Стхала Врикша

Стхала Врикша ( санскрит : स्थलाव्रिक्ष , латинизировано : Стхалавркша , букв. «храмовое дерево»), также переводится как Стхала Врукшам. [ 1 ] относится к священному дереву, связанному с местом, чаще всего с индуистским храмом. [ 2 ] Такие деревья являются отличительной чертой коилов , индуистских храмов в дравидийском стиле . [ 3 ]
Помимо доминирующей особенности храмовой архитектуры, включающей гопурам (надвратную башню), виманам (башню) и святилище , храмовое дерево также считается священным. Некоторые храмы и исторические места получили свои названия от таких деревьев. В современную эпоху важность этих деревьев подтверждают, совершая им пуджи и связывая священные нити и колокольчики в дни религиозного значения. [ 4 ]
Значение
[ редактировать ]Несколько исторических индуистских храмов связаны с деревом. Деревья символизируют рост и процветание. В деревенском фольклоре Южной Индии есть дерево или лес, связанный с такими богинями, как Кали , Амман, Мариамман или Эллай Пидари. Считается, что если за деревьями или лесами не ухаживают должным образом, жители будут наказаны в виде неурожая или голода. [ 5 ] Названия лесов и божеств тесно связаны в преданиях Шайвов . Говорят, что храм в Тируккувалае расположен в лесу под названием Катхакаранья, в честь храмового дерева. [ 6 ] Бильва (Орел мармелос) — наиболее распространенная Стхала Врикша в храмах Шивы, а листья Туласи (Ocimum tenuiflorum) считаются священными для храмов Вишну . Другими распространенными деревьями Стхала являются ним (Azadirachta indica), тополь (Ficus religiosa), марудху (Terminalia метельчатая) и каниконна (Cassia fistula). Выбор цвета цветов варьируется в зависимости от божеств. В то время как белые, синие и желтые цветы считаются священными для Кришны и Вишну , красные и оттенки оранжевого считаются священными для Шивы . [ 7 ] Согласно Рамаяне , слово Стхала Врикша представляет собой смесь Якшая Чайтья (дерево с духом внутри) и Врикша Чайтья (дерево-защитник), обозначающее священное дерево в каждом регионе. [ 8 ]
Связанные божества
[ редактировать ]
Дакшинамурти — это аспект индуистского бога Шивы как гуру (учителя) всех видов знаний. Этот аспект Шивы как изначального гуру является его олицетворением высшего или предельного осознания, понимания и знания. В этом аспекте, как Дакшинамурти, Шива обычно изображается с четырьмя руками. Он изображен сидящим под баньяном , лицом на юг. Шива восседает на оленьем троне и окружен мудрецами, получающими его наставления. [ 9 ] [ 10 ]
Дерево каранджа связано с Нарасимхой предложил под ним даршан Хануману , который, как говорят , , форму, называемую Каранджа Нарасимхар. [ 11 ]
Расположение
[ редактировать ]Стхала Врикша расположена на земле или на возвышении. Обычно он расположен на внешней пракаре , на территории храма. В большинстве храмов Шивы он расположен за святилищем. Дерево само по себе используется как божество в большинстве храмов, где люди вешают веревки и поклоняются, чтобы молиться за свои нужды. Во время поклонения люди обходят его и простираются перед ним. Иногда деревья смазывают веревками, чтобы остановить дух внутри. [ 4 ] Вокруг деревьев расположены культовые статуи, описывающие божества, которым поклоняются. [ 5 ] Западные ученые рассматривали посадку деревьев на территории как средство защиты окружающей среды. [ 12 ] Обычно вокруг дерева сооружают квадратную площадку и вокруг нее устраивают обходной переход. В храме помещают изображения божеств или змеиные камни. Когда дерево по какой-то причине умирает, на том же месте сажают другое дерево. В духовном плане это считается циклом перерождения. [ 13 ] По словам историка Саундара Раджана, институционализация храмовых деревьев, истории храмов и календаря фестивалей в храмах Южной Индии началась в 11 веке. [ 14 ]
Литература
[ редактировать ]В индуистских текстах священное храмовое дерево называется Читра Врикша. Конкретные упоминания о храмовом дереве и его истории встречаются в Падма-пуране и Матсья-пуране . [ 4 ] Различные Стхала Врикши упоминаются в литературе Сангама, например, Аганануру и Пуранануру . Более поздние религиозные тексты, составленные в Тевараме святыми поэтами, такими как Аппар , Сундарар , Самбандар и Маниккавачакар, содержат многочисленные упоминания о различных храмовых деревьях.
Васудха Нараянан предположил, что Стхала Врикша обычно рассматривается как олицетворение более широкого присутствия видов. [ 15 ]
Рамаяна , индуистский эпос, предлагает описания всех деревьев лесов в регионах, через которые прошел Рама , с указанием их значения. [ 8 ]
Некоторые Стхала Врикши отождествляются с деревом исполнения желаний, называемым Калпаврикша . [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]- ^ КАЛЯНАСУНДАРАМ, доктор А.; ПАРБХУ, Тиру П. (7 ноября 2019 г.). ХРАМ СИВАЛОГАНАТАР В ТИРУПУНГУРЕ (ТАМИЛНАДУ) . Лулу.com. п. 41. ИСБН 978-0-359-91011-3 .
- ^ www.wisdomlib.org (16 сентября 2019 г.). «Сталаврикша, Стхалаврикша, Стхала-врикша: 3 определения» . www.wisdomlib.org . Проверено 15 ноября 2022 г.
- ^ Чинг, Фрэнсис Д.К.; и др. (2007). Глобальная история архитектуры . Нью-Йорк: Джон Уайли и сыновья. п. 762 . ISBN 978-0-471-26892-5 .
- ^ Jump up to: а б с Кришна, Нандита (2017). Индуизм и природа . Penguin Random House India Private Limited. стр. 125–6. ISBN 9789387326545 .
- ^ Jump up to: а б Ярзомбек, Марк (2009). «Конные святыни в тамильской Индии: размышления о современности» . Будущее переднее . 6 (1). Издательство Университета Миннесоты: 21–2. дои : 10.1353/fta.0.0031 . JSTOR 25835049 . S2CID 191627473 .
- ^ А., Субраманиан (1974). «Храм Тьягараджи Свамина в Тируккувалае — исследование» . Труды Индийского исторического конгресса . 35 . Конгресс истории Индии: 442–449. JSTOR 44138813 .
- ^ ПК, Валсалакумари (2008). Цветущие деревья . Издательство Новой Индии. п. 19. ISBN 9788189422509 .
- ^ Jump up to: а б Кришна, Нандита (2020). «Древний лес и священные бороздки». В Чакрабарти, Ранджан (ред.). Критические темы экологической истории Индии . Издательство SAGE, Индия. п. 174. ИСБН 9789353883164 .
- ^ Раджараджан, РКК (январь 2019 г.). «Новые измерения Дакшинамурти: с особым акцентом на искусство Виджаянагара-наяка» . Наследие: журнал междисциплинарных исследований в археологии .
- ^ Раджараджан, РКК (2011). «Дакшинамурти на виманах храмов Вишну на Крайнем Юге» . Исследования Южной Азии . 27 (2): 131–144. дои : 10.1080/02666030.2011.614413 . S2CID 194022781 .
- ^ Кришна, Нандита (15 мая 2014 г.). Священные растения Индии . Пингвин Великобритания. ISBN 978-93-5118-691-5 .
- ^ Нараяна, Васудха (2000). Видения новой Земли: религиозные взгляды на население, потребление и экологию . Суни пресс. п. 116. ИСБН 9780791444573 .
- ^ Jump up to: а б Редди, Прабхавати К. (2014). Индуистское паломничество: меняющиеся модели мировоззрения Шришайлама в Южной Индии . Рутледж. стр. 48–9. ISBN 9781317806318 .
- ^ КВ, Саундара Раджан (1988). Секуляризм в индийском искусстве . Публикации Абхинава. ISBN 9788170172451 .
- ^ Нараяна, Васудха (1997). «Одно дерево равно десяти сыновьям»: индуистские ответы на проблемы экологии, населения и потребления» . Журнал Американской академии религии . 65 (2): 303. JSTOR 1465767 – через JSTOR.
Ссылки
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Дхаллапикколы