Бытие
Кенеса k ٝ ( караим: כְּנִיסָא nîsāʾ ) — восточноевропейская или персидская караимская синагога .
Кенесы похожи на раввинские синагоги . В Восточной Европе они расположены по оси север-юг (лицом к Иерусалиму ). Начиная с северного входа, в кенесе располагаются:
- Вестибюль ( азар ), где верующие снимают обувь. Дальше носить обувь запрещено.
- Мошав Зекеним ( מושב זקנים , для стариков скамейки ): деревянные скамейки для стариков и скорбящих, обычно под низким потолком. Чердак над этим потолком отведен для женщин, которые остаются невидимыми для мужчин на первом этаже.
- Шулхан ( ивр . שולחן «стол»): главный зал. Традиционное караимское богослужение совершалось на коленях. Раньше полы кенесы были устланы коврами; в современных кенессах скамейки находятся в главном зале. [ нужна ссылка ]
- Хекхал , или алтарь ( היכל ): возвышенная подставка для ритуального ковчега и священника.
Некоторые кенесы также имеют ширму . [ нужна ссылка ]
Этимология
[ редактировать ]Слово происходит от арабского كنيسة «церковь» или كنيس «синагога» (в конечном итоге от семитского корня kns в значении «собираться»). [1] и впервые встречается в караимских и караимских текстах на иврите конца девятнадцатого века. До этого и обычно после этого караимы использовали стандартные еврейские термины בית הכנסת и синагога . В Галиции слово часто сокращали до kensa еще в 1903 году. [1]
В русском языке оно обычно произносится кенаса (kenasá) с предельным ударением. [2] Некоторые утверждают, что оно имеет персидское или арамейское происхождение. [3]
Выжившие кенесы
[ редактировать ]было 20 кенесов В бывшей Российской империи , из них девять в Крыму (к 1918 году добавились еще два). Все сохранившиеся кенесы причислены к памятникам-памятникам, однако многие из них находятся в ветхом состоянии, а другие, как Севастопольские кенесы, хотя и находятся в лучшем состоянии, находятся в ведении органов государственной власти или частных владельцев, а не караимских общин. Основное, действующее место караимского богослужения в Украине находится в Евпатории , Крым . Фактически он содержит две независимые кенесы, вновь открытые для публики в 2005 и 1999 годах.
Караимские синагоги в Литве были построены в 14 веке в Тракае , Биржае , Кедайняе , Паневежисе и Вильнюсе . Кенеса начала 20-го века до сих пор стоит в Тракае , Литва , и еще одна в Вильнюсе ; оба находятся в эксплуатации. В Галиции , где караимы проживали с 13 века, не сохранилось караимских синагог; последняя кенеса в Галиче была разрушена Советским Союзом в 1985 году. только караимская синагога в Стамбуле сохранилась В Турции .
Галерея
[ редактировать ]- Паневежис , Литва, 1939 г.
- Караимская кенеса, Севастополь . Закрыт в 1931 году, сейчас используется под спортивную школу.
- Караимская кенеса архитектора Городецкого в Киеве
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кизилов Михаил (24 июля 2015 г.). Сыны Священного Писания: караимы в Польше и Литве в двадцатом веке . Вальтер де Грюйтер. п. 48. ИСБН 978-3-11-042526-0 . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Кизилов, Михаил (24 июля 2015 г.). «2 Между израильтянами и хазарами: 1900–1918» . Сыны Писания – караимы в Польше и Литве в ХХ веке . Де Грютер Открытый чемпионат Польши. стр. 34–108. дои : 10.1515/9783110425260-005 . ISBN 978-3-11-042526-0 .
- ^ «Изучающий еврейские языки читает «Неизвестные луцкие караимские письма Михала Немета еврейской письменностью (19–20 вв.). Критическое издание» . czasopisma.karaimi.org . Проверено 9 февраля 2022 г.
- Album "Karaite kenassas in Eupatoria and other kenassas of the world", ed. by V. V. Mireyev, Simpferopol, 2006 = Альбом "Комплекс караимских кенасс в Евпатории и другие кенассы в мире", ред. В. В. Миpеев, Cимферополь, 2006