Саю Баба
Ахунд Абдул Гаффур Саю Баба | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | 1794 |
Умер | 1876 |
Место отдыха | Саиду Шариф |
Религия | ислам |
Известный | основание государства Сват |
Ахунд Абдул Гафур (1794–1876; также известный как Сайду Баба и Ахунд Свата ) был выдающимся религиозным святым и основателем государства Сват . В его честь назван город Саиду Шариф , который является административной столицей округа Сват . Его потомки правили Сватом между 1876 и 1969 годами под титулом Вали Свата .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ахунд Абдул Гаффур родился в семье Гуджаров в верхней части долины Сват в 1794 году. [ 1 ] [ примечание 1 ] Саиду Баба посвятил себя изучению религии еще в 18 лет. [ 3 ]
Религиозное образование
[ редактировать ]Для дальнейшего духовного обучения Саиду Баба приехал в Пешавар и стал учеником Хафиза Азима . [ 3 ] Проведя некоторое время под руководством суфийского святого Фазла Ахмада , он встретил другого суфийского мастера Шоайба Тордхера , который познакомил его со всеми четырьмя суфийскими орденами: Накшбанди , Кадири , Чишти и Сухраварди . [ 3 ] После своей смерти в 1819 году Саиду Баба изолировал себя в коровнике в Хунде на берегу реки Инд , проводя время в медитации и зикре . [ 4 ]
Религиозное руководство
[ редактировать ]В 1829 году мусульманский реформатор Сайед Ахмад Барелви приказал убить малика Хунда в доме Ахунда, поскольку тот предал моджахедов в битвах Хайдру и Шайду против Империи сикхов . После этого случая Ахунд покинул свой дом и скитался по Свату, ведя аскетическую жизнь. [ 5 ] Когда Ахмад Барелви погиб, сражаясь в битве при Балакоте (1831 г.) против сикхов вместе с сотнями моджахедов, многие из его последователей приехали в Бунер , чтобы остаться под защитой Саиду Бабы. В 1862 году они начали новое восстание против британского владычества под руководством Саиду Бабы. [ 6 ] : 42 Он вернулся в Саиду Шариф в Свате в сентябре 1835 года в возрасте сорока одного года, где привлек большое количество преданных. [ 4 ] Впоследствии Саиду Баба стал самым почитаемым духовным лидером среди восточных пуштунов. [ 5 ]
Создание государства Сват
[ редактировать ]В 1835 году Саиду-Баба сотрудничал с афганским эмиром Дост Мухаммад-ханом и мобилизовал племена Ягестана против Империи сикхов. [ 5 ] [ 6 ] : 39 Взамен афганский эмир признал его правителем Свата, Лундхвара и Мардана . [ 6 ] : 40 Однако кампания Дост Мухаммад-хана провалилась, и Ахунд вернулся в Сват. [ 5 ] Сайеда Акбар-шаха, прямого потомка Пир-Бабы В 1849 году он назначил правителем Свата . Сайед Акбар ранее работал секретарем под руководством Саеда Ахмада Барелви. [ 6 ] : 40 Саиду Баба в конечном итоге взял на себя прямой контроль над штатом Сват в 1850-х годах. [ 5 ]
В 1863 году Саиду Баба возглавил Юсуфзай и другие группы в битве у перевала Амбела против британских войск, нанеся им решающее поражение в Свате. [ 5 ]
Смерть
[ редактировать ]Когда Саиду Баба умер в 1876 году, лондонские газеты опубликовали краткую заметку, в которой упоминалось о его смерти. Широкая публика Лондона ничего не знала ни о нем, ни о Свате, и это незнакомство побудило поэта Эдварда Лира написать бессмысленное стихотворение под названием «Кто, или почему, или какой, или что такое Аконд Свата?» , подчеркивая «инаковость» региона для англичан. [ 5 ]
Литературные аллюзии
[ редактировать ]- Эдвард Лир « Аконд Свата »
- Джордж Т. Ланиган (1846–1886) написал «Акунд Свата», узнав о смерти Саиду Бабы в 1878 году.
- Исполнение Кеном Нордином отрывка Лира в его радиошоу Word Jazz.
Одноименные организации
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ранние источники сходятся во мнении о гуджарском происхождении Ахунда из Свата. [ 2 ] Некоторые более поздние источники пытались установить его генеалогию от племени Сафи , поскольку гуджары не являются пуштунами. [ 2 ] Более подробную информацию см. в Ahmed (2012) , стр. 93–94 и Inam-ur-Rahim & Viaro (2002) , стр. 93–94. 69.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зиад (2021) , с. 227; МакМахон (1981) , с. 22; Битти (2013) , с. 312; Рой (1990) , с. 60; Эдвардс (1996) , с. 225; Инам-ур-Рахим и Виаро (2002) , с. 69
- ^ Jump up to: а б Ахмед (2012) , с. 93–94.
- ^ Jump up to: а б с Зиад (2021) , с. 227.
- ^ Jump up to: а б Эдвардс (1996) , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Зиад (2021) , с. 228.
- ^ Jump up to: а б с д Харун, Сана (2011). Граница веры: ислам на индо-афганском пограничье . Издательство Херст. ISBN 978-1849041836 .
Источники
[ редактировать ]- Инам-ур-Рахим; Виаро, Ален М. (2002). Сват: Афганское общество в Пакистане: урбанизация и изменения в племенной среде . Сити Пресс. ISBN 978-969-8380-55-7 .
- Зиад, Валид (2021). Скрытый халифат: суфийские святые за Оксом и Индом . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-24881-6 .
- Битти, доктор Хью (2013). Имперский рубеж: племя и государство в Вазиристане . Рутледж. ISBN 978-1-136-83957-3 .
- Рой, Оливье (1990). Ислам и сопротивление в Афганистане . Издательство Кембриджского университета. п. 60. ИСБН 978-0-521-39700-1 .
- Эдвардс, Дэвид Б. (1996). Герои эпохи: линии морального разлома на афганской границе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-20063-0 .
- МакМахон, AH (1981). Доклад о племенах Дир, Сват и Баджур вместе с Утман-хелем и Сэмом Ранизаем . Книжный банк Саида.
- Ахмед, Акбар (2012). Тысячелетие и харизма среди патанов (Возрождение Рутледжа): критический очерк социальной антропологии . Рутледж. ISBN 978-1-136-81074-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Султан-и-Рим, доктор (2015). «Абд аль-Гафур из Свата» . Энциклопедия ислама, третье издание . Брилл. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24647 . ISSN 1573-3912 .