Чандешвара Наянар

Чандеша , или Чанда , или Чандикешвара — один из 63 наянаров . Его бронзовые изображения на процессиях обычно изображают его мальчиком с переплетенными прядями волос, стоящим с руками в Анджали Мудре и с топором на сгибе руки. В храмах Шайвы в Южной Индии его святилище расположено внутри первой огороженной стены храмового комплекса и к северо-востоку от лингама . Обычно его изображают сидящим, свесив одну ногу вниз, положив руку на одно бедро и сжимая топор в другом. Он смотрит внутрь, к главной стене храма. Его изображают глубоко погруженным в медитацию , и преданные щелкают пальцами или хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. Другое объяснение, поскольку он считается хранителем храмового имущества, заключается в том, что преданные хлопают в ладоши, показывая, что они покидают храм с пустыми руками. Даже священный пепел принято оставлять внутри самого храма.
Его первоначальная роль, вероятно, заключалась в том, чтобы принимать нирмалью , то есть подношения еды и гирлянд, которые первоначально предлагались Шиве. [ 1 ]
Легенда
[ редактировать ]Южноиндийская легенда, рассказанная, например, в « Перияпуранаме» , утверждает, что он родился в семье брамина и звали Висарасарман. [ 2 ] Когда он был маленьким мальчиком, он обнаружил, что о коровах не заботятся, и поэтому сам начал ухаживать за коровами. При этом он выливал немного молока на лингам , сделанный из песка. Весть о такой потере молока достигла ушей его отца Датты; а сам пришел в поле ругать сына своего. Чандеша был глубоко погружен в медитацию перед песчаным лингамом и не видел своего отца. Разъяренный отец пнул песчаный лингам. На этом медитация Чандеши была прервана, и он ударил отца посохом по ноге. Посох превратился в топор, а отцу отрубили ногу. [ 3 ] В этот момент Шива проявил себя и благословил Чандешу, заявив, что он станет отцом Чандеши; и вернул отрубленную ногу Датты в нормальное состояние. [ 2 ]
Шива, довольный преданностью Чандеши, также назначил его хранителем своего богатства (по другой версии хранителем Ганаса). [ 2 ] Молясь Чандеше (или Чандикешваре) в храмах Южной Индии, преданные щелкают пальцами или аплодируют. Это должно показать Чандикешваре, что их руки пусты и они не забирают у Шивы никаких богатств. Поскольку Чандикешвара всегда находится в глубокой медитации, этот щелкающий/хлопающий звук также предназначен для того, чтобы разбудить Его, прежде чем подтвердить Ему, что никакое богатство не отнято.
Однако в некоторых санскритских произведениях Чандеша вместо этого считается воплощением гнева Шивы. Сейчас Чандешу часто считают исключительно южноиндийской фигурой, но когда-то он был известен и в Северной Индии, а также, вероятно, даже в Камбодже. [ 4 ]
Поклонение
[ редактировать ]Во всех храмах Шивы в Южной Индии есть отдельная святыня Чандеши, обычно расположенная напротив святилища Дурги . Обычно его изображают сидящим, со скрещенной левой ногой и правой рукой, держащей топор. У Чандесы также есть изображение среди изображений 63 Наянмаров в больших храмах Шивы. Бронза Чола Чандикешвары, датируемая 11 веком, была найдена в Тирувенкаду в районе Нагапаттинам . На изображении высотой 66 см (26 дюймов) Чандеса сидит в позе со сложенной левой ногой. Фигура изображена сидящей в Бхадрапите . Правая рука показывает позу катака , указывающую на наличие парасура . Он носит Джатамакуту с изображением сот и носит священный шнур. Бронзовое изображение хранится в Бронзовой галерее Правительственного музея Ченнаи . [ 2 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ См. Эрик аф Эдхольм, «Чанда и остатки жертвоприношений. Вклад в индийскую гастротеологию», Indologica Taurinensia XII (1984), стр. 75–9.
- ^ Перейти обратно: а б с д ТС, доктор Шридхар, изд. (2011). Выставка бронзы Чола - 1000-летие празднования Большого храма Танджавура (PDF) (Отчет). Ченнаи: Департамент археологии и правительственный музей. п. 24.
- ^ Раджараджан, РКК (2019). «Миф и трансформация Чандикешвары: насилие и примирение» . Индология Тауриненсия . 45 : 157–195.
- ↑ Свидетельства о Чандеше за пределами Южной Индии см. в статье Доминика Гудолла «Кто такой Кандеша?» в « Происхождении и развитии Тантры » , под ред. Синго Эйноо, Токио: Институт восточной культуры, 2009, стр. 351–424.
Ссылки
[ редактировать ]- Словарь индуистских преданий и легенд ( ISBN 0-500-51088-1 ) Анны Даллапиккола