Jump to content

Мифологические анекдоты о Ганеше

Миниатюра Басоли , около 1730 года.

Существует много анекдотов о Ганеше . Голова слона Ганеши позволяет легко его узнать. [ 1 ] Ему поклоняются как повелителю начинаний и повелителю устранения препятствий. [ 2 ] покровитель искусств и наук, бог интеллекта и мудрости. [ 3 ] Истории о рождении Ганеши встречаются в более поздних Пуранах , составленных примерно с 600 г. н.э. Ссылки на Ганешу в более ранних Пуранах, таких как Ваю и Брахманда Пураны, считаются более поздними вставками, сделанными в период с 7 по 10 века. [ 4 ]

Рождение и детство

[ редактировать ]
Парвати играет с младенцем Ганешей

Хотя Ганешу обычно считают сыном Шивы и Парвати , Пураны описывают несколько различных версий его рождения. [ 5 ] [ 6 ] К ним относятся версии, в которых он создан Шивой, [ 7 ] от Парвати, [ 8 ] Шивой и Парвати, [ 9 ] или таинственным образом, который позже обнаружили Шива и Парвати. [ 10 ]

В семье есть его брат Картикея . [ 11 ] Региональные различия диктуют порядок их рождения. В Северной Индии Сканда обычно считается старшим братом, а на Юге Ганеша считается первенцем. [ 12 ] До появления Ганеши Сканда был важным боевым божеством примерно с 500 г. до н.э. по 600 г. н.э., когда его поклонение в Северной Индии значительно снизилось. Период этого упадка совпадает с возвышением Ганеши. В нескольких историях рассказывается об эпизодах соперничества братьев и сестер между Ганешей и Скандой. [ 13 ] и может отражать историческую напряженность между соответствующими сектами. [ 14 ]

Однажды Ганеша и его брат соревновались в том, кто быстрее сможет обойти три мира и, следовательно, получить плод знания. Сканда отправился в путешествие, чтобы охватить три мира, а Ганеша просто обошел вокруг своих родителей. Когда его спросили, почему он так сделал, он ответил, что его родители Шива и Парвати составили три мира и таким образом получили плод знания . [ нужна ссылка ]

В своем обзоре восхождения Ганеши к известности в санскритской литературе Людо Роше отмечает, что:

Прежде всего, нельзя не поразиться тому факту, что многочисленные истории, связанные с Ганешей, концентрируются на неожиданно ограниченном количестве инцидентов. Этих инцидентов в основном три: его рождение и отцовство, голова слона и единственный бивень. В текстах затронуты и другие происшествия, но в гораздо меньшей степени. [ 15 ]

Голова слона

[ редактировать ]
Ганеша Голова Слона

Индуистская религия представляет множество историй, объясняющих, как Ганеша получил голову слона или гаджи . Часто происхождение этого конкретного атрибута можно найти в тех же анекдотах, которые повествуют о его рождении. Эти истории также раскрывают истоки огромной популярности его культа. Преданные иногда интерпретируют его голову слона как указание на интеллект, способность различать, верность или другие качества, которыми, как считается, обладают слоны. Говорят, что большие слоновьи уши означают мудрость и способность слушать людей, обращающихся за помощью.

Обезглавливание Шивы

[ редактировать ]
Распространенная четырехрукая форма Ганеши. Миниатюра школы Нурпур (около 1810 г.). Музей Чандигарха . [ 16 ]

Самая известная история, вероятно, взята из Шива Пураны . Богиня Парвати начала готовиться к омовению. Поскольку она не хотела, чтобы ее беспокоили во время купания, а Нанди не было на Кайласе, чтобы охранять дверь, Парвати взяла пасту из куркумы (для купания) со своего тела и сделала статую мальчика, вдохнув в него жизнь. Парвати поручила этому мальчику охранять дверь и не впускать никого, пока она не закончит принимать ванну.

После того, как Шива вышел из медитации, он захотел встретиться с Парвати, но обнаружил, что его остановил странный мальчик. Шива пытался урезонить мальчика, говоря, что он муж Парвати, но мальчик не слушал и был полон решимости держать Шиву на расстоянии. Поведение мальчика удивило Шиву. Почувствовав, что это не обычный мальчик, обычно уравновешенный Шива решил, что ему придется сразиться с мальчиком, и в своей божественной ярости отрубил мальчику голову своей тришулой , мгновенно убив его.

Когда Парвати услышала об этом, она пришла в такую ​​ярость, что решила уничтожить все творение. По ее зову несколько свирепых многоруких форм, йогинь , возникли из ее тела и угрожали уничтожением. Брахма, будучи создателем, естественно, беспокоился и умолял ее пересмотреть свой радикальный план. Она согласилась с двумя условиями: первое, чтобы мальчик был возвращен к жизни, и второе, чтобы его всегда почитали в молитвах перед всеми другими богами.

Шива, остывший к этому моменту, согласился на условия Парвати. Он послал своих приверженцев с приказом принести голову первого существа, лежащего головой на север. Вскоре они вернулись с головой сильного и могущественного слона по имени Гаджасура, которую Брахма положил на тело мальчика. Вдохнув в него новую жизнь, он был объявлен Гаджананой и предложил ему статус первого среди молящихся богов и титул лидера всех ганов (классов существ), Ганапати .

Шива и Гаджасура

[ редактировать ]
Картина Гаджасурадамана.

Когда-то жил асура (демон) со всеми характеристиками слона по имени Гаджасура, который совершал покаяние (тапас). Шива, удовлетворенный этой аскезой, решил преподнести ему в качестве награды любой подарок, который он пожелает. Асура хотел, чтобы он мог постоянно излучать огонь из своего тела, чтобы никто никогда не осмелился приблизиться к нему. Божество исполнило его просьбу. Гаджасура продолжал свое покаяние, и Шива, время от времени появлявшийся перед ним, еще раз спросил его, чего он желает. Асура ответил: «Я желаю, чтобы Ты поселился в моем желудке». Шива согласился.

Парвати искала его повсюду, но безрезультатно. В качестве последнего средства она обратилась к своему брату Вишну с просьбой найти ее мужа. Он, знающий все, успокоил ее: «Не волнуйся, дорогая сестра, твой муж — Бхола Шанкара, и он сразу же дает своим преданным все, что они у него просят, не обращая внимания на последствия; по этой причине, я думаю, он получил попал в беду, я выясню, что случилось».

Тогда Вишну, всеведущий режиссер космической игры, поставил небольшую комедию. Он превратил Нанди (быка Шивы) в танцующего быка и провёл его перед Гаджасурой, приняв при этом облик флейтиста. Феерическое выступление быка привело асура в экстаз, и он попросил флейтиста сказать ему, чего он желает. Музыкальный Вишну ответил: «Можете ли вы дать мне то, о чем я прошу?» Гаджасура ответил: «За кого ты меня принимаешь? Я сразу могу дать тебе все, что ты попросишь». Тогда флейтист сказал: «Если это так, освободи Шиву из своего желудка». Тогда Гаджасура понял, что это, должно быть, был не кто иной, как сам Вишну, единственный, кто мог знать эту тайну, и бросился к его ногам. Согласившись освободить Шиву, Гаджасура просит его о двух последних дарах: «Ты благословил меня многими дарами; моя последняя просьба состоит в том, чтобы все помнили, как я поклоняюсь своей голове, а ты должен носить мою кожу».

Взгляд Шани

[ редактировать ]

Менее известная история из Брахма Вайварта Пураны повествует другую версию рождения Ганеши. По настоянию Шивы Парвати много лет постилась ( пуньяка врата ), чтобы умилостивить Вишну и даровать ей сына. Вишну после завершения жертвоприношения объявил, что будет воплощаться ее сыном в каждой кальпе (эоне). Соответственно, Ганеша родился у Парвати очаровательным младенцем. Это событие отметили с большим энтузиазмом и всех богов пригласили посмотреть на младенца. Однако Шани (Сатурн), сын Сурьи , не решался взглянуть на ребенка, поскольку Шани был проклят разрушительным взглядом. Шани принял решение и краем левого глаза посмотрел на ребенка богини Парвати. [ 17 ] Однако Парвати настояла на том, чтобы он посмотрел на ребенка, что Шани и сделал, и голова ребенка тут же отвалилась. Увидев убитых горем Шиву и Парвати, Вишну сел на Гаруду , своего божественного орла, и помчался к берегу реки Пушпа-Бхадра , откуда принес голову молодого слона. Голову слона соединили с обезглавленным телом сына Парвати, оживив его. Младенца назвали Ганешей, и все Боги благословили Ганешу и пожелали Ему власти и процветания. [ 18 ]

Другие версии

[ редактировать ]

Другая история о рождении Ганеши связана с инцидентом, в котором Шива неосознанно убил Адитью ( Сурью ). Шива вернул жизнь мертвому мальчику, но это не смогло усмирить возмущенного мудреца Кашьяпу , который был одним из семи великих Риши . Кашьяпа проклял Шиву и заявил, что сын Шивы потеряет голову. голова слона Индры Когда это произошло, вместо нее была использована .

Еще одна история гласит, что однажды использованную воду Парвати для ванны вылили в Ганг, и эту воду выпила слоновья богиня Малини, которая родила ребенка с четырьмя руками и пятью слоновьими головами. Речная богиня Ганга объявила его своим сыном, но Шива объявил его сыном Парвати, уменьшил пять его голов до одной и возвел на трон повелителя препятствий ( Виньеша ). [ 19 ]

Сломанный бивень

[ редактировать ]
Вьяса рассказывает Махабхарату Ганеше, своему писцу, Ангкор-Ват.

Существуют различные анекдоты, объясняющие, как Ганеша сломал один из своих правых клыков. Преданные иногда говорят, что его единственный бивень указывает на его способность преодолевать все формы двойственности . В Индии слона с одним бивнем иногда называют «Ганеш».

Ганеша-писец

[ редактировать ]

В первой части эпической поэмы «Махабхарата» написано, что мудрец Вьяса ( Вьяса ) попросил Ганешу переписать поэму так, как он продиктовал ее ему. Ганеша согласился, но только при условии, что Вьяса будет читать стихотворение непрерывно, без пауз. Мудрец, в свою очередь, поставил условие, что Ганеша должен будет не только писать, но и понимать все, что он слышит, прежде чем записать это. Таким образом, Вьяса мог немного восстановить силы после своих непрерывных разговоров, просто прочитав трудный стих, который Ганеша не мог понять. Диктовка началась, но в спешке перо Ганеши сломалось. Он отломил бивень и использовал его как ручку, чтобы запись могла продолжаться без перерывов, что позволило ему сдержать свое слово.

Это единственный отрывок, в котором появляется Ганеша в этом эпосе. Эта история не принята редакцией критического издания Махабхараты как часть оригинального текста . [ 20 ] где двадцатистрочный рассказ отнесен к сноске к приложению. [ 21 ] Связь Ганеши с умственной ловкостью и обучаемостью, вероятно, является одной из причин, по которой в этой интерполяции к тексту он показан как писец, диктовавший Вьясе Махабхарату. [ 22 ] Браун датирует эту историю 8 веком нашей эры, а Мориц Винтерниц заключает, что она была известна еще ок. 900 г. н.э., но он утверждает, что примерно 150 лет спустя он еще не был добавлен в Махабхарату. Винтерниц также обратил внимание на то, что отличительной особенностью южных рукописей Махабхараты является отсутствие в них этой легенды о Ганеше. [ 23 ]

Ганеша и Парашурама

[ редактировать ]

Однажды Парашурама , аватар Вишну, отправился нанести визит Шиве , но по пути его преградил Ганеша. Парашурама бросился на Ганешу со своим топором, и Ганеша (зная, что этот топор был дан ему Шивой ) позволил из уважения к отцу ударить себя и в результате потерял бивень. [ 24 ]


Проклятие Луны на Ганеша Чатуртхи

[ редактировать ]

Ганеша и Луна

[ редактировать ]
Ганеша верхом на своей мышке-динке.

Вернувшись с пиршества во дворце Куберы, Ганапати ехал на своей мышке Динке домой. В ту ночь было полнолуние. Пока он ехал, Динка увидел змею и побежал за куст. Ганапати упал на землю, и его живот разорвался. Ганапати начал класть еду обратно в желудок. Бог луны Чандра увидел его и начал громко смеяться. Возмущенный этим, Ганапати проклял бога луны: «Ты всегда будешь черным, и никто никогда тебя не увидит». Напуганный проклятием, бог луны начал молить о пощаде. Ганапати сказал: «Хорошо, но ты должен переходить от новолуния к полнолунию. Также, если кто-нибудь увидит луну в мой день рождения, он или она не достигнет мокши (освобождения)». Лунный бог молчал. После того, как Ганапати поместил еду в желудок, он взял змею и обвязал ее вокруг своего живота. Затем он продолжил путь домой.

Глава небесных армий

[ редактировать ]

Однажды между дэвами произошло великое соревнование за то, кто из них станет главой Ганы (отряда полубогов на службе Шивы). От участников требовалось как можно быстрее обогнуть мир и вернуться к стопам Парвати. Боги отправились каждый на своем транспортном средстве, и даже Ганеша с энтузиазмом участвовал в гонке; но он был чрезвычайно тяжел и ехал на Динке, мышке! Естественно, его темп был удивительно медленным, и это было большим недостатком. Он еще не продвинулся далеко, когда перед ним предстал мудрец Нарада (сын Брахмы) и спросил его, куда он идет. Ганеша был очень раздосадован и впал в ярость, потому что считалось неудачей встретить одинокого брамина в самом начале путешествия. Несмотря на то, что Нарада был величайшим из брахманов, сыном самого Брахмы, это все равно было плохим предзнаменованием. Более того, не считалось хорошим знаком спрашивать, куда направляешься, когда ты уже был на пути к какому-то пункту назначения; поэтому Ганеша чувствовал себя несчастным вдвойне. Тем не менее великому брамину удалось успокоить свою ярость. Ганеша объяснил ему мотивы своей печали и ужасного желания победить. Нарада утешал и призывал его не отчаиваться; он говорил, что для ребенка весь мир воплощен в матери, поэтому все, что нужно было сделать Ганеше, — это обвести вокруг своей Парвати, и он победит тех, у кого больше скорости, но меньше понимания.

Ганеша вернулся к матери, которая спросила его, как ему удалось так быстро финишировать в забеге. Ганеша рассказал ей о своей встрече с Нарадой и совете брамина. Парвати, удовлетворенная таким ответом, объявила своего сына победителем, и с этого момента ему было присвоено имя Ганапати (проводник небесных армий). [ 25 ] и Винаяка (повелитель всех существ). [ 26 ]

Один анекдот, взятый из Пураны , повествует, что казначей Сварги (рая) и бог богатства Кубера однажды отправился на гору Кайлас , чтобы получить даршан (видение) Шивы. Поскольку он был крайне тщеславен, он пригласил Шиву на пир в свой сказочный город Алакапури , чтобы тот мог похвастаться перед ним всем своим богатством. Шива улыбнулся и сказал ему: «Я не могу прийти, но ты можешь пригласить моего сына Ганешу. Но предупреждаю тебя, что он ненасытный едок». Невозмутимый Кубера был уверен, что своим богатством он сможет удовлетворить даже самый ненасытный аппетит, такой как аппетит Ганеши. Он взял с собой маленького сына Шивы в свой великий город. Там он предложил ему церемониальное омовение и облачил в роскошные одежды. После этих первоначальных обрядов начался великий банкет. Пока слуги Куберы работали до изнеможения, чтобы принести порции, маленький Ганеша просто продолжал есть, есть и есть. Его аппетит не уменьшился даже после того, как он съел порции, предназначенные для других гостей. Не было даже времени подменить одну тарелку другой, потому что Ганеша уже все сожрал и с жестами нетерпения продолжал ждать еще еды. Съев все приготовленное, Ганеша начал есть украшения, посуду, мебель, люстру. В ужасе Кубера пал ниц перед маленьким всеядным и умолял его пощадить хотя бы остальную часть дворца.

«Я голоден. Если ты не дашь мне еще чего-нибудь поесть, я съем и тебя!», — сказал он Кубере. В отчаянии Кубера бросился на гору Кайласа, чтобы попросить Шиву исправить ситуацию. Затем божество дало ему горсть жареного риса, сказав, что такая простая вещь, как горсть жареного риса, насытит Ганешу, если будет предложена со смирением и любовью. Ганеша поглотил почти весь город, когда наконец прибыл Кубера и смиренно дал ему рис. С этими словами Ганеша наконец был удовлетворен и успокоен.

  1. ^ Мартин-Дюбо, с. 2.
  2. Эти идеи настолько распространены, что Кортрайт использует их в названии своей книги « Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний» .
  3. ^ Герас, с. 58.
  4. ^ Кришан, с. 103.
  5. ^ Краткое изложение пуранических вариантов историй о рождении см. в Нагаре, стр. 7–14.
  6. ^ Мартин-Дюбо, стр. 41-82.
  7. ^ Линга Пурана .
  8. ^ Шива Пурана IV. 17.47-57 и Матсья Пурана 154.547.
  9. ^ Вараха Пурана 23.18-59.
  10. ^ Брахмавайварта Пурана, Ганеша Кханда , 10.8-37.
  11. ^ Сводку вариантов названий Сканды см. в Тапане, стр. 300 и Браун, с. 355.
  12. ^ Хокар и Сарасвати, стр.4.
  13. ^ Браун, стр. 4, 79.
  14. ^ Гупта, с. 38.
  15. ^ Браун, с. 73.
  16. ^ Мартин-Дюбо, с. 64.
  17. ^ ХС, АНУША (2020). Истории о Господе Ганеше, серия -13: Из различных источников Ганеша Пураны . Опубликовано независимо (27 марта 2020 г.). стр. № 15. ISBN  979-8631217102 .
  18. ^ Барратт, Барнаби (декабрь 2009 г.). «Уроки психоанализа Ганеши: заметки об отцах и сыновьях, сексуальности и смерти». Психоанализ, культура и общество . 4 (14): 317–336. дои : 10.1057/шт.2008.53 . S2CID   144642792 .
  19. Об имени Вигнеша см. Кортрайт, стр. 156, 213.
  20. ^ Браун, стр. 71-72.
  21. ^ Махабхарата , Том. 1, ч. 2. Критическое издание, с. 884.
  22. ^ Браун, с. 4.
  23. ^ Винтерниц, Морис. « Ганеша в Махабхарате». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 1898 (382).
    Браун, с. 80.
  24. ^ «Ганеша» . IndianCultureOnline.com . Гурджари.нет . Проверено 28 сентября 2006 г.
  25. ^ Апте, стр. 395.
  26. ^ Тапан, с. 20.
  • Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-0567-4 . (четвертое исправленное и дополненное издание).
  • Браун, Роберт Л. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN  0-7914-0657-1 .
  • Кортрайт, Пол Б. (1985). Ганеша : Повелитель препятствий, Повелитель начинаний . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-505742-2 .
  • Гупта, Шакти М. (1988). Карттикея: Сын Шивы . Бомбей: Somaiya Publications Pvt. ООО ISBN  81-7039-186-5 .
  • Герас, Х. (1972). Проблема Ганапати . Дели: Дом индологической книги.
  • Кришан, Юврадж (1999). Ганеша: разгадка загадки . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-1413-4 .
  • Мартин-Дюбо, Поль (1997). Ганеша: Чародей трех миров . Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN  81-900184-3-4 .
  • Нагар, Шанти Лал (1992). Культ Винаяки . Нью-Дели: Интеллектуальное издательство. ISBN   81-7076-043-9 .
  • Сарасвати, С.; Ашиш Хокар (2005). Ганеша-Карттикья . Нью-Дели: Рупа и Ко. ISBN  81-291-0776-7 .
  • Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN  81-7304-195-4 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ce00315ca0ebd329e064f24fe7de77bd__1715930400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ce/bd/ce00315ca0ebd329e064f24fe7de77bd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mythological anecdotes of Ganesha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)