Океан бурлит


Самудра Мантана ( санскрит : समुद्रमन्थन , букв. «Пахтание океана») — важный эпизод в индуизме , который подробно описан в Вишну Пуране , главном тексте индуизма . [ 1 ] Самудра Мантана объясняет происхождение эликсира вечной жизни, амриты .
Номенклатура
[ редактировать ]- Сагара мантана (Пахтание океана). Сагара — это другое слово, обозначающее Самудру , оба означают море или большой водоем.
- Кширасагара мантана (Кширасагара мантана) – Кширасагара означает молочный океан или молочный океан. Кширасагара = Кшира (молоко) + Сагара (океан или море).
- Амрита Мантана (Амрита Мантана) – Амрита означает эликсир. « В поисках эликсира»
Легенда
[ редактировать ]Индра , царь Сварги , ехал на своем божественном слоне, когда встретил мудреца Дурвасу , который предложил ему особую гирлянду, подаренную ему апсарой . [ 2 ] Божество приняло гирлянду и поместило ее на хобот (иногда на бивни или голову слона в некоторых писаниях) Айраваты ( его коня) как свидетельство его смирения. Цветы имели сильный аромат, привлекающий некоторых пчел. Раздраженный пчелами, слон бросил гирлянду на землю. Это разозлило мудреца, поскольку гирлянда была жилищем Шри (удачи) и с ней нужно было обращаться как с прасадом или религиозным подношением. Богиня Лакшми исчезла в океанах. Дурваса проклял Индру и всех дэвов, лишив их силы, энергии и удачи. [ 3 ] [ 4 ]
В последовавших за инцидентом битвах дэвы были побеждены, а асуры во главе с Бали получили контроль над тремя мирами . Дэвы обратились за мудростью к Вишну , который посоветовал им вести переговоры с асурами дипломатическим путем. Дэвы заключили союз с асурами, чтобы совместно пахтать океан для получения нектара бессмертия и делиться им между собой. Однако Вишну заверил дэвов, что доставит нектар только им. [ 5 ]

Пахтание Молочного океана было обширным процессом. Гора Мандара была выкорчевана и использована в качестве мутовки, а Васуки , нага , живший на шее Шивы, стал мутной веревкой после того, как ему пообещали, что он получит свою долю. Неся огромную гору, несколько дэвов и асуров разбились насмерть, а некоторые погибли из-за явного истощения. Вишну взлетел на свою гору Гаруда и оживил их всех, поместил Мандару на свою гору и понес ее к месту назначения, посреди океана. Достигнув места назначения, Васуки обвился вокруг Мандары. Вишну посоветовал дэвам вырвать у змеи голову, а асурам — хвост, но асуры, посчитав это неблагоприятным, отказались. Дэвы смягчились и с этого момента держали хвост, и пахтание началось. Однако Мандара была слишком огромной и погрузилась на дно океана. Вишну в образе своего аватара Курма (букв. черепаха ) пришел на помощь и поддержал гору на своем панцире. [ 6 ]
Самудра Мантана завещала множество веществ из Молочного океана. Одним из них был смертельный яд, известный как халахала . В некоторых вариантах этой истории яд вырывался изо рта Васуки , когда демоны и боги взбалтывались. Это напугало богов и демонов, потому что яд был настолько мощным, что мог уничтожить все творение. Асуры были отравлены дымом, испускаемым Васуки. Несмотря на это, дэвы и асуры поочередно тянули тело змеи вперед и назад, заставляя гору вращаться, что, в свою очередь, взбалтывало океан. Шива употребил яд, чтобы защитить три мира, употребление которого придало его горлу синий оттенок, дав ему прозвище Нилакантха (синегорлый; «нила» = «синий», «кантха» = «горло» в санскрит ). [ 7 ]
Ратнас
[ редактировать ]
Все виды трав были брошены в океан, и из него было получено четырнадцать ратн (драгоценных камней), которые были разделены между асурами и дэвами. Хотя ратны обычно насчитывают 14, их список в писаниях варьируется от 9 до 14. В зависимости от качества добытых сокровищ на них претендовали Шива, Вишну, Махариши, дэвы и асуры. Было три категории богинь, вышедших из океана; большинство списков включают: [ 8 ]
- Лакшми : богиня процветания и богатства, выбравшая Вишну своим вечным супругом. [ 9 ]
- Апсары : божественные девушки, такие как Рамбха , Менака , Пунджистхала и другие, которые выбрали гандхарвов своими спутницами.
- Варуни : богиня вина (сура) и девственная дочь Варуны , принятая дэвами. (Некоторые интерпретации полагают, что ее принятие является этимологией того, что дэвы называются сурами, а дайтьи - асурами.) [ 10 ]
Аналогично появились три типа сверхъестественных животных:
- Камадхену или Сурабхи: корова, исполняющая желания, взятая Брахмой и отданная мудрецам, чтобы топленое масло из ее молока можно было использовать для яджн и подобных ритуалов.
- Айравата и несколько других слонов, взятых Индрой.
- Учхайшравас : божественный семиглавый конь, взятый Индрой.
Также были изготовлены три ценности:
- Каустубха : самая ценная ратнам (божественная драгоценность) во вселенной, на которую претендует Вишну.
- Калпаврикша : божественное, исполняющее желания и цветущее дерево с никогда не увядающими и не увядающими цветами, принесенное на Индралоку . дэвами
Дополнительно были произведены:
- Чандра : полумесяц, принадлежащий Шиве.
- Дханвантари : « вайдья дэвов» с амритой , нектаром бессмертия. (Иногда считается двумя отдельными Ратнами )
- Халахала : яд, проглоченный Шивой.
Этот список различается в разных Пуранах, а также немного отличается в Рамаяне и Махабхарате . Списки дополняются добавлением следующих ратн : [ 8 ]
- Панчаджанья : раковина Вишну.
- Джьештха ( Алакшми ): богиня несчастий.
- Зонтик, взятый Варуной
- Серьги, подаренные Адити ее сыном Индрой.
- Нидрадеви, богиня сна
Амрита
[ редактировать ]Наконец, Дханвантари , небесный врач, появился с горшком, содержащим амриту , небесный нектар бессмертия. Завязалась борьба между дэвами и асурами за обладание им. Асуры забрали Амриту у Дханвантари и убежали.
Дэвы обратились к Вишну, который принял облик Мохини , красивой и очаровательной девушки. Она зачаровала асуров, заставив их подчиниться ее условиям. Она посадила дэвов и асуров в два отдельных ряда и раздала нектар дэвам, которые его выпили. Асура по имени Сварбхану переоделся дэвом и выпил немного нектара. Благодаря их светящейся природе божества Солнца и Луны Сурья и Чандра заметили эту маскировку. Они сообщили Мохини , что она отрезала ему голову своим диском, Сударшана Чакрой . С этого дня его голова стала называться Раху , а тело – Кету , что соответствует индуистскому мифу о затмениях. Когда все дэвы были обслужены, Вишну принял свой истинный облик, оседлав Гаруду и отправившись в свою обитель. Поняв, что их обманули, асуры вступили в бой с дэвами, воодушевленными употреблением амриты. Индра сражался с Бали, Картикея сражался с Таракой , Варуна сражался с Хети, Яма сражался с Каланабхой, Брихаспати сражался с Шукрой , Митра сражался с Прахети, Вишвакарма сражался с Майей , Вришапати сражался с Джамбхой, Шани сражался с Наракой, Савитри сражался с Вилочаной , Чандра сражался с Раху , Вайю сражался с Пуломаном , а Апараджита сражался с Намучи. Имеются также описания поединков между группами существ: близнецами Ашвини и Вришапарвой, Сурьей и сотней сыновей Бали, сыновьями Брахмы с Ильвалой и Ватапи, Марутами и Ниватакавачей , Кали с Шумбой и Нишумбой , Рудрами и Кродавасы , Васу и Калеи. Омолодленные амритой дэвы вышли победителями и сослали асуров в Паталоку , вернув себе Сваргу . [ 11 ]
Происхождение Кумбха Мелы
[ редактировать ]Средневековая индуистская теология расширяет эту легенду, утверждая, что, пока асуры уносили амриту от дэвов, несколько капель нектара упали в четыре разных места на Земле: Харидвар , Праяг (Прайаградж), [ 12 ] Тримбак ( Нашик ) и Удджайн . [ 13 ] По легенде, эти места приобрели некую мистическую силу и духовную ценность. По этой причине Кумбха Мела празднуется в этих четырех местах каждые двенадцать лет. Люди верят, что омовившись там во время Кумбха-мелы, можно достичь мокши .
в нескольких древних текстах, в том числе в различных Пуранах упоминается Хотя легенда о Самудра-Мантхане , ни в одном из них не упоминается о разливании амриты в четырех местах. [ 13 ] [ 14 ] В этих текстах также не упоминается Кумбха Мела. Таким образом, многие ученые, в том числе Р.Б. Бхаттачарья, Д.П. Дубей и Кама Маклин, полагают, что легенда о Самудре Мантхане была применена к Кумбха Меле относительно недавно, чтобы продемонстрировать библейский авторитет мелы. [ 15 ]
Сравнительное исследование
[ редактировать ]Этот эпизод был сравнительно проанализирован Жоржем Дюмезилем , который сомнительно связал его с различными историческими «индоевропейскими» фактами и даже с европейской средневековой легендой о Святом Граале , реконструируя протоисторию (« цикл амброзии », или «цикл мед . ») о теоретическом божестве -обманщике , которое крадет напиток бессмертия для человечества, но не может освободить людей от смерти Позже Дюмезиль отказался от своей теории, но суть идеи была подхвачена Ярихом Остеном, который постулировал «сходство» с Химисквидой . В этом древнескандинавском стихотворении пиво готовит для богов морской бог Йотунн Эгир после того, как Тор и Тир находят гигантский чайник, необходимый Эгиру для приготовления пива. Остен утверждает, что змей Ёрмунганд занимает место Васуки, хотя его роль в истории совсем не похожа и не сравнима. [ 16 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Чатурведи, БК (2006). Вишну Пурана . Diamond Pocket Books (P) Ltd. ISBN 978-81-7182-673-5 .
- ^ Книга Аватаров и Божеств . Penguin Random House India Private Limited. 21 ноября 2018 г. п. 65. ИСБН 978-93-5305-362-8 .
- ^ Далал, Рошен (18 апреля 2014 г.). Индуизм: Алфавитный справочник . Пингвин Великобритания. п. 140. ИСБН 978-81-8475-277-9 .
- ^ Чатурведи, БК (2000). Вишну Пурана . Diamond Pocket Books (P) Ltd. с. 24. ISBN 978-81-7182-673-5 .
- ^ Чатурведи, БК (2006). Вишну Пурана . Diamond Pocket Books (P) Ltd. с. 25. ISBN 978-81-7182-673-5 .
- ^ Клостермайер, Клаус К. (1 января 1994 г.). Обзор индуизма: второе издание . СУНИ Пресс. стр. 241. ИСБН 978-0-7914-2109-3 .
- ^ Синха, Пурненду Нараяна (1901). Исследование Бхагавата Пураны: или эзотерический индуизм . Фриман и Компания, Лимитед. п. 170.
- ^ Jump up to: а б Уилсон, Гораций Хейман (1840). Вишну Пурана .
- ^ Шастри, Дж.Л.; Тагаре, доктор Г.В. (1 января 2000 г.). Курма-Пурана. Часть 1: Древние индийские традиции и мифология. Том 20 . Мотилал Банарсидасс. п. 9. ISBN 978-81-208-3887-1 .
- ^ Кришнан, Канзас (12 августа 2019 г.). Происхождение Вед . Идея Пресс. ISBN 978-1-64587-981-7 .
- ^ Синха, Пурненду Нараяна (1901). Исследование Бхагавата Пураны: или эзотерический индуизм . Фриман и Компания, Лимитед. п. 172.
- ^ «Аллахабад будет переименован в Праяградж: взгляд на серию переименований правительства UP» .
- ^ Jump up to: а б Кама Маклин (август 2003 г.). «Заставить колониальное государство работать на вас: современное начало древней Кумбха Мела в Аллахабаде». Журнал азиатских исследований . 62 (3): 873–905. дои : 10.2307/3591863 . JSTOR 3591863 . S2CID 162404242 .
- ^ Арвинд Кришна Мехротра (2007). Последнее бунгало: сочинения о Аллахабаде . Пингвин. п. 289. ИСБН 978-0-14-310118-5 .
- ^ Кама Маклин (28 августа 2008 г.). Паломничество и сила: Кумбха Мела в Аллахабаде, 1765–1954 гг . ОУП США. стр. 88–89. ISBN 978-0-19-533894-2 .
- ^ Мэллори, JP (1997). «Священный напиток». В Мэллори, JP; Адамс, Дуглас К. (ред.). Энциклопедия индоевропейской культуры . Тейлор и Фрэнсис. п. 538.
Внешние ссылки
[ редактировать ]