Супруги Ганеши
Семейное положение Ганеши в мифологических историях широко варьируется, и этот вопрос стал предметом значительного научного обзора. [ 1 ] Можно выделить несколько моделей ассоциаций с разными супругами. Один из мифов идентифицирует Ганешу как неженатого брахмачарина, не имеющего супругов. Другая распространенная модель связывает его с концепциями Буддхи (интеллект), Сиддхи (духовная сила) и Риддхи (процветание); эти качества иногда персонифицируются в виде богинь, которые считаются женами Ганеши. [ 2 ] Другая закономерность связывает Ганешу с богиней культуры и искусства Сарасвати . В Бенгалии он связан с банановым деревом Кала Бо (или Кола Боу). [ 3 ] Обычно супругу Ганеши изображают как его шакти, олицетворение его творческой энергии.
Некоторые различия между этими моделями можно понять, рассмотрев региональные различия по всей Индии, периоды времени, в которых наблюдаются эти модели, и традиции, в которых придерживаются верования. Некоторые различия относятся к предпочтительной форме медитации, используемой преданным: от Ганеши в детстве ( санскрит : बाल गणपति ; bālagāņapati ) до Ганеши как тантрического божества. [ 4 ] [ 5 ]
Неженатый
[ редактировать ]Согласно одной неосновной традиции, Ганеша был брахмачарином , то есть неженатым. [ 6 ] Этот узор в первую очередь популярен в некоторых частях южной Индии. [ 7 ] Эта традиция была связана с противоречивой концепцией взаимосвязи между безбрачием и стремлением к духовному росту. [ 8 ] Бхаскарайя намекает на традицию, согласно которой Ганеша считался пожизненным холостяком, в своем комментарии к Ганеша Пураны из версии Ганеша Сахасранамы , которая включает имя Абхиру (стих 9а). [ 9 ] В своем комментарии к этому стиху Бхаскарайя говорит, что имя Абхиру означает «без женщины», но этот термин также может означать «не страшный». [ 10 ]
Буддхи, Сиддхи и Риддхи
[ редактировать ]Ганеша -пурана и Мудгала-пурана содержат описания Ганеши в окружении Сиддхи и Буддхи. [ 11 ] В этих двух Пуранах они появляются как неотъемлемая часть Ганапати. [ 12 ] и по словам Тапана [ 13 ] не требуют каких-либо особых ритуалов, связанных с поклонением Шакти. В главе I.18.24–39 пураны Ганеша - Брахма совершает поклонение в честь Ганеши, и во время этого Ганеша сам вызывает появление Буддхи и Сиддхи, чтобы Брахма мог предложить их обратно Ганеше. Ганеша принимает их как подношения. [ 14 ] В Ганеша-пуране I.65.10–12 есть вариант этого инцидента, в котором различные боги дарят Ганеше подарки, но в этом случае Сиддхи и Буддхи рождаются из ума Брахмы и передаются Брахмой Ганеше . [ 14 ]
Храм Ганеши в Моргаоне является центральной святыней регионального комплекса аштавинаяка . Самым священным местом в храме Морагаон является святилище ( гарбхагриха ), небольшое ограждение, содержащее изображение Ганеши. Справа и слева от изображения стоят Сиддхи и Буддхи. [ 15 ] В северной Индии говорят, что две женские фигуры — это Сиддхи и Риддхи. доказательств существования этой пары нет Пуранических , но эта пара параллельна парам Буддхи и Сиддхи в Шива-пуране и Риддхи и Буддхи из Матсья- пураны. [ 16 ]
Толкование отношений
[ редактировать ]В «Шива-пуране» есть история, в которой Ганеша и его брат Сканда соревнуются за право жениться на двух желанных дочерях Праджапати, Сиддхи и Буддхи, и Ганеша побеждает благодаря умному подходу. [ 17 ] В этой истории добавляется, что через некоторое время Ганеша родил двух сыновей: Кшему ( Кшема ) (Процветание), рожденного от Сиддхи, и Лабху (Приобретение, Прибыль), рожденного от Буддхи. В североиндийских вариантах этой истории сыновьями часто называют Шубху (хинди Шубх ) (благоприятие) и Лабху . [ 18 ] Обсуждая версию Шива Пураны , Кортрайт отмечает, что, хотя Ганешу иногда изображают сидящим между этими двумя женскими божествами, «эти женщины больше похожи на женские эманации его андрогинной природы, на Шакти, а не на супругов, имеющих свои собственные характеры и супругов». [ 19 ]
Людо Роше говорит, что «описания Ганеши как сиддхи-буддхи-саманвита 'сопровождаются сиддхи и буддхи, за которыми следуют сиддхи и буддхи ». часто кажется, что это означает не что иное, как то, что, когда Ганеша присутствует , сиддхи «успех» и буддхи «мудрость» не сильно отстают. Такова вполне могла быть первоначальная концепция, позднейшим развитием которой стал брак». [ 20 ] В стихе 49а « «Ганеша -пураны » из Ганеша- сахасранамы » одно из имён Ганеши — Оддхисиддхиправардхана («Усилитель материального и духовного успеха»). Матсья -пурана определяет Ганешу как «обладателя качеств Риддхи (процветания) и Буддхи (мудрости)». [ 21 ]
В «Аджитагаме» тантрическая форма Ганеши по имени Харидра Ганапати описывается как цвет куркумы и окруженная двумя неназванными женами. слово «жены» ( санскрит : दारा ; дара Специально используется ) ( санскрит : दारायुगलम् ; дараюгалам ). [ 22 ] Эти жены отличаются от шакти. [ 23 ]
Ашта Сиддхи
[ редактировать ]Отношения Ганеши с Аштасиддхи — восемью духовными достижениями, полученными посредством практики йоги, — также относятся к этому обезличенному типу. В более поздней иконографии эти восемь чудесных сил представлены группой молодых женщин, окружающих Ганешу. [ 24 ] Картина Раджи Рави Вармы (показанная в этом разделе) иллюстрирует недавний пример этой иконографической формы. На картине изображены веера, служащие женскими фигурами. В космополитическом шактистском поклонении Ганеше к Ашта Сиддхи обращаются как к восьми богиням. В Ганеша Пуране эти персонифицированные Ашта Сиддхи используются Ганешей для нападения на демона Девантаку . По словам Гетти, эти восемь супруг слиты в единую деви, шакти Ганеши. Она размышляет о том, являются ли Ашта Сиддхи трансформацией саптаматрик, с которыми Ганеша часто изображается скульптурно. [ 25 ]
Деви Сантоши
[ редактировать ]Ганеша был изображен домохозяином, женатым на Риддхи и Сиддхи и отцом Сантоши Ма ( деванагари : संतोषी माँ), богини удовлетворения, в хинди-фильме 1975 года « Джай Сантоши Маа» . Сценарий фильма не основан на библейских источниках. Тот факт, что вокруг фигуры Сантоши Ма возник культ, Анита Райна Тапан и Лоуренс Коэн назвали свидетельством продолжающейся эволюции Ганеши как популярного божества. [ 26 ] [ 27 ]
Мудрость
[ редактировать ]Ганеша считается Повелителем Разума. [ 28 ] На санскрите слово буддхи — существительное женского рода, которое по-разному переводится как интеллект, мудрость или интеллект. [ 29 ] Концепция буддхи тесно связана с личностью Ганеши пуранического периода, когда развивается множество историй, демонстрирующих его ум и любовь к интеллекту. Одно из имен Ганеши в «Ганеша-пуране» и «Ганеша-сахасранаме» — Буддхиприя . [ 30 ] Имя Буддхиприя также появляется в специальном списке из двадцати одного имени, которое, по словам Ганеши , имеет особое значение в конце Ганеша Сахасранамы. [ 31 ] Слово прия может означать «любящий», а в супружеском контексте оно может означать «любовник, муж». [ 32 ] поэтому Буддхиприя означает «любящий разум» или «муж Буддхи». [ 33 ]
Эта ассоциация с мудростью также проявляется в имени Будда , которое появляется как имя Ганеши во втором стихе Ганеша-пураны версии Ганеша-сахасранамы . [ 34 ] Расположение этого имени в начале «Ганеша Сахасранамы» указывает на то, что это имя имело важное значение. В комментарии Бхаскарарайи к «Ганеша Сахасранаме» говорится, что это имя Ганеши означает, что Будда был аватаром Ганеши. [ 35 ] Эта интерпретация не получила широкого распространения даже среди Ганапатья , а Будда не упоминается в списках воплощений Ганеши, приведенных в основных разделах « Ганеша-пураны» и «Мудгала-пураны» . Бхаскарарайя также дает более общую интерпретацию этого имени как просто означающую, что сама форма Ганеши представляет собой «вечное просветление» ( нитьябуддах ), поэтому его называют Буддой.
Мотив Шакти
[ редактировать ]Особый тип иконографического изображения Ганеши показывает его с единственной человеческой шакти (санскрит: шакти ). [ 36 ] По словам Ананды Кумарасвами, самое старое известное изображение Ганеши с шакти датируется шестым веком. [ 37 ] У супруги нет ярко выраженной личности или иконографического репертуара. По мнению Коэна и Гетти, появление этого мотива шакти соответствует появлению тантрических ветвей культа Ганапатья. Гетти упоминает особый культ «Шакти Ганапати», основанный Ганапатиями, включающий пять различных форм. [ 38 ] Из тридцати двух стандартных форм медитации Ганеши , которые появляются в Шритаттванидхи ( Шритаттванидхи ), шесть включают в себя шакти. [ 39 ] Распространенная форма этого мотива изображает Ганешу сидящим с шакти на левом бедре и держащим миску с лепешками или круглыми сладостями. Ганеша поворачивает хобот влево, чтобы прикоснуться к вкусной еде. В некоторых тантрических формах этого образа жест видоизменяется и приобретает эротический подтекст. [ 40 ] Некоторые тантрические варианты этой формы описаны в Шарадатилака- тантре . [ 41 ]
Притхви Кумар Агравала проследил по крайней мере шесть различных списков из пятидесяти или более аспектов или форм Ганеши, каждый со своими конкретными супругами или шакти. В этих списках парных шакти встречаются такие имена богинь, как Шри, Шри, Пушти и т. д. Имена Буддхи, Сиддхи и Риддхи не встречаются ни в одном из этих списков. В списках нет подробностей о личностях или отличительных иконографических формах этих шакти. Агравала заключает, что все списки были составлены на основе одного исходного набора имен. Самый ранний из списков появляется в « Нарада-пуране» (I.66.124-38) и, по-видимому, с небольшими вариациями использовался в « Уччиштаганапати-упасане» . Эти списки бывают двух типов. В первом типе имена различных форм Ганеши даются с четким соответствием названной Шакти этой форме. Второй тип, обнаруженный в « Брахманда-пуране» (II.IV.44.63–76) и комментарии Рагхавабхатты к « Шарадатилаке» (I.115), дает пятьдесят или более имен Ганеши, собранных в одну группу, с именами Шакти представлены коллективно во второй группе. Второй тип списка создает проблемы с разделением и правильным соединением имен в пары из-за неясностей в образовании санскритских сложных слов. [ 42 ] [ 43 ]
Ассоциация с Сарасвати и Лакшми.
[ редактировать ]По всей Индии на современных плакатах Ганеша изображается вместе с Сарасвати (богиней культуры и искусства) или Лакшми (богиней удачи и процветания) или с обоими. [ 44 ] Ганешу, Лакшми и Сарсвати часто объединяют как божеств, непосредственно ответственных за материальное благополучие. Ганеша и Сарасвати разделяют контроль над Буддхи (мудростью), в то время как Ганеша и Лакшми являются божествами Раддхи и Сиддхи (материального и духовного успеха). [ 45 ] В частности, в Махараштре Ганеша ассоциируется с Шардой или Сарасвати. Некоторые отождествляют двух богинь с одним и тем же человеком и, таким образом, почитают их индивидуально с Ганешей, в то время как другие считают, что они разные, и одна или обе из них связаны с Ганешей. [ 46 ] Ассоциация Лакшми с Ганешей редко связана с тантрической традицией Лакшми как шакти Ганеши. Другие причины их отношений предлагаются по-разному: их функциональная эквивалентность и совместное поклонение на Дивали и в целом со стороны «бизнес-сообщества». [ 47 ] Напротив, в Калькутте Ганеша считается братом Сарасвати и Лакшми. [ 48 ]
Кольская Боу
[ редактировать ]В Бенгалии Ганеша на Дурга Пудже ассоциируется с подорожником (банановым) деревом, «Кола Боу». [ 49 ] (также пишется Кола-Боу), ритуально превращенная в богиню во время фестиваля. [ 50 ] [ 51 ]
В первый день Дурга Пуджи Кола Боу накрывают белым сари с красной каймой , а его листья намазывают киноварью. Затем ее помещают на украшенный пьедестал и поклоняются ей цветами, сандаловой пастой и ароматическими палочками. Кола Боу расположен справа от Ганеши вместе с другими божествами. Для большинства тех, кто смотрит на нее, новое сари указывает на ее роль новой невесты, и многие бенгальцы считают, что оно символизирует жену Ганеши. [ нужна ссылка ]
Другая точка зрения состоит в том, что Кола Боу представляет собой чистую душу (душу без тела), которую в Бенгалии считали (женской душой, которая является женой Господа Ганеши). Люди верят, что она жена Господа Ганеши, потому что она Кола Боу, а на бенгальском языке Боу означает жена, и мы не можем представлять душу, поэтому мы используем Кола Гач (банановое дерево) в пуджах как его жену и Кола Боу. Носит белое сари, как чистая душа, и выглядит как невеста.
Другая точка зрения состоит в том, что Кола Боу представляет собой Харидас Митра, который говорит, что Кола Боу призван служить символическим обобщением девяти типов листьев (нава патрика), которые вместе образуют священный комплекс на Дурга Пудже. [ 52 ] Жрецы, проводящие церемонию, привязывают пучок из восьми растений к стволу подорожника, и именно группа всех девяти растений образует Коль Боу. [ 53 ] Все девять растений обладают полезными лечебными свойствами. По мнению Мартина-Дюбоста, Кола Боу не представляет собой невесту или шакти Ганеши, а скорее является растительной формой Дурги. Он связывает символ растения с праздничным представлением о возвращении Дургой крови демона-буйвола на землю, чтобы порядок в мире мог быть восстановлен и снова появилась пышная растительность. Он связывает Ганешу с этим мифом о растительности и отмечает, что Астадашаусадхисристи ( Aṣṭādaśauṣadhisṛṭi , «Создатель восемнадцати лекарственных растений») — это имя Ганеши. [ 54 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обзор см.: Коэн, Лоуренс. «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , стр. 115–140.
- ^ Обзор ассоциаций с Буддхи, Сиддхи, Риддхи и другими фигурами, а также утверждение «Короче говоря, супруги Ганеши являются олицетворениями его сил, проявляющими его функциональные особенности…», см.: Кришан 1999 , с. 62.
- ^ Обсуждение Кала Бо см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , стр. 124–125.
- ^ Изображения 32 форм медитации вместе с санскритскими описаниями, встречающимися в Шритаттванидхи, см.: Чинмаянанда 1987 , стр. 85–118 и Граймс 1995 , стр. 60–61.
- ↑ Описания 32 форм медитации, встречающихся в Шритаттванидхи , см.: Мартин-Дюбост, стр. 120–123.
- ^ Утверждение о том, что «Согласно древней традиции, Ганеша был брахмачарином , то есть незамужним божеством; но легенда дала ему двух супруг, олицетворений Мудрости (Буддхи) и Успеха (Сиддхи)», см.: Getty 1936 , p. 36.
- ^ Браун стр.126
- ^ Герас, с. Герберта 59. Герас цитирует «Ганесу» , в которой говорится: «La couleur rouge de son corps est celle que donne aux grandes yogins la pratique интенсивная де ла медитация» (перевод: Красный цвет его тела — это то, что дает интенсивная практика медитации). великим йогам).
- ^ Ганеш Сахасранамастотра: Мула Эван Шрибхаскарайякрта «Кхадьота» Варти Литература . ( Опубликовано: Варанаси , 1991 г.). Включает полный исходный текст и комментарий Бхаскарарайи на санскрите.
- ^ Апте, стр. 720.
- ^ Мудгала Пурана VI.9.8 и Ганеша Пурана II.125.39, II.6.24, II.31.9. Цитаты на Ганеша-пурану взяты из издания Йогиндра Мата 1985 года (Часть II).
- ^ Мудгала Пурана VIII.43.26-7 и Ганеша Пурана II.130.22 .
- ^ Тапан, стр. 192–193.
- ^ Jump up to: а б Бэйли, 1995 год . [ нужна страница ]
- ^ Кортрайт, стр. 212–213.
- ^ Заявление см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 130.
- ^ Шива Пурана 2.5.19.15–20. Перевод. Кортрайт, стр. 123–125.
- ^ Браун стр.130
- ^ Кортрайт, стр. 124, 213. «Они - его шакти (женские эманации его творческих сил)».
- ^ Цитацию фразы «сиддхи-буддхи-саманвита» см.: Роше, Людо, « Подъем Ганеши к известности в санскритской литературе», в: Brown 1991 , p. 74.
- ^ Матсья Пурана 260.55. Под редакцией Джамны Дас Ахтара (Дели: Oriental Publishers, 1972), 310.
- ^ Макдонелл, с. 118.
- ^ Аджитагама Том. III. 55.18.
- ^ Мартин-Дюбо, с. 332.
- ^ Браун стр.122
- ↑ Обсуждение изображения Ганеши в фильме см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 130.
- ^ Тапан, стр. 15–16, 230, 239, 242, 251.
- ^ Нагар, с. 5.
- ^ Апте, стр. 703.
- ^ Ганеша Пурана I.46, т. 5 раздела Ганеша Сахасранама в GP-1993, издание Шармы. Оно появляется в стихе 10 версии, приведенной в комментарии Бхаскарарайи.
- ^ Издание Шармы, GP-1993 I.46, стихи 204–206. В издании Бейли используется вариант текста, и там, где Шарма читает «Буддхиприю», Бэйли переводит «Предоставление лакхов».
- ^ Практический санскритский словарь Артура Энтони МакДонелла; с.187 (прия); Опубликовано в 2004 г.; Публикация Мотилал Банарсидасс; ISBN 81-208-2000-2
- ^ Кришан 1999; на стр. 60–70 Ганеша рассматривается как «муж Буддхи».
- ^ Ганешасахасранамастотрам: мула эвам шрибхаскарарайакрита 'кхадьота' вартика сахита ( Прачья Пракашана: Варанаси , 1991). Включает полный исходный текст и комментарий Бхаскарарайи на санскрите. Имя «Будда» встречается в седьмом стихе цитируемого тома, что соответствует второму стиху собственно Шасахасранамы.
- ^ Комментарий Бхаскарарайи к имени Будда с номером стиха комментария: «Поскольку он вечный Будда, он уничтожает инстинкты невежества. Или, поскольку он является воплощением джиннов, его называют Буддой.
- ^ О преобладании мотива единственной шакти см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 120.
- ^ Кумарасвами, Ананда. Бюллетень Бостонского музея изящных искусств 26, вып. 153 (1928): стр. 30–31, цитируется по Getty 1936 .
- ^ О культе пяти Шакти-Ганапати, называемых Уччишта Ганапати , Маха Ганапати , Урддхва Ганапати , Пингала Ганапати и Лакшми Ганапати , см.: Getty 1936 , p. 20.
- ^ Изображения Шакти Ганапати, Уччишты Ганапати, Махаганапати, Урдхвы Ганапати, Удданды Ганапати и Санкастхараны Ганапати см.: Chinmayananda 1987 , стр. 87–118.
- ^ Обсуждение примеров этой формы см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 121.
- ^ Авалон. Раздел 13. Во введение также включен английский перевод этого раздела.
- ^ Агравала. Приложение I: Множественные Ганапати и их женские Шакти. Полные списки для всех шести вариантов, выявленных Агравалой, приведены в Приложении I в табличной форме, позволяющей легко сравнивать.
- ^ Нагар, стр. 197–198. Список из пятидесяти аспектов, описанный в « Йогинихридая» , аналогичный тем, которые определил Агравала.
- ^ Браун стр.129
- ^ Браун стр.133
- ↑ Об ассоциациях с Шардой и Сарасвати и отождествлении этих богинь друг с другом см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 132.
- ^ Браун стр.133
- ^ О вере Калькутты в то, что Ганеша является братом Сарасвати и Лакшми, см.: см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 123.
- ^ Написание Кола Боу дано Коэном, Лоуренсом. «Жены Ганеши ». Браун, с. 124–125.
- ^ Мартин-Дюбо определяет Кола Боу (Колабу) как «богиню бананового дерева... которой поклоняются каждый год в деревнях Бенгалии во время великого фестиваля Дурга в сентябре – октябре. Поль Мартин-Дюбо говорит, что этимология имени Колабу происходит от слова «кола» (банан) + «боу» (молодая невеста).
- ^ Мартин-Дюбост, стр. 88–90, 349. Для этого дерева используется термин «Колабу».
- ^ Митра, Харидас. «Ганапати» Анналы Вишва Бхарати 8 (nd): 246. Цитируется Коэном, Лоуренсом. «Жены Ганеши ». Браун, с. 124–125. Коэн говорит, что справочный текст Ногиндранатха Басу «Вишну Кош» также отождествляет Кола Боу с самой Дургой.
- ^ Список входящих в состав растений и методов сборки приведен у Мартина-Дюбоста, стр. 89–90.
- ^ Ганеша Пурана I.46.154 (издание Шармы 1993 г.).
Библиография
[ редактировать ]- Агравала, Притхви Кумар (1978). Богиня Винаяки: Женщина Ганеша . Серия «Индийская цивилизация». Варанаси: Притхиви Пракашан.
- Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-0567-4 . (четвертое исправленное и дополненное издание).
- Авалон, Артур (1933). Шарада к Тантре Тилаки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1338-3 . (переиздание 1993 г.).
- Бейли, Грег (1995). Ганешапурана: Введение, перевод, примечания и указатель . Олбани: Харрассовиц. ISBN 3-447-03647-8 .
- Браун, Роберт (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0657-1 .
- Чинмаянанда, С. (1987). «Слава Ганеши» (переиздание 1995 г.). Мумбаи: Центральная миссия Чинмайя.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - Кортрайт, Пол Б. (1985). Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-505742-2 .
- Гетти, Алиса (1936). Ганеша: Монография о слоноликом Боге . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 81-215-0377-X .
- Граймс, Джон (1995). Ганапати: Песня о себе . Серия SUNY по религиоведению. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-7914-2440-5 .
- Герас, Х. (1972). Проблема Ганапати . Дели: Дом индологической книги.
- Кришан, Юврадж (1999). Ганеша: разгадка загадки . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN 81-208-1413-4 .
- Макдонелл, Артур Энтони (1996). Практический санскритский словарь . Издательство Мунширам Монохарлал. ISBN 81-215-0715-4 .
- Мартин-Дюбо, Поль (1997). Ганеша: Чародей трех миров . Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN 81-900184-3-4 .
- Мате, М.С. (1988). Храмы и легенды Махараштры . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван.
- Нагар, Шанти Лал (1992). Культ Винаяки . Нью-Дели: Интеллектуальное издательство. ISBN 81-7076-043-9 .
- Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN 81-7304-195-4 .