Трипурантака
Трипури | |
---|---|
Изображение Трипурантаки | |
Принадлежность | Шиваизм |
Обитель | Трипура, Бхулока или гора Кайлас |
Оружие | Пашупатастра Стрела , Самый Лук |
Символ | Лук , Тришула , Васуки , Дамару |
День | Понедельник |
Устанавливать | Притхви как колесница |
Фестивали | Картик Пурнима |
Супруга | Трипура Сундари |
Трипурантака ( санскрит : त्रिपुरांतक , латинизированный : Трипурантака ) или Трипурари — это проявление индуистского бога Шивы . Эта форма божества фигурирует в пуранической легенде, в которой он разрушает три города асуров , называемые Трипура , одной стрелой. [ 1 ]
Легенда
[ редактировать ]Согласно « Падма-пуране» , у асура Тараки было три сына: Таракакша, Камалакша (или Вираявана) и Видьюнмали. Эти принцы-асуры совершили суровое покаяние перед богом-создателем Брахмой и получили дар огромной силы. Брахма, довольный ими, подарил каждому из них воздушную крепость, вращающуюся в небе, из золота, серебра и железа, построенную Маясурой . [ 2 ] Благо давало условие, что они будут править в течение тысячелетия и могут быть уничтожены только стрелой, которая могла объединить три форта в один и поджечь их. Асуры, вооруженные этим даром, сеяли хаос во вселенной. Асуры, хорошо укрепившиеся в своих воздушных городах, нападали на дэвов (богов) и риши (мудрецов) и беспокоили их. В конце концов, боги и мудрецы обратились к Шиве, умоляя его помочь устранить эту угрозу. Шива отказался, поскольку они не причиняли неоправданного вреда. Вишну заставил братьев обратиться в джайнизм , отказавшись от поклонения лингаму . [ 3 ]
Видя, что асуры совершили грех, Шива создал лук, стрелы и колесницу с различными богами, богинями и компонентами вселенной. Его колесницей была сама земля , его колесами — солнце и луна , его луком — гора Меру, а Васуки — его тетива. Вместе с Брахмой в качестве возничего он промчался по нему и выпустил одну огненную стрелу, олицетворяющую Вишну . Космическая стрела уничтожила три города. [ 4 ]

Шива сразу же пожалел о своем решении выпустить стрелу, так как забыл защитить Майю, свою великую преданную. Понимая это, Нанди помчался впереди стрелы и сообщил Майе о надвигающейся гибели. Мгновенно Майя покинул Трипуру, оставив после себя построенный им великий город, который был немедленно превращен в пепел вместе с его жителями, асурами, великой стрелой Шивы. Это разрушение Трипуры привело к тому, что Шива получил название Трипурантака.
Легенда также представлена в Яджурведе : [ 5 ]
У асуров было три цитадели; самый нижний был из железа, затем был один из серебра, затем один из золота. Боги не смогли их победить; они стремились завоевать их осадой; поэтому они говорят — как те, кто знает это, так и те, кто не знает: «Осадой они захватывают великие цитадели». Они приготовили стрелу, Агни в качестве наконечника, Сому в качестве гнезда, Вишну в качестве древка. Они сказали: «Кто его застрелит?» «Рудра, — сказали они, — Рудра жесток, пусть застрелит его». Он сказал: «Позволь мне выбрать благо; позволь мне быть повелителем животных». Поэтому Рудра является повелителем животных. Рудра отпустил это; он расколол три цитадели и изгнал асуров с этих миров. Соблюдение Упасад направлено на изгнание врагов. Не следует совершать впереди еще одно возлияние; если бы ему пришлось совершить еще одно возлияние впереди, он положил бы начало чему-то другому. Он окропляет топленым маслом ковш, чтобы объявить о жертвоприношении. Он делает подношение после того, как перешел дорогу и не вернулся; воистину, он прогоняет своих врагов из этих миров, чтобы они не вернулись. Затем, вернувшись, он совершает возлияние Упасада; поистине, изгнав своих врагов из этих миров и победив, он восседает на мире своих врагов.
- Яджурведа, Таттирия Самхита , vi.2.3
Значение
[ редактировать ]Часть серии о |
Шиваизм |
---|
![]() |
![]() |
Полный анализ эпизода Трипурасамхары, сделанный Стеллой Крамриш, представлен в главе XI.3 ее книги «Присутствие Шивы» [Princeton University Press, 1981] в разделе «Космические демоны». [ 6 ] В одной части Крамриш говорит об этой истории как о «месте действия человеческого тела»:
«Асуры вошли в тела людей. Тогда возникла гордыня, разрушающая дхарму человека. Из гордости возник гнев, затем постыдное поведение, затем заблуждение». [в IX.3.iii книги Крамриша «Трипура в микрокосме», стр. 411]
Иконография
[ редактировать ]Трипурантака обычно изображается в виде четырехрукого лучника . [ 7 ] его третья (правая рука) держит тришулу , а четвертая (левая) держит дамару , в двух других он держит лук пинака , выпускающий ракету пашупатастра в Трипуру .
Самую раннюю форму этого можно увидеть в Паттадакале (принадлежащем периоду Бадами Чалукья , 6-7 гг. н. э.). Раштракуты также следовали тем же чертам, которые можно увидеть в Эллоре , храме Кайласанатхи . Храм Трипурантакешвара в Баллигаве построен Кальяной Чалукьясом. В период Хойсала эта история была представлена более подробно и с красивым орнаментом, что можно увидеть в храмах Хойсала в Джавагале и Хоса Холалу. В этот период началось изображение Трипурасуры в трех круговых узорах. Этот стиль продолжают скульптуры и художники Виджаянагара. Это изображение можно увидеть на фресках храма Вирупакши в Хампи.
В индуистском искусстве Трипурантака рассматривается как гигантский человек света, проливающий свет на тьму, известный как «разрушитель зла и тьмы».
Фестивали
[ редактировать ]В Трипурантаке проводились различные фестивали, в основном он празднуется на Картик Пурнима , приходящийся на месяц Картика . Ему также поклоняются в Маха Шиваратри как важному проявлению Шивы .
Преданные предлагают прасад , который является индуистским священным подношением божеству. Молитвы Трипурантака обычно совершаются в день Рудра-ягьи , которую он считается защитником вселенной.
Изображение Трипурантаки хранится в Тируватикае недалеко от Чидамбарама. Храм Вираттесварар здесь является одним из восьми стхал Вирата, прославляющих Шиву как разрушителя злых сил. Трипурантака также хранится в Тирувирколаме (Коовум) недалеко от Ченнаи.
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ История древней и раннесредневековой Индии . п. 560.
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. п. 342. ИСБН 978-81-7625-039-9 .
- ^ Кришна, Нандита (16 октября 2007 г.). Книга Демонов . Пингвин Великобритания. п. 152. ИСБН 978-93-5118-144-6 .
- ^ Чу, Лалит (23 мая 2017 г.). Богатое наследие Карнатаки – храмовые скульптуры и танцующие апсары: смесь индуистской мифологии, Натьяшастры и Сильпасастры . Идея Пресс. п. 85. ИСБН 978-1-947137-36-3 .
- ^ Кейт, Артур Берридейл (28 сентября 2020 г.). Яджур Веда (Таиттирия Санхита) . Александрийская библиотека. стр. 378. ISBN 978-1-4655-7839-6 .
- ^ Крамриш, С. (09 февраля 2021 г.). Присутствие Шивы (на латыни). Издательство Принстонского университета. п. 415. ИСБН 978-0-691-22422-0 .
- ^ Статли, Маргарет (9 апреля 2019 г.). Иллюстрированный словарь индуистской иконографии . Рутледж. п. 340. ИСБН 978-0-429-62425-4 .
Источники
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола
- Энциклопедия индуизма - Тома о Шиве Под ред. от доктора Нагендра Кр. Сингх ( ASIN B09JWTPLCM )