Высокий Крест Мюредаха

Высокий крест Мюредаха — высокий крест 10-го или, возможно, 9-го века, расположенный на разрушенном монастырском месте Монастербойс , в графстве Лаут , Ирландия . В Монастербойсе есть еще два высоких креста; в местных условиях крест Мюредаха также известен как Южный крест . Крест Мюредаха является наиболее впечатляющим сохранившимся примером ирландской каменной кладки раннего средневековья , а кресты в Монастербойсе считаются величайшим вкладом Ирландии в европейскую скульптуру.
Предыстория: высокие кресты в Ирландии.
[ редактировать ]
Ирландские высокие кресты — всемирно признанные символы раннесредневековой Ирландии. Обычно их можно найти на местах ранних церквей и могут быть простыми или украшенными. Высокие кресты выполняли множество функций, в том числе литургические , церемониальные и символические. Их также использовали в качестве указателей святилища вокруг церкви; а также центры рынков, которые выросли вокруг церквей. [ 1 ] «величайший», [ 1 ] или «классический», [ 2 ] Ирландские высокие кресты можно найти в аббатстве Дарроу , аббатстве Келлс и в Монастербойсе . Эти высокие кресты украшены панелями с библейскими сюжетами; Считается, что они возникли под влиянием поздней античности и раннего средневековья Рима. Такие «классические» высокие кресты составляют самый большой корпус библейской скульптуры во всей Европе последней четверти первого тысячелетия нашей эры . Считается, что скульптурные панели изначально были расписаны, хотя следов краски сегодня не сохранилось. [ 2 ] На таких высоких крестах на восточной стороне обычно изображаются сцены из Ветхого Завета и Книги Откровения ; а на западной стороне изображены сцены из Нового Завета . Высокие кресты можно датировать по надписям на них; и трудно датировать большинство простых и неукрашенных высоких крестов. Самые ранние ирландские высокие кресты в Киннити , графство Оффали , датируются 846–862 годами нашей эры. И крест Мюредаха, и Крест Священного Писания в Клонмакнойзе датируются примерно 900–920 годами нашей эры. [ 1 ] Считается, что высокие кресты возникли как каменные версии украшенных деревянных или металлических крестов; а каменные кресты, сохранившиеся до наших дней, считаются последней фазой развития высокого креста. Считается, что ранние формы были сделаны из дерева с орнаментированными панелями из бронзовых листов; и был бы намного меньше, чем величественные высокие кресты, сохранившиеся до наших дней. Считается, что ирландские высокие кресты произошли от каменных крестов в Британии, где они стали популярны в VIII веке. [ 3 ]

Высокий крест Мюредаха — один из трех сохранившихся высоких крестов, расположенных в Монастербойсе ( Gaeilge : Mainistir Bhuithe , «монастырь Буйте»). Говорят, что монастырь был основан в VI веке святым Буите . Он наиболее известен своими высокими крестами 9 и 10 веков, в первую очередь Высоким крестом Мюредаха. [ 4 ] Все эти кресты сделаны из песчаника и называются Северным , Западным и Южным крестами. Неизвестно, стоят ли они на своих первоначальных местах. широко Южный крест известен как крест Мюредаха из-за надписи в нижней части западной стороны. Надпись гласит : OR DO MUIREDACH LAS NDERNAD IN CHROS , что переводится с Gaeilge как «молитва за Мюредаха, который сделал этот крест». Считается, что этим Мюредахом , скорее всего, является Мюредах мак Домналл (умер в 923 г.), который был одним из самых знаменитых настоятелей монастыря; он также был избранным аббатом Армы, а также управляющим южного Уи-Нейла . Однако есть еще один аббат по имени Мюредах, который умер в 844 году. Другая возможность состоит в том, что Мюредах может относиться к Мюредаху мак Катаилу (умер в 867 году); король, на территории которого находился монастырь. [ 4 ]
Крест имеет высоту около 19 футов (5,8 м); включая основание размером 2 фута 3 дюйма (0,69 м). Крест изготовлен из песчаника желтого цвета. Главный вал креста вырезан из цельного блока песчаника; основание и замковый камень наверху вырезаны из отдельных камней. Основание представляет собой форму усеченной четырехгранной пирамиды. Его размеры составляют 2 фута 2 дюйма (0,66 м) в высоту и 4 фута 9 дюймов (1,45 м) внизу; он сужается до 3 футов 8 дюймов (1,12 м) на 3 фута 4 дюйма (1,02 м) вверху. Главный вал имеет прямоугольную форму, высоту 6 футов 6 дюймов (1,98 м); 2 фута 2 дюйма (0,66 м) на 1 фут 8 дюймов (0,51 м) внизу. сужается до 2 футов 4 дюймов (0,71 м) на 1 фут 7 дюймов (0,48 м) вверху. Самый верхний камень, или замковый камень, высечен в форме дома с покатой крышей; и имеет навершие в форме полумесяца на каждом конце. [ 5 ] Считается, что такие замковые камни в форме домов могут представлять собой реликварии . [ 6 ] который, как и Реликварий Монимуса , обычно принимал эту форму в ирландском христианстве.
Каждая часть креста разделена на панели, украшенные резьбой. Резные изображения удивительно хорошо сохранились, однако изначально они наверняка имели гораздо более мелкие детали. Несмотря на это, некоторые детали одежды, оружия и других вещей все же можно четко различить. В резных панно доминируют библейские темы; хотя есть изделия с определенными геометрическими формами и переплетенными орнаментами. [ 4 ]
XX века Ирландский археолог Роберт Александр Стюарт Макалистер отметил, что на панелях креста вылеплены 124 фигуры, 119 из которых изображены в той или иной форме костюмов. Крест мало чем отличается от других произведений островного искусства , где художник изобразил людей в современных костюмах . Все фигуры, кроме одной, изображены с непокрытой головой. Одинокая фигура в головном уборе — Голиаф , носящий конический шлем. [ 7 ] Обычно волосы подстригаются по прямой линии надо лбом, хотя в некоторых случаях они заметно вьются . У многих фигур нет растительности на лице, хотя некоторые из них носят очень длинные усы с тяжелыми концами, свисающими до уровня подбородка. Представлено очень мало бород; с бородами изображены Адам , Каин , Моисей и Саул . [ 8 ] Макалистер считал, что художник преуспел в геометрических и абстрактных узорах, которые появляются на кресте. На кольце, окружающем главу креста, нанесено 17 различных узоров. Макалистер заявил, что геометрические узоры делятся на три категории: спиральные , переплетенные и ключевые узоры . [ 9 ]
Опасения по поводу сохранения Креста
[ редактировать ]Недавно были высказаны опасения по поводу безопасности и защиты креста. В 2004 году Барри МакГахон, председатель гидов Monasterboice, заявил ирландской газете , что он недостаточно защищен; и предположил, что перила вокруг креста временно не позволят людям мешать ему. МакГахон заявил, что крест стал сохнуть дольше и казалось, что в него просачивается дождь. Он добавил, что кислотные дожди и загрязнение от недавно открытой автомагистрали М1 окажут негативное воздействие на крест. [ 10 ] В 2008 году Питер Харбисон, профессор археологии, посоветовал перенести их в помещение, чтобы защитить от непогоды. Он заявил, что, если бы они не были так защищены, они бы продолжали разлагаться, поскольку песчаник легко разлагается. [ 11 ]
Предлагаемый объект всемирного наследия ЮНЕСКО
[ редактировать ]Примерно в 2008 году Харбисон заявил, что кресты в Монастербойсе, вероятно, можно рассматривать как величайший вклад Ирландии в европейскую скульптуру . В апреле 2009 года The Irish Times сообщила, что правительство Ирландии собиралось представить список объектов, в том числе Монастербойс, в ЮНЕСКО , которые будут считаться объектами всемирного наследия . [ 11 ]
Описание панелей
[ редактировать ]Восточная стена
[ редактировать ]- Панель 1 . На этой панели изображены два -отшельника святых — Антоний и Павел из Фив — с буханкой хлеба, а ворон рядом с ними на земле сидит . Эта панель связана с панелью 1 на северной стене, на которой изображена встреча Энтони и Пола. [ 12 ]
- Панель 6 . Неясно, что представляет собой эта панель. Дж. Ромилли Аллен предположил, что на этой панели может быть изображена душа, которую два ангела несут на небеса. [ 13 ] Макалистер считал возможным, что панель изображала Записывающего ангела . [ нужна ссылка ]
- Панель 7 . Эта панель представляет собой «Страшный суд» . Он содержит более 45 рисунков; в центре стоит Иисус, держа в правой руке украшенный цветами скипетр, а Крест Воскресения в левой — . На голове Христа изображена птица — возможно, феникс , символ Воскресения. У подножия Христа находится небольшая коленопреклоненная фигура с раскрытой книгой над головой. [ 13 ] Макалистер считал, что это, скорее всего, представляет собой ангела с Книгой Жизни . [ 14 ] Справа от Христа восседает на троне Давид, играющий на гуслях, на котором почивает Святой Дух в виде голубя; позади хор ангелов, играющих на инструментах. Слева от Христа изображены Заблудшие души, изгнанные от Христа дьявольским существом, держащим трезубец. [ 13 ]
- Панель 8 . На этой панели изображены три фигуры: Михаил , Дьявол и человек. Майкл показан взвешивающим душу человека на весах. Весы подвешены на цепи на перекладине вверху. Дьявол лежит распростершись внизу и пытается опустить пустую чашу весов, чтобы повлиять на нее в свою пользу. Михаил также держит посох и вонзает его в голову Дьявола. [ 13 ] [ 15 ] [ 16 ] Макалистер заявил, что эта сцена не зафиксирована ни на одном другом ирландском высоком кресте. [ 16 ]
- Панель 9 . Это панно представляет собой Поклонение волхвов . Обычно волхвов изображают втроём из-за трёх даров: золота, ладана и смирны . Однако в некоторых случаях, вероятно, ради симметрии , они также изображаются группой из четырех человек, как на этой панели, возглавляемой длиннобородым и престарелым святым Иосифом Обручником. [ 17 ] Над головой Христа находится Вифлеемская звезда . [ 18 ]
- Панель 10 . На этой панели изображен Моисей , черпающий воду из скалы . Моисей изображен стоящим с посохом перед толпой жаждущих израильтян, в то время как из ямы льется вода. Два ряда израильтян, вероятно, предназначены для обозначения людей, стоящих рядом друг с другом; и это еще один пример проблемы перспективы в такой резьбе. Сцена выбрана с учетом ее типологического применения в Новом Завете, поскольку Христос — это духовная скала, источник живой воды. Сцена нередко используется в катакомбах и других местах, где раннехристианское искусство встречается ; но это очень редко в островном искусстве. [ 19 ]
- Панель 11 . На этом панно изображена битва между Давидом и Голиафом . Два бойца, стоящие в центре панели, вероятно, должны быть на переднем плане; По обе стороны от бойцов есть фигуры, которые, вероятно, должны быть видны на заднем плане. На одном плече у Давида пастуший посох, а в другой руке он держит пращу, свисающую раскрытой, чтобы показать, что камень уже брошен. Через плечо у него висел кошелек, в котором хранились камни. Голиаф изображен стоящим на коленях, приложив руку ко лбу, что означает, что он получил удар. Он носит конический шлем; будучи единственным персонажем, изображенным на кресте, который носил какой-либо головной убор. Он носит круглый щит и короткий кинжал. Слева от двух сражающихся находится сидящая фигура, вероятно, царь Саул , у которого также есть круглый щит, короткий меч и он пьет из рога. Четвертая фигура справа от сражающихся, по мнению Макалистера, вероятно, Джонатана. , хотя эта фигура может также представлять оружейника Голиафа. [ 20 ]
- Панель 12 . Это двойная панель, содержащая две сцены. Левая сцена изображает Адама и Еву , стоящих под запретным деревом, тяжело увешанным плодами. Вокруг дерева обвилась змея, шепчущая на ухо Еве, которая передает яблоко Адаму. По словам Макалистера, это одна из самых распространенных сцен, изображаемых на высоких крестах (однако она не вырезана на самом высоком кресте в Монастербойсе). Эта сцена дает объяснение тому, как грех вошел в мир ; следующая сцена показывает первое убийство. Сцена справа изображает Каина и Авеля . Каин представлен как мужчина средних лет с бородой, который хватает Авеля, изображенного в виде безбородого юноши, и вонзает ему в голову тесак. [ 21 ]
- Панель 13 . На этой панели изображены два животных, играющих друг с другом; Макалистер подумал, что это, возможно, львы. [ 22 ]
Панели А и Б
[ редактировать ]Эти панели появляются на нижней стороне креста.
- Панель Б. Эта панель расположена на нижней стороне одного из плеч креста. На нем изображена рука, окруженная стилизованными облаками. На этом панно изображена Рука Бога , или Dextra Dei , которая издавна использовалась как христианский символ. [ 23 ] За очень немногими исключениями, только примерно в XII веке художники осмелились создать полное человеческое подобие Бога. До этого времени обычным способом изображения Бога было изображение руки, исходящей из облаков. По мнению Макалистера, эта сцена не имеет никакой связи ни с одной из других, изображенных на кресте. Он считал, что, поскольку оно появляется на нижней стороне, где прохожие могут видеть руку над своей головой, то Рука Бога была простерта к прохожему. [ 24 ] Красная Рука Ольстера может быть основана на мифологическом мотиве; однако он также может быть основан на Dextra Dei . [ 23 ]
Западная стена
[ редактировать ]- Панель 1а . На панели изображен Моисей на горе Синай , а Аарон и Ор поддерживают его руки. [ 25 ]
- Панель 11 . На этом панно изображено Распятие Христа . Центральная фигура – Христос на кресте. Он полностью одет, что является нормальным для европейских изображений Распятия того времени. Его руки вытянуты прямо и горизонтально. Копьеносец и губконосец расположены симметрично по обе стороны от Христа. Макалистер подумал, что две круглые выступы, появляющиеся между ними и Христом, вероятно, представляют собой солнце и луну, имея в виду тьму во время Распятия. Макалистер заявил, что неясно, что символизирует птица у подножия креста. Он заявил, что некоторые считают, что это символ воскресения, а другие считают, что он представляет собой голубя мира . Похожая птица есть над Распятием на высоком кресте в Келлсе. С внешней стороны копьеносца и губконосца расположены две небольшие фигурки — женщина и мужчина, стоящие на одном колене, вероятно, олицетворяющие Деву Марию и Иоанна. [ 26 ]
- Панель 13 . Макалистер думал, что эта панель, вероятно, представляет собой прощальное поручение возносящегося Христа своим Апостолам. Центральная фигура (Христос) сидит; между его ногами появляется подставка для ног в форме головы животного. Он протягивает рулон фигуре слева; он протягивает книгу фигуре справа. Макалистер заявил, что эта фигура справа — Джон его символ орла (вероятно, орла ). , так как над его головой изображен [ 27 ]
- Панель 14 . На этой панели изображены три фигуры. Средняя фигура поднимает руку в благословляющем жесте. Фигура слева вытягивает палец и касается боковой части центральной фигуры. Макалистер считал, что эта панель символизирует недоверие Томаса («Сомневающийся Томас»), что сейчас является общепринятым мнением; если бы это было так, то для ирландских крестов это было бы совершенно уникально. [ 28 ] хотя эта сцена часто встречается в другом христианском искусстве раннего средневековья.
- Панель 15 . На этой панели изображены трое мужчин; Считается, что это символизирует захват Христа в Гефсиманском саду . На панели в центре изображен Христос, держащий посох и арестованный двумя мужчинами с военным снаряжением. Подобное изображение этой сцены также изображено на Кресте короля Фланна в Клонмакнойсе. [ 28 ]
- Панели и Б. А Подробное описание см. в разделе восточной стены.
Северная стена
[ редактировать ]- Панель 5 . Неясно, что должна представлять эта панель. На панелях изображены три ангела, сидящая фигура, держащая что-то непонятное, и две другие фигуры, одна из которых, кажется, не задрапирована, и держат стержни. Макалистер предположил, что эта панель может изображать бичевание Христа , но его предположение не удовлетворило. [ 29 ]
Южное лицо
[ редактировать ]- Панель 1 . На этой панели изображен всадник, а над ним — сильно обветренный узор из спиралей, которые трудно различить. Макалистер предположил, что эта панель может изображать одного из мистических всадников, описанных в Книге Откровения . [ 25 ]
- Панель 5 . На этом панно изображен Пилат , моющий руки. [ 29 ] [ 30 ] В Евангелии от Матфея говорится, что прежде чем приговорить Иисуса к смерти, Пилат вымыл руки водой перед толпой, сказав: «Я невиновен в крови этого человека.» (Мф. 27:24).
- Панель 9 . На этой панели изображена намоточная установка; в шести катушках изображено животное, вскидывающее задние лапы. Задние ноги двух средних животных переплетаются, образуя резной орнамент в середине панели. Вверху панно изображены кормящиеся две птицы. [ 31 ]
Источники
[ редактировать ]- Сноски
- ^ Jump up to: а б с Халпин; Ньюман 2006 : с. 37.
- ^ Jump up to: а б Доннелли; и др . 2004 : с. 29–30.
- ^ Даффи; и др . 2005 : с. 218–220.
- ^ Jump up to: а б с Халпин; Ньюман 2006 : стр. 321–324.
- ^ Аллен 1992 : стр. 134–135.
- ^ Кох; и др . 2006 : стр. 915–919.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 32–34.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 41–42.
- ^ Макалистер 1914 : с. 49.
- ^ «Обеспокоенность по поводу безопасности списка Креста Мюредаха» . Лидер Дроэды . 12 мая 2004 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Кио, Элейн (20 апреля 2009 г.). «Пять новых объектов предложены для включения в список наследия ЮНЕСКО» . Ирландские Таймс . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 9 сентября 2009 г.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 80–83.
- ^ Jump up to: а б с д Аллен 1992 : с. 137.
- ^ Макалистер 1914 : с. 76.
- ^ Аллен 1992 : стр. 179–181.
- ^ Jump up to: а б Макалистер 1914 : стр. 76–77.
- ^ «Изображения Мюредах-Кросс, Монастербойс, графство Лаут, Ирландия, 923 год. Много деталей. Проект цифровых изображений: Художественные исторические изображения европейской и североамериканской архитектуры и скульптуры от классической греческой до постмодернистской. Отсканировано со слайдов, сделанных на месте Мэри Энн. Салливан, Блаффтон-колледж» .
- ^ Макалистер 1914 : стр. 72.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 71–72.
- ^ Макалистер 1914 : с. 71.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 70–71.
- ^ Макалистер 1914 : с. 70.
- ^ Jump up to: а б «Геральдика в Ирландии» . Национальная библиотека Ирландии . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 77–79.
- ^ Jump up to: а б Макалистер 1914 : с. 80.
- ^ Макалистер 1914 : с. 74.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 73–74.
- ^ Jump up to: а б Макалистер 1914 : с. 73.
- ^ Jump up to: а б Макалистер 1914 : с. 79.
- ^ Макалистер 1914 : стр. 36–37.
- ^ Макалистер 1914 : с. 53.
- Ссылки
- Аллен, Дж. Ромилли (1992). Высокие кресты Ирландии . Фелинфах: Издательство Llanerch. ISBN 0-947992-90-1 . Факсимильная перепечатка. Первоначально опубликовано в 1887 году в Лондоне издательством Whiting & Co.
- Доннелли, Джеймс С .; и др., ред. (2004). Энциклопедия ирландской истории и культуры . Том. 1. Справочник Macmillan США . ISBN 0-02-865989-9 .
- Даффи, Шон; и др., ред. (2005). Средневековая Ирландия: Энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Routledge . ISBN 0-415-94052-4 .
- Халпин, Энди; Ньюман, Конор (2006). Ирландия: Оксфордский археологический путеводитель по местам с древнейших времен до 1600 года нашей эры . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-280671-0 .
- Кох, Джон Т.; и др., ред. (2006). Кельтская культура: Историческая энциклопедия . Том. 1. АВС-КЛИО . ISBN 1-85109-445-8 .
- Макалистер, Роберт Александр Стюарт (1914). Мюредах, аббат Монастербойса, 890–923 гг. н.э.: его жизнь и окружение . Дублин : Ходжес, Фиггис и компания .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Роу, Хелен М. (1981). Монастербойс и его памятники . Дандолк : Археологическая ассоциация графства Лаут.
- Сталли, Роджер А. (2020). Ранняя ирландская скульптура и искусство высоких крестов . Издательство Йельского университета, для Центра исследований британского искусства Пола Меллона. ISBN 978-1913107093 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Деталь креста Мюредаха работы Мэри Салливан, ранее работавшей в Блаффтонском университете.
- Деталь креста Мюредаха , размещенная на «Веб-сайте кельтского искусства и культуры» Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
- Средневековая скульптура, современные проблемы из IrishTimes. Архивировано 20 октября 2012 года в Wayback Machine.
- 10 век в Ирландии
- Ирландское искусство
- Здания и сооружения в графстве Лаут
- Высокие кресты в Ирландской Республике
- Религия в графстве Лаут
- Скульптуры Распятия Иисуса
- Культурные изображения Адама и Евы
- Культурные изображения Моисея
- Культурные изображения Давида
- Скульптуры Поклонения волхвов
- Птицы в искусстве
- Дева Мария в искусстве
- Скульптуры Святого Иосифа