Ислам в Пакистане
Праздничная молитва в мечети Бадшахи в Лахоре | |
Общая численность населения | |
---|---|
в. 240,76 миллиона (2024 г.) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] (98% населения) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
По всему Пакистану | |
Религии | |
Большинство: 90% мусульмане-сунниты , Меньшинство: 10% мусульмане-шииты. [ 4 ] | |
Языки | |
Урду , пенджаби , синдхи , пушту , белуджи |
Ислам в Пакистане | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||
История | ||||||
Основные цифры | ||||||
Школы мысли | ||||||
Юридические школы | ||||||
Мечети | ||||||
Политические организации/движения | ||||||
Культура | ||||||
|
||||||
Другие темы | ||||||
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам является крупнейшей и государственной религией Исламской Республики Пакистан . В Пакистане проживает более 236 миллионов приверженцев ислама (включая административную территорию Азад Кашмир). [ 6 ] и Гилгит Балтистан [ 7 ] ). [ 8 ] [ 9 ] Около 90% населения исповедуют суннитский ислам . Большинство пакистанских мусульман-суннитов принадлежат к ханафитской школе юриспруденции, которая представлена традициями Барелви и Деобанди .
Около 97% пакистанцев — мусульмане. [ 10 ] Большинство – сунниты (85-90%). [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] в то время как шииты составляют от 10% до 15%. [ 16 ] [ 12 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Школа Ханбали приобрела популярность в последнее время благодаря ваххабитскому влиянию с Ближнего Востока . [ 21 ] Меньшее мусульманское меньшинство в Пакистане включает коранистов , внеконфессиональных мусульман . [ 22 ] В Пакистане также практикуются два вероучения, основанные на махдиизме, а именно Махдавия и Ахмадия . [ 23 ] последние из которых по конституции Пакистана считаются немусульманами; вместе они составляют около 1% мусульманского населения. [ 24 ] В Пакистане находится крупнейший в мире город с мусульманским большинством ( Карачи ). [ 25 ]
История
До независимости
Ислам достиг Индийского субконтинента еще при жизни Мухаммеда . Согласно традиции, Баба Ратан Хинди был торговцем из Пенджаба и одним из неарабских сподвижников Мухаммеда . [ 26 ] [ 27 ] В 644 году нашей эры халифат Рашидун завоевал Макран после победы над королевством Синд в битве при Расиле . По словам Деррила Н. Маклина, связь между Синдом и ранними сторонниками Али или протошиитами можно проследить до Хакима ибн Джабалы аль-Абди, который путешествовал через Синд в Макран в 649 году нашей эры и представил отчет о районе. к халифу. [ 28 ] Во время халифата Али многие индусы Синда попали под влияние ислама, а некоторые даже участвовали в Верблюжьей битве . В 712 году молодой арабский полководец Мухаммад бин Касим завоевал большую часть региона Инда для халифской империи, которая стала провинцией Ас-Синд со столицей в Аль- Мансуре . [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Официальная хронология правительства Пакистана утверждает, что это время закладки фундамента Пакистана. [ 29 ] [ 34 ] [ 35 ] К концу 10-го века нашей эры регионом правили несколько индуистских царей-шахи, которые впоследствии были покорены Газневидами .

Период раннего средневековья (642–1219 гг. Н. Э.) стал свидетелем распространения ислама в регионе. В этот период суфийские миссионеры сыграли ключевую роль в обращении большинства буддийского и индуистского населения региона в ислам. [ 36 ] Эти события подготовили почву для правления нескольких сменявших друг друга мусульманских империй в регионе, включая империю Газневидов (975–1187 гг. Н. Э.), Королевство Горид и Делийский султанат (1206–1526 гг. Н. Э.). Династия Лоди , последняя из Делийского султаната, была заменена Империей Великих Моголов (1526–1857 гг. Н. Э.).

В независимом Пакистане
Природа государства
Руководство Мусульманской лиги , улама (исламское духовенство) и Джинна сформулировали свое видение Пакистана с точки зрения исламского государства . [ 37 ] Мухаммед Али Джинна установил тесные связи с улемами . [ 38 ] Когда Джинна умер, исламский ученый Маулана Шаббир Ахмад Усмани описал Джинну как величайшего мусульманина после императора Великих Моголов Аурангзеба , а также сравнил смерть Джинны со смертью Мухаммеда . [ 38 ] Усмани попросил пакистанцев помнить послание Джинны о единстве, вере и дисциплине и работать над осуществлением его мечты:
создать прочный блок всех мусульманских государств от Карачи до Анкары, от Пакистана до Марокко. Он [Джинна] хотел, чтобы мусульмане всего мира объединились под знаменем ислама, чтобы эффективно противостоять агрессивным замыслам их врагов. [ 38 ]
Первый формальный шаг, предпринятый для преобразования Пакистана в идеологическое исламское государство, был сделан в марте 1949 года, когда первый премьер-министр страны Лиакат Али Хан представил Резолюцию о целях на рассмотрение Учредительного собрания. [ 39 ] Резолюция о целях провозгласила, что суверенитет над всей вселенной принадлежит Богу . [ 40 ] Президент Мусульманской лиги Чаудри Халикуззаман объявил, что Пакистан объединит все мусульманские страны в Исламистан – панисламское образование. [ 41 ] Халик считал, что Пакистан был всего лишь мусульманским государством и еще не был исламским государством, но что он, безусловно, мог бы стать исламским государством после объединения всех верующих ислама в единую политическую единицу. [ 42 ] Кейт Каллард, один из первых исследователей пакистанской политики, заметил, что пакистанцы верят в существенное единство целей и мировоззрений в мусульманском мире:
Пакистан был основан для продвижения дела мусульман. От других мусульман можно было ожидать сочувствия и даже энтузиазма. Но это предполагало, что другие мусульманские государства будут придерживаться такого же взгляда на отношения между религией и национальностью. [ 41 ]
Однако панисламистские настроения Пакистана в то время не разделялись другими мусульманскими правительствами. Национализм в других частях мусульманского мира основывался на этнической принадлежности, языке и культуре. [ 41 ] Хотя мусульманские правительства не сочувствовали панисламским устремлениям Пакистана, исламисты со всего мира тянулись в Пакистан. Такие деятели, как Великий муфтий Палестины Аль-Хадж Амин аль-Хусейни и лидеры исламистских политических движений, таких как « Братья-мусульмане» , стали частыми гостями в стране. [ 43 ] После того как генерал Зия-уль-Хак пришел к власти в результате военного переворота, «Хизб ут-Тахрир» (исламистская группировка, призывающая к созданию халифата) расширила свою организационную сеть и деятельность в Пакистане. Ее основатель Таки ад-Дин ан-Набхани поддерживал регулярную переписку с Абул А'ла Маудуди , основателем Джамаат-и-Ислами (ДИ), а также призывал доктора Исрара Ахмеда продолжить свою работу в Пакистане для создание глобального халифата. [ 44 ]
Социолог Насим Ахмад Джавед провел в 1969 году в ранее разделенном Пакистане исследование типа национальной идентичности, используемой образованными профессиональными людьми. Он обнаружил, что более 60% людей в Восточном Пакистане (современный Бангладеш ) заявляют о своей светской национальной идентичности. Однако в Западном Пакистане (нынешний Пакистан) тот же самый деятель заявил, что имеет исламскую , а не светскую идентичность. Более того, тот же самый деятель в Восточном Пакистане определял свою идентичность с точки зрения этнической принадлежности, а не ислама. Все было наоборот в Западном Пакистане, где ислам считался более важным, чем этническая принадлежность. [ 45 ]
После первых всеобщих выборов в Пакистане Конституция 1973 года . избранным парламентом была принята [ 46 ] Конституция провозгласила Пакистан Исламской Республикой, а ислам — государственной религией. В нем также говорилось, что все законы должны быть приведены в соответствие с предписаниями ислама, изложенными в Коране и Сунне, и что ни один закон, противоречащий таким предписаниям, не может быть принят. [ 47 ] Конституция 1973 года также создала определенные институты, такие как Шариатский суд и Совет исламской идеологии, для толкования и применения ислама. [ 48 ]
Исламизация Зия уль Хака
5 июля 1977 года генерал Зия-уль-Хак возглавил государственный переворот . [ 49 ] За год или два до Зия-уль-Хака переворота его предшественник, левый премьер-министр Зульфикар Али Бхутто , столкнулся с энергичной оппозицией, которая объединилась под возрожденческим знаменем Низам-е-Мустафа. [ 50 ] («Правило пророка»). По мнению сторонников движения, создание исламского государства, основанного на законах шариата , будет означать возвращение к справедливости и успеху первых дней ислама, когда Мухаммед правил мусульманами. [ 51 ] Стремясь остановить волну уличной исламизации, Бхутто также призвала к этому и запретила мусульманам употребление и продажу вина, ночные клубы и скачки. [ 51 ] [ 52 ]

«Исламизация» была «основной» политикой. [ 53 ] или «центральная часть» [ 54 ] своего правительства. Зия-уль-Хак взял на себя обязательство создать исламское государство и обеспечить соблюдение законов шариата . [ 51 ] Зия учредил отдельные шариатские суды [ 48 ] и скамейки в суде [ 55 ] [ 56 ] судить юридические дела, используя исламскую доктрину. [ 57 ] В пакистанское законодательство были добавлены новые уголовные преступления (прелюбодеяние, блуд и виды богохульства), а также новые наказания (порка, ампутация и забивание камнями до смерти). Выплаты процентов по банковским счетам были заменены выплатами «прибылей и убытков». Благотворительные пожертвования закята стали облагаться ежегодным налогом в размере 2,5%. Школьные учебники и библиотеки были отремонтированы с целью удаления неисламских материалов. [ 58 ] Офисы, школы и фабрики должны были предоставлять помещения для молитв. [ 59 ] Зия укрепил влияние улемов ( исламского духовенства) и исламских партий. [ 57 ] в то время как консервативные ученые стали постоянными зрителями на телевидении. [ 59 ] 10 000 активистов партии Джамаат-и-Ислами были назначены на государственные посты, чтобы обеспечить продолжение его программы после его кончины. [ 51 ] [ 57 ] [ 60 ] [ 61 ] Консервативные улемы (учёные-исламисты) были добавлены в Совет исламской идеологии . [ 55 ] Отдельные избирательные округа для индуистов и христиан были созданы в 1985 году, хотя христианские и индуистские лидеры жаловались, что чувствуют себя исключенными из политического процесса округа. [ 62 ]
Исламизация, спонсируемая государством Зии, усилила сектантские разногласия в Пакистане между суннитами и шиитами , а также между Деобандисом и Барелвисом . [ 63 ] Солидное большинство Барелвиса поддержало создание Пакистана. [ 64 ] и Барелви улемы также издали фетвы в поддержку Пакистанского движения во время выборов 1946 года. [ 65 ] [ 66 ] но, по иронии судьбы, политика исламского государства в Пакистане в основном была в пользу институтов Деобанди (а позже Ахли-Хадис/ Салафитов ). [ 67 ] И это несмотря на то, что лишь немногие (хотя и влиятельные) священнослужители Деобанди поддерживали Пакистанское движение . [ 67 ] Зия-уль-Хак сформировал прочный союз между военными и институтами Деобанди . [ 67 ] В Пакистане деятели, которые были определены государством как умеренные суфии, такие как Барелви, движение, основанное в 19 веке в ответ на консервативных реформаторов, таких как Деобанди, мобилизовались после призыва правительства с 2009 года, чтобы спасти душу Пакистан от ползучей «талибанизации». [ 68 ]
Возможные мотивы программы исламизации включали личное благочестие Зии (большинство источников сходятся во мнении, что он происходил из религиозной семьи), [ 69 ] желание обрести политических союзников, «осуществить смысл существования Пакистана » как мусульманского государства и / или политическую потребность узаконить то, что некоторые пакистанцы считали его «репрессивным, нерепрезентативным режимом военного положения». [ 70 ]
До прихода к власти генерала Мухаммада Зия-уль-Хака «исламские активисты» были разочарованы отсутствием «зубов» для обеспечения соблюдения исламских законов в конституции Пакистана. Например, в конституции 1956 года государство не обеспечивало соблюдение «исламских моральных стандартов», но «стремилось [ред]» сделать их обязательными и «предотвратить» проституцию, азартные игры, употребление алкогольных напитков и т. д. Проценты должны были быть устранены. "как можно скорее". [ 71 ] [ 72 ]
По словам Шажила Заиди, на похоронах Зия уль Хака присутствовал миллион человек, потому что он дал им то, что они хотели: больше религии. [ 73 ] Опрос общественного мнения PEW показал, что 84% пакистанцев выступают за то, чтобы шариат стал официальным законом страны. [ 74 ] Согласно отчету Pew Research Center за 2013 год , большинство пакистанских мусульман также поддерживают смертную казнь для тех, кто покидает ислам (62%). Напротив, в соседней южноазиатской мусульманской стране Бангладеш (которая имеет общее наследие с Пакистаном) смертную казнь для тех, кто покинул ислам, составила всего 36%. [ 75 ] Опрос общественного мнения, проведенный исследовательским центром PEW в 2010 году, также показал, что 87% пакистанцев считают себя «в первую очередь мусульманами», а не представителями своей национальности. Это был самый высокий показатель среди всех опрошенных мусульманских групп населения. Напротив, только 67% в Иордании , 59% в Египте , 51% в Турции , 36% в Индонезии и 71% в Нигерии считают себя «прежде всего мусульманами», а не представителями своей собственной национальности. [ 76 ]
«Исламские активисты», такие как улемы ( исламские священнослужители) и Джамаат-и-Ислами (исламистская партия), поддерживают расширение «исламского закона и исламских практик». «Исламские модернисты» относятся к этой экспансии прохладно, и «некоторые могут даже выступать за развитие по секуляристским линиям Запада». [ 77 ]
Исламский образ жизни
Мечеть является важным религиозным и социальным учреждением в Пакистане. [ 78 ] [ 79 ] Многие ритуалы и церемонии отмечаются по исламскому календарю.
Номиналы


По данным ЦРУ Всемирной книги фактов и Оксфордского центра исламских исследований , 96–97% всего населения Пакистана составляют мусульмане. [ 12 ] [ 10 ]
сунниты
Большинство пакистанских мусульман принадлежат к суннитскому исламу . Мусульмане принадлежат к разным школам, которые называются Мадхахиб (единственное число: Мазхаб), т.е. школам юриспруденции (также «Мактаб-э-Фикр» (Школа мысли) на урду ). Оценки суннитского населения в Пакистане колеблются от 85% до 90%. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Мусульмане-сунниты Барелви и Деобанди
Двумя основными суннитскими сектами в Пакистане являются движение Барелви и движение Деобанди . Статистические данные о сектах и подсектах Пакистана были названы «незначительными». [ 81 ] но оценки размеров этих двух групп дают небольшое большинство населения Пакистана, 50% которого принадлежит школе Барелви, в то время как 50%, как полагают, следуют школе юриспруденции Деобанди. [ 82 ] [ 83 ] [ 84 ]
Шииты
По оценкам, шииты составляют около 10-15 процентов населения страны. [ 85 ] Основные традиции шиитского ислама, существующие в Пакистане, включают шиитов-двунадесятников (или Итна Ашарийа) и шиитов-исмаилитов (или Севенеров); в первую очередь Давуди Борас и Ходжа Исмаилиты , известные своей выдающейся деятельностью в торговле и промышленности. [ 86 ]
Известно, что многие видные мусульманские политики-шииты сыграли решающую роль в создании Пакистана на протяжении десятилетий во время Пакистанского движения . Роль первого президента Мусульманской лиги и ее главного финансового покровителя в первые годы ее существования взял на себя сэр Ага Хан III , исмаилит по вероисповеданию. Среди других политиков, сыгравших видную роль в первые десятилетия существования Мусульманской лиги, - Раджа Сахиб, Сайед Амир Али и Сайед Вазир Хасан и другие. [ 87 ]
Исследование 2012 года показало, что 50% опрошенных пакистанцев считают шиитов мусульманами, а 41% отвергают (шииты мусульманами). [ 88 ] [ 89 ] Шииты заявляют о дискриминации со стороны правительства Пакистана с 1948 года, утверждая, что суннитам отдается предпочтение в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия. [ 90 ] Нападения на шиитов усилились при президентстве Зия-уль-Хака. [ 90 ] первые крупные религиозные беспорядки в Пакистане вспыхнули в 1983 году в Карачи , а затем распространились на другие части страны. [ 91 ] Шииты уже давно являются мишенью суннитских радикальных группировок, таких как «Лашкар-и-Джангви» в стране. Межконфессиональное насилие стало постоянным явлением месяца Мухаррам каждый год, при этом межконфессиональное насилие между суннитами и шиитами происходило неоднократно. [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] (HRW) , с 2008 года тысячи шиитов были убиты суннитскими экстремистами По данным Human Rights Watch , и жестокие столкновения между двумя сектами стали обычным явлением. [ 94 ]
Подгруппой шиитов в Пакистане является этническая группа хазарейцев, которая отличается от других шиитов своим языком и чертами лица. Большинство хазарейцев живут в Афганистане, но в Пакистане также проживает от 650 000 до 900 000 человек, и около 500 000 живут в городе Кветта. [ 95 ]
суфизм

Суфизм – это обширный термин, и в Пакистане существует множество суфийских орденов , где эта философия имеет сильные традиции. Исторически сложилось так, что суфийские миссионеры сыграли ключевую роль в обращении коренных народов Пенджаба и Синда в ислам. [ 96 ] Наиболее известными мусульманскими суфийскими орденами в Пакистане являются Кадирийя , Накшбандия , Чиштия и Сухравардия силса ( мусульманские ордена ), и у них есть большое количество преданных в Пакистане. Традиция посещения даргях практикуется и сегодня. Суфиями, чьи святыни привлекают большое внимание всей страны, являются Дата Гандж Бакш ( Али Хаджвери ) в Лахоре (ок. 11 век), [ 97 ] Султан Баху в Шоркот Джанге , Бахауд-дин Закария в Мултане , [ 98 ] и Шахбаз Каландер в Сехване (ок. 12 век) [ 97 ] и Шах Абдул Латиф Бхитай в Бхите , Синд [ 99 ] и Рехман Баба в провинции Хайбер-Пахтунхва . Урс (годовщина смерти) суфийских святых является крупнейшим собранием верующих у их святынь, которое ежегодно проводится.
Хотя популярная суфийская культура сосредоточена на вечерних собраниях по четвергам в святынях и ежегодных фестивалях, на которых звучит суфийская музыка и танцы, некоторые тарикаты, такие как Орден Сарвари Кадри , воздерживаются от таких традиций и верят в посещение святынь, совершение молитв или чтение манкабата. Более того, современные исламские фундаменталисты также критикуют популярные традиции пения, танцев и музыки, которые, по их мнению, неточно отражают учение и практику Мухаммеда и его сподвижников. Были совершены террористические нападения на суфийские святыни и фестивали, пять в 2010 году, в результате которых погибло 64 человека. В настоящее время известные тарикаты в Пакистане сохранили свои организации, обычно известные как техрик, и проводят свои ханки для зикра Аллаха, в соответствии с древней суфийской традицией. [ 100 ] [ 101 ]
Коранисты
Мусульмане, отвергающие авторитет хадисов , известные как Коранисты , Кораниюн или Ахле Коран, также присутствуют в Пакистане. [ 102 ] Крупнейшей коранистской организацией в Пакистане является Ахле Коран , за ней следует Базм-и-Толу-и-Ислам. Другое коранистское движение в Пакистане — Ахлу Зикр . [ 22 ]
внеконфессиональный
Примерно двенадцать процентов пакистанских мусульман описывают себя или имеют убеждения, совпадающие с убеждениями неконфессиональных мусульман . У этих мусульман есть убеждения, которые в целом совпадают с верованиями большинства мусульман, и разница в их молитвах обычно отсутствует или незначительна. Тем не менее, в переписях населения с просьбой уточнить, с каким направлением или обрядом мусульманской веры они наиболее тесно связаны, они обычно отвечают: «Просто мусульманин». [ 103 ]
Современные проблемы
Богохульство
Уголовный кодекс Пакистана , основной уголовный кодекс Пакистана, наказывает за богохульство ( урду : قانون توہین رسالت ) против любой признанной религии, предусматривая наказания от штрафа до смертной казни. [ 104 ] Пакистан унаследовал законы о богохульстве, принятые британскими колониальными властями, и ужесточил их в период с 1980 по 1986 год, когда военное правительство генерала Зия-уль Хака добавило ряд статей с целью «исламизировать» законы и отрицать мусульманский характер. меньшинства Ахмади . [ 104 ] Парламент посредством Второй поправки к Конституции от 7 сентября 1974 года под руководством премьер-министра Зульфикара Али Бхутто объявил мусульман-ахмади немусульманами. [ 105 ] В 1986 году оно было дополнено новым положением о богохульстве, также применимым к мусульманам-ахмади (см. « Преследование ахмадийцев» ). [ 106 ] [ 107 ] В 2020 году Европейский фонд исследований Южной Азии (EFSAS) в отчете, озаглавленном « Виновен, пока не доказана невиновность: кощунственный характер законов о богохульстве в Пакистане» , рекомендовал широкомасштабные изменения в законах и правовых системах Пакистана. [ 108 ]
Конверсии
Религиозные меньшинства Пакистана обратились в ислам. Баба Дин Мохаммад Шейх, бывший индуист, является мусульманским миссионером из Матли в округе Бадин провинции Синд, который утверждает, что обратил в ислам более 110 000 индуистов . [ 109 ] Совет по правам человека Пакистана сообщил, что случаи насильственного обращения в ислам. участились [ 110 ] [ 111 ] По словам семей жертв и активистов, Миан Абдул Хак , местный политический и религиозный лидер в провинции Синд, обвиняется в насильственном обращении девочек в другую веру в провинции. [ 112 ]
См. также
- Свобода религии в Пакистане
- История Исламской Республики Пакистан
- Ислам в Южной Азии
- Исламизация в Пакистане
- Религия в Пакистане
- Религиозная дискриминация в Пакистане
- Шиитский ислам в Пакистане
- Суфизм в Пакистане
- Ислам по странам
Ссылки
- ^ «ТАБЛИЦА 9: НАСЕЛЕНИЕ ПО ПОЛУ, РЕЛИГИИ И СЕЛЬСКОМУ/ГОРОДСКОМУ, ПЕРЕПИСЬ 2023 ГОДА» (PDF) .
- ^ Лейла Афифа, Наджла Нур Фаузия (6 января 2024 г.). «10 стран с наибольшим мусульманским населением; Индонезия занимает второе место» . tempo.co.
- ^ «Объявление результатов 7-й переписи населения и жилищного фонда 2023 года, «цифровой переписи» | Статистическое бюро Пакистана» . www.pbs.gov.pk. Проверено 19 июня 2024 г.
- ^ «Будущее мирового мусульманского населения: прогнозы с 2010 по 2013 год», по состоянию на июль 2013 г.
- ^ МИРОВЫЕ МУСУЛЬМАНЫ: ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ; Глава 1: Религиозная принадлежность
- ^ «AJ&K с первого взгляда» . Азад Правительство штата Джамму и Кашмир .
- ^ «Значение Гилгит-Балтистана» . Департамент туризма, спорта, культуры, археологии и музеев правительства Гилгит-Балтистана .
- ^ «Религиозная демография Пакистана» (PDF) . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . Проверено 14 июля 2021 г.
238 181 034 (оценка на июль 2021 г.)
- ^ «Объявление результатов VII переписи населения и жилищного фонда-2023 «Цифровая перепись» » (PDF) . Статистическое бюро Пакистана (www.pbs.gov.pk) . 5 августа 2023 г. Проверено 15 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пакистан, ислам внутри» . Оксфордский центр исламских исследований . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2010 г.
Примерно 97 процентов пакистанцев — мусульмане. Большинство (85–90)% процентов составляют сунниты, придерживающиеся ханафитской школы исламского права. От (10 до 15)% составляют шииты, в основном двунадесятники.
- ^ Перейти обратно: а б «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
Религия: Подавляющее большинство населения (96,3 процента) — мусульмане, из которых примерно 85–90 процентов — сунниты и 10–15 процентов шииты.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Религии» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . 2021 . Проверено 14 июля 2021 г.
Мусульмане (официальные) 96,5% (сунниты 85–90%, шииты 10–15%), другие (включая христиан и индуистов) 3,5% (оценка на 2020 г.)
- ^ Перейти обратно: а б «Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире» . Исследовательский центр Пью . 7 октября 2009 года . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллер, Трейси, изд. (октябрь 2009 г.). Картирование мирового мусульманского населения: отчет о размере и распределении мусульманского населения в мире (PDF) . Исследовательский центр Пью . Архивировано из оригинала (PDF) 10 октября 2009 г. Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Пакистан – Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2008 г.» . Государственный департамент США . 19 сентября 2008 года . Проверено 28 августа 2010 г.
- ^ «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
Религия: Подавляющее большинство населения (97 процентов) — мусульмане, из которых примерно 90 процентов — сунниты и 10 процентов — шииты.
- ^ «Профиль страны: Пакистан» (PDF) . Страновые исследования Библиотеки Конгресса США по Пакистану . Библиотека Конгресса . Февраль 2005 года . Проверено 1 сентября 2010 г.
Религия: Подавляющее большинство населения (96,3 процента) — мусульмане, из которых примерно 10 процентов — сунниты и 10 процентов — шииты.
- ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» . Исследовательский центр Пью . 9 августа 2012 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
С другой стороны, в Пакистане, где 6% респондентов опроса идентифицируют себя как шииты, отношение суннитов более неоднозначное: 50% говорят, что шииты являются мусульманами, а 41% говорят, что шииты не являются мусульманами.
- ^ «Документальная литература: шиитская динамика Пакистана» . 10 ноября 2019 г.
- ^ «Пакистан, ислам внутри» . Оксфордский центр исламских исследований . Издательство Оксфордского университета . Архивировано из оригинала 18 июня 2013 года . Проверено 29 августа 2010 г.
Примерно 97 процентов пакистанцев — мусульмане. Большинство из них - сунниты, последователи ханафитской школы исламского права. От 10 до 15 процентов составляют шииты, в основном двунадесятники.
- ^ «Пакистан должен противостоять ваххабизму | Адриан Пабст» . TheGuardian.com . 20 августа 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Долатабад, Сейед Али Хоссейни, Хосейн Насери Могадам и Али Реза Абеди Сар Асия. «Столпы, доказательства и требования теории достаточности Корана, а также ее критика». Международный журнал гуманитарных и культурных исследований (IJHCS) ISSN 2356-5926 (2016): 2303–2319.
- ^ Шейх, Самира. «Аурангзеб, вид из Гуджарата: шииты и милленаристские вызовы суверенитету Великих Моголов». Журнал Королевского азиатского общества 28.3 (2018): 557–581.
- ^ Пакистанская перепись 1998 года показывает, что в Пакистане проживает 291 000 (0,22%) ахмадийцев. Однако Ахмадийская мусульманская община бойкотирует перепись с 1974 года, что делает официальные пакистанские данные неточными. По оценкам независимых групп, численность ахмадийцев в Пакистане составляет где-то от 2 до 3 миллионов ахмадийцев. Однако цифра в 2 миллиона является наиболее цитируемой цифрой и составляет примерно 1% территории страны. Видеть:
- более 2 миллионов: Совет по иммиграции и беженцам Канады (04 декабря 2008 г.). «Пакистан: положение ахмадийцев, включая правовой статус и политические права, права на образование и трудоустройство; отношение общества к ахмадийцам (2006 г. – ноябрь 2008 г.)» . Проверено 28 июня 2012 г.
- 3 миллиона: Международная федерация по правам человека: Международная миссия по установлению фактов. Свобода выражения мнений, ассоциаций и собраний в Пакистане. Аусгабе 408/2, январь 2005 г., стр. 61 ( PDF )
- 3–4 миллиона: Комиссия по международной религиозной свободе: Годовой отчет Комиссии США по международной религиозной свободе. 2005, С. 130
- 4.910.000: Джеймс Минахан: Энциклопедия наций без гражданства. Этнические и национальные группы по всему миру. Гринвуд Пресс. Вестпорт 2002, стр. 52.
- «Пакистан: Положение членов Ахмадийского движения Лахори в Пакистане» . Проверено 30 апреля 2014 г.
- ^ Хан, Никола (2016). Городские пейзажи насилия в Карачи: публика и контрпублика . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190869786 .
... С населением более 23 миллионов Карачи также является крупнейшим мусульманским городом в мире, седьмым по величине мегаполисом в мире...
- ^ Хестерман, Дж. К. (1989). Индия и Индонезия: общие перспективы . Блестящий. ISBN 9004083650 .
- ^ Кёпрюлю, Мехмет Фуат (2006). Ранние мистики в турецкой литературе . Психология Пресс. п. 79. ИСБН 978-0-415-36686-1 .
- ^ М. Исхак, «Хаким бин Джабала - героическая личность раннего ислама», Журнал Исторического общества Пакистана, стр. 145–50 (апрель 1955 г.).
- ^ Перейти обратно: а б «История в хронологическом порядке» . Министерство информации и радиовещания, правительство Пакистана. Архивировано из оригинала 23 июля 2010 года . Проверено 15 января 2010 г.
- ^ «Изображая Касима: как был завоеван Пакистан» . Рассвет. 19 июля 2012 г. Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Первый пакистанец?» . Рассвет . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ «Мухаммед бин Касим: хищник или проповедник?» . Рассвет. 08.04.2014 . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ Парача, Надим Ф. «Почему некоторые в Пакистане хотят заменить Джинну как основателя страны арабом 8-го века» . Прокрутка.в . Проверено 9 января 2018 г.
- ^ Рубина Сайгол (2014). «Какой самой откровенной лжи учат в пакистанских учебниках?» . Вестник . Проверено 14 августа 2014 г.
- ^ Шазия Рафи (2015). «Дело Гандхары» . Рассвет . Проверено 19 февраля 2015 г.
- ^ Ира Марвин Лапидус (2002). История исламских обществ . Издательство Кембриджского университета. стр. 100-1 382 –384. ISBN 978-0-521-77933-3 .
- ^ Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 497. ИСБН 9781316258385 .
Как показано в книге, местные функционеры ОД, руководство (UP) ОД, мусульманские модернисты в Алигархе, улемы и даже Джинна время от времени формулировали свое видение Пакистана с точки зрения исламского государства.
- ^ Перейти обратно: а б с Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 489. ИСБН 9781316258385 .
Но что неоспоримо, так это тесная связь, которую он установил с улемами, поскольку, когда он умер чуть больше года после рождения Пакистана, Маулана Шаббир Ахмад Усмани в своей похоронной речи описал Джинну как величайшего мусульманина после императора Великих Моголов Аурангзеба.
- ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 16. ISBN 9780870032851 .
- ^ Хусейн, Ризван. Пакистан . Архивировано из оригинала 21 ноября 2008 года.
Первым важным результатом совместных усилий Джамаат-и Ислами и улемов стало принятие Резолюции о целях в марте 1949 года, формулировка которой отражала компромисс между традиционалистами и модернистами. Резолюция воплотила «основные принципы, на которых должна быть основана конституция Пакистана». В нем говорилось, что «суверенитет над всей вселенной принадлежит одному Всемогущему Богу, и власть, которую Он делегировал Государству Пакистан через его народ для осуществления в пределах, установленных Им, является священным доверием», что «принципы демократии «Свобода, равенство, терпимость и социальная справедливость, провозглашенные Исламом, должны полностью соблюдаться», и что «мусульмане должны иметь возможность устраивать свою жизнь в индивидуальной и коллективной сферах в соответствии с учением и требованиями Ислама, как это изложено». в Священном Коране и Сунне». Резолюция о целях была воспроизведена в качестве преамбулы к конституциям 1956, 1962 и 1973 годов.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 18. ISBN 9780870032851 .
- ^ Дхулипала, Венкат (2015). Создание новой Медины: государственная власть, ислам и поиски Пакистана в позднеколониальной Северной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 491. ИСБН 9781316258385 .
- ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 19. ISBN 9780870032851 .
- ^ Хан, Шер Али (12 февраля 2016 г.). «Глобальные связи: репрессии против «Хизбут Тахрир» усиливаются» . Вестник .
- ^ Кокрейн, Иэн (2009). Причины войны в Бангладеш . Лулу.com. ISBN 9781445240435 .
Социолог Насим Ахмад Джавед провел исследование национализма в ранее разделенном Пакистане и выявил связи между религией, политикой и национализмом в обоих крыльях Пакистана. Его выводы поразительны и в некоторой степени объясняют различное отношение Западного и Восточного Пакистана к отношениям между исламом и пакистанским национализмом и то, как это повлияло на взгляды людей обоих крыльев, особенно на взгляды народов обоих крыльев друг на друга. . В 1969 году Джавед провел опрос о типе национальной идентичности, который используют образованные профессиональные люди. Он обнаружил, что чуть более 60% жителей Восточного крыла заявляют о своей светской национальной идентичности. Однако в Западном крыле тот же самый деятель исповедовал исламскую, а не светскую идентичность. Более того, тот же человек в восточном крыле описал их идентичность с точки зрения этнической принадлежности, а не с точки зрения ислама. Он обнаружил, что в западном крыле ситуация была противоположной, где ислам считался более важным, чем этническая принадлежность.
- ^ Диамантид, Маринос; Гири, Адам (2011). Ислам, закон и идентичность . Рутледж. п. 196. ИСБН 9781136675652 .
- ^ Икбал, Хуршид (2009). Право на развитие в международном праве: пример Пакистана . Рутледж. п. 189. ИСБН 9781134019991 .
- ^ Перейти обратно: а б Диамантид, Маринос; Гири, Адам (2011). Ислам, закон и идентичность . Рутледж. п. 198. ИСБН 9781136675652 .
- ^ Гроте, Райнер (2012). Конституционализм в исламских странах: между потрясениями и преемственностью . Издательство Оксфордского университета. п. 196. ИСБН 9780199910168 .
- ^ Наср, Сейед Вали Реза Наср (1996). Маудуди и создание исламского возрождения . Нью-Йорк, Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 45–6 . ISBN 0195096959 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кепель, Жиль (2002). Джихад: путь политического ислама (изд. 2006 г.). ИБТаурис. стр. 100–101. ISBN 9781845112578 . Проверено 5 декабря 2014 г.
- ^ Майкл Хенг Сиам-Хенг, Тен Чин Лью (2010). Государство и секуляризм: взгляды из Азии § Генерал Зия-уль-Хак и покровительство исламизму . Сингапур: World Scientific. п. 360. ИСБН 9789814282383 .
- ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными; §От Исламской Республики к Исламскому Государству . США: Фонд Карнеги за международный мир (июль 2005 г.). стр. 395 страниц. ISBN 978-0-87003-214-1 .
- ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN 9780300097603 .
... Зия сделал ислам центральным элементом своей администрации.
- ^ Перейти обратно: а б Двойная опасность: жестокое обращение полиции с женщинами в Пакистане . Хьюман Райтс Вотч. 1992. с. 19. ISBN 9781564320636 . Проверено 3 декабря 2014 г.
- ^ Хаккани, Хусейн (2005). Пакистан: между мечетью и военными . Вашингтон, округ Колумбия: United Book Press. п. 400. ИСБН 9780870032851 .
- ^ Перейти обратно: а б с Винбрандт, Джеймс (2009). Краткая история Пакистана . Факты в файле. стр. 216–7 . ISBN 9780816061846 .
Краткая история Пакистана Зия поддерживает улемов.
- ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN 9780300097603 .
Зия предоставил ему свободу действий в игнорировании международно признанных норм в области прав человека.
- ^ Перейти обратно: а б Парача, Надим Ф. (3 сентября 2009 г.). «Благочестивые глупости» . Dawn.com . Проверено 20 декабря 2014 г.
- ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: глаз бури . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. С. 16–7 . ISBN 9780300097603 .
... Зия наградил единственную политическую партию, которая предложила ему последовательную поддержку, «Джамаат-и-Ислами». Десятки тысяч активистов и сторонников Джамаата получили работу в судебной системе, на государственной службе и в других государственных учреждениях. Эти назначения означали, что исламская программа Зии сохранялась еще долго после его смерти.
- ^ Наср, Вали (2004). «Исламизация, государство и развитие». В Хэтэуэе, Роберт; Ли, Уилсон (ред.). ИСЛАМИЗАЦИЯ И ПАКИСТАНСКАЯ ЭКОНОМИКА (PDF) . Международный центр Вудро Вильсона или ученые. п. 95 . Проверено 30 января 2015 г.
Генерал Зия стал покровителем исламизации в Пакистане и впервые в истории страны открыл бюрократию, армию и различные государственные учреждения для исламских партий.
- ^ Джонс, Оуэн Беннетт (2002). Пакистан: Глаз бури . Издательство Йельского университета. п. 31 . ISBN 0300101473 . Проверено 9 декабря 2014 г.
отдельные избирательные округа для меньшинств в Пакистане.
- ^ Талбот, Ян (1998). Пакистан, современная история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 251 . ISBN 9780312216061 .
Спонсируемый государством процесс исламизации резко усилил сектантские разногласия не только между суннитами и шиитами из-за Постановления о Закяте 1979 года , но также между Деобандисом и Барелвисом .
- ^ Лонг, Роджер Д.; Сингх, Гурхарпал; Самад, Юнас; Талбот, Ян (2015). Государственное и национальное строительство в Пакистане: за пределами ислама и безопасности . Рутледж. п. 167. ИСБН 9781317448204 .
В 1940-е годы подавляющее большинство Барелви были сторонниками Пакистанского движения и играли вспомогательную роль на его заключительном этапе (1940-1947 годы), в основном под знаменем Всеиндийской суннитской конференции, основанной в 1925 году.
- ^ Чезари, Джоселин (2014). Пробуждение мусульманской демократии: религия, современность и государство . Издательство Кембриджского университета. п. 135. ИСБН 9781107513297 .
Например, улемы Барелви поддержали создание государства Пакистан и считали, что любой союз с индуистами (например, между Индийским национальным конгрессом и Джамиат улама-и-Хинд [JUH]) был контрпродуктивным.
- ^ Джон, Уилсон (2009). Пакистан: внутренняя борьба . Пирсон Образовательная Индия. п. 87. ИСБН 9788131725047 .
Во время выборов 1946 года Барелви Улама издал фетвы в пользу Мусульманской лиги.
- ^ Перейти обратно: а б с Сайед, Джавад; Пио, Эдвина; Камран, Тахир; Заиди, Аббас (2016). Насилие на религиозной почве и воинственность деобанди в Пакистане . Спрингер. п. 379. ИСБН 9781349949663 .
По иронии судьбы, политика исламского государства в Пакистане была в основном в пользу институтов Деобанди, а в последнее время и Ахли Хадис/Салафитов. Лишь несколько священнослужителей Деобанди решили поддержать Пакистанское движение, но они пользовались большим влиянием.
- ^ Филиппон, Аликс (13 декабря 2018 г.). «Позитивный брендинг и мягкая сила: продвижение суфизма в войне с террором» . Брукингс . Проверено 30 марта 2021 г.
- ^ Хаккани, Хусейн (2010). Пакистан: между мечетью и армией . Фонд Карнеги. п. 132. ИСБН 9780870032851 .
- ^ Талбот, Ян (1998). Пакистан, современная история . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 286 . ISBN 9780312216061 .
- ^ цитируя статьи 25, 28, 29, 198 Конституции Пакистана 1956 года.
- ^ Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. стр. 84–5.
- ^ Заиди, Шажил (17 августа 2016 г.). «В защиту Зиаула Хака » Экспресс Трибьюн .
- ^ «Глава 1: Представления о шариате» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 30 апреля 2013 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Большинство мусульман в Египте и Пакистане поддерживают смертную казнь за выход из ислама» . Вашингтон Пост . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ «Кем ты считаешь себя в первую очередь?» . Проект «Глобальные отношения» исследовательского центра Pew . 31 марта 2010 года . Проверено 4 декабря 2016 г.
- ^ Кеннеди, Чарльз (1996). Исламизация законов и экономики, тематические исследования Пакистана . Институт политических исследований, Исламский фонд. п. 83.
- ^ Малик, Джамал. Ислам в Южной Азии: Краткая история . Лейден и Бостон: Брилл, 2008.
- ^ Могол, МАЗ (04.05.2015). «Антропологический взгляд на мечеть в Пакистане» (PDF) . Азиатская антропология . 14 (2): 166–181. дои : 10.1080/1683478X.2015.1055543 . ISSN 1683-478X . S2CID 54051524 .
- ^ Рахман, Т. Медресе: потенциал насилия в Пакистане в медресе в Южной Азии: обучение террору? Под редакцией Джамаля Малика. Рутледж 2008. стр. 64.
- ^ Группа, Международный кризис (2022 г.). Новая эра религиозного насилия в Пакистане . Международная кризисная группа. стр. Стр. 8–Страница 14 . Проверено 20 июля 2023 г.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Кертис, Лиза; Маллик, Хайдер (4 мая 2009 г.). «Возрождение плюралистических традиций Пакистана для борьбы с экстремизмом» . Фонд наследия . Проверено 31 июля 2011 г.
- ^ Пайк, Джон (5 июля 2011 г.). «Барелви Ислам» . GlobalSecurity.org . Архивировано из оригинала 8 декабря 2003 года . Проверено 25 сентября 2020 г.
По одной из оценок, в Пакистане шииты составляют 18%, исмаилиты 2%, ахмедии 2%, барелвисы 50%, деобандис 20%, ахле хадис 4% и другие меньшинства 4%. [...] По другой оценке, около 15% пакистанских мусульман-суннитов считают себя деобанди, а около 60% придерживаются традиции барелви, базирующейся в основном в провинции Пенджаб. Но около 64% от общего числа семинарий управляются Деобандисами, 25% — Барелвисами, 6% — Ахле Хадис и 3% — различными шиитскими организациями.
- ^ Группа, Международный кризис (2022 г.). Новая эра религиозного насилия в Пакистане . Международная кризисная группа. стр. Стр. 8–Страница 14 . Проверено 20 июля 2023 г.
Считается, что сунниты-барелви составляют незначительное большинство населения.
{{cite book}}
:|last1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Глава 5: Границы религиозной идентичности» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Проверено 1 июля 2023 г.
- ^ «Пакистан - Исламская ассамблея, суннитские и шиитские секты, ваххабитское движение | Британника» . www.britanica.com . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Фукс, Саймон Вольфганг (2019). В чистой мусульманской стране: шиизм между Пакистаном и Ближним Востоком . Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-1-4696-4979-5 . JSTOR 10.5149/9781469649818_fuchs .
- ^ «Мусульмане мира: единство и разнообразие» . Исследовательский центр Пью . 9 августа 2012 года . Проверено 26 декабря 2016 г.
С другой стороны, в Пакистане, где 2% респондентов опроса идентифицируют себя как шииты, отношение суннитов более неоднозначное: 50% говорят, что шииты являются мусульманами, а 41% говорят, что это не так.
- ^ «Глава 5: Границы религиозной идентичности» . Проект Pew Research Center «Религия и общественная жизнь» . 9 августа 2012 г. Проверено 1 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джонс, Брайан Х. (2010). Вокруг Ракапоши . Брайан Х. Джонс. ISBN 9780980810721 .
Многие шииты в регионе считают, что их дискриминируют с 1948 года. Они утверждают, что правительство Пакистана постоянно отдает предпочтение суннитам в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия... Ситуация резко ухудшилась в 1980-е годы при президентство тирана Зия-уль Хака, когда было много нападений на шиитское население.
- ^ Перейти обратно: а б Бродер, Джонатан (10 ноября 1987 г.). «Сектантская рознь угрожает хрупкому обществу Пакистана» . Чикаго Трибьюн . Проверено 31 декабря 2016 г.
Первые крупные шиитско-суннитские беспорядки в Пакистане вспыхнули в 1983 году в Карачи во время шиитского праздника Мухаррам; по меньшей мере 60 человек были убиты. В течение следующих трех лет последовали новые беспорядки Мухаррама, которые распространились на Лахор и регион Белуджистана и привели к гибели еще сотен человек. В июле прошлого года сунниты и шииты, многие из которых были вооружены автоматическим оружием местного производства, столкнулись в северо-западном городе Парачинар, в результате чего погибло по меньшей мере 200 человек.
- ^ Джонс, Брайан Х. (2010). Вокруг Ракапоши . Брайан Х. Джонс. ISBN 9780980810721 .
Многие шииты в регионе считают, что их дискриминируют с 1948 года. Они утверждают, что правительство Пакистана постоянно отдает предпочтение суннитам в бизнесе, на официальных должностях и в отправлении правосудия... Ситуация резко ухудшилась в 1980-е годы при президентство тирана Зия-уль Хака, когда было много нападений на шиитское население. В ходе одного из самых громких инцидентов в мае 1988 года нападавшие сунниты разрушили шиитские деревни, вынудив тысячи людей бежать в Гилгит в поисках убежища. Шиитские мечети были снесены, около 100 человек убиты.
- ^ Таймур, Шамиль (12 октября 2016 г.). «Этот Мухаррам, Гилгит дает миру шанс» . Вестник . Проверено 31 декабря 2016 г.
Это привело к ожесточенным столкновениям между двумя сектами. В 1988 году, после почти четырехдневного затишья, военный режим якобы использовал некоторых боевиков вместе с местными суннитами, чтобы «преподать урок» шиитам, что привело к гибели сотен шиитов и суннитов.
- ^ «Пакистан: безудержные убийства шиитов экстремистами» . Хьюман Райтс Вотч. 30 июня 2014 года. Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 16 ноября 2014 г.
- ^ «Пакистан. Основные меньшинства и коренные народы» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ Тадж Хашми (26 июня 2014 г.). Глобальный джихад и Америка: Столетняя война за пределами Ирака и Афганистана . Издательство SAGE, Индия. стр. 45–. ISBN 978-93-5150-426-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Кровь, Питер Р., изд. (1995). Пакистан: страновое исследование (6-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . п. 128. ИСБН 0-8444-0834-4 . OCLC 32394669 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - ^ Штатный корреспондент Dawn (27 октября 2017 г.). «Урс Бахауддина Закария начинается в Мултане » Заря (газета) . Получено 15 февраля.
{{cite web}}
:|author=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Начинается урское празднование Хазрат Шаха Абдул Латифа Бхитаи» . «Экспресс Трибьюн» . 5 ноября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 5 марта 2021 г.
- ^ Продюсер: Шарлотта Бухен. «Суфизм подвергается атаке в Пакистане» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала (видео) 28 мая 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ Хума Имтиаз; Шарлотта Бухен (6 января 2011 г.). «Ислам, который ненавидят сторонники жесткой линии» (блог) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 21 мая 2012 г.
- ↑ Али Усман Касми, Мечеть для Корани-намаза , The Friday Times , дата обращения 16 февраля 2013 г.
- ↑ Pewforum Глава 1: Религиозная принадлежность получено 11 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Каковы законы Пакистана о богохульстве?» . Новости Би-би-си . 6 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2019 г. . Проверено 21 ноября 2014 г.
- ^ «АКТ О КОНСТИТУЦИИ (ВТОРАЯ ПОПРАВКА) 1974 ГОДА» . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ PPC S. 295-C , введенный Законом об уголовном праве (поправка) 1986 г. (III 1986 г.)
- ^ См. например, Хуршид Ахмад против государства , PLD 1992, Лахор 1 , пар. 35
- ^ «Власти Пакистана должны срочно реформировать «драконовские» законы о богохульстве: Европейский аналитический центр» . Европейский фонд исследований Южной Азии (EFSAS) . 7 апреля 2020 г. Проверено 14 апреля 2020 г.
- ^ «100 000 обращений и их количество продолжает расти. Познакомьтесь с бывшим индусом, который гонит души в будущую жизнь – The Express Tribune» . «Экспресс Трибьюн» . 23 января 2012 г. Проверено 03 апреля 2018 г.
- ^ Верховный комиссар ООН по делам беженцев (30 апреля 2013 г.). «Refworld – Годовой отчет USCIRF за 2013 год – Страны, вызывающие особую обеспокоенность: Пакистан» . Рефмир . Проверено 5 мая 2015 г.
- ^ «Пакистан: Религиозное обращение, включая обращение с новообращенными и принудительное обращение (2009–2012 гг.)» (PDF) . Ответы на информационные запросы . Управление правительственных исследований, Совет по иммиграции и беженцам Канады . 14 января 2013 г. Архивировано (PDF) из оригинала 4 мая 2017 г. . Проверено 17 января 2018 г.
- ^ «Принудительное обращение и резкий рост браков в Пакистане» .
Дальнейшее чтение
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .
- Раджа, Масуд Ашраф . Построение Пакистана: основополагающие тексты и рост мусульманской национальной идентичности , 1857–1947, Оксфорд, 2010 г., ISBN 978-0-19-547811-2
- Заман, Мухаммад Касим. Ислам в Пакистане: история (Princeton UP, 2018) онлайн-обзор