кантонист
Cantonists ( Russian : кантонисты ; more properly: военные кантонисты , "military cantonists" [1] ) были несовершеннолетними сыновьями срочников в Российской империи . С 1721 года их обучали в специальных «кантонистских школах» ( Кантонистские школы школы назывались гарнизонными ) для будущей военной службы ( в 18 веке ). Кантонистские школы и кантонистская система были в конечном итоге упразднены в 1857 году после общественной и международной критики, а также поражения России в Крымской войне . [2] [3] [4]
школы XVIII - начала XIX Кантонистские . веков
Кантонистские школы были созданы по указу царя Петра Великого в 1721 году , согласно которому каждый полк должен был содержать школу на 50 мальчиков. Их набор был увеличен в 1732 году, и этот срок был установлен с 7 до 15 лет. Учебная программа включала грамматику и арифметику, и тех, кто имел соответствующие способности, обучали артиллерии , фортификации , музыке и пению, писарю , конной ветеринарии или механика. Тех, кто не обладал такими талантами, обучали столярному , кузнечному , сапожному и другим ремеслам, полезным для армии. Наиболее способных обучали еще 3 года, до 18 лет. Все поступили на военную службу по завершении учебы. Указ 1758 г. требовал, чтобы все дети военнослужащих мужского пола обучались в кантонистских школах. В 1798 году в Петербурге был основан военный «приют-сирота», в его честь были переименованы все полковые училища, общее число учащихся достигло 16 400 человек.
В 1805 году школы были реорганизованы, и всех детей теперь стали называть кантонистами . После Отечественной войны 1812 года их число резко возросло, когда многие осиротевшие дети погибших на войне военнослужащих добровольно поступили в кантонистские школы. В этот период учебная программа кантонистских школ была эквивалентна учебной программе гимназий , а военные предметы не преподавались.
В 1824 году все кантонистские училища были подчинены начальнику военных поселений графу Алексею Аракчееву , а в 1826 году они были организованы в кантонистские батальоны. Стандарты учебной программы значительно снизились, и она была ограничена предметами, полезными для армии.
Во время правления Николая I в России число кантонистов достигло 36 000 человек. Несколько кантонистских батальонов стали специализированными: они готовили ревизоров, артиллеристов, инженеров, военных хирургов, картографов.
К категории кантонистов добавились еще дети. Со временем в список были включены и дети уволенных солдат, внебрачные дети сослуживцев или вдов и даже подкидыши.
Было несколько исключений:
- Законные сыновья штаб-офицеров и все офицеры награждены орденом Святого Владимира 4-й степени.
- Единственный сын младшего штабного офицера из общего числа его детей, если у него не было сыновей, родившихся после достижения им офицерского звания.
- Единственный сын младшего офицера, искалеченный в бою.
- Одинокий сын вдовы младшего офицера или рядового, погибшего в бою или умершего во время службы.
Были значительные различия в служебных обязанностях кантонистов:
- Дети дворянства должны были служить в течение 3 лет по окончании учебы.
- Дети старших офицеров – 6 лет.
- Дети священнослужителей – 8 лет.
- Все остальные социальные категории – 25 лет.
и этнические Кантонизм меньшинства
Производился насильственный призыв несовершеннолетних рекрутов из населения коренных народов, старообрядцев , цыган и простых бродяг с 1805 года, евреев с 1827 года и поляков с 1831 года . [5]
Существовали некоторые существенные различия в обращении с евреями и неевреями: все остальные должны были предоставить призывников в возрасте от 18 до 35 лет, в то время как для евреев возрастной предел составлял 12–25 лет, и был оставлен на усмотрение еврейского кагала выбор . призывники любого возраста, который они решили. Таким образом, на практике еврейских детей часто призывали в армию в возрасте восьми или девяти лет. [6] Эта система создала непропорционально большое количество еврейских кантонистов и предала утилитарную программу статута: привлечь тех, кто с большей вероятностью будет подвержен внешнему влиянию и, следовательно, ассимиляции.
Евреи [ править ]
После 1827 года этот термин стал применяться к еврейским и караимским мальчикам. [7] [8] [9] которые были призваны на военную службу в возрасте двенадцати лет и отправлены на шестилетнее военное обучение в кантонистские школы. Как и все другие призывники , они должны были служить в Российской Императорской армии в течение 25 лет после окончания учебы (в 1834 году срок был сокращен до 20 лет плюс пять лет запаса, а в 1855 году — до 12 лет плюс три года запаса). ). [10] Согласно «Положению о призывной повинности», подписанному царем Николаем I в России 26 августа (7 сентября по новому стилю ) 1827 года, евреи подлежали обязательной личной военной службе и подлежали той же норме призыва, что и все другие податные сборы. поместья («сословия») в Российской империи. Общая численность призывников была единой для всех популяций (четыре призывника на каждую тысячу подданных); однако фактическая вербовка осуществлялась местными кагалами , поэтому непропорционально большое количество еврейских призывников было несовершеннолетними. [5]
После польского восстания 1831 года детей политических заключённых и мальчиков на улицах захваченных городов часто похищали и помещали в кантонистские школы с целью их русификации. [11] см . Включение польских детей в состав Российской императорской армии (1831–1832 гг.) подробнее .
Подавляющее большинство евреев вошло в состав Российской империи с территориями, приобретенными в результате последних разделов Польши 1790-х годов; их гражданские права были жестко ограничены (см. Черта оседлости ). Большинству не хватало знания официального русского языка . До 1827 года евреи облагались двойным налогом вместо обязанности служить в армии. [12] и их включение должно было облегчить это бремя. Однако количество новобранцев уменьшило количество молодых людей, которые могли пойти на работу, и это в сочетании с политическими ограничениями привело к повсеместной нищете.
Россия была разделена на северную, южную, восточную и западную «призывные зоны», и сбор ежегодно объявлялся только для одной из них. Черта еврейского расселения находилась вне призыва в паровые годы, поэтому призыв в целом и кантонистов в частности происходил один раз в четыре года, за исключением периода Крымской войны , когда призыв был ежегодным. В первом призыве 1827 года приняли участие около 1800 еврейских призывников; по решению кагала половина из них были детьми. В 1843 году система воинской повинности была распространена на ранее освобожденное от нее Королевство Польское.
еврейской общины внутри Напряженность
«Указ от 26 августа 1827 г.» предусматривал военную службу евреев и разрешал их призыв в армию в возрасте от двенадцати до двадцати пяти лет. Каждые четыре года еврейская община должна была поставлять четырех рекрутов на тысячу населения. Для всех общин были установлены строгие квоты, а кагалам была поручена неприятная задача по проведению воинской повинности в еврейских общинах. Поскольку члены купеческой гильдии , сельскохозяйственные колонисты, фабричные механики, духовенство и все евреи со средним образованием были освобождены от уплаты налога, а богатые подкупили себя, чтобы избежать призыва своих детей, потенциальных призывников было меньше; принятая политика глубоко обострила внутреннюю еврейскую социальную напряженность. Стремясь защитить социально-экономическую и религиозную целостность еврейского общества, кагалы всячески старались включать в призывные списки «бесполезных евреев», чтобы главы податных семей среднего класса были преимущественно освобождены от призыва в армию, тогда как одинокие евреи, а также «еретики» ( Были призваны в армию люди, находящиеся под влиянием Хаскалы ), нищие, изгои и дети-сироты. Они использовали свою власть для подавления протестов и запугивания потенциальных информаторов, стремившихся разоблачить произвол кагала перед российским правительством. В некоторых случаях общинные старейшины убивали наиболее грозных доносчиков (как, например, дело Ушицы , 1836 г.), см. Месира .
Правило зонирования было приостановлено во время Крымской войны , когда воинская повинность стала ежегодной. В этот период лидеры кагалов нанимали информаторов и похитителей ( русские : ловчики , латинизированные : ловчики , хапперы ), поскольку многие потенциальные призывники предпочитали бежать, а не подчиняться добровольно. В случае невыполнения квот часто брали мальчиков восьми лет и даже младше.
Обучение и давление, побуждающее к обращению [ править ]
Все кантонисты институционально недокормились, и их поощряли воровать еду у местного населения, подражая спартанскому формированию характера. Однажды в 1856 году еврейскому кантонисту Ходулевичу удалось украсть царские часы во время военных игр в Умани . Его не только не наказали, но за доблесть ему дали награду в 25 рублей. [15] [16]
Мальчики в кантонистских школах получали обширную подготовку по русской грамматике (а иногда и литературе) и математике, в частности геометрии, необходимой для военно-морской и артиллерийской службы. Те, кто проявил способности к музыке, обучались пению и инструментальной музыке, поскольку Императорская армия имела большой спрос на военные духовые оркестры и хоры. Некоторые кавалерийские полки содержали конные отряды игроков на торбане , их также поставляли кантонистские школы. Некоторые кантонистские школы также готовили механиков огнестрельного оружия, ветеринаров для кавалерии и администраторов («ревизоров»).
Официальная политика заключалась в поощрении их обращения в государственную религию православие , а еврейских мальчиков принуждали к крещению . Поскольку кошерная пища была недоступна, они столкнулись с необходимостью отказа от еврейских диетических законов . Польские мальчики -католики подвергались аналогичному давлению с целью обращения и ассимиляции, поскольку Российская империя была враждебна католицизму и польскому национализму. Первоначально обращений было немного, но после эскалации миссионерской деятельности в кантонистских школах в 1844 году около трети всех еврейских кантонистов подверглись обращению.
Другое [ править ]
В эпоху аракчеевских ( военных поселений 1809–1831) коренные крестьяне, попадавшие на территорию военного поселения, подлежали привлечению в армию различными способами. В частности, дети коренных народов (до 18 лет) считались военными кантонистами и делились на три возрастные группы: младшие (до 7 лет), средние (8–12 лет) и старшие, причем последняя группа относилась к военное училище пос. Несовершеннолетние оставались с родителями, а несовершеннолетние сироты были переданы военным поселенцам с выплатой 10 рублей . Все новорожденные мужского пола автоматически становились кантонистами. Позже выяснилось, что вместо 11 лет хватило 8 лет военной подготовки. Соответственно, были изменены возрастные группы: до 10, до 14 и до 18 лет. [17]
После польского восстания 1831 года детей политических заключённых и мальчиков на улицах захваченных городов часто похищали и помещали в кантонистские школы для русификации : [11] см . Включение польских детей в состав Российской императорской армии (1831–1832 гг.) подробнее .
В армии [ править ]
Для всех кантонистов 25-летний срок службы начинался после достижения 18-летнего возраста и призыва в армию.
Дискриминационные правила гарантировали, что необращенным евреям будет запрещено продвигаться по службе в армии. По словам Бенджамина Натанса,
... формальное включение евреев в армию Николая I было быстро скомпрометировано законами, разграничивающими солдат-евреев от солдат-неевреев. Менее чем через два года после указа 1827 г. о воинской повинности евреи были отстранены от участия в некоторых элитных частях, а начиная с 1832 г. к ним применялись отдельные, более строгие критерии продвижения по службе, требовавшие от них «отличиться в бою с врагом». [18]
Евреям, отказавшимся принять христианство, было запрещено подниматься выше звания «унтер-офицер», то есть унтер- офицера ; в XIX веке было зарегистрировано всего восемь исключений. [ нужна ссылка ] Эти ограничения не были сняты до Февральской революции 1917 года.
Некоторые крещеные кантонисты в конечном итоге достигли высоких чинов в Имперской армии и флоте; среди них были генералы Арнольди, Цейль; адмиралы Кауфман, Сапсай, Кефали.
Литературные ссылки [ править ]
Судьбу кантонистов иногда описывали классики идиша и русской литературы .
Александр Герцен в книге « Мое прошлое и мысли» описал свою мрачную встречу с еврейскими кантонистами. Во время конвоирования в ссылку в 1835 году в Вятку Герцен встретил отряд истощенных еврейских кантонистов лет восьми лет, которых вели маршем в Казань . Их (сочувствующий) офицер пожаловался, что третий уже умер. [19]
Николай Лесков описал несовершеннолетних еврейских кантонистов в своем рассказе 1863 года «Овцебык» (Овцебык).
Иуда Стейнберг описал несовершеннолетних еврейских кантонистов в своем романе «В те дни» (английский перевод 1915 года с иврита). [20]
Агония польских детей, включенных в состав Русской императорской армии, была представлена в Юлиуша Словацкого « Анхелли поэме » .
политики кантонистской и результаты Отмена
Кантонистская политика была отменена указом царя Александра II от 26 августа 1856 года после поражения России в Крымской войне , которое сделало очевидной острую необходимость модернизации российских вооруженных сил. Тем не менее призыв детей продолжался до 1859 года. [21] Все необращенные кантонисты и новобранцы в возрасте до 20 лет были возвращены своим семьям. Несовершеннолетних обращенных кантонистов отдавали крестным родителям. Однако реализация отмены заняла почти 3 года.
По оценкам, от 30 000 до 70 000 еврейских мальчиков служили кантонистами, их число было непропорционально велико по сравнению с общим числом кантонистов. Еврейские мальчики составляли около 20% кантонистов в школах Риги и Витебска и до 50% в школах Казани и Киева . Общая оценка на 1840–1850 годы, по-видимому, составляла около 15%. В целом евреи составляли непропорционально большое количество новобранцев (десять на каждую тысячу мужского населения вместо семи на каждую тысячу). [22] их число утроилось во время Крымской войны (1853–1856) .
По завершении срока призыва бывшим кантонистам разрешалось жить и владеть землей в любой точке Империи, за пределами черты оседлости . Первыми еврейскими общинами в Финляндии были завершившие свою службу еврейские кантонисты. Уровень обращения в веру в целом был высоким, около одной трети, как и возможные смешанные браки. Большинство из них так и не вернулись в свои дома. [23]
Статистика [ править ]
Еврейские кантонисты рекрутировались в 1843–1854 гг., по данным российского военного министерства. Только за перечисленные ниже одиннадцать лет всего было призвано 29 115 детей. На основании этих данных было подсчитано, что в период с 1827 по 1856 год их было более 50 000. [5]
- 1843 – 1,490
- 1844 – 1,428
- 1845 – 1,476
- 1846 – 1,332
- 1847 – 1,527
- 1848 – 2,265
- 1849 – 2,612
- 1850 – 2,445
- 1851 – 3,674
- 1852 – 3,351
- 1854 – 3,611
См. также [ править ]
- Фильм 1917 года: «Кантонисты», историческая драма, режиссёр и сценарист Александр Аркатов.
Военная подготовка детей [ править ]
- Система Девсирме
- Янычар
- Гарнизонная школа
- Suvorov Military School
- Нахимовское военно-морское училище
евреев Дополнительное бремя для
- Воздержание (призыв на военную службу)
- Джизья – налог
- Лейбцолл – налог
- Больше еврейского
- Талладж
Ссылки [ править ]
- ^ Levanda, Vitaliĭ Osipovich (1874). "Полный хронологическій сборник законов и положеній, касающихся евреев: от Уложенія Царя Алексѣя Михайловича до настоящаго времени, от 1649-1873 г" [A complete chronological collection of laws and regulations concerning the Jews: from the Code of Tsar Alexei Mikhailovich to the present, from 1649-1873] (in Russian).
- ^ Розенталь, Герман. «Кантонисты» . Еврейская энциклопедия . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ «Кантонисты» . Энциклопедия.com . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Чимбальмош, Мерседес (24 сентября 2020 г.). «Финские еврейские смешанные браки с 1917 года» . Орхусский университет . Проверено 11 августа 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Кантонисты» [Кантонисты]. Краткая еврейская энциклопедия (на русском языке). Том. 4. Иерусалим: Общество исследования еврейских общин в сотрудничестве с Еврейским университетом Иерусалима . 1988.
- ^ Рабинович, Х. (1970). Мир хасидизма . Лондон: Хартмор Хаус. п. 132. ИСБН 0-87677-005-7 .
- ^ Стампфер, Шауль. Караимский сепаратизм в России XIX века .
- ^ Луцкий, Иосиф Соломон. Послание об избавлении Израиля . Филип Э. Милль.
- ^ Луцкий, Джозеф Соломон (октябрь 1995 г.). «Рецензируемая работа: Караимский сепаратизм в России девятнадцатого века: Послание Иосифа Соломона Луцкого об освобождении Израиля, Филип Э. Миллер». Русское обозрение . 54 (4): 628–630. дои : 10.2307/131633 . JSTOR 131633 .
- ^ Блюм, Джером (1971). Господин и крестьянин в России: с девятого по девятнадцатый век . Издательство Принстонского университета. стр. 465–466. ISBN 0-691-00764-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рудный, Войцех (29 июня 2004 г.). «Влияние Ноябрьской революции на дело Польши» [После польского январского восстания] (на польском языке). Racjonalista.pl . Проверено 28 июля 2012 г.
- ^ "ЕВРЕИ В РУССКОЙ АРМИИ И УНТЕР ТРУМПЕЛЬДОР" (in Russian). International Military Historical Association. 31 August 2009.
- ^ Гительман, Цви Ю. (2001). Век двойственности: евреи России и Советского Союза с 1881 года по настоящее время . Издательство Университета Индианы . стр. https://books.google.com/books?id=3f2rng6jDW4C&pg=PA5&ots=0aRGHfEUYy&dq=tsam+cantonist&sig=uwxhmQ9dDoNGnnQXmd-36N8ubqI 5. ISBN 0-253-33811-5 .
- ^ «Герцль Янкль Цам» . За чертой черты .
- ^ Петровский-Штерн 2008 , с. 90–110.
- ^ "Евреи в русской армии. 1827-1914" [Евреи в русской армии. 1827-1914] (на русском языке). Архивировано из оригинала 9 июля 2021 г. Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Туркестанов, НК (1871). Граф Аракчеев и военные поселения 1809-1831 гг. [ Граф Аракчеев и военные поселения 1809-1831 гг .]. стр. 109 . ISBN 5518040083 .
- ^ Натанс, Бенджамин (2002). За чертой: встреча евреев с поздней имперской Россией . Издательство Калифорнийского университета . п. 29.
- ^ (in Russian) Alexander Herzen . "Былое и думы" ( My Past and Thoughts ), end of Chapter 13: "Беда да и только, треть осталась на дороге."
- ^ «В те дни: история старика» . 1915.
- ^ Петровский-Штерн, Йоханан (8 июня 2017 г.). «Военная служба в России» . YIVO Энциклопедия евреев Восточной Европы .
- ^ Петровский-Штерн 2008 , с. 111–172.
- ^ Петровский-Штерн 2008 .
Библиография [ править ]
- Энциклопедия YIVO, 2008 г. http://www.yivoinstitute.org/downloads/Military_Service.pdf
- Саймон Дубнов , Новейшая история еврейского народа, 1789-1914 гг., том. 2 (русское изд. ISBN 5-93273-105-2 ), стр. 141–149, 306–308.
- КАНТОНИСТЫ, Герман Розенталь из Еврейской энциклопедии , 1901–1906 гг.
- Бенджамин Натанс, За чертой черты: встреча евреев с поздней имперской Россией (Калифорнийский университет Press, Беркли, Калифорния, 2002). стр. 26–38
- Петровский-Штерн, Йоханан (2008). Евреи в русской армии, 1827-1917: призваны в современность . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521515-73-3 .
- Ларри Домнич, Кантонисты: Еврейская детская царская армия (Devora Publishing, 2004). ISBN 1-930143-85-0
Внешние ссылки [ править ]
- Жизнь в черте оседлости. Кантонисты (выставка «За чертой»)
- Призыв в армию в России XIX века , Дэн Лисон (JewishGen)
- Кантонисты (еврейская история в сети)
- (in Russian) Кантонистские школы
- (in Russian) Кантонисты
- (in Russian) Былое и думы. Часть вторая (Alexander Herzen, My Past and Thoughts , Part Two)
- (in Russian) Э. Шкурко. Еврейские мальчики в солдатских шинелях, или «жизнь за царя» . (E. Shkurko. Jewish Boys in the Army Overcoats, or "Life for the Tsar" )
- (in Russian) В. В. Энгель. Курс лекций по истории евреев в России, тема 6: «Политика самодержавия в отношении евреев во второй четверти XIX века» . (V.V.Engel. Lectures on the history of Jews in Russia. Part 6: Tsarist Politics Concerning the Jews in the Second Quarter of the 19th century )
- (in Russian) Феликс Кандель Очерки времен и событий. Очерк седьмой ( Felix Kandel . Jewish history. Essay 7 ) (chassidus.ru)