История евреев Одессы
![]() Члены 1-го общего собрания Одесского комитета 1890 г. | |
Общая численность населения | |
---|---|
12,380 [ 1 ] (2001) | |
Языки | |
Идиш , иврит , русский , украинский | |
Религия | |
Иудаизм, Атеизм |
История евреев Одессы восходит к 16 веку. С момента основания современного города в 1795 году Одесса стала домом для одного из крупнейших еврейских поселений на территории современной Украины. Они составляли крупнейшую этнорелигиозную группу в регионе на протяжении большей части XIX века и до середины XX века.
Фон
[ редактировать ]Евреи были частью экономической деятельности региона на протяжении многих веков. Начиная с 16 века, евреи польской короны селились на территории современной южной Украины , работая торговцами, импортерами и переводчиками среди казаков на Запорожской Сечи . Они также активно занимались экспортом товаров из Крыма на материк и владели значительной долей магазинов и таверн в регионе. После упразднения Запорожской Сечи в 1775 году, когда русские взяли под свой контроль эту территорию, евреи переселились в недавно основанные прибрежные города, один из которых был [ 2 ] : 34–35 Хажибей , который в 1795 году был переименован в Одессу. [ 2 ] : 24
Первыми еврейскими поселенцами в этом регионе, возможно, были евреи-сефарды , мигрировавшие из Крыма . В этом районе было найдено несколько надгробий, написанных на иврите и датированных 1765–1789 годами. [ 3 ] : 26
Начальный рост
[ редактировать ]К 1799 году еврейское население города насчитывало 317 человек, в том числе 187 мужчин и 130 женщин. [ а ] Примерно в этот период существовало множество еврейских религиозных учреждений, в том числе погребальное общество, синагога и школа для сирот под названием « Талмуд Тора» . Был построен хекдеш ( работный дом) и Кехилла (коммуна). организована [ 2 ] : 35
Иммиграция в регион происходила двумя отдельными волнами в течение первых двух десятилетий XIX века, от которых во многом зависел рост отдаленной и недавно сформированной еврейской общины. Как утверждает Стивен Зипперштейн , еврейские иммигранты «смотрели на Одессу с ее широкими улицами и зданиями из известняка как на мир, отличный от древних поселений, к которым они привыкли, и Одесса стала представлять евреям в других местах […] возможность нового начать, предлагая изменение климата, экономических возможностей и границ приемлемого религиозного поведения». [ 4 ] [ 2 ] : 32
Экономическая жизнь
[ редактировать ]Участие евреев в торговле сыграло важную роль в городе, несмотря на то, что число евреев сократилось с 240 в 1794 году до 135 в 1797 году. Согласно отчету за последний год, евреи владели большей частью торгового капитала города и доминировали в товарной торговле в городе. такие товары, как шелк, хлопок, шерсть, скобяные изделия, железо и обувь, и в значительной степени контролировали экспорт соли. Многие евреи также работали в русской армии мелкими торговцами или ремесленниками, пока находились в крепости. Однако только два еврея были достаточно богаты, чтобы записаться в категорию купцов (купцов) в 1801 году. Более богатые евреи жили в основном в центре города, а бедняки были сосредоточены на Молдаванке и Пересыпском районе. [ 2 ] : 39 [ 5 ] : 166
Вторая волна
[ редактировать ]
Вторая волна переселенцев, пришедшая с Волыни , Подолья , Белоруссии и города Броды , прибыла сразу вслед за первой. [ 6 ] : 197 Эти новые поселенцы осознали потенциальную важность российского черноморского порта и пытались извлечь выгоду из колебаний на рынке зерна. [ 2 ] : 36 Еще больше приездов еврейских семей произошло из города Херсона .
В отличие от первой волны, куда люди приезжали индивидуально, вторая волна характеризовалась приездом семьями. В период с 1809 по 1819 годы Одесса стала городом международного значения, что дало еврейской общине региона широкий спектр возможностей. Процесс иммиграции также ослабил обычно строгое соблюдение религиозной деятельности. Например, однажды вечером 1817 года городской раввин Бериш Бен Исраэль был забит до смерти на улице группой евреев, недовольных строгим соблюдением ритуального закона. [ 7 ] : 23
Галицкие евреи
[ редактировать ]Примерно в 1830-х годах галицкие евреи доминировали в роли посредников и агентов в городской торговле зерном , а также работали банкирами, торговцами и брокерами, при этом 86% брокеров в Одессе были евреями. [ 3 ] : 29 [ 2 ] : 43– Став самой богатой частью евреев, они взяли под свой контроль местную Кехиллу. [ 8 ] : 100 Даже после того, как российское правительство распустило все еврейские Кеиллы в 1844 году, Одесская Кейла продолжала функционировать как полуавтономный орган в регионе, заседания которого проводились через регулярные промежутки времени. [ 2 ] : 43
С 1837 по 1844 год число еврейских купцов, входивших в разряд купцов , увеличилось со 169 до 221. В 1842 году в городе евреям принадлежало 228 предприятий, 67 фабрик и мастерских, 26 посудных магазинов. К 1850 году евреи стали самой быстрорастущей группой в городской торговле и составляли ее большинство — из 5466 человек, занятых в коммерческой экономике в 1851 году, 2907 (53,2%) были евреями. [ 2 ] : 43
В 1826 году галицкие евреи открыли современную начальную школу, в которой преподавали как светские, так и еврейские предметы. [ б ] Несмотря на противодействие еврейских традиционалистов во главе с Моше Цви, [ с ] этот акт был поддержан городскими властями. В первый год в школу поступило более 250 учеников. Макс Лилиенталь отмечал, что в 1842 году в школе обучалось около 400–500 учеников. В 1852 году, когда школа была присоединена к государственной школьной системе, это число увеличилось до 2500. [ 2 ] : 46 [ 9 ] : 23
Бродская синагога
[ редактировать ]В 1840-х годах евреи Бродов арендовали свою первую синагогу. [ 8 ] : 100 на углу улиц Пушкина и Почтовой (ныне Жуковского) в относительно небольшом доме, принадлежащем богатому греческому бизнесмену Ксенису. Кантором был раввин Ниссан Блюменталь, приехавший из города Броды. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Реформирование синагог было одним из приоритетов Маскилима в городе, и оно оказалось успешным, поскольку синагога Бродского вскоре стала образцом еврейской молитвы в регионе. Старшая синагога Главаина, ранее известная как Бейт Кнессет Ха Гадоль, основанная в 1795 году и расположенная на главной артерии города (улица Ришелевская), была отреставрирована по образцу синагоги Бродского. [ 2 ]
В 1863 году Бродская синагога заявила о намерении построить новое сооружение. Приобретение выделенного участка и строительство обошлось в 35 646 рублей, внесли вклад 197 физических лиц. Он был спроектирован архитектором Иосифом Н. Колловичем в флорентийском готическом стиле. Построенная из местного известняка синагога, ставшая крупнейшей в южных областях Российской империи , была завершена в 1863 году. [ 13 ] и служил местной достопримечательностью мавританской архитектуры . Синагога Бродского стала самой известной синагогой Одессы и первой современной синагогой в Российской империи . [ 3 ] : 26 [ 2 ]
19 век
[ редактировать ]При Николае I гонения на евреев стали официальными. Основные положения, касающиеся евреев во время его правления, включали: призыв евреев, включая их детей, в 1827 году; положения об ограничениях на поездки и поселения , принятые в качестве закона в 1835 году; отмена системы Кахала в 1844 году; изгнание еврейского населения из Киева , Херсона и Севастополя ; и запреты на использование иврита и идиша в общественных местах. Царь также издал указ 1844 г., предусматривавший создание новых еврейских школ, подобных уездным и казенным школам, направленных на ассимиляцию евреев. [ 14 ]
Из-за блокады Одесского порта во время Крымской войны и последующего нарушения торговли экспорт города резко упал в десять раз с 1853 по 1855 год. Потери вынудили греческих магнатов города закрыть свои конторы, и городу не удалось вернуть потерянных клиентов. после войны. Однако, в отличие от греков, евреи смогли противостоять рецессии благодаря тесному контакту с производителями, что значительно улучшило их способность оценивать рынок и позволило им торговать с меньшей прибылью. [ 2 ] : 70–71 В результате доля Греции в экспортной торговле была быстро вытеснена долей евреев. К 1872–1875 гг. евреям принадлежало 60% торговых фирм и большая часть розничных магазинов города. [ 2 ] : 70

В 1860-е годы город стал центром современной еврейской интеллигенции. [ 2 ] : 71 Поскольку на идише говорит почти треть населения, в 1860-е годы город стал центром идишской литературы , сыграв большую роль в культурной трансформации российского еврейства. В Одессе существовало множество наиболее успешных еврейских учреждений, привлекавших многих еврейских интеллектуалов со всей России. [ д ] [ 2 ] : 3 [ 3 ]
Однако община стала жертвой возросшей напряженности в отношениях с представителями других национальностей. [ 3 ] : 50 что в конечном итоге переросло в открытый антисемитизм . [ 15 ] [ 16 ] Во время антиеврейских волнений 1821 года в Одессе, произошедших после смерти греческого православного патриарха в Константинополе, было убито 14 евреев. Всего погромы в Одессе проводились в 1821, 1859, 1871, 1881 и 1905 годах . [ 17 ] хотя Еврейская энциклопедия не считает бунт 1821 года примером такового. Этот термин стал обычным явлением после того, как волна крупномасштабного антиеврейского насилия охватила юг Российской империи, включая Украину, в период с 1881 по 1884 год, спровоцированная слухами, обвиняющими евреев в убийстве Александра II .
Кроме того, Майские законы 1882 года дали толчок политической активности среди российских евреев и массовой эмиграции. Более двух миллионов евреев бежали из России в период с 1881 по 1920 год, подавляющее большинство эмигрировало в Соединенные Штаты и Османский регион, который стал Палестиной , а город стал важной базой поддержки сионизма . [ 18 ]

В 1882 году члены Билу и Ховевей Цион совершили то, что стало известно как Первая алия в Палестину , которая тогда была частью Османской империи. Первоначально эти организации не были официальными, и для достижения юридически признанной структуры еврейская организация должна была быть зарегистрирована как благотворительная в различных европейских странах; Американские евреи предоставили большую часть финансирования. После трудных переговоров российское правительство в начале 1890 года одобрило создание Общества поддержки еврейских земледельцев и ремесленников в Сирии и Палестине, также известного как Одесский комитет . [ 19 ] : 45 Он базировался в Одессе и возглавлялся Леоном Пинскером и занимался практическими аспектами создания еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Царское правительство также время от времени поощряло еврейскую эмиграцию. [ 20 ] До Первого сионистского конгресса 1897 года Одесский комитет насчитывал более 4000 членов. Когда в 1897 году была основана Сионистская организация , к ней присоединилось большинство обществ Ховевей Цион . Одесский комитет продолжал действовать до своего закрытия в 1913 году. [ 21 ] : 915
Однако, несмотря на усилия по пропаганде сионизма и последующую эмиграцию, доля евреев в населении Одессы оставалась довольно постоянной - около 35%. Даже после Первой мировой войны и Гражданской войны в России в Одессе проживало более 150 000 евреев, что составляло 36,7% от общей численности населения. [ 14 ]
Вторая мировая война и после нее
[ редактировать ]
Во время Второй мировой войны Одесса подверглась нападению объединенных сил румынских и немецких войск в августе 1941 года. После 73-дневной осады Одессы город был захвачен и передан под управление Румынии , став столицей Приднестровской губернии . 23 октября, с прибытием в город войск Оси явиться в село Дальник , был издан приказ, предписывающий всем людям еврейского происхождения на следующий день ; около 5000 евреев подчинились. Первые 50 человек были доставлены к противотанковому рву и расстреляны командиром 10-го пулеметного батальона подполковником Николае Деляну. От 5 000 до 10 000 евреев были убиты, многие взяты в заложники. За первую неделю пребывания румын в Одессе город потерял около 10% своего населения. [ 22 ]
Около 25 000 одесских евреев были убиты на окраине города и более 35 000 депортированы; это стало известно как Одесская резня . Большинство злодеяний было совершено в течение первых шести месяцев оккупации и совершено айнзацгруппами эскадронов смерти. К 17 октября 1941 года 80% из 210 000 евреев региона были убиты. [ 23 ] Это отличалось от евреев в самой Румынии, где большинство из них выжило. [ 24 ]
Когда нацистские войска потеряли позиции на Восточном фронте, румынская администрация внесла поправки в свою политику и отказалась депортировать оставшееся еврейское население Восточной Европы в лагеря смерти, расположенные в оккупированной немцами Польше , разрешив евреям работать в качестве наемных рабочих. В отличие от других территорий оккупированной Восточной Европы, выживаемость еврейского населения в Одессе была значительно выше. После войны евреи составляли более десяти процентов населения Одессы, и их можно было найти в большинстве профессиональных групп, от портовых грузчиков и неквалифицированных рабочих до интеллектуальной элиты. [ 25 ]
С 1970-х годов большая часть оставшегося еврейского населения эмигрировала в двух различных алиях: одна в 1970-х годах , а другая после распада Советского Союза . Эмигранты уехали в основном в Израиль , но некоторые также переехали в Еврейскую автономную область или другие страны, сокращая еврейскую общину в регионе. [ 26 ]
Историческая демография
[ редактировать ]С 1880 по 1920 год Одесса была второй по величине еврейским населением в Российской империи. [ 27 ] [ 28 ]
В год основания (1795 г.) население города составляло 2500 человек. В 1848 году население города возросло до более чем 90 000 человек, что сделало его третьим по величине городом в Российской империи . [ 29 ] Этот рост был обусловлен массовым притоком иммигрантов, что привело к увеличению населения с 86 729 человек в 1849 году до 193 500 человек в 1873 году. В 1826 году евреи составляли 89% от общей численности населения города. [ 2 ] : 41 В 1892 году население выросло до 404 000 человек, причем евреи составляли вторую по величине группу. [ 2 ] Русских было 198 233, за ними следовали 124 511 евреев (49,09% и 30,83% населения соответственно). Однако только 38,5% евреев родились в городе. Соответственно, еврейское население южных губерний Новороссии увеличилось на 333% в период с 1844 по 1880 год, и евреи составляли около 5,6% от общей численности населения России. [ 2 ] : 32
1858 [ 20 ] | 1892 [ 2 ] | 1926 | 1939 | 1970 [ 30 ] | 2001 [ 1 ] |
---|---|---|---|---|---|
неизвестный | 198 233 россиян (49,09%) | Россияне: 162 789 (39,97%) | 186 610 россиян (30,88%) | неизвестный | 291 908 россиян (29,0%) |
14 000 евреев (14%) | 124 511 евреев (30,83%) | 153 243 еврея (36,69%) | 200 961 еврей (33,26%) | 116 000 евреев (13%) | 12 380 евреев (1,23%) |
Галерея
[ редактировать ]Синагоги
[ редактировать ]-
Холодная синагога
-
Синагога Ор Сомаяч
-
Синагога Бейт Хабад
-
Синагога Нахлас Элиэзер
-
Синагога Нового Рынка
-
Синагога на Малой Арнаутской
-
Синагога на Молдаванке
-
Караим Генезис
Другие здания
[ редактировать ]-
Главный корпус Еврейской больницы в Одессе
-
Концертный зал Союза , построенный Взаимной ассоциацией еврейских служащих.
-
Здание бывшего Трудового техникума
-
Дом еврейского общества
Сноски
[ редактировать ]- ^ подробную историю демографии см. в разделе «Демография».
- ^ Первоначальная учебная программа включала такие предметы, как иврит, Талмуд , каллиграфия, арифметика, немецкий и русский язык.
- ^ Моше Цви, ласково известный как Хасит'л хаят (маленький хасидский портной или просто набожный портной), он был родом из хасидской семьи Саврана , города, расположенного в 120 милях (190 км) от Одессы.
- ↑ Наиболее выдающимися среди них являются Хаим Нахман Бялик , Саул Черниховский , Ахад Хаам и Саймон Дубнов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б "Одесса – мой город: Одесса в цифрах" . Официальный портал города Пасхи.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Зипперштейн, Стивен (1985). Евреи Одессы: история культуры, 1794–1881 гг . Стэнфорд, Калифорния : Издательство Стэнфордского университета . стр. 1–6, 30–48, 56–62. ISBN 9780804766845 . Архивировано из оригинала 4 декабря 2020 года . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Тэнни, Джаррод (2011). Город разбойников и шнорреров: российские евреи и миф о старой Одессе . Издательство Университета Индианы. п. 26. ISBN 9780253001382 .
- ^ Коттон, Мэтью (2 мая 2015 г.). «Адский огонь и революция: евреи Одессы и произведения Исаака Бабеля» (PDF) . Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ Зипперштейн, Стивен Дж. (21 ноября 2013 г.). Представление о российском еврействе: память, история, идентичность . ISBN 9780295802312 .
- ^ Уолден, Джошуа С. (19 ноября 2015 г.). Кембриджский спутник еврейской музыки . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107023451 .
- ^ «Еврейское обществознание» . 29 августа 1982 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б Тэнни, Джаррод Митчелл (2008). «Город разбойников и шнорреров: миф о старой Одессе в русской и еврейской культуре» .
- ^ Рубен, Брюс Л. (1 декабря 2011 г.). Макс Лилиенталь: Создание американского раввината . Издательство Государственного университета Уэйна. ISBN 978-0814336670 – через Google Книги.
- ^ «ОДЕССА — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Архивировано из оригинала 5 июня 2016 года . Проверено 15 мая 2016 г.
- ^ Киршенблатт-Гимблетт, Барбара; Карп, Джонатан (11 февраля 2013 г.). Искусство быть евреем в наше время . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812208863 .
- ^ «ХОРЫ» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие. Архивировано из оригинала 28 августа 2016 года.
- ^ Ханин, Владимир (1 января 1998 г.). «Раввинская революция? Религия, власть и политика в современном украинском еврейском движении». Обзор еврейских политических исследований . 10 (1/2): 73–91. JSTOR 25834416 .
- ^ Перейти обратно: а б "Евреи~ Энциклопедия Украины, т. 2 (1988)" . Архивировано из оригинала 1 марта 2021 года . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Еврейская община Одессы» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот. Архивировано из оригинала 21 сентября 2020 года . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Одесса: город, рожденный снова и снова» , Кэтрин Авгеринос и Джош Уилсон
- ↑ Одесские погромы . Архивировано 21 января 2007 года в Wayback Machine Центра еврейского самообразования «Мория».
- ^ Виталь, Дэвид (26 июля 2001 г.). Народ отдельно: политическая история евреев в Европе 1789-1939 гг . ISBN 978-0-19-924681-6 .
- ^ Шафир, Гершон (19 августа 1996 г.). Земля, труд и истоки израильско-палестинского конфликта, 1882–1914 гг . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520204010 .
- ^ Перейти обратно: а б Брасс, Пол Р. (27 июля 2016 г.). Бунты и погромы . Спрингер. ISBN 9781349248674 – через Google Книги.
- ^ Курта, Флорин; Холт, Эндрю (28 ноября 2016 г.). Великие события в религии: Энциклопедия ключевых событий в истории религии [3 тома] . ISBN 9781610695664 .
- ^ Эксуорси, Марк; Скафеш, Корнел И.; Крэчунойу, Кристиан (1995). Третья ось, четвертый союзник: румынские вооруженные силы в европейской войне, 1941–1945 гг . стр. 48–60. ISBN 9781854092670 .
- ^ Ричардсон, Таня (2008). Калейдоскопическая Одесса: история и место в современной Украине . Университет Торонто Пресс. п. 33. ISBN 978-0-8020-9563-3 .
- ^ «Парадокс Антонеску» . Внешняя политика . 5 февраля 2016 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2021 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Фридберг, Морис (1989). Как дела обстояли в Одессе: культурные и интеллектуальные занятия в советском городе 1970-х годов (PDF) . Одесса: Национальный совет советских и восточноевропейских исследований. Архивировано (PDF) из оригинала 22 декабря 2020 г. Проверено 25 июля 2021 г.
- ^ "О количестве и составе населения Одесской области по итогам Всеукраинской переписи населения 2001 года" . 2001.ukrcensus.gov.ua (in Russian). Archived из original на 20 октября 2013 . Retrieved 24 июля 2021 .
- ^ Фрэнк, Бен (18 октября 2011 г.). Рассеянное племя: путешествие диаспоры с Кубы в Индию, на Таити и за его пределы . ISBN 9780762777471 .
- ^ Бенджамин, Родни; Себон, Дэвид (2012). Забытый сионист: Жизнь Соломона (Сиомы) Янкелевича Якоби . ISBN 9789652295712 .
- ^ Козельский, Мара (2010). Христианизация Крыма: формирование сакрального пространства в Российской империи и за ее пределами . Издательство Университета Северного Иллинойса. п. 20. ISBN 9780875804125 .
В 1795 году население Одессы составляло менее 2500 человек, а в 1848 году население достигло более 90 000.37 Через пятьдесят пять лет после основания она стала третьим по величине городом империи и южной столицей России.
- ^ Гартнер, Арье; Гартнер, Ллойд П.; Гартнер, профессор современной еврейской истории Ллойд П. (26 июля 2001 г.). История евреев в Новое время . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-289259-1 – через Google Книги.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Зипперштейн, Стивен (1991). Евреи Одессы: история культуры, 1794–1881. ISBN 0-8047-1962-4