В Моггалипутта-Тиссе
Моггалипуттатисса (ок. 327–247 до н. э.) был буддийским монахом и ученым, родившимся в Паталипутре , Магадха (ныне Патна , Индия ) и жившим в III веке до нашей эры. Он связан с Третьим буддийским собором , Маурьев императором Ашокой и буддийской миссионерской деятельностью, имевшей место во время его правления. [1]
Моггалипуттатисса рассматривается в буддийской традиции Тхеравады как основатель « Вибхаджавады », частью традиции которой является Тхеравада, а также как автор Катхаватту . [2] [3] Его считают защитником истинного учения или Дхаммы от коррупции в то время, когда возникло множество видов ошибочных взглядов, и как силу, стоящую за буддийскими миссионерскими усилиями эпохи Ашокана. [4] [5]
Шри-ланкийский буддийский философ Дэвид Калупахана считает его предшественником Нагарджуны в том, что он является поборником Срединного пути и возродителем первоначальных философских идеалов Будды . [6]
Обзор
[ редактировать ]Свидетельства из различных буддийских источников показывают, что Моггалипуттатисса, по-видимому, был влиятельной фигурой, жившей во времена императора Ашоки. Он связан с Третьими буддийскими соборами и с миссионерской деятельностью, которая привела к распространению буддизма во время правления Ашоки. [5] Он также, кажется, был стойким критиком некоторых буддийских доктринальных взглядов, в основном Сарвастивады ( этерналистской теории времени ), Пудгалавады («персонализм») и Локоттаравады («трансцендентализм»). [7] Из-за этого его считают одним из основателей и защитников Тхеравады, которая по сей день отвергает эти три доктрины как неортодоксальные отклонения от первоначального учения Дхаммы Будды . Источники Тхеравады утверждают, что с помощью Моггалипуттатиссы Ашока смог очистить буддийскую Сангху от многочисленных еретиков. [8]
Источники Тхеравады, особенно Катхаватту , также подробно объясняют эти буддийские доктринальные дебаты. Бханте Суджато также отмечает, что Сарвастивады Абхидхармы текст , называемый Виджнянакая, содержит раздел под названием «Раздел Моггалланы», который содержит аргументы против теории «все существует» из «Самана Моггаллана». [9] В Шарипутрапарипричче , тексте Махасангхиков , также упоминается личность по имени «Моггаллана» или «Моггалла-упадеша » и школа Стхавира . [10] По мнению Суджато, вполне вероятно, что это вариант перевода Моггалипуттатиссы. [11]
Однако, по словам Йоханнеса Бронкхорста , текущие исторические данные показывают, что основные вопросы, обсуждавшиеся на Третьем соборе Паталипутры, который привел к изгнанию монахов из сангхи, на самом деле были вопросами Винайи (монашеской дисциплины), а не доктрины. [12]
Авторство Катхаватту
[ редактировать ]Некоторые источники Тхеравады утверждают, что Моггалипуттатисса составил « Катхаватту» , работу, в которой излагаются многочисленные доктринальные вопросы и взгляды, а также излагаются ортодоксальные позиции Тхеравады.
Бханте Суджато в своем исследовании буддийской сектантской литературы отмечает, что в отрывках, изображающих Третий собор в Судасанавинаявибхасе, не упоминается составление Катхаватту Моггалипуттатиссой, но более поздние работы, такие как Самантапасадика и Катхаваттху-аттхакатха, добавляют эту атрибуцию. Он заключает, что приписывание Катхаватту Моггалипуттатиссе «является вставками в более поздний период в Махавихаре , предположительно сделанными Буддхагхошей ». [13] По мнению Суджато, эта работа не могла быть написана во время третьего собора, «поскольку она является результатом длительного периода разработки и обсуждает многие взгляды на школы, которые возникли лишь спустя много времени после времен Ашоки». Тем не менее:
... нет причин, по которым основная часть книги не должна была быть начата во времена Ашоки, и действительно, К. Р. Норман показал, что особенно в первых главах содержится изрядное количество магадинских грамматических форм, которые наводят на мысль об ашокском происхождении. Кроме того, упомянутые в тексте топонимы вполне соответствуют столь ранней датировке. Поэтому вполне возможно, что основные аргументы по важным доктринальным вопросам, которые, как правило, приводятся в начале книги, были развиты Моггалипуттатиссой, а работа была развита позже. [9]
Упагупта
[ редактировать ]По словам Джона С. Стронга, многочисленные параллели между историями, рассказанными об Упагупте в северной традиции и Моггалипуттатиссе в южной традиции, привели различных ученых, таких как Л. А. Уодделл и Алекс Уэйман, к выводу, что это один и тот же человек. [14] Руперт Гетин пишет:
Как уже давно было признано, в историях Моггалипутты Тиссы и Упагупты есть поразительные параллели . Оба тесно связаны с Ашокой как важные монахи в его столице, однако палийские источники не знают об Упагупте, так же как северные источники не знают ни о Моггалипутте Тиссе. Возможно ли, что два столь важных и выдающихся монаха будут полностью забыты другой традицией? Конечно, одна из возможностей состоит в том, что Моггалипутта Тисса и Упагупта — это одно и то же. Однако это не имеет особого смысла в повествовательных различиях. Хотя Упагупта разделяет с Моггалипуттой Тиссой повествовательную ассоциацию с Ашокой, Упагупта не помогает Ашоке изгонять небуддийских аскетов из Сангхи, он не председательствует на третьем совете и не читает Катхаватту. Вместо того, чтобы рассматривать историю Упагупты как подтверждающее свидетельство того, что Моггалипутта Тисса был связан с Ашокой способом, описанным в «Самантапасадике», кажется более разумным рассмотреть детали историй, которые связывают с Ашокой таких фигур, как Моггалипутта Тисса, Упагупта и Махинда. как часть более общей стратегии по повышению репутации и престижа этих учителей и их линий передачи. [5]
Влияние
[ редактировать ]В буддизме Тхеравады Моггалипуттатисса рассматривается как героическая фигура эпохи Ашокана, очистившая Сангху от небуддистов и еретических взглядов, а также лидер Сангхи во время распространения буддизма по всей Южной Азии , особенно в Шри-Ланке . [5]
Шри-ланкийский буддийский философ Дэвид Калупахана видел главный философский вклад Моггалипуттатиссы в «устранение абсолютистских, эссенциалистских или редукционистских взглядов», которые были несовместимы с оригинальной буддийской философией . [15] [16] Он также рассматривал Моггалипуттатисса как предшественника Нагарджуны , поскольку оба они преуспели в защите подхода срединного пути , который избегает как этернализма, так и нигилизма, и оба защищали доктрину нереальности дхарм ( дхарма наиратмья ). [17]
Счет Тхеравады
[ редактировать ]Согласно источникам Шри-Ланки Тхеравады , Моггалипуттатисса был архатом и почитаемым старейшиной ( тхера ) буддийской сангхи в Паталипутре , а также учителем императора Маурьев Ашоки и, как говорят, председательствовал на Третьем буддийском совете . Его история обсуждается в таких источниках, как Махавамса («Великая хроника», сокращенно Mhv ) и комментарий Виная под названием Самантапасадика . [5]
Он был сыном Могалли из Паталипутры , как Тисса. Согласно Махавамсе, Тиссу, который был очень опытным, в молодом возрасте разыскивали буддийские монахи Сиггава и Чандаваджи для обращения, когда они совершали ежедневный обход милостыни. В возрасте семи лет Тисса был разгневан, когда Сиггава, буддийский монах, занял его место в его доме и отругал его. В ответ Сиггава задал Тиссе вопрос о Читтаямаке , на который Тисса не смог ответить, и выразил желание изучить Дхарму , приняв буддизм. Получив согласие родителей, он присоединился к Сангхе в качестве ученика Сиггавы, который научил его Винайе , и Чандаваджи, который научил его Абхидхамме . Позже он достиг арахатства и стал признанным лидером монахов Паталипутры (Mhv.v.95ff, 131ff.).
На празднике посвящения Великого монастыря Паталипутры под названием Ашокарама , а также других вихар, построенных Ашокой, Моггалипутта-Тисса, отвечая на вопрос, сообщил Ашоке, что родственником религии Будды можно стать, только позволив своему сыну или дочь входят в Сангху. По этому предложению Ашока рукоположил своего сына Махинду и дочь Сангхамитту (Mhv.v.191ff.).
Согласно Самантапасадике, из-за огромного богатства, которое накопилось сангхе благодаря покровительству Ашоки, многие небуддийские аскеты ( титтхи ) присоединились к ордену или начали одеваться и вести себя как буддисты. Из-за этого формальные действия сангхи ( сангхакаммы ) были нарушены, и монахи не чувствовали, что могут провести церемонию упосатхи , которая, таким образом, была приостановлена на семь лет в Ашокараме . [5] Таким образом, Моггалипуттатисса оставил монахов Паталипутры под предводительством Махинды и жил в добровольном уединенном уединении на горе Ахоганга паббата. Через семь лет Ашока отозвал его в Паталипутру после того, как несколько монахов были убиты королевскими чиновниками, пытавшимися заставить их удерживать упосатху. [5]
Затем в «Самантапасадике» говорится, что Моггалипуттатисса обучал Ашоку Дхамме Будды в течение семи дней, после чего Ашока вызвал всех монахов в Ашокараму, чтобы расспросить их о буддийском учении. Ашока смог распознать небуддистов и изгнал их всех (60 000 монахов). После этого очищения сангхи была проведена церемония упосатхи и созван Третий буддийский совет в Ашокараме под председательством Моггалипуттатиссы . [5] что Моггалипуттатисса затем составил Катхаваттху в Говорят , опровержение различных неверных взглядов изгнанных аскетов, и именно на этом соборе этот текст был одобрен и добавлен к Абхидхамме .
Заключительная часть предыстории «Самантапасадики» рассказывает историю о том, как Моггалипуттатисса организовала девять различных миссий по распространению сасаны (завета Будды) в следующие «пограничные регионы», где она должна была «твердо утвердиться»: [5] [20]
- Касмира и Гандхара ,
- Махимса
- Ванаваси (возможно, Канара ),
- Апарантака ,
- Махараттха ,
- Йонакалока (т. е. «Царство греков», возможно, Бактрия ),
- Химаванта ( Непал ),
- Суванабхуми (возможно, Мьянма ),
- Тамбапанидипа ( Шри-Ланка )
Моггалипуттатисса умер в возрасте восьмидесяти лет на двадцать шестом году правления Ашоки, и его мощи были помещены в ступу в Санчи вместе с девятью другими арахантами.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 13, ISBN 9781921842085
- ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 104, ISBN 9781921842085
- ^ Карл Х. Поттер, Роберт Э. Басвелл, Буддизм Абхидхармы до 150 г. н.э., Motilal Banarsidass Publ., 1970, глава 8.
- ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 107-1. 27–29, ISBN 9781921842085
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гетин, Руперт, Был ли Буддхагхоша тхеравадином? Буддийская идентичность в палийских комментариях и хрониках, в книге «Как Тхеравада есть Тхеравада? Исследование буддийской идентичности», под ред. Питер Скиллинг и другие, стр. 1–63, 2012 г.
- ^ Дэвид Калупахана, Муламадхьямакакарика Нагарджуны: Философия Срединного Пути. Мотилал Банарсидасс, 2005, страницы 2,5.
- ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1992) История буддийской философии: преемственность и преемственность, University of Hawaii Press, стр. 132.
- ^ Сукумар Датт (1988), Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и их вклад в индийскую культуру, Motilal Banarsidass Publishers, стр. 108-110.
- ^ Перейти обратно: а б Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 116, ISBN 9781921842085
- ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 75, ISBN 9781921842085
- ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 101-1. стр. 126–127, ISBN. 9781921842085
- ^ Бронкхорст, Йоханнес, Катхаватту и Виджнанакая , опубликовано в: Premier Colloque Etienne Lamotte (Брюссель и Льеж, 24-27 сентября 1989 г.). Католический университет Лувена: Институт востоковедов Лувен-ла-Нёв. 1993. Стр. 57-61.
- ^ Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 105, ISBN 9781921842085
- ^ Стронг, Джон С. (2017), Легенда и культ Упагупты: санскритский буддизм в Северной Индии и Юго-Восточной Азии, Princeton University Press, стр. 147.
- ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1992) История буддийской философии: преемственность и преемственность, University of Hawaii Press, стр. 145.
- ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1991), Муламадхьямакакарика из Нагарджуны, Motilal Banarsidass Publ. Мистер. 24.
- ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1986) Нагарджуна: Философия Срединного Пути, SUNY Press, стр. 2.
- ^ Хан, Зишан (2016). Право на проход: путешествие через Индию, Пакистан и Иран . Публикации SAGE Индия. п. 51. ИСБН 9789351509615 .
- ^ Рой, Кумкум (2009). Исторический словарь Древней Индии . Роуман и Литтлфилд. п. 243. ИСБН 9780810853669 .
- ^ Берджесс, Джеймс (2013), Пещерные храмы Индии, Cambridge University Press, стр. 17.
- Ахир, Диван Чанд (1989). Наследие буддизма .
- Архаты
- 320-е гг. до н.э., рождение
- 247 г. до н.э. смертей
- Индийские буддисты
- Буддийские монахи IV века до н.э.
- Буддийские монахи III века до н.э.
- Индийские буддийские монахи
- Обращается в буддизм
- Люди из Патны
- Древние индийские философы
- Индийские монахи IV века до н.э.
- Индийские монахи III века до н.э.
- Ученые из Бихара
- Ашока
- Тхеравада
- Люди из Магадхи