Jump to content

Ганеша в буддизме

Винаяка (Ганапати)
Бог препятствий, блаженства, защиты, богатства и успеха.
Живопись Винаяка из Непала.
Принадлежность Дева
Вайрочана Будда
Одиннадцатиглавый Авалокитешвара
Амритакундалин
Песочная кухня
Оружие топор , трезубец
Пол Мужской
Генеалогия
Родители
Эквиваленты
Индуистский эквивалент Ганеша

Винаяка ( IAST ; Jp . Binayaka , 毘那夜迦), Вигнантака , или Ганапати (Jp: Ganabachi , 誐那鉢底; тибетский: tshogs bdag ) — буддийское божество , почитаемое в различных традициях буддизма Махаяны . Он является буддийским эквивалентом индуистского бога Ганеши . В тибетском буддизме он также известен как Красный Господь Воинств (тибетский: tsog gi dag po, mar po ). [ 1 ] В японском буддизме он также известен как Кангитен ( японский : 歓喜天 , «бог блаженства»; [ 2 ] Санскрит (IAST): Нандикешвара ) или Сётэн (聖天, букв. «Священный бог»). [ 3 ] или «благородный бог» [ 4 ] ). [ 3 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

Буддийская Винаяка считается защитником от зла, устранителем препятствий (физических и умственных), особенно в начале предприятия, общим благодетелем, божеством богатства и божеством радости и удовольствия. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] Хотя Винаяка и индуистский Ганеша имеют общее происхождение и ряд черт, между ними также есть некоторые заметные различия. Например, буддийское божество обычно понимается как бодхисаттвы Авалокитешвары Вайрочаны ( Гуаньинь ) или Будды . эманация

Винаяка изображается во многих формах в зависимости от традиции. В индо-тибетском буддизме он изображается с большим животом, может быть белым, красным или желтым, иметь четыре или более рук, на которых можно нести различное оружие и орудия. Его часто сопровождает крыса. В Японии популярным изображением является пара мужчина-женщина (оба с головами слонов), стоящая в объятиях в иконографическом изображении, известном как «Двойной Кангитен» (双身歓喜天, Сосин Кангитен ) или «Обнимающий Кангитен».

Ганеша также является популярным божеством в Таиланде , почитаемым как тайскими буддистами , так и тайскими индуистами .

В восточноазиатском буддизме

[ редактировать ]
Бэнзайтэн (слева), Кангитен (в центре) и Тамонтэн (справа) в храме Дайсё-ин ( Ицукусима , префектура Хиросима )

Появление Ганеши в исторических записях связано с винаяками, группой беспокойных демонов в индуистских текстах, которые, как известно, создавали препятствия для практикующих буддизм. В самой ранней буддийской литературе, в которой упоминаются эти фигуры, винаяки (и их царь Винаяка, т.е. Ганеша-Ганапати) изображаются негативно как мешающие божества, создающие препятствия, и поэтому им часто требуются ритуальные практики, чтобы либо изгнать, либо успокоить. [ 13 ]

Изображения Винаяки начинают появляться в индийских буддийских скульптурах в конце периода Гуптов (ок. 3 века н.э. – 575 г. н.э.). [ 14 ] Винаяка также изображен на настенной росписи в пещере Могао 285 в Дуньхуане как защитник буддизма вместе с богами Махешварой (Шивой) и Скандой . [ 15 ] [ 16 ]

После развития китайского эзотерического буддизма Винаяка приобретает более положительную роль покорителя демонов. Различные китайские эзотерические источники содержат ритуалы, призывающие Винаяку как защитника от демонов, создающих препятствия. [ 17 ] В некоторых восточноазиатских эзотерических источниках встречается «Двутельный Кангитен», который изображается как обнимающаяся пара мужчина-женщина. Происхождение этого уникального изображения остается неясным. [ 18 ]

Введению Винаяки в Японию способствовал Сингона основатель Кукай (774–835), и божество было быстро ассимилировано в японском буддизме , первоначально как второстепенный хранитель, которого по-японски называли Кангитен или Сётэн. Со временем Винаяка превратился в важное божество со специальным культом, сосредоточенным на обрядах подчинения, особенно в период Хэйан . [ 19 ]

Начиная с средневекового периода, наблюдается интеграция Кангитена в официальные государственные обряды Японии, демонстрируя его призывы в различных контекстах, включая ритуалы подчинения политических оппонентов. Исторические личности, такие как военачальники и торговцы, часто были приверженцами Винаяки, приписывая свой успех божеству. Известные военачальники-самураи, такие как Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу, были известны тем, что умилостивляли Кангитена. [ 20 ] Поклонение Винаяке распространилось дальше в период Эдо , хотя при проведении ритуалов без руководства квалифицированных священников требовалась осторожность. В японском буддизме его часто рассматривают как эманацию Будды Вайрочаны, предназначенную как последнее средство для тех, у кого нет другой надежды. [ 21 ] [ 22 ]

В традициях Ваджраяны и Гималайского буддизма.

[ редактировать ]
Тибетский красный танец Ганапати, 15 век.
Белый Ганапати, Тибет.
Танка Ганапати в тибетском стиле, Чэнду, Китай

Появление эзотерического (тантрического) буддизма и его распространение в Непале , Тибете и регионах Гималаев привело к росту Винаяки/Ганапати как важного божества-защитника ( дхармапала ) и поработителя демонов. В Тибете божеству поклонялись за устранение препятствий, дарование богатства, и иногда его изображали как гневное, многорукое божество, владеющее оружием. В непальском тексте приводится список заклинаний, призывающих Ганапати не только даровать богатство, но и причинять вред врагам. [ 23 ] Его часто показывают танцующим. Эта форма, называемая Нритта Ганапати , была популярна в северной Индии, позже принята в Непале, а затем в Тибете. [ 24 ]

В неварском буддизме Ганапати также является божеством-благодетелем и защитником. [ 8 ] индуистская форма Ганеши, известная как Херамба В Непале популярна ; у него пять голов и он ездит на льве. [ 25 ]

Ганапати (тибетский: tshogs bdag ) сохраняется как божество в индо-тибетском буддийском пантеоне. Его считают разрушителем препятствий, демонов и божеством богатства, а также иногда изображают в танцующей тантрической форме. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

содержится тридцать текстов, В тибетском буддийском каноне посвященных Ганеше. [ 10 ] В этих индийских текстах, сохранившихся в тибетском переводе, Ганапати изображается как божество богатства, которое также может даровать мирские удовольствия, такие как секс и еда. Он также изображается как защитник от негативных сил, демонов и болезней. [ 10 ] В этих тантрических буддийских источниках Ганеша обычно представлен как эманация Бодхисаттвы Авалокитешвары . [ 10 ]

Несколько из этих текстов, в том числе самый длинный, Махаганапати-тантра, были привезены в Тибет тантрическим мастером Атишей . [ 10 ] Другой текст, Ганапатихрдая, представляет собой метод, основанный на мантрах, который можно использовать для преобразования небуддийских церемоний в буддийские. [ 10 ] В одном из этих текстов, практическом тексте (садхане), называемом Винаяка Раджа Садханам , короткая мантра для чтения Ганапати дается как: Ом Ах Га Хум Сваха, а более длинная мантра дается как : Ом Гам Ганапати Мама Ратна Сиддхи Га Га Га Га Га Га Га Га Ганпати Сваха. [ 10 ]

Винаяка также известен как Маха Ракта, великий Красный Владыка Ганаса . Он является одним из трех великих красных божеств школы Сакья («марчен кор сум»), включенных в более крупный набор под названием «Тринадцать золотых дхарм» Сакья . Два других божества — Курукулле и Таккираджа.

В школе Ньингма также есть много терма (текстов-сокровищниц), посвященных Ганапати. Обычно он остается эманацией Авалокитешвары и связан с силой, а также способностью увеличивать и притягивать силы и действия.

Иконография

[ редактировать ]
Ганапати, Маха Ракта
Виньянтака на вершине Винаяки

В тибетском буддизме существует множество форм и стилей Винаяки/Ганапати. В зависимости от традиции его могут изображать белым, красным или желтым, с четырьмя или более руками, а также с несколькими различными орудиями, оружием и фигурками-компаньонами (например, крысой, на которой он часто садится). [ 26 ]

Одно иконографическое изображение школы Сакья описывает Ганапати следующим образом:

...рядом с каменной горой из ляпис-лазури находится красный лотос с восемью лепестками, в середине синяя крыса, извергающая различные драгоценности, [вверху] Шри Ганапати с телом красного цвета, с лицом слона с острыми белыми бивнями и обладателем трех глаза, черные волосы, завязанные в пучок с драгоценным камнем желаний , и красная шелковая лента [все] в пучке на макушке. Двенадцатью руками шесть правых держат топор, стрелу , крюк , ваджру , меч и копье. Шесть левых [держат] пестик , лук, кхатвангу , чашу из черепа , наполненную кровью, чашу из черепа, наполненную человеческой плотью, и щит вместе с копьем и знаменем. Мирные правая и левая руки обозначаются ваджрой и чашей из черепа, наполненной кровью, поднесенной к сердцу. Остальные руки показаны угрожающе. Левая ступня, одетая в различные шелка в качестве нижней одежды и украшенная множеством драгоценных украшений, танцует вытянута и стоит посреди ярких лучей красного мерцающего света. ( Нгорчен Кончог Лхундруп , 1497–1557). [ 27 ]

Эта форма Ганапати принадлежит к группе трех могущественных божеств, известных как Три Великих Красных Божества (marchen kor sum) школы Сакья.

В других изображениях Ганапати — покоренное божество. В изображениях шестирукого защитника Махакалы (санскр. Шад-бхуджа Махакала, Уайли: mGon po phyag Drug pa) фигура с головой слона, обычно называемая Винаякой, видна растоптанной Защитником Дхармы, но он не выглядит расстроенным. . В Ваджраяне и других родственных буддийских искусствах его иногда изображают как покоренного бога, попираемого буддийскими божествами, такими как Апараджита , Парнасабари и Вигнатака .

В буддийских странах Юго-Восточной Азии

[ редактировать ]
Бронзовый Ганеша, район Кхлонг Хуан , Таиланд.
Ганеша и другие индийские божества в Ват Там Накарат, Таиланд.

Ганеша встречается по всей Юго-Восточной Азии , в том числе в Бирме , Камбодже и Таиланде . Ганешу часто почитают не только индуистские меньшинства этих стран, но и буддисты Тхеравады , которые считают его божеством-хранителем, божеством богатства и устранителем препятствий. [ 28 ] Так, по мнению Брук Шеднек,

Свидетельства существования статуй Ганеши начинаются в Камбодже пятого века нашей эры. Сегодня коммерческие здания, особенно крупные торговые комплексы, содержат тщательно продуманные святыни Ганеши. Статуи Ганеши занимают видное место и популярны в некоторых буддийских храмах, таких как серебряный храм Ват Срисуфан в Чиангмае. Буддисты Тхеравады могут иметь статуи Ганеши, выставленные на алтарях под изображениями Будды в своих домах и на предприятиях. Практикующие обращаются к Ганеше, как и к любой другой могущественной фигуре, — за безопасностью и защитой, за особым желанием осуществить свои желания или за общей помощью в плане богатства, здоровья и процветания. [ 29 ]

В Мьянме Ганеша известен как Маха Пейнне (великое блаженство) и обычно считается божеством-хранителем. [ 30 ] [ 31 ]

Ганеша ( Пхра Пиканет , Ганеша или Пхра Пиканесуан Ганеша) — важное божество в буддийском , Таиланде Тхеравады , где его считают богом искусства и успеха, а также устранителем препятствий. [ 28 ] Поклонение Ганеше пропагандировал король Ваджиравудх (ок. 1910-1925), который был лично предан Ганеше и построил храм Ганеши в своем личном дворце Санам Чандра в Накхонпатхоме . Его личная вера в Ганешу как бога искусств официально стала заметной после создания департамента изящных искусств государственного , на печати которого изображен Ганеша. Сегодня Ганеша изображен как на печати факультета изящных искусств, так и на печати первой известной академии изящных искусств Таиланда; Университет Силпакорн . [ 32 ]

  1. ^ «Ганапати (индийский бог и буддийское божество) – красный (4 руки) (гималайское искусство)» . www.himalayanart.org . Проверено 30 декабря 2023 г.
  2. ^ Бунеманн (2006) , стр. 19–20.
  3. ^ Jump up to: а б Ханан (2003) , стр. 245–6.
  4. ^ Кришан (1999) , с. 163.
  5. ^ Фредерик (2002) , с. 470.
  6. ^ «Ганеша» . Цифровой словарь буддизма . Проверено 2 июня 2021 г.
  7. ^ Пандей, Раджьяшри (22 февраля 2007 г.). «Исполнение тела в средневековых японских повествованиях: Идзуми Сикибу в Сэсэкисю». Японский форум . 19 (1): 119. дои : 10.1080/09555800601127361 . S2CID   143714073 .
  8. ^ Jump up to: а б Бангдел, Дина; Хантингтон, Джон К. (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство , стр. 493–496. Сериндия Публикации, Инк.
  9. ^ Jump up to: а б Уэйман, Алекс (2006). Воспевание Имен Манджушри . Издательство Мотилал Банарсидасс: с. 76. ISBN   8120816536
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Уилкинсон, Кристофер. «Тантрический Ганеша: текст, сохранившийся в Тибетском каноне». в Брауне, Роберт Л. (редактор) (1991) Исследования азиатского бога, стр. 235–274. Государственный университет Нью-Йорка Пресс, Олбани
  11. ^ Jump up to: а б Нагар 1992 , с. 185–186.
  12. ^ Акри, Андреа (2016). Эзотерический буддизм в средневековой морской Азии: сети мастеров , тексты, иконы, с. 337. ISEAS-Институт Юсофа Исхака.
  13. ^ Россельс, Лоде (2015–2016). Подбрюшье Ганеши: от индуистского бога-гоблина до японской тантрической двойки (магистерская диссертация) . Гентский университет.
  14. ^ Гетти 1936 , с. 37.
  15. ^ Россельс (2015–2016) , с. 18.
  16. ^ «Пещера Могао 285 (Западная Вэй, 534-556 гг. н.э.)» . Дуньхуанская академия . Архивировано из оригинала 04 августа 2021 г. Проверено 4 августа 2021 г.
  17. ^ Фор, Бернар (2015b). Защитники и хищники: Боги средневековой Японии, Том 2, стр. 91–92. Издательство Гавайского университета. ISBN   978-0-8248-5772-1 .
  18. ^ Ханан, Патрик, изд. (2003). Сокровища Йенчин: Каталог экспонатов, посвященный семидесятипятилетию Гарвардской библиотеки Йенчин, стр. 245–46. Гарвард-Йенчинская библиотека Гарвардского университета. ISBN   978-962-996-102-2
  19. ^ Нитта, Гиен. «В поисках истинного значения и исторической подоплеки Веры Святого Небес (Shōten shinkō to jidai haikei o motomete)» (PDF) . Официальный сайт Ходзан-дзи (Икома Сётэн) (на японском языке) . Проверено в 2021 г. 08-08 .
  20. ^ Нитта, Гиен. «В поисках истинного значения и исторической подоплеки Веры Святого Небес (Shōten shinkō to jidai haikei o motomete)» (PDF) . Официальный сайт Ходзан-дзи (Икома Сётэн) (на японском языке) . Проверено в 2021 г. 08-08 .
  21. ^ «Последний орган помощи Дайничи Нёрай» . Сайт со сводкой пособий Дайшо Кангитен (Шотен) Проверено 30 августа 2021 г.
  22. ^ «Статуя Ёсино Сётэндзон» Сакурамото -бо (Sakuramoto-bō), официальный сайт , дата обращения 30 августа 2021 г.
  23. ^ Россилс (2015–2016) , стр. 16–17.
  24. ^ Гетти 1936 , с. 38.
  25. ^ Гетти 1936 , с. 40.
  26. ^ «Буддийское Божество: Ганапати (Ринджунг Лхантаб)» . www.himalayanart.org . Проверено 30 декабря 2023 г.
  27. Дар Дхармы Хубилай-хану Чогьяла Пхагпы, седьмого патриарха Сакья. Нгорчен Кончог Лхундуп, Нгор чос 'бюнг, лист 323–328. Перевод Джареда Ротона, (1976)
  28. ^ Jump up to: а б Браун, Роберт (1991), Ганеш: исследования азиатского бога, с. 182. Олбани: Государственный университет Нью-Йорка, ISBN   978-0-7914-0657-1
  29. ^ Шеднек, Брук (2023). Живая Тхеравада: демистификация людей, мест и практик буддийской традиции, с. 129 миллионов публикаций Шамбалы.
  30. ^ Симпсон и др. (2018), Справочник Routledge по современной Мьянме , глава 14 — Искусство. Рутледж.
  31. ^ «Познакомьтесь с получеловеком-полуслоном, математическим гением и Богом» . Мод Индии . 2016-03-02 . Проверено 7 января 2024 г.
  32. ^ Ваттана Махатма, Китти (ноябрь 2011 г.) «Ганеша не был богом искусства. Король Ваджиравудх сделал его им.]. Искусство и культура. (Искусство и культура) (на тайском языке) (ноябрь 2011 г.) . Проверено. 26 мая 2020 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Бунеманн, Гудрун (2006). «Эротические формы Ганеши в индуистской и буддийской иконографии». В Коскикалло, Петтери; Парпола, Аско (ред.). Документы Всемирной конференции по санскриту, состоявшейся в Хельсинки, Финляндия, 13 июля 2003 г. Сценарий и изображение: статьи об искусстве и эпиграфике. Том. 11. Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 19–20. ISBN  81-208-2944-1 .
  • Фредерик, Луи (2002) [первоначально опубликовано в 1996 году]. «Канги-тен». Японская энциклопедия . Перевод Роте, Кете. Издательство Гарвардского университета.
  • Гетти, Алиса (1936). Ганеша: Монография о Боге со слоновьим лицом (переиздание 1992 г.). Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-8121503778 .
  • Ханан, Патрик, изд. (2003). Сокровища Йенчин: каталог экспонатов, посвященный семьдесят пятой годовщине Гарвардской библиотеки Йенчин . Гарвард-Йенчинская библиотека Гарвардского университета. ISBN  978-9-6299-6102-2 .
  • Кришан, Юврадж (1999). Ганеша: разгадка загадки . Дели: Издательство Motilal Banarsidass. ISBN  81-208-1413-4 .
  • Нагар, Шанти Лал (1992). Культ Винаяки . Нью-Дели: Интеллектуальное издательство. ISBN  978-81-7076-044-3 .
  • Россельс, Лоде (2015–2016 гг.). Подбрюшье Ганеши: от индуистского бога-гоблина до японской тантрической пары (магистерская диссертация). Гентский университет.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 711c5d3efef89098f20f342003706b4b__1718407140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/71/4b/711c5d3efef89098f20f342003706b4b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ganesha in Buddhism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)