Абердэр
Абердэр
| |
---|---|
Расположение в Рондда Кинон Таф | |
Население | 39 550 (оценка на середину 2017 г.) [1] |
Ссылка на сетку ОС | SO005025 |
Основная площадь | |
Заповедник | |
Страна | Уэльс |
Суверенное государство | Великобритания |
Почтовый город | АБЕРДЭР |
Почтовый индекс района | CF44 |
Телефонный код | 01685 |
Полиция | Южный Уэльс |
Огонь | Южный Уэльс |
Скорая помощь | валлийский |
Парламент Великобритании | |
Сенедд Симру - Парламент Уэльса | |
Абердэр ( / ˌ æ b ər ˈ d ɛər / ab-ər- DAIR ; [2] Валлийский : Абердэр в долине в районе Ронда- , Уэльс. Кинон — Кинон город -Таф Население Абердэра составляет 39 550 человек (оценка на середину 2017 года). [1] Абердэр находится в 4 милях (6 км) к юго-западу от Мертир-Тидфила , в 20 милях (32 км) к северо-западу от Кардиффа и в 22 милях (35 км) к востоку-северо-востоку от Суонси . В 19 веке он превратился в процветающий промышленный поселок, который также отличался оживленной культурной жизнью и важным издательским центром.
Этимология
[ редактировать ]Название Абердэр означает «устье/место слияния реки Дэйр», поскольку город расположен там, где река Дэйр ( валлийский : Афон Дар ) встречается с Киноном ( валлийский : Афон Кинон ). В то время как валлийское написание города использует формальные соглашения, английское написание названия отражает произношение города на местном диалекте Гвенвисег Юго-Восточного Уэльса. [3]
Дар — архаичное валлийское слово, обозначающее дубы ( дервен — единственное число ), и еще в 19 веке долина была известна своими большими и красивыми дубами. [4] В древние времена река, возможно, ассоциировалась с Дарон , древней кельтской богиней дуба. Таким образом, город будет иметь общую этимологию с Абердароном и рекой Дарон. Как и многие валлийские топонимы , вполне вероятно, что местность была известна под этим названием задолго до развития города. [5] [6]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]есть несколько пирамид из камней и остатки круглого британского На горе между Абердаром и Мертиром лагеря . Возможно, это привело к тому, что сама гора была названа Брин-и-Беддау (холм могил), хотя другие местные традиции связывают это название с битвой при Хирваун-Врганте.
Средний возраст
[ редактировать ]Абердар находится в округе ( ) Мейсгин, в кантрефе Пенихена . cwmwd Этот район традиционно считается местом битвы при Хирвауне Врганте , где союзные силы норманна Роберта Фицхамона и Истина ап Гурганта , последнего валлийского принца Гламоргана , победили Риса ап Тевдра , принца Дайфеда . Считается, что битва началась в Абердэре, где районы, ныне известные как Верхний и Нижний Гадлис (Боевой двор), традиционно служили штабами каждой армии. [7]
Поселение Абердэр датируется, по крайней мере, этим периодом, при этом первое известное упоминание содержится в монашеском капитуле. [ нужны разъяснения ] 1203 года о праве на выпас скота на территории Хирваун- Коммон. [8] Первоначально это была небольшая деревня в сельскохозяйственном районе, сосредоточенная вокруг церкви Святого Иоанна Крестителя , датируемой, по крайней мере, 1189 годом. К середине 15 века в Абердаре была водяная мельница и несколько коттеджей с соломенными крышами. , о чем не осталось никаких доказательств. [9]
Промышленный Абердар
[ редактировать ]В начале 19 века Абердэр быстро рос благодаря двум основным отраслям промышленности: сначала металлургической, затем угольной. Для перевозки этой продукции было открыто ответвление Гламорганширского канала (1811 г.); затем железная дорога стала основным средством передвижения к побережью Южного Уэльса. [10] Начиная с 1870-х годов в экономике города преобладала угольная промышленность, и существовали лишь небольшие заводы по производству жести . Было также несколько кирпичных заводов и пивоваренных заводов. Во второй половине XIX века город был значительно улучшен, и он стал приятным местом для жизни, несмотря на наличие близлежащих угольных шахт. Аспирантский богословский колледж открылся при англиканской церкви в 1892 году, но в 1907 году переехал в Лландафф . [7]

Поскольку церковные приходы Святого Фагана (Тресинон) и Аберамана были выделены из древнего прихода, в Абердэре было 12 англиканских церквей и одна католическая церковь, построенная в 1866 году на Монк-стрит, недалеко от места кельи, прикрепленной к монастырю Пенрис ; и когда-то здесь было более 50 нонконформистских часовен (в том числе в близлежащих поселениях, таких как Кумаман и Ллуидкоед ). Службы в большинстве часовен проводились на валлийском языке . Большинство этих часовен сейчас закрыты, а многие переоборудованы для других целей. Бывший городской округ включал в себя то, что когда-то было отдельными деревнями Абераман , Абернант , Кумаман , Кумбах , Кумдар , Ллуидкоед , Пениваун и Трецинон .
Рост населения
[ редактировать ]В 1801 году население прихода Абердэр составляло всего 1486 человек, но в начале 19 века наблюдался быстрый промышленный рост, сначала за счет металлургического завода, а затем за счет металлургической и энергетической угольной промышленности. К 1840-м годам население прихода увеличивалось на 1000 человек каждый год, почти исключительно рабочие-мигранты из западного Уэльса, страдавшего от сельскохозяйственной депрессии. [11] [12] Этот рост все больше концентрировался в ранее сельскохозяйственных районах Бленгвар и Чефнпеннар к югу от города. Население района Абердэр (с центром в городе) составляло 9 322 человека в 1841 году, 18 774 человека в 1851 году и 37 487 человек в 1861 году. [7]
Несмотря на небольшой спад в 1870-х годах, численность населения продолжала расти: в первое десятилетие 20-го века наблюдался особенно резкий рост, в основном в результате торговли энергетическим углем, достигнув 53 779 человек в 1911 году. [13] С тех пор население сократилось из-за потери большей части тяжелой промышленности.

Население Абердэра по переписи 2001 года составляло 31 705 человек (13-е место по величине в Уэльсе). [14] К 2011 году их число составило 29 748 человек, хотя эта цифра включает в себя окружающие популяции Аберамана , Аберкумбои , Кумбаха и Ллуидкоэда . [15]
Язык
[ редактировать ]Валлийский язык был основным языком до середины 20 века, а Абердэр был важным центром издательского дела на валлийском языке. Большая часть первых мигрантов говорила по-валлийски, и в 1851 году только десять процентов населения родились за пределами Уэльса. [16]
В своих противоречивых показаниях по исследованию состояния образования в Уэльсе 1847 года (отчет которого известен в Уэльсе как « Брэд-и-Ллифрау Глейсион» , «Измена синих книг» ), англиканский викарий Абердэра Джон Гриффит заявил, что Английский язык был «в целом понятен» и относился к прибытию людей из англизированных областей, таких как Рэдноршир и южный Пембрукшир. [17] Гриффит также выдвинул обвинения в отношении валлийскоязычного населения и того, что он считал униженным характером женщин Абердэра, утверждая, что сексуальная распущенность была общепринятой социальной условностью, что пьянство и расточительность среди шахтеров были обычным явлением, и нападал на то, что он считал преувеличением. Эмоции в религиозных практиках нонконформистов. [18]

Эти доказательства помогли обосновать выводы отчета, в котором валлийцев впоследствии клеймили как «невежественных», «ленивых» и «аморальных», и выяснилось, что причиной этого было продолжающееся использование валлийского языка, который он описал как «злой». ". Спорные сообщения позволили местному министру-нонконформисту Томасу Прайсу из Кальфарии организовать публичные встречи, на которых он стал ведущим критиком показаний викария и, как следствие, защитником как валлийского языка, так и морали местного населения. [19] До сих пор утверждается, что Гриффитс был назначен викарием Мертира в соседней долине, чтобы избежать гнева местных жителей. [20] хотя прошло более десяти лет, прежде чем он покинул Абердэр. Отчеты и последующая защита будут поддерживать восприятие Абердэра, долины Кинон и даже более широкой территории как гордо нонконформистских и вызывающе говорящих по-валлийски на протяжении всей своей индустриальной истории. [21]
К 1901 году перепись зафиксировала, что 71,5% населения городского округа Абердэр говорили на валлийском языке, но в 1911 году этот показатель упал до 65,2%. [22] Данные 1911 года показывают, что на валлийском более широко говорили среди старшего поколения по сравнению с молодыми, а также среди женщин по сравнению с мужчинами. Сдвиг в языке ускорился с потерей людей во время Первой мировой войны и вызванными этим экономическими потрясениями. [23] Английский постепенно начал заменять валлийский язык в качестве языка сообщества, о чем свидетельствует упадок валлийской прессы в городе. Эта модель продолжалась и после Второй мировой войны, несмотря на появление валлийского среднего образования. Исгол Гимраэг Абердар , начальная школа с валлийским языком обучения, была основана в 1950-х годах под руководством Идвала Риса в качестве директора.
По переписи 2011 года 11,6% [ нужны разъяснения ] [ Пожалуйста, объясните, что непонятно ] жителей Абердэра в возрасте трех лет и старше могли говорить на валлийском языке, при этом 24,8% детей в возрасте от 3 до 15 лет заявили, что могут говорить на нем. [24]
Промышленность
[ редактировать ]Железная промышленность
[ редактировать ]Металлургический завод был основан в Ллуидкоэде и Абернанте в 1799 году. [10] и 1800 соответственно, за ними последовали другие в Гадлисе и Аберамане в 1827 и 1847 годах. Металлургическая промышленность начала значительно расширяться примерно в 1818 году, когда семья Кроушей из Мертира приобрела металлургический завод Хирваун и передала его под независимое управление. В следующем году Роуленд Фотергилл взял на себя управление металлургическим заводом в Абернанте , а несколько лет спустя сделал то же самое в Ллуидкоэде . Оба концерна позже попали в руки его племянника Ричарда Фотергилла . Металлургический завод Гадлис был основан в 1827 году Мэтью Уэйном, который ранее управлял металлургическим заводом Cyfarthfa в Мертире. [25] Завод Гадлис, который сейчас считается важным археологическим объектом, первоначально состоял из четырех доменных печей, внутренних кузниц, гребных мельниц и пудлинговых печей. Развитие этих работ дало толчок развитию Абердара как зародившегося города. [9] Железная промышленность постепенно была вытеснена угольной, и все пять металлургических заводов закрылись к 1875 году, поскольку местные поставки железной руды были недостаточны для удовлетворения постоянно растущего спроса, вызванного изобретением стали и, как следствие, импортом руды. оказался более прибыльным. [9]
Угольная промышленность
[ редактировать ]Металлургическая промышленность оказала относительно небольшое влияние на экономику Абердара, и в 1831 году в обрабатывающей промышленности было занято только 1,2% населения по сравнению с 19,8% в соседнем Мертир-Тидвиле. [25] В первые годы развития Абердэра большая часть угля, добываемого в приходе, представляла собой коксующийся уголь и потреблялась на местном уровне, в основном на металлургических заводах . [7] Хотя завод Гадлис был небольшим по сравнению с другими металлургическими заводами, он стал значительным, поскольку Уэйны также стали участвовать в производстве товарного угля. [26] В 1836 году эта деятельность привела к началу разработки «Четырехфутового пласта» высококалорийного энергетического угля , и ямы были затоплены в быстрой последовательности.
В 1840 году Томас Пауэлл прорыл яму в Кумбахе и в течение следующих нескольких лет открыл еще четыре ямы. В следующие несколько лет другие местные предприниматели теперь стали участвовать в расширении торговли углем, в том числе Дэвид Уильямс в Инисгиноне и Дэвид Дэвис в Бленгвавре, а также сын последнего Дэвид Дэвис, Мэйсиффиннон . К ним присоединились новички, такие как Кроушей Бэйли в Аберамане и, со временем, Джордж Эллиот в нижней части долины. [27] Этот уголь имел ценность для паровых железных дорог и пароходов , и началась экспортная торговля. [10] через железную дорогу Тафф-Вейл и порт Кардиффа . Население прихода выросло с 6 471 человека в 1841 году до 14 999 человек в 1851 году и 32 299 человек в 1861 году, а Джон Дэвис [28] описал его как «самое динамичное место в Уэльсе». В 1851 году Адмиралтейство решило использовать валлийский энергетический уголь на кораблях Королевского флота , и это решение повысило репутацию продукции Абердэра и открыло огромный международный экспортный рынок. [29] Добыча угля в приходе Абердэр выросла со 177 000 длинных тонн (180 000 тонн) в 1844 году до 477 000 длинных тонн (485 000 тонн) в 1850 году. [30] и торговля углем, которая после 1875 года была главной опорой города, вскоре достигла огромных размеров.
Рост торговли углем неизбежно привел к ряду промышленных споров, некоторые из которых были локальными, а другие затрагивали более широкий угольный сектор. Профсоюзное движение начало появляться в долине Абердэр с интервалами, начиная с 1830-х годов, но первое значительное проявление произошло во время Абердэрской забастовки 1857–1858 годов . Спор был инициирован депрессией в торговле, которая последовала за Крымской войной и привела к тому, что местные владельцы угля успешно добились снижения заработной платы. Однако этот спор стал свидетелем раннего проявления массового профсоюзного движения среди горняков долины, и, хотя он и не увенчался успехом, спор привел к возникновению более сильного чувства солидарности среди горняков. [31]
Впоследствии энергетический уголь был обнаружен в Рондде и дальше на запад, но многие крупные компании «позолоченного века» угольной промышленности Уэльса начали свою деятельность в Абердэре и нижней части долины Кинон, в том числе в Сэмюэл Томас , Дэвид Дэвис и сыновья , Nixon's Navigation и Пауэлл Даффрин . [29]
В первые годы двадцатого века долина Абердэр стала центром растущей воинственности среди горнодобывающих рабочих, и неофициальная забастовка 11 000 горняков в этом районе с 20 октября 1910 года по 2 февраля 1911 года привлекла в то время большое внимание, хотя и была в конечном итоге был омрачен кембрийским спором в соседней долине Рондда, который стал синонимом так называемых бунтов Тонипанди. [32]
Как и остальная часть угольного месторождения Южного Уэльса, угольная промышленность Абердэра начала длительный спад после Первой мировой войны , и последними двумя глубокими шахтами, которые все еще работали в 1960-х годах, были небольшие угольные шахты Абераман и Ффорчаман, которые закрылись в 1962 и 1965 годах соответственно. .

11 мая 1919 года на Кардифф-стрит в Абердэре вспыхнул обширный пожар.
С упадком добычи железа и угля Абердэр стал зависеть от коммерческого бизнеса как основного источника занятости. Его отрасли включают производство кабеля, бездымное топливо и туризм. [10]
Правительство
[ редактировать ]Будучи небольшой деревней в горных долинах Гламоргана, Абердэр не играл сколько-нибудь существенной роли в политической жизни до тех пор, пока не превратился в промышленное поселение. Это была часть владения Мискина, и древняя должность Верховного Констебля сохранялась в церемониальной форме до относительно недавнего времени.
Парламентские выборы
[ редактировать ]В 1832 году Абердэр был исключен из избирательного округа графства Гламорган и стал частью парламентского городка (округа) Мертир-Тидвил . На протяжении большей части девятнадцатого века представительство первоначально контролировалось мастерами по производству железа Мертира, особенно семьей Гест. С 1852 по 1868 год место занимал Генри Остин Брюс , основные промышленные интересы которого лежали в долине Абердэр. Брюс был либералом, но к нему с подозрением относилась более радикальная фракция, которая становилась все более влиятельной внутри валлийского либерализма в 1860-х годах. Радикалы поддерживали такую политику, как упразднение англиканской церкви, и были тесно связаны с Обществом освобождения .
всеобщие выборы 1868 г.
[ редактировать ]Министры-нонконформисты сыграли заметную роль в этой новой политике, и в Абердэре они нашли эффективного представителя в лице преподобного Томаса Прайса , министра Кальфарии, Абердэр . После предоставления второго места в парламенте городку Мертир-Тидвил в 1867 году либералы Абердэра стремились обеспечить возвращение кандидата от их части округа вместе с действующим членом Генри Остином Брюсом . Их выбор пал на Ричарда Фотергилла , владельца металлургического завода в Абернанте, которого с энтузиазмом поддержал преподобный Томас Прайс. Однако незадолго до выборов Генри Ричард вмешался в качестве радикального кандидата от либералов, приглашенного радикалами Мертира. К удивлению многих, Прайс отнесся к его кандидатуре прохладно и продолжал поддерживать Фотергилла. В конечном итоге Генри Ричард одержал знаменитую победу: Фотергилл занял второе место, а Брюс потерял свое место. Таким образом, Ричард стал одним из первых радикальных депутатов парламента от Уэльса. [33]
1874–1914
[ редактировать ]На всеобщих выборах 1874 года и Ричард, и Фотергилл снова были возвращены, хотя первого критиковали за очевидное отсутствие симпатии к горнякам во время промышленных споров начала 1870-х годов. Это привело к появлению Томаса Холлидея как первого кандидата от лейбористов или рабочего класса, который боролся за валлийский избирательный округ. Несмотря на хорошие результаты голосования, Холлидей не смог быть избранным. До конца девятнадцатого века избирательный округ был представлен промышленниками, в первую очередь Дэвидом Альфредом Томасом . Однако в 1900 году к Томасу присоединился Кейр Харди , кандидат от НЛП , который стал первым представителем профсоюзов, вернувшимся в валлийский округ, независимый от Либеральной партии.
20 век
[ редактировать ]Избирательный округ Абердэр возник на выборах 1918 года. Первым представителем был Чарльз Батт Стэнтон , который был избран на дополнительных выборах после смерти Харди в 1915 году. Однако в 1922 году Стэнтон потерпел поражение от кандидата от лейбористской партии, и с тех пор лейбористская партия занимает это место. Единственный серьезный вызов исходил от Пледа Камру на всеобщих выборах 1970 и февраля 1974 года, но с тех пор эти выступления больше не повторялись. С 1984 по 2019 год место в парламенте, ныне известное как Кинон-Вэлли , занимала Энн Клуид из Лейбористской партии.

Местное самоуправление
[ редактировать ]Абердэр был древним приходом в Гламоргане. [34] До середины 19 века местное самоуправление Абердэра и его окрестностей оставалось в руках традиционных структур, таких как приходская ризница и Верховный констебль, который избирался ежегодно. Однако из-за быстрого промышленного развития прихода эти традиционные организации не могли справиться с реалиями урбанизированного промышленного сообщества, которое развивалось без какого-либо планирования и сооружений. В первые десятилетия XIX века мастера по производству железа постепенно навязывали свое влияние на местные дела, и так было и после образования Мертирского попечительского совета в 1836 году. Однако в 1850-х и начале 1860-х годов уголь вытеснил железо, поскольку Основная отрасль промышленности в долине, мастера металлургического производства были вытеснены как доминирующая группа в местном правительстве и администрации в результате союза между главным образом коренными владельцами угля, владельцами магазинов и торговцами, профессионалами и несогласными министрами. Центральной фигурой в этом развитии был преподобный Томас Прайс. . Рост этого альянса был основан на реакции на отчеты об образовании 1847 года и последующих усилиях по созданию британской школы в Абердэре. [35]
В 1840-х годах не было адекватных санитарных условий и водоснабжения, а уровень смертности был высоким. Вспышки холеры и тифа были обычным явлением. [36] На этом фоне Томас Вебстер Раммелл подготовил для Генерального совета здравоохранения отчет о санитарном состоянии прихода, в котором рекомендовалось местный совет здравоохранения . создать [37] 31 июля 1854 года весь приход Абердэра был официально объявлен местным советом округа, которым управлял Местный совет здравоохранения Абердэра . [38] Его первым председателем был Ричард Фотергилл , а в состав вошли Дэвид Дэвис, Бленгвавр , Дэвид Уильямс ( Алау Гох ) , Рис Хопкин Рис и преподобный Томас Прайс . [39] за ним последовал школьный совет Абердэра В 1871 году .
К 1889 году местный совет здравоохранения инициировал ряд мероприятий: они включали покупку местных резервуаров у компании Aberdare Waterworks Company за 97 000 фунтов стерлингов, систему канализации стоимостью 35 000 фунтов стерлингов, а также открытие общественного парка Абердэр и местного парка. лихорадочная больница. Однако отсутствие бесплатной библиотеки по-прежнему вызывало беспокойство. [40]
Позже формирование Совета графства Гламорган (после которого в Абердэре было пять избранных членов) в 1889 году, за которым последовал Совет городского округа Абердэр , который заменил Местный совет в 1894 году, изменило местную политику долины Абердэр.

На выборах в совет графства Гламорган в 1889 году большинство избранных представителей были угольщиками и промышленниками, и единственным исключением в более ранний период был агент горняков Дэвид Морган (Дай о'р Нант), избранный в 1892 году представителем профсоюзов. Однако с начала 1900-х годов кандидаты от Лейбористской партии начали набирать силу и с 1920-х годов доминировали в местных органах власти. Такая же картина наблюдалась и на УДК Абердэр.
Городской округ Абердэр был упразднен в 1974 году в соответствии с Законом о местном самоуправлении 1972 года . Этот район стал частью района Кинон-Вэлли в новом графстве Мид-Гламорган . Территория бывшего городского округа была преобразована в сообщество , которое позже было разделено в 1982 году на пять сообществ: Абераман , Кумбах , Ллуидкоед , Пениваун и меньшее сообщество Абердэр. [41] В 2017 году сообщество Абердэр было разделено на два сообщества: Абердэр Восток и Абердэр Запад . [42] Восток Абердэра включает центр города Абердэр и деревню Абернант . Абердэр-Уэст включает в себя Кумдаре , Кум-Сиан и Трецинон . Ни для одной из общин Абердэра не существует общественного совета. [43]
Городской совет долины Кинон и совет графства Мид-Гламорган были упразднены в 1996 году, с тех пор как Абердэр находился под управлением городского совета округа Ронда-Синон-Таф . Город расположен в основном в восточном округе Абердэр , представленном двумя советниками графства. Соседние Кумдэр , Ллуидкоед и Трецинон представлены приходом Абердэр Вест/Ллуидкоед . Оба округа представлены Лейбористской партией с 2012 года. [44] [45]
Культура
[ редактировать ]
Абердэр в годы своего бума считался центром валлийской культуры : в 1861 году здесь состоялся первый Национальный Айстедвод , с которым Дэвид Уильямс (Алау Гох) был тесно связан . В честь этого события город установил памятник в местном парке. В этом месте уже давно проводился ряд местных айстедфодау, связанных с такими фигурами, как Уильям Уильямс (Карв Коч). Айстедвод снова проводился в Абердэре в 1885 году, а также в 1956 году в парке Абердэр , где стоячие камни Горседда до сих пор существуют . На последнем Национальном айстедводе, проходившем в Абердэре в 1956 году, кресло занял Матонви Хьюз. С середины 19 века Абердэр был важным издательским центром, где выпускалось большое количество книг и журналов, большинство из которых были на валлийском языке. Газета под названием Y Gwladgarwr («Патриот») выходила в Абердэре с 1856 по 1882 год и широко распространялась по долинам Южного Уэльса. С 1875 года вышла более успешная газета Tarian y Gweithiwr. («Щит рабочего») был опубликован в Абердэре Джоном Миллсом. Ю. Дариан , как было известно, решительно поддерживал профсоюзное движение среди горняков и металлургов долин. Лидер горняков Уильям Абрахам заручился поддержкой газеты, которая также была сторонником радикального нонконформистского либерализма. Подъем политического рабочего движения и последующий упадок валлийского языка в долинах в конечном итоге привели к его упадку и закрытию в 1934 году.
Театр «Колизей» — главная художественная площадка Абердара, включающая зрительный зал на 600 мест и кинотеатр. Он расположен в соседнем Трециноне и был построен в 1938 году по подписке шахтеров .
времен Второй мировой войны Поэт Алан Льюис родился недалеко от Абердэра в деревне Кумаман ; в память о нем есть мемориальная доска, в том числе цитата из его стихотворения « Гора над Абердаром» .
Члены-основатели рок-группы Stereophonics произошли из Cwmaman. Это также родной город гитариста Марка Пэрри из ванкуверской рок-группы The Manvils . Знаменитая анархистско-панк- группа Crass отыграла свой последний концерт для бастующих шахтеров в Абердэре во время забастовки шахтеров в Великобритании .
Гриффит Рис Джонс, или Карадог, как его обычно называли, был дирижером знаменитого «Côr Mawr» («великого хора»), насчитывавшего около 460 голосов (Хоровой союз Южного Уэльса), который дважды выигрывал первую премию на хоровых конкурсах в Хрустальном дворце. в Лондоне в 1870-х годах. Он изображен на самой известной статуе города работы скульптора Госкомба Джона , открытой на площади Виктории в 1920 году.
Абердэр был культурным побратимом немецкого города Равенсбург .
Религия
[ редактировать ]Англиканская церковь
[ редактировать ]Первоначальная приходская церковь Святого Иоанна Крестителя была построена в 1189 году. Некоторые элементы ее первоначальной архитектуры сохранились. [10] [46]

С развитием Абердара как промышленного центра в девятнадцатом веке становилось все более очевидным, что древняя церковь была слишком мала, чтобы обслуживать предполагаемые духовные потребности городского сообщества, особенно с учетом быстрого роста нонконформизма, начиная с 1830-х годов. В конце концов, Джон Гриффит , настоятель Абердэра, взял на себя обязательство собрать средства для строительства новой церкви, что привело к быстрому строительству церкви Святого Эльвана в центре города между 1851 и 1852 годами. [47] Эта церковь в Уэльсе до сих пор является сердцем прихода Абердэр, и с момента ее постройки была проведена обширная работа. [46] В церкви есть современный электрический орган с двумя мануалами и педалбордом. [48] который до сих пор используется в сервисах.

Джон Гриффит, викарий Абердэра, построивший церковь Святого Элвана, изменил роль англиканской церкви в долине, построив ряд других церквей, в том числе церковь Святого Фагана и Трецинон . Другими церквями прихода являются церковь Святого Луки ( Квмдаре ), церковь Святого Джеймса ( Ллуидкоед ) и церковь Святого Матфея (1891 г.) ( Абернант ). [49]
В приходе Абераман и Кумаман находится церковь Святой Маргариты с красивым старым органом с двумя руководствами и педальной доской. Также в этом приходе находится церковь Святого Иосифа, Кумаман. В последнее время в церкви Святого Иосифа было проведено много рекреационных работ, почти превративших церковь в общественный центр, окруженный красивым цветочным садом и ведущий к тропе скульптур Квмамана. Однако регулярные церковные службы продолжаются. Здесь находится электрический орган с двумя мануалами и педалями, с динамиками спереди и по бокам церкви.
В 1910 году в городском округе Абердэр было 34 англиканские церкви. Исследование посещаемости мест богослужений в определенное воскресенье в том году показало, что 17,8% верующих посещали церковные службы, а остальные посещали нонконформистские часовни. [50]
Несоответствие
[ редактировать ]Долина Абердэр была оплотом нонконформизма с середины девятнадцатого века до межвоенных лет. После выхода « Отчетов об образовании» 1847 года нонконформисты стали проявлять все большую активность в политической и образовательной жизни Уэльса, и мало где это было так распространено, как в Абердэре. Ведущей фигурой был Томас Прайс , министр Кальфарии, Абердар.
Абердэр был крупным центром Религиозного возрождения 1904–05 годов , которое началось в Лохоре недалеко от Суонси. Возрождение вызвало тревогу среди служителей по поводу революционного, даже анархического воздействия, которое оно оказало на церковные общины и конфессиональные организации. В частности, это рассматривалось как отвлечение внимания от проповедей с кафедры и роли служителя. [51] Местная газета Aberdare Leader с самого начала отнеслась к возрождению с подозрением, возражая против «аномальной жары», которую оно породило. [52] Трецинон особенно пострадал от возрождения, и, как говорят, собрания, проведенные там, вызвали больше эмоций и волнений, чем более сдержанные собрания в самом Абердэре. Воздействие возрождения было значительным в краткосрочной перспективе, но в долгосрочной перспективе было довольно временным.
После того, как непосредственное воздействие возрождения угасло, с начала 20 века стало ясно, что влияние часовен постепенно снижается. Это можно объяснить несколькими факторами, в том числе подъемом социализма и процессом языковых изменений, в результате которого молодое поколение все чаще обращалось к английскому языку. Были также богословские споры, например, по поводу «Новой теологии», выдвинутой Р. Дж. Кэмпбеллом . [53]
Из множества часовен лишь немногие до сих пор используются по своему первоначальному назначению, а некоторые закрылись на рубеже тысячелетий. Многие из них были переоборудованы под жилье или другие цели (в том числе один в Робертстауне, ставший мечетью), а другие снесены. Среди примечательных часовен были Кальфария, Абердаре и Сейон, Кумаман (Баптистская); Сарон, Абераман и Силоа, Абердар (независимый); и Бетаниа, Абердар (кальвинистская методистка).
Независимые
[ редактировать ]Самая ранняя валлийская независимая или конгрегационалистская часовня в районе Абердэра была Эбенезер, Трецинон, хотя собрания проводились с конца 18 века в жилых домах в этом районе, например, в Хирвауне. [54] В XIX веке у Независимых наблюдался самый большой рост количества мест отправления культа: с двух в 1837 году до двадцати пяти (четыре из них были английскими) в 1897 году. [55] К 1910 году существовало 35 независимых часовен с общим числом членов 8612 человек. [50] Часовня Силоа была самой большой из независимых часовен в Абердэре и одной из немногих, которые остаются открытыми сегодня, поскольку она была «восстановлена» как часовня на валлийском языке. В число независимых служителей Абердэра девятнадцатого века входило несколько влиятельных личностей, но ни один из них не обладал таким широким социальным авторитетом, каким Томас Прайс пользовался среди баптистов.

Из других независимых часовен в долине Сарон на Дэвис-стрит в Аберамане до 2011 года использовался для регулярных служб небольшой группой прихожан. В течение многих лет они проводились в небольшой боковой комнате, а не в самой часовне. . Часовня имеет большую ризницу, состоящую из рядов деревянных скамеек, обращенных в обе стороны, и сцену с боковым входом на Беддоу-стрит и черным входом на Льюис-стрит. Хотя здание не в хорошем состоянии, интерьер, включая кафедру и зону отдыха на балконе (сзади и по бокам), был в хорошем состоянии, но часовня в конечном итоге закрылась из-за очень небольшого количества оставшихся прихожан. В феврале 1999 года Сарон был внесен в список памятников архитектуры II категории. [56]
Баптисты
[ редактировать ]Баптисты были самой влиятельной из нонконформистских конфессий в Абердэре, и их развитием руководил преподобный Томас Прайс , который приехал в Абердэр в начале 1840-х годов в качестве священника часовни Кальфария . [57] В 1837 году у баптистов было три часовни, а в 1897 году их было двадцать, семнадцать из них были валлийскими. [55] К 1910 году количество часовен увеличилось до 30, а общее количество членов составило 7 422 человека. [50] Большинство этих баптистских часовен были основаны под влиянием Томаса Прайса, который поощрял членов создавать филиалы часовен для привлечения мигрантов, стекавшихся в город и окрестности из сельских районов Уэльса. Часовни собирались вместе для регулярных собраний, включая службы крещения, которые проводились в реке Кинон. [58] В результате Прайс оказал гораздо большее влияние на религиозную жизнь местности, чем любой другой служитель. [59]
Кальвинистские методисты
[ редактировать ]К 1910 году в городском округе Абердэр было 24 кальвинистские методистские часовни с общим числом членов 4879 человек. [50] Самой известной из них была Бетания, Абердэр , когда-то самая большая часовня в Абердэре. Заброшенный в течение многих лет, он был снесен в 2015 году. Методисты имели численное превосходство, и хотя некоторые из их министров, такие как Уильям Джеймс из Бетании, входили в школьный совет Абердэра и другие государственные органы, их конституция препятствовала активным политическим действиям, которые было более естественным для баптистов и независимых. [60]
Другие номиналы
[ редактировать ]В 1878 году Мать Пастырь , уроженка валлийского языка, была отправлена в Абердэр Армией Спасения в начале периода роста их миссии. Через пять лет она создала семь новых станций, прежде чем ее отозвали в Лондон. Шепард вернется в Абердэр, работая на благо общества. В 1930 году ее устроили публичные похороны. [61]
К 1910 году у уэслианских методистов было 14 храмов. [50] К 1910 году в долине также существовала значительная унитарная традиция и три храма. [50] Унитарная церковь Хайленд-Плейс отметила свое 150-летие в 2010 году. [62] там проходит ряд лекций по его истории и истории унитаризма в Уэльсе. В церкви есть двухручный орган с педальной панелью, который используется для сопровождения всех служб. Электрический ток [ когда? ] органистка — Грейс Джонс, сестра бывшего органиста Джейкоба Джонса. Подключенный класс используется для встреч и общения после службы.
иудаизм
[ редактировать ]На Сеймур-стрит когда-то располагалась синагога, которая открыла свои двери в конце 1800-х годов, но закрылась в 1957 году. Сейчас на этом месте установлена синяя мемориальная доска . [63]
Образование
[ редактировать ]Состояние образования в приходе вызывало беспокойство в ранний индустриальный период, о чем свидетельствует реакция на « Отчеты об образовании» 1847 года . возник протест Первоначально под руководством преподобного Томаса Прайса против комментариев, сделанных викарием Абердэра в его представлении членам комиссии. Однако при более внимательном рассмотрении в отчетах говорится о недостатках образования не только в самом Абердэре, но и в общинах долин в целом. При этом они критиковали не только производителей железа за их неспособность обеспечить школы для детей рабочих, но и нонконформистов за то, что они не основали британские школы . [64] В десяти школах Абердэра размещались только 1317 детей, то есть небольшая часть населения. Во многом в результате этой критики основные нонконформистские конфессии объединились, чтобы основать Британскую школу, известную на местном уровне как Исгол-и-Комин, которая была открыта в 1848 году и вмещала 200 учеников. Были собраны средства, которые в значительной степени погасили долги, а открытие школы было отмечено общественным собранием, на котором выступили Прайс и Дэвид Уильямс ( Алау Гох ) . [65]
Много энергии было потрачено в этот период на конфликты между англиканами и нонконформистами по поводу образования. Создание школьного совета Абердэра в 1871 году привело к расширению образовательных услуг, но также усилило религиозное соперничество. Выборы школьного совета неизменно проводились по религиозным мотивам. Несмотря на эту напряженность, Совет взял под свой контроль ряд существующих школ и открыл новые. К 1889 году Совет управлял четырнадцатью школами, но прогулы и непосещаемость оставались проблемой, как и во многих промышленных районах. [66]
Как и в других государственных органах того времени (см. «Местное самоуправление» выше), в составе Школьного совета преобладали владельцы угля и должностные лица угольных шахт, министры-нонконформисты, профессионалы и торговцы. Лишь изредка избирался англиканский священнослужитель, и, за исключением Дэвида Моргана ( Дай о'р Нант ) , ни один кандидат из рабочего класса не избирался более чем на один срок. [67]
Колледжи
[ редактировать ]Средние школы
[ редактировать ]Транспорт
[ редактировать ]Город обслуживается железнодорожным вокзалом Абердаре и автовокзалом Абердаре , расположенными друг напротив друга в центре города. В 2012–2013 годах в городе также проводилась масштабная реконструкция.
Спорт
[ редактировать ]
Абердар был отмечен как «очень примечательный» своими традициями Таплаау Хаф (летние игры/танцы), скачками и гвролгампау («мужественные виды спорта»), которые, как говорили, были характерной чертой этого района по крайней мере с 1640-х годов. [68] В городе также находится Yr Ynys , историческая спортивная площадка, которая имеет честь принимать первую международную лигу регби, профессиональную команду лиги регби, команду футбольной лиги и матч тура All Blacks. Сегодня Инис принимает городские команды по регби и крикету, а также развлекательный центр Собелл и легкоатлетический стадион Рона Джонса, стадион на 263 места с из резиновой крошки , где находится стадион Aberdare Valley AAC. легкоатлетическими спортивными сооружениями [69]
Крикет
[ редактировать ]Крикетный клуб был восстановлен в Инисе в 1968 году и получил название Riverside Cricket Club в связи с его расположением на берегу реки. Позже клуб был переименован в Dare Valley CC, а затем окончательно сменил название на Aberdare CC. В 2008 году клуб получил в аренду на 25 лет землю за пределами поля № 1 «Юнис», где вскоре были построены клубный дом и тренировочные сетки. За этим в 2010-х годах последовало строительство общественного центра и кафе. Сегодня в клубе действуют 3 взрослые команды и 4 юношеские команды. [70]
Лига регби
[ редактировать ]
Северный союз нанял Ynys 1 января 1908 года для проведения первого в истории матча международной лиги регби. Матч между Уэльсом и новозеландским клубом All Golds, проходивший на практически замороженном поле, оказался напряженной и захватывающей игрой. Решающий счет набрал местная звезда и бывший игрок Aberdare RFC Дай «Тарв» Джонс , который сделал попытку всего за несколько минут до финального свистка, что принесло Уэльсу победу со счетом 9–8. [71]
Матч привлек 15 000 платных зрителей, а выручка от продажи билетов составила 560 фунтов стерлингов, что подчеркнуло коммерческий потенциал лиги регби на Ynys. Это произошло в то время, когда Северный союз стремился создать профессиональные команды по всему Южному Уэльсу, и всего через несколько месяцев после того, как Валлийский союз регби наложил санкции на Абердэр RFC за профессионализм (пожизненно забанив Джонса). Таким образом, дискуссии о создании клуба Лиги регби в Абердэре продвигались быстро, и 21 июля 1908 года Абердэр RLFC был принят в Лигу регби Северного союза. 5 сентября 1908 года новая команда сыграла свой первый матч против «Уигана» перед 3000 толпой на стадионе «Инис». [72]
Потенциал поддержки публики был снова продемонстрирован 10 ноября 1908 года, когда «Инис» принимал свою вторую международную команду, когда 5000 зрителей наблюдали, как Абердэр сражался с первой гастролирующей австралийской командой . [73] [74] Однако команда клуба Абердэр не смогла повторить героизм валлийской команды, проиграв матч со счетом 10–37. Действительно, Абердэр боролся с трудностями по правилам Северного Союза, и первоначально большое количество зрителей ухудшилось из-за плохих результатов, в результате чего Абердэр завершил свой единственный сезон в Футбольной лиге регби в качестве нижнего клуба. Наконец, 10 июля 1909 года Абердэр сообщил о «неожиданных трудностях» в своих финансах и вышел из Северной лиги регби. [72]
Регби-юнион
[ редактировать ]
Клуб регби, представляющий Абердэр, был зарегистрирован еще в 1876 году, но современный RFC Абердэра ведет свою историю с основания в 1890 году. [75] Клуб имел большой успех в начале двадцатого века: местная звезда Дай «Тарв» Джонс был капитаном клуба с 1905 по 1907 год. Джонс получил признание как игрок в клубных, представительских и международных играх. В частности, Джонс сыграл важную роль в « Матче века », когда Уэльс победил новозеландскую команду All Blacks. В 1907 году Джонс и клуб «Абердэр» сыграли ключевую роль в профессиональном скандале : Союз регби Уэльса навсегда приостановил работу всего комитета клуба и ряда игроков (включая пожизненную дисквалификацию Джонса). Эти события быстро привели к тому, что многие городские игроки и болельщики перешли в лигу регби, с первой в истории международной лигой регби и основанием Абердэра RLFC в 1908 году. [76]
Несмотря на дисквалификацию, союз регби продолжал действовать в городе, поскольку клуб (переименованный в Aberaman RFC) переехал в Абераман-Парк. Стадион «Инис» примет свою первую команду международного союза регби 12 декабря 1935 года, когда команда « Олл Блэкс» 1935–36 годов провела турне против команды Среднего округа. All Blacks выиграли матч со счетом 31–10 на глазах у 6000 зрителей. [77]
Абераман RFC вернулся в Инис в 1960-х годах. В феврале 1971 года в старом отеле Crown на Глостер-стрит был открыт клуб, за которым последовало строительство большого стенда в Ynys стоимостью 20 000 фунтов стерлингов. После появления профессионализма в союзе регби санкции WRU против Абердэра больше не применялись. Таким образом, клуб снова получил название Aberdare RUFC. Абердэр также является домом для команд Abercwmboi RFC и Hirwaun RFC.
Ассоциация футбола
[ редактировать ]
Стадион «Инис» также был домом для футбольного клуба «Абердэр Атлетик» , члена Футбольной лиги в период с 1921 по 1927 год. «Абердэр» финишировал последним в своем последнем сезоне и закрылся в 1928 году после того, как не смог быть переизбран в лигу. [78]
«Абераман Атлетик» продолжал играть до Второй мировой войны , и на смену ему пришли «Абердэр и Абераман Атлетик» в 1945 году и «Абердэр Таун» в 1947 году. Клуб продолжает играть в Уэльской футбольной лиге . Сегодня Абердэр Таун играет в Лиге Альянса Южного Уэльса и базируется в парке Абераман.
Известные люди
[ редактировать ]- См. также Категорию: Люди из Абердэра
Искусство и радиовещание
[ редактировать ]- Иеуан Дду ап Дафид аб Оуайн - бард 15 века.
- Эдвард Эванс - бард 18 века.
- Йоан Гриффит - актер, родился в Ллуидкоэде , Абердэр.
- Гриффит Рис Джонс - известный как Карадог, дирижер знаменитых хоров Кор Карадог (побеждавший на нескольких мероприятиях в Айстедфодау) и Кор Маур , завоевавший первую премию на хоровых конкурсах Хрустального дворца в 1872 и 1873 годах.
- Алан Льюис - военный поэт
- Михангель Морган - писатель на валлийском языке, родившийся в Трециноне, в чьих произведениях часто фигурирует Абердар.
- Джон Морган - комик, особенно из Royal Canadian Air Farce
- Рой Ноубл – писатель и телеведущий, проживший большую часть своей жизни в Ллуидкоэде , Абердэр.
- Иуан Рис - актер из Трецинона
- Риан Сэмюэл – композитор и профессор музыки
- Стереофония - все трое первоначальных участников, Келли Джонс , Ричард Джонс и Стюарт Кейбл, выросли в Кумамане , Абердэр.
- Джо Уолтон – писательница-фантаст, сейчас живущая в Монреале , Квебек.
Политики
[ редактировать ]- Генри Остин Брюс – первый барон Абердэр и министр внутренних дел (1868–1873)
- Роуз Дэвис - лейбористский политик и феминистка
- Патрик Ханнан – политический журналист, автор и ведущий на телевидении и радио.
- Рис Хопкин Рис – промышленник XIX века и видный местный политик.
- Бетан Сайед - член Сенедда от Западного Южного Уэльса
Религия
[ редактировать ]- Р. Ифор Парри – министр-конгрегационалист и школьный учитель
- Томас Прайс (баптистский священник) – баптистский министр и радикальный политик
Наука
[ редактировать ]- Лин Эванс – физик элементарных частиц и руководитель проекта Большого адронного коллайдера
Спортсмены
[ редактировать ]- Джон Брайант - Уэльса игрок международного союза регби
- Лес Картрайт - Уэльса футболист международной ассоциации
- Исаак Дэвис - футболист ассоциации
- Нил Дэвис - Уэльса Международная лига регби
- Эми Эванс - Уэльса игрок международного союза регби
- Ян Эванс - Уэльса и Британских и Ирландских львов. игрок международного союза регби
- Россер Эванс - Уэльса игрок международного союза регби
- Дэвид «Тарв» Джонс - международный регби с двойным кодом для лиги регби Уэльса и союза регби Уэльса. международных команд
- Артур Линтон - велосипедист
- Джимми Майкл – чемпион мира по велоспорту
- «Большой» Джим Миллс - Уэльса и Великобритании Международная лига регби
- Тедди Морган - Уэльса и Британских и ирландских львов. игрок международного союза регби
- Уильям Ллевеллин Морган - Уэльса и Британских и ирландских львов игрок международного союза регби
- Даррен Моррис - игрок сборной Уэльса и Британских и Ирландских львов игрока союза регби
- Джейсон Прайс - футболист ассоциации
- Мартин Робертс - Уэльса игрок международного союза регби
- Рис Томас - футболист ассоциации
- Ли Уильямс - Уэльса международная лига регби
- Дай Янг - игрок и тренер международного союза регби Уэльса , трижды «Британских и ирландских львов». турист
- Томас Янг - Уэльса игрок международного союза регби
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Оценки численности населения приходов в Англии и Уэльсе с середины 2002 по середину 2017 года» . Управление национальной статистики (ONS) . Проверено 8 июля 2019 г.
- ^ Джонс, Дэниел (2006). Роуч, Питер; Хартман, Джеймс; Сеттер, Джейн (ред.). Словарь английского произношения (17-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 2. ISBN 9780521680868 .
- ^ Джонс, Элин (22 мая 2015 г.). «Старый диалект области Стеддвод» . BBC Wales Live (на валлийском языке) . Проверено 15 августа 2022 г.
- ^ «Старый альпинист» (Джон Брюс Прайс) (2 июля 1853 г.). «Дороги в долине Абердэр до 1790 года» . Кардифф и Мертир Гардиан . Проверено 13 августа 2022 г.
- ^ МакКиллоп, Джеймс (2004). Словарь кельтской мифологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780191726552 .
- ^ Робертс, доктор Бринли Ф. (1993). «Некоторые топонимы Абердара». Старый Абердар . VII : 5.
- ^ Перейти обратно: а б с д свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Абердар ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 45. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ «Хронология истории долины Кинон» . Общество истории долины Кинон . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Заповедник Абердэр. План оценки и управления» (PDF) . Городской совет округа Ронда-Кинон-Таф. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2015 года . Проверено 20 ноября 2013 г. , стр. 9–11
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Абердар» . Британская энциклопедия . Том. Я: А-ак Байес (15-е изд.). Чикаго, Иллинойс: Британская энциклопедия Inc., стр. 27 . ISBN 978-1-59339-837-8 .
- ^ Джонс 1964 , стр. 149–52.
- ^ Уилтон Д., Уиллс (1969). «Преподобный Джон Гриффит и возрождение официальной церкви в Гламоргане девятнадцатого века» (PDF) . Морганнг . 13 :75–102 . Проверено 17 декабря 2021 г.
- ^ Джонс. Статистические доказательства . п. 44.
- ^ «Расчёты» (PDF) . Управление национальной статистики . clickonwales.org. п. 1. Архивировано из оригинала (PDF) 23 сентября 2015 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Перепись Великобритании (2011 г.). «Отчет о местности – застроенная территория Абердэра (1119885767)» . Номис . Управление национальной статистики . Проверено 4 апреля 2018 г.
- ^ Тернер 1984 , с. 6.
- ^ «Отчет о состоянии образования в Уэльсе за 1847 год» . , стр.489
- ^ Джонс. Сообщества . п. 272.
- ^ «Общественное собрание в Абердэре» . Кардифф и Мертир Гардиан . 26 февраля 1848 года . Проверено 20 ноября 2013 г.
- ^ «Церковь Святого Эльвана в Абердаре» . Архивировано из оригинала 4 августа 2016 года . Проверено 12 июня 2016 г.
- ^ Джонс 1964 , стр. 155–6.
- ^ Джонс. Статистические доказательства . , стр.229
- ^ Джонс. Статистические доказательства . п. 287.
- ^ «Комиссар по валлийскому языку - результаты переписи населения 2011 года по сообществам» . www.comisiynyddygymraeg.cymru . Архивировано из оригинала 14 сентября 2017 года . Проверено 23 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс 1964 , с. 150.
- ^ Джонс 1964 , стр. 149–50.
- ^ Джонс 1964 , стр. 150–1.
- ^ Дэвис, Джон, История Уэльса , Пингвин, 1994, ISBN 0-14-014581-8 , стр. 400.
- ^ Перейти обратно: а б Дэвис, выше , стр. 400.
- ^ Дэвис, цит. , стр. 384.
- ^ Джонс 1964 , стр. 166–8.
- ^ Барклай 1978 , с. 24.
- ^ Морган 1991 , стр. 23–5.
- ^ «Древний приход Абердэра / Гражданский приход» . Видение Британии сквозь время . GB Историческая ГИС / Портсмутский университет . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Джонс 1964 , стр. 156–60.
- ^ Джонс 1964 , с. 152.
- ^ Раммелл 1853 , стр. 28–9.
- ^ Беван, Чарльз Дакрес (1855). Статуты Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии . Лондон: Эйр и Споттисвуд. стр. 103–110 . Проверено 19 октября 2022 г.
Закон об утверждении временных распоряжений Генерального совета здравоохранения для округов Плимут, Ховарт, Абердэр, Бишоп-Окленд, Уилленхолл и Овер-Дарвен (17 и 18 Виктория, ок. 53 г.)
- ^ «Совет здравоохранения Абердэра» . Кардифф и Мертир Гардиан . 22 сентября 1854 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Пэрри, Лейбористские лидеры и местная политика , стр. 400, 402.
- ^ «Приказ 1981 года о долине Кинон (сообщества)» , законодательное обеспечение.gov.uk , Национальный архив , SI 1981/1738 , получено 18 октября 2022 г.
- ^ «Приказ Рондды Кинон Таф (сообщества) 2016 г.» , законодательное обеспечение.gov.uk , Национальный архив , SI 2016/1156 , дата обращения 18 октября 2022 г.
- ^ «Общественные городские советы и советники» . Городской совет округа Ронда-Кинон-Таф . Проверено 18 октября 2022 г.
- ^ Результаты выборов в городской совет округа Ронда Сайон Тафф в 1995–2012 годах , Избирательный центр. Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Выборы в городской совет графства 2017 г. , Городской совет округа Ронда Кинон Таф. Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ньюман (1995), стр.133.
- ^ Джонс. Сообщества . стр. 88–104.
- ^ «Гламорган (Гламорган, Мид), Абердэр, Сент-Элван, Черч-стрит, площадь Виктории» . Британский институт органных исследований, 2005 г. Национальный реестр органов. 2005 . Проверено 11 апреля 2012 г.
- ^ Ньюман (1995), с. 134
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Джонс. Статистические доказательства . п. 447.
- ^ Морган. Возрождение нации . стр. 134–5.
- ^ «Редакция» . Лидер Абердара . 19 ноября 1904 г. с. 4 . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ «Старое и новое богословие. Конфликт в Аберкумбое» . Лидер Абердара . 7 ноября 1908 года . Проверено 14 марта 2015 г.
- ^ «Старый Абердэр. История конгрегационализма» . Лидер Абердара . 25 октября 1913 года . Проверено 19 января 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рис, Часовни в долине, стр.169.
- ^ «Независимая часовня Сарон, Абераман» . britishlistedbuildings.co.uk . Проверено 15 июля 2012 г.
- ^ Джонс, Исследования и объяснения, стр.197-8.
- ^ Александр, DT (5 апреля 1913 г.). «Старый Абердэр. Руководители и учреждения 50 лет назад» . Лидер Абердара . Проверено 19 января 2014 г.
- ^ Джонс. Сообщества . стр. 269–70.
- ^ Джонс. Сообщества . п. 270.
- ^ Мэтью, ХГЧ; Харрисон, Б., ред. (23 сентября 2004 г.). «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. ссылка:odnb/58577. doi : 10.1093/ref:odnb/58577 . Проверено 30 января 2023 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Унитарная церковь Абердаре» . Ukunitarians.org.uk . Проверено 28 мая 2013 г.
- ^ Тегелтия, Сэм (30 января 2015 г.). «Голубая мемориальная доска бывшей синагоги Абердаре» . УэльсОнлайн .
- ^ Джонс. Сообщества . п. 274.
- ^ «Британские школы Абердэра» . Кардифф и Мертир Гардиан . 14 октября 1848 года . Проверено 22 ноября 2013 г.
- ^ Парировать. «Лейбористские лидеры и местная политика»: 401–2.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Парировать. «Лейбористские лидеры и местная политика»: 401–5.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «История Абердэра 44 — Спорт, игры и развлечения» . Общество истории долины Кинон . Проверено 10 октября 2022 г.
- ^ «Валлийская легкая атлетика» . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «История» . Крикетный клуб Абердэра . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «Все золото» . Архивировано из оригинала 10 октября 2017 года . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лаш, Фаррар, Питер, Дэйв (1998). Попытки в долинах: история Лиги регби в Уэльсе . Лондон: Лондонская лига. стр. 29–30. ISBN 0-9526064-3-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Кенгуру-тур: 1908-1909. Архивировано 23 мая 2008 г. на Wayback Machine rl1908.com.
- ^ Фил Бланш (1 января 2008 г.). «R League: Джонс сделал дубль над Новой Зеландией» . Западная почта . Проверено 2 августа 2010 г.
- ^ "МЕРТИР. I | 1876-12-02 | Западная почта - валлийские газеты" . газеты.библиотека.Уэльс .
- ^ Лаш, Питер; Фаррар, Дэйв (1998). Попытки в долине: история Лиги регби в Уэльсе . Лондон: Публикации Лондонской лиги. п. 9. ISBN 0-9526064-3-7 .
- ^ Тегелтия, Сэм (8 декабря 2015 г.). « Это было похоже на подготовку к королевскому визиту». В тот день, когда All Blacks посетили Абердэр 80 лет назад, в субботу» . Уэльс онлайн . Проверено 7 августа 2022 г.
- ^ «The Pyramid.info: Повышение в Футбольную лигу или понижение ее по годам» . www.thepyramid.info . Проверено 4 февраля 2019 г. .
Источники
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Джонс, Дот (1998). Статистические данные, касающиеся валлийского языка 1801–1911 гг . Кардифф: Издательство Уэльского университета. п. 44. ИСБН 0708314600 .
- Джонс, Юан Гвинед (1981). Исследования и объяснения. Очерки социальной истории викторианского Уэльса . Лландисул: Гомер. ISBN 0-85088-644-9 .
- Джонс, Юан Гвинед (1987). Сообщества. Очерки социальной истории викторианского Уэльса . Лландисул: Гомер. ISBN 0-86383-223-7 .
- Морган, Кеннет О (1991). Уэльс в британской политике 1868–1922 (3-е изд.). Кардифф: Издательство Уэльского университета. ISBN 0708311245 .
- Морган, Кеннет О. (1981). Возрождение нации. Уэльс 1889–1980 гг . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-821760-9 .
- Ньюман, Джон (1995). Гламорган . Лондон: Группа Пингвин. ISBN 0140710566 .
- Рис, Д. Бен (1975). Часовни в долине . Ффиннон Пресс. ISBN 0-902158-08-2 .
Журналы
[ редактировать ]- Барклай, Мартин (1978). « Рабы лампы. Забастовка шахтеров Абердара, 1910 год» (PDF) . Ллафур: Журнал Общества изучения истории труда Уэльса . 2 (3): 24–42. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 17 июня 2020 г.
- Джонс, Юан Гвинед (1964). «Доктор Томас Прайс и выборы 1868 года в Мертир-Тидфиле: исследование нонконформистской политики (Часть первая)» (PDF) . Обзор истории Уэльса . 2 (2): 147–172. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- Джонс, Юан Гвинед (1965). «Доктор Томас Прайс и выборы 1868 года в Мертир-Тидфиле: исследование нонконформистской политики (Часть вторая)» (PDF) . Обзор истории Уэльса . 2 (3): 251–70. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 15 октября 2013 г.
- Парри, Джон (1989). «Лейбористские лидеры и местная политика 1888–1902: пример Абердэра» (PDF) . Обзор истории Уэльса . 14 (3): 399–416. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 24 октября 2013 г.
- Тернер, Кристофер Б. (1984). «Религиозное возрождение и валлийское индустриальное общество: Абердэр в 1859 году» (PDF) . Ллафур: Журнал Общества изучения истории труда Уэльса . 4 (1): 4–13. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года . Проверено 9 сентября 2016 г.
- Уиллс, Уилтон Д. (1969). «Преподобный Джон Гриффит и возрождение официальной церкви в Гламоргане девятнадцатого века» (PDF) . Морганнг . 13 :75–102 . Проверено 6 ноября 2013 г.
Газеты
[ редактировать ]- Абердэр Лидер
- Кардифф и Мертир Гардиан
Онлайн
[ редактировать ]- Раммелл, Томас Вебстер (1853). «Отчет Главному управлению здравоохранения о предварительном расследовании состояния канализации, дренажа и водоснабжения, а также санитарного состояния жителей прихода Абердар в графстве Гламорган» . Интернет-архив . Генеральный совет здравоохранения . Проверено 13 марта 2017 г.
Внешние источники
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
