Храм Махалингесварар, Тирувидаймарудур
Тирувидаймарудур | |
---|---|
![]() Надвратная башня храма | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Танджавур |
Божество | Махалингасвами ( Шива ) Брухацундаракучаамбигай ( Мукамбика ) |
Функции |
|
Расположение | |
Расположение | Тирувидаймарудур |
Состояние | Тамил Наду |
Страна | Индия |
Расположение в Тамил Наду | |
Географические координаты | 10 ° 59'40 "N 79 ° 27'01" E / 10,99444 ° N 79,45028 ° E |
Архитектура | |
Тип | Тамильская архитектура |
Создатель | Королевство Чола |
Храм Махалингесварасвами, Тирувидаймарудур — индуистский храм , посвященный божеству Шиве , расположенный в Тирувидаймарутуре , деревне в южноиндийском штате Тамил Наду . Для индуистской секты шиваизма он важен как один из семи главных храмов Шивы. Шиве поклоняются как Махалингешварасвами, и он представлен лингамом , а его идолом называют Джьотирмаялингам . Его супруга Мукамбика изображается как Деви Брухацундаракучаамбика или Брухацундаракучаамбигай амман. храма Считается, что лингам является центром внимания семи супруг Шивы. Верховное божество почитается в тамильском шиваитском каноническом произведении VII века « Теварам» , написанном тамильскими святыми-поэтами, известными как наянары и классифицированным как Паадал Петра Сталам . [ 1 ] 9-го века Святой шайвский поэт Маниккавачакар воспевал храм в своих произведениях. Паттинаттар , один из почитаемых святых, много раз посещал эту святыню.
С храмом связано 149 надписей, указывающих на вклад Пандьяса , Чоласа , Танджавура Наяков и королевства Танджавур Маратха . Самые старые части нынешней каменной конструкции были построены во времена династии Чола в 9 веке, а более поздние расширения, в том числе высокие сторожки гопурам , относятся к более поздним периодам, вплоть до Танджавур-наяков в 16 веке.
Храмовый комплекс является одним из крупнейших в штате и включает в себя четыре надвратные башни, известные как гопурамы . В храме есть множество святынь, наиболее известными из которых являются храмы Махалингесварасвами, Брухацундаракучаамбики и Мукамбигаи (или Деви Мукамбики). В храмовом комплексе имеется множество залов и три территории; Самым примечательным является второй участок, построенный в период Виджаянагара и украшенный множеством скульптур. В храме проводятся шесть ежедневных ритуалов в разное время с 5:30 до 22:00, а также двенадцать ежегодных фестивалей в календаре. Храм обслуживается и управляется Тирувадутураем Адхинамом , южноиндийским монашеским учреждением.
Легенда
[ редактировать ]
Название «Кумбаконам», примерно переводится на английский как «Уголок кувшина». [ 2 ] Считается, что это намек на мифический горшок ( кумбха ) индуистского бога Брахмы , в котором содержалось семя всех живых существ на земле. была Считается, что кумбха смещена в результате пралайи (растворения вселенной) и в конечном итоге остановилась на том месте, где сейчас стоит город Кумбаконам . [ 3 ] [ 4 ] Считается, что капли нектара упали на пять святынь вокруг Кумбаконама, а именно храм Махалингешварар в Тирувидаймарудуре , Тирудхарасурам, храм Наганатар в Тирунагесвараме , Тируворгаме и Тирупадалаванаме. [ 5 ]
легенда о принце Чола , который убил брамина и, в свою очередь, был преследуем его духом ( Брахмаракшас С храмом связана ). Считается, что принц Чола вошел в храм Махалингешварара и помолился своему любимому богу Шиве об избавлении от когтей духа мертвого брамина или брахмаракши . Принц Чола выбрался через другой вход, тем самым спас себя. [ 6 ] Некоторые источники связывают легенду с Пандьи царем Варагунапандианом . [ 7 ] Это продолжается до дня, когда после богослужения люди используют второй вход, чтобы выйти из помещения. находится скульптура Чола брахмахаракши В восточном помещении одного из внутренних гопурамов (ворот башни) .
Считается, что Шива появился в виде пламени, чтобы доставить удовольствие Агастье и другим мудрецам, совершавшим покаяние. Говорят, что Шива (Рудра) исходил из сердца Мукамбики. Также считается, что несколько других божеств, таких как Винаяга , Муруган , Парвати , Кали , Лакшми , Сарасвати , Брахма , Айравата (слон небесного царя Индры ) и Вишну, поклонялись Махалингасвами. [ 7 ]
Этимология
[ редактировать ]Марудур происходит от названия священного дерева, а именно Маруда. [ 7 ] [ 8 ] Стхала Врикша (храмовое дерево) — это Маруда. [ 7 ] Этот храм классифицируется как Мадхья Арджунам , называемый Идай Маруту, что означает центр Марудур. [ 9 ] Храм Малликарджуна Свами в Срисайламе называется Талай Маруту (что означает верхний Марудур), а храм Тирупудаймарутур в Амбасамудраме в районе Тирунелвели называется Кадай Маруту (что означает нижний Марудур). [ 9 ] Поскольку Шива явился мудрецам в виде пламени, главенствующее божество также называют Джьотирмайей Махалингамом. Исторически Шиве поклонялись как Джьоти, священному огню, и с течением времени храмы Джьотрилинги были построены . Поскольку это место полно дерева Маруда, Шиву также называют Марудаванан. Санскритское слово , обозначающее тамильское слово Маруда, — Арджуна врукшам. [ 10 ]
Надписи
[ редактировать ]Всего с храмом связано 149 надписей. [ 7 ] Согласно легенде, место храма в Тирувидаймарудуре использовалось более 2000 лет и связано с королем Пандьи Варагуной Пандианом. В храме хранятся надписи царей Хойсала и некоторых грантов Виджаянагара , а также множество записей более поздних наяков и маратхов . [ 11 ] Надписи на стенах храма взяты из Кулотунга Чола I, указывающие на обследование доходов, поселение и другие дополнения, сделанные внутри храма. [ 6 ] В этой надписи (№ 32 от 1895 г.) на втором участке записано о выделении 120 овец на две лампы, а пуджари и жители назначаются попечителями гранта. Дата — 172-й день 26-го года правления Кулотунги I, завоевавшего регион Калинга . Остальные надписи упоминают имя царицы и восхваляют ее как «владычицу всего мира». Три другие царицы: Диначинтамани, Элисай Валлабхи и Тьягавалли. [ 12 ]
Храм также исторически известен традицией девадаси , которая предполагает пожертвование храму танцовщиц в средневековый период. [ 6 ] Надписи указывают на традиции, танцы, перестановки во время праздников и шествия божеств во время праздников. [ 6 ] Запись датирована седьмым годом правления Викрама Чола (1118-35 гг. н.э.). [ 13 ] Есть пять надписей в этом духе, относящихся к 10 веку, и три более поздние надписи, датированные 1123 г. н.э., 1142 г. н.э. и 1218 г. н.э. Возможная причина столетнего перерыва указывает на то, что Раджараджа I переселил всех храмовых женщин Брихадисварар в храм . [ 14 ] Поскольку храм получил много даров, Чола направили специальную армию для защиты пожертвований. [ 15 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Храм расположен в Тирувидаймарутуре , деревне в южноиндийском штате Тамил Наду , в 8 км (5,0 миль) от Кумбаконама на шоссе Кумбаконам — Майиладутурай. [ 16 ] В храме есть пятиъярусный раджа -гопурам и три части, каждая из которых заключена в огромные стены и имеет надвратные башни для каждой из них. [ 7 ] Храм прямоугольной формы в плане с ориентацией с востока на запад и имеет по четыре входа в каждом из четырех направлений. Махалингам , что буквально означает «большой лингам», является главенствующим божеством и считается центром всех божеств-супруга Тамил Наду. [ 8 ] Внутри храма есть пять храмовых резервуаров: Каруньямирдха Тиртам, Сома Тиртам, Канага Тиртам, Кальяна Тиртам и Иравата Тиртам. [ 8 ] С храмом связано еще 27 водоемов. Для Мукамбиги есть отдельный храм, построенный в североиндийском стиле. [ 8 ] Считается, что Парвати совершила свое покаяние в святилище Мукамбига. [ 7 ] находятся каменные изображения Паттинатара и Бхадрагирияра соответственно. У восточных и западных ворот храма [ 8 ] Центральная святыня храма — храм Махалингасвами, обращенный на восток. Храм Амбала обращен на восток и расположен недалеко от храма Мукамбигай Амман. [ 7 ] Храм был широко расширен в период Наяков в 16 веке за счет строительства двух святилищ Махалинги и Деви. [ 17 ] Святыни Муруга и Натараджи расположены в пространстве между пирсом. [ 17 ] Есть и другие святыни Падитурая Винаягара и Агоры Вирабадара. [ 7 ]
Три участка называются Ашвамета Прадакшина, Кодумуди и Пранава. Винаягар на южной стороне называется Анда Винаягар, и, согласно индуистской легенде, Винаягар правил миром и отсюда получил это название. В районе Пранава много скульптур, относящихся к периоду Наяков 16 века. Одной из примечательных среди них является скульптура колесницы с двенадцатью колоннами, каждая из которых обозначает двенадцать лагн . В северной части участка Кодумуди находится изображение Чокканатара. [ 18 ]

К стоящим опорам прикреплены колоннеты, лотосовые балки и подвесные балки нетипичны для стиля Наяк, хотя примыкающий зал и внутренний комплекс были добавлены недавно. [ 17 ] Считается, что Говинда Дикшитар , министр Наяка, построил Пушьямантапы (залы) в этом храме. [ 19 ] Ачьютаппа также добавил в дар храму деревню, доходы от которой должны были быть использованы для проведения храмового фестиваля автомобилей в честь богини в день Адипурам. [ 20 ]
Танджавур Маратхи правил регионом в 18 веке. Пратап Сингх (1736–1763 гг.) стал покровителем храма после того, как исполнилась его молитва Махалингасвами о женитьбе по любви. Считается, что он пожертвовал храму один лакх металлических ламп. Считается, что его наложница Тепанакиар олицетворяла одну из ламп. В храме до сих пор сохранилось декоративное металлическое изображение женщины по имени Паваи Нонбу, держащей лампу. На основании светильника имеется надпись, свидетельствующая о даре маратхов храму. [ 21 ]
В наше время храм обслуживает и управляет Тирувадутурай Адхинам , южноиндийское монашеское учреждение. В библиотеке Шайва Сиддантхи внутри храма хранятся рукописи из пальмовых листьев и шиваитская литература. [ 8 ] Храм является одним из самых посещаемых храмов района. [ 22 ]
Богослужение и фестивали
[ редактировать ]Священники храма совершают пуджу (ритуалы) во время фестивалей и ежедневно. Как и в других храмах Шивы в Тамил Наду, священники принадлежат к общине шиваитов , подкасте брахманов. Храмовые ритуалы совершаются шесть раз в день; Ушаткалам в 6:00, Каласанти в 8:00, Учикалам в 12:00, Саяракшай в 18:00, Ирандамкалам в 20:00 и Ардха Джамам в 21:00. Каждый ритуал состоит из четырех шагов: абхишека ( священная ванна), алангарам (украшение), нейветханам (подношение еды) и дипа араданай (размахивание лампами) как для Махалингесварара, так и для Пиргучунтарагуджамбигая. Поклонение проводится под музыку с нагасварамом (дудочным инструментом) и тавилом (ударным инструментом), религиозными наставлениями в Ведах , читаемыми священниками, и простираниями поклоняющихся перед мачтой храма. Существуют еженедельные ритуалы, такие как сомаварам и сукраварам , двухнедельные ритуалы, такие как прадошам , и ежемесячные фестивали, такие как амавасай (день новолуния), кирутигай , пурнами (день полнолуния) и Сатурти . [ 23 ] Самый известный праздник храма, Тайпусам , отмечается в течение десяти дней в течение тамильского месяца Тай . [ 7 ] [ 23 ] Праздничное божество Махалингешварара и его супруга объезжают храм и улицы деревни на разных транспортных средствах. Фестиваль заканчивается Тиртхавари в последний день. Во время тамильского месяца Вайкаси отмечаются фестивали Тирукальянам (священный брак), Амбал Тапасу (покаяние Амбала), Амбал Таннай таане. [ 23 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Согласно индуистской легенде, Махалингасвами является центром всех храмов Шивы в регионе, а Саптха Виграха мурти (семь главных супруг во всех храмах Шивы ) расположены в семи основных точках вокруг храма, расположенных в различных частях штата. [ 8 ] [ 24 ] Семь божеств - это Натараджа в храм Натараджи в Чидамбараме Чидамбараме , , храм Чандикешварар в Тиручейнгалуре , Винаягар в Веллаи, храм Винаягара в Тируваланчужи , Муруга в Свамималаи, храм Муругана в Свамималае , Бхайрава в храме Саттайнатхар в Сиркали , Наваграха в храме Суриянар в Сурьянар- Ковиле и Дакшинамурти в Храм Апатсахайешварар, Алангуди в Алангуди, Папанасам талук . Другими божествами храма Шивы, связанными с Махалингесварасвами, являются Дурга в храме Тенупуришварар в Паттесвараме , Сомасканда в храме Тьягараджи, Тируварур в Тируваруре и Нанди в храме Тирувавадутурай в Тирувадутурае . [ 24 ] [ 25 ] Тирувайяру , Майиладутурай , Тирувидаймарутур , Тирувенкаду , Чаяванам и Шриванчиям считаются эквивалентами Каси . Как и в Каси, где город сосредоточен вокруг храма Каши Вишванатх , храмы в этих городах вдоль берегов реки Кавери , а именно храм Айяраппар в Тирувайяру, храм Махалингешварар в Тирувидаймарудуре , храм Маюранатхасвами в Майиладутурае , храм Чаяванешварар в Саяванаме, храм Светхараньешварар в Тирувенкаду , Шриванчинадхасвами Койл в Шриванчияме являются центральными элементами городов. [ 26 ] Храм считается одним из храмов, построенных на берегу реки Кавери . [ 27 ]
Храм также называют Панча Линга Стала из-за наличия пяти лингамов, четыре из которых расположены по сторонам света, а пятый — в центре. Храм Вишванатхи расположен на восточной улице, Ришипурисвары на западе, Атманатхи на Южной улице и Чокканатхи на Северной улице. [ 7 ]
![]() ![]() | ||
---|---|---|
Саптха Виграха мурти — семь главных супруг во всех храмах Шивы , расположенных в семи сторонах света вокруг храма. | ||
Божество | Храм | Расположение |
Шива | Храм Махалингасвами | Тирувидаймарудур |
Дурга | Храм Тенупурисварар | Паттесварам |
Винаяга | Храм Веллаи Винаягар | Тируваланчужи |
Муруган | Храм Свамималаи Муруган | Свамималай |
Натараджа | Храм Натараджара | Чидамбарам |
Дакшинамурти | Храм Апацахайесварар | Алангуди |
Наваграха | Сурьянар Ковил | Сурьянар Ковил |
Литературное упоминание
[ редактировать ]Храм почитается в стихах «Теварам» , шиваитском каноническом произведении VII века, написанном тремя святыми-поэтами, а именно Аппаром , Сундараром и Тиругнанасамбандхаром . Аппар прославил храм в пяти стихах, Сундарар в одном и Тируньянасамбандхар в шести стихах. [ 9 ] Аппар называет храм Идаймарутуром.
- «Поклонники Райпалалы Баса Монри
- Васа Нанмалар Кондади Вайкалум
- Эса Ненпрету Маандай Марутин
- Пуса Намбуку Тумпуна Ладаве" [ 28 ]
В другом стихе он восхваляет это божество как
- Кодармана мала, чтобы увидеть красоту
- Кодармуди канни, чтобы увидеть Гангу
- Нангаи Меер — жена Марутарина Нангаике.
- Где вы купили журнал? [ 28 ]
перевод на
- «Слава тебе, отец в Идаймарутуре.
- Хвала Тебе, который нес на своей косе реку Ганг». [ 29 ]
Стихи Аппара указывают на шайва-агамы, практиковавшиеся в тот период.
- «Из-за нашего одиночества нам трудно составить компанию темным призракам.
- Итак, мой язык будет продолжать произносить шайва-агамы в присутствии товарища (ума).
- под аккомпанемент непревзойденной музыки Тирувидаймарутура" [ 30 ]
Мааникьявасагар восхваляет здесь божество, как показано ниже.
- «Ты — Исан, который благословил Брахмана, Вишну и Индру, когда они поклонились.
- Ты сошел на землю и раскрыл свои совершенные пути.
- Вы, по своей милости, наделили высшими добродетелями эту добрую даму Идаймарутура, полную особняков, украшенных хорошими и яркими драгоценными камнями.
- Наши Лорды — это те, кто знает эту благодать» [ 31 ]
Храм также почитается в стихах Карнантевы, Паттинатара и Маниккавачакара . [ 27 ]
Фотогалерея
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Кампантар Теварам-2» (PDF) . Projectmadurai.org . Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ Герберманн 1934 , с. 710
- ^ Шастри 1991 , с. 73
- ^ Пиллаи , с. 88
- ^ Далал 2010 , с. 202
- ^ Перейти обратно: а б с д Айяр 1991 , с. 299
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Р. 2001 , стр. 145-6
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Туристический путеводитель по Тамилнаду 2007 , с. 53.
- ^ Перейти обратно: а б с Сентил Кумар 2011, стр. 59-60
- ^ Нараянасвами 1987 , стр. 35-6.
- ^ Имперский справочник Индии: Провинциальная серия , Том 18, стр.137
- ^ Хульч 1899 , стр. 155-156.
- ^ Сингх 1997 , с. 57
- ^ Орр 2000 , с. 142
- ^ Васудеван 2003 , с. 116
- ^ Каркар, Южная Каролина (2009). Десять лучших храмовых городов Индии . Колкота: Публикация Марка Эйджа. п. 84. ИСБН 978-81-87952-12-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Мичелл 2005 , стр. 97-99.
- ^ Нараянасвами 1987 , с. 37
- ^ V. 1995 , p. 120
- ^ V. 1995 , p. 53
- ^ К. 1987 , стр. 38-9
- ^ «Что посмотреть — достопримечательности района Танджавур» . Администрация Танджавурского района. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года . Проверено 7 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Храм Шри Махалингама» . Динамалар . Проверено 3 августа 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нараянасвами (апрель 1987 г.). «Джьотирмая Махалингам» . Ом Шакти (на тамильском языке). Коимбатур: Публикации Ом Шакти. Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ «Святыни Париваары Деваты — Тируваланчужи, Тирувойпади, Свамималай, Чидамбарам, Алангуди, Адутурай, Сиркажи, Тирувавадутурай, Тируварур» .
- ^ Венкатраман, Секар (2019). Храмы забытой славы: широкоугольная экспозиция . Идея Пресс. п. 172. ИСБН 9781645876250 .
- ^ Перейти обратно: а б Ка. Ви., Каннан (2019). Река Кавери наиболее боеспособна . Идея Пресс. п. 35. ISBN 9781684666041 .
- ^ Перейти обратно: а б Свамигал , стр. 5.14-5.15.
- ^ Иранбан 1999 , стр. 63.
- ^ Ананд 2004 , с. 48
- ^ Иранбан 1999 , стр. 251.
Ссылки
[ редактировать ]- «Храм Махалингешварар, Тирувидаймарудур» . Храмы Шивы в Тамилнаде.
- Айяр, П.В. Джагадиса (1991). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0151-3 .
- Далал, Рошен (2010). Религии Индии: краткое руководство по девяти основным конфессиям . Книги о пингвинах. п. 202. ИСБН 9780143415176 .
- Герберманн, Чарльз Джордж; Эдвард Алоизиус Пейс; Конде Бенуа Паллен; Томас Джозеф Шахан; Джон Джозеф Винн (1934). Католическая энциклопедия: международный справочник по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви, том 8 . Католическая энциклопедия Inc., стр. 710.
- Хульч, Ойген (1899). Южно-индийские надписи Новая императорская серия, том XXIX, Южно-индийские надписи, том 29 . Археологическая служба Индии.
- Ираянбан, Свамиджи (1999). Ом Намашивая . Публикация Абхинава. ISBN 81-7017-373-6 .
- К., Шридаран (апрель 1987 г.). «Паваи Нонбу» . Ом Шакти (на тамильском языке). Коимбатур: Публикации Ом Шакти. Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- Мичелл, Джордж (1995). Архитектура и искусство южной Индии: Виджаянагара и, Том 1, Выпуск 6 . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-44110-2 .
- Нараянасвами (апрель 1987 г.). «Джьотирмая Махалингам» . Ом Шакти (на тамильском языке). Коимбатур: Публикации Ом Шакти. Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- Орр, Лесли К. (9 марта 2000 г.). Жертвователи, преданные и дочери Бога: храмовые женщины в средневековом Тамилнаду . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-509962-1 .
- Пармешварананд, Свами; Свами Пармешварананд (2001). Энциклопедия шиваизма . Нью-Дели: Саруп и сыновья. п. 48 . ISBN 81-7625-427-4 ,
тирувидаймарудур.
- Пиллаи, Сивараджа К.Н. Хронология ранних тамилов - на основе синхронистических таблиц их королей, вождей и поэтов, появляющихся в литературе сангама . п. 88.
- Р., доктор Виджаялакшми (2001). Введение в религию и философию - Теварам и Тиввияппирапантам (1-е изд.). Ченнаи: Международный институт тамильских исследований.
- Састри, Самбамурти С. (1991). Парамачарья: жизнь Шри Чандрасекхарендры Сарасвати Шри Канчи Камакоти Питама . Джина Калан.
- Сентилкумар, Баладжи (2011). Аппар, Сундарар, Самбандар паадал петра Шива Стхалангал (Шива Стхала Манджари) . Нью-Дели: Принтеры и издатели Balaji.
- Сингх, Нагендра Кр (1997). Божественная проституция . Нью-Дели: Издательская корпорация APH. ISBN 81-7024-821-3 .
- Свамигал, Тирунавуккарасу. «Теварам Тирунавуккараку Чувамикал Тирумурай 5–1 стихи (1-509)» (PDF) . Projectmadurai.org.
- Туристический путеводитель по Тамил Наду (2007 г.). Туристический гид по Тамил Наду . Ченнаи: Т. Кришна Пресс. ISBN 978-81-7478-177-2 .
- В., Вриддхагирисан (1995). Наяки Танджора Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. ISBN 81-206-0996-4 .
- Васудеван, Гита (2003). Королевский храм Раджараджи: инструмент императорской власти Колы . Нью-Дели: Публикации Абхинава. ISBN 81-7017-383-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]