Египет
Месира (или месира , букв. « передавать » ) — это действие, при котором один еврей сообщает о поведении другого еврея нераввинскому авторитету способом и при обстоятельствах, запрещенных раввинским законом. [1] Это не обязательно применимо к сообщению ответственному органу о законных преступлениях, но это применимо к передаче еврея властям, злоупотребляющим властью, или иным образом законному лицу, которое накажет преступника способами, которые еврейская община считает чрезмерными. В любом случае «чрезмерное» наказание со стороны неевреев может быть допустимо, если какое-либо предписание Торы было нарушено. [2]
Термин для человека, совершающего месиру, — мозер ( иврит : מוסר ) или моссур . [2] Человек, который неоднократно нарушает этот закон, донося на своих собратьев-евреев, считается субъектом din moser ( букв. « закон доносчика » ), который аналогичен din Rodef в том смысле, что оба предписывают смерть преступнику. [1] по крайней мере в теории. [3] По некоторым данным, при некоторых обстоятельствах преступник может быть убит без предупреждения. [1]
Источник
[ редактировать ]Источником запрета является раздел Бава Камма ( иврит : בבא קמא ) Вавилонского Талмуда . [4] [5] [6] Закон, скорее всего, был принят для облегчения жизни евреев под римским или персидским правлением. Этот закон обсуждается в Вавилонском Талмуде, Маймониде и в Шулхан Арухе . [7] Шулхан Арух, однако, утверждает, что евреи должны давать показания друг против друга в нееврейском суде в тех случаях, когда очевидно, что они будут прикрывать друг друга. [8] [9]
Маймонид утверждает:
Тот, кто выносит решение в нееврейском суде... нечестив, и это как если бы он поносил, богохульствовал и восставал против закона Моисея. [10]
Далее Маймонид поясняет: «Запрещается выдавать еврея язычникам, ни его личность, ни его имущество, даже если он нечестивец и грешник, даже если он причиняет страдания и боль своим собратьям-евреям. язычнику нет места на том свете. Разрешено убить мозера, где бы он ни находился. Разрешено даже убить его до того, как он выдаст (своего еврея)». [11] [ мертвая ссылка ]
Текущий статус
[ редактировать ]По словам Майкла Бройда , среди раввинов 20-го века существует много разных мнений относительно степени и обстоятельств, в которых месира все еще актуальна в наше время. [1] Хаим Каниевский , ведущий израильский раввин и представитель харедимского общества, постановил, что сообщение в полицию о случаях сексуального насилия над детьми соответствует еврейскому закону . [12] [13] Хершель Шахтер согласился с этим, заявив, что о случаях злоупотреблений следует сообщать в полной мере гражданским властям. [14]
По данным The Times of Israel и расследования Channel 4 , концепция месиры использовалась еврейским лидером харедим для защиты членов общины, обвиняемых в растлении малолетних, от полицейского расследования. [15] [16]
Австралия
[ редактировать ]Доктрина месиры оказалась под пристальным вниманием общественности в Австралии в начале 2015 года в результате предоставленных Королевской комиссии по институциональным мерам реагирования на сексуальное насилие над детьми доказательств , касающихся предполагаемого длительного и систематического сокрытия сексуального насилия над детьми и институциональной защиты. преступников в эксклюзивной мельбурнской школе для мальчиков Yeshiva College . 28 января 2015 года Fairfax Media сообщила, что были раскрыты секретные магнитофонные записи и электронные письма, из которых выяснилось, что на членов ортодоксальной еврейской общины Австралии, которые помогали полиции в расследовании предполагаемого сексуального насилия над детьми, оказывали давление, чтобы они хранили молчание по этому поводу. Утверждается, что адвокат по уголовным делам Алекс Левенберг был «разочарован» и отругал еврея, который стал жертвой еврейского сексуального преступника и которого он впоследствии считал моссуром, за нарушение традиции месира . [17] Впоследствии Левенберг был признан виновным в профессиональных нарушениях. [18]
В феврале 2015 года Софония Вакс, приверженец ультраортодоксальной хасидской секты Хабад в Мельбурне, Австралия, дал показания перед Королевской комиссией. Он заявил, что после того, как он обнаружил, что один из его сыновей подвергся сексуальному насилию со стороны Дэвида Крамера, учителя их школы, Ешива-колледжа, он столкнулся с директором школы Авраамом Гликом и потребовал увольнения Крамера. Вакс рассказал о своем шоке, когда через несколько дней узнал, что Крамер все еще работает в школе. Он снова столкнулся с Гликом, который затем заявил, что Крамер признал свою вину «потому что хотел, чтобы его поймали», но школа не могла его уволить, потому что, как утверждал Глик, Крамер подвергался риску членовредительства. Вакс также сообщил Комиссии, что, несмотря на свой гнев, он чувствовал себя стеснённым от обращения к властям:
Я думал, что это абсолютно возмутительно, однако, если бы я сообщил об этом в полицию, я бы нарушил еврейский принцип месира .
Он добавил, что концепция месиры не позволяет членам Хабада обращаться к светским властям:
По крайней мере, нарушение месиры почти наверняка всегда приводит к избеганию и запугиванию внутри еврейской общины и почти наверняка нанесет ущерб перспективам брака ваших детей. [19]
Давая показания Комиссии накануне, его отец Менахем (Мэнни) Вакс , один из трех детей из семьи Вакс, подвергшихся сексуальному насилию со стороны сотрудников колледжа ешива, показал, что после нарушения месира , обнародовав информацию о своем насилии, он и его семья подвергалась остракизму со стороны раввинских лидеров, избегалась его общиной и подвергалась продолжительной кампании оскорблений, запугивания и угроз, что в конечном итоге вынудило Вакса покинуть Австралию вместе с женой и детьми. Он также рассказал о том, как члены общины Хабад оказывали на него давление, чтобы он отказался от своей пропагандистской деятельности:
На самом деле со мной связались несколько уважаемых членов сообщества, и они сказали мне, что антисемиты отлично проводят время с моими показаниями и моей рекламой по этому вопросу, и что если бы я заботился об обществе, я бы прекратил делать это сразу.
Затем адвокат, содействовавший комиссии, спросил Вакса, как он себя чувствует, когда его обвинили в том, что он был информатором:
Я, очевидно, потрясен этим, потому что концепция «Месиры» действительно может стать смертельной мишенью. В буквальном смысле вы потенциально становитесь целью, которую можно убить законно, потому что вы пошли и сотрудничали с властями. Я никогда не чувствовал угрозы за свою жизнь, но это подчеркивает серьезность, с которой придерживается эта концепция. [20]
В декабре 2017 года итоговый отчет Комиссии включал рекомендации еврейским учреждениям:
Все еврейские учреждения в Австралии должны обеспечить, чтобы в их политике рассмотрения жалоб прямо говорилось, что галахические концепции месира , мозер и лашон хара не применяются к сообщению и сообщению полиции и другим гражданским властям о заявлениях о сексуальном насилии над детьми. [21]
Израиль
[ редактировать ]Раввинские суды в Израиле издали постановления, призывающие к социальной изоляции евреев, вынося юридические вопросы в гражданские суды Израиля. [22]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]Месиру называют одной из основных причин крайнего занижения сведений о случаях сексуального насилия в харедимском сообществе Бруклина . [23] [24] Его использовали, чтобы отговорить еврейских аудиторов сообщать в Налоговую службу о других евреях за налоговое мошенничество. [11] [ мертвая ссылка ]
См. также
[ редактировать ]- Омерта Подобная практика использовалась мафией.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Майкл Дж. Бройд . «Информирование других о нарушении американского закона: взгляд на еврейский закон» . Проверено 19 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Альфред С. Коэн (1984). Галаха и современное общество . Издательство КТАВ, ООО С. 100–. ISBN 978-0-88125-042-8 . Проверено 27 февраля 2011 г.
- ^ Розен, Армин (8 октября 2020 г.). «Бунт в Корнблу: недовольство несправедливыми ограничениями, введенными в связи с коронавирусом, в ультраортодоксальных общинах Бруклина нарастает и уходит вовнутрь» . Таблетка . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Талмуд , б. Бава Камма 117а
- ^ Талмуд , б. Бава Камма 58а
- ^ Гольдберг, раввин Моник Зюскинд (август 2009 г.). «Разрешено ли убить другого еврея?» . Институты Шехтера .
- ^ Хошен Мишпат 388:9
- ^ Коэн, Альфред С. (1984), Галаха и современное общество , Издательство KTAV, Inc., стр. 101
- ^ Дорфф, Эллиот Н. (2003), Люби своего ближнего и себя: еврейский подход к современной личной этике , Еврейское издательское общество, стр. 185
- ^ Гудман Кауфман, Кэрол (2 октября 2003 г.), Грехи бездействия: реакция еврейской общины на домашнее насилие , Basic Books, стр. 76
- ^ Перейти обратно: а б Хаммерман, Джошуа (5 июня 2012 г.). «Прикрытие сексуального насилия: беспорядок в Месире» . Еврейская неделя . Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 7 июня 2012 г.
- ^ Сокол, Сэм (5 марта 2015 г.). «Ведущий раввин-харедим говорит, что о сексуальном насилии следует сообщать в полицию» . «Джерузалем Пост» .
- ^ «Рав Хаим Каниевский о растлителе: «По логике вещей, на него следует заявить в полицию» » . matzav.com . 26 февраля 2015 г.
- ^ «О Месире — раввин Гершель Шахтер» . www.torahweb.org . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Мириам Шавив (24 января 2013 г.). «Руководителя британских харедим поймали на том, что он просил предполагаемую жертву не сообщать полиции о насилии» . Таймс Израиля .
- ^ Вайс, доктор Ручама; Брекман, раввин Леви (5 февраля 2009 г.). «Родители игнорируют жестокое обращение с детьми по совету раввина» . Еврейский мир . Новости Инета.
- ^ Бейкер, Ричард; Маккензи, Ник (28 января 2015 г.). «На еврейских жертв сексуального насилия оказывается давление, чтобы они не помогали полиции, как показывают секретные записи и электронные письма» . Сидней Морнинг Геральд .
- ^ Коуи, Том (24 марта 2016 г.). «Адвокат по уголовным делам Алекс Левенберг виновен в профессиональных нарушениях после того, как попросил жертву сексуального насилия не встречаться с «товарищем-жидом» » . Проверено 15 декабря 2017 г.
- ^ Дэйви, Мелисса (3 февраля 2015 г.). «Раввину разрешили продолжать преподавать после того, как он признался в жестоком обращении с детьми, как показало расследование» . Хранитель .
- ^ Донован, Саманта (2 февраля 2015 г.). «Королевская комиссия слышит, что еврейская школа не смогла справиться с серийным насильником над детьми» . Национальное радио ABC .
- ^ «Королевская комиссия по институциональным мерам реагирования на сексуальное насилие над детьми» . Рекомендация 16.30. 30 мая 2017 г. с. 158.
{{cite web}}
: CS1 maint: местоположение ( ссылка ) - ^ «Многие ультраортодоксальные раввины рассматривают использование государственных судов в Израиле и в диаспоре как нарушение принципов еврейского закона» . «Джерузалем Пост» . 22 мая 2013 г.
- ^ Оттерман, Шэрон; Ривера, Рэй (9 мая 2012 г.). «Ультраортодоксы избегают своих, если сообщают о сексуальном насилии над детьми» . Нью-Йорк Таймс .
- ↑ Рэйчел Авив, « Изгой ». После того, как мужчина -хасид разоблачил жестокое обращение с детьми в своей сплоченной общине в Бруклине, он оказался объектом уголовного расследования. Житель Нью-Йорка , 10 ноября 2014 г., стр. 44–55.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Информирование других о нарушении американского закона: взгляд на еврейский закон» . Еврейский закон . Проверено 9 апреля 2014 г.
- «Месира: два современных взгляда» . torahmusings.com . 27 мая 2013 года . Проверено 9 апреля 2014 г.
- «Прикрытие сексуального насилия: беспорядок в Месире» . Еврейская неделя . 5 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 9 июня 2012 года . Проверено 7 июня 2012 г.