Jump to content

Храм Брихадишвары

Координаты : 10 ° 46'58 "N 79 ° 07'54" E  /  10,78278 ° N 79,13167 ° E  / 10,78278; 79.13167
Страница полузащищена
(Перенаправлено из храма Брихадисварар )

Храм Брихадишвары
Храм Танджавур Перудуяр
Храмовый комплекс Брихадишвара является частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, известного как Великие живые храмы Чола.
Храмовый комплекс Брихадишвара
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Танджавурский район
Божество Шива
Фестивали Маха Шиваратри
Расположение
Расположение Танджавур
Состояние Тамил Наду
Страна Индия
Храм Брихадишвара расположен в Индии.
Храм Брихадишвары
Расположение в Тамил Наду, Индия.
Географические координаты 10 ° 46'58 "N 79 ° 07'54" E  /  10,78278 ° N 79,13167 ° E  / 10,78278; 79.13167
Архитектура
Стиль Чола архитектура
Создатель Раджараджа I
Завершенный 1010 г. н.э. [1] [2]
Надписи тамильский
Высота 66 м (217 футов)
Официальное название Храмовый комплекс Брихадишвара, Танджавур
Часть Великие живые храмы Чола
Критерии Культурные: (ii), (iii)
Ссылка 250бис-001
Надпись 1987 (11-я сессия )
Расширения 2004
Область 18,07 га (44,7 акра)
Буферная зона 9,58 га (23,7 акра)

Храм Брихадишвары , названный Раджараджешварамом ( букв. « Господь Раджараджи » его строителем ) и известный в местном масштабе как Танджай Перия Ковил ( букв. « Большой храм Танджавур » ) и Перувадайяр Ковил , является шиваитским. [3] [4] Индуистский храм, построенный в Чола архитектурном стиле [5] расположен на южном берегу реки Кавери в Танджавуре, штат Тамил Наду , Индия. [1] [6] Это один из крупнейших индуистских храмов и образец тамильской архитектуры . [7] Его также называют Дакшина Меру ( Меру Юга ) . [8] Построенный Чола императором Раджараджем I между 1003 и 1010 годами нашей эры, храм является частью ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия , известного как « Великие живые храмы Чола эпохи Чола », наряду с храмом Гангайконда Чолапурам и храмом Айраватешвара , которым около 70 лет. километрах (43 миль) и 40 километрах (25 миль) к северо-востоку соответственно. [9]

Оригинальные памятники этого храма XI века были построены вокруг рва. Он включал гопуру , главный храм, его массивную башню, надписи, фрески и скульптуры, преимущественно относящиеся к шиваизму , но также к вайшнавизму и шактизму . За свою историю храм был поврежден, и некоторые произведения искусства сейчас отсутствуют. В последующие столетия были добавлены дополнительные мандапамы и памятники. Сейчас храм стоит среди укрепленных стен, пристроенных после 16 века . [10] [11]

Построенная из гранита башня вимана над храмом является одной из самых высоких в Южной Индии. [6] В храме есть массивная пракара (коридор) с колоннадой и один из крупнейших лингамов Шивы в Индии. [6] [9] [12] Он также славится качеством своих скульптур, а также местом, где в 11 веке была заказана медная статуя Натараджи , Шивы, повелителя танца. В состав комплекса входят святыни Нанди , Парвати , Муругана , Ганеши , Сабхапати, Дакшинамурти , Чандешвары , Варахи , Тиягараджара Тируварура, Сиддхара Каруворара и других. [9] [13] Храм является одной из самых посещаемых туристическими достопримечательностей Тамил Наду . [14]

Номенклатура

Раджараджа Чола , заказавший строительство храма, назвал его Раджараджешварам (Раджараджешварам), буквально «храм бога Раджараджи». [15] В более поздней надписи в храме Бриханнаяки упоминается храмовое божество Перия Удайя Наянар, что, по-видимому, является источником современных имен Брихадишвара и Перувудайяр Ковил. [16]

Расположение

Храм Перувадайяр [17] расположен в городе Танджавур , примерно в 350 километрах (220 миль) к юго-западу от Ченнаи . Город ежедневно связан с другими крупными городами сетью Индийских железных дорог, автобусным сообщением Тамил Наду и национальными автомагистралями 67 , 45C , 226 и 226 Extn . [18] [19] Ближайший аэропорт с регулярными рейсами - международный аэропорт Тиручираппалли (IATA: TRZ), расположенный примерно в 55 километрах (34 миль). [20]

Город и храм, хотя и находятся внутри страны, находятся в начале дельты реки Кавери , таким образом, имея доступ к Бенгальскому заливу и через него к Индийскому океану . Наряду с храмами тамилы построили в 11 веке первую крупную ирригационную сеть для сельского хозяйства, перемещения товаров и контроля потока воды через центр города. [21]

История

Статуя Чола императора Раджараджи I , построившего храм в 1003–1010 годах н.э. [1] [2]

Спектр дравидийских храмовых стилей продолжал развиваться с пятого по девятый век в Чалукья эпоху правления , о чем свидетельствуют Айхоле , Бадами и Паттадакал , а затем в эпоху Паллавы , о чем свидетельствует Мамаллапурам и другие памятники. После этого, между 850 и 1280 годами, Чолас стал доминирующей династией. [2] [22] В ранний период Чола больший упор делался на защиту своих геополитических границ и меньший упор на архитектуру. В десятом веке в империи Чола появились такие особенности, как многогранные колонны с выступающими квадратными капителями . Это, как утверждает Джордж Мичелл, положило начало новому стилю Чола. [2] [примечание 1] Этот южноиндийский стиль наиболее полно реализован как в масштабе, так и в деталях в храме Брихадешвара, построенном между 1003 и 1010 годами королем Чола Раджараджем I. [1] [2]

Дополнения, реконструкция и ремонт

Главный храм вместе с гопурамами построен в начале 11 века. В течение следующих 1000 лет храм также претерпел пристройки, реконструкцию и ремонт. Набеги и войны, особенно между мусульманскими султанами , контролировавшими Мадурай , и индуистскими королями, контролировавшими Танджавур, нанесли ущерб. [11] [примечание 2] Они были отремонтированы индуистскими династиями, которые восстановили контроль. В некоторых случаях правители пытались обновить храм с выцветшими картинами, заказывая новые фрески поверх старых. В других случаях они спонсировали строительство святынь. Значимые святыни Картикея (Муруган), Парвати (Амман) и Нанди относятся к эпохе Наяка 16 и 17 веков. [11] [26] Точно так же позже был построен храм Дакшинамурти . [26] Его хорошо поддерживали маратхи Танджавура.

Описание

Архитектура

В плане и застройке храма Перуудайяр используются правила осевой и симметричной геометрии . [27] Его классифицируют как Перункойл (также называемый Мадаккойл), большой храм, построенный на более высокой платформе естественного или искусственного кургана. [28] Храмовый комплекс представляет собой прямоугольник, который представляет собой почти два сложенных друг на друга квадрата, охватывающий 240,79 метра (790,0 футов) с востока на запад и 121,92 метра (400,0 футов) с севера на юг. В этом пространстве есть пять основных частей: святилище с возвышающейся надстройкой ( шри вимана ), зал Нанди впереди ( Нанди- мандапам ), а между ними главный общественный зал ( мукхамандапам ), большой зал собраний ( махамандапам ) и павильон, соединяющий большой зал со святилищем ( Антрала ). [29]

Одни из ворот храма

Храмовый комплекс включает в себя большую крытую веранду с колоннами ( пракара ) в просторном внутреннем дворе с периметром около 450 метров (1480 футов) для обхода. За пределами этой веранды с колоннами есть две стены ограждения, внешняя из которых является оборонительной и добавлена ​​в 1777 году французскими колониальными войсками с артиллерийскими отверстиями, а храм служит арсеналом. Внешнюю стену сделали высокой, изолировав территорию храмового комплекса. На его восточном конце находится оригинальный главный гопурам или ворота с цилиндрическим сводом . Это меньше половины размера виманы главного храма . Дополнительные постройки были добавлены к первоначальному храму после 11 века, например, мандапа в его северо-восточном углу и дополнительные гопурамы (ворота) по его периметру, позволяющие людям входить и выходить из разных мест. [29] [30] Некоторые святыни и сооружения были добавлены в эпоху Пандья, Наяка, Виджаянагара и Маратхи, до начала колониальной эпохи, и эти строители соблюдали первоначальные планы и правила симметрии. Внутри первоначального двора храма, наряду с главным святилищем и Нанди-мандапамом, находятся две главные святыни: одна Картикеи и Парвати. В комплексе есть дополнительные святыни меньшего размера. [29] [31] [32]

Храм Перувадайяр продолжил традиции индуистских храмов Южной Индии, приняв архитектурные и декоративные элементы, но его масштаб значительно превосходил храмы, построенные до 11 века. Архитекторы и ремесленники эпохи Чола применили новаторский опыт для масштабирования и строительства, особенно из тяжелого камня, и для создания возвышающейся виманы высотой 63,4 метра (208 футов) . [29] [31]

Нанди мандапам и входные гопурамы, вид на северо-восток со двора.
Еще один вид на вход

Храм обращен на восток, и когда-то вокруг него был ров с водой. Это было заполнено. Крепостная стена теперь окружает этот ров. В двух стенах есть богато украшенные ворота, называемые гопурамами. Они сделаны из камня и представляют собой антаблемент. Главные ворота находятся на восточной стороне. Первый из них называется Кералантакан тирувасал , что означает «священные врата Кералантакан». Слово Кералантакан было фамилией короля Раджараджи, построившего его. Примерно в 100 метрах (330 футов) впереди находится гопурам внутреннего двора, называемый Раджараджан Тирувасал . Он более украшен, чем Кералантакан тирувасал , например, рельефными работами адхиштханам, повествующими сцены из Пуран и других индуистских текстов. [29] Внутренний восточный гопурам ведет в обширный двор, в котором все святыни ориентированы по сторонам света с востока на запад и северо-запад. В комплекс можно войти либо по одной оси через пятиэтажный гопурам , либо со вторым доступом непосредственно в огромный главный четырехугольник через меньший отдельно стоящий гопурам. Гопурам главного входа имеет высоту 30 м, что меньше, чем вимана. [13] Основные памятники, связанные с храмом, и большая башня находятся в центре двора. [29] Вокруг главного храма, посвященного Шиве, расположены святыни меньшего размера, большинство из которых выровнены по оси. Они посвящены его супруге Парвати , его сыновьям Муругану и Ганеше , Нанди, Варахи , Карувуру деве ( гуру Раджараджи Чолы), Чандешваре и Натарадже. [13] Мандапам Нанди представляет собой монолитного сидящего быка, обращенного к святилищу. Между ними находится лестница, ведущая к крыльцу с колоннами и залу собраний общины, а затем внутренняя мандапа, ведущая к прадакшина патхе , или обходной тропе. Нанди (бык) , стоящий перед мукх-мандапамом, весит около 25 тонн. [33] Он сделан из цельного камня и имеет высоту около 2 м, длину 6 м и ширину 2,5 м. Изображение Нанди монолитно и является одним из крупнейших в стране. [34]

Сохранение и восстановление

Являясь памятником всемирного наследия, храм и его помещения находятся под юрисдикцией Археологической службы Индии (ASI), которая находится в ведении Министерства культуры правительства Индии, чтобы обеспечить безопасность, сохранение и реставрацию. Окружающие помещения были модернизированы, чтобы создать атмосферу, достойную величия этого древнего чуда, с освещением, вывесками и удобствами для верующих и посетителей. Подсветка памятника призвана подчеркнуть естественный цвет камня и скульптурные формы, украшающие все уголки храма. Реставрацию провела Археологическая служба Индии, которая поручила Шейле Шри Пракаш индийскому архитектору и дизайнеру возглавить проект. [35]

Храм Брихадисвара Гопурам ночью

Святилище и Шри-вимана

Различные взгляды на Шри-виману

Святилище находится в центре западной площади. Он окружен массивными стенами, разделенными на уровни резко очерченными скульптурами и пилястрами, образующими глубокие ниши и ниши. На каждой стороне святилища есть бухта с иконографией. [36] [27] Внутри святилища святилища находится изображение главного божества Шивы в виде огромного каменного линга . Его называют Карувараи, тамильское слово, означающее «камера матки». это пространство называется гарбха-гриха В других частях Индии . Только священникам разрешено входить в эту самую внутреннюю комнату. [37]

В стиле Тамижан святилище имеет форму миниатюрной виманы . Его внутренняя стена вместе с внешней стеной образует путь вокруг святилища для обхода ( прадакшина ). Вход богато украшен. Внутренняя комната представляет собой святилище, в котором находится Брихад-лингам. [2]

Главная Вимана ( Шикхара ) представляет собой массивную 16-этажную башню, 13 из которых представляют собой сужающиеся квадраты. Он доминирует над главным четырехугольником. Он расположен над квадратом со стороной 30,18 метра (99,0 футов). [36] Башня тщательно продумана с помощью пилястр , опор (приподнятой конструкции) и прикрепленных колонн , которые расположены ритмично, покрывая каждую поверхность виманы. [38]

Божества и Натья Шастра танцуют мудры.

Бронзовый рисунок Танджавура Натараджи , найденный во многих музеях, был заказан для святилища этого храма. [39]

Храм посвящен Шиве в форме огромного линга , его абстрактного аниконического изображения. Его высота 29 футов (8,7 м) и занимает два этажа святилища. [6] [12] Это одна из крупнейших монолитных скульптур лингама в Индии. [34]

Скульптуры на маха-мандапама стенах [40]
Северная сторона Южная сторона
Бхайрава (Шива) Ганеша
Махишасурамардини ( Дурга ) Вишну
Сарасвати Гаджалакшми
Сикхара, купольный купол (25 тонн), имеет восьмиугольную форму и опирается на цельный гранитный блок весом 80 тонн.

Храм шиваизма прославляет все основные индуистские традиции, включая основных божеств традиций вайшнавизма и шактизма в большую мандапу главного храма. Распределение божеств в целом симметрично, за исключением восточной стороны входа, где расположены дверь и проход. Помимо главных божеств, на каждой стороне предусмотрены дварапалы (стражи) и различные другие скульптуры. В вестибюле есть три каменные скульптуры с замысловатой резьбой и фрески. [40] На стенах святилища на первом этаже установлены следующие скульптуры: [40]

  • Восточная стена: Лингодбхава , стоящий Шива, Пашупата-мурти, а также две дварапалы, обрамляющие путь от ардха-мандапама.
  • Южная стена: Бхикшатана , Вирабхадра , Дакшинамурти, Калантака , Натараджа. [примечание 3] плюс две двери
  • Западная стена: Харихара (половина Шива, половина Вишну), Лингодбхава, Чандрашекхара без прабхавали , Чандрашекхара с прабхавали плюс две дварапалы.
  • Северная стена: Ардханаришвара (половина Шива, половина Парвати), Гангадхара без Парвати, Пашупата-мурти, Шива-алингана-мурти плюс две дварапалы.
Одна из 81 танцевальной позиции, высеченная на внешней стене коридора верхнего этажа.

На втором этаже Трипурантака изображена форма Шивы в разных позах, соответствующих этим скульптурам. Над этими этажами Шри-вимана возвышается на тринадцати этажах ( талас ). Над этими этажами находится один квадратный гранитный блок весом 80 тонн и стороной 7,77 метра (25,5 футов). Наверху этого блока, по его углам, расположены пары Нанди размером примерно 1,98 метра (6 футов 6 дюймов) на 1,68 метра (5 футов 6 дюймов) каждая. Над центром этого гранитного блока возвышаются грива , сикхара и завершение ( ступи ) храмовой архитектуры тамильского индуизма. Эта ступа имеет высоту 3,81 метра (12,5 футов) и изначально была покрыта золотом (сейчас уже нет). Сикхара . наверху имеет куполообразную форму и весит 25 тонн [40] [41] Каждый этаж этой башни украшен кутами и салами . Архитектура башни этого храма с уменьшающимися квадратами отличается от башни храма Чола в Гангайкондасолисвараме, потому что она прямая, в отличие от последней, которая является криволинейной. Величина храма Шри-Вимана сделала его выдающейся достопримечательностью города. [40] На стене коридора верхнего этажа адиталы вырезана 81 из 108 танцевальных каран – поз Натья Шастры . Этот текст является основой Бхаратанатьям , классического танца Тамил Наду. 27 неизображенных каран представляют собой пустые каменные блоки, и неясно, почему они не были вырезаны. 81 вырезанная поза свидетельствует о значении этой классической индийской танцевальной формы начала 11 века. [12]

Гарбхагриха имеет квадратную форму и стоит на постаменте . Он отлит в форму и имеет толщину 0,5 метра (1 фут 8 дюймов). Он состоит из упапитама и адхиштханама толщиной 140 и 360 см соответственно. [12]

Мандапа

Две мандапы, а именно маха-мандапа и мукха-мандапа , представляют собой структуры квадратного плана, выровненные по оси между святилищем и мандапой Нанди . Маха -мандапа имеет по шесть колонн с каждой стороны. [42] Здесь тоже есть произведения искусства. Бронзы Витанкара и Раджараджи I находятся здесь, но они были добавлены намного позже. Маха -мандапа окружена двумя гигантскими каменными дварапалами. Он соединен с мукха-мандапой лестницей. У входа в мукха-мандапу также есть дварапалы. Рядом с мандапой находятся восемь небольших святилищ для дикпал , или божеств-хранителей каждого направления, таких как Агни , Индра , Варуна , Кубера и другие. Они были установлены во время правления короля Чола Раджендры I. [42]

Надписи указывают на то, что в этой области также была и другая иконография основных индуистских традиций эпохи Чола, но сейчас она отсутствует. Первоначальные восемь святынь включали святилища Сурьи (бога Солнца), Саптаматрики (семи матерей), Ганеши, Муругана, Джьештха , Чандра (бог луны), Чандешвара и Бхайрава. [42] Точно так же в целле западной стены находился массивный гранитный Ганеша, построенный в эпоху Раджараджи I, но который сейчас находится в тируч-чурру-малигай (южной веранде). Из семи матерей традиции шактизма только Варахи выжила в сломанной форме. Ее остатки сейчас найдены в небольшом кирпичном современном «храме Варахи» на южной стороне двора. Первоначальная версия остальных вместе с их оригинальными святилищами Чола отсутствуют. [42]

Фрески

Фреска Раджараджи I и его учителя

Нижний слой храма украшен фресками Чола на стенах святилища вдоль обходного пути. Эти фрески, покрывающие пол до потолка, были обнаружены в 1931 году С. К. Говиндасами из Аннамалайского университета . [43] Художники использовали натуральные пигменты и добавляли их во влажный слой известняка по мере его затвердевания. Фрески Чола в основном были посвящены темам шиваизма. Они были восстановлены в 2000-х годах. [44] Общая площадь фресок Чола составляет около 670 квадратных метров (7200 квадратных футов), из которых около 112 квадратных метров (1210 квадратных футов) были обнаружены по состоянию на 2010 год с помощью метода, позволяющего сохранить обе картины, метода, разработанного Археологической службой Индии. [43] Фрески повествуют индуистскую мифологию. [43] [45] По словам Баласубрахманьяма, большинство фресок связаны с Шивой, но фрески Чола XI века также изображают Вишну, Дургу и других, а также сцены королевской, придворной и общественной жизни Чола. [45]

Фрески на потолке Нанди мандапы, храм Брихадисвара

Более поздние постройки, дополнения и модификации храма ограничили количество естественного света внутри храма. Таким образом, фрески ограниченно фотографировались и интерпретировались. По словам Шрирамана, полное изображение с использованием более качественного фотографического оборудования предполагает, что эти исторические интерпретации были неверными. [43] Например, фреска, которая ранее интерпретировалась как Дакшинамурти Шива, на самом деле представляет собой светскую сцену, где королевский гуру медитирует под баньяновым деревом. На дереве изображены павлины, птицы, обезьяны, белки и совы, а также кобра. Животные и птицы изображены обеспокоенными коброй, те, кто ближе к змее, обеспокоены больше. [43] Другие части панели также изображают суд, слушающий святого. Другие показывают женщин в разных платьях и в разных танцевальных мудрах . [43]

Некоторые картины в святилище и стены коридора были повреждены из-за накопившейся на них когда-то сажи. Из-за постоянного воздействия дыма и сажи от ламп и горения камфоры в святилище на протяжении столетий некоторые части картин Чола на стенах обходного прохода были сильно повреждены. [44] Археологическая служба Индии впервые в мире применила уникальный процесс удаления штукатурки для восстановления 16 картин Наяка, которые были наложены на 1000-летние фрески Чола. [44] Эти 400-летние картины были установлены на стекловолоконные плиты и выставлены в отдельном павильоне. [44]

Надписи

Тамильские надписи в храме Танджавур Брахадишвара, написанные 1000 лет назад.

Стены храма украшены многочисленными надписями на тамильском языке и алфавите Грантха. Многие из них начинаются с традиционного исторического представления на санскрите и тамильском языке королю, который это санкционировал, и в подавляющем большинстве из них обсуждаются подарки храму или храмовому персоналу, в некоторых случаях жителям города. [46] [47] Храмовый комплекс имеет шестьдесят четыре надписи Раджараджи Чолы I , двадцать девять надписей Раджендры Чолы I , по одной надписи Викрама Чола , Кулоттунги I и Раджамахендры ( Раджендра II ), три надписи вероятного короля Пандья , две правителя Наяки , а именно Ачьютаппа Наяка. и Маллапа Наяка. [48]

Земля такая же обширная, как Свастишри Тирума.
Владелец: Перунила Селви.
Кеурим Бундамай Манаколак
Кандалурч-роуд Каламарутарули Венгай
Водеяр Шрираджараджа Чолан
Отрывки из надписи Раджараджи из храма Брихадисвара в Танджавуре ( первая строка на каждом изображении )
В храме Брихадишвара есть надписи на тамильском и санскрите 11 века.

Персонал храма

Надпись на северной стене ограды, датированная 1011 годом н. э., дает подробный отчет о людях, работавших и получавших поддержку в храме. В надписи указаны их заработная плата, роли и имена. Он включает в себя более 600 имен, в том числе имена священников , зажигалок, прачек, портных , ювелиров , гончаров , плотников , носителей священных зонтиков, гуру танцев, танцовщиц , певцов мужского и женского пола , музыкантов , руководителей артистов, бухгалтеров и других. Их заработная плата заключалась в земельных участках, поэтому их работа в храме, скорее всего, была неполной. [47] [49]

В храме работали девадаси , танцоры и певцы религиозных гимнов. Среди его многочисленных надписей часто встречаются подарки, в которых говорится: «Для богослужений, еды для собраний санньяси (монахов или аскетов) и для ремонта». По словам Джорджа Мичелла, храм Танджавур в своей истории был крупным благотворительным учреждением. Он ежедневно предоставляет бесплатное питание паломникам, верующим и путникам. В дни индуистских праздников эти обеды были тщательно продуманными, и брахманы . особенно приглашались и кормились [47] [49]

Празднование тысячелетия

1000-летний храм Танджавур Брихадишвара – вид на рассвете
Танцоры собрались в храме Брихадишвара, чтобы отметить это событие.

Храм, построенный в 1010 году нашей эры императором Чола Раджараджем I в Танджавуре, широко известен как Большой храм. В сентябре 2010 года ему исполнилось 1000 лет. Чтобы отпраздновать 1000-летие величественного сооружения, правительство штата и город провели множество культурных мероприятий. Это было напоминанием о 275-м дне его 25-го года правления (1010 г. н.э.), когда Раджараджа I (985–1014 гг. н.э.) вручил позолоченный каласам (медный горшок или навершие ) для окончательного освящения, чтобы увенчать виману , 59.82- метровая башня над святилищем. [50] [51] [52]

Бхаратанатьям Яджна

Чтобы отметить это событие, правительство штата организовало Бхаратанатьям Яджну , шоу классического танца под руководством известной танцовщицы Падмы Субраманиам . Он был организован совместно Ассоциацией артистов Бхаратанатьям Индии (ABHAI) и Фондом Брхана Натьянджали, Танджавур. В ознаменование 1000-летия здания 1000 танцоров из Нью-Дели, Мумбаи , Пуны , Тамил Наду, Андхра-Прадеша, Карнатаки , Кералы, Сингапура, Малайзии и США танцевали на концерте под записанные 11 куплетов божественной музыки Тирувисайппа (девятый том). Тирумурай ) , составленный Карувуром дэвой (гуру Раджараджи). Маленький городок превратился в культурный центр на два дня, начиная с 26 сентября 2010 года, когда по всему городу выступали уличные артисты и танцоры. [53] [54]

Памятные марки и монеты

26 сентября 2010 года (пятый день празднования тысячелетия Большого Храма), в знак признания вклада Большого Храма в культурную, архитектурную и эпиграфическую историю страны, специальная почтовая марка номиналом 5 фунтов стерлингов с изображением гиганта Раджи Гопурама была выпущена высотой 66 метров (216 футов). опубликовано Почтой Индии .

Резервный банк Индии отметил это событие выпуском монеты номиналом 5 фунтов стерлингов с тисненой моделью храма. [55] [56] Раджа , министр связи и информационных технологий кабинета министров, выпустил уважаемую специальную марку храма Брихадисварар, первую из которых получил Г.К. Васан , министр судоходства кабинета министров .

Монетный двор Мумбаи выпустил памятную монету номиналом 1000 рупий с тем же изображением, что и на монете достоинством 5 рупий. Это была первая монета номиналом 1000 рупий, выпущенная в чеканке Республики Индия. Эта монета была законным платежным средством без обращения (NCLT). [57]

1 апреля 1954 года Резервный банк Индии выпустил банкноту номиналом 1000 фунтов стерлингов с панорамным видом на храм Брихадисвар, что свидетельствует о его культурном наследии и значении. В 1975 году тогдашнее правительство во главе с премьер-министром Индирой Ганди демонетизировало все банкноты номиналом 1000 фунтов стерлингов , пытаясь сократить количество теневых денег . Эти банкноты сейчас популярны среди коллекционеров. [58]

В 2010 году тогдашний главный министр Тамил Наду М. Карунаниди переименовал Семмаи Райс , разновидность высокопроизводительного рисового поля, в Раджа Раджан-1000, чтобы отметить тысячелетие строителя храма Раджараджи Чолы. [59]

Прием

Храм «свидетельствует о блестящих достижениях Чола в архитектуре, скульптуре, живописи и бронзовом литье». [60] Храм упоминается во многих современных произведениях того периода, таких как «Мувар Ула» и «Калингатупарани» . По словам Чаттерджи, дравидийская архитектура достигла своей высшей формы выражения в храме и его преемнике, храме Брихадисварар, Гангайконда Чолапурам . [61] Храм был объявлен памятником наследия правительством Индии и находится в ведении Археологической службы Индии как охраняемый памятник. Храм является одной из самых посещаемых туристическими достопримечательностей Тамил Наду . [14]

Храм был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО , вместе с храмом Брихадисвара в Гангайкондачолапураме и храмом Айраватешвара в Дарасураме которые называются Великими живыми храмами Чола . [9] Эти три храма имеют сходство, но каждый имеет уникальный дизайн и скульптурные элементы. [62] Все три храма были построены Чолами между 10 и 12 веками нашей эры, и индуисты продолжают их поддерживать и использовать. Храмы классифицируются как «Великие жизни», поскольку в наше время храмы активно участвуют в культурной практике, паломничестве и поклонении. [63]

Культурные мероприятия

Шествие храмового праздника, 2015 г.

Храм Брихадишвары в Танджавуре является местом проведения ежегодных танцевальных фестивалей примерно в феврале вокруг Махашивратри . Крупнейшие артисты классического индийского танца, а также региональные команды исполняют свой репертуар на фестивале Брахан Натьянджали в течение 10 дней. [64]

Автомобильный фестиваль

20 апреля 2015 года храмовая машина выкатилась в пробный пробег напротив храма Шри Рамар , свидетелями чего стало большое количество людей. [65] Девять дней спустя состоялось первое шествие храмовой машины. По сообщениям СМИ, это была первая подобная процессия в этом храме, проведенная за последние сто лет. [66]

Романы

Калки Кришнамурти , известный тамильский писатель, написал исторический роман «Поннийин Селван» , основанный на жизни Раджараджи . [67] Балакумаран , еще один тамильский писатель, написал роман под названием «Удайяр», посвященный жизни Раджараджи I и строительству храма. [68]

Администрация

В настоящее время храмом управляет Бабаджи Бхонсле , глава королевской семьи Танджавур Маратхов . Он является потомственным попечителем дворца Девастханам, который продолжает управлять 88 храмами Чола , включая храм Брихадисвара. Тамильские группы безуспешно обращались к правительству Тамил Наду с просьбой лишить его этих прав, поскольку он не принадлежит к Чола или тамильскому происхождению. По словам одного из протестующих, который также является координатором Комитета по восстановлению прав Большого Храма, Бабаджи Бхонсле также не является законным наследником королей маратхов Танджавура. [69]

В храме множество скульптур, рельефов и фресок: [70]

См. также

Примечания

  1. Дуглас Барретт в своей публикации 1975 года об архитектуре Чола утверждает, что новый стиль возник между 866 и 940 годами нашей эры, начиная с Виджаялая, первого правителя Чола. По мнению Барретта, стиль Чола развился не из традиции Паллавы. [23] По словам Гэри Дж. Швиндлера, работы Барретта дают мнения, которые дают «возможность для бесконечных предположений и дебатов». [24]
  2. ^ Танджавур был целью как мусульманских, так и индуистских соседних королевств, как ближних, так и дальних. Мадурайский султанат был основан в 14 веке после катастрофических вторжений и грабежей Южной Индии армиями Делийского султаната Ала уд-Дина Халджи во главе с Маликом Кафуром. [25] Позже султанат Адиль Шахи, Кутб Шахи, Рандаула Хан и другие с восточного и западного побережья Южной Индии совершили набег на него, а некоторые оккупировали его на несколько лет. [11]
  3. ^ В тамильской литературе повелитель танцевальной формы Шивы упоминается как Адаваллан или Куттаперуманадигал. Этот бронзовый Натараджа эпохи Чола широко известен и изучен, в том числе в более поздних текстах, таких как Унмаивилаккам и Читампара Муммани Ковия, описывающих его значение. Натараджа в индийском искусстве восходит к более ранним векам, предшествовавшим Чоле. [39]

Ссылки

  1. ^ Перейти обратно: а б с д Танджавур. Архивировано 7 августа 2021 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Мичелл 1988 , стр. 145–148.
  3. ^ Раджараджа Великий: Гирлянда дани . Отдел музеев Правительственного музея. 1984. Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 25 октября 2022 г.
  4. ^ Перспективы Индии . PTI Министерства иностранных дел. 1995. Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 25 октября 2022 г.
  5. ^ Рао, Рагхунадха (1989). Индийское наследие и культура . Стерлинговые издательства. п. 32. ISBN  9788120709300 . Архивировано из оригинала 24 апреля 2023 года . Проверено 18 марта 2023 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д «Археологическая служба Индии (ASI)» . Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 25 декабря 2012 г.
  7. ^ Кей, Джон (2000). Индия, история . Нью-Йорк, США: Издательство Harper Collins. стр. XIX. ISBN  0-00-638784-5 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 15 ноября 2015 г.
  8. ^ КВ Раман. Храмовое искусство, иконы и культура Индии и Юго-Восточной Азии . Издательство Шарада, 2006. с. 136.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д «Великие живые храмы Чола» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. 2004. Архивировано из оригинала 12 сентября 2015 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  10. ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 1–21.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, издательство Кембриджского университета, страницы 16–21, 89–91.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 20–21.
  13. ^ Перейти обратно: а б с С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 16–29.
  14. ^ Перейти обратно: а б Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 185 .
  15. ^ Д. Рафаэль (1996). Храмы Тамилнада, произведения искусства . Ратнамала. п. 9. ISBN  978-955-9440-00-0 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 9 июня 2019 г.
  16. ^ С.Р. Баласубрахманьям (1975). Средние храмы Чола: от Раджараджи I до Кулоттунги I, 985–1070 гг . Томсон. п. 87. Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 9 июня 2019 г.
  17. ^ «Храм Брихадисвара» . Храм Брихадишвара . Архивировано из оригинала 24 февраля 2022 года . Проверено 24 февраля 2022 г.
  18. ^ «Подробная информация о NH в отношении участков, вверенных NHAI» (PDF) . Министерство автомобильного транспорта и автомобильных дорог, правительство Индии . Национальное управление автомобильных дорог Индии . п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 25 февраля 2009 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
  19. ^ «Автобусные маршруты Танджавура» . Муниципалитет Танджавура. Архивировано из оригинала 17 июня 2013 года . Проверено 29 декабря 2012 г.
  20. ^ Э. К. Чешатри (2008). Шри Брихадисвара: Великий храм Танджавура . Нил. п. 5.
  21. ^ Маршалл М. Бутон (2014). Аграрный радикализм в Южной Индии . Издательство Принстонского университета. стр. 72–78. ISBN  978-1-4008-5784-5 .
  22. ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 1–2.
  23. ^ Дуглас Э. Барретт (1974). Ранняя архитектура и скульптура Колы; 866-1014 гг. н. э. Фабер. ISBN  978-0-571-10507-6 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 13 ноября 2017 г. .
  24. ^ Швиндлер, Гэри Дж. (1977). «Обзор: ранняя архитектура и скульптура Колы» . Журнал азиатских исследований . 36 (4). Издательство Кембриджского университета: 705. doi : 10.2307/2054437 . JSTOR   2054437 . S2CID   163896079 .
  25. ^ Джордж Мичелл (2008), Архитектура и искусство Южной Индии, издательство Кембриджского университета, страницы 9–13, 16–21.
  26. ^ Перейти обратно: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 25–26.
  27. ^ Перейти обратно: а б Тапар 2004, стр. 43, 52–53.
  28. ^ Редди, Г. Венкатрамана (2010). Алаям – Индуистский храм – воплощение индуистской культуры . Майлапур, Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. п. 31. ISBN  978-81-7823-542-4 .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 16–19.
  30. ^ Винанд М. Каллеварт (1995). Боги и храмы в Южной Индии . Манохар. стр. 150–151. ISBN  978-81-7304-107-5 . Архивировано из оригинала 10 марта 2024 года . Проверено 12 ноября 2017 г.
  31. ^ Перейти обратно: а б Танджавур: храм Брихадисвара, Памятник и живая традиция. Архивировано 30 марта 2016 г. в Wayback Machine , Капила Ватсьяян и Р. Нагасвами и др., Национальный центр искусств Индиры Ганди, правительство Индии (2012), стр. 7.
  32. ^ Бранфут, Криспин (2008). «Имперские границы: строительство священного пространства в Южной Индии шестнадцатого века». Художественный вестник . 90 (2): 185. дои : 10.1080/00043079.2008.10786389 . JSTOR   20619601 . S2CID   154135978 .
  33. ^ С.Р. Баласубрахманьям 1975 , с. 22, Цитата: «Он имеет высоту 3,65 м, длину 5,94 м и ширину 2,59 м, его вес оценивается в 25 тонн».
  34. ^ Перейти обратно: а б В. и Мина (1974). Храмы в Южной Индии (1-е изд.). Канниякумари: Искусство Харикумара. стр. 23–24.
  35. ^ «Архитектура – ​​это прежде всего люди» . Журнал «Архитектура, строительство и инженерия». 18 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 15 ноября 2021 г. Проверено 15 ноября 2021 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 17–19.
  37. ^ «Архитектура Индийского субконтинента - Глоссарий» . Архивировано из оригинала 6 марта 2012 года . Проверено 24 января 2007 г.
  38. ^ Чинг 2007, стр. 338–339.
  39. ^ Перейти обратно: а б Падма Каймал (1999), Шива Натараджа: изменение значения иконы. Архивировано 28 сентября 2018 года в Wayback Machine , The Art Bulletin, Vol. 81, № 3, стр. 394-395, рис. 3 на стр. 392.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д и С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 18–21.
  41. ^ «Великие живые храмы Чола» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 14 апреля 2019 года . Проверено 15 января 2019 г.
  42. ^ Перейти обратно: а б с д С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 22–25.
  43. ^ Перейти обратно: а б с д и ж PS Шрираман (2010), Цифровая фотодокументация фресок в храме Брихадишвара, Танджавур: инструмент для историков искусства в пространстве, времени, месте (редакторы: Стефано Кампана и др.), страницы 167-172
  44. ^ Перейти обратно: а б с д «АСИ реставрирует 400-летние картины» . Индус . Ченнаи, Индия. 28 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 17 ноября 2004 г. Проверено 22 июня 2010 г. ; Еще один репортаж о фресках Чола [ мертвая ссылка ]
  45. ^ Перейти обратно: а б С.Р. Баласубрахманьям 1975 , стр. 29–36.
  46. ^ SR Balasubrahmanyam 1975 , стр. 15, 25, 53 со сносками.
  47. ^ Перейти обратно: а б с П.В. Джагадиса Айяр (1993), Южноиндийские святыни, Азиатские образовательные службы, ISBN   81-206-0151-3 , страницы 411-423.
  48. ^ К. Шиварамамурти. Великие храмы Чола: Танджавур, Гангайкондачолапурам, Дарасурам . Археологическая служба Индии, 2007 г. – Архитектура, Чола – 96 страниц. п. 26.
  49. ^ Перейти обратно: а б Мичелл 1988 , стр. 59–60.
  50. ^ BBC News, август (25 сентября 2010 г.). «Большому храму Индии исполняется 1000 лет» . Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 25 сентября 2010 г.
  51. ^ ПС. Р. Баласубрахманьям (1971), Orient Longman Publications, Ранние храмы Чола: от Парантаки I до Раджараджи I, 907–985 гг. {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  52. ^ Институт индологических исследований Анантачарьи (1984), Раджа Раджа, великий: материалы семинара {{citation}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  53. ^ Редифф Новости. «Самому большому храму Индии исполняется 1000 лет» . Архивировано из оригинала 18 августа 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
  54. ^ Субраманиан, Т.С. (1 августа 2010 г.). «Грандиозное танцевальное зрелище в Большом храме Танджавура» . Индус . Ченнаи, Индия. Архивировано из оригинала 4 августа 2010 года . Проверено 20 августа 2010 г.
  55. ^ Декан Вестник (26 сентября 2010 г.). «Марка, выпуск монет в честь 1000-летия Большого Храма» . Архивировано из оригинала 6 октября 2010 года . Проверено 26 сентября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  56. ^ «Выпуск специальной почтовой марки и пятируповой монеты» . Индус . Ченнаи, Индия. 27 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 29 сентября 2010 г. . Проверено 27 сентября 2010 г.
  57. ^ «Выпуск памятной монеты» (PDF) . 3 июля 2012 г. Архивировано из оригинала (PDF) 24 марта 2013 г. . Проверено 24 апреля 2013 г.
  58. ^ Express Buzz, Индийский экспресс (26 сентября 2010 г.). «Банкнота номиналом 1000 индийских рупий 1954 года, популярная в Танджавуре» . Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Проверено 27 сентября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  59. ^ Новости MSN (26 сентября 2010 г.). «Семмай Пэдди в роли «Раджи Раджан-1000» » . Проверено 27 сентября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) [ постоянная мертвая ссылка ]
  60. ^ «Великие живые храмы Чола» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 5 января 2013 года . Проверено 21 января 2008 г.
  61. ^ Рома Чаттерджи, изд. (2016). Искусство и архитектура Индии в древний и средневековый периоды . Нью-Дели: Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 32. ISBN  978-81-230-2080-8 .
  62. ^ Айяр, П.В. Джагадиса (1993). Южноиндийские святыни . Нью-Дели: Азиатские образовательные услуги. п. 316. ИСБН  81-206-0151-3 .
  63. ^ Шринивасан, Панкаджа (4 июня 2012 г.). «Внутри храма Чола» . Индус . Коимбатур. Архивировано из оригинала 19 июня 2014 года . Проверено 28 ноября 2015 г.
  64. Брахан Натьянджали. Архивировано 29 января 2020 года в Wayback Machine , Танджавур, Тамил Наду.
  65. ^ Пробный запуск автомобиля Big Temple, Rolls; вышел через 100 лет; первый забег 29 апреля. Архивировано 19 сентября 2018 г. в Wayback Machine , The Hindu , 21 апреля 2015 г.
  66. Большой фестиваль храмовых колесниц, проведенный спустя 100 лет. Архивировано 19 сентября 2018 г. в Wayback Machine , The Hindu , 30 апреля 2015 г.
  67. ^ А., Шриватсан (19 октября 2011 г.). «Возраст почти не увядает очарования Поннияна Сельвана» . Индус . Ченнаи. Архивировано из оригинала 5 июня 2017 года . Проверено 9 мая 2015 г.
  68. ^ «Специальная монета в память о Раджендре Чоле» . Служба экспресс-информации . Ченнаи: Новый Индийский экспресс. 4 февраля 2014 года. Архивировано из оригинала 19 мая 2015 года . Проверено 9 мая 2015 г.
  69. ^ «Группы тамилов хотят, чтобы маратхи удержали Большой храм Танджавура» . Архивировано из оригинала 12 мая 2018 года . Проверено 12 мая 2018 г.
  70. ^ Дж. Шиварамамурти (1977). Искусство в Индии . Х.Н. Абрамс. стр. 287–288, 427. ISBN.  978-0-8109-0630-3 .
  71. ^ «Ардханаришвара» . Британская энциклопедия . 2011. Архивировано из оригинала 15 августа 2018 года . Проверено 27 декабря 2017 г.

Библиография

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6b3947a55e9defc9f3bce68748d45fd__1715058240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/fd/f6b3947a55e9defc9f3bce68748d45fd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Brihadisvara Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)