
- ^ «В Украине пути к отступлению не пройдены» . aish.com . 27 февраля 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Еврейские-дети-из-приюта-и-ешивы-благополучно-прибывают-в-Румынию-и-Молдову.htm Chabbad.com, 1 марта 2022 г.» . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «СМОТРЕТЬ: Переезд Авдалы с еврейскими беженцами из Одессы» . 6 марта 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Спасение 100 евреев Украины в субботу» . aish.com . 3 марта 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ Гросс, Джуда Ари. «Сотни евреев, бегущих из Украины, прибудут в Израиль на следующей неделе» . www.timesofisrael.com . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Как раз к Песаху: министр иммиграции Израиля посещает Украину, чтобы вывезти евреев в Израиль» . Новости Израиля365 | Последние новости. Библейская перспектива . 7 апреля 2022 г. Проверено 10 мая 2022 г.
- ↑ Кершнер, Изабель (23 марта 2022 г.). «Война на Украине разжигает дебаты в Израиле о целях создания еврейского государства». Нью-Йорк Таймс. ISSN 0362-4331. Проверено 26 марта 2022 г.
- ↑ СМИ, 1 сентября 2023 г.
- ^ «РИСУ о еврейских общинах» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2005 года . Проверено 10 мая 2022 г.
- ^ «Хабад Днепропетровска - Днепропетровск, Украина» . Хабад.орг . Проверено 1 декабря 2015 г.
- ^ «Украинских раввинов считают« влиятельными иностранцами », Jewish & Israel News.
- ^ Шульман, Ян (15 января 2013 г.). «Крупнейший в мире еврейский общинный центр открывается в Днепропетровске, Украина» . Еврейский журнал . Архивировано из оригинала 5 марта 2013 года . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Чеслер, Хаим (22 октября 2012 г.). «Центр Менора: крупнейший еврейский комплекс в мире» . «Джерузалем Пост» . Проверено 1 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миля в их шкуре, Моше Гилад, RISU
- ^ https://www.kikar.co.il/world-news/s7zdsr
- ^ Специальные коллекции Университета Брингема Янга - Биография Сидора Беларского на lib.byu
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пинкус, Бенджамин (1988). Евреи Советского Союза: история национального меньшинства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-38926-6 .
- Левин, Нора (1988). Евреи в Советском Союзе с 1917 года: парадокс выживания . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 978-0-8147-5034-6 .
- Карр, Эдвард Халлетт (1971). Большевистская революция: 1917-1923 гг . Книги о пингвинах.
- Ротенберг, Джошуа (1970). «Еврейская религия в Советском Союзе». В Кочане, Лайонел (ред.). Евреи в Советской России с 1917 года . Лондон: Институт еврейских дел.
- Ротенберг, Джошуа (1972). Еврейская религия в Советском Союзе . Нью-Йорк: Паб Ктав. Дом. ISBN 0-87068-156-7 . ОСЛК 240873 .
- Шварц, Соломон М. (1951). Евреи в Советском Союзе . Издательство Сиракузского университета.
- Барон, Сало Виттмайер (1976). Российский еврей при царях и советах . Макмиллан. ISBN 978-0-02-507300-5 .
- Альтшулер, Мордехай (1993). Распределение еврейского населения СССР 1939 год . Еврейский университет Иерусалима, Центр исследований и документации восточноевропейского еврейства. ОСЛК 31729141 .
- Дмитришин, Василий (1956). Москва и Украина: 1918-1953: исследование национальной большевистской политики России . Букман Ассошиэйтс. OCLC 1022825225 .
- Дмитришин, Василий (1965). СССР: Краткая история . Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Гительман, Цви (1993). Еврейская идентичность в посткоммунистической России и Украине: неопределенная этническая принадлежность .
- Сойер, Томас Э. (11 июля 2019 г.), «Еврейское меньшинство в Советском Союзе: демографические и культурные характеристики» , Еврейское меньшинство в Советском Союзе , Routledge, стр. 29–55, doi : 10.4324/9780429312090-2 , ISBN 978-0-429-31209-0 , S2CID 211404686 , получено 1 февраля 2023 г.
- Шехтман, Дж. Б. (1970). «Евреи в Советской России». В Кочане, Лайонел (ред.). Евреи в Советской России с 1917 года . Лондон: Институт еврейских дел.
- Вайнриб, Бернар Дов (1970). «Антисемитизм в Советской России». В Кочане, Лайонел (ред.). Евреи в Советской России с 1917 года . Лондон: Институт еврейских дел.
- Вайнриб, Бернар Дов (1973). Евреи Польши: социальная и экономическая история еврейской общины в Польше с 1100 по 1800 год . Еврейское издательское общество. ISBN 978-0-8276-0016-4 .
- Величенко, Стефан (2021) Украинские революции и антиеврейские погромы * (historians.in.ua) .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Центры Хабад-Любавич в Украине
- Федерация еврейских общин СНГ
- Еврейские сельскохозяйственные колонии, прилегающие города и села Южной Украины.
- Веб-страница «Еврейские сельскохозяйственные колонии Юга Украины и Крыма» с названиями и картами еврейских поселений.
- Еврейский ренессанс в Одессе.
- Видео лекции доктора Генри Абрамсона о евреях Украины 17 века
- Еврейские корни в Украине и Молдове в Фонде Routes to Roots
- Архивная база данных Routes to Roots Foundation – поиск включает Украину и Молдову.
- База данных изображений Routes to Roots Foundation – поиск включает Украину и Молдову.