Jump to content

Патисамбхидамагга

Патисамбхидамагга paṭisambhidā- ( « ; на пали путь различения»; иногда для краткости называют просто Патисамбхида; сокращения: , Pṭs ) — буддийское писание, часть Палийского канона Тхеравады буддизма Patis . Она включена туда как двенадцатая книга « Сутта Питаки » Кхуддака Никайи . Будды Традиция приписывает это ученику Сарипутте . Он состоит из 30 глав по различным темам, из которых первая, посвященная знаниям, составляет около трети книги.

Традиция приписывает Патисамбхидамаггу великому ученику Будды Сарипутте. [ 1 ] Она имеет некоторое сходство с Дасуттарасутта-суттой Дигха Никаи , которая также приписывается Сарипутте. [ 2 ]

Согласно немецкой традиции индологии, этот текст, вероятно, был составлен примерно во II веке нашей эры. [ 3 ] Признаками относительной позднести текста являются многочисленные цитаты из Сутты и Виная Питаки , а также предполагаемое знакомство с множеством буддийских легенд и историй — например, имена различных арахантов приводятся без какого-либо обсуждения их личности. [ 2 ] Термин патисамбхида не встречается в старых текстах сутр и винаи, но появляется как в Абхидхамме , так и в некоторых других текстах Кхуддака Никаи , которые считаются относительно поздними. [ 2 ] Вариант формы, пратисамвид , встречается в буддийском гибридном санскрите и предполагает, что сама концепция была распространена среди других сект, не относящихся к Тхераваде. [ 2 ] Патисамбхидамагга также включена в Дипавамсу в список текстов, отвергнутых Махасангхиками . [ 2 ] На основании этой ссылки и некоторых тематических элементов А. К. Уордер предположил, что некоторая форма текста может быть датирована III веком до н.э., традиционной датой, приписываемой расколу с махасангхами. [ 4 ] Л. С. Казинс связал его с доктринальными разделениями Второго буддийского собора и датировал его первым веком до нашей эры. [ 4 ]

Патисамбхидамагга была описана как «попытка систематизировать Абхидхамму » и, таким образом, как возможный предшественник Висуддхимагги . [ 3 ] Системный подход текста и наличие матики, обобщающей содержание первого раздела, являются чертами, наводящими на размышления об Абхидхамме, но он также включает в себя некоторые черты Сутта-питаки, в том числе неоднократное обращение к стандартной сутте, открывающей evaṃ me suttaṃ ('таким образом , слышал ли я»). [ 2 ] [ 5 ] Его содержание и аспекты композиции существенно совпадают с « Вибхангой» , и А. К. Уордер предположил, что на каком-то этапе своего развития он мог быть классифицирован как текст Абхидхаммы. [ 2 ]

Ноа Ронкин предполагает, что Патисамбхидамагга, вероятно, датируется эпохой формирования Абхидхаммы и представляет собой параллельное развитие интерпретационных традиций, отраженных Вибхангой и Дхаммасангани . [ 4 ]

Патисамбхидамагга, вероятно, является первым палийским текстом Абхидхаммы , в котором используется термин « сабхава » в разделе, озаглавленном «Суннякатха». [ 4 ] Он определяет сабхаву как пустую ( суньям ) природу пяти совокупностей :

«Рожденная материальность пуста от сабхавы (sabhavena suññam); исчезнувшая материальность одновременно изменена и пуста. Рожденное чувство пусто от сабхавы; исчезнувшее чувство одновременно изменено и пусто... Рожденная концептуализация... Рожденная воля... Рожденное сознание. ...Рожденное становление пусто от сабхавы; исчезнувшее становление одновременно изменено и пусто. Это «пусто с точки зрения изменения». [ 4 ]

В тексте также определяются сферы чувств как «лишенные себя или того, что принадлежит мне, или того, что является постоянным, или вечным, или вечным, или не подлежащим изменению». [ 6 ]

По словам Ноа Ронкин: «Этот отрывок означает, что совокупность человеческого опыта лишена устойчивой субстанции или чего-либо, что принадлежит такой субстанции, поскольку эта совокупность зависит от многих и различных условий и по природе своей является подчиненной». к непрерывному процессу возникновения и растворения». [ 4 ]

Патисамбхидамагга состоит из трех разделов ( вагга ), состоящих из десяти «глав» ( катха ), каждый, всего тридцать глав. Три подразделения:

  • Махавагга («Великое разделение») — начинается с перечисления ( mātika ) 73 видов знания ( ñāṇa , ) которые затем подробно разрабатываются.
  • Юганандхавагга («Соединительный отдел») — ставит ряд вопросов.
  • Панньявагга («Отдел мудрости») - отвечает на вопросы предыдущего отдела. [ 3 ]

Переводы

[ редактировать ]

Патисамбхидамагга был одним из последних текстов Палийского канона, переведенных на английский язык. [ 7 ] Его технический язык и частое использование повторов и пропусков представляли проблему для письменных и устных переводчиков. [ 8 ] Первый перевод Бхиккху Нанамоли был опубликован посмертно после обширного редактирования и переработки А. К. Уордера . [ 7 ] [ 8 ]

Перевод: Путь дискриминации , tr Nanamoli, 1982, Pali Text Society [1] , Бристоль.

Кроме того, «Осознавание дыхания» , tr Nanamoli, 1998 (6-е изд.), Буддийское издательское общество , Канди, Шри-Ланка, включает перевод Анапанакатхи в Патисамбхидамагге, а также Анапанасати Сутту и другие материалы из палийской литературы по этому вопросу. .

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это приписывание можно найти в палийском комментарии к Патисамбхидамагге (Paṭ is -a I 1,18) (Hinüber, 2000, стр. 60).
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г Норман, Кеннет Рой (1983). Палийская литература . Висбаден: Отто Харрасовиц. стр. 100-1 87 -8 ISBN  3-447-02285-Х .
  3. ^ Jump up to: а б с Овер (2000), с. 60.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Ронкин, Ноа (2005). Ранняя буддийская метафизика . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91-2 . ISBN  0-415-34519-7 .
  5. ^ Закон, Бимала Черн (2000). История палийской литературы . Варанаси: Книги Индики. стр. 100-1 287 -9 ISBN  81-86569-18-9 .
  6. ^ Нанамоли, Путь дискриминации, 1982, стр. 359.
  7. ^ Jump up to: а б Норман, KR Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, вып. 2, 1983, стр. 314–315. JSTOR, www.jstor.org/stable/25211568.
  8. ^ Jump up to: а б Макдермотт, Джеймс П. Журнал Американского восточного общества, том. 105, нет. 4, 1985, стр. 784–784. JSTOR, www.jstor.org/stable/602776.

Источники

[ редактировать ]
  • Хинубер, Оскар фон (2000). Справочник по палийской литературе . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN   3-11-016738-7 .

См. также

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e19cb1ca9922c27d3856c1e8d518a809__1723825920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/09/e19cb1ca9922c27d3856c1e8d518a809.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Paṭisambhidāmagga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)