Раджараджа I
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Раджараджа I | |||||
---|---|---|---|---|---|
Раджакесари Варман, Поннийин Сельван, Муммути Кохан, [1] Шивапатасекаран, Тайла Кула Каалан, Пандия Кула Сани, Телунгу Кула Каалан, Кераландхаган, Сингаландхаган, Кшатрия Шикхамани | |||||
Чола Император | |||||
Царствование | в. 985 – ок. 1014 | ||||
Предшественник | Уттама | ||||
Преемник | Раджендра I | ||||
Король Анурадхапуры | |||||
Царствование | в. 992 – ок. 1014 | ||||
Предшественник | Mahinda V | ||||
Преемник | Раджендра I | ||||
Рожденный | Арулможи Варман в. 947 Танджавур , Империя Чола (современный Тамилнад , Индия ) | ||||
Умер | в. 1014 Танджавур, Империя Чола | (66–67 лет) ||||
Супруг |
| ||||
Проблема |
| ||||
| |||||
Династия | Чола | ||||
Отец | Парантака II | ||||
Мать | Ванаван Махадеви | ||||
Религия | индуизм Посмотреть подробности | ||||
Подпись |
Чола Короли и императоры |
---|
Междуцарствие ( ок. 200 – ок. 848 н. э. ) |
Связанный |
Раджараджа I ( среднетамильский : Раджараджа Кодах ; Классический санскрит : Раджараджа Шода ; 947–1014), [1] [2] также известный как Раджараджа Великий , был императором Чола , который правил с 985 по 1014 год нашей эры. Он известен своими завоеваниями Южной Индии и некоторых частей Шри-Ланки , а также усилением влияния Чола в Индийском океане . [3] [4]
Империя Раджараджи охватывала обширные территории, включая регионы страны Пандья , страны Чера и северной Шри-Ланки . Он также распространил свое влияние на стратегически важные острова, такие как Лакшадвип , атолл Тиладхунмадулу и части Мальдивских островов в Индийском океане . Его завоевания не ограничивались югом; он также начал успешные кампании против Западного Ганга и Западного Чалукья , распространив власть Чола до реки Тунгабхадра . На востоке Раджараджа столкнулся с ожесточенным сопротивлением короля телугу Чола Джата Чода Бхимы за контроль над Венги . Этот регион имел важное стратегическое значение из-за доступа к ресурсам и торговым путям. Конфликт между двумя правителями усилился по мере того, как они боролись за доминирование в регионе, что привело к серьезным сражениям и смене пристрастий. [5] [6] [7] [8]
Раджараджа I также оставил значительный след своими архитектурными и культурными достижениями. Он заказал строительство храма Раджараджешварам в столице Чола Танджавуре , который почитается как один из самых выдающихся образцов средневекового южноиндийского архитектурного стиля. [9] Кроме того, во время его правления важные тамильские литературные произведения таких поэтов, как Аппар, Самбандар и Сундарар, были собраны и собраны в единый сборник, известный как Тирумурай. Это принесло ему титул «Тирумурай Канда Чолар», что означает «Тот, кто нашел Тирумурая». [6] [10] Он инициировал проект обследования и оценки земель в 1000 году нашей эры, который привел к реорганизации тамильской страны на отдельные единицы, известные как валанадус . [11] [12] Раджараджа умер в 1014 году нашей эры, и ему наследовал его сын Раджендра Чола I.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Раджараджа был сыном царя Чола Парантаки II (псевдоним Сундара) и королевы Ванаван Махадеви. [13] Согласно Тирувалангаду , его имя при рождении было Арулмохи (также транслитерируемое как Арулможи) Варман, что буквально «благословенный язык». надписи на медной пластине [1] [14] Он родился около 947 года нашей эры в месяце Айпасси , в день звезды Садхайям . [15] Правительство Тамилнада признает дату его рождения 3 ноября 947 года. [16] У него был старший брат — Адита II , [2] и старшая сестра – Кундавай . [17]
Вознесение Раджараджи положило конец периоду соперничающих претензий на трон после смерти его прадеда Парантаки I. После Парантаки I его старший сын Гандарадитья на трон взошел . На момент смерти Гандарадитьи его сын Мадхурантакан был несовершеннолетним, поэтому трон перешел к младшему сыну Парантаки I Аринджае . Аринджая вскоре умер, и ему наследовал его сын Парантака II, также известный как Сундара Чола. Было решено, что трон перейдет к Мадхурантакану после Сундары: это решение, скорее всего, было решением самого Сундары, хотя в надписи Тирувалангаду сына Раджараджи Раджендры I утверждается, что оно было принято Раджараджем. [2]
Адита умерла при загадочных обстоятельствах; надписи намекают на его убийство. Вскоре после этого Сундара умер, освободив Мадхурантакану путь к царю под титулом Уттама Чола. После смерти Уттамы Раджараджа наконец взошел на престол в июне – июле 985 года. [2] Известный до этого момента как Арумохи Варман, он принял царственное имя Раджараджа, что означает «Король среди королей». [18]
Военные завоевания
[ редактировать ]Когда Раджараджа пришел к власти, он унаследовал королевство, которое было сосредоточено только вокруг региона Танджавур-Тируччираппалли, который был сердцем традиционной территории Чола. [1] Однако это королевство было не очень большим и все еще восстанавливалось после нападений Раштракутов в предыдущие годы. Раджараджа изменил ситуацию, превратив королевство в хорошо организованную империю с мощной армией и флотом. Под его правлением северное королевство Венги стало тесным союзом с Чола, и их влияние распространилось вдоль восточного побережья вплоть до Калинга на севере. [2]
В надписях Танджавура отмечаются различные полки. Эти полки были организованы в отряды слонов, кавалерии и пехоты. Каждое из этих подразделений действовало независимо и имело право дарить дары или строить храмы по своему усмотрению. [19] [20]
Против Кандалура Салая
[ редактировать ]Самые ранние надписи Раджараджи отмечают значительный триумф в Кандалур-Салае, расположенном на территории современной Кералы, около 988 года нашей эры. Его называют «Кандалур шалай Калам-арутта», что переводится как «тот, кто уничтожил Кандалур Салай». [21]
Его прославляют как «Кандалур шалай Калам-арутта», что означает «тот, кто уничтожил Кандалур Салаи». [ нужна ссылка ] Первоначально эта территория находилась под контролем вождя Ай, который служил вассалом короля Мадурая Пандьи. Однако остается неясным, участвовали ли в этом конфликте воины из династий Чера или Пандия. [22] Надпись в Тирувалангаду предполагает, что генерал Раджараджи захватил Вижинджам (Викинам), что могло быть частью кампании Кандалур Салай. Похоже, что в этом сражении участвовал флот Чола или, возможно, это была совместная операция с участием флота и армии. [22]
Завоевание Кералы и Пандьи
[ редактировать ]Надписи Раджараджи начинают появляться в районе Каньякумари в 990-х годах и в районе Тируванантапурам в начале 1000-х годов. Покорение Кералы Чолой можно датировать началом XI века. [22] Надпись Сенура, датированная 1005 годом н. э., приписываемая Раджарадже, фиксирует его военные достижения. В нем упоминается разрушение столицы Пандьи Мадурая, а также завоевание нескольких регионов. К ним относится победа над грозными правителями Коллама (Венада), Колла-дешама (Мушика) и Кодунгаллура (Чера Перумалов Макотаи). [22] [23] [ нужна полная цитата ] Определенных триумфов в регионе Малинаду, возможно, добился принц Раджендра Чола I от имени своего отца, Раджараджи Чола. [24]
После победы над Пандьями Раджараджа принял титул Пандья Кулашани, что переводится как «Удар молнии для расы Пандьев». В результате его завоевания территория Пандьев стала признана «Раджараджа Мандалам» или «Раджараджа Пандинаду». [25] Рассказывая о военной экспедиции Раджараджи в Трисанку Кастха (южный регион), Грант Раджендры I в Тирувалангаду упоминает о захвате некоего королевского деятеля по имени Амарабхуджанга. [26] Однако конкретная личность этого человека — был ли он принцем династии Пандьи, генералом, служившим королю Пандьи, или принцем династии Конгу Чера — остается предметом споров и окончательно не решена. [24] [26] Согласно «Конгу Деса Раджаккал», историческому отчету региона Конгу Наду, предполагается, что этот генерал в конечном итоге изменил свою лояльность Раджарадже. Говорят, что он участвовал в ритуале канакабхишека, когда царя Чола поливают золотом, что символизирует акт королевского помазания или коронации. [26]
Как только Раджараджа укрепил свою власть в южных регионах, он принял титул Муммуди Чола. Этот титул, означающий «три коронованных», символизировал его власть над тремя важными тамильскими королевствами: Чолас, Пандья и Черас. [1]
Завоевание Шри-Ланки
[ редактировать ]Во время правления короля Махинды V сингальское королевство Анурадхапура пережило значительное военное восстание примерно в 982 году нашей эры, в первую очередь из-за экономической политики монарха. Вооруженные силы столицы Анурадхапуры преимущественно состояли из тамильских наемников, набранных из прибрежных районов. К 882 году н.э. напряженность переросла в полномасштабное восстание под руководством этих наемников, что привело к затяжному гражданскому конфликту. Последовавшие за этим беспорядки вынудили уязвимого сингальского правителя искать убежища в княжестве Рохана, тем самым погрузив столицу Анурадхапуру в длительный период гражданских беспорядков, продолжавшихся примерно одиннадцать лет, отмеченных широкомасштабными беспорядками и беззаконием. [27] [28]
Нарушение центрального управления усугубило финансовую нагрузку на королевство, особенно в плане выполнения обязательств перед тамильскими наемниками. Следовательно, наемники, чувствуя себя обиженными и разочарованными, обратились на сторону империи Чола. Этот стратегический сдвиг сделал Анурадхапуру уязвимой для вторжений сил Чола, которые использовали внутренние раздоры для организации вторжений в 993 году. Эти события, задокументированные в исторических источниках, подчеркивают сложное взаимодействие экономической политики, военной динамики и региональной борьбы за власть. в этот период истории Анурадхапуры. [27] [28]
В 993 году нашей эры Раджараджа завоевал Анурадхапуру, известную в местном контексте как Пихити Рата, расположенную в Шри-Ланке. [23] Впоследствии в исторических записях Чолы эта территория была обозначена как Ила-мандалам. [23] Военная кампания привела к разграблению Анурадхапуры армией Чола, что привело к приобретению северной части Шри-Ланки империей Чола. В рамках своих административных усилий Чола основали столицу провинции на стратегическом военном форпосте Полоннарува, переименовав ее в Джананатхамангалам в честь титула Раджараджи. [28]
При администрации Чолы официальный Тали Кумаран курировал строительство значительного храма Шивы, известного как Раджараджешвара, что означает «Господь Раджараджи», в городе Махатиртха, ныне признанном современной Мантотой. Следовательно, Махатиртха был переименован в Раджараджапур в ознаменование завоевания монарха Чола и установления власти в регионе. [28]
В ознаменование их победы администратор Чола Тали Кумаран руководил строительством знаменитого храма Шивы под названием Раджараджешвара, что означает «Господь Раджараджи», на территории Махатиртхи. Этот храм, ныне признанный современной Мантотой, сыграл ключевую роль как олицетворение гегемонии и религиозного рвения Чола. Превращение Махатиртхи в Раджараджапур в знак уважения к правителю Чола еще раз подчеркивает символическое и культурное значение завоевания Чола Анурадхапуры и их последующего правления на северных просторах Шри-Ланки. [ нужна ссылка ]
Таблички Тирувалангаду прямо сравнивают кампанию Раджи Раджи с вторжением на Ланку легендарного героя Рамы:
«Рама построил с помощью обезьян дорогу через море, а затем с большими трудностями победил короля Ланки, используя острые стрелы. Но Рама был превзойден этим королем, чья мощная армия пересекла океан на кораблях и сожгла король Ланки».
— Медные пластины Тирувалангаду [1]
В 1017 году н. э. преемник Раджараджи Раджендра I завершил завоевание Шри-Ланки Чолой. [29] Правление Чола над Шри-Ланкой продолжалось до 1070 года, когда Виджаябаху I успешно победил и изгнал их с острова. [30]
Чалукянский конфликт
[ редактировать ]В 998 году Раджараджа аннексировал Гангапади, Ноламбапади и Тадигайпади (современная Карнатака). [31] Во время этой кампании Раджа Чола подчинил Ноламбасов, которые ранее были вассалами династии Ганга. [32] [33] Первоначально эти территории находились под сюзеренитетом Раштракутов, которые потерпели поражение от Западных Чалукья в 973 году нашей эры. Следовательно, Чола оказались в прямом конфликте с Чалукьями. [34] Надпись Иривабеданги Сатьяшрайи из Дхарвара описывает его как вассала западных Чалукья и признает натиск Чола. [35]
Надпись, приписываемая Иривабеданге Сатьяшрайе из Дхарвара, подтверждает его верность западным чалукьям и подчеркивает вторжение в Чола. Он обвиняет Раджендру Чолу в том, что он возглавил огромную армию численностью 955 000 солдат и вызвал хаос в Донуваре, размывая этические границы войны, предписанные Дхармасастрами. [36] Историки, такие как Джеймс Хайцман и Вольфганг Шенклун, интерпретируют это противостояние как показатель личной вражды между правителями королевств Чола и Чалукья, сродни историческим конфликтам между Чалукьями Бадами и Паллавами Канчи. [37] [38]
К 1004 году нашей эры Раджараджа успешно завоевал провинцию Гангавади. [39] Он установил контроль над западной частью Гангавади, которой управляли Чангалвы, и Кодагу, которым управляли Конгалвы, которые затем стали вассалами Империи Чола. [40] Панчаван Марайя, генерал Чола, сыграл значительную роль в разгроме чангалвов в битве при Поннасоге и был заслуженно награжден территорией Аркалгуд Йелусувира-7000 и почетным титулом Кшатриясикхамани. [41] Точно так же в знак признания доблести, проявленной Манией, лидером конгалвы, им было даровано поместье Маламби (Коорг) вместе с титулом Кшатриясикхамани. [40]
Тем временем королевство Венги находилось под властью Джата Чода Бхимы, члена династии Восточных Чалукья. [40] Однако Раджараджа одержал победу в битве против Бхимы, а Шактиварман был назначен наместником династии Чола. [34] [42] Несмотря на короткий период повторного захвата Бхимой Канчи в 1001 году нашей эры, Раджараджа быстро восстановил власть Шактивармана, даже изгнав и уничтожив царя Андхры по имени Бхима. [43] Примечательно, что Раджараджа скрепил союз между династией Чола и Восточным королевством Чалукья, организовав брак своей дочери Кундавай со следующим наместником Венги, Вималадитьей. Этот стратегический союз обеспечил будущую преемственность потомков Раджараджи на престоле Королевства Восточного Чалукья . [42]
Конфликты в Хойсале
[ редактировать ]Между Чоласами и Хойсаласами , группой, которая была вассалами Западных Чалукья, произошли враждебные столкновения. [ нужна ссылка ] Надпись из храма Гопалакришны в Нарасипуре , датированная 1006 годом, записывает, что генерал Раджараджи Апрамея убил генералов Хойсалы и министра, идентифицированного как Наганна. [44] Кроме того, аналогичная надпись в Чаннапатне описывает победу Раджараджи над Хойсаласами . [45]
Завоевание Калинга
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( декабрь 2015 г. ) |
Вторжение в королевство Калинга произошло после завоевания Венги. [46] Это завоевание обозначило в то время северную границу Империи Чола и установило ее контроль над всей Южной и Юго-Восточной Индией. [ нужна ссылка ]
Покорение Куда-малай-наду
[ редактировать ]Во многих исторических отчетах есть упоминания о завоевании королем Раджараджем места под названием «Куда-малай-наду» примерно в 1000 году нашей эры. [8] [47] В некоторых надписях, найденных в Карнатаке, вместо «Куда-малай-наду» используется термин «Куда-малай-наду». Ученые обычно полагают, что этот регион соответствует Кургу (Кудагу). [8] [48]
Завоевание королем Малинаду описано в Викрама Чола Ула, где говорится, что он добился этого всего за один день, преодолев 18 горных перевалов. [8] Согласно Кулоттунга Чола Ула, король Раджараджа был изображен обезглавливающим 18 человек и сжигающим Удагай. [49] Кроме того, Калингатуппарани упоминает создание Чадая Налвижа в Удияре Мандаламе, захват Удагай и грабеж нескольких слонов в этом районе. [8] Надпись в Тируппаланаме, датированная 999 годом н.э., описывает подношение королем идола, полученного в качестве добычи из Малаинаду. [8] [50] [51] [52]
Военно-морская экспедиция
[ редактировать ]«Военно-морская кампания привела к завоеванию Мальдивских островов, Малабарского побережья и северной Шри-Ланки, которые были необходимы для контроля Чолы над торговлей с Юго-Восточной Азией, Аравией и Восточной Африкой. Это были транзитные районы, порты арабских торговцев и кораблей в Юго-Восточную Азию и Китай, которые были источником ценных специй, продаваемых с высокой прибылью в Европу».
— Ромила Тапар, «Британская энциклопедия» .
островов Одним из последних завоеваний Раджараджи было морское завоевание Мальдивских («Древних морских островов, насчитывающих 1200 человек»). [53] [8] Военно-морская кампания представляла собой демонстрацию военно-морской мощи Чола в Индийском океане. [8]
Чола контролировали территорию вокруг Бенгальского залива с Нагапаттинамом в качестве главного порта. также Военно-морской флот Чола сыграл важную роль во вторжении в Шри-Ланку . [54] Успех Раджараджи позволил его сыну Раджендре Чоле возглавить вторжение Чола в Шривиджая , совершив военно-морские рейды в Юго-Восточной Азии и ненадолго оккупировав Кадарам . [5] [55]
Личная жизнь
[ редактировать ]Раджараджа женился на нескольких женщинах, в том числе на следующих: Ванати, он же Тирипувана Мадевияр, Дантисакти Витанки, он же Локамадеви, Панчаван Мадевияр, Чола Махадеви, Трайлокья Махадеви, Лата Махадеви, Притхви Махадеви, Минаван Махадеви, Виранарайани и Виллаван Махадеви. [56] [57] [58] У него было как минимум три дочери и два сына. Старший сын Раджендра родился у Тирипувана Мадевияра. [59] [60] [61] Младшего сына звали Арайян Раджараджан, личность его матери неизвестна. [ нужна ссылка ] У него была первая дочь Кундавай от Локамадева, который в конечном итоге женился на принце Чалукья Вималадитане. [ нужна ссылка ] У Раджараджи было еще две дочери. [ нужна ссылка ] . Раджараджа умер в 1014 году нашей эры в тамильском месяце Мака, и ему наследовал Раджендра Чола I. [62]
Администрация
[ редактировать ]До правления Раджараджи I частями территории Чола управляли потомственные лорды и принцы, которые находились в слабом союзе с правителями Чола. [63] Раджараджа инициировал проект обследования и оценки земель в 1000 году нашей эры, который привел к реорганизации империи на подразделения, известные как валанадус. [11] [12] Со времен правления Раджараджи I до правления Викрама Чолы в 1133 году н. э. наследственные лорды и местные князья либо были заменены, либо превращены в зависимых чиновников. [63] Это привело к тому, что король стал осуществлять более тесный контроль над различными частями империи. [63] Раджараджа укрепил местное самоуправление и установил систему аудита и контроля, с помощью которой деревенские собрания и другие государственные органы привлекались к ответственности, сохраняя при этом свою автономию. [64] [65] [66] Для развития торговли он отправил первую миссию Чола в Китай . [67] Кроме того, его старшая сестра Кундавай помогала ему в управлении храмами. [68]
Официальные лица
[ редактировать ]Раджендра Чола I был назначен соправителем ближе к концу правления Раджараджи. Он занимал должность верховного главнокомандующего северными и северо-западными территориями. При правлении Раджи Чолы произошло заметное расширение административной системы, в результате чего в записях Чолы было зарегистрировано большее количество офисов и должностных лиц по сравнению с предыдущими эпохами. [11] Виллаван Мувендавелан, один из высших чиновников Раджараджи, фигурирует во многих его надписях. [71] Имена других чиновников, найденных в надписях, - это принц Бана Нарасимхаварман, генерал Сенапати Кришнан Раман , вождь Саманты Валлаварайян Вандиядеван , налоговый чиновник Ирайираван Паллавараян и Куруван Улагаландан, которые организовали земельные изыскания по всей стране. [72]
Религиозная политика
[ редактировать ]Раджараджа был последователем секты шиваизма в индуизме , но он также посвятил несколько храмов Вишну . [ нужна ссылка ]
Чудамани Вихара , буддийский монастырь, был построен в 11 веке нашей эры в Нагапаттинаме . Его назвали Чудамани или Чуламани Вихара в честь отца короля Шри Мары. Монастырь был построен Сайлендрским царем Шривиджая Шри Марой Виджаяттунгаварманом при поддержке Раджараджи I. [73] [74] [75] Согласно небольшому лейденскому гранту, эта Вихара во время правления Кулоттунги I была известна как Раджараджа-перумпалли. [76] Раджараджа посвятил доходы от деревни Анаймангалам на содержание этой Вихары. [77]
Раджараджа называл себя Шивапада Шекхара ( ИАСТ : Шивапада Шекхара), буквально «тот, кто возлагает свою корону к ногам Шивы ». [78]
Искусство и архитектура
[ редактировать ]Раджараджа приступил к миссии по возвращению гимнов после того, как выслушал на своем суде короткие отрывки из Теварама . [79] Он обратился за помощью к Намби Андару Намби . [80] Считается, что благодаря божественному вмешательству Намби обнаружил наличие письменности в виде листьев кадиджама, наполовину съеденных белыми муравьями, в камере внутри второго участка храма Тиллай Натараджа в Чидамбараме . [81] [80] Брахманы ) в храме выступили против миссии, но ( дикшитары вмешался Раджараджа, освятив изображения святых-поэтов по улицам Чидамбарама. [81] [82] Таким образом, Раджараджа стал известен как Тирумурай Канда Чолан, что означает «тот, кто спас Тирумурая» . В своей работе «Намбияндар Намби Пуранам», псевдоним «Тирумурай Канда Пуранам» , Намби называет своего покровителя Расарасамананом-Абхаякула-секхараном , то есть царем Раджараджем, лучшим из рода Абхая . [83] В то время в храмах Шивы были только изображения форм бога, но после прихода Раджараджи внутри храма стали размещать и изображения святых Наянара. [82] Намби составил первые семь книг гимнов трех святых поэтов — Самбандара, Аппара и Сундарара. Он включил «Тируковаяр» и «Тирувачакам» Маникавасагара в качестве 8-й книги, а гимны девяти других святых в качестве 9-й книги. «Тирумандирам» Тирумулара был обозначен как 10-я книга, а 40 гимнов 12 других поэтов составили 11-ю книгу. Кроме того, Намби добавил Тирутотанар Тирувантхати, священный антатти о трудах 63 святых наянара, а также свои собственные гимны в качестве 12-й книги. [84] Первые семь книг позже были признаны Теварам. [84] С добавлением «Перия Пуранам» Секкижара (1135 г.) в качестве двенадцатой книги весь шиваитский канон стал известен как Тирумурай, священное писание. Следовательно, шиваитская литература в настоящее время охватывает около 600 лет религиозного, философского и литературного развития. [84]
Современных портретов или статуй Раджараджи не существует. Бронзовая фигура, предположительно изображающая его в храме Танджавур, является поддельной и возникла недавнего происхождения. [23]
Храм Брихадишвары
[ редактировать ]В 1010 году Раджараджа построил храм Брихадишвары в Танджавуре и посвятил его Господу Шиве . Храм, также известный как Перия Ковил , Храм Раджа Раджешвара и Раджараджешварам , и столица были центрами как религиозной, так и экономической деятельности. [85] [86] [87] Храм, которому в 2010 году исполнилось 1000 лет, является одним из крупнейших храмов Индии и представляет собой образец дравидийской архитектуры периода Чола . [88] [89] Наряду с храмом Гангайконда Чолапурам и храмом Айраватешвара , Брихадишвара является частью ЮНЕСКО объекта Всемирного наследия , известного как « Великие живые храмы Чола ». [90]
Башня храма, называемая виманам , имеет впечатляющую высоту 216 футов (66 метров), что делает ее самой высокой в мире. На самой вершине находится Кумбам, выпуклая конструкция, полностью высеченная из цельной скалы и весящая около 80 тонн. [91] У входа стоит большая статуя Нанди, священного быка, вырезанная из цельного камня, длиной около 16 футов и высотой 13 футов. Вся конструкция храма выполнена из гранита, добытого из источников, расположенных примерно в 60 километрах к западу от храма. Этот храм широко известен как одна из главных туристических достопримечательностей Тамилнада . [92]
Монеты
[ редактировать ]До правления Раджараджи на монетах Чола на лицевой стороне была изображена эмблема тигра, а также эмблемы рыбы и лука, представляющие династии Пандья и Чера, а на обратной стороне было указано имя короля. Однако во время правления Раджараджи появился новый тип монет. На лицевой стороне этих новых монет была изображена фигура стоящего короля, а на обратной стороне - сидящая богиня. [93] Монеты распространились по большей части южной Индии и были скопированы королями Шри-Ланки. [94]
Надписи
[ редактировать ]Из-за желания Раджараджи записать свои военные достижения, он записал важные события своей жизни в камне. Надпись на тамильском языке из Мулбагала в Карнатаке показывает его достижения уже в 19-м году. Ниже приводится отрывок из такой Мейкерти , надписи, отражающей великие достижения: [95]
Слава процветанию! На 21-м году (правления) прославленного Ко Раджа Раджакесари Вармы, он же прославленный Раджараджа Дева, который, будучи и богиней удачи, и великой богиней земли, ставшей его исключительной собственностью, доставлял ему удовольствие, был рад уничтожить калам у Кандалура и покорить своей армией, одержавшей победу в великих битвах, Венгай-наду, Ганга-пади, Нуламба-пади, Тадигай-пади, Кудамалай-наду, Коллам, Калингам и Ира-мандалам, которые славится во всех восьми направлениях; который, в то время как его красота возрастала, и пока он был великолепен (до такой степени), что он всегда был достоин поклонения, лишил Серия их великолепия, и (на словах) в двадцать первый год Чола Арумоли, которому принадлежит река Понни, воды которой полны волн. [96] [97]
Раджараджа записал все гранты, предоставленные храму Танджавур, и свои достижения. Он также сохранил записи своих предшественников. Надпись времен его правления, найденная в Тирумалавади, содержит приказ короля о том, что центральная святыня храма Вайдьянатхи на этом месте должна быть перестроена и что, прежде чем сносить стены, следует скопировать выгравированные на них надписи в книга. Записи впоследствии были повторно выгравированы на стенах книги после завершения восстановления. [98]
Другая надпись из храма Грамардханатешвары в южной части Аркота , относящаяся к седьмому году правления царя, упоминает пятнадцатый год правления его предшественника Уттамы Чоладевы. Уттама Чоладева описан в надписи как сын Сембияна-Мадевияра. [99]
В популярной культуре
[ редактировать ]Этот раздел может сбивать с толку или быть неясным для читателей . ( Апрель 2024 г. ) |
- «Понниин Селван: Я» , фильм 2022 года, основанный на романе Калки Кришнамурти 1955 года «Поннийин Селван» , рассказывает о проблемах престолонаследия во время правления Сундара Чола и смерти старшего принца Адиты Карикалан . Роль младшего принца Арулмоли Вармана, также известного как Поннийин Селван (будущий Раджараджа I), играет актер тамильского кино Джаям Рави. [100] . Продолжение Ponniyin Selvan: II вышло в 2023 году.
- «Раджараджа Чолан» — тамильский фильм 1973 года с Шиваджи Ганесаном в главной роли . [101]
- «Поннийин Селван Роман Калки » вращается вокруг ранней жизни Раджараджи, тайн, окружающих смерть Адитхи Карикалан и последующее восшествие Уттамы на трон Чола. [102]
- Нандипуратху Наяги [ нужны разъяснения ] Вембу Викирамана вращается вокруг восхождения на трон Уттамы Чолы и военно-морской экспедиции Раджараджи.
- Раджараджа Чолан [ нужны разъяснения ] Катал Раманатан.
- Кандалур Васанта Кумаран Катаи [ нужны разъяснения ] Суджаты , в котором рассказывается о ситуациях, приведших Раджарадже к вторжению в Кандалур.
- Раджакесари и Черар Коттай [ нужны разъяснения ] Гокул Сешадри рассказывает о вторжении Кандалура и его последствиях.
- Бхарат Эк Ходж , историческая драма 1988 года, в 22 и 23 эпизодах изображает Раджараджа Чолу. [103] Роль исполнил покойный актер Ом Пури .
- «Кавири Майнтан» — роман Ануши Венкатеш, вышедший в 2007 году.
- «Удаяар » — книга тамильского писателя Балакумарана , в которой рассказывается о последних годах РаджаРаджи и вознесении Раджендры Чолы I.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Vidya Dehejia 1990 , p. 51.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и КАН Шастри 1992 , с. 1.
- ^ Чарльз Хьюберт Биддульф (1964). Монеты Чоласа . Нумизматическое общество Индии. п. 34.
- ^ Джон Мэн (1999). Атлас 1000 года . Издательство Гарвардского университета. п. 104 . ISBN 978-0-674-54187-0 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 46–49. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Путешествие по прошлому Индии Чандра Маули Мани стр.51
- ^ Колумбийские хронологии азиатской истории и культуры Джона Боумена стр.264
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час МГС Нараянан 2013 , с. 115-117.
- ^ Индусы: альтернативная история Венди Донигер, с. 347.
- ^ Индийская мысль: критический обзор К. Дамодарана, с. 246.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века, Упиндер Сингх, с. 590.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Административная система в Индии: Ведическая эпоха до 1947 г. , У.Б. Сингх, стр. 76.
- ↑ Vidya Dehejia 2009 , p. 42.
- ^ АК Сешадри 1998 , с. 31.
- ^ Тамильская цивилизация: Ежеквартальный исследовательский журнал Тамильского университета . Том. 3. Тамильский университет. 1985. стр. 40–41.
- ^ «Почему празднование дня рождения короля Раджи Раджи Чолы в Тамилнаде является мастерским символическим ходом» . 2 ноября 2022 г.
- ^ АК Сешадри 1998 , с. 32.
- ↑ Vidya Dehejia 1990 , p. 49.
- ^ Сешачандрика: сборник работ доктора М. Сешадри стр.265
- ^ Литературная генетика со сравнительными перспективами Катира Макатевана стр.25
- ^ С.Р. Баласубрахманьям 1977 , стр. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д МГС Нараянан 2013 , стр. 115–118.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д КАН Шастри 1992 , с. 2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МГС Нараянан 2013 , стр. 115–117.
- ^ КАН Шастри 1992 , с. 238.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В. Рамамурти 1986 , стр. 288–289.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гунавардена 2005 , с. 71.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д КАН Шастри 1992 , с. 3.
- ^ КАН Шастри 1992 , стр. 10–11.
- ^ КАН Шастри 1992 , с. 36.
- ^ Тамильский антиквар (1907–1914) - 12 томов. от Пандита. Д. Саварироян стр.30
- ^ Семинар по социальной и культурной истории района Дхармапури, стр.46.
- ^ М. С. Кришна Мурти (1980). Нокамбы: политическое и культурное исследование, 750–1050 гг. н. э. Университет Майсура. п. 98.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Древняя индийская история и цивилизация Сайлендра Нат Сен стр.398
- ^ Индийская эпиграфия , Том 16, с. 74.
- ^ Изучение ранней Индии: археология, тексты и исторические проблемы , с. 198
- ^ Мир в 1000 году , с. 311
- ^ История Индии: новый подход Китту Редди, с. 146
- ^ Малини Адига. Создание Южной Карнатаки: общество, государственное устройство и культура в период раннего средневековья . Ориент БлэкСвон, 2006. с. 239.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Байдж Натх Пури. История индийской администрации: Средневековый период . Бхаратия Видья Бхаван, 1975. с. 51.
- ^ Али, Б. Шейх. История Западного Ганга, Том 1 . Прасаранга, Майсурский университет, 1976. с. 160.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Справочник округа Неллор: создан до 1938 года аппаратом правительства Мадраса, правительство Мадраса, стр.38
- ^ Рамеш Чандра Маджумдар (1951). История и культура индийского народа: эпоха имперского Канауджа . Рамеш Чандра Маджумдар. п. 154.
- ^ Epigraphia Indica, Том 30, стр. 248
- ^ Труды Конгресса истории Индии, том 21, стр. 200
- ^ Смит, Винсент Артур (1904). Ранняя история Индии . Пресса Кларендона. стр. 336–358. ISBN 9788171566181 .
- ^ Чандра Маули Мани. Путешествие по прошлому Индии (Великие индуистские короли после Харшавардхана) . Северный книжный центр, 2009 г. – Индия – 132 страницы. п. 51.
- ^ Эпиграфия Индика, Том 22 . Археологическая служба Индии. 1935. с. 225.
- ^ МГС Нараянан 2013 , с. 115-118.
- ^ Южноиндийские надписи: тамильские надписи Раджараджи, Раджендра-Чолы и других в храме Раджараджешвары в Танджавуре . Археологическая служба Индии. 1983. с. 3.
- ^ Ганди Джи Рой. Дипломатия в древней Индии . Джанаки Пракашан, 1981 – История – 234 страницы. п. 129.
- ^ Гаятри Чакраборти. Шпионаж в Древней Индии: с древнейших времен до XII века нашей эры . Minerva Associates, 1990 – Политология – 153 страницы. п. 120.
- ^ Джон Кей 2000 , с. 215: «Предполагается, что Раджараджа завоевал двенадцать тысяч старых островов… фраза, обозначающая Мальдивы»
- ^ Майло Кирни 2003 , с. 70.
- ^ От Нагапаттинама до Суварнадвипы: размышления о военно-морских экспедициях Чола в Юго-Восточную Азию Германа Кульке, К. Кесавапани, Виджая Сакхуджи стр.230
- ^ С.Р. Баласубрахманьям 1977 , стр. 6.
- ^ Документация о женщинах, детях и правах человека . Сандарбхини, Центр библиотеки и документации. 1994.
- ^ Исследования индийских топонимов . Общество географических названий Индии. 1954. с. 58.
- ^ П.В. Джагадиса Айяр (1982). Южноиндийские святыни: с иллюстрациями . Азиатские образовательные услуги. п. 264. ИСБН 9788120601512 .
- ^ Раннее искусство Чола, стр. 183.
- ^ Топографический список надписей в штатах Тамил Наду и Керала: округ Танджавур, стр. 180
- ^ Раджа Раджа, великий . Анантачарья Индологический научно-исследовательский институт. 1987. с. 28.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Доколониальная Индия на практике: общество, регион и идентичность в средневековой Андхре Остин Синтия Талбот, доцент кафедры истории и азиатских исследований Техасского университета, стр.172
- ^ Ритмы жизни и смерти древних империй - Климатические циклы влияют на правление династий, Уилл Слейер стр.236
- ^ Первая весна: Золотой век Индии Авраама Эрали стр.68
- ^ Гита Васудеван 2003 , стр. 62–63.
- ^ Тамил Наду, реальная история К. Раджаяна стр.112
- ^ Древняя система восточной медицины, стр. 96.
- ^ Эдит Тёмёри (1982). История изящных искусств в Индии и на Западе . Ориент Лонгман. п. 246. ИСБН 978-0-86131-321-1 .
- ^ Ракеш Кумар (2007). Энциклопедия индийской живописи . Публикации Анмола. п. 4. ISBN 9788126131228 .
- ^ Южноиндийские надписи, Индия. Археологическая служба, Индия. Кафедра археологии стр.477
- ^ Наследие Южной Индии: введение Премы Кастури, Читра Мадхаван, стр.96
- ^ Кулке, Кесавапани и Сахуджа 2009 , с. 67.
- ^ дипак с. Индийская цивилизация . Дипак Шинде, 2016. с. 169.
- ^ CE Рамачандран; К.В. Раман, Индийское общество истории и культуры. Аспекты индийской истории и культуры . Книги и книги, 1984. с. 11.
- ^ С.Р. Баласубрахманьям. Средние храмы Чола: от Раджараджи I до Кулоттунги I, 985–1070 гг . Thomson Press (Индия), 1975. стр. 115–116.
- ^ Тамильский антиквар (1907–1914) - 12 томов. от Пандита. Д. Саварироян стр.33
- ^ Р.С. Шарма 2003 , с. 270.
- ^ СВС (1985). Раджа Раджа Чола, высшая точка истории . Гильдия авторов Индии, Мадрасское отделение. п. 54.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Э. Корт 1998 , с. 178.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Норман Катлер 1987 , с. 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гита Васудеван 2003 , стр. 109–110.
- ^ Б.Натараджан. Тиллаи и Натараджа . Мудгала Траст, 1994. с. 212.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Камил Звелебиль 1974 , с.191.
- ^ Гита Васудеван 2003 , с. 46.
- ^ «Тамил Наду - Танджавур Перия Ковил - 1000 лет, шесть землетрясений, все еще сильные» . Тамилнаду.com. 27 января 2014 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2015 г. Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ Южноиндийские надписи - Том II, части I и II
- ^ Джон Кей 2000 , с. XIX.
- ^ «Пожертвования храму» . Археологическая служба Индии.
- ^ «Танджавур Перия Ковил Тамил Наду» . Тамилнаду.com. 5 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2014 года . Проверено 4 декабря 2015 г.
- ^ «О храмах Чола» . Археологическая служба Индии (ASI). Архивировано из оригинала 22 сентября 2013 года . Проверено 6 декабря 2015 г.
- ^ Гопал, Мадан (1990). КС Гаутам (ред.). Индия сквозь века . Отдел публикаций Министерства информации и радиовещания правительства Индии. п. 185 .
- ^ Древности Индии: отчет об истории и культуре Древнего Индостана Лайонела Д. Барнетта стр.216
- ↑ Монеты Индии, автор CJ Brown, стр.63.
- ^ «Надписи Раджараджи» . varalaaru.com.
- ^ Б. Льюис Райс 1905 , с. 107.
- ^ Южноиндийские надписи: тамильский и санскрит . Том. 9–10. Археологическая служба Индии. 1890. стр. 94–95.
- ^ Ойген Хульч 1890 , с. 8.
- ^ С.Р. Баласубрахманьям; Б. Натараджан; Баласубрахманян Рамачандран (1979). Более поздние храмы Чола: от Кулоттунги I до Раджендры III (1070–1280 гг. Н. Э.), Части 1070–1280 гг . Мудгала Траст. п. 149.
- ^ «Поннийин Сельван: все о персонаже Джаяма Рави Аруне Можи Вармане» . Moviecrow.com . Проверено 9 октября 2022 г.
- ^ «Киновикторина» . Индус . 26 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2008 г. Проверено 9 июля 2011 г.
- ^ «Мани, скорее всего, откажется от Поннияна Сельвана» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 11 февраля 2013 г.
- ^ «Что делает Шьяма особенным» . Индус . 17 января 2003 г. Архивировано из оригинала 27 июня 2003 г. Проверено 6 июня 2013 г.
Библиография
[ редактировать ]- АК Сешадри (1998). Шри Брихадишвара: Великий храм Танджавура . Нил.
- Б. Льюис Райс (1905). Эпиграфия Карнатика . Том. 10, Часть I. Майсурские археологические раскопки.
- Ойген Хульч (1890). Южноиндийские надписи (переиздание 1983 г.) . Археологическая служба Индии.
- Гунавардена, Чарльз А. (2005). Энциклопедия Шри-Ланки . Стерлинг Паблишерс Пвт. ООО ISBN 978-1-932705-48-5 .
- Гита Васудеван (2003). Королевский храм Раджараджи: инструмент императорской власти Чола . Публикации Абхинава. ISBN 0-00-638784-5 .
- Джон Э. Корт (1998). Открытые границы: джайнские общины и культура в истории Индии . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3786-5 .
- Джон Кей (2000). Индия, история . Лондон: Издательство Харпер Коллинз. ISBN 0-00-638784-5 .
- КАН Шастри (1984) [1935]. Чола . Мадрас: Мадрасский университет.
- КАН Шастри (1992). «Чодас». В Р.С. Шарме; К.М. Шримали (ред.). Всеобъемлющая история Индии: 985-1206 гг. н.э. Народное издательство. ISBN 978-81-7007-121-1 .
- КАН Шастри (2000) [1955]. История Южной Индии . Нью-Дели: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-560686-8 .
- Камиль Звелебиль (1974). История индийской литературы . Том. 10 (Тамильская литература). Отто Харрасовиц. ISBN 3-447-01582-9 .
- Майло Кирни (2003). Индийский океан в мировой истории . Рутледж. ISBN 0-415-31277-9 .
- Кульке, Герман; Кесавапани, К.; Сахуджа, Виджай (2009). От Нагапаттинама до Суварнадвипа: размышления о военно-морских экспедициях Чола в Юго-Восточную Азию . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN 978-981-230-938-9 .
- МГС Нараянан (2013) [1972]. Перумалы Кералы: олигархия браминов и ритуальная монархия . Керала: CosmoBooks. ISBN 978-81-88765-07-2 .
- Норман Катлер (1987). Песни опыта: поэтика тамильской преданности . США: Каталогизация публикаций Библиотеки Конгресса. ISBN 0-253-35334-3 .
- Р. Раджалакшми (1983). Тамильское государство, ок. 600 г. н. э. 1300 год нашей эры . Эннес.
- Р. Нагасвами (2010). Храм Брихадишвары: форма и значение . Арийские книги International. АСИН 817305388X .
- Р. С. Шарма (2003). Раннесредневековое индийское общество . Ориент Блэксван. ISBN 978-81-250-2523-8 .
- С. Р. Баласубрахманьям (1977). Средние храмы Чола: от Раджараджи I до Кулоттунги I. Восточный. ISBN 9789060236079 .
- Т. С. Субраманиан (27 ноября 2009 г.). «Раскопанный камень положил конец спорам» . Индус .
- В. Рамамурти (1986). Н. Махалингам (ред.). История Конгу . ИСИАК.
- Видья Дехеджия (2009). Украшенное тело: священное и светское в индийском искусстве . Издательство Колумбийского университета. п. 42 . ISBN 978-0-231-51266-4 .
- Видья Дехеджия (1990). Искусство Императорского Чоласа . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-51524-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Раджараджем I, на Викискладе?