Ниррити
Нирти ( санскрит : निर्ऋति , латинизированное : Нирти ), иногда пишется как Нирути или Ниррити , — индуистское божество , олицетворяющее смерть, разложение и печаль. В ранних индуистских писаниях Ниррити — богиня , живущая в царстве мёртвых. В более позднем индуизме Нирти и Нирта также являются богом-мужчиной , который считается дикапалой («хранителем направлений») юго-запада.
Этимология
[ редактировать ]Санскритское слово Ниррити означает «распад» и происходит от слова нирри (букв. «разделять»). Его можно интерпретировать как означающее «лишенное рита/и », состояние беспорядка или хаоса. [ 1 ] [ 2 ]
Имя ниррити имеет значение «отсутствие риты», что означает «беспорядок» или «беззаконие», в частности, хранитель отсутствия божественного или космического беспорядка. [ 2 ] [ 3 ]
Этот термин использовался в ведических текстах для обозначения царства небытия и абсолютной тьмы, которая угрожала поглотить тех, кто не выполнил свои обязанности по принесению жертв и продолжению рода. В ниррити не было ни света, ни еды, ни детей: ничего из необходимых элементов ведической жизни и ритуалов. [ 2 ]
Богиня
[ редактировать ]Нирити упоминается в гимнах Ригведы , в основном для того, чтобы искать защиты от нее или молить ее во время возможного ухода. В одном гимне (X.59) она упоминается несколько раз. Этот гимн, суммируя ее природу, также просит ее покинуть место жертвоприношения. В Атхарваведе (V.7.9) она описана как обладательница золотых локонов. В «Тайттирия-брахмане» (I.6.1.4) Ниррити описывается как темная, одетая в темную одежду, а ее жертвенные акции представляют собой темную шелуху. В священном Шатапатха-Брахмане (X.1.2.9) она связана с юго-западной четвертью как со своим регионом. Но в другом месте того же текста (V.2.3.3.) она упоминается как живущая в царстве мертвых. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
В более поздних индуистских текстах Ниррити была переосмыслена как божество. Согласно некоторым текстам, она — жена Адхармы (не- дхармы ), что означает важный компонент Пракрити (природы) для Пуруш (людей), обитающих в лесах, и мать трёх ракшасов — Мритью (смерти), Бхайя (страх) и Махабхайя (ужас), которых вместе называли Наиррита. [ 7 ] Другие тексты изображают ее дочерью Адхармы и Химсы (насилия, противоположности Ахимсы ); она вышла замуж за своего брата — Ариту (не Риту ) и стала матерью Нараки (олицетворения ада) и Бхайи. [ 2 ] [ 1 ] В «Бхагавата-пуране » он представлен как Апраджах (без детей), который принимает Адхарму и Мришу (неправду), двух сыновей или творений Брахмы, как приемных сыновей. [ 8 ] Некоторые тексты отождествляют Ниррити с другой зловещей богиней, Джьештхой или Алакшми . В этом контексте описывается, что она возникла из Самудра Мантхана (пахтания океана). [ 9 ] [ 10 ]
Дикпала
[ редактировать ]
По мнению некоторых ученых и авторов, богиня Ниррити в позднейшей индуистской мифологии превратилась в мужчину и стала дикпалой . Ниррити считается хранителем юго-западного направления. [ 11 ]
Ниррити иногда называют одним из Рудр и описывают как сына Стхану. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] В разных писаниях можно найти разные описания бога Ниррити. [ 15 ] Согласно Агамам , Нирти темнокожий, с большим телом и одет в желтые одежды. Его вахана — либо человек, либо лев. [ 16 ] [ 17 ] В «Вишнудхармоттара-пуране» говорится, что Ниррити имеет ужасающую внешность: у нее уродливые глаза, разинутый рот и обнаженные зубы. В том же писании по-разному говорится, что ваханой Нирити является осел, а он держит данду в руках . В Вишнудхармоттара-пуране также упоминается, что у Ниррити есть четыре супруги: Деви, Кришнанги, Кришавандана и Кришнапаша. [ 16 ] Согласно писанию «Деви-Бхагавата-пурана» , Ниррити проживает в городе под названием Кришнаджана, который расположен в юго-западной части горы Меру . Говорят, что площадь города составляет 2500 йоджан . [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Во славу богини: Девимахатмья и ее значение . Николас-Хейс, Inc., 1 декабря 2003 г. ISBN 978-0-89254-616-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Витцель, Майкл. «Макрокосм, Мезокосм и Микрокосм: устойчивая природа «индуистских» верований и символических форм». Международный журнал индуистских исследований, том. 1, нет. 3, 1997, стр. 501–539. JSTOR, www.jstor.org/stable/20106493. По состоянию на 10 марта 2020 г.
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. ISBN 978-81-7625-039-9 .
- ^ Кинсли, Дэвид (1987, переиздание 2005 г.). Индуистские богини: видения божественной женственности в индуистской религиозной традиции , Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0394-9 , стр.13
- ^ Бхаттачарджи, Сукумари (2000). Индийская теогония: Брахма, Вишну и Шива , Нью-Дели: Пингвин, ISBN 0-14-029570-4 , стр. 80–1.
- ^ Маргарет Статли (9 апреля 2019 г.) [1977]. Словарь индуизма . Лондон: Рутледж . п. 210 . ISBN 978-0-429-62754-5 . ОЛ 35543927М .
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. п. 540.
- ^ «Шримад-Бхагаватам 4.8.2» . vedabase.io . Проверено 12 декабря 2021 г.
- ^ Бенар, Элизабет; Мун, Беверли (21 сентября 2000 г.). Богини, которые правят . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-535294-8 .
- ^ Даниэлу, Ален (1 декабря 1991 г.). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-59477-733-2 .
- ^ Чандра, Суреш (1998). Энциклопедия индуистских богов и богинь . Саруп и сыновья. п. 238. ИСБН 978-81-7625-039-9 .
- ^ Брокерская деятельность, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 283. ИСБН 978-0-14-341421-6 .
- ^ Даниэлу, Ален (1991). Мифы и боги Индии: классический труд об индуистском политеизме из серии Принстон-Боллинген . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 978-0-89281-354-4 .
- ^ Дикшитар, В.Р. Рамачандра (31 января 1996 г.). Индекс Пуран . Издательство Мотилал Банарсидасс. п. 246.ISBN 978-81-208-1273-4 .
- ^ Рао, Салиграма Кришна Рамачандра (2003). Энциклопедия индийской иконографии: индуизм — буддизм — джайнизм . Публикации Шри Сатгуру. ISBN 978-81-7030-763-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Гопинатха Рао, штат Калифорния (1916). Элементы индуистской иконографии, Том. II Часть II . стр. 527–529.
- ^ Родригес, Э.А. (1842 г.). Полный индуистский пантеон, включающий основные божества, которым поклоняются уроженцы Британской Индии по всему Индустану: собрание богов и богинь, сопровождаемое краткой историей и описанием идолов . Э.А. Родригес.
- ^ Мани, Веттам (1975). Пураническая энциклопедия: обширный словарь со специальными ссылками на эпическую и пураническую литературу . Робартс – Университет Торонто. Дели: Мотилал Банарсидасс. стр. 62, 540.
Источники
[ редактировать ]- Даллапиккола, Анна Л. (декабрь 2002 г.). Словарь индуистских знаний и легенд Нью-Йорк, штат Нью-Йорк : Темза и Гудзон . ISBN 0-500-51088-1 .
