Jump to content

Супруги Ганеши

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

под названием «Риддхи Сиддхи». Ганеша с супругами Риддхи (процветание) и Сиддхи (духовная сила), картина Раджи Рави Вармы (1848–1906)

Семейное положение Ганеши в мифологических историях широко варьируется, и этот вопрос стал предметом значительного научного обзора. [ 1 ] Можно выделить несколько моделей ассоциаций с разными супругами. Один из мифов идентифицирует Ганешу как неженатого брахмачарина, не имеющего супругов. Другая распространенная модель связывает его с концепциями Буддхи (интеллект), Сиддхи (духовная сила) и Риддхи (процветание); эти качества иногда персонифицируются в виде богинь, которые считаются женами Ганеши. [ 2 ] Другая закономерность связывает Ганешу с богиней культуры и искусства Сарасвати . В Бенгалии он связан с банановым деревом Кала Бо (или Кола Боу). [ 3 ] Обычно супругу Ганеши изображают как его шакти, олицетворение его творческой энергии.

Некоторые различия между этими моделями можно понять, рассмотрев региональные различия по всей Индии, периоды времени, в которых наблюдаются эти модели, и традиции, в которых придерживаются верования. Некоторые различия относятся к предпочтительной форме медитации, используемой преданным: от Ганеши в детстве ( санскрит : बाल गणपति ; bālagāņapati ) до Ганеши как тантрического божества. [ 4 ] [ 5 ]

Неженатый

[ редактировать ]

Согласно одной неосновной традиции, Ганеша был брахмачарином , то есть неженатым. [ 6 ] Этот узор в первую очередь популярен в некоторых частях южной Индии. [ 7 ] Эта традиция была связана с противоречивой концепцией взаимосвязи между безбрачием и стремлением к духовному росту. [ 8 ] Бхаскарайя намекает на традицию, согласно которой Ганеша считался пожизненным холостяком, в своем комментарии к Ганеша Пураны из версии Ганеша Сахасранамы , которая включает имя Абхиру (стих 9а). [ 9 ] В своем комментарии к этому стиху Бхаскарайя говорит, что имя Абхиру означает «без женщины», но этот термин также может означать «не страшный». [ 10 ]

Буддхи, Сиддхи и Риддхи

[ редактировать ]
Центральное изображение Ганеши с Сиддхи и Буддхи на его стороне, храм Моргаон.

Ганеша -пурана и Мудгала-пурана содержат описания Ганеши в окружении Сиддхи и Буддхи. [ 11 ] В этих двух Пуранах они появляются как неотъемлемая часть Ганапати. [ 12 ] и по словам Тапана [ 13 ] не требуют каких-либо особых ритуалов, связанных с поклонением Шакти. В главе I.18.24–39 пураны Ганеша - Брахма совершает поклонение в честь Ганеши, и во время этого Ганеша сам вызывает появление Буддхи и Сиддхи, чтобы Брахма мог предложить их обратно Ганеше. Ганеша принимает их как подношения. [ 14 ] В Ганеша-пуране I.65.10–12 есть вариант этого инцидента, в котором различные боги дарят Ганеше подарки, но в этом случае Сиддхи и Буддхи рождаются из ума Брахмы и передаются Брахмой Ганеше . [ 14 ]

Храм Ганеши в Моргаоне является центральной святыней регионального комплекса аштавинаяка . Самым священным местом в храме Морагаон является святилище ( гарбхагриха ), небольшое ограждение, содержащее изображение Ганеши. Справа и слева от изображения стоят Сиддхи и Буддхи. [ 15 ] В северной Индии говорят, что две женские фигуры — это Сиддхи и Риддхи. доказательств существования этой пары нет Пуранических , но эта пара параллельна парам Буддхи и Сиддхи в Шива-пуране и Риддхи и Буддхи из Матсья- пураны. [ 16 ]

Толкование отношений

[ редактировать ]

В «Шива-пуране» есть история, в которой Ганеша и его брат Сканда соревнуются за право жениться на двух желанных дочерях Праджапати, Сиддхи и Буддхи, и Ганеша побеждает благодаря умному подходу. [ 17 ] В этой истории добавляется, что через некоторое время Ганеша родил двух сыновей: Кшему ( Кшема ) (Процветание), рожденного от Сиддхи, и Лабху (Приобретение, Прибыль), рожденного от Буддхи. В североиндийских вариантах этой истории сыновьями часто называют Шубху (хинди Шубх ) (благоприятие) и Лабху . [ 18 ] Обсуждая версию Шива Пураны , Кортрайт отмечает, что, хотя Ганешу иногда изображают сидящим между этими двумя женскими божествами, «эти женщины больше похожи на женские эманации его андрогинной природы, на Шакти, а не на супругов, имеющих свои собственные характеры и супругов». [ 19 ]

Людо Роше говорит, что «описания Ганеши как сиддхи-буддхи-саманвита 'сопровождаются сиддхи и буддхи, за которыми следуют сиддхи и буддхи ». часто кажется, что это означает не что иное, как то, что, когда Ганеша присутствует , сиддхи «успех» и буддхи «мудрость» не сильно отстают. Такова вполне могла быть первоначальная концепция, позднейшим развитием которой стал брак». [ 20 ] В стихе 49а « «Ганеша -пураны » из Ганеша- сахасранамы » одно из имён Ганеши — Оддхисиддхиправардхана («Усилитель материального и духовного успеха»). Матсья -пурана определяет Ганешу как «обладателя качеств Риддхи (процветания) и Буддхи (мудрости)». [ 21 ]

В «Аджитагаме» тантрическая форма Ганеши по имени Харидра Ганапати описывается как цвет куркумы и окруженная двумя неназванными женами. слово «жены» ( санскрит : दारा ; дара Специально используется ) ( санскрит : दारायुगलम् ; дараюгалам ). [ 22 ] Эти жены отличаются от шакти. [ 23 ]

Ашта Сиддхи

[ редактировать ]
Ганеша с Ашта (8) Сиддхи . Аштасиддхи связаны с Ганешей. - картина Раджи Рави Вармы (1848–1906).

Отношения Ганеши с Аштасиддхи — восемью духовными достижениями, полученными посредством практики йоги, — также относятся к этому обезличенному типу. В более поздней иконографии эти восемь чудесных сил представлены группой молодых женщин, окружающих Ганешу. [ 24 ] Картина Раджи Рави Вармы (показанная в этом разделе) иллюстрирует недавний пример этой иконографической формы. На картине изображены веера, служащие женскими фигурами. В космополитическом шактистском поклонении Ганеше к Ашта Сиддхи обращаются как к восьми богиням. В Ганеша Пуране эти персонифицированные Ашта Сиддхи используются Ганешей для нападения на демона Девантаку . По словам Гетти, эти восемь супруг слиты в единую деви, шакти Ганеши. Она размышляет о том, являются ли Ашта Сиддхи трансформацией саптаматрик, с которыми Ганеша часто изображается скульптурно. [ 25 ]

Деви Сантоши

[ редактировать ]

Ганеша был изображен домохозяином, женатым на Риддхи и Сиддхи и отцом Сантоши Ма ( деванагари : संतोषी माँ), богини удовлетворения, в хинди-фильме 1975 года « Джай Сантоши Маа» . Сценарий фильма не основан на библейских источниках. Тот факт, что вокруг фигуры Сантоши Ма возник культ, Анита Райна Тапан и Лоуренс Коэн назвали свидетельством продолжающейся эволюции Ганеши как популярного божества. [ 26 ] [ 27 ]

Мудрость

[ редактировать ]

Ганеша считается Повелителем Разума. [ 28 ] На санскрите слово буддхи — существительное женского рода, которое по-разному переводится как интеллект, мудрость или интеллект. [ 29 ] Концепция буддхи тесно связана с личностью Ганеши пуранического периода, когда развивается множество историй, демонстрирующих его ум и любовь к интеллекту. Одно из имен Ганеши в «Ганеша-пуране» и «Ганеша-сахасранаме» Буддхиприя . [ 30 ] Имя Буддхиприя также появляется в специальном списке из двадцати одного имени, которое, по словам Ганеши , имеет особое значение в конце Ганеша Сахасранамы. [ 31 ] Слово прия может означать «любящий», а в супружеском контексте оно может означать «любовник, муж». [ 32 ] поэтому Буддхиприя означает «любящий разум» или «муж Буддхи». [ 33 ]

Эта ассоциация с мудростью также проявляется в имени Будда , которое появляется как имя Ганеши во втором стихе Ганеша-пураны версии Ганеша-сахасранамы . [ 34 ] Расположение этого имени в начале «Ганеша Сахасранамы» указывает на то, что это имя имело важное значение. В комментарии Бхаскарарайи к «Ганеша Сахасранаме» говорится, что это имя Ганеши означает, что Будда был аватаром Ганеши. [ 35 ] Эта интерпретация не получила широкого распространения даже среди Ганапатья , а Будда не упоминается в списках воплощений Ганеши, приведенных в основных разделах « Ганеша-пураны» и «Мудгала-пураны» . Бхаскарарайя также дает более общую интерпретацию этого имени как просто означающую, что сама форма Ганеши представляет собой «вечное просветление» ( нитьябуддах ), поэтому его называют Буддой.

Мотив Шакти

[ редактировать ]
Ганеша в форме Махаганапати с шакти. Из Шритаттванидхи (19 век).

Особый тип иконографического изображения Ганеши показывает его с единственной человеческой шакти (санскрит: шакти ). [ 36 ] По словам Ананды Кумарасвами, самое старое известное изображение Ганеши с шакти датируется шестым веком. [ 37 ] У супруги нет ярко выраженной личности или иконографического репертуара. По мнению Коэна и Гетти, появление этого мотива шакти соответствует появлению тантрических ветвей культа Ганапатья. Гетти упоминает особый культ «Шакти Ганапати», основанный Ганапатиями, включающий пять различных форм. [ 38 ] Из тридцати двух стандартных форм медитации Ганеши , которые появляются в Шритаттванидхи ( Шритаттванидхи ), шесть включают в себя шакти. [ 39 ] Распространенная форма этого мотива изображает Ганешу сидящим с шакти на левом бедре и держащим миску с лепешками или круглыми сладостями. Ганеша поворачивает хобот влево, чтобы прикоснуться к вкусной еде. В некоторых тантрических формах этого образа жест видоизменяется и приобретает эротический подтекст. [ 40 ] Некоторые тантрические варианты этой формы описаны в Шарадатилака- тантре . [ 41 ]

Притхви Кумар Агравала проследил по крайней мере шесть различных списков из пятидесяти или более аспектов или форм Ганеши, каждый со своими конкретными супругами или шакти. В этих списках парных шакти встречаются такие имена богинь, как Шри, Шри, Пушти и т. д. Имена Буддхи, Сиддхи и Риддхи не встречаются ни в одном из этих списков. В списках нет подробностей о личностях или отличительных иконографических формах этих шакти. Агравала заключает, что все списки были составлены на основе одного исходного набора имен. Самый ранний из списков появляется в « Нарада-пуране» (I.66.124-38) и, по-видимому, с небольшими вариациями использовался в « Уччиштаганапати-упасане» . Эти списки бывают двух типов. В первом типе имена различных форм Ганеши даются с четким соответствием названной Шакти этой форме. Второй тип, обнаруженный в « Брахманда-пуране» (II.IV.44.63–76) и комментарии Рагхавабхатты к « Шарадатилаке» (I.115), дает пятьдесят или более имен Ганеши, собранных в одну группу, с именами Шакти представлены коллективно во второй группе. Второй тип списка создает проблемы с разделением и правильным соединением имен в пары из-за неясностей в образовании санскритских сложных слов. [ 42 ] [ 43 ]

Ассоциация с Сарасвати и Лакшми.

[ редактировать ]
Ганеша (в центре), Лакшми (слева) и Сарасвати в храме.

По всей Индии на современных плакатах Ганеша изображается вместе с Сарасвати (богиней культуры и искусства) или Лакшми (богиней удачи и процветания) или с обоими. [ 44 ] Ганешу, Лакшми и Сарсвати часто объединяют как божеств, непосредственно ответственных за материальное благополучие. Ганеша и Сарасвати разделяют контроль над Буддхи (мудростью), в то время как Ганеша и Лакшми являются божествами Раддхи и Сиддхи (материального и духовного успеха). [ 45 ] В частности, в Махараштре Ганеша ассоциируется с Шардой или Сарасвати. Некоторые отождествляют двух богинь с одним и тем же человеком и, таким образом, почитают их индивидуально с Ганешей, в то время как другие считают, что они разные, и одна или обе из них связаны с Ганешей. [ 46 ] Ассоциация Лакшми с Ганешей редко связана с тантрической традицией Лакшми как шакти Ганеши. Другие причины их отношений предлагаются по-разному: их функциональная эквивалентность и совместное поклонение на Дивали и в целом со стороны «бизнес-сообщества». [ 47 ] Напротив, в Калькутте Ганеша считается братом Сарасвати и Лакшми. [ 48 ]

Кольская Боу

[ редактировать ]
Кола Боу (жена-банан) в бело-красном сари, помещенная рядом с изображением Ганеши во время Дурга-пуджи.

В Бенгалии Ганеша на Дурга Пудже ассоциируется с подорожником (банановым) деревом, «Кола Боу». [ 49 ] (также пишется Кола-Боу), ритуально превращенная в богиню во время фестиваля. [ 50 ] [ 51 ]

В первый день Дурга Пуджи Кола Боу накрывают белым сари с красной каймой , а его листья намазывают киноварью. Затем ее помещают на украшенный пьедестал и поклоняются ей цветами, сандаловой пастой и ароматическими палочками. Кола Боу расположен справа от Ганеши вместе с другими божествами. Для большинства тех, кто смотрит на нее, новое сари указывает на ее роль новой невесты, и многие бенгальцы считают, что оно символизирует жену Ганеши. [ нужна ссылка ]

Другая точка зрения состоит в том, что Кола Боу представляет собой чистую душу (душу без тела), которую в Бенгалии считали (женской душой, которая является женой Господа Ганеши). Люди верят, что она жена Господа Ганеши, потому что она Кола Боу, а на бенгальском языке Боу означает жена, и мы не можем представлять душу, поэтому мы используем Кола Гач (банановое дерево) в пуджах как его жену и Кола Боу. Носит белое сари, как чистая душа, и выглядит как невеста.


Другая точка зрения состоит в том, что Кола Боу представляет собой Харидас Митра, который говорит, что Кола Боу призван служить символическим обобщением девяти типов листьев (нава патрика), которые вместе образуют священный комплекс на Дурга Пудже. [ 52 ] Жрецы, проводящие церемонию, привязывают пучок из восьми растений к стволу подорожника, и именно группа всех девяти растений образует Коль Боу. [ 53 ] Все девять растений обладают полезными лечебными свойствами. По мнению Мартина-Дюбоста, Кола Боу не представляет собой невесту или шакти Ганеши, а скорее является растительной формой Дурги. Он связывает символ растения с праздничным представлением о возвращении Дургой крови демона-буйвола на землю, чтобы порядок в мире мог быть восстановлен и снова появилась пышная растительность. Он связывает Ганешу с этим мифом о растительности и отмечает, что Астадашаусадхисристи ( Aṣṭādaśauṣadhisṛṭi , «Создатель восемнадцати лекарственных растений») — это имя Ганеши. [ 54 ]

  1. ^ Обзор см.: Коэн, Лоуренс. «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , стр. 115–140.
  2. ^ Обзор ассоциаций с Буддхи, Сиддхи, Риддхи и другими фигурами, а также утверждение «Короче говоря, супруги Ганеши являются олицетворениями его сил, проявляющими его функциональные особенности…», см.: Кришан 1999 , с. 62.
  3. ^ Обсуждение Кала Бо см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , стр. 124–125.
  4. ^ Изображения 32 форм медитации вместе с санскритскими описаниями, встречающимися в Шритаттванидхи, см.: Чинмаянанда 1987 , стр. 85–118 и Граймс 1995 , стр. 60–61.
  5. Описания 32 форм медитации, встречающихся в Шритаттванидхи , см.: Мартин-Дюбост, стр. 120–123.
  6. ^ Утверждение о том, что «Согласно древней традиции, Ганеша был брахмачарином , то есть незамужним божеством; но легенда дала ему двух супруг, олицетворений Мудрости (Буддхи) и Успеха (Сиддхи)», см.: Getty 1936 , p. 36.
  7. ^ Браун стр.126
  8. ^ Герас, с. Герберта 59. Герас цитирует «Ганесу» , в которой говорится: «La couleur rouge de son corps est celle que donne aux grandes yogins la pratique интенсивная де ла медитация» (перевод: Красный цвет его тела — это то, что дает интенсивная практика медитации). великим йогам).
  9. ^ Ганеш Сахасранамастотра: Мула Эван Шрибхаскарайякрта «Кхадьота» Варти Литература . ( Опубликовано: Варанаси , 1991 г.). Включает полный исходный текст и комментарий Бхаскарарайи на санскрите.
  10. ^ Апте, стр. 720.
  11. ^ Мудгала Пурана VI.9.8 и Ганеша Пурана II.125.39, II.6.24, II.31.9. Цитаты на Ганеша-пурану взяты из издания Йогиндра Мата 1985 года (Часть II).
  12. ^ Мудгала Пурана VIII.43.26-7 и Ганеша Пурана II.130.22 .
  13. ^ Тапан, стр. 192–193.
  14. ^ Jump up to: а б Бэйли, 1995 год . [ нужна страница ]
  15. ^ Кортрайт, стр. 212–213.
  16. ^ Заявление см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 130.
  17. ^ Шива Пурана 2.5.19.15–20. Перевод. Кортрайт, стр. 123–125.
  18. ^ Браун стр.130
  19. ^ Кортрайт, стр. 124, 213. «Они - его шакти (женские эманации его творческих сил)».
  20. ^ Цитацию фразы «сиддхи-буддхи-саманвита» см.: Роше, Людо, « Подъем Ганеши к известности в санскритской литературе», в: Brown 1991 , p. 74.
  21. ^ Матсья Пурана 260.55. Под редакцией Джамны Дас Ахтара (Дели: Oriental Publishers, 1972), 310.
  22. ^ Макдонелл, с. 118.
  23. ^ Аджитагама Том. III. 55.18.
  24. ^ Мартин-Дюбо, с. 332.
  25. ^ Браун стр.122
  26. Обсуждение изображения Ганеши в фильме см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 130.
  27. ^ Тапан, стр. 15–16, 230, 239, 242, 251.
  28. ^ Нагар, с. 5.
  29. ^ Апте, стр. 703.
  30. ^ Ганеша Пурана I.46, т. 5 раздела Ганеша Сахасранама в GP-1993, издание Шармы. Оно появляется в стихе 10 версии, приведенной в комментарии Бхаскарарайи.
  31. ^ Издание Шармы, GP-1993 I.46, стихи 204–206. В издании Бейли используется вариант текста, и там, где Шарма читает «Буддхиприю», Бэйли переводит «Предоставление лакхов».
  32. ^ Практический санскритский словарь Артура Энтони МакДонелла; с.187 (прия); Опубликовано в 2004 г.; Публикация Мотилал Банарсидасс; ISBN   81-208-2000-2
  33. ^ Кришан 1999; на стр. 60–70 Ганеша рассматривается как «муж Буддхи».
  34. ^ Ганешасахасранамастотрам: мула эвам шрибхаскарарайакрита 'кхадьота' вартика сахита ( Прачья Пракашана: Варанаси , 1991). Включает полный исходный текст и комментарий Бхаскарарайи на санскрите. Имя «Будда» встречается в седьмом стихе цитируемого тома, что соответствует второму стиху собственно Шасахасранамы.
  35. ^ Комментарий Бхаскарарайи к имени Будда с номером стиха комментария: «Поскольку он вечный Будда, он уничтожает инстинкты невежества. Или, поскольку он является воплощением джиннов, его называют Буддой.
  36. ^ О преобладании мотива единственной шакти см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 120.
  37. ^ Кумарасвами, Ананда. Бюллетень Бостонского музея изящных искусств 26, вып. 153 (1928): стр. 30–31, цитируется по Getty 1936 .
  38. ^ О культе пяти Шакти-Ганапати, называемых Уччишта Ганапати , Маха Ганапати , Урддхва Ганапати , Пингала Ганапати и Лакшми Ганапати , см.: Getty 1936 , p. 20.
  39. ^ Изображения Шакти Ганапати, Уччишты Ганапати, Махаганапати, Урдхвы Ганапати, Удданды Ганапати и Санкастхараны Ганапати см.: Chinmayananda 1987 , стр. 87–118.
  40. ^ Обсуждение примеров этой формы см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 121.
  41. ^ Авалон. Раздел 13. Во введение также включен английский перевод этого раздела.
  42. ^ Агравала. Приложение I: Множественные Ганапати и их женские Шакти. Полные списки для всех шести вариантов, выявленных Агравалой, приведены в Приложении I в табличной форме, позволяющей легко сравнивать.
  43. ^ Нагар, стр. 197–198. Список из пятидесяти аспектов, описанный в « Йогинихридая» , аналогичный тем, которые определил Агравала.
  44. ^ Браун стр.129
  45. ^ Браун стр.133
  46. Об ассоциациях с Шардой и Сарасвати и отождествлении этих богинь друг с другом см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 132.
  47. ^ Браун стр.133
  48. ^ О вере Калькутты в то, что Ганеша является братом Сарасвати и Лакшми, см.: см.: Коэн, Лоуренс, «Жены Ганеши », в: Brown 1991 , p. 123.
  49. ^ Написание Кола Боу дано Коэном, Лоуренсом. «Жены Ганеши ». Браун, с. 124–125.
  50. ^ Мартин-Дюбо определяет Кола Боу (Колабу) как «богиню бананового дерева... которой поклоняются каждый год в деревнях Бенгалии во время великого фестиваля Дурга в сентябре – октябре. Поль Мартин-Дюбо говорит, что этимология имени Колабу происходит от слова «кола» (банан) + «боу» (молодая невеста).
  51. ^ Мартин-Дюбост, стр. 88–90, 349. Для этого дерева используется термин «Колабу».
  52. ^ Митра, Харидас. «Ганапати» Анналы Вишва Бхарати 8 (nd): 246. Цитируется Коэном, Лоуренсом. «Жены Ганеши ». Браун, с. 124–125. Коэн говорит, что справочный текст Ногиндранатха Басу «Вишну Кош» также отождествляет Кола Боу с самой Дургой.
  53. ^ Список входящих в состав растений и методов сборки приведен у Мартина-Дюбоста, стр. 89–90.
  54. ^ Ганеша Пурана I.46.154 (издание Шармы 1993 г.).

Библиография

[ редактировать ]
  • Агравала, Притхви Кумар (1978). Богиня Винаяки: Женщина Ганеша . Серия «Индийская цивилизация». Варанаси: Притхиви Пракашан.
  • Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-0567-4 . (четвертое исправленное и дополненное издание).
  • Авалон, Артур (1933). Шарада к Тантре Тилаки . Издательство Мотилал Банарсидасс. ISBN  81-208-1338-3 . (переиздание 1993 г.).
  • Бейли, Грег (1995). Ганешапурана: Введение, перевод, примечания и указатель . Олбани: Харрассовиц. ISBN  3-447-03647-8 .
  • Браун, Роберт (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0657-1 .
  • Чинмаянанда, С. (1987). «Слава Ганеши» (переиздание 1995 г.). Мумбаи: Центральная миссия Чинмайя. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  • Кортрайт, Пол Б. (1985). Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-505742-2 .
  • Гетти, Алиса (1936). Ганеша: Монография о слоноликом Боге . Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN   81-215-0377-X .
  • Граймс, Джон (1995). Ганапати: Песня о себе . Серия SUNY по религиоведению. Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN  0-7914-2440-5 .
  • Герас, Х. (1972). Проблема Ганапати . Дели: Дом индологической книги.
  • Кришан, Юврадж (1999). Ганеша: разгадка загадки . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-1413-4 .
  • Макдонелл, Артур Энтони (1996). Практический санскритский словарь . Издательство Мунширам Монохарлал. ISBN  81-215-0715-4 .
  • Мартин-Дюбо, Поль (1997). Ганеша: Чародей трех миров . Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN  81-900184-3-4 .
  • Мате, М.С. (1988). Храмы и легенды Махараштры . Бомбей: Бхаратия Видья Бхаван.
  • Нагар, Шанти Лал (1992). Культ Винаяки . Нью-Дели: Интеллектуальное издательство. ISBN   81-7076-043-9 .
  • Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN  81-7304-195-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1cfcdeeef40b4f6245abbadf96e1e3f__1719304740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/3f/d1cfcdeeef40b4f6245abbadf96e1e3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Consorts of Ganesha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)