Jump to content

В Моггалипутта-Тиссе

(Перенаправлено с Моггалипуттатисса )
Ашока и Моггалипуттатисса на Третьем соборе в Нава Джетаване, Шравасти.

Моггалипуттатисса (ок. 327–247 до н. э.) был буддийским монахом и ученым, родившимся в Паталипутре , Магадха (ныне Патна , Индия ) и жившим в III веке до нашей эры. Он связан с Третьим буддийским собором , Маурьев императором Ашокой и буддийской миссионерской деятельностью, имевшей место во время его правления. [1]

Моггалипуттатисса рассматривается в буддийской традиции Тхеравады как основатель « Вибхаджавады », частью традиции которой является Тхеравада, а также как автор Катхаватту . [2] [3] Его считают защитником истинного учения или Дхаммы от коррупции в то время, когда возникло множество видов ошибочных взглядов, и как силу, стоящую за буддийскими миссионерскими усилиями эпохи Ашокана. [4] [5]

Шри-ланкийский буддийский философ Дэвид Калупахана считает его предшественником Нагарджуны в том, что он является поборником Срединного пути и возродителем первоначальных философских идеалов Будды . [6]

Свидетельства из различных буддийских источников показывают, что Моггалипуттатисса, по-видимому, был влиятельной фигурой, жившей во времена императора Ашоки. Он связан с Третьими буддийскими соборами и с миссионерской деятельностью, которая привела к распространению буддизма во время правления Ашоки. [5] Он также, кажется, был стойким критиком некоторых буддийских доктринальных взглядов, в основном Сарвастивады ( этерналистской теории времени ), Пудгалавады («персонализм») и Локоттаравады («трансцендентализм»). [7] Из-за этого его считают одним из основателей и защитников Тхеравады, которая по сей день отвергает эти три доктрины как неортодоксальные отклонения от первоначального учения Дхаммы Будды . Источники Тхеравады утверждают, что с помощью Моггалипуттатиссы Ашока смог очистить буддийскую Сангху от многочисленных еретиков. [8]

Источники Тхеравады, особенно Катхаватту , также подробно объясняют эти буддийские доктринальные дебаты. Бханте Суджато также отмечает, что Сарвастивады Абхидхармы текст , называемый Виджнянакая, содержит раздел под названием «Раздел Моггалланы», который содержит аргументы против теории «все существует» из «Самана Моггаллана». [9] В Шарипутрапарипричче , тексте Махасангхиков , также упоминается личность по имени «Моггаллана» или «Моггалла-упадеша » и школа Стхавира . [10] По мнению Суджато, вполне вероятно, что это вариант перевода Моггалипуттатиссы. [11]

Однако, по словам Йоханнеса Бронкхорста , текущие исторические данные показывают, что основные вопросы, обсуждавшиеся на Третьем соборе Паталипутры, который привел к изгнанию монахов из сангхи, на самом деле были вопросами Винайи (монашеской дисциплины), а не доктрины. [12]

Авторство Катхаватту

[ редактировать ]

Некоторые источники Тхеравады утверждают, что Моггалипуттатисса составил « Катхаватту» , работу, в которой излагаются многочисленные доктринальные вопросы и взгляды, а также излагаются ортодоксальные позиции Тхеравады.

Бханте Суджато в своем исследовании буддийской сектантской литературы отмечает, что в отрывках, изображающих Третий собор в Судасанавинаявибхасе, не упоминается составление Катхаватту Моггалипуттатиссой, но более поздние работы, такие как Самантапасадика и Катхаваттху-аттхакатха, добавляют эту атрибуцию. Он заключает, что приписывание Катхаватту Моггалипуттатиссе «является вставками в более поздний период в Махавихаре , предположительно сделанными Буддхагхошей ». [13] По мнению Суджато, эта работа не могла быть написана во время третьего собора, «поскольку она является результатом длительного периода разработки и обсуждает многие взгляды на школы, которые возникли лишь спустя много времени после времен Ашоки». Тем не менее:

... нет причин, по которым основная часть книги не должна была быть начата во времена Ашоки, и действительно, К. Р. Норман показал, что особенно в первых главах содержится изрядное количество магадинских грамматических форм, которые наводят на мысль об ашокском происхождении. Кроме того, упомянутые в тексте топонимы вполне соответствуют столь ранней датировке. Поэтому вполне возможно, что основные аргументы по важным доктринальным вопросам, которые, как правило, приводятся в начале книги, были развиты Моггалипуттатиссой, а работа была развита позже. [9]

Упагупта

[ редактировать ]

По словам Джона С. Стронга, многочисленные параллели между историями, рассказанными об Упагупте в северной традиции и Моггалипуттатиссе в южной традиции, привели различных ученых, таких как Л. А. Уодделл и Алекс Уэйман, к выводу, что это один и тот же человек. [14] Руперт Гетин пишет:

Как уже давно было признано, в историях Моггалипутты Тиссы и Упагупты есть поразительные параллели . Оба тесно связаны с Ашокой как важные монахи в его столице, однако палийские источники не знают об Упагупте, так же как северные источники не знают ни о Моггалипутте Тиссе. Возможно ли, что два столь важных и выдающихся монаха будут полностью забыты другой традицией? Конечно, одна из возможностей состоит в том, что Моггалипутта Тисса и Упагупта — это одно и то же. Однако это не имеет особого смысла в повествовательных различиях. Хотя Упагупта разделяет с Моггалипуттой Тиссой повествовательную ассоциацию с Ашокой, Упагупта не помогает Ашоке изгонять небуддийских аскетов из Сангхи, он не председательствует на третьем совете и не читает Катхаватту. Вместо того, чтобы рассматривать историю Упагупты как подтверждающее свидетельство того, что Моггалипутта Тисса был связан с Ашокой способом, описанным в «Самантапасадике», кажется более разумным рассмотреть детали историй, которые связывают с Ашокой таких фигур, как Моггалипутта Тисса, Упагупта и Махинда. как часть более общей стратегии по повышению репутации и престижа этих учителей и их линий передачи. [5]

В буддизме Тхеравады Моггалипуттатисса рассматривается как героическая фигура эпохи Ашокана, очистившая Сангху от небуддистов и еретических взглядов, а также лидер Сангхи во время распространения буддизма по всей Южной Азии , особенно в Шри-Ланке . [5]

Шри-ланкийский буддийский философ Дэвид Калупахана видел главный философский вклад Моггалипуттатиссы в «устранение абсолютистских, эссенциалистских или редукционистских взглядов», которые были несовместимы с оригинальной буддийской философией . [15] [16] Он также рассматривал Моггалипуттатисса как предшественника Нагарджуны , поскольку оба они преуспели в защите подхода срединного пути , который избегает как этернализма, так и нигилизма, и оба защищали доктрину нереальности дхарм ( дхарма наиратмья ). [17]

Счет Тхеравады

[ редактировать ]
Реконструкция 80-колонного зала в Паталипутре , где, возможно, проходил Третий буддийский собор. Музей Патны . [18] [19]

Согласно источникам Шри-Ланки Тхеравады , Моггалипуттатисса был архатом и почитаемым старейшиной ( тхера ) буддийской сангхи в Паталипутре , а также учителем императора Маурьев Ашоки и, как говорят, председательствовал на Третьем буддийском совете . Его история обсуждается в таких источниках, как Махавамса («Великая хроника», сокращенно Mhv ) и комментарий Виная под названием Самантапасадика . [5]

Он был сыном Могалли из Паталипутры , как Тисса. Согласно Махавамсе, Тиссу, который был очень опытным, в молодом возрасте разыскивали буддийские монахи Сиггава и Чандаваджи для обращения, когда они совершали ежедневный обход милостыни. В возрасте семи лет Тисса был разгневан, когда Сиггава, буддийский монах, занял его место в его доме и отругал его. В ответ Сиггава задал Тиссе вопрос о Читтаямаке , на который Тисса не смог ответить, и выразил желание изучить Дхарму , приняв буддизм. Получив согласие родителей, он присоединился к Сангхе в качестве ученика Сиггавы, который научил его Винайе , и Чандаваджи, который научил его Абхидхамме . Позже он достиг арахатства и стал признанным лидером монахов Паталипутры (Mhv.v.95ff, 131ff.).

На празднике посвящения Великого монастыря Паталипутры под названием Ашокарама , а также других вихар, построенных Ашокой, Моггалипутта-Тисса, отвечая на вопрос, сообщил Ашоке, что родственником религии Будды можно стать, только позволив своему сыну или дочь входят в Сангху. По этому предложению Ашока рукоположил своего сына Махинду и дочь Сангхамитту (Mhv.v.191ff.).

Согласно Самантапасадике, из-за огромного богатства, которое накопилось сангхе благодаря покровительству Ашоки, многие небуддийские аскеты ( титтхи ) присоединились к ордену или начали одеваться и вести себя как буддисты. Из-за этого формальные действия сангхи ( сангхакаммы ) были нарушены, и монахи не чувствовали, что могут провести церемонию упосатхи , которая, таким образом, была приостановлена ​​на семь лет в Ашокараме . [5] Таким образом, Моггалипуттатисса оставил монахов Паталипутры под предводительством Махинды и жил в добровольном уединенном уединении на горе Ахоганга паббата. Через семь лет Ашока отозвал его в Паталипутру после того, как несколько монахов были убиты королевскими чиновниками, пытавшимися заставить их удерживать упосатху. [5]

Затем в «Самантапасадике» говорится, что Моггалипуттатисса обучал Ашоку Дхамме Будды в течение семи дней, после чего Ашока вызвал всех монахов в Ашокараму, чтобы расспросить их о буддийском учении. Ашока смог распознать небуддистов и изгнал их всех (60 000 монахов). После этого очищения сангхи была проведена церемония упосатхи и созван Третий буддийский совет в Ашокараме под председательством Моггалипуттатиссы . [5] что Моггалипуттатисса затем составил Катхаваттху в Говорят , опровержение различных неверных взглядов изгнанных аскетов, и именно на этом соборе этот текст был одобрен и добавлен к Абхидхамме .

Карта буддийских миссий во время правления Ашоки .

Заключительная часть предыстории «Самантапасадики» рассказывает историю о том, как Моггалипуттатисса организовала девять различных миссий по распространению сасаны (завета Будды) в следующие «пограничные регионы», где она должна была «твердо утвердиться»: [5] [20]

Моггалипуттатисса умер в возрасте восьмидесяти лет на двадцать шестом году правления Ашоки, и его мощи были помещены в ступу в Санчи вместе с девятью другими арахантами.

  1. ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 13, ISBN  9781921842085
  2. ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 104, ISBN  9781921842085
  3. ^ Карл Х. Поттер, Роберт Э. Басвелл, Буддизм Абхидхармы до 150 г. н.э., Motilal Banarsidass Publ., 1970, глава 8.
  4. ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 107-1. 27–29, ISBN  9781921842085
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гетин, Руперт, Был ли Буддхагхоша тхеравадином? Буддийская идентичность в палийских комментариях и хрониках, в книге «Как Тхеравада есть Тхеравада? Исследование буддийской идентичности», под ред. Питер Скиллинг и другие, стр. 1–63, 2012 г.
  6. ^ Дэвид Калупахана, Муламадхьямакакарика Нагарджуны: Философия Срединного Пути. Мотилал Банарсидасс, 2005, страницы 2,5.
  7. ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1992) История буддийской философии: преемственность и преемственность, University of Hawaii Press, стр. 132.
  8. ^ Сукумар Датт (1988), Буддийские монахи и монастыри Индии: их история и их вклад в индийскую культуру, Motilal Banarsidass Publishers, стр. 108-110.
  9. ^ Перейти обратно: а б Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 116, ISBN  9781921842085
  10. ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 75, ISBN  9781921842085
  11. ^ Суджато, Бханте (2007), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 101-1. стр. 126–127, ISBN.  9781921842085
  12. ^ Бронкхорст, Йоханнес, Катхаватту и Виджнанакая , опубликовано в: Premier Colloque Etienne Lamotte (Брюссель и Льеж, 24-27 сентября 1989 г.). Католический университет Лувена: Институт востоковедов Лувен-ла-Нёв. 1993. Стр. 57-61.
  13. ^ Суджато, Бханте (2012), Секты и сектантство: истоки буддийских школ , Сантипада, стр. 105, ISBN  9781921842085
  14. ^ Стронг, Джон С. (2017), Легенда и культ Упагупты: санскритский буддизм в Северной Индии и Юго-Восточной Азии, Princeton University Press, стр. 147.
  15. ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1992) История буддийской философии: преемственность и преемственность, University of Hawaii Press, стр. 145.
  16. ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1991), Муламадхьямакакарика из Нагарджуны, Motilal Banarsidass Publ. Мистер. 24.
  17. ^ Калупахана, Дэвид Дж. (1986) Нагарджуна: Философия Срединного Пути, SUNY Press, стр. 2.
  18. ^ Хан, Зишан (2016). Право на проход: путешествие через Индию, Пакистан и Иран . Публикации SAGE Индия. п. 51. ИСБН  9789351509615 .
  19. ^ Рой, Кумкум (2009). Исторический словарь Древней Индии . Роуман и Литтлфилд. п. 243. ИСБН  9780810853669 .
  20. ^ Берджесс, Джеймс (2013), Пещерные храмы Индии, Cambridge University Press, стр. 17.
  • Ахир, Диван Чанд (1989). Наследие буддизма .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 797c28cb1cc54ec00cf877591a499c38__1709386860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/79/38/797c28cb1cc54ec00cf877591a499c38.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Moggaliputta-Tissa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)