Патисамбхидамагга
Часть серии о |
Тхеравада Буддизм |
---|
![]() |
Палийский канон |
---|
![]() |
Патисамбхидамагга paṭisambhidā- ( « ; на пали путь различения»; иногда для краткости называют просто Патисамбхида; сокращения: , Pṭs ) — буддийское писание, часть Палийского канона Тхеравады буддизма Patis . Она включена туда как двенадцатая книга « Сутта Питаки » Кхуддака Никайи . Будды Традиция приписывает это ученику Сарипутте . Он состоит из 30 глав по различным темам, из которых первая, посвященная знаниям, составляет около трети книги.
История
[ редактировать ]Традиция приписывает Патисамбхидамаггу великому ученику Будды Сарипутте. [ 1 ] Она имеет некоторое сходство с Дасуттарасутта-суттой Дигха Никаи , которая также приписывается Сарипутте. [ 2 ]
Согласно немецкой традиции индологии, этот текст, вероятно, был составлен примерно во II веке нашей эры. [ 3 ] Признаками относительной позднести текста являются многочисленные цитаты из Сутты и Виная Питаки , а также предполагаемое знакомство с множеством буддийских легенд и историй — например, имена различных арахантов приводятся без какого-либо обсуждения их личности. [ 2 ] Термин патисамбхида не встречается в старых текстах сутр и винаи, но появляется как в Абхидхамме , так и в некоторых других текстах Кхуддака Никаи , которые считаются относительно поздними. [ 2 ] Вариант формы, пратисамвид , встречается в буддийском гибридном санскрите и предполагает, что сама концепция была распространена среди других сект, не относящихся к Тхераваде. [ 2 ] Патисамбхидамагга также включена в Дипавамсу в список текстов, отвергнутых Махасангхиками . [ 2 ] На основании этой ссылки и некоторых тематических элементов А. К. Уордер предположил, что некоторая форма текста может быть датирована III веком до н.э., традиционной датой, приписываемой расколу с махасангхами. [ 4 ] Л. С. Казинс связал его с доктринальными разделениями Второго буддийского собора и датировал его первым веком до нашей эры. [ 4 ]
Патисамбхидамагга была описана как «попытка систематизировать Абхидхамму » и, таким образом, как возможный предшественник Висуддхимагги . [ 3 ] Системный подход текста и наличие матики, обобщающей содержание первого раздела, являются чертами, наводящими на размышления об Абхидхамме, но он также включает в себя некоторые черты Сутта-питаки, в том числе неоднократное обращение к стандартной сутте, открывающей evaṃ me suttaṃ ('таким образом , слышал ли я»). [ 2 ] [ 5 ] Его содержание и аспекты композиции существенно совпадают с « Вибхангой» , и А. К. Уордер предположил, что на каком-то этапе своего развития он мог быть классифицирован как текст Абхидхаммы. [ 2 ]
Ноа Ронкин предполагает, что Патисамбхидамагга, вероятно, датируется эпохой формирования Абхидхаммы и представляет собой параллельное развитие интерпретационных традиций, отраженных Вибхангой и Дхаммасангани . [ 4 ]
Пустота
[ редактировать ]Патисамбхидамагга, вероятно, является первым палийским текстом Абхидхаммы , в котором используется термин « сабхава » в разделе, озаглавленном «Суннякатха». [ 4 ] Он определяет сабхаву как пустую ( суньям ) природу пяти совокупностей :
«Рожденная материальность пуста от сабхавы (sabhavena suññam); исчезнувшая материальность одновременно изменена и пуста. Рожденное чувство пусто от сабхавы; исчезнувшее чувство одновременно изменено и пусто... Рожденная концептуализация... Рожденная воля... Рожденное сознание. ...Рожденное становление пусто от сабхавы; исчезнувшее становление одновременно изменено и пусто. Это «пусто с точки зрения изменения». [ 4 ]
В тексте также определяются сферы чувств как «лишенные себя или того, что принадлежит мне, или того, что является постоянным, или вечным, или вечным, или не подлежащим изменению». [ 6 ]
По словам Ноа Ронкин: «Этот отрывок означает, что совокупность человеческого опыта лишена устойчивой субстанции или чего-либо, что принадлежит такой субстанции, поскольку эта совокупность зависит от многих и различных условий и по природе своей является подчиненной». к непрерывному процессу возникновения и растворения». [ 4 ]
Обзор
[ редактировать ]Патисамбхидамагга состоит из трех разделов ( вагга ), состоящих из десяти «глав» ( катха ), каждый, всего тридцать глав. Три подразделения:
- Махавагга («Великое разделение») — начинается с перечисления ( mātika ) 73 видов знания ( ñāṇa , ) которые затем подробно разрабатываются.
- Юганандхавагга («Соединительный отдел») — ставит ряд вопросов.
- Панньявагга («Отдел мудрости») - отвечает на вопросы предыдущего отдела. [ 3 ]
Переводы
[ редактировать ]Патисамбхидамагга был одним из последних текстов Палийского канона, переведенных на английский язык. [ 7 ] Его технический язык и частое использование повторов и пропусков представляли проблему для письменных и устных переводчиков. [ 8 ] Первый перевод Бхиккху Нанамоли был опубликован посмертно после обширного редактирования и переработки А. К. Уордера . [ 7 ] [ 8 ]
Перевод: Путь дискриминации , tr Nanamoli, 1982, Pali Text Society [1] , Бристоль.
Кроме того, «Осознавание дыхания» , tr Nanamoli, 1998 (6-е изд.), Буддийское издательское общество , Канди, Шри-Ланка, включает перевод Анапанакатхи в Патисамбхидамагге, а также Анапанасати Сутту и другие материалы из палийской литературы по этому вопросу. .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Это приписывание можно найти в палийском комментарии к Патисамбхидамагге (Paṭ is -a I 1,18) (Hinüber, 2000, стр. 60).
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Норман, Кеннет Рой (1983). Палийская литература . Висбаден: Отто Харрасовиц. стр. 100-1 87 -8 ISBN 3-447-02285-Х .
- ^ Jump up to: а б с Овер (2000), с. 60.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ронкин, Ноа (2005). Ранняя буддийская метафизика . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 91-2 . ISBN 0-415-34519-7 .
- ^ Закон, Бимала Черн (2000). История палийской литературы . Варанаси: Книги Индики. стр. 100-1 287 -9 ISBN 81-86569-18-9 .
- ^ Нанамоли, Путь дискриминации, 1982, стр. 359.
- ^ Jump up to: а б Норман, KR Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, вып. 2, 1983, стр. 314–315. JSTOR, www.jstor.org/stable/25211568.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт, Джеймс П. Журнал Американского восточного общества, том. 105, нет. 4, 1985, стр. 784–784. JSTOR, www.jstor.org/stable/602776.
Источники
[ редактировать ]- Хинубер, Оскар фон (2000). Справочник по палийской литературе . Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 3-11-016738-7 .