Jump to content

Джьеста (богиня)

Джьеста
Богиня невзгод и несчастий
Джьештха, храм Кайлас, Канчипурам . [ 1 ]
Деванагари Джьеста
Санскритская транслитерация Джиештха
Принадлежность Деви
Устанавливать Осел
Генеалогия
Братья и сестры Лакшми
Супруга Мудрец Душаха

Джьештха или Джьештха ( санскрит : ज्येष्ठा , Джьештха , «старшая» или «старшая») — индуистская богиня невзгод и несчастий. [ 2 ] Она считается старшей сестрой и противоположностью Лакшми , богини процветания и благоприятности. ее обычно называют Мудеви . В Южной Индии [ 3 ]

Джьештха ассоциируется с неблагоприятными местами и грешниками. Она также ассоциируется с ленью, бедностью, печалью, уродством и часто изображается с вороной. Иногда ее отождествляют с Алакшми , другой богиней несчастий. Поклонение ей было предписано женщинам, которые просили ее держать ее подальше от своих домов.

Джьештха появляется в индуистской традиции уже в 300 г. до н.э. Ее почитание достигло своего пика в Южной Индии в VII-VIII веках нашей эры. К 10 веку ее популярность пошла на убыль, предав ее забвению. Сегодня все еще существуют многочисленные древние изображения Джьешты, хотя ей редко поклоняются.

Описание и иконография

[ редактировать ]

Тексты, которые развивают иконографию Джьештхи, включают: Агамы, такие как Амшумадбхедагама , Супрабхедагама и Пурвакарангама ; Вишнудхармоттара -пурана и другие более короткие ссылки в Баудхаянагрихьясутре . [ 4 ] Самая ранняя зарегистрированная двуязычная надпись, подробно описывающая иконографию и практику поклонения VIII века, найдена в пещерах Тирупаранкунрам недалеко от Мадурая . [ 5 ]

Джьешту обычно изображают с двумя руками. Нос у нее длинный и выдающийся до такой степени, что ее иногда называют слоновьей. [ 4 ] Джьештха описывается как имеющая «большую отвислую грудь, спускающуюся до пупка, дряблый живот, толстые бедра, приподнятый нос, отвисшую нижнюю губу и цвет чернил, как чернила». [ 6 ] Описано, что ее большой живот поддерживает ее набухшую отвисшую грудь. Цвет ее лица черный или красный. Она носит сине-черную или красную одежду. Ее часто изображают удобно сидящей на троне, положив ноги на землю. [ 4 ]

Согласно текстовым описаниям, Джьештха держит в правой руке синий или белый лотос. Сосуд с водой держится в ее левой руке, ставится рядом с ее троном или помещается в руку, которая делает абхая мудру - жест защиты. Ее левая рука обычно лежит на сиденье или на бедре. [ 7 ] Иногда Джьеста держит в руке метлу. [ 6 ]

Джьешта носит различные украшения и знак тилаки на лбу, признак ее замужнего статуса. [ 7 ] Ее волосы обычно заплетены в косу и собраны на макушке или намотаны вокруг головы в прическе, называемой васикабандха . [ 6 ] [ 7 ]

У Джьештхи есть знамя с изображением вороны, и его в народе называют «знаменем с вороной» ( Каккаиккодиял ) на тамильском языке . Иногда рядом с ней стоит группа из двух богинь-помощниц, обычно несущих ворону и метлу. [ 8 ] Иногда рядом с ней стоит ворона. [ 6 ] Джьешту часто изображают с двумя сопровождающими, иногда интерпретируя ее как ее сына Мантана и дочь Манти. У мужчины бычье лицо, он держит веревку или шнур. Женщина изображена в виде прекрасной девушки с конической короной. [ 9 ]

Хотя Джьештха почти никогда не изображается верхом на лошади , в большинстве текстов она описывается верхом на осле, подобно Алакшми. В других текстах ее везут в колеснице львы, за ней следуют тигры или верхом на верблюде или льве. [ 9 ]

Различные сцены из эпизода «Самудра Мантан» (ок. 1820 г.). В правом нижнем углу Джьеста изображена в виде темноволосой женщины в грязной одежде, с метлой и кастрюлей.

Большинство индуистских легенд повествуют о рождении Джьештхи во время пахтанья космического океана . Обычно ее описывают как рожденную, когда яд Халахала льется из океана, а Лакшми — ее антитеза, богиня удачи — рождается, когда появляется эликсир жизни . [ 10 ]

В «Падма-пуране» , когда начинается пахтание океана, яд сначала появляется из океана. Его проглатывает бог Шива , а затем из океана появляется Джьешта в красных одеждах. Когда она спрашивает богов, что ей следует делать, ей приказано жить в неблагоприятных местах. Описано, что она приносит горе и бедность. Говорят, что она обитает в домах, где ссорятся, где лжецы ругаются грубо, где живут злые и грешные люди, где длинные волосы, черепа, кости, пепел или уголь (признаки неортодоксального нищего). [ 11 ]

Согласно « Линга Пуране» , бог Вишну делит мир на хороший и плохой. Он создает Лакшми (Шри) и Джьештху, рожденных в результате пахтанья космического океана. Лакшми выходит замуж за Вишну, а Джьештха замужем за мудрецом Душахой. Вскоре мудрец обнаруживает, что его уродливая жена не может выносить ни звука, ни вида каких-либо благоприятных вещей, и жалуется Вишну или мудрецу Маркендее (в некоторых версиях). Вишну/Маркендея рекомендует Дуссахе брать Джьештху только в неблагоприятные места. Описано, что Джьешта держится подальше от религиозных людей. Затем Джьештха получает прозвище Алакшми , «неблагоприятный». Она обитает в местах, где «члены семьи ссорятся, а старшие едят пищу, не обращая внимания на голод своих детей». Описывается, что ей комфортно в компании лженищих, которых индуисты считали еретиками. В конце концов, устав от своего антиобщественного характера, Дуссаха бросает Джьестху в место, где проводятся неведические (еретические) ритуалы. Затем она обращается к Вишну за облегчением. Вишну постановил, что Джьештха будет поддерживаться за счет подношений женщин. [ 12 ] [ 13 ]

Согласно Камба Рамаяне , Джьештха появляется во время пахтанья космического океана. Индуистская троица — Тримурти находит ее и приказывает жить в неблагоприятных местах. Поскольку Джьешта появилась раньше Лакшми, Джьешта считается старшей сестрой Лакшми. Таким образом, Джьештху также называют Мудеви или Мудеви . [ 2 ]

Шайва- пураны превозносят ее как одну из восьми частей Верховной Богини ( Парашакти ), которая по-разному регулирует жизнь людей. [ 2 ]

Ассоциации

[ редактировать ]
Джьеста со своими сопровождающими

Джьештха обозначает отрицательные стороны индуистской жены, а Лакшми обозначает положительные стороны. Джьештха также ассоциируется со старшей женой, которую на санскрите также называют Джьештха , в полигамной семье. Она также связана со своей тезкой накшатрой (созвездием) — Джьештхой , которая наследует отрицательные качества богини. Если невеста входит в дом в созвездии Джьештха, то считается, что ее старший зять умирает. [ 14 ]

По словам Лесли, поскольку Джьештха описывается как существо с лицом слона, которого призывают для устранения препятствий (роль, подобная роли бога с головой слона Ганеши) , Джьешта могла быть предшественником Ганеши. В некоторых частях Индии ее отождествляют с Шиталой Деви , богиней оспы . Лотос, абхая мудра и ее отношения с Лакшми связывают ее с пантеоном вайшнавов (связанных с Вишну). Ее ужасающие аспекты и ее связь с шактизмом предполагают связь с Шайвой (связанной с Шивой). Ворона – символ неудачи – связывает ее божеств, таких как Ниррити и Яма . [ 15 ] Кинсли связывает Джьестху с Дхумавати , богиней-вдовой, частью тантрической группы богинь Махавидьи . Как и Джьештха, Дхумавати темна, уродлива и связана с вороной. Также, как и Джьешта, она обитает в ссорах, неблагоприятных местах и ​​имеет плохой характер. [ 16 ] Лакшмана Дешика, комментатор Сарадатилака -тантры , отождествляет Дхумавати с Джьештхой. [ 17 ]

Хотя Джьештха не вписывается в класс доброжелательных ( саумья ) индуистских богинь с красивыми телами, она контрастирует с другим классом свирепых ( угра ) богинь с ужасными чертами лица, истощенными телами и злобными качествами. Уродство и ожирение Джьесты, богини лени, проистекают из ее лени. Она просто неблагоприятна и доставляет беспокойство, но не устрашает. [ 10 ]

Поклонение

[ редактировать ]
Джьешта, период позднего Чола, Южная Индия, Музей индуистского университета Бенараса.

Джьештха появляется в начале индуистской мифологии. [ 6 ] Впервые она появляется в Баудхаяна-грихьясутре (300–600 гг. до н. э.). [ 18 ] Многие из ее изображений до сих пор существуют, обычно на окраинах деревень. В 7-8 веках нашей эры она была популярной богиней в Южной Индии . По мере шактизма ее слава постепенно падала. распространения [ 19 ] Альвар Святой вайшнав Тондарадипподи . Альвар , датируемый 7-9 веками, комментирует количество «глупых преданных», поклоняющихся Джьештхе, который удерживает их от истины Он постановил, что поклоняться ей бесполезно. [ 2 ] [ 19 ] К 10 веку поклонение ей более или менее прекратилось. [ 2 ]

Сегодня изображениям Джьешты поклоняются редко. [ 19 ] Их держат неузнаваемыми в заброшенных углах храмов или выбрасывают из храмов. [ 19 ] Там, где их все еще узнают, они являются объектами страха. В храме в Уттарамеруре изображение Джьештхи хранится лицом к земле. Считается, что один лишь взгляд богини может принести смерть в деревню. [ 19 ]

Однако на пике популярности Джьешта была богиней, которую должна была ежедневно умилостивлять хорошая жена. Стридхармападдхати утверждает , что жена должна предложить Джьештхе пищу, прежде чем приступить к еде. Тот, кто этого не сделает, после смерти попадет в ад; но тот, кто будет следовать этому распорядку, будет благословлен потомством и процветанием. [ 19 ] Баудхаяна -сутра также подробно описывает поклонение Джьештхе. [ 2 ] Согласно легенде « Линга Пураны» , считается, что женщины домов, которые доставляют удовольствие богине подношениями, могут удержать ее подальше от своих домов. [ 12 ]

Сеуна Ядавас XIII века, Девагири премьер-министр Хемадри , написавший книгу о религиозных обетах и ​​постах, отмечает, что преданный-мужчина должен поклоняться Джьештхе, чтобы принести удачу его жене и потомству. [ 20 ] Сарадатилака -Тантра описывает, что в тантрическом ритуале Джьештхе поклоняются, чтобы вызвать вражду между друзьями ( Видвеша ). Джьештха как верховное божество Видвеши вызывалось перед началом ритуалов. [ 21 ] [ 22 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Описание и фото этого изображения даны у Джулии Лесли, стр. 115, 117.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь с особым упором на эпическую и пураническую литературу . Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 360 . ISBN  0-8426-0822-2 .
  3. ^ Кампар (2002). Рамаяна . Книги Пингвинов Индия. п. 414. ИСБН  978-0-14-302815-4 .
  4. ^ Jump up to: а б с Лесли п. 115
  5. ^ КГ 1981, стр. 15-8
  6. ^ Jump up to: а б с д и Кинсли (1997), с. 178
  7. ^ Jump up to: а б с Лесли п. 116
  8. ^ Лесли с. 117
  9. ^ Jump up to: а б Лесли п. 118
  10. ^ Jump up to: а б Лесли п. 120
  11. ^ Лесли с. 121
  12. ^ Jump up to: а б Кинсли (1997), стр. 178–9.
  13. ^ Лесли, стр. 121-2.
  14. ^ Лесли с. 107
  15. ^ Лесли с. 119
  16. ^ Кинсли (1997), стр. 178-181.
  17. ^ Гупта, Санюкта (2001). Уайт, Дэвид Гордон (ред.). Тантра на практике . Мотилал Банарсидасс Publ. п. 472.ISBN  978-81-208-1778-4 .
  18. ^ Лесли с. 113
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж Лесли п. 114
  20. ^ Лесли с. 122
  21. ^ Лесли с. 125
  22. ^ Мишра, Вибхути Бхушан (1973). Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья . БРИЛЛ. п. 28. ISBN  978-90-04-03610-9 .
  • Кинсли, Дэвид Р. (1997). Тантрические видения божественной женственности: десять махавидьев . Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-20499-7 .
  • К.Г., Кришнан (1981). Исследования по истории и эпиграфике Южной Индии, том 1 . Мадрас: Публикации новой эры.
  • Лесли, Джулия (1992). «Шри и Джьешта: двойственные образцы для подражания для женщин». В Лесли, Джулия (ред.). Роли и ритуалы индуистских женщин . Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1036-8 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d02b7321d524825481979ca4452adfba__1711105800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/ba/d02b7321d524825481979ca4452adfba.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jyestha (goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)