Jump to content

Ислам в Пакистане

Страница полузащищена
(Перенаправлено с сайта «Суннитский ислам в Пакистане »)

Пакистанские мусульмане
Пакистанские мусульмане
Праздничная молитва в мечети Бадшахи в Лахоре
Общая численность населения
в. 240,76 миллиона (2024 г.) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
(98% населения)
Регионы со значительной численностью населения
По всему Пакистану
Религии
Большинство: 90% мусульмане-сунниты , Меньшинство: 10% мусульмане-шииты. [ 4 ]
Языки
Урду , пенджаби , синдхи , пушту , белуджи

Ислам в Пакистане [ 5 ]

Ислам является крупнейшей и государственной религией Исламской Республики Пакистан . В Пакистане проживает более 236 миллионов приверженцев ислама (включая административную территорию Азад Кашмир). [ 6 ] и Гилгит Балтистан [ 7 ] ). [ 8 ] [ 9 ] Около 90% населения исповедуют суннитский ислам . Большинство пакистанских мусульман-суннитов принадлежат к ханафитской школе юриспруденции, которая представлена ​​традициями Барелви и Деобанди .

Около 97% пакистанцев — мусульмане. [ 10 ] Большинство – сунниты (85-90%). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] в то время как шииты составляют от 10% до 15%. [ 16 ] [ 12 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Школа Ханбали приобрела популярность в последнее время благодаря ваххабитскому влиянию с Ближнего Востока . [ 21 ] Меньшее мусульманское меньшинство в Пакистане включает коранистов , внеконфессиональных мусульман . [ 22 ] В Пакистане также практикуются два вероучения, основанные на махдиизме, а именно Махдавия и Ахмадия . [ 23 ] последние из которых по конституции Пакистана считаются немусульманами; вместе они составляют около 1% мусульманского населения. [ 24 ] В Пакистане находится крупнейший в мире город с мусульманским большинством ( Карачи ). [ 25 ]

История

До независимости

Ислам достиг Индийского субконтинента еще при жизни Мухаммеда . Согласно традиции, Баба Ратан Хинди был торговцем из Пенджаба и одним из неарабских сподвижников Мухаммеда . [ 26 ] [ 27 ] В 644 году нашей эры халифат Рашидун завоевал Макран после победы над королевством Синд в битве при Расиле . По словам Деррила Н. Маклина, связь между Синдом и ранними сторонниками Али или протошиитами можно проследить до Хакима ибн Джабалы аль-Абди, который путешествовал через Синд в Макран в 649 году нашей эры и представил отчет о районе. к халифу. [ 28 ] Во время халифата Али многие индусы Синда попали под влияние ислама, а некоторые даже участвовали в Верблюжьей битве . В 712 году молодой арабский полководец Мухаммад бин Касим завоевал большую часть региона Инда для халифской империи, которая стала провинцией Ас-Синд со столицей в Аль- Мансуре . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Официальная хронология правительства Пакистана утверждает, что это время закладки фундамента Пакистана. [ 29 ] [ 34 ] [ 35 ] К концу 10-го века нашей эры регионом правили несколько индуистских царей-шахи, которые впоследствии были покорены Газневидами .

Мечеть Шах Джахан в Татте находилась под покровительством императора Великих Моголов Шах Джахана .

Период раннего средневековья (642–1219 гг. Н. Э.) стал свидетелем распространения ислама в регионе. В этот период суфийские миссионеры сыграли ключевую роль в обращении большинства буддийского и индуистского населения региона в ислам. [ 36 ] Эти события подготовили почву для правления нескольких сменявших друг друга мусульманских империй в регионе, включая империю Газневидов (975–1187 гг. Н. Э.), Королевство Горид и Делийский султанат (1206–1526 гг. Н. Э.). Династия Лоди , последняя из Делийского султаната, была заменена Империей Великих Моголов (1526–1857 гг. Н. Э.).

Картина Эдвина Лорда Уикса ок. 1889 г. рынка возле мечети Вазир-хана.

В независимом Пакистане

Природа государства

Руководство Мусульманской лиги , улама (исламское духовенство) и Джинна сформулировали свое видение Пакистана с точки зрения исламского государства . [ 37 ] Мухаммед Али Джинна установил тесные связи с улемами . [ 38 ] Когда Джинна умер, исламский ученый Маулана Шаббир Ахмад Усмани описал Джинну как величайшего мусульманина после императора Великих Моголов Аурангзеба , а также сравнил смерть Джинны со смертью Мухаммеда . [ 38 ] Усмани попросил пакистанцев помнить послание Джинны о единстве, вере и дисциплине и работать над осуществлением его мечты:

создать прочный блок всех мусульманских государств от Карачи до Анкары, от Пакистана до Марокко. Он [Джинна] хотел, чтобы мусульмане всего мира объединились под знаменем ислама, чтобы эффективно противостоять агрессивным замыслам их врагов. [ 38 ]

Первый формальный шаг, предпринятый для преобразования Пакистана в идеологическое исламское государство, был сделан в марте 1949 года, когда первый премьер-министр страны Лиакат Али Хан представил Резолюцию о целях на рассмотрение Учредительного собрания. [ 39 ] Резолюция о целях провозгласила, что суверенитет над всей вселенной принадлежит Богу . [ 40 ] Президент Мусульманской лиги Чаудри Халикуззаман объявил, что Пакистан объединит все мусульманские страны в Исламистан – панисламское образование. [ 41 ] Халик считал, что Пакистан был всего лишь мусульманским государством и еще не был исламским государством, но что он, безусловно, мог бы стать исламским государством после объединения всех верующих ислама в единую политическую единицу. [ 42 ] Кейт Каллард, один из первых исследователей пакистанской политики, заметил, что пакистанцы верят в существенное единство целей и мировоззрений в мусульманском мире:

Пакистан был основан для продвижения дела мусульман. От других мусульман можно было ожидать сочувствия и даже энтузиазма. Но это предполагало, что другие мусульманские государства будут придерживаться такого же взгляда на отношения между религией и национальностью. [ 41 ]

Однако панисламистские настроения Пакистана в то время не разделялись другими мусульманскими правительствами. Национализм в других частях мусульманского мира основывался на этнической принадлежности, языке и культуре. [ 41 ] Хотя мусульманские правительства не сочувствовали панисламским устремлениям Пакистана, исламисты со всего мира тянулись в Пакистан. Такие деятели, как Великий муфтий Палестины Аль-Хадж Амин аль-Хусейни и лидеры исламистских политических движений, таких как « Братья-мусульмане» , стали частыми гостями в стране. [ 43 ] После того как генерал Зия-уль-Хак пришел к власти в результате военного переворота, «Хизб ут-Тахрир» (исламистская группировка, призывающая к созданию халифата) расширила свою организационную сеть и деятельность в Пакистане. Ее основатель Таки ад-Дин ан-Набхани поддерживал регулярную переписку с Абул А'ла Маудуди , основателем Джамаат-и-Ислами (ДИ), а также призывал доктора Исрара Ахмеда продолжить свою работу в Пакистане для создание глобального халифата. [ 44 ]

Социолог Насим Ахмад Джавед провел в 1969 году в ранее разделенном Пакистане исследование типа национальной идентичности, используемой образованными профессиональными людьми. Он обнаружил, что более 60% людей в Восточном Пакистане (современный Бангладеш ) заявляют о своей светской национальной идентичности. Однако в Западном Пакистане (нынешний Пакистан) тот же самый деятель заявил, что имеет исламскую , а не светскую идентичность. Более того, тот же самый деятель в Восточном Пакистане определял свою идентичность с точки зрения этнической принадлежности, а не ислама. Все было наоборот в Западном Пакистане, где ислам считался более важным, чем этническая принадлежность. [ 45 ]

После первых всеобщих выборов в Пакистане Конституция 1973 года . избранным парламентом была принята [ 46 ] Конституция провозгласила Пакистан Исламской Республикой, а ислам — государственной религией. В нем также говорилось, что все законы должны быть приведены в соответствие с предписаниями ислама, изложенными в Коране и Сунне, и что ни один закон, противоречащий таким предписаниям, не может быть принят. [ 47 ] Конституция 1973 года также создала определенные институты, такие как Шариатский суд и Совет исламской идеологии, для толкования и применения ислама. [ 48 ]

Исламизация Зия уль Хака

5 июля 1977 года генерал Зия-уль-Хак возглавил государственный переворот . [ 49 ] За год или два до Зия-уль-Хака переворота его предшественник, левый премьер-министр Зульфикар Али Бхутто , столкнулся с энергичной оппозицией, которая объединилась под возрожденческим знаменем Низам-е-Мустафа. [ 50 ] («Правило пророка»). По мнению сторонников движения, создание исламского государства, основанного на законах шариата , будет означать возвращение к справедливости и успеху первых дней ислама, когда Мухаммед правил мусульманами. [ 51 ] Стремясь остановить волну уличной исламизации, Бхутто также призвала к этому и запретила мусульманам употребление и продажу вина, ночные клубы и скачки. [ 51 ] [ 52 ]

В Пакистане исповедуются многие различные исламские конфессии.

«Исламизация» была «основной» политикой. [ 53 ] или «центральная часть» [ 54 ] своего правительства. Зия-уль-Хак взял на себя обязательство создать исламское государство и обеспечить соблюдение законов шариата . [ 51 ] Зия учредил отдельные шариатские суды [ 48 ] и скамейки в суде [ 55 ] [ 56 ] судить юридические дела, используя исламскую доктрину. [ 57 ] В пакистанское законодательство были добавлены новые уголовные преступления (прелюбодеяние, блуд и виды богохульства), а также новые наказания (порка, ампутация и забивание камнями до смерти). Выплаты процентов по банковским счетам были заменены выплатами «прибылей и убытков». Благотворительные пожертвования закята стали облагаться ежегодным налогом в размере 2,5%. Школьные учебники и библиотеки были отремонтированы с целью удаления неисламских материалов. [ 58 ] Офисы, школы и фабрики должны были предоставлять помещения для молитв. [ 59 ] Зия укрепил влияние улемов ( исламского духовенства) и исламских партий. [ 57 ] в то время как консервативные ученые стали постоянными зрителями на телевидении. [ 59 ] 10 000 активистов партии Джамаат-и-Ислами были назначены на государственные посты, чтобы обеспечить продолжение его программы после его кончины. [ 51 ] [ 57 ] [ 60 ] [ 61 ] Консервативные улемы (учёные-исламисты) были добавлены в Совет исламской идеологии . [ 55 ] Отдельные избирательные округа для индуистов и христиан были созданы в 1985 году, хотя христианские и индуистские лидеры жаловались, что чувствуют себя исключенными из политического процесса округа. [ 62 ]

Исламизация, спонсируемая государством Зии, усилила сектантские разногласия в Пакистане между суннитами и шиитами , а также между Деобандисом и Барелвисом . [ 63 ] Солидное большинство Барелвиса поддержало создание Пакистана. [ 64 ] и Барелви улемы также издали фетвы в поддержку Пакистанского движения во время выборов 1946 года. [ 65 ] [ 66 ] но, по иронии судьбы, политика исламского государства в Пакистане в основном была в пользу институтов Деобанди (а позже Ахли-Хадис/ Салафитов ). [ 67 ] И это несмотря на то, что лишь немногие (хотя и влиятельные) священнослужители Деобанди поддерживали Пакистанское движение . [ 67 ] Зия-уль-Хак сформировал прочный союз между военными и институтами Деобанди . [ 67 ] В Пакистане деятели, которые были определены государством как умеренные суфии, такие как Барелви, движение, основанное в 19 веке в ответ на консервативных реформаторов, таких как Деобанди, мобилизовались после призыва правительства с 2009 года, чтобы спасти душу Пакистан от ползучей «талибанизации». [ 68 ]

Возможные мотивы программы исламизации включали личное благочестие Зии (большинство источников сходятся во мнении, что он происходил из религиозной семьи), [ 69 ] желание обрести политических союзников, «осуществить смысл существования Пакистана » как мусульманского государства и / или политическую потребность узаконить то, что некоторые пакистанцы считали его «репрессивным, нерепрезентативным режимом военного положения». [ 70 ]

До прихода к власти генерала Мухаммада Зия-уль-Хака «исламские активисты» были разочарованы отсутствием «зубов» для обеспечения соблюдения исламских законов в конституции Пакистана. Например, в конституции 1956 года государство не обеспечивало соблюдение «исламских моральных стандартов», но «стремилось [ред]» сделать их обязательными и «предотвратить» проституцию, азартные игры, употребление алкогольных напитков и т. д. Проценты должны были быть устранены. "как можно скорее". [ 71 ] [ 72 ]

По словам Шажила Заиди, на похоронах Зия уль Хака присутствовал миллион человек, потому что он дал им то, что они хотели: больше религии. [ 73 ] Опрос общественного мнения PEW показал, что 84% пакистанцев выступают за то, чтобы шариат стал официальным законом страны. [ 74 ] Согласно отчету Pew Research Center за 2013 год , большинство пакистанских мусульман также поддерживают смертную казнь для тех, кто покидает ислам (62%). Напротив, в соседней южноазиатской мусульманской стране Бангладеш (которая имеет общее наследие с Пакистаном) смертную казнь для тех, кто покинул ислам, составила всего 36%. [ 75 ] Опрос общественного мнения, проведенный исследовательским центром PEW в 2010 году, также показал, что 87% пакистанцев считают себя «в первую очередь мусульманами», а не представителями своей национальности. Это был самый высокий показатель среди всех опрошенных мусульманских групп населения. Напротив, только 67% в Иордании , 59% в Египте , 51% в Турции , 36% в Индонезии и 71% в Нигерии считают себя «прежде всего мусульманами», а не представителями своей собственной национальности. [ 76 ]

«Исламские активисты», такие как улемы ( исламские священнослужители) и Джамаат-и-Ислами (исламистская партия), поддерживают расширение «исламского закона и исламских практик». «Исламские модернисты» относятся к этой экспансии прохладно, и «некоторые могут даже выступать за развитие по секуляристским линиям Запада». [ 77 ]

Исламский образ жизни

Мечеть является важным религиозным и социальным учреждением в Пакистане. [ 78 ] [ 79 ] Многие ритуалы и церемонии отмечаются по исламскому календарю.

Номиналы

Рост количества религиозных медресе в Пакистане с 1988 по 2002 гг. [ 80 ]
Знаменитый храм Дата Дурбар суфийского святого Али Худжвейри в Лахоре известен верующим со всего мира.

По данным ЦРУ Всемирной книги фактов и Оксфордского центра исламских исследований , 96–97% всего населения Пакистана составляют мусульмане. [ 12 ] [ 10 ]

сунниты

Большинство пакистанских мусульман принадлежат к суннитскому исламу . Мусульмане принадлежат к разным школам, которые называются Мадхахиб (единственное число: Мазхаб), т.е. школам юриспруденции (также «Мактаб-э-Фикр» (Школа мысли) на урду ). Оценки суннитского населения в Пакистане колеблются от 85% до 90%. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

Мусульмане-сунниты Барелви и Деобанди

Двумя основными суннитскими сектами в Пакистане являются движение Барелви и движение Деобанди . Статистические данные о сектах и ​​подсектах Пакистана были названы «незначительными». [ 81 ] но оценки размеров этих двух групп дают небольшое большинство населения Пакистана, 50% которого принадлежит школе Барелви, в то время как 50%, как полагают, следуют школе юриспруденции Деобанди. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]

Шииты

По оценкам, шииты составляют около 10-15 процентов населения страны. [ 85 ] Основные традиции шиитского ислама, существующие в Пакистане, включают шиитов-двунадесятников (или Итна Ашарийа) и шиитов-исмаилитов (или Севенеров); в первую очередь Давуди Борас и Ходжа Исмаилиты , известные своей выдающейся деятельностью в торговле и промышленности. [ 86 ]

Известно, что многие видные мусульманские политики-шииты сыграли решающую роль в создании Пакистана на протяжении десятилетий во время Пакистанского движения . Роль первого президента Мусульманской лиги и ее главного финансового покровителя в первые годы ее существования взял на себя сэр Ага Хан III , исмаилит по вероисповеданию. Среди других политиков, сыгравших видную роль в первые десятилетия существования Мусульманской лиги, - Раджа Сахиб, Сайед Амир Али и Сайед Вазир Хасан и другие. [ 87 ]

Исследование 2012 года показало, что 50% опрошенных пакистанцев считают шиитов мусульманами, а 41% отвергают (шииты мусульманами). [ 88 ] [ 89 ] Шииты заявляют о дискриминации со стороны правительства Пакистана с 1948 года, утверждая, что суннитам отдается предпочтение в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия. [ 90 ] Нападения на шиитов усилились при президентстве Зия-уль-Хака. [ 90 ] первые крупные религиозные беспорядки в Пакистане вспыхнули в 1983 году в Карачи , а затем распространились на другие части страны. [ 91 ] Шииты уже давно являются мишенью суннитских радикальных группировок, таких как «Лашкар-и-Джангви» в стране. Межконфессиональное насилие стало постоянным явлением месяца Мухаррам каждый год, при этом межконфессиональное насилие между суннитами и шиитами происходило неоднократно. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] (HRW) , с 2008 года тысячи шиитов были убиты суннитскими экстремистами По данным Human Rights Watch , и жестокие столкновения между двумя сектами стали обычным явлением. [ 94 ]

Подгруппой шиитов в Пакистане является этническая группа хазарейцев, которая отличается от других шиитов своим языком и чертами лица. Большинство хазарейцев живут в Афганистане, но в Пакистане также проживает от 650 000 до 900 000 человек, и около 500 000 живут в городе Кветта. [ 95 ]

суфизм

Храм Рукн-и-Алам — одна из южного Пенджаба. самых важных суфийских святынь

Суфизм – это обширный термин, и в Пакистане существует множество суфийских орденов , где эта философия имеет сильные традиции. Исторически сложилось так, что суфийские миссионеры сыграли ключевую роль в обращении коренных народов Пенджаба и Синда в ислам. [ 96 ] Наиболее известными мусульманскими суфийскими орденами в Пакистане являются Кадирийя , Накшбандия , Чиштия и Сухравардия силса ( мусульманские ордена ), и у них есть большое количество преданных в Пакистане. Традиция посещения даргях практикуется и сегодня. Суфиями, чьи святыни привлекают большое внимание всей страны, являются Дата Гандж Бакш ( Али Хаджвери ) в Лахоре (ок. 11 век), [ 97 ] Султан Баху в Шоркот Джанге , Бахауд-дин Закария в Мултане , [ 98 ] и Шахбаз Каландер в Сехване (ок. 12 век) [ 97 ] и Шах Абдул Латиф Бхитай в Бхите , Синд [ 99 ] и Рехман Баба в провинции Хайбер-Пахтунхва . Урс (годовщина смерти) суфийских святых является крупнейшим собранием верующих у их святынь, которое ежегодно проводится.

Хотя популярная суфийская культура сосредоточена на вечерних собраниях по четвергам в святынях и ежегодных фестивалях, на которых звучит суфийская музыка и танцы, некоторые тарикаты, такие как Орден Сарвари Кадри , воздерживаются от таких традиций и верят в посещение святынь, совершение молитв или чтение манкабата. Более того, современные исламские фундаменталисты также критикуют популярные традиции пения, танцев и музыки, которые, по их мнению, неточно отражают учение и практику Мухаммеда и его сподвижников. Были совершены террористические нападения на суфийские святыни и фестивали, пять в 2010 году, в результате которых погибло 64 человека. В настоящее время известные тарикаты в Пакистане сохранили свои организации, обычно известные как техрик, и проводят свои ханки для зикра Аллаха, в соответствии с древней суфийской традицией. [ 100 ] [ 101 ]

Коранисты

Мусульмане, отвергающие авторитет хадисов , известные как Коранисты , Кораниюн или Ахле Коран, также присутствуют в Пакистане. [ 102 ] Крупнейшей коранистской организацией в Пакистане является Ахле Коран , за ней следует Базм-и-Толу-и-Ислам. Другое коранистское движение в Пакистане — Ахлу Зикр . [ 22 ]

внеконфессиональный

Примерно двенадцать процентов пакистанских мусульман описывают себя или имеют убеждения, совпадающие с убеждениями неконфессиональных мусульман . У этих мусульман есть убеждения, которые в целом совпадают с верованиями большинства мусульман, и разница в их молитвах обычно отсутствует или незначительна. Тем не менее, в переписях населения с просьбой уточнить, с каким направлением или обрядом мусульманской веры они наиболее тесно связаны, они обычно отвечают: «Просто мусульманин». [ 103 ]

Современные проблемы

Богохульство

Уголовный кодекс Пакистана , основной уголовный кодекс Пакистана, наказывает за богохульство ( урду : قانون توہین رسالت ) против любой признанной религии, предусматривая наказания от штрафа до смертной казни. [ 104 ] Пакистан унаследовал законы о богохульстве, принятые британскими колониальными властями, и ужесточил их в период с 1980 по 1986 год, когда военное правительство генерала Зия-уль Хака добавило ряд статей с целью «исламизировать» законы и отрицать мусульманский характер. меньшинства Ахмади . [ 104 ] Парламент посредством Второй поправки к Конституции от 7 сентября 1974 года под руководством премьер-министра Зульфикара Али Бхутто объявил мусульман-ахмади немусульманами. [ 105 ] В 1986 году оно было дополнено новым положением о богохульстве, также применимым к мусульманам-ахмади (см. « Преследование ахмадийцев» ). [ 106 ] [ 107 ] В 2020 году Европейский фонд исследований Южной Азии (EFSAS) в отчете, озаглавленном « Виновен, пока не доказана невиновность: кощунственный характер законов о богохульстве в Пакистане» , рекомендовал широкомасштабные изменения в законах и правовых системах Пакистана. [ 108 ]

Конверсии

Религиозные меньшинства Пакистана обратились в ислам. Баба Дин Мохаммад Шейх, бывший индуист, является мусульманским миссионером из Матли в округе Бадин провинции Синд, который утверждает, что обратил в ислам более 110 000 индуистов . [ 109 ] Совет по правам человека Пакистана сообщил, что случаи насильственного обращения в ислам. участились [ 110 ] [ 111 ] По словам семей жертв и активистов, Миан Абдул Хак , местный политический и религиозный лидер в провинции Синд, обвиняется в насильственном обращении девочек в другую веру в провинции. [ 112 ]

См. также

Ссылки

  1. ^ «ТАБЛИЦА 9: НАСЕЛЕНИЕ ПО ПОЛУ, РЕЛИГИИ И СЕЛЬСКОМУ/ГОРОДСКОМУ, ПЕРЕПИСЬ 2023 ГОДА» (PDF) .
  2. ^ Лейла Афифа, Наджла Нур Фаузия (6 января 2024 г.). «10 стран с наибольшим мусульманским населением; Индонезия занимает второе место» . tempo.co.
  3. ^ «Объявление результатов 7-й переписи населения и жилищного фонда 2023 года, «цифровой переписи» | Статистическое бюро Пакистана» . www.pbs.gov.pk. ​Проверено 19 июня 2024 г.
  4. ^ «Будущее мирового мусульманского населения: прогнозы с 2010 по 2013 год», по состоянию на июль 2013 г.
  5. ^ МИРОВЫЕ МУСУЛЬМАНЫ: ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ; Глава 1: Религиозная принадлежность
  6. ^ «AJ&K с первого взгляда» . Азад Правительство штата Джамму и Кашмир .
  7. ^ «Значение Гилгит-Балтистана» . Департамент туризма, спорта, культуры, археологии и музеев правительства Гилгит-Балтистана .
  8. ^ «Религиозная демография Пакистана» (PDF) . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . Проверено 14 июля 2021 г. 238 181 034 (оценка на июль 2021 г.)
  9. ^ «Объявление результатов VII переписи населения и жилищного фонда-2023 «Цифровая перепись» » (PDF) . Статистическое бюро Пакистана (www.pbs.gov.pk) . 5 августа 2023 г. Проверено 15 августа 2023 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б «Пакистан, ислам внутри» . Оксфордский центр исламских исследований . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2010 г. Примерно 97 процентов пакистанцев — мусульмане. Большинство (85–90)% процентов составляют сунниты, придерживающиеся ханафитской школы исламского права. От (10 до 15)% составляют шииты, в основном двунадесятники.
  11. ^ Перейти обратно: а б «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г. Религия: Подавляющее большинство населения (96,3 процента) — мусульмане, из которых примерно 85–90 процентов — сунниты и 10–15 процентов шииты.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д «Религии» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . 2021 . Проверено 14 июля 2021 г. Мусульмане (официальные) 96,5% (сунниты 85–90%, шииты 10–15%), другие (включая христиан и индуистов) 3,5% (оценка на 2020 г.)
  13. ^ Перейти обратно: а б «Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире» . Исследовательский центр Пью . 7 октября 2009 года . Проверено 28 августа 2010 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б Миллер, Трейси, изд. (октябрь 2009 г.). Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире (PDF) . Исследовательский центр Пью . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2009 г. Проверено 28 августа 2010 г.
  15. ^ Перейти обратно: а б «Пакистан – Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2008 г.» . Государственный департамент США . 19 сентября 2008 года . Проверено 28 августа 2010 г.
  16. ^ «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г. Религия: Подавляющее большинство населения (97 процентов) — мусульмане, из которых примерно 90 процентов — сунниты и 10 процентов — шииты.
  17. ^ «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г. Религия: Подавляющее большинство населения (96,3 процента) — мусульмане, из которых примерно 10 процентов — сунниты и 10 процентов — шииты.
  18. ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» . Исследовательский центр Пью . 9 августа 2012 года . Проверено 26 декабря 2016 г. С другой стороны, в Пакистане, где 6% респондентов опроса идентифицируют себя как шииты, отношение суннитов более неоднозначное: 50% говорят, что шииты являются мусульманами, а 41% говорят, что шииты не являются мусульманами.
  19. ^ «Документальная литература: шиитская динамика Пакистана» . 10 ноября 2019 г.
  20. ^ «Пакистан, ислам внутри» . Оксфордский центр исламских исследований . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2010 г. Примерно 97 процентов пакистанцев — мусульмане. Большинство из них - сунниты, последователи ханафитской школы исламского права. От 10 до 15 процентов составляют шииты, в основном двунадесятники.
  21. ^ «Пакистан должен противостоять ваххабизму | Адриан Пабст» . TheGuardian.com . 20 августа 2009 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Долатабад, Сейед Али Хоссейни, Хосейн Насери Могадам и Али Реза Абеди Сар Асия. «Столпы, доказательства и требования теории достаточности Корана, а также ее критика». Международный журнал гуманитарных и культурных исследований (IJHCS) ISSN 2356-5926 (2016): 2303–2319.
  23. ^ Шейх, Самира. «Аурангзеб, вид из Гуджарата: шииты и милленаристские вызовы суверенитету Великих Моголов». Журнал Королевского азиатского общества 28.3 (2018): 557–581.
  24. ^ Пакистанская перепись 1998 года показывает, что в Пакистане проживает 291 000 (0,22%) ахмадийцев. Однако Ахмадийская мусульманская община бойкотирует перепись с 1974 года, что делает официальные пакистанские данные неточными. По оценкам независимых групп, численность ахмадийцев в Пакистане составляет где-то от 2 до 3 миллионов ахмадийцев. Однако цифра в 2 миллиона является наиболее цитируемой цифрой и составляет примерно 1% территории страны. Видеть:
  25. ^ Хан, Никола (2016). Городские пейзажи насилия в Карачи: публика и контрпублика . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780190869786 . ... С населением более 23 миллионов Карачи также является крупнейшим мусульманским городом в мире, седьмым по величине мегаполисом в мире...
  26. ^ Хестерман, Дж. К. (1989). Индия и Индонезия: общие перспективы . Блестящий. ISBN  9004083650 .
  27. ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуат (2006). Ранние мистики в турецкой литературе . Психология Пресс. п. 79. ИСБН  978-0-415-36686-1 .
  28. ^ М. Исхак, «Хаким бин Джабала - героическая личность раннего ислама», Журнал Исторического общества Пакистана, стр. 145–50 (апрель 1955 г.).
  29. ^ Перейти обратно: а б «История в хронологическом порядке» . Министерство информации и радиовещания, правительство Пакистана. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 15 января 2010 г.
  30. ^ «Изображая Касима: как был завоеван Пакистан» . Рассвет. 19 июля 2012 г. Проверено 19 февраля 2015 г.
  31. ^ «Первый пакистанец?» . Рассвет . Проверено 19 февраля 2015 г.
  32. ^ «Мухаммед бин Касим: хищник или проповедник?» . Рассвет. 08.04.2014 . Проверено 19 февраля 2015 г.
  33. ^ Парача, Надим Ф. «Почему некоторые в Пакистане хотят заменить Джинну как основателя страны арабом 8-го века» . Прокрутка.в . Проверено 9 января 2018 г.
  34. ^ Рубина Сайгол (2014). «Какой самой откровенной лжи учат в пакистанских учебниках?» . Вестник . Проверено 14 августа 2014 г.
  35. ^ Шазия Рафи (2015). «Дело Гандхары» . Рассвет . Проверено 19 февраля 2015 г.
  36. ^ Ира Марвин Лапидус (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 382 –384. ISBN  978-0-521-77933-3 .
  37. ^ Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 497. ИСБН  9781316258385 . Как показано в книге, местные функционеры ОД, руководство (UP) ОД, мусульманские модернисты в Алигархе, улемы и даже Джинна время от времени формулировали свое видение Пакистана с точки зрения исламского государства.
  38. ^ Перейти обратно: а б с Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 489. ИСБН  9781316258385 . Но что неоспоримо, так это тесная связь, которую он установил с улемами, поскольку, когда он умер чуть больше года после рождения Пакистана, Маулана Шаббир Ахмад Усмани в своей похоронной речи описал Джинну как величайшего мусульманина после императора Великих Моголов Аурангзеба.
  39. ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 16. ISBN  9780870032851 .
  40. ^ Хусейн, Ризван. Пакистан . Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года. Первым важным результатом совместных усилий Джамаат-и Ислами и улемов стало принятие Резолюции о целях в марте 1949 года, формулировка которой отражала компромисс между традиционалистами и модернистами. Резолюция воплотила «основные принципы, на которых должна быть основана конституция Пакистана». В нем говорилось, что «суверенитет над всей вселенной принадлежит одному Всемогущему Богу, и власть, которую Он делегировал Государству Пакистан через его народ для осуществления в пределах, установленных Им, является священным доверием», что «принципы демократии «Свобода, равенство, терпимость и социальная справедливость, провозглашенные Исламом, должны полностью соблюдаться», и что «мусульмане должны иметь возможность устраивать свою жизнь в индивидуальной и коллективной сферах в соответствии с учением и требованиями Ислама, как это изложено». в Священном Коране и Сунне». Резолюция о целях была воспроизведена в качестве преамбулы к конституциям 1956, 1962 и 1973 годов. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  41. ^ Перейти обратно: а б с Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 18. ISBN  9780870032851 .
  42. ^ Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 491. ИСБН  9781316258385 .
  43. ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 19. ISBN  9780870032851 .
  44. ^ Хан, Шер Али (12 февраля 2016 г.). «Глобальные связи: репрессии против «Хизбут Тахрир» усиливаются» . Вестник .
  45. ^ Кокрейн, Иэн (2009). Причины войны в Бангладеш . Лулу.com. ISBN  9781445240435 . Социолог Насим Ахмад Джавед провел исследование национализма в ранее разделенном Пакистане и выявил связи между религией, политикой и национализмом в обоих крыльях Пакистана. Его выводы поразительны и в некоторой степени объясняют различное отношение Западного и Восточного Пакистана к отношениям между исламом и пакистанским национализмом и то, как это повлияло на взгляды людей обоих крыльев, особенно на взгляды народов обоих крыльев друг на друга. . В 1969 году Джавед провел опрос о типе национальной идентичности, который используют образованные профессиональные люди. Он обнаружил, что чуть более 60% жителей Восточного крыла заявляют о своей светской национальной идентичности. Однако в Западном крыле тот же самый деятель исповедовал исламскую, а не светскую идентичность. Более того, тот же человек в восточном крыле описал их идентичность с точки зрения этнической принадлежности, а не с точки зрения ислама. Он обнаружил, что в западном крыле ситуация была противоположной, где ислам считался более важным, чем этническая принадлежность.
  46. ^ Диамантид, Маринос; Гири, Адам (2011). Ислам, закон и идентичность . Рутледж. п. 196. ИСБН  9781136675652 .
  47. ^ Икбал, Хуршид (2009). Право на развитие в международном праве: пример Пакистана . Рутледж. п. 189. ИСБН  9781134019991 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Диамантид, Маринос; Гири, Адам (2011). Ислам, закон и идентичность . Рутледж. п. 198. ИСБН  9781136675652 .
  49. ^ Гроте, Райнер (2012). Конституционализм в исламских странах: между потрясениями и преемственностью . Издательство Оксфордского университета. п. 196. ИСБН  9780199910168 .
  50. ^ Наср, Сейед Вали Реза Наср (1996). Маудуди и создание исламского возрождения . Нью-Йорк, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 45–6 . ISBN  0195096959 .
  51. ^ Перейти обратно: а б с д Кепель, Жиль (2002). Джихад: путь политического ислама (изд. 2006 г.). ИБТаурис. стр. 100–101. ISBN  9781845112578 . Проверено 5 декабря 2014 г.
  52. ^ Майкл Хенг Сиам-Хенг, Тен Чин Лью (2010). Государство и секуляризм: взгляды из Азии § Генерал Зия-уль-Хак и покровительство исламизму . Сингапур: World Scientific. п. 360. ИСБН  9789814282383 .
  53. ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными; §От Исламской Республики к Исламскому Государству . США: Фонд Карнеги за международный мир (июль 2005 г.). стр. 395 страниц. ISBN  978-0-87003-214-1 .
  54. ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN  9780300097603 . ... Зия сделал ислам центральным элементом своей администрации.
  55. ^ Перейти обратно: а б Двойная опасность: жестокое обращение полиции с женщинами в Пакистане . Хьюман Райтс Вотч. 1992. с. 19. ISBN  9781564320636 . Проверено 3 декабря 2014 г.
  56. ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными . Вашингтон, округ Колумбия: United Book Press. п. 400. ИСБН  9780870032851 .
  57. ^ Перейти обратно: а б с Винбрандт, Джеймс (2009). Краткая история Пакистана . Факты в файле. стр. 216–7 . ISBN  9780816061846 . Краткая история Пакистана Зия поддерживает улемов.
  58. ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN  9780300097603 . Зия предоставил ему свободу действий в игнорировании международно признанных норм в области прав человека.
  59. ^ Перейти обратно: а б Парача, Надим Ф. (3 сентября 2009 г.). «Благочестивые глупости» . Dawn.com . Проверено 20 декабря 2014 г.
  60. ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN  9780300097603 . ... Зия наградил единственную политическую партию, которая предложила ему последовательную поддержку, «Джамаат-и-Ислами». Десятки тысяч активистов и сторонников Джамаата получили работу в судебной системе, на государственной службе и в других государственных учреждениях. Эти назначения означали, что исламская программа Зии сохранялась еще долго после его смерти.
  61. ^ Наср, Вали (2004). «Исламизация, государство и развитие». В Хэтэуэе, Роберт; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА (PDF) . Международный центр Вудро Вильсона или ученые. п. 95 . Проверено 30 января 2015 г. Генерал Зия стал покровителем исламизации в Пакистане и впервые в истории страны открыл бюрократию, армию и различные государственные учреждения для исламских партий.
  62. ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: Глаз бури . Издательство Йельского университета. п. 31 . ISBN  0300101473 . Проверено 9 декабря 2014 г. отдельные избирательные округа для меньшинств в Пакистане.
  63. ^ Талбот, Ян (1998). Пакистан, современная история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 251 . ISBN  9780312216061 . Спонсируемый государством процесс исламизации резко усилил сектантские разногласия не только между суннитами и шиитами из-за Постановления о Закяте 1979 года , но также между Деобандисом и Барелвисом .
  64. ^ Лонг, Роджер Д.; Сингх, Гурхарпал; Самад, Юнас; Талбот, Ян (2015). Государственное и национальное строительство в Пакистане: за пределами ислама и безопасности . Рутледж. п. 167. ИСБН  9781317448204 . В 1940-е годы подавляющее большинство Барелви были сторонниками Пакистанского движения и играли вспомогательную роль на его заключительном этапе (1940-1947 годы), в основном под знаменем Всеиндийской суннитской конференции, основанной в 1925 году.
  65. ^ Чезари, Джоселин (2014). Пробуждение мусульманской демократии: религия, современность и государство . Издательство Кембриджского университета. п. 135. ИСБН  9781107513297 . Например, улемы Барелви поддержали создание государства Пакистан и считали, что любой союз с индуистами (например, между Индийским национальным конгрессом и Джамиат улама-и-Хинд [JUH]) был контрпродуктивным.
  66. ^ Джон, Уилсон (2009). Пакистан: внутренняя борьба . Пирсон Образовательная Индия. п. 87. ИСБН  9788131725047 . Во время выборов 1946 года Барелви Улама издал фетвы в пользу Мусульманской лиги.
  67. ^ Перейти обратно: а б с Сайед, Джавад; Пио, Эдвина; Камран, Тахир; Заиди, Аббас (2016). Насилие на религиозной почве и воинственность деобанди в Пакистане . Спрингер. п. 379. ИСБН  9781349949663 . По иронии судьбы, политика исламского государства в Пакистане была в основном в пользу институтов Деобанди, а в последнее время и Ахли Хадис/Салафитов. Лишь несколько священнослужителей Деобанди решили поддержать Пакистанское движение, но они пользовались большим влиянием.
  68. ^ Филиппон, Аликс (13 декабря 2018 г.). «Позитивный брендинг и мягкая сила: продвижение суфизма в войне с террором» . Брукингс . Проверено 30 марта 2021 г.
  69. ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 132. ИСБН  9780870032851 .
  70. ^ Талбот, Ян (1998). Пакистан, современная история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 286 . ISBN  9780312216061 .
  71. ^ цитируя статьи 25, 28, 29, 198 Конституции Пакистана 1956 года.
  72. ^ Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. стр. 84–5.
  73. ^ Заиди, Шажил (17 августа 2016 г.). «В защиту Зиаула Хака » Экспресс Трибьюн .
  74. ^ «Глава 1: Представления о шариате» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 30 апреля 2013 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
  75. ^ «Большинство мусульман в Египте и Пакистане поддерживают смертную казнь за выход из ислама» . Вашингтон Пост . Проверено 4 декабря 2016 г.
  76. ^ «Кем ты считаешь себя в первую очередь?» . Проект «Глобальные отношения» исследовательского центра Pew . 31 марта 2010 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
  77. ^ Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. п. 83.
  78. ^ Малик, Джамал. Ислам в Южной Азии: Краткая история . Лейден и Бостон: Брилл, 2008.
  79. ^ Могол, МАЗ (04.05.2015). «Антропологический взгляд на мечеть в Пакистане» (PDF) . Азиатская антропология . 14 (2): 166–181. дои : 10.1080/1683478X.2015.1055543 . ISSN   1683-478X . S2CID   54051524 .
  80. ^ Рахман, Т. Медресе: потенциал насилия в Пакистане в медресе в Южной Азии: обучение террору? Под редакцией Джамаля Малика. Рутледж 2008. стр. 64.
  81. ^ Группа, Международный кризис (2022 г.). Новая эра религиозного насилия в Пакистане . Международная кризисная группа. стр. Стр. 8–Страница 14 . Проверено 20 июля 2023 г. {{cite book}}: |last1= имеет общее имя ( справка )
  82. ^ Кертис, Лиза; Маллик, Хайдер (4 мая 2009 г.). «Возрождение плюралистических традиций Пакистана для борьбы с экстремизмом» . Фонд наследия . Проверено 31 июля 2011 г.
  83. ^ Пайк, Джон (5 июля 2011 г.). «Барелви Ислам» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 8 декабря 2003 года . Проверено 25 сентября 2020 г. По одной из оценок, в Пакистане шииты составляют 18%, исмаилиты 2%, ахмедии 2%, барелвисы 50%, деобандис 20%, ахле хадис 4% и другие меньшинства 4%. [...] По другой оценке, около 15% пакистанских мусульман-суннитов считают себя деобанди, а около 60% придерживаются традиции барелви, базирующейся в основном в провинции Пенджаб. Но около 64% ​​от общего числа семинарий управляются Деобандисами, 25% — Барелвисами, 6% — Ахле Хадис и 3% — различными шиитскими организациями.
  84. ^ Группа, Международный кризис (2022 г.). Новая эра религиозного насилия в Пакистане . Международная кризисная группа. стр. Стр. 8–Страница 14 . Проверено 20 июля 2023 г. Считается, что сунниты-барелви составляют незначительное большинство населения. {{cite book}}: |last1= имеет общее имя ( справка )
  85. ^ «Глава 5: Границы религиозной идентичности» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Проверено 1 июля 2023 г.
  86. ^ «Пакистан - Исламская ассамблея, суннитские и шиитские секты, ваххабитское движение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 26 июня 2023 г.
  87. ^ Фукс, Саймон Вольфганг (2019). В чистой мусульманской стране: шиизм между Пакистаном и Ближним Востоком . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN  978-1-4696-4979-5 . JSTOR   10.5149/9781469649818_fuchs .
  88. ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» . Исследовательский центр Пью . 9 августа 2012 года . Проверено 26 декабря 2016 г. С другой стороны, в Пакистане, где 2% респондентов опроса идентифицируют себя как шииты, отношение суннитов более неоднозначное: 50% говорят, что шииты являются мусульманами, а 41% говорят, что это не так.
  89. ^ «Глава 5: Границы религиозной идентичности» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Проверено 1 января 2023 г.
  90. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Брайан Х. (2010). Вокруг Ракапоши . Брайан Х. Джонс. ISBN  9780980810721 . Многие шииты в регионе считают, что их дискриминируют с 1948 года. Они утверждают, что правительство Пакистана постоянно отдает предпочтение суннитам в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия... Ситуация резко ухудшилась в 1980-е годы при президентство тирана Зия-уль Хака, когда было много нападений на шиитское население.
  91. ^ Перейти обратно: а б Бродер, Джонатан (10 ноября 1987 г.). «Сектантская рознь угрожает хрупкому обществу Пакистана» . Чикаго Трибьюн . Проверено 31 декабря 2016 г. Первые крупные шиитско-суннитские беспорядки в Пакистане вспыхнули в 1983 году в Карачи во время шиитского праздника Мухаррам; по меньшей мере 60 человек были убиты. В течение следующих трех лет последовали новые беспорядки Мухаррама, которые распространились на Лахор и регион Белуджистана и привели к гибели еще сотен человек. В июле прошлого года сунниты и шииты, многие из которых были вооружены автоматическим оружием местного производства, столкнулись в северо-западном городе Парачинар, в результате чего погибло по меньшей мере 200 человек.
  92. ^ Джонс, Брайан Х. (2010). Вокруг Ракапоши . Брайан Х. Джонс. ISBN  9780980810721 . Многие шииты в регионе считают, что их дискриминируют с 1948 года. Они утверждают, что правительство Пакистана постоянно отдает предпочтение суннитам в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия... Ситуация резко ухудшилась в 1980-е годы при президентство тирана Зия-уль Хака, когда было много нападений на шиитское население. В ходе одного из самых громких инцидентов в мае 1988 года нападавшие сунниты разрушили шиитские деревни, вынудив тысячи людей бежать в Гилгит в поисках убежища. Шиитские мечети были снесены, около 100 человек убиты.
  93. ^ Таймур, Шамиль (12 октября 2016 г.). «Этот Мухаррам, Гилгит дает миру шанс» . Вестник . Проверено 31 декабря 2016 г. Это привело к ожесточенным столкновениям между двумя сектами. В 1988 году, после почти четырехдневного затишья, военный режим якобы использовал некоторых боевиков вместе с местными суннитами, чтобы «преподать урок» шиитам, что привело к гибели сотен шиитов и суннитов.
  94. ^ «Пакистан: безудержные убийства шиитов экстремистами» . Хьюман Райтс Вотч. 30 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
  95. ^ «Пакистан. Основные меньшинства и коренные народы» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов . Проверено 9 августа 2023 г.
  96. ^ Тадж Хашми (26 июня 2014 г.). Глобальный джихад и Америка: Столетняя война за пределами Ирака и Афганистана . Издательство SAGE, Индия. стр. 45–. ISBN  978-93-5150-426-9 .
  97. ^ Перейти обратно: а б Кровь, Питер Р., изд. (1995). Пакистан: страновое исследование (6-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . п. 128. ИСБН  0-8444-0834-4 . OCLC   32394669 . Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . {{cite encyclopedia}}: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  98. ^ Штатный корреспондент Dawn (27 октября 2017 г.). «Урс Бахауддина Закария начинается в Мултане » Заря (газета) . Получено 15 февраля. {{cite web}}: |author= имеет общее имя ( справка )
  99. ^ «Начинается урское празднование Хазрат Шаха Абдул Латифа Бхитаи» . «Экспресс Трибьюн» . 5 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
  100. ^ Продюсер: Шарлотта Бухен. «Суфизм подвергается атаке в Пакистане» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала (видео) 28 мая 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
  101. ^ Хума Имтиаз; Шарлотта Бухен (6 января 2011 г.). «Ислам, который ненавидят сторонники жесткой линии» (блог) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2012 г.
  102. Али Усман Касми, Мечеть для Корани-намаза , The Friday Times , дата обращения 16 февраля 2013 г.
  103. Pewforum Глава 1: Религиозная принадлежность получено 11 марта 2015 г.
  104. ^ Перейти обратно: а б «Каковы законы Пакистана о богохульстве?» . Новости Би-би-си . 6 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 г. . Проверено 21 ноября 2014 г.
  105. ^ «АКТ О КОНСТИТУЦИИ (ВТОРАЯ ПОПРАВКА) 1974 ГОДА» . Проверено 24 апреля 2017 г.
  106. ^ PPC S. 295-C , введенный Законом об уголовном праве (поправка) 1986 г. (III 1986 г.)
  107. ^ См. например, Хуршид Ахмад против государства , PLD 1992, Лахор 1 , пар. 35
  108. ^ «Власти Пакистана должны срочно реформировать «драконовские» законы о богохульстве: Европейский аналитический центр» . Европейский фонд исследований Южной Азии (EFSAS) . 7 апреля 2020 г. Проверено 14 апреля 2020 г.
  109. ^ «100 000 обращений и их количество продолжает расти. Познакомьтесь с бывшим индусом, который гонит души в будущую жизнь – The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 23 января 2012 г. Проверено 03 апреля 2018 г.
  110. ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (30 апреля 2013 г.). «Refworld – Годовой отчет USCIRF за 2013 год – Страны, вызывающие особую обеспокоенность: Пакистан» . Рефмир . Проверено 5 мая 2015 г.
  111. ^ «Пакистан: Религиозное обращение, включая обращение с новообращенными и принудительное обращение (2009–2012 гг.)» (PDF) . Ответы на информационные запросы . Управление правительственных исследований, Совет по иммиграции и беженцам Канады . 14 января 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 4 мая 2017 г. . Проверено 17 января 2018 г.
  112. ^ «Принудительное обращение и резкий рост браков в Пакистане» .

Дальнейшее чтение

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 26ada10655e4182a6615ce78d9973f13__1722788040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/26/13/26ada10655e4182a6615ce78d9973f13.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Pakistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)