Винаяки
Винаяки — группа из четырех беспокойных демонов, создававших препятствия и трудности в индуистской мифологии . [ 1 ] но которых было легко умилостивить. [ 2 ] Одна из теорий происхождения Ганеши состоит в том, что он постепенно приобрел известность в связи с Винаяками . [ 3 ]
В пуранической литературе гораздо более позднего периода группа из четырех Винаяков была объединена в одного определенного бога по имени Винаяка, которого Рудра назначил «Лидером Ганов» (Ганапати). [ 4 ] Этот Винаяка-Ганапати связан с другим богом по имени Дантин, «тот, у кого бивень», который, как говорят, обладает искривленным хоботом ( вакратунда ) и держит сноп кукурузы, сахарный тростник и дубинку. [ 5 ] Это описание Дантина настолько характерно для пуранического Ганапати, что Герас говорит: «Мы не можем устоять перед тем, чтобы принять его полное отождествление с этим ведическим Дантином». [ 4 ] Имя Винаяка — общее имя Ганеши как в Пуранах , так и в буддийских Тантрах. [ 6 ]
В Смрити Ягьявалкьи, написанном в VI веке, Винаяка определенно упоминается как демон, возведенный в ранг дэва. [ 7 ] В VIII веке он четко описан как с головой слона. [ 8 ]
Манава-Грихьясутра
[ редактировать ]Винаяки в своей изначальной демонической роли упоминаются лишь в ограниченном числе брахманических текстов, которые по сути относятся только к одной школе Вед — Кришна Яджур Веде . [ 9 ] Винаяки впервые упоминаются в Манава-Грихьясутрах , где они предстают как четыре демонических существа. [ 10 ] Датировка Манава-Грихьясутры является лишь предварительной, но П.В. Кейн относит ее к периоду до 600-300 гг. до н.э. и считает, что они достигли авторитетного положения во 2 веке до н.э. С. Бхаттачиджи датирует их 600–200 гг. до н.э. Макдонелл датирует их 500–200 гг. до н.э. [ 11 ]
Тапан заключает, что период, отраженный в разделе Винаяка Манава -Грихьясутры, должно быть, приходился на конец III и начало II века до нашей эры. Частично этот вывод она основывала на том факте, что в « Манава-Грихьясутре» Винаяки связаны с различными другими существами, включая трех из четырех буддийских локпал (хранителей кварталов), а также божеств Махадевы и Махасены . Махадева и Махасена были популярными богами в период Ашокана , когда распространение буддизма, должно быть, стало проблемой для приверженцев ведической традиции. Тапан говорит, что эта ассоциация подразумевает, что «не только буддизм воспринимался враждебно авторами браманами ..., но и Махадева и Махасена». этого текста- [ 12 ]
Махабхарата
[ редактировать ]Винаяки также упоминаются в Махабхарате , где их роль показывает явные изменения в двух разных возрастных слоях этого эпоса. [ 13 ]
- В «Шанти Парве» они изображены как злые существа и упоминаются наряду с бхутами и пишаками . Эти отрывки могут датироваться вскоре после написания Манава Грихья Сутры .
- В Анушасана Парве они теряют свои злые характеристики, и им поклоняются как Ганешвара-Винаякам , принадлежащим к группе Рудраганы . Эти отрывки определенно датируются первыми одним или двумя веками нашей эры. К тому же периоду относится отрывок из Сабха Парвы, в котором упоминается существо по имени Данти. Данти, по-видимому, является синонимом Махакаи (Тот, у кого огромное тело), который назван наряду с Ганешварой-Винаяками как часть окружения Шивы в Анушасана Парве.
Тапан отмечает, что почти все ссылки на Винаяков, Данти и родственных им существ не встречаются в основной части критического издания Махабхараты, а упоминаются только в Приложениях. Это означает, что традиции, связанные с этими фигурами, ограничивались лишь несколькими версиями, которые должны были быть найдены только в определенных регионах.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Айтарейя Брахман , I, 21.
- ^ Бхандаркар. Вайшнавизм, Шиваизм и другие малые секты. стр. 147-48.
- ^ Тапан (1997) , пасс.
- ^ Jump up to: а б Герас (1972) , с. 28
- ^ Тайттирия Араньяка, X, 1, 5.
- ^ Тапан (1997) , с. 20
- ^ Бхандаркар, соч. цит., с. 148; цитата Гераса (1972) , с. 28.
- ^ Герас (1972) , с. 29
- ^ Тапан (1997) , с. 18
- ^ Тапан (1997) , с. 26
- ^ Тапан (1997) , с. 27. Глава III книги Тапана о развитии Ганеши основана на Манава-Грихьясутре . Цитирования П.В. Кейна, Сукумари Бхаттачарджи и Артура А. Макдонелла даются в Тапане.
- ^ Тапан (1997) , стр. 26–27
- ^ Тапан (1997) , стр. 27–28
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Роберт Л. (1991). Ганеша: Исследования азиатского бога . Олбани, штат Нью-Йорк: Государственный университет Нью-Йорка. ISBN 0-7914-0657-1 .
- Герас, Х. (1972). Проблема Ганапати . Дели: Дом индологической книги.
- Мартин-Дюбо, Поль (1997). Ганеша: Чародей трех миров . Мумбаи: Проект исследований индийской культуры. ISBN 81-900184-3-4 .
- Нагар, Шанти Лал (1992). Культ Винаяки . Нью-Дели: Интеллектуальное издательство. ISBN 978-81-7076-044-3 .
- Тапан, Анита Райна (1997). Понимание Ганапати: понимание динамики культа . Нью-Дели: Издательство Manohar. ISBN 81-7304-195-4 .