Винаяки
Винаяки | |
---|---|
Богиня Начинаний | |
Винаяки, около 10 века н.э., Бихар | |
Принадлежность | Шакти Ганеши , Матрика , Йогини |
Символ | мода |
Устанавливать | Мышь |
Супруга | Ганеша |
Винаяки с головой слона (Винаяки) — индуистская богиня . [ 1 ] Ее мифология и иконография четко не определены. О ней мало сказано в индуистских писаниях и существует очень мало изображений этого божества. [ 2 ]
Из-за своих слоновьих черт богиня обычно ассоциируется с богом мудрости с головой слона Ганешей . У нее нет единого имени, и она известна под разными именами: Стри Ганеша («женщина-Ганеша»). [ 3 ] ), Вайнаяки , Гаджанана («слоноликий»), Вигнешвари («Хозяйка, устраняющая препятствия») и Ганешани , все они являются женскими формами эпитетов Ганеши Винаяка, Гаджанана, Вигнешвара и сам Ганеша. Эти отождествления привели к тому, что ее стали считать шакти — женской формой Ганеши. [ 2 ]
Винаяки иногда также рассматривают как часть шестидесяти четырех йогинь или богинь матрика . Однако ученый Кришан считает, что Винаяки - это ранние матрики с головой слона, брахманическая шакти Ганеши, а тантрические йогини - это три отдельные богини. [ 4 ]
В джайнских и буддийских традициях Винаяки — независимая богиня. В буддийских трудах ее называют Ганапатихридая («сердце Ганеши»). [ 5 ]
Изображения
[ редактировать ]
Самая ранняя известная фигура богини с головой слона найдена в Раире, Раджастхан . Это изуродованная терракотовая доска, датируемая первым веком до нашей эры – первым веком нашей эры. [ 3 ] У богини лицо слона, хобот повернут вправо, и у нее две руки. Поскольку эмблемы на ее руках и другие черты лица стерты, четкая идентификация богини невозможна. [ 6 ]
Другие скульптуры богини с головой слона датируются десятым веком. [ 3 ] [ 6 ] Одна из самых известных скульптур Винаяки — сорок первая йогиня в храме Чаусат Йогини, Бхедагхат , Мадхья-Прадеш . Богиню здесь зовут Шри-Аингини . Здесь согнутую левую ногу богини поддерживает мужчина с головой слона, предположительно Ганеша, который сидит у ее ног. [ 3 ]
Редкая металлическая скульптура Винаяки найдена в Читрапур Матхе , Ширали . Она полногрудая, но стройная, в отличие от Ганеши. Она носит Яджнопавиту («священную нить») на груди и два украшения на шее. Ее две передние руки сложены в (жестах) абхая («не бойся») и варада (дающих благо мудрах ). Ее две задние руки держат меч и петлю. Ее туловище повернуто влево. Изображение, вероятно, датируется 10-м веком из северо-западной Индии ( Гуджарат /Раджастан) и принадлежит тантрической секте Ганапатья (которая считала Ганешу Верховным Богом) или секте вамачары (левши), поклоняющейся богине Шакта . [ 7 ]
Пала , Винаяки из Гирьека, штат Бихар тоже не пузатый. Четырехрукая богиня несет в себе гаду (булаву), гхата (горшок), парашу (топор) и, возможно, редис. На изображении Пратихары изображен пузатый Винаяки с четырьмя руками, держащий комбинацию гада-парашу, лотос, неопознанный предмет и тарелку сладостей модака , которую хватает за хобот. На обоих изображениях туловище повернуто вправо. [ 8 ] Поврежденные четырехрукие или двурукие изображения Винаяки также встречаются в Ранипур-Джариале ( Орисса ), Гуджарате и Раджастане. [ 8 ]
На другом изображении из Сатны Винаяки — одна из пяти териоцефальных богинь. Центральная фигура, йогиня с коровьей головой Вришабха, держит на руках младенца Ганешу. [ 3 ] Винаяки, второстепенная фигура, пузатый и носит анкуша (слоновий рожок), как Ганеша. [ 8 ] В этой конфигурации Вришабху можно рассматривать как мать Ганеши и других богинь, что означает родственные отношения между Винаяки и Ганешей. Другая интерпретация предполагает, что все женские божества, включая Винаяки, являются матерями бога-младенца. [ 3 ]
Подобное изображение Ганешьяни также можно увидеть в Бхулешвар храме Шивы , недалеко от Пуны , Махараштра. [ 9 ]
В храме Чериянад Шрибаласубрамания Свами , считающийся Десадевой (Богом местности) деревни Чериянад, есть деревянная статуя Винаяки, которая расположена в «Баликал Пуре» храма.
Тексты
[ редактировать ]
Женщины с головой слона, фигурирующие в Пуранах, — это демоницы или проклятые богини. В сказке о рождении Ганеши демоница Малини с головой слона рожает Ганешу после того, как выпила воду для ванны Парвати , матери Ганеши. В «Сканда-пуране» , Лакшми богиня богатства, проклята иметь голову слона, от которой она избавляется, доставляя удовольствие богу Брахме посредством покаяния. Они не называются Винаяки и отдаленно связаны с Ганешей как матерью (Малини) или супругой (Лакшми на некоторых иконах). [ 3 ] В Харивамсе , Вайу-пуране и Сканда-пуране также описываются Матрика с лицом слона («Матери»), грахи (похитители) и ганы , которые носят такие имена, как Гаджанана («с лицом слона»), Гаджамукхи («с лицом слона»). и Гаджасья («слоновина»). [ 4 ] Однако Кришан связывает эти Матрики с Джьештхой , богиней несчастий, которую описывают как с лицом слона. [ 4 ]
Вайнаяки, не имеющие явного отношения к Ганеше, также появляется в Пуранах . В Матсья Пуране (составленной около 550 г. н. э.) она является одной из Матрик, созданных богом Шивой — отцом Ганеши — для победы над демоном Андхакой . [ 3 ] В этом контексте ее можно рассматривать как шакти Шивы, а не Ганеши. Только имя «Вайнаяки», означающее «принадлежащий Винаяке/Ганеше», может навести на мысль об ассоциации. [ 10 ] Она также фигурирует в списке шакти в Линга Пуране . [ 3 ] Агни Пурана (составленная в 10 веке) — первая Пурана, в которой перечислены шакти Ганеши; однако Вайнаяки не входит в их число, и никто из них не имеет слоновьих лиц. Вайнаяки фигурируют в списке из шестидесяти четырех йогинь в той же Пуране. [ 11 ]
Однако упапурана (меньшая Пурана) Деви Пурана явно идентифицирует Гананайику или Винаяки как шакти Ганеши, характеризующуюся ее головой слона и способностью устранять препятствия, как Ганеша, и включает ее как девятую Матрику. [ 12 ] Хотя в скульптуре и литературе обычно число Матрик составляет семь, в восточной Индии стали популярны девять Матрик. Помимо классической семи, Махалакшми или Йогешвари и Ганешани или Ганеша были добавлены в качестве восьмой и девятой Матрики соответственно. [ 13 ]
В средневековом тексте «Горакшасамхита» Винаяки описывается как слонолицый, пузатый, имеющий три глаза и четыре руки, держащий парашу и тарелку модаков. [ 14 ]
Иконографический трактат Шрикумары шестнадцатого века «Шилпаратна» описывает женскую форму Ганеши (Ганапати) по имени Шакти-Ганапати, которая обитает в Виндхьях . У божества есть голова слона и два хобота. Ее тело принадлежит молодой женщине ярко-красного цвета с десятью руками. Она пузатая, с полной грудью и красивыми бедрами. Эта икона, вероятно, принадлежит шактизму , секте поклонения индуистской богине. Однако эта форма также интерпретируется как смесь Ганеши и его Шакти из-за наличия двойных хоботов. [ 3 ] [ 5 ]
В буддийском тексте под названием Арьяманджушримулакальпа богиня называется сиддхи Винаяки. Она унаследовала многие характеристики Ганеши. Как и Ганеша, она устраняет препятствия и имеет голову слона только с одним бивнем. Ее также называют дочерью бога Ишаны , аспекта Шивы. [ 3 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Винаяки: менее известная история о богине с головой слона, женском аватаре Ганеши» . Сентябрь 2017.
- ^ Jump up to: а б Ополаскиватель для рта стр. 291
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Коэн, стр. 118-20.
- ^ Jump up to: а б с Кришна стр. 131-2
- ^ Jump up to: а б Пероральное лечение стр. 295
- ^ Jump up to: а б Ополаскиватель для рта стр. 292
- ^ Мундкур, стр. 296-8, 301.
- ^ Jump up to: а б с Ополаскиватель для рта стр. 297
- ^ Гунаджи, Милинд (2010). Мистическая, волшебная Махараштра . Популярные публикации. стр. 16–18. ISBN 978-8179914458 . Проверено 7 мая 2013 г.
- ^ Пероральное лечение, стр. 293.
- ^ Лекарство для полости рта, стр. 293-4.
- ^ Пал, П. Богини-матери согласно Девипуране у Сингха, Нагендры Кумара, Энциклопедия индуизма , опубликовано в 1997 году, Anmol Publications PVT. ООО, ISBN 81-7488-168-9 стр. 1846 г.
- ^ Симхадеба, Джитамитра Прасад , Тантрическое искусство Ориссы, стр. 53
- ^ Кришан с. 47
Ссылки
[ редактировать ]- Агравала, Притхви Кумар (1978). Богиня Винаяки: Женщина Ганеша . Серия «Индийская цивилизация». Варанаси: Притхиви Пракашан.
- Коэн, Лоуренс (1991), «Жены Ганеши», Браун, Роберт (редактор), Ганеш: Исследования азиатского бога , Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, ISBN 0-7914-0657-1
- Кришан, Юврадж (1999), Ганеша: разгадка загадки , Дели: издательство Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-1413-4
- Мундкур, Баладжи (1975). «Загадка Вайнаяки». Искусство Азии 37 (4). Издательство Arts of Asia: 291–302. дои : 10.2307/3250234 . JSTOR 3250234 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ганеш и Винаяки. Архивировано 23 августа 2016 г. в Wayback Machine.