Шривастава
Шривастава ( Произношение на хинди: [ʃɾiːʋaːstəʋ] ; Шривастава ), также пишется по-разному как Шривастава , Шривастав или Шривастав , — распространенная фамилия, встречающаяся среди Читрагуптаванши Каястха (также известная как Северо-индийская Каястха) община индусов высшей касты. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] особенно в хиндиязычных регионах Индии. Североиндийские каястхи были влиятельными представителями высшей бюрократии и составляли весьма влиятельную городскую элиту при индуистских королях. [ 5 ] [ 6 ]
Источник
[ редактировать ]Шриваставы — один из двенадцати подкланов североиндийских каястхов , которые традиционно занимались ведением учета, управлением и военной службой.
Они считают себя де-факто варной , возникшей для ведения записей о четырех варнах , существовавших до них. Традиции и занятия, связанные с ними, а также их вера в мифические роли, отведенные Читрагупте , их прародителю , частично подтверждают это утверждение. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Большая часть зарегистрированной истории этого клана после 10 века нашей эры сосредоточена вокруг Варанаси и современного восточного Уттар-Прадеша. [ 10 ] и центральная Индия, как влиятельная во времена древних империй и империи Великих Моголов на Индийском субконтиненте, получившая такие титулы, как Пандит , Тхакур и Лала . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Этимология
[ редактировать ]Титул Шривастава — это сокращенная форма Шриваставья. [ 19 ] [ 20 ] и, таким образом, происходит непосредственно от санскритских корневых слов Шри ( श्री ) «Бог» и вас ( वस् ) «жить» путем добавления основного суффикса тавят , который обозначает действующее лицо и вызывает удлинение радикальной гласной. Хотя слово Шри используется на санскрите как почетная приставка к именам божеств. [ 21 ] а васставья означает «житель, обитатель»; [ 22 ] отсюда и весь смысл «в котором обитает Бог». Однако обратите внимание, что значение слова зависит от его использования в предложении, а не от его этимологии. [ 23 ]
Согласно другому объяснению, название «Шривастава» происходит от «Шривасту/Сувасту», прежнего названия реки Сват , которая, как говорят, является местом происхождения этого клана. [ 24 ]
Известные люди с этим именем
[ редактировать ]Известные люди по имени Шривастава (или его варианты) включают:
- Аланкрита Шривастава (1979 г.р.), индийский кинорежиссер
- Раджу Шривастав (25 декабря 1963 - 21 сентября 2022), индийский комик
- Рамеш Шривастава (1983 г.р.), американский певец
- Адитья Шривастава (1968 г.р.), индийский актер
- Ананд и Милинд Шривастава , индийские музыкальные руководители.
- Аадеш Шривастава (1966–2015), индийский музыкальный руководитель
- Капил Шривастава , индийский гитарист, композитор, педагог и автор.
- Анджжан Шривастав (1948 г.р.), индийский танцор / актер кино, телевидения и театра
- Аджита Шривастава , индийский певец
- Аширбади Лал Шривастава (1899–1973), индийский историк
- Чандрика Прасад Шривастава (1920–2013), индийский дипломат
- Читрагупт Шривастава , индийский музыкальный руководитель.
- Дир Чаран Шривастав (1967 г.р.), индийский актер
- Ганеш Прасад Шривастава (1933–2011), физик, автор
- Хари Шанкар Шривастава (1921-2017), индийский историк
- Хариш Чандра Шривастава , индийский политик
- Дж. Н. Шривастава (1933–2010), индийский математик.
- Махариши Махеш Йоги (1918–2008, записан в Аллахабадском университете как «MC Шривастава») представил Трансцендентальную Медитацию .
- Манси Шривастава (1990 г.р.), индийская телеактриса
- Нихил Шривастава , индийский математик.
- Нирмала Шривастава (1923–2011), основатель Сахаджа Йоги.
- Онкар Натх Шривастава (1942 г.р.), индийский физик
- Пол Шривастава (1952 г.р.), американский академик
- Раджендра Шривастава (1951 г.р.), индийский академик
- Санджив Шривастава , индийский журналист
- Шайлендра Натх Шривастава (1936–2006), индийский политик
- Тара Рани Шривастава , индийская женщина-борец за свободу
- Известные Шриваставы, изменившие свое имя
- Мунши Премчанд (1880–1936, урожденный Дханпат Рай Шривастава), индийский писатель.
- Раджендра Прасад (3 декабря 1884 - 28 февраля 1963), родился как Раджендра Прасад Шривастава, первый президент Индии.
- Лал Бахадур Шастри (1904–1966), родился как Лал Бахадур Шривастава, второй премьер-министр Индии.
- Амитабх Баччан (1942 г.р.), родившийся как Амитабх Шривастава, болливудский актер
- Хариванш Рай Баччан (1907–2003), родился как Хариванш Рай Шривастава, индийский поэт.
- Натварлал (1912–2009, родился Митхилеш Кумар Шривастава), индийский мошенник
- Заминдаар Бабу Трилок Натх (1866–1960, урожденный Трилок Натх Шривастава), принц Британской Индии
- Джаяпракаш Нараян (1902–1979, сын Харсу Даяла Шриваставы), борец за независимость Индии, социальный реформатор и политический лидер.
- Паричай Дас (урожденный Равиндра Натх Шривастава), индийский редактор
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шривастава, Винай Кумар (сентябрь 2016 г.). «Говоря о касте: достоинства принципа сегментации» . Социологический вестник . 65 (3): 317–338. дои : 10.1177/0038022920160302 . ISSN 0038-0229 . S2CID 158426264 .
- ^ «Каста и властная элита в Аллахабаде» . Экономический и политический еженедельник . 50 (6): 7–8. 05.06.2015.
- ^ Сибу Томас (19 декабря 2009 г.). «Женщина: ХК примет решение по делу о кастовом насилии женщины против мужа | Новости Мумбаи — Times of India» . Таймс оф Индия . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ «Кайаст» . Мерриам Вебстер . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Люси Кэрролл (1977). «Каста, сообщество и ассоциация каст (каст): заметка об организации конференции кайастхи и определении сообщества кайастхи». Вклад в азиатские исследования, Том 10 . Архив Брилла. п. 3. ISBN 978-90-04-04926-0 .
- ^ Хайден Дж. Белленуа (17 февраля 2017 г.). Формирование колониального государства в Индии: писцы, бумага и налоги, 1760–1860 гг . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-134-49429-3 .
- ^ Синха, Гопал Шаран; Синха, Рамеш Чандра (1967). «Исследование кастовых стереотипов» . Социальные силы . 46 (1): 42–47. дои : 10.2307/2575319 . ISSN 0037-7732 . JSTOR 2575319 – через JSTOR.
Кайастхи не были включены в первоначальные четыре подразделения индуистского общества, а именно: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, но они заявляют, что являются одними из наиболее важных функционеров и древних каст индуистского общества. Традиции и занятия, связанные с Каястхами, частично подтверждают это утверждение... Твердая вера Каястх в историю происхождения Шри Читрагупты Махараджа и приписываемые Ему мифические роли, по крайней мере, подтверждают вышеупомянутое утверждение.
- ^ Дэвидсон, Рональд М. (2005). Тибетский ренессанс: тантрический буддизм в возрождении тибетской культуры . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. стр. 178–180. ISBN 978-0-231-50889-6 . OCLC 808346313 .
Эта североиндийская ветвь считает себя на самом деле пятой варной, отличной от рта творца Брахмы (брахманы), его рук (кшатрии), его бедер (вайшьи) или его стоп (шудры). Североиндийские каястхи утверждают, что они были образованы из тело творца и поэтому заземлены ( стха ) в теле Брахмы ( кая )
- ^ Леонард, Карен (2006). Вулперт, Стэнли (ред.). Энциклопедия Индии . Детройт: Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 22. ISBN 0-684-31349-9 . OCLC 60856154 .
Самый распространенный миф о происхождении Каястхи обошел эту проблему классификации варн, хитро постулируя создание пятой варны, Каястх, для ведения записей, касающихся остальных четырех. Говорят, что Брахма после создания четырех варн создал первую Каястху с пером и чернильницей в руке.
- ^ Синха, Биндешвари Прасад (2003). Каястхи в создании современного Бихара . Публикация впечатлений. п. 13.
Пластина Банара с изображением Говинчандры относится к Ваставья Каястхе.
- ^ Гупта, Читрарекха (1996). Кайастхи: исследование формирования и ранней истории касты . КП Багчи и Ко с. 117. ИСБН 9788170741565 .
Эта любовь и уважение к знаниям не были чем-то особенным для линии Джаджука. Скорее, это были общие черты характеров Шри-Ваставьев.
- ^ ШАХ, К.К. (1993). «Самолегитимация и социальное главенство: пример некоторых надписей Каястха из Центральной Индии». Труды Индийского исторического конгресса . 54 : 860–861. ISSN 2249-1937 . JSTOR 44143088 .
Таким образом, васставью придется рассматривать как подкасту, несколько представителей которой поднялись на очень высокие посты в административной иерархии королевства Чанделла. Две семьи из этой ветви Каястхов оставили нам три надписи, содержащие описание мифического происхождения, а также генеалогическое древо, чтобы подтвердить их высокие брахманические полномочия... Также примечательно, что и Джаджука, и Махешвара имеют выдающиеся военные достижения. их заслуга, которая могла бы поставить их в один ряд с кшатриями.
- ^ Дикшит, РК (1976). Канделлы Джеджакабхукти . Публикации Абхинава. стр. 71, 173–175, 190. ISBN. 978-81-7017-046-4 .
- ^ Митра, Сисир Кумар (1977). Ранние правители Кхаджурахо (второе исправленное издание). Мотилал Банарсидасс Publ. п. 180. ИСБН 978-81-208-1997-9 .
- ^ Мазумдар, Бхакат Прасад (1960). «Касты и профессии» . Социально-экономическая история Северной Индии: (1030–1194 гг. н.э.) . Мукхопадхьяй. стр. 101–103.
Члены общины Ваставья поднялись на очень высокие должности. Они пользовались феодальным статусом Тхаккура при царях Гахадавалы при Говиндавадре и Джаячандре, а также при царе Чанделы Бходжавармане... Вполне возможно, что благодаря их заслугам царь возвысил их до более высокого статуса... Его братья Джаундхара и Маладхара были доблестными воинами... История этих двух семей показывает, что ваставья могли стать доблестными воинами.
- ^ Мазумдар, Бхакат Прасад (1960). Социально-экономическая история Северной Индии: (1030–1194 гг. н.э.) . Мукхопадхьяй. п. 100.
Три надписи, написанные этими Ваставья Каястхами для царей Гахадавалы Говиндавачандры и Джаячандры, а также надпись Сахет Махет, датированная 1276 VS/1219-29 нашей эры... Предки Наны изначально были жителями Каушамиапура или Косама в районе Аллахабада.
- ^ Синха, Биндешвари Прасад (2003). Каястхи в создании современного Бихара . Публикация впечатлений. п. 13.
Пластина Банара с изображением Говинчандры относится к Ваставья Каястхе.
- ^ Нийоги, Рома (1959). История династии Гахавала . Агентство восточной книги. п. 212.
Здесь также находится статуя Ваставья-Кайастхи Тхаккура Шри-Ранапалы (в солдатской одежде), который, судя по всему, построил...
- ^ Бозе, Майнак Кумар (1988). Поздняя классическая Индия . А. Мукерджи и Ко.
- ^ Каннингем, сэр Александр (1873). Отчет за 1871-72 год . Канцелярия суперинтенданта государственной печати.
- ^ Апте, Ваман Шиварам (1957–59). Переработанное и дополненное издание Прин. Практический санскритско-английский словарь В.С. Апте . Прасад Пракашан. п. 1575.
Слово Шри часто используется как почетный префикс к именам божеств и выдающихся личностей; Шри Кришна, Шри Рама, Шри Валмики, Шри Джаядева; также знаменитые произведения, обычно священного характера; Шри Бхагаватам, Шри Рамаяна) и т. д.; он также используется как благоприятный знак в начале писем, рукописей и т. д.
- ^ Бхаратия Видья . Бхаратия Видья Бхаван. 1987.
- ^ Скит, Уолтер В. (Уолтер Уильям) (1888). Этимологический словарь английского языка . Робартс – Университет Торонто. Оксфорд Кларендон Пресс. п. 1, правило 2.
- ^ С.С. Шаши, изд. (1996). Энциклопедия Indica: Индия, Пакистан, Бангладеш: Том 100 . Анмол. п. 117. ИСБН 978-81-7041-859-7 .