Мудгала Пурана
Часть серии о |
Индуистские писания и тексты |
---|
Связанные индуистские тексты |
Мудгала -пурана ( санскрит : मुद्गल पुराणम् ; мудгала-пуранам ) — индуистский религиозный текст, посвященный индуистскому божеству Ганеше ( Ганеше ). Это упапурана , которая включает в себя множество историй и ритуальных элементов, связанных с Ганешей. Ганеша -пурана и Мудгала-пурана являются основными писаниями для преданных Ганеши, известных как Ганапатья ( Ганапатья ). Это единственные две Пураны, посвященные исключительно Ганеше. [1]
Содержание
[ редактировать ]Как и Ганеша-пурана , Мудгала-пурана считает, что Ганеша представляет собой высшую реальность бытия. Таким образом, проявления Ганеши бесконечны, но восемь его воплощений ( санскрит : अवतार ; аватара ) имеют наибольшую важность. Восемь воплощений представлены в MudP 1.17.24-28. Текст разбит на разделы для каждого из этих воплощений. [2] [3] Это не то же самое, что четыре воплощения Ганеши, описанные в Ганеша-пуране .
Восемь воплощений Ганеши
[ редактировать ]Воплощение, описанное в Мудгала-пуране, произошло в разные космические эпохи. Мудгала Пурана использует эти воплощения для выражения сложных философских концепций, связанных с прогрессивным творением мира. Каждое воплощение представляет собой этап развития Абсолюта в творении. Гранофф [4] дает краткое изложение философского значения каждого воплощения в рамках Мудгала-пураны; Наряду с философией, типичные пуранические темы битв с демонами составляют большую часть сюжетной линии. Воплощения появляются в следующем порядке:
- Вакратунда ( Vakratuṇḍa ) («извилистый хобот»), первая в серии, представляет собой абсолют как совокупность всех тел, воплощение формы Брахмана. Целью этого воплощения является победа над демоном Матсарьясурой (зависть, ревность). Его ездовое животное ( вахана ) — лев.
- Экаданта («единственный бивень») представляет собой совокупность всех индивидуальных душ, воплощение сущностной природы Брахмана. цель этого воплощения – победить демона Мадасура (высокомерие, тщеславие). Его ездовое животное — мышь.
- Маходара («большой живот») представляет собой синтез Вакратунды и Экаданты. Это абсолют, входящий в творческий процесс. Это воплощение мудрости Брахмана. Целью этого воплощения является преодоление демона Мохасуры (заблуждения, замешательства). Его ездовое животное — мышь.
- Гаджавактра (или Гаджанана) («лицо слона») является аналогом Маходара. Цель этого воплощения — победить демона Лобхасуру (жадность). Его ездовое животное — мышь.
- Ламбодара («висящий живот») — первое из четырех воплощений, соответствующих стадии пуранических создания богов. Ламбодара соответствует Шакти, чистой силе Брахмана. Цель этого воплощения — победить демона Кродхасуру (гнева). Его ездовое животное — мышь.
- Виката ( Vikaṭa ) («необычная форма», «деформированный») соответствует Сурье. Он — воплощение просветляющей природы Брахмана. Цель этого воплощения — победить демона Камасуру (похоть). Его ездовое животное — павлин.
- Вигнараджа ( Вигнараджа ) («царь препятствий») соответствует Вишну . Он — воплощение сохраняющей природы Брахмана. Цель этого воплощения — победить демона Мамасуры (собственничества). Его ездовым животным является небесный змей Шеша .
- Дхумраварна ( Dhūmravarṇa ) («серый цвет») соответствует Шиве. Он — воплощение разрушительной природы Брахмана. Целью этого воплощения является преодоление демона Абхиманасуры или ахамкарасуры (гордости, привязанности). Его ездовое животное — синяя лошадь. Он очень гневная форма Ганеши. Говорят, что в будущем он поможет Калки (последнему аватару Вишну) начать Махаюгу.
История
[ редактировать ]Встречаться
[ редактировать ]Нет единого мнения относительно даты создания Мудгала-пураны. Филлис Гранофф просматривает внутренние свидетельства и приходит к выводу, что Мудгала была последним из философских текстов, посвященных Ганеше. [4] Р. К. Хазра предположил, что Мудгала-пурана появилась раньше, чем Ганеша-пурана, которую он датирует между 1100 и 1400 годами нашей эры. [5] Гранофф находит проблемы с этой относительной датировкой, поскольку в Мудгала-пуране Ганеша-пурана конкретно упоминается как одна из четырех Пуран, подробно посвященных Ганеше. Это Брахма, Брахманда , Ганеша и Мудгала-пураны. Кортрайт говорит, что Мудгала-пурана датируется четырнадцатым-шестнадцатым веками, но не приводит для этого никаких оснований. [6] Тапан (стр. 30–33) рассматривает различные взгляды на относительную датировку этих двух произведений и отмечает, что Мудгала-пурана, как и другие Пураны, представляет собой многосложное произведение. Она говорит, что ядро текста должно быть старым и что оно, должно быть, продолжало получать вставки до 17 и 18 веков, когда поклонение Ганапати стало более важным в некоторых регионах. [1]
Опубликованные издания
[ редактировать ]По состоянию на 2007 год «критического издания» Мудгала Пураны не было выпущено. «Критическое издание» Пураны — это особый тип научного издания, в котором многие альтернативные прочтения различных рукописей были рассмотрены и согласованы учеными для создания согласованного текста. Если критического издания нет, это означает, что отдельные издания могут существенно отличаться друг от друга по содержанию и нумерации строк. Так обстоит дело с Мудгала-пураной, поэтому необходимо просмотреть несколько изданий, которые могут существенно отличаться друг от друга.Наиболее распространенным доступным в настоящее время изданием является Мудгала Пурана (как на санскрите, так и на Пракруте), написанная доктором Ситарамом Ганешем Десаи и опубликованная Мудгала Пуран Пракашан Мандал, Дадар, Мумбаи. Санскритское издание также доступно и опубликовано Ганешьоги Махараджем из Кемпвада, Карнатака.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. п. 304. ИСБН 81-7304-195-4 .
- ^ Эти восемь воплощений обсуждаются Граймсом, который предоставляет сокращенные версии историй о битвах с демонами. Джон А. Граймс, Ганапати: Песня о себе, стр. 105–110. (Издательство Государственного университета Нью-Йорка: Олбани, 1995 г.) ISBN 0-7914-2440-5
- ↑ Эти восемь воплощений обсуждаются Садгуру Сант Кешавадас, который развивает историю Вакратунды довольно подробно . ср. стр. 88-90, Садгуру Сант Кешавадас, Господь Ганеша. (Публикации Вишва Дхармы: Окленд, 1988).
- ^ Jump up to: а б Филлис Гранофф, « Ганеша как метафора », в книге Роберта Л. Брауна (редактор) «Ганеш: исследования азиатского бога», стр. 94–5, примечание 2. ISBN 0-7914-0657-1
- ^ Р. К. Хазра, « Ганеша Пурана », Журнал Исследовательского института Ганганатхи Джа (1951); 79-99.
- ^ Пол Б. Кортрайт, с. 214, Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний. (Издательство Оксфордского университета: Нью-Йорк, 1985 г.) ISBN 0-19-505742-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Мудгала Пурана (Интернет-текст)» (на хинди).