Уччхишта Ганапати
Уччхишта Ганапати ( санскрит : उच्छिष्ट-गणपति , Уччишта Ганапати ) — тантрический аспект индуистского бога Ганеши (Ганапати). Он является основным божеством секты Уччхишта Ганапатья , одной из шести основных школ Ганапатья . Ему поклоняются в первую очередь в рамках неортодоксальных ритуалов вамачара . Он — одна из тридцати двух форм Ганеши , часто упоминаемых в религиозной литературе. Херамбасута был одним из представителей секты Уччхишта Ганапатья .
Имя
[ редактировать ]Бог получил свое имя от Уччхишта («остатки»). Это слово относится к еде, оставшейся в конце ритуала, но в данном контексте относится к его тантрическому значению. Уччхишта — это пища, хранящаяся во рту, загрязненная слюной, поэтому ритуально нечистая и являющаяся табу в индуизме. [ 1 ]
Иконография
[ редактировать ]бог с головой слона описывается как красный В «Мантра-махарнаве» , а в «Уттара-камикагама» упоминается как тёмный . [ 2 ] Другое описание описывает его как синего цвета лица. [ 3 ] Описано, что у божества четыре или шесть рук. Его описывают сидящим, иногда специально отмечая его на падмасане (пьедестале лотоса). В Уттара-камикагаме уточняется, что он носит ратна мукута (драгоценную корону) и имеет третий глаз на лбу. [ 2 ]
В Криякрамадьоти упоминается, что бог несет в своих шести руках: лотос (в некоторых описаниях синий лотос ), [ 3 ] гранат ( четки , вина , акшамала ) и рисовая веточка. [ 2 ] Согласно «Мантра-махарнаве» , он носит бану (стрелу), дханус (лук), пашу (петлю) и анкуша (слоновье стрекало). [ 2 ] В Уттара-камикагаме говорится, что у бога четыре руки и он держит в трёх руках пашу , анкуша и сахарный тростник. [ 2 ]
Рао относит Уччхишту Ганапати к одной из пяти икон Шакти-Ганеши, где Ганеша изображен с шакти , то есть супругой женского пола. [ 4 ] Большую фигуру Ганеши сопровождает меньшая фигура супруги. [ 1 ] Обнаженная деви (богиня) сидит у него на левом колене. У нее две руки и она носит различные украшения. В « Уттара-камикагаме» ее зовут Вигнешвари, и ее предписывают изображать в виде красивой молодой девушки. Четвертая рука Уччхишты Ганапати касается гениталий обнаженной богини. Мантра -махарнава предписывает изображать бога так, будто он пытается вступить в половой акт. [ 2 ]
Текстовые описания в целом не соответствуют скульптурам божества. Уччхишта Ганапати всегда изображается с обнаженной супругой, сидящей у него на левом колене. Бог обычно изображается с четырьмя руками и держит пашу , анкуша и ладу или модак (сладость), а четвертая рука обнимает обнаженную богиню вокруг ее бедра. В левой руке она держит лотос или другой цветок. [ 2 ] [ 5 ] Вместо рук кончик его слоновьего хобота касается йони ( влагалища) богини. Иногда богиня касается лингама (фаллоса) бога правой рукой. [ 2 ] [ 6 ] На последней иконе бог изображен итифаллическим. [ 1 ] Такие эротические образы ограничены его четырехрукой формой. [ 6 ]
Коэн отмечает, что многие иконы Ганеши изображены с шакти, сидящей на левом бедре. Она держит на коленях тарелку с модаками, и хобот бога тянется к ней, чтобы достать сладость. Хобот считается символом «эротической связи» между Ганешей и богиней. Уччхишта Ганапати идет еще дальше, убирая миску со сладостями и позволяя хоботу добраться до йони богини. Эта эротическая иконография отражает влияние тантрической секты Ганапатья (секты, которая считала Ганешу Высшим Существом). Гранат также является символом плодородия, часто изображаемым на иконах сект. [ 7 ]
Поклонение
[ редактировать ]Согласно Криякрамадьоти , Уччхиште Ганапати поклоняются как дарителю великих благ. Рао отмечает, что ему поклоняются «многие», чтобы получить желаемое от божества. [ 2 ] Его также считают хранителем страны. Говорят, что медитация над его формой дает контроль над пятью органами чувств. [ 8 ] существует храм , посвященный Уччхиште Ганапати В Тирунелвели , где ему поклоняются как дающему потомство. [ 9 ]
В святилище Канчи Ганеши в храме Джаганнатха в Пури находится икона Уччхишты Ганапати, также называемая Бханда Ганапати и Камада Ганапати, которая изначально была иконой покровителя Канчипурама (Канчи), но была привезена в Пури в качестве военной добычи, когда Гаджапати царь Пурушоттама Дева (1470–1497) из Пури победил Канчи. [ 10 ]
Уччхишта Ганапати является покровителем секты Уччхишта Ганапатия, одной из шести основных школ секты Ганапатии. [ 1 ] Они следуют тантрическим практикам Вамачары («левой руки»). На секту, возможно, повлияло кауле поклонение шактизма (секта, ориентированная на богиню). [ 11 ] Иконография божества носит каула-тантрический характер. [ 12 ] Эротическая иконография интерпретируется как передача единства Ганеши и Деви («Индуистской Божественной Матери»). [ 7 ] Секта также поклоняется Ганеше, который изображен пьющим вино, а также использует его в богослужении, что является табу в классическом индуизме (см. Панчамакара ). [ 1 ] [ 11 ] Приверженцы этой секты носят на лбу красные отметки. [ 11 ] [ 12 ] Эта секта не верит в различия каст и варн, игнорирует ортодоксальные индуистские правила половых сношений и брака и оставляет соблюдение традиционных индуистских ритуалов на усмотрение собственной воли последователя. [ 1 ] [ 7 ] [ 11 ]
Согласно практикам Вамачары, божеству поклоняются, когда преданный находится в состоянии Уччхишта («ритуально нечистый»), то есть обнаженным или с остатками еды ( Уччхишта ) во рту. [ 13 ]
Уччхишта Ганапати также связан с шестью ритуалами абхичары (использования заклинаний в злонамеренных целях), с помощью которых адепт может заставить цель страдать от заблуждений, одолеть непреодолимое влечение или зависть или быть порабощенным, парализованным или убитым. [ 13 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сэнфорд, Джеймс Х.. «Литературные аспекты японского культа двойного Ганеши», в Брауне, стр. 313–15.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Рао стр. 53-5
- ^ Перейти обратно: а б Сатгуру Шивая Субрамуниясвами. Любящий Ганешу . Публикации Гималайской академии. п. 66. ИСБН 978-1-934145-17-3 .
- ^ Рао с. 53
- ^ Рао стр. 64-5
- ^ Перейти обратно: а б Томас Э. Дональдсон (2002). Тантра и шактическое искусство Ориссы . ДК Принтмир. стр. 804–5. ISBN 978-81-246-0198-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с Коэн, Лоуренс в Брауне, стр. 120–1.
- ^ Т.К. Джаганнатан (20 августа 2009 г.). Господь Ганеша . Пустак Махал. п. 103. ИСБН 978-81-223-1054-2 .
- ^ «Храм Шри Учишта Ганапати» . Динамалар . Проверено 30 января 2016 г.
- ^ Маханти, JC (2014). Сага о Господе Джаганнатхе и Бададеуле в Пури Нью-Дели: Vij Books India Pvt. п. 69. ИСБН 9789382652458 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бхандаркар п. 213
- ^ Перейти обратно: а б Нагар п. 59
- ^ Перейти обратно: а б Гревал, стр. 122–3.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Роберт, изд. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0657-1 .
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Издательство Мотилал Банарсидасс. стр. 53–55. ISBN 978-81-208-0878-2 .
- Ройина Греваль (2009). Книга Ганеши Пингвин Букс Лимитед. стр. 100-1 122–3. ISBN 978-93-5118-091-3 .
- Рамкришна Гопал Бхандаркар (1995) [1913]. Вайшнавизм, Шиваизм и малые религиозные системы . Азиатские образовательные услуги. ISBN 978-81-206-0122-2 .
- Шанти Лал Нагар (1992). Культ Винаяки . Интеллектуальный паб. Дом. ISBN 978-81-7076-043-6 .