мечтать
мечтать | |
---|---|
Божественный хозяин лошадей | |
![]() Статуя Реванты VII века из Сарнатха , Восточный Уттар-Прадеш. | |
Принадлежность | Гухьяки |
Обитель | Гималаи |
Оружие | Меч |
Устанавливать | Лошадь |
Генеалогия | |
Родители | |
Братья и сестры | Ашвинс , Ямараджа , Ями , Шани , Тапати и Шраддхадева Ману. |
Супруга | Золотой |
Реванта или Райвата (санскрит: Реванта, букв. «блестящий») — второстепенное индуистское божество. Согласно Ригведе , Реванта — младший сын бога Солнца Сурьи его жены Саранью. и
Реванта — глава Гухьяков , сверхъестественных существ, подобных Якшам , которые, как полагают, живут лесными жителями в Гималаях . [ 1 ] [ 2 ]
Изображения и скульптуры Реванты часто изображают его в виде охотника на коне, с луком и стрелами. Поклонение Реванте было особенно распространено в средневековой Восточной Индии ( Бихар и Бенгалия ), причем многие археологические находки указывают на существование посвященного ему культа, начавшегося в VI веке нашей эры. [ 3 ]
Легенды
[ редактировать ]История рождения Реванты рассказана в таких писаниях, как Вишну-пурана и Маркандейя-пурана . Однажды Санджна ( Саранью ), дочь небесного архитектора Вишвакармы и жена Сурьи, не в силах вынести пыл бога Солнца, отправилась в леса, чтобы заняться благочестивой аскезами в образе кобылы. Она поместила свою тень Чхайю , которая выглядела так же, как Санджна, на ее положение жены Сурьи. Когда Сурья понял, что Чхая не была настоящей Санджной, он начал искать Санджну и наконец нашел ее в лесах Уттар Куру. Там Сурья подошел к Санджне, замаскированному под лошадь. В их союзе родились близнецы – Ашвины и Реванта. [ 4 ] В Курма Пуране Линга Пурана [ 5 ] , Агни Пурана [ 6 ] и в Матсья-пуране мать Реванты зовут Ратри (Раджни), еще одну жену Сурьи. В другой главе « Маркандея-пураны » он является сыном Чхая, а его братья — бог Сатурна Шани , Тапати и Саварни Ману . [ 7 ] [ 8 ]
Маркандейа Пурана далее добавляет, что Сурья поручил ему обязанность главы Гухьяков защищать смертных «среди ужасов лесов и других одиноких мест, великих пожаров, врагов и грабителей». Иногда на рельефах Реванта изображается сражающимся с разбойниками. [ 9 ]
В другой истории из « Деви Бхагавата Пураны» есть мимолетное упоминание о Реванте. Однажды, когда Реванта верхом на семиголовом коне Учайшраве отправился в обитель Вишну , жена Вишну Лакшми была очарована лошадью и проигнорировала вопрос, заданный Вишну. Таким образом, муж проклял ее стать кобылой. [ 10 ]
Иконография
[ редактировать ]
Маркандейя -пурана описывает Реванту как «держащего меч и лук, облаченного в доспехи, едущего верхом на лошади, несущего стрелы и колчан». [ 11 ] Калика -пурана описывает его сидящим на белом коне с мечом в правой руке и кнутом в левой. Поэтому его называют Хая- Вахана , тот, кто ездит на лошади. Варахамихира описывает его в сопровождении сопровождающих на охоте. [ 11 ]
В скульптуре Реванта часто изображается с Гухьяками, вождем которых он является, в сценах охоты. Помимо атрибутов, описанных в текстах, таких как меч, лук; иногда он также носит в руке чашу вина. Реванту часто изображают в длинных сапогах, доходящих до икр, в отличие от других индуистских божеств, за исключением Сурьи, которые изображаются босиком. [ 12 ] [ 13 ] Реванта изображен сидящим на лошади в сопровождении охотничьей собаки. Слуги Реванты изображены с различным охотничьим оружием, таким как копья и мечи. Некоторые из них изображены трубящими в раковину , сияющими барабанами или держащими зонтик над головой своего господина, причем зонтик является символом королевской власти. [ 14 ] Также некоторые из них изображены летающими или держащими кувшины с вином или водой. Иногда служитель несет на плече мертвого кабана или собаку, преследующую кабана. [ 15 ]
Поклонение
[ редактировать ]Реванте поклонялись как божеству-хранителю воинов и лошадей, защитнику от опасностей лесов и богу-покровителю охоты. [ 14 ] Поклонение Реванте тесно связано с Саурой , сектой Сурьи. Часто такие писания, как Вишнудхармоттара-пурана и Калика-пурана, рекомендуют поклонение Реванте вместе с Сурьей или в соответствии с ритуалами поклонения Солнцу . [ 11 ] Шабха -кальпа-друма описывает поклонение Реванте воинами после Сурьи в индуистский месяц Ашвин . [ 16 ] Считается, что Накула , четвертый Пандав , написал Ашавашастрам на лошадях. Он предлагает поклоняться Райвате, чтобы защитить лошадей от призраков. [ 16 ]
Поклонение Реванте было популярно в период раннего средневековья, особенно в Раджастане . Реванта чаще всего изображается в храмах вайшнавов и Сурьи. [ 17 ] Есть каменная надпись, в которой говорится о храме Реванте, как главному божеству, в Викранапуре (современный Котгапх, Мадхья-Прадеш ), построенном царем Калачури Ратнадевой II. [ 18 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Словарь Монье-Вильямса: Реванта
- ^ Словарь Монье-Вильямса: Гухьяка
- ^ Джаш, Пранабананда (1978). «КУЛЬТ РЕВАНТЫ В ВОСТОЧНОЙ ИНДИИ» . Труды Индийского исторического конгресса . 39 : 990–999.
- ^ Сингх 1997 , стр. 2605–6.
- ^ Дж. Л. Шастри, редактор (1951). Линга-Пурана, часть 1 . Мотилал Банарсидасс. п. 259.
{{cite book}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Дж. Л. Шастри, Г. П. Бхатт (1 января 1998 г.). Агни Пурана Мотилал на английском языке в полном объеме . п. 735.
- ^ Даниэлу, Ален (1991), Мифы и боги Индии: классическая работа по индуистскому политеизму , Внутренние традиции / Bear & Company, стр. 96, ISBN 0-89281-354-7 .
- ^ Талакдар Ауда (2008), «XI», Матсья Пуранам: Часть I , Священные книги индусов, том. 18, Публикации Cosmo, с. 32, ISBN 978-81-307-0532-3
- ^ Вибхути Бхушан Мишра (1973), Религиозные верования и обычаи Северной Индии в период раннего средневековья , BRILL, стр. 37, ISBN 90-04-03610-5 .
- ^ Донигер О'Флаэрти, Венди (1980), Женщины, андрогины и другие мифические звери , University of Chicago Press, стр. 218, ISBN 0-226-61850-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с Сингх 1997 , с. 2606
- ^ Сингх 1997 , стр. 2611, 2613.
- ^ Калия, Аша (1982), Искусство осианских храмов: социально-экономическая и религиозная жизнь в Индии, 8-12 века нашей эры , Abhinav Publications, стр. 119–120 , ISBN 0-391-02558-9 .
- ^ Перейти обратно: а б История зороастризма Мэри Бойс, Франца Грене, Роджера Бека, стр. 485-6.
- ^ Сингх 1997 , стр. 2606–14.
- ^ Перейти обратно: а б Сингх 1997 , стр. 2607.
- ^ Сингх 1997 , с. 2609
- ^ Сингх 1997 , стр. 2615–16.
Ссылки
[ редактировать ]- Сингх, Нагендра Кумар (1997), «Реванта в пуранической литературе и искусстве», Энциклопедия индуизма , том. 44, Публикации Anmol, стр. 2605–19, ISBN. 81-7488-168-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иконография Реванты Бриджендры Натха Шармы, опубликованная в 1975 году, Abhinav Publications, 86 страниц, ISBN 0-7128-0116-2 .
- М. Л. Картер (1988), Реванта, индийский бог-кавалер , Annali dell'Istituto Orientale di Naples, vol. 48, обл. 2 (1988)