Надасварам
Надашварам с Сивали | |
Двойной язычковый ветер | |
---|---|
Другие имена | Нагасварам |
Классификация | Духовые инструменты |
Надасварам [ примечание 1 ] — с двойной тростью духовой инструмент из Южной Индии . [ 1 ] Он используется как традиционный классический инструмент в Тамилнаде , Андхра-Прадеше , Телангане , Карнатаке и Керале. [ 2 ] а также в северной и восточной частях Шри-Ланки .
Этот инструмент входит в число «самых громких в мире акустических инструментов, не являющихся духовыми». [ 3 ] Это духовой инструмент, частично похожий на североиндийский шенай , но гораздо длиннее, с корпусом из твердой древесины и большим раструбом из дерева или металла.
В южноиндийской культуре надасварам считается очень благоприятным и является ключевым музыкальным инструментом, на котором играют почти на всех индуистских свадьбах и в храмах южноиндийской традиции. [ 4 ] Это часть семейства инструментов, известных как мангала вадьям. [ 5 ] (букв. мангала «благоприятный», вадья «инструмент»). На этом инструменте обычно играют парами в сопровождении пары барабанов, называемых тавил ; [ 6 ] его также можно сопровождать гудением аналогичного гобоя, называемого отту . [ 7 ]
История
[ редактировать ]Надашварам упоминается во многих древних тамильских текстах. Чилаппатикарам . относится к инструменту, называемому «вангиям» [ нужна ссылка ] Структура этого инструмента соответствует структуре надашварама. [ нужна ссылка ] Поскольку семь лунок играются семью пальцами, ее также называли «эил». На этом инструменте тоже играют в Тамилнаду , и он популярен среди тамильской диаспоры . [ 8 ]
Строительство
[ редактировать ]Надашварам состоит из трех частей, а именно: куал , тмиру и анасу . [ нужны разъяснения ]
Это инструмент с двойной тростью и коническим отверстием, которое постепенно расширяется к нижнему концу. Верхняя часть имеет металлическую скобу ( мел анаитю ), в которую вставляется небольшой металлический цилиндр ( кендай ), на котором находится мундштук, сделанный из тростника. Помимо запасных тростей, к инструменту прикрепляется небольшая игла из слоновой кости или рога, которая используется для очистки трости от слюны и другого мусора, а также для свободного прохождения воздуха. Металлический колокольчик ( кее анаиту ) образует нижний конец инструмента.
Традиционно корпус надасварама делается из дерева, называемого аача (тамильский ஆச்சா; хинди अंजन) , хотя в наши дни также используются бамбук, сандал, медь, латунь, черное дерево и слоновая кость. Для деревянных инструментов лучше всего считается старая древесина, а иногда используется древесина, собранная из снесенных старых домов. [ 9 ]
Надашварам имеет семь отверстий для пальцев и пять дополнительных отверстий, просверленных внизу, которые можно закрыть воском для изменения тона. [ 10 ] Надашварам имеет диапазон в две с половиной октавы, подобно индийской флейте бансури , которая также имеет аналогичную аппликатуру. В отличие от флейты, где полу- и четверти тона создаются частичным открытием и закрытием отверстий для пальцев, в надашвараме они создаются путем регулирования давления и силы воздушного потока в трубке. Из-за своей громкости и силы это в основном инструмент для использования на открытом воздухе, и он гораздо больше подходит для открытых пространств, чем для концертов в помещении.
Игроки
[ редактировать ]Некоторые из величайших ранних игроков в надашварам включают:
- Тирумарукал Надеса Пиллаи
- Т. Н. Раджаратнам Пиллаи (1898–1956)
- Тирувенгаду Субрамания Пиллаи,
- Ведараньям Ведамурти
- Карукуричи Аруначалам (1921–1964)
- Куликкарай П. Раджендран Пиллаи (1970–2019)
- Тиручерай Сивасубраманиан Пиллаи
- Тируварур С Латчаппа Пиллаи
- Ачарьяпурам Чиннатамбиллай (р. 1928)
- Куликкарай Пичаияппа
- М. С. Поннутайи (1928–2012)
- Кижвелур Н.Г. Ганесан
- Анданкойл А.В. Селваратнам Пиллаи
- Тирувижа Джаяшанкар (р. 1940)
- Братские команды Киранура и Тирувеехимижалаи,
- Семпоннаркойл Братья СРГ Самбандам и Раджанна .
- Дхарумапурам С. Абирамисундарам Пиллаи и его сын Дхарумапурам А Говиндараджан [ 11 ]
- Шейх Чинна Мулана (1924–1999)
- Госавиду шейх Хасан Сахиб (1928–2021)
- Шейх Махабуб Субхани
- Калишаби Махабуб
- Намагирипеттай Кришнан (1924–2001)
- Мадурай МПН Сетураман (1928–2000)
- МПН Поннусвами (1932–2023)
- Братья Поннусами
- Алаведди Н.К. Патманатан
- Мамбалан МКС Шива
- SRD Вайдьянатан (1929–2013)
- Сешампатти Т. Шивалингам
- Домада Читтаббайи (1930–2002)
- Инджикуди Э.М. Субраманиам
- Умапати Кандасами (1950–2017)
- УЭПаланивел, Ченнаи
- Кундала Камбар, Нагеркойл (1965)
- Шанкарапандия Камбар, Тирунелвели
- Тирувалапуттур ТК Венупилла
- Братья Куликкарай КМ Даксаха Мурти Пиллай и КМ Ганешан Пиллай
- Паттамангалам, Сельварадж
- Братья Кудантай Доктор Шринивасан Калиямурти, г-н Шанмуганатан Калиямурти
Американские композиторы, такие как Льюис Спратлан [ 12 ] выразили восхищение надашварамом, и несколько джазовых музыкантов взяли в руки этот инструмент: Чарли Мариано (1923–2009) был одним из немногих неиндийцев, способных играть на этом инструменте, [ 13 ] изучив его, живя в Индии. Винни Голиа , Джей Ди Парран и Уильям Паркер выступали и записывались с этим инструментом. [ 14 ] На нем также играет немецкий саксофонист Роланд Шеффер. [ 15 ] [ ненадежный источник? ] учился с 1981 по 1985 год у Карупаи Пиллаи.
В популярной культуре
[ редактировать ]Среди тамильских фильмов в двух, выпущенных в 1960-х годах, а именно « Конджум Салангай» (1962) с Близнецами Ганешаном в главной роли и Тиллана Моханамбал (1968) с Шиваджи Ганешаном в главной роли, фигурировали персонажи, играющие надасварам. Для «Конджум Саланкай» фильма Карукуричи Арунасалам Пиллаи предоставил музыку надашварам. Мадурай Сетураман и братья Поннусами были наняты для надасварама, играя дуэт персонажей Шиваджи Ганешана и АВМ Раджана для фильма «Тиллана Моханамбал». Режиссер А. П. Нагараджан посвятил этот фильм легенде Карукуричи Аруначаламу .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ По-разному пишется как надасварам, надхасварам, нагасварам, натасварам и натхасварам.
- ^ Университет Виджая Рамасвами, Джавахарлал Неру (25 августа 2017 г.). Исторический словарь тамилов . Роуман и Литтлфилд. п. 161. ИСБН 978-1-5381-0686-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Венкатасубраманиан, ТК (2010). Музыка как история в Тамилнаду . Книги Примуса. п. 50. ISBN 978-93-80607-06-1 .
- ^ «Реалити-шоу India's Got Talent - победители Khoj 2 споют для Обамы» . Индия сегодня . 31 октября 2010 г. Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Лайт Айзек (1967). Теория индийской музыки . Напечатано в Shyam Printers. п. 156 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Виджая Гхош; Джая Раманатан; Ренука Н. Хандекар (1992). Тиртха, сокровищница индийских выражений . ООО "КМК" с. 201. ИСБН 978-81-900267-0-3 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Международный аудиожурнал Percussioner . Сал София Индастриз, Инк. 1984. с. 38 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Рагини Деви (1990). Танцевальные диалекты Индии Мотилал Банарсидасс. стр. 100-1 222–. ISBN 978-81-208-0674-0 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Наягам, Ксавье С. Тани (1964). Тамильская культура . Академия тамильской культуры. п. 210.
- ^ «Индийские инструменты: Надасварам | Индийская музыка: узнаём немного больше об индийской музыке, музыкантах и инструментах» . Aboutindianmusic.com. 22 ноября 2011 года . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ О. Госвами (1 января 1961 г.). История индийской музыки: ее рост и синтез . Научная пресса. п. 156. ИСБН 978-0-403-01567-2 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ Анданкойл А.В. Селваратнам Пиллаи Б. Колаппан (15 декабря 2010 г.). «Искусство/Музыка: Искусство, которое все еще ждет своего часа» . Индус . Проверено 9 января 2012 г.
- ^ Сампатх, Ревати (16 марта 2008 г.). «Надасварам» . Индийские течения . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Ян Карр; Дигби Фэйрвезер; Брайан Пристли (2004). Джаз: незаменимый спутник исполнителей и альбомов . Грубые гиды. стр. 99–. ISBN 978-1-84353-256-9 . Проверено 25 декабря 2012 г.
- ^ «Сессия Уильяма Паркера» . 2014.
- ^ Саксофонный журнал . Публикации Дорна. 1988. с. 46 . Проверено 25 декабря 2012 г.