Джьеста (богиня)
Джьеста | |
---|---|
Богиня невзгод и несчастий | |
![]() Джьештха, храм Кайлас, Канчипурам . [ 1 ] | |
Деванагари | Джьеста |
Санскритская транслитерация | Джиештха |
Принадлежность | Деви |
Устанавливать | Осел |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Лакшми |
Супруга | Мудрец Душаха |
Джьештха или Джьештха ( санскрит : ज्येष्ठा , Джьештха , «старшая» или «старшая») — индуистская богиня невзгод и несчастий. [ 2 ] Она считается старшей сестрой и противоположностью Лакшми , богини процветания и благоприятности. ее обычно называют Мудеви . В Южной Индии [ 3 ]
Джьештха ассоциируется с неблагоприятными местами и грешниками. Она также ассоциируется с ленью, бедностью, печалью, уродством и часто изображается с вороной. Иногда ее отождествляют с Алакшми , другой богиней несчастий. Поклонение ей было предписано женщинам, которые просили ее держать ее подальше от своих домов.
Джьештха появляется в индуистской традиции уже в 300 г. до н.э. Ее почитание достигло своего пика в Южной Индии в VII-VIII веках нашей эры. К 10 веку ее популярность пошла на убыль, предав ее забвению. Сегодня все еще существуют многочисленные древние изображения Джьешты, хотя ей редко поклоняются.
Описание и иконография
[ редактировать ]Тексты, которые развивают иконографию Джьештхи, включают: Агамы, такие как Амшумадбхедагама , Супрабхедагама и Пурвакарангама ; Вишнудхармоттара -пурана и другие более короткие ссылки в Баудхаянагрихьясутре . [ 4 ] Самая ранняя зарегистрированная двуязычная надпись, подробно описывающая иконографию и практику поклонения VIII века, найдена в пещерах Тирупаранкунрам недалеко от Мадурая . [ 5 ]
Джьешту обычно изображают с двумя руками. Нос у нее длинный и выдающийся до такой степени, что ее иногда называют слоновьей. [ 4 ] Джьештха описывается как имеющая «большую отвислую грудь, спускающуюся до пупка, дряблый живот, толстые бедра, приподнятый нос, отвисшую нижнюю губу и цвет чернил, как чернила». [ 6 ] Описано, что ее большой живот поддерживает ее набухшую отвисшую грудь. Цвет ее лица черный или красный. Она носит сине-черную или красную одежду. Ее часто изображают удобно сидящей на троне, положив ноги на землю. [ 4 ]
Согласно текстовым описаниям, Джьештха держит в правой руке синий или белый лотос. Сосуд с водой держится в ее левой руке, ставится рядом с ее троном или помещается в руку, которая делает абхая мудру - жест защиты. Ее левая рука обычно лежит на сиденье или на бедре. [ 7 ] Иногда Джьеста держит в руке метлу. [ 6 ]
Джьешта носит различные украшения и знак тилаки на лбу, признак ее замужнего статуса. [ 7 ] Ее волосы обычно заплетены в косу и собраны на макушке или намотаны вокруг головы в прическе, называемой васикабандха . [ 6 ] [ 7 ]
У Джьештхи есть знамя с изображением вороны, и его в народе называют «знаменем с вороной» ( Каккаиккодиял ) на тамильском языке . Иногда рядом с ней стоит группа из двух богинь-помощниц, обычно несущих ворону и метлу. [ 8 ] Иногда рядом с ней стоит ворона. [ 6 ] Джьешту часто изображают с двумя сопровождающими, иногда интерпретируя ее как ее сына Мантана и дочь Манти. У мужчины бычье лицо, он держит веревку или шнур. Женщина изображена в виде прекрасной девушки с конической короной. [ 9 ]
Хотя Джьештха почти никогда не изображается верхом на лошади , в большинстве текстов она описывается верхом на осле, подобно Алакшми. В других текстах ее везут в колеснице львы, за ней следуют тигры или верхом на верблюде или льве. [ 9 ]
Легенды
[ редактировать ]
Большинство индуистских легенд повествуют о рождении Джьештхи во время пахтанья космического океана . Обычно ее описывают как рожденную, когда яд Халахала льется из океана, а Лакшми — ее антитеза, богиня удачи — рождается, когда появляется эликсир жизни . [ 10 ]
В «Падма-пуране» , когда начинается пахтание океана, яд сначала появляется из океана. Его проглатывает бог Шива , а затем из океана появляется Джьешта в красных одеждах. Когда она спрашивает богов, что ей следует делать, ей приказано жить в неблагоприятных местах. Описано, что она приносит горе и бедность. Говорят, что она обитает в домах, где ссорятся, где лжецы ругаются грубо, где живут злые и грешные люди, где длинные волосы, черепа, кости, пепел или уголь (признаки неортодоксального нищего). [ 11 ]
Согласно « Линга Пуране» , бог Вишну делит мир на хороший и плохой. Он создает Лакшми (Шри) и Джьештху, рожденных в результате пахтанья космического океана. Лакшми выходит замуж за Вишну, а Джьештха замужем за мудрецом Душахой. Вскоре мудрец обнаруживает, что его уродливая жена не может выносить ни звука, ни вида каких-либо благоприятных вещей, и жалуется Вишну или мудрецу Маркендее (в некоторых версиях). Вишну/Маркендея рекомендует Дуссахе брать Джьештху только в неблагоприятные места. Описано, что Джьешта держится подальше от религиозных людей. Затем Джьештха получает прозвище Алакшми , «неблагоприятный». Она обитает в местах, где «члены семьи ссорятся, а старшие едят пищу, не обращая внимания на голод своих детей». Описывается, что ей комфортно в компании лженищих, которых индуисты считали еретиками. В конце концов, устав от своего антиобщественного характера, Дуссаха бросает Джьестху в место, где проводятся неведические (еретические) ритуалы. Затем она обращается к Вишну за облегчением. Вишну постановил, что Джьештха будет поддерживаться за счет подношений женщин. [ 12 ] [ 13 ]
Согласно Камба Рамаяне , Джьештха появляется во время пахтанья космического океана. Индуистская троица — Тримурти находит ее и приказывает жить в неблагоприятных местах. Поскольку Джьешта появилась раньше Лакшми, Джьешта считается старшей сестрой Лакшми. Таким образом, Джьештху также называют Мудеви или Мудеви . [ 2 ]
Шайва- пураны превозносят ее как одну из восьми частей Верховной Богини ( Парашакти ), которая по-разному регулирует жизнь людей. [ 2 ]
Ассоциации
[ редактировать ]
Джьештха обозначает отрицательные стороны индуистской жены, а Лакшми обозначает положительные стороны. Джьештха также ассоциируется со старшей женой, которую на санскрите также называют Джьештха , в полигамной семье. Она также связана со своей тезкой накшатрой (созвездием) — Джьештхой , которая наследует отрицательные качества богини. Если невеста входит в дом в созвездии Джьештха, то считается, что ее старший зять умирает. [ 14 ]
По словам Лесли, поскольку Джьештха описывается как существо с лицом слона, которого призывают для устранения препятствий (роль, подобная роли бога с головой слона Ганеши) , Джьешта могла быть предшественником Ганеши. В некоторых частях Индии ее отождествляют с Шиталой Деви , богиней оспы . Лотос, абхая мудра и ее отношения с Лакшми связывают ее с пантеоном вайшнавов (связанных с Вишну). Ее ужасающие аспекты и ее связь с шактизмом предполагают связь с Шайвой (связанной с Шивой). Ворона – символ неудачи – связывает ее божеств, таких как Ниррити и Яма . [ 15 ] Кинсли связывает Джьестху с Дхумавати , богиней-вдовой, частью тантрической группы богинь Махавидьи . Как и Джьештха, Дхумавати темна, уродлива и связана с вороной. Также, как и Джьешта, она обитает в ссорах, неблагоприятных местах и имеет плохой характер. [ 16 ] Лакшмана Дешика, комментатор Сарадатилака -тантры , отождествляет Дхумавати с Джьештхой. [ 17 ]
Хотя Джьештха не вписывается в класс доброжелательных ( саумья ) индуистских богинь с красивыми телами, она контрастирует с другим классом свирепых ( угра ) богинь с ужасными чертами лица, истощенными телами и злобными качествами. Уродство и ожирение Джьесты, богини лени, проистекают из ее лени. Она просто неблагоприятна и доставляет беспокойство, но не устрашает. [ 10 ]
Поклонение
[ редактировать ]
Джьештха появляется в начале индуистской мифологии. [ 6 ] Впервые она появляется в Баудхаяна-грихьясутре (300–600 гг. до н. э.). [ 18 ] Многие из ее изображений до сих пор существуют, обычно на окраинах деревень. В 7-8 веках нашей эры она была популярной богиней в Южной Индии . По мере шактизма ее слава постепенно падала. распространения [ 19 ] Альвар Святой вайшнав Тондарадипподи . Альвар , датируемый 7-9 веками, комментирует количество «глупых преданных», поклоняющихся Джьештхе, который удерживает их от истины Он постановил, что поклоняться ей бесполезно. [ 2 ] [ 19 ] К 10 веку поклонение ей более или менее прекратилось. [ 2 ]
Сегодня изображениям Джьешты поклоняются редко. [ 19 ] Их держат неузнаваемыми в заброшенных углах храмов или выбрасывают из храмов. [ 19 ] Там, где их все еще узнают, они являются объектами страха. В храме в Уттарамеруре изображение Джьештхи хранится лицом к земле. Считается, что один лишь взгляд богини может принести смерть в деревню. [ 19 ]
Однако на пике популярности Джьешта была богиней, которую должна была ежедневно умилостивлять хорошая жена. Стридхармападдхати утверждает , что жена должна предложить Джьештхе пищу, прежде чем приступить к еде. Тот, кто этого не сделает, после смерти попадет в ад; но тот, кто будет следовать этому распорядку, будет благословлен потомством и процветанием. [ 19 ] Баудхаяна -сутра также подробно описывает поклонение Джьештхе. [ 2 ] Согласно легенде « Линга Пураны» , считается, что женщины домов, которые доставляют удовольствие богине подношениями, могут удержать ее подальше от своих домов. [ 12 ]
Сеуна Ядавас XIII века, Девагири премьер-министр Хемадри , написавший книгу о религиозных обетах и постах, отмечает, что преданный-мужчина должен поклоняться Джьештхе, чтобы принести удачу его жене и потомству. [ 20 ] Сарадатилака -Тантра описывает, что в тантрическом ритуале Джьештхе поклоняются, чтобы вызвать вражду между друзьями ( Видвеша ). Джьештха как верховное божество Видвеши вызывалось перед началом ритуалов. [ 21 ] [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Описание и фото этого изображения даны у Джулии Лесли, стр. 115, 117.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 360 . ISBN 0-8426-0822-2 .
- ^ Кампар (2002). Рамаяна . Книги Пингвинов Индия. п. 414. ИСБН 978-0-14-302815-4 .
- ^ Jump up to: а б с Лесли п. 115
- ^ КГ 1981, стр. 15-8
- ^ Jump up to: а б с д и Кинсли (1997), с. 178
- ^ Jump up to: а б с Лесли п. 116
- ^ Лесли с. 117
- ^ Jump up to: а б Лесли п. 118
- ^ Jump up to: а б Лесли п. 120
- ^ Лесли с. 121
- ^ Jump up to: а б Кинсли (1997), стр. 178–9.
- ^ Лесли, стр. 121-2.
- ^ Лесли с. 107
- ^ Лесли с. 119
- ^ Кинсли (1997), стр. 178-181.
- ^ Гупта, Санюкта (2001). Уайт, Дэвид Гордон (ред.). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 472.ISBN 978-81-208-1778-4 .
- ^ Лесли с. 113
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лесли п. 114
- ^ Лесли с. 122
- ^ Лесли с. 125
- ^ Мишра, Вибхути Бхушан (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья . БРИЛЛ. п. 28. ISBN 978-90-04-03610-9 .
Ссылки
[ редактировать ]- Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественной женственности: десять махавидьев . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20499-7 .
- К.Г., Кришнан (1981). Исследования по истории и эпиграфике Южной Индии, том 1 . Мадрас: Публикации новой эры.
- Лесли, Джулия (1992). «Шри и Джьешта: двойственные образцы для подражания для женщин». В Лесли, Джулия (ред.). Роли и ритуалы индуистских женщин . Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1036-8 .