Jump to content

барсом

Рельеф IV века, изображающий инвеституру сасанидского царя Ардашира II . Митра стоит на цветке лотоса слева и держит барсом. [1]
Изображение священника, несущего барсом , IV века до нашей эры . Из сокровищ Оксуса . Современный барсом намного короче и сделан из проволоки.

Барсом зороастрийскими / ˈ b ɑː r s ə m / — ритуальный инструмент, используемый священниками для совершения определенных священных церемоний.

Слово барсом происходит от авестийского языка баресман (трехсложное, бар'əс'ман ), которое, в свою очередь, является существительным от слова барез «вырастать высоко». [2] Более поздняя форма – барсом – впервые появляется в текстах зороастрийской традиции IX–XII веков и используется по сей день.

Баресман , не имеет отношения к бареснуму который является церемонией очищения. варзой Не следует также путать баресмана с «булавой», ( авест., МП гурз ). Варза представляет собой металлический стержень толщиной около одного сантиметра, часто увенчанный головой быка.

Было высказано предположение, что барсман может иметь загросское происхождение. [3] [а]

Физические характеристики

[ редактировать ]

Материал

[ редактировать ]

В современном использовании барсом представляет собой пучок коротких металлических проволок или стержней длиной около 20 см каждый. [4] и изготовлены из латуни или серебра.

Использование металлических проволок или стержней появилось сравнительно недавно: по крайней мере до 16 века барсом делали из веток или стеблей, и вокруг их сбора существовал сложный ритуал. В Священных Писаниях или более старых традициях нет указаний на то, какое растение следует использовать, и Ясна 25.3 восхваляет это растение, не вдаваясь в подробности.

Одно из указаний на то, какое растение использовалось, относится к XVI веку, когда авторы посланий Риваята упрекают своих индийских единоверцев за то, что они не использовали веточки тамариска ( Р. 329 ) . [5] ). Ветки гранатового дерева фигурируют и в других поздних источниках. Страбон (XV.3.14) говорит о «связке тонких миртовых прутьев».

И Священные Писания, и традиция точны в отношении размеров необходимых веток. Ясна 57.5 требует, чтобы каждая веточка не превышала «высоту колена», а Вендидад 19.19 (поддержанный Нирангистаном ) требует, чтобы каждый стержень был длиной не более аиши и толщиной не более ширины явы . Дарместетер переводит аэша как «лемех», а ява — как ячмень. Таким образом, ветка/стержень имела толщину не более 7 мм. Нирангстан далее добавляет , что толщина не может быть меньше человеческого волоса.

Барсом , который появляется в искусстве Ахеменидов и Сасанидов, «был впечатляющего размера, около 45 см ( 1 + 1/2 . » фута) в длину, состоит, очевидно, из жестких прямых стержней [4]

Количество прутьев/прутов зависит от проводимого ритуала, и в Шаяст-на Шаяст (14.2) однозначно сказано, что этого количества необходимо придерживаться. Чтение литургии Ясны сопровождается связкой из 21 ветки, две другие кладут рядом с другим ритуальным инвентарем. требуется Для Вендидада 33 ветки в связке, а также две другие, как для Ясны . Для чтения Висперада требуется 35 веточек, и ни одной не остается. Аналогичным образом количество варьируется и для других ритуалов, однако для всех них требуется от 3 до 15 веток.

Связывание

[ редактировать ]

В современном использовании стержни почти всегда остаются несвязанными. Единственное исключение приходится на конец церемонии бадж по умершим, когда их связывают полоской листа финиковой пальмы .

Использование в ритуале

[ редактировать ]

В ритуале связку барсома либо держат в левой руке, либо кладут на пару металлических подставок высотой около 20 см, по одной подставке на каждом конце связки. Эти стойки имеют наверху распорку в форме полумесяца, которая (также) предотвращает скатывание стержней. Форма полумесяца дала им название мах-руи , буквально «луноликие». Дадестан-и Дениг 48.17 [6] утверждает, что подставки должны быть металлическими.

Барсом не имеет непосредственной практической цели. В зороастрийском ритуале он представляет создание растений, сопровождая другие символические жетоны, которые представляют другие грани творения, и каждый из которых затем также представляет присутствие Амеша Спента в ритуале. В случае барсома это Амеретат «бессмертие». Серповидная скоба подставки барсома также отождествляется с растительностью: мах , луна, в зороастрийских писаниях и традициях является космогоническим защитником растений и способствует их росту. «Цель держания барсома и повторения молитв – восхваление Творца за поддержку, оказываемую природой, и за дар произведений земли, которые обеспечивают средства существования человеческому и животному миру. Цель отбора барсом из ветвей дерева — значит считать его представителем всего растительного царства, за что приносятся благословения и благодарность Творцу, и есть еще одно доказательство того, что исполнение Ритуал барсом призван выразить благодарность Создателю за Его безграничные дары». [7]

Барсом также держит священник во время сокращенного чтения Ясны перед едой. Эпизод «Шахнаме » напоминает, что когда Йездигерд III (последний император Сасанидов, но, как и его предки, также был священником) скрывался, его просьба о барсоме выдала его врагу. [8]

В зороастрийской традиции вторая глава литургии Ясны называется Барсом Яшт . [9] Однако как часть литургии он не является частью коллекции Яшт . В классификации Келленса в Авесте [10] Ясна 2 – Барсом Яшт – дополняет остальные 7 из первых 8 глав Ясны , цель набора из 8 глав – приглашение божеств на церемонию. После Ясне 1 первоначального приглашения Ахура Мазды , Амеша Спенты и остальные язаты в , баресман и возлияние представлены им в Ясне 2.

См. также

[ редактировать ]
Примечания
Boyce, Z2 , стр. 38–39: «Три изображения мужчин, несущих одинаковые связки прутьев, были идентифицированы на ассирийских и урартских предметах восьмого и начала седьмого веков до нашей эры. [145] и кажется возможным, что маги западного Ирана, поселившиеся в лесистой местности, настолько поддались влиянию культовых обычаев своих соседей-загросов, что приняли эти длинные жезлы в качестве своих собственных барсменов».
№ 145: П. Кламейер, «Барсомбюендель в 8-9 веках до нашей эры», трансформации, исследования древнего и современного искусства, посвященные Э. Хоманну-Ведекингу, Waldsassen-Bayern 1975, 11–5. Он приводит примеры, опубликованные Р. Д. Барнеттом, Survey XIV (1967), 3002 рис. 1063; HJ Kellner, Ситула (Любляна) 1974, 14/15, 50 листов 3; и К. Леманн-Хаупт, Армения однажды и сейчас I, 1910, 261 (ил.), ср. М. ван Лун, Урартское искусство, 1966, 153 ил., рис. 18Е5.
Ссылки
Цитируемые работы
  • Бойс, Мэри (1982), История зороастризма , том. 2, Лейден: Брилл
  • Дхабар, Баманджи Нусерванджи (1932), Персидские риваяты Хормазьяра Фрамараза и другие , Бомбей: Восточный институт КР Кама
  • Канга, М.Ф. (1989), «Барсом», Иранская энциклопедия , том. 3, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, стр. 825–827.
  • Келленс, Джин (1989), «Авеста», Иранская энциклопедия , том. 3, Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол, стр. 35–44.
  • Моди, Дживанджи Джамшеджи (1922), Религиозные церемонии и обычаи парсов , Бомбей: British India Press, стр. 277–286.
  • Скьярво, Prods Oktor (1989), «Барсом Яшт», Энциклопедия Ираника , том. 3, Лондон: Рутледж и Кеган Пол, стр. 827.
  • Уэст, Эдвард Уильям (1882), Мюллер, Макс (редактор), Тексты Пехлеви 2 (Священные книги Востока, том 18) , Оксфорд: OUP
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e18977a56aee340c4c33ffaa01ad4340__1702537080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/40/e18977a56aee340c4c33ffaa01ad4340.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Barsom - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)