История Пешавара
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2006 г. ) |
История Пешавара переплетается с историей всего Индийского субконтинента . Этот регион был известен как Пурушапура на санскрите , что буквально означает «город людей». [ а ] Будучи одним из самых древних городов Индийского субконтинента, Пешавар на протяжении веков был центром торговли между Западной Азией , Центральной Азией и Индийским субконтинентом .
Древняя история
[ редактировать ]В зарегистрированной истории самый ранний крупный город, основанный на территории Пешавара, назывался Пурушапура ( санскритское слово « Город людей »), от которого, вероятно, произошло нынешнее название «Пешавар», и он был западной столицей Гандхары после Пушкалавати. [ 1 ] [ 2 ] Ко II веку до нашей эры Пешавар был древним центром обучения, о чем свидетельствует Рукопись Бахшали , в которой использовалось приближение Бахшали и которая была найдена неподалеку. [ 3 ]
Регион был присоединен к Персидской империи Ахеменидов . Позже город был захвачен армией Александра Македонского . Город перешел под власть преемника Александра Селевка I Никатора, который уступил его Чандрагупте Маурье , основателю Империи Маурьев . Падение Маурьев предоставило индо-грекам возможность установить свою власть над регионом. Индо-греческие цари объединили греческий и индийский языки и символы, как это видно на их монетах, и смешали древнегреческие , индуистские и буддийские религиозные практики, о чем свидетельствуют археологические находки их городов и свидетельства их поддержки буддизма. указывая на богатый сплав индийских и эллинистических влияний. [ 4 ]
Распространение индо-греческой культуры имело последствия, которые ощущаются до сих пор, особенно под влиянием греко-буддийского искусства . [ 5 ] Индо-греки в конечном итоге исчезли в Пешаваре как политическое образование около 10 г. н. э. после вторжений индо-скифов , хотя отдельные участки греческого населения, вероятно, оставались еще на несколько столетий под последующим правлением индо-парфян и кушанов . [ 6 ]
Затем город был завоеван Кушанской империей . Кушанский император Канишка перенес столицу из Пушкалавати (современный район Чарсадда в долине Пешавара) в Гандхару (город Пешавар). , правивший с 127 г. н.э., во 2 веке н.э. [ 7 ] буддийские прибыли В Ведик миссионеры , а в Пешавар — анимисты , ищущие совета у кушанских правителей. Их учение было воспринято кушанами, которые обратились в буддизм , придав этой религии высокий статус в городе. После этого шага кушанов Пешавар стал центром буддийского обучения. [ 8 ]
Гигантская ступа Канишка в Пешаваре, которая, возможно, была самым высоким зданием в мире в то время, была построена королем Канишкой для хранения буддийских реликвий недалеко от современных ворот Ганджа в старом городе Пешавар. Говорят, что ступа Канишка представляла собой внушительное сооружение, которое можно было увидеть, спускаясь с гор Гиндукуша на равнины Гандхары. Самый ранний отчет о знаменитом здании был задокументирован Факсианом , китайским буддистским паломником , который также был монахом , который посетил это сооружение в 400 году нашей эры и описал его как более 40 чанов в высоту (приблизительно 120 метров (390 футов)) и украшенный «всеми драгоценными веществами». Факсиан продолжил: «Из всех ступ и храмов, увиденных путешественниками, ни один не может сравниться с этим по красоте формы и силе». [ нужна ссылка ] Ступа в конечном итоге была разрушена молнией, но несколько раз ремонтировалась; он все еще существовал во время визита Сюаньцзана в 634 году нашей эры. Усыпанная драгоценными камнями шкатулка с реликвиями Гаутамы Будды и надписью, идентифицирующей Канишку как дарителя, существовала у разрушенного основания этой гигантской ступы. Шкатулка была раскопана командой под руководством доктора Д.Б. Спунера в 1909 году из комнаты под самый центр основания ступы. [ 9 ]
Средневековая история
[ редактировать ]Буддийские индуистские , и ( зороастрийские пуштуны начали принимать ислам после ранней аннексии Арабской империей Хорасана ) на территории Афганистана, Туркменистана и северо-восточного Ирана . [ 10 ] Кабульские шахи правили Кабулской долиной и Гандхарой (современные Пакистан и Афганистан ) с момента упадка Кушанской империи в III веке до начала девятого века нашей эры. [ 11 ] Шахи обычно делятся на две эпохи: буддийские шахи и индуистские шахи, причем считается, что смена произошла где-то около 870 г. н.э. Королевство было известно как Кабул-Шахан или Ратбельшахан с 565 по 670 год нашей эры, когда столицы располагались в Каписе и Кабуле, а позже в Удабхандапуре , также известном как Хунд. [ 12 ] для своей новой столицы. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Индуистские шахи под руководством Джаяпалы известны своей борьбой за защиту своего королевства от Газневидов на территории современного восточного Афганистана и Пакистана . Джаяпала увидел опасность в объединении Газневидов и вторгся в их столицу Газни как во время правления Себуктигина , так и во время правления его сына Махмуда , что положило начало мусульманских Газневидов и индуистских шахов . борьбе [ 16 ] Однако Себук Тигин победил его, и он был вынужден выплатить контрибуцию. [ 16 ] Джаяпала не выполнил платеж и снова вышел на поле битвы. [ 16 ] Однако Джаяпала потерял контроль над всем регионом между Кабулской долиной и рекой Инд . [ 17 ]
Прежде чем началась борьба Джаяпалы, он собрал большую армию пенджабских индуистов . Когда Джаяпала отправился в регион Пенджаба , его армия была увеличена до 100 000 всадников и бесчисленного множества пехотинцев. По словам Феришты :
Две армии встретились на границах Лумгана , Субуктугин поднялся на холм, чтобы увидеть силы Джаяпалы, которые по размеру напоминали безграничный океан, а по численности — как муравьи или саранча в пустыне. Но Субуктугин считал себя волком, собирающимся напасть на стадо овец: созывая поэтому своих вождей, он поощрял их к славе и отдавал каждому свои приказания. Его солдаты, хотя и немногочисленные, были разделены на эскадроны по пятьсот человек каждый, которым было приказано последовательно атаковать один конкретный пункт линии индусов, так что им постоянно приходилось сталкиваться со свежими войсками. [ 17 ]
Однако армия была безнадежна в битве против западных войск, особенно против молодого Махмуда Газни. [ 17 ] В 1001 году, вскоре после того, как султан Махмуд пришел к власти и был оккупирован Караханидами к северу от Гиндукуша , Джаяпала снова напал на Газни , потерпев еще одно поражение от могущественных сил Газневидов недалеко от современного Пешавара . После битвы при Пешаваре он покончил жизнь самоубийством, поскольку его подданные думали, что он принес шахам катастрофу и позор. [ 16 ] [ 17 ]
Джаяпале наследовал его сын Анандапала . [ 16 ] которые вместе с другими последующими поколениями шахов принимали участие в различных неудачных кампаниях против наступающих Газневидов, но не увенчались успехом. Индуистские правители и огромное индуистское население в конечном итоге сослали себя на холмы Кашмира Сивалик . [ 17 ]
Ранняя современная история
[ редактировать ]Правление пуштунов и Великих Моголов (1451–1758 гг.)
[ редактировать ]Пешавар был северо-западным региональным центром пуштунской империи Лоди , основанной Бахлулом Лоди в 1451 году с центром в Дели . Пешавар также был включен в состав владений Великих Моголов к середине 16 века. Основатель династии Великих Моголов , которая завоевала Южную Азию, Бабур , родом из территории нынешнего Узбекистана , прибыл в Пешавар и основал город под названием Баграм , где он восстановил форт в 1530 году нашей эры.
Пуштунский император Шер Шах Сури , основавший империю Сур с центром в Дели, превратил возрождение Пешавара в бум, проложив дорогу Дели-Кабул-Шахи как северо-западное продолжение Великой Магистральной дороги через Хайберский перевал и Пешавар в 16 век. Позже внук Бабура, Акбар Великий , записал название города как Пешава , что означает «Место на границе» или «Рядом с водой». [ нужна ссылка ] и расширил базары и укрепления. Мусульманские технократы , бюрократы , солдаты, торговцы, ученые, архитекторы, учителя, богословы и суфии стекались из остального мусульманского мира в Исламский Султанат в Южной Азии , многие из которых поселились в регионе Пешавара. [ 19 ]
Хушал Хаттак , пуштунский поэт-воин, родился недалеко от Пешавара, и его жизнь была тесно связана с городом. Как сторонник независимости Афганистана, он был непримиримым врагом правителей Великих Моголов, особенно Аурангзеба . [ нужна ссылка ] Старейшины и потомки семьи Хушал Хаттак правили долиной Пешавара в союзе с империей Великих Моголов, пока дела не ухудшились, и Хушалу пришлось расстаться во времена Аурангзеба .
Маратха Пешавар (1758-1759)
[ редактировать ]Маратхи победили дуррани в битве при Пешаваре в 1758 году в рамках Северо-Западной кампании по приглашению Адины Бег , губернатора Пенджаба. Когда Рагунатрао , Малхар Рао Холкар и сикхский союз Чарата Сингха и Джасса Сингха Ахлувалиа покинули Пешавар , Тукодзи Рао Холкар был назначен командующим регионом. [ 20 ] Тукодзи вместе с Хандоджи Кадамом разгромили афганский гарнизон. [ 21 ]
Дуррани Пешавар (1759–1818)
[ редактировать ]Когда в 1747 году после Лойя джирги власть Великих Моголов пришла в упадок , Пешавар присоединился к пуштунской империи Дуррани Ахмад Шаха Дуррани . [ 22 ] Пешавар был атакован и захвачен Империей маратхов в западной Индии, которая завоевала Пешавар 8 мая 1758 года. Большие силы пуштунов под командованием Ахмад Шаха Дуррани затем повторно завоевали Пешавар в начале 1759 года. [ 23 ] Пешавар оставался под властью Дуррани до завоевания его сикхами в 1818 году.
В 1776 году сын Ахмад-шаха Тимур-шах Дуррани выбрал Пешавар своей зимней столицей. [ 24 ] а форт Бала-Хисар в Пешаваре использовался как резиденция королей Дуррани. Пуштуны из Пешавара участвовали в вторжениях в Южную Азию во времена империи Дуррани. Пешавар оставался зимней столицей до тех пор, пока сикхи из региона Пенджаб . в начале девятнадцатого века к власти не пришли [ 19 ]
Сикхское завоевание (1818–1849)
[ редактировать ]До 1818 года Пешавар контролировался Афганистаном, но был захвачен сикхской империей Пенджаба. Прибытие группы во главе с британским исследователем и бывшим агентом компании Ост- Индской Уильямом Муркрофтом рассматривалось как преимущество как в отношениях с Кабулом, так и для защиты от сикхов Лахора . Муркрофт продолжил путь в Кабул в компании лошадей пешавари, а оттуда в Гиндукуш . [ 25 ] В 1818 году Пешавар был захвачен махараджей Ранджитом Сингхом и платил номинальную дань , пока в 1834 году он не был окончательно аннексирован сикхами, после чего город пришел в резкий упадок. В это время сикхи разрушили многие знаменитые мечети и сады Пешавара. Сикхи назначили администратором итальянца. Действуя от имени сикхов, Паоло Авитабиле развязал царство страха – его время в Пешаваре известно как время «виселицы и виселицы». Знаменитый городской Махабат Хан, построенный в 1630 году на Ювелирном базаре, был сильно поврежден и осквернен сикхскими завоевателями. [ 10 ]
Гурдвара Бхаи Джога Сингх и Гурдвара Бхаи Биба Сингх были построены в городе Хари Сингхом Налвой для размещения притока сикхских иммигрантов из Пенджаба. [ 26 ] В то время как сикхское население города резко сократилось после раздела Индии , сикхская община Пешавара восстановилась, поддерживаемая сикхскими беженцами и примерно 4000 беженцами из племенных территорий; [ 27 ] в 2008 году самая большая популяция сикхов в Пакистане проживала в Пешаваре. [ 28 ] Сикхи в Пешаваре идентифицируют себя как пуштуны и говорят на хиндко и пушту как на своих родных языках. [ 29 ]
Попытки Афганистана отвоевать Пешавар
[ редактировать ]В 1835 году попытка вновь оккупировать город афганского эмира Дост Мохаммад-хана не удалась отвоевать форт у сикхской империи . Даже в 1837 году афганцы не смогли ни захватить форт Джамруд , ни овладеть Пешаваром . Это была последняя и последняя неудачная попытка афганцев овладеть Пешаваром, после чего они отступили обратно в Джелалабад . [ 30 ] [ 31 ] После этого Пешавар был аннексирован Британской Ост-Индской компанией после смерти махараджи Ранджита Сингха во Второй англо-сикхской войне 1849 года. [ нужна ссылка ]
Колониальная история (1849–1947)
[ редактировать ]
После поражения сикхов во Второй англо-сикхской войне в 1849 году территории Пенджаба также были захвачены британской Ост-Индской компанией. Во время восстания сипаев 1857 года 40 000 членов местного гарнизона были разоружены без кровопролития; [ 32 ] отсутствие жестокости означало, что Пешавар не пострадал от широкомасштабных разрушений, которые наблюдались по всей остальной части Британской Индии, и местные вожди встали на сторону британцев после инцидента. [ 33 ] Британский контроль оставался ограниченным городскими стенами, поскольку на обширные районы Пограничной провинции за пределами города претендовало Королевство Афганистан. Обширные горные районы за пределами города были нанесены на карту только в 1893 году сэром Мортимером Дюраном , министром иностранных дел британского индийского правительства, который совместно провел демаркацию границ территорий, контролируемых британцами афганским с тогдашним правителем Абдур Рахман-ханом .
В 1868 году британцы разместили обширный кантон Пешавар к западу от города и сделали город своим пограничным штабом. [ 23 ] Кроме того, в Пешаваре было начато несколько проектов, включая соединение города железной дорогой с остальной частью Британской Индии и реконструкцию мечети Мохаббат-Хан, оскверненной сикхами. [ 10 ] Британцы также построили башню с часами Каннингема в честь золотого юбилея королевы Виктории , а в 1906 году построили Виктория-холл (ныне дом музея Пешавара ) в память о королеве Виктории . [ 10 ] Британцы внесли большой вклад в установление образования западного типа в Пешаваре, открыв колледж Эдвардс и колледж Исламия в 1901 и 1913 годах соответственно — они были созданы в дополнение к многочисленным другим школам, многие из которых находятся в ведении англиканской церкви . [ 10 ] Для лучшего управления регионом в 1901 году Пешавар и прилегающие районы были отделены от провинции Пенджаб. [ 34 ]
Общественные беспорядки вспыхнули в старом городе Пешавара весной 1910 года, когда ежегодный индуистский фестиваль Холи совпал с Баравафатом , ежегодным мусульманским днем траура, что привело к значительным человеческим жертвам, сотням разграбленных предприятий и ранениям. [ б ] [ 36 ] За месяц до этого, в феврале 1910 года, видные религиозные лидеры общины встретились с официальными лицами и договорились, что Холи будет отмечаться исключительно в преимущественно индуистских кварталах города, особенно в Андар Шер и Карим Пура. [ с ] Однако 21 марта 1910 года слухи о том, что музыкантов из Амритсара и танцующего мальчика из Харипура привезли в город на празднование Холи, привели к тому, что группа лиц, отмечавших Баравафат, сформировала толпу с намерением остановить процессию . [ д ] Несмотря на то, что лидеры мусульманской и индуистской общин призывали к спокойствию, обе стороны в конечном итоге столкнулись у ворот Асамай, когда процессия Холи направлялась в Дарга Пир Ратан Нат Джи , когда участник индуистской процессии нанес ножевое ранение мусульманину из толпы. [ и ] Беспорядки продолжались в течение следующих трех дней, в них участвовали люди из отдаленных племенных регионов , вошедшие в город, а толпа на Бара-Базаре якобы скандировала « Маро Хинду Ко » («Убей индусов»). [ ж ] По оценкам, в результате беспорядков был поврежден в общей сложности 451 магазин и дом, в основном принадлежащий членам индуистской общины, а по меньшей мере 4 мусульман и 6 индуистов были убиты, а также сотни получили ранения. [ 36 ]
Пешавар стал центром как хиндко , так и пуштунских интеллектуалов. Носители хиндко, также называемые хаарцами («горожанами» на пушту) или хиндкованцами , были ответственны за доминирующую культуру большую часть времени, пока Пешавар находился под британским правлением. [ 37 ]
Пешавар был ареной ненасильственного движения сопротивления, которое возглавил Гаффар Хан , ученик Мохандаса Ганди . В апреле 1930 года Хан возглавил большую группу местных жителей в мирном протесте на базаре Кисса Хавани против дискриминационных законов, принятых колониальным правительством — сотни людей были убиты, когда отряд британской индийской армии открыл огонь по демонстрантам . [ 38 ]
История после обретения независимости
[ редактировать ]После советской оккупации Афганистана в 1979 году Пешавар служил политическим центром антисоветских моджахедов и был окружен огромными лагерями афганских беженцев . Многие из беженцев остались там из-за гражданской войны, разразившейся после поражения Советского Союза в 1989 году, правления Талибана и вторжения союзных войск в конце 2001 года. Пешавар заменит Кабул и Кандагар в качестве центра культурного развития пуштунов. в этот смутный период. Кроме того, Пешавару удалось относительно легко ассимилировать многих афганских беженцев-пахтунов, в то время как многие другие афганские беженцы остались в лагерях в ожидании возможного возвращения в Афганистан.
Пешавар продолжает оставаться городом, который связывает Пакистан с Афганистаном, превратился в важный региональный город Пакистана и остается центром пуштунской культуры.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ От санскрита пуруша , «(изначальный) человек», и пура , «город».
- ^ «Дата индуистского фестиваля Холи совпала с Баравафатом, днем траура по мусульманам, в 1910 году, что привело к очень серьезному бунту между индусами и мусульманами города Пешавар, приведшему к значительным человеческим жертвам. масштабное ограбление индуистских домов и магазинов». [ 35 ] : 92–93
- ^ «22 февраля 1910 года заместитель комиссара Пешавара созвал встречу ведущих мусульман и индуистских лидеров в Муниципальном зале, на которой обсуждались меры относительно предстоящих фестивалей и был создан комитет, состоящий из видных лидеров с обеих сторон. на собрании решили, что Холи следует праздновать спокойно до 25 марта. Должно быть только два шествия, а именно из индуистского квартала Андар Шахр в мусульманский квартал. город не должен присоединяться к процессии, а войска должны праздновать Холи в своих рядах, а некоторые ведущие деятели с обеих сторон будут контролировать организацию мемориала Гастингса и других в Часовой башне». [ 36 ] : 23–24
- ^ 21 марта заместитель комиссара полиции Зейн уль Абидин сообщил заместителю комиссара, что ситуация в городе не очень хорошая, поскольку индусы привезли нескольких музыкантов из Амритсара и танцующего мальчика из Хари-Пура, и они намерены возглавить процессию на несанкционированный маршрут. Суперинтендант полиции посоветовал заместителю комиссара не допускать Холи, поскольку ситуация может привести к конфликту. Г-н Блэквей послал какого-то индуистского лидера разобраться в ситуации. Эти господа-индуисты заверили заместителя комиссара, что ситуация дружественная и ничего плохого не произойдет. В Холи нет музыканта, и он пойдет по старому маршруту. В то же время некоторые мусульманские лидеры сообщили заместителю комиссара о мусульманской мафии, которая намеревалась остановить процессию Холи. Они также предложили остановить шествие Холи, чтобы избежать ожидаемого столкновения между двумя общинами. Однако после заверений индуистских лидеров в том, что здесь нет музыкантов и танцующих мальчиков и что шествие не пойдет по несанкционированному маршруту, заместитель комиссара застрял на пути к своему старому плану. Этот момент был неправильно понят и вызвал межобщинное насилие в городе. [ 36 ] : 24
- ^ Около 8 часов вечера, когда процессия Холи у ворот Аса Май собиралась отправиться по маршруту в Пир Ратан Натх Дхарамшала, младший инспектор Канхья Лал, который был размещен в Чита Хуо, сообщил в главное управление полиции, что толпа мусульман также собралась, чтобы остановить ее и две мафии начали оскорблять друг друга. Лидеры обеих сторон пытались контролировать ситуацию, но люди с обеих сторон отказывались обращать внимание на своих лидеров. Тем временем индус Махр Сингх нанес удар ножом мусульманину. Мар Сингх преследовался толпой и схватил его в Бара Базаре. При этом двое мусульман Джани и Ахмад были убиты индусом ножами. В отчете полиции от 21 марта 1911 года сообщается, что двое мусульман были убиты и трое ранены, в то время как с индуистской стороны два человека были убиты, одиннадцать ранены и одиннадцать магазинов разрушены. [ 36 ] : 24
- ^ Когда похоронную группу выгнали из города, в городе осталась мусульманская толпа, состоящая из выходцев из приграничных районов и Афганистана, которая начала грабить и разбить 285 магазинов. Началось ожесточенное столкновение, в ходе которого были убиты два индуса и один мусульманин... На следующий день, 23 марта, грабежи магазинов возобновились. Первый случай был зарегистрирован в Рамдас-Базаре, где мусульманин, несмотря на патрулирование военных и полиции, разграбил индуистские магазины. Индуист, читатель Наваба Ланди, выстрелил и ранил двух мусульман. Местный индус в ходе расследования опроверг этот факт, однако военная разведка сообщила, что он обстрелял и ранил двух человек. Он был арестован и предан суду в соответствии с Уголовным кодексом Индии. Двое индусов были убиты в Рам-дас-Базаре. Сообщалось также, что в Мева Манди толпа племен африди и моманд начала грабить и разграбить множество магазинов. В грабежах также участвовали жители племенных территорий. В тот день на Рам-дас-Базаре было разгромлено 11 магазинов... Официальные записи о событиях того дня содержали противоречивые утверждения. В первых абзацах отчетов полиции и комиссаров утверждается, что в начале дня все было хорошо, но через некоторое время ситуация во всем городе вышла из-под контроля. Например, в полицейских отчетах сообщается, что около 10:00 утра в Каримпуре полицейский констебль Четтан Рам получил удар по голове, а толпа на базаре Бара начала выкрикивать лозунг «Маро Хинду Ко». [ 36 ] : 25
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «СЗЛП в поисках имени» . pakhtunkhwa.com . Архивировано из оригинала 31 января 2016 года . Проверено 24 января 2016 г.
- ^ Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. 1834. С. 114– . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Пирс, Ян (май 2002 г.). «Рукопись Бахшали» . Архив истории математики MacTutor . Проверено 24 июля 2007 г.
- ^ «Огромный запас монет со смесью греческих профилей и индийских символов, а также интересные скульптуры и некоторые монументальные останки из Таксилы, Сиркапа и Сирсуха указывают на богатое слияние индийских и эллинистических влияний», Индия, древнее прошлое , Бурджор Авари , стр.130
- ^ Гхош, Сануджит (2011). «Культурные связи между Индией и греко-римским миром». Архивировано 6 августа 2014 года в Wayback Machine . Энциклопедия древней истории.
- ^ «Когда греки Бактрии и Индии потеряли свое царство, они не все были убиты и не вернулись в Грецию. Они слились с местными жителями и работали на новых хозяев, внося значительный вклад в культуру и цивилизацию на юге и в Индии. Центральная Азия». Нараин, «Индогреки» 2003, стр.278.
- ^ «Пушпапура в Пешавар» . Хайберский дозор. Архивировано из оригинала 13 июля 2011 года . Проверено 25 ноября 2009 г.
- ^ Хуу Фуок Ле (2010). Буддийская архитектура . Графикол. стр. 180–. ISBN 978-0-9844043-0-8 .
- ^ Рай Говинд Чандра (1 января 1979 г.). Индо-греческие украшения . Публикации Абхинава. стр. 82–. ISBN 978-81-7017-088-4 . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Асгар Джавед (1999–2004 гг.). «История Пешавара» . Национальный фонд культурного наследия . Национальный фонд культурного наследия. Архивировано из оригинала 27 февраля 2004 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ «Семья Шахи» . Британская энциклопедия. 2006. Британская энциклопедия . Проверено 2 января 2016 г.
- ^ Сехрай, Фидаулла (1979). Хунд: Забытый город Гандхара , с. 2. Новая серия публикаций Пешаварского музея, Пешавар.
- ^ Шахи Афганистан и Пенджаб, 1973, стр. 1, 45–46, 48, 80, доктор Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру, 1976, стр. 80, Вишва Митра Мохан – Индо-скифы; Страна, культура и политическая жизнь в ранней и средневековой Индии, 2004, стр. 34, Дауд Али.
- ^ Журнал Королевского азиатского общества, 1954, стр. 112 и далее; Шахи Афганистана и Пенджаба, 1973, стр. 46, д-р Д.Б. Панди; Шаки в Индии и их влияние на индийскую жизнь и культуру, 1976, стр. 80, Вишва Митра Мохан – Индо-скифы.
- ^ Кей, Джон (2000). Индия: История . Гроув Пресс. п. 203. ИСБН 978-0-8021-3797-5 . : Индуистские шахи, и в конце девятого века велика была [их слава]... в 870 году сам Кабул был захвачен [утрачен] ... Но в Пенджабе они консолидировали свое королевство и основали новую столицу сначала в Хунде.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард , ред. (1977), Кембриджская история ислама , издательство Кембриджского университета, стр. 3, ISBN 0-521-29137-2 ,
... Джайпала хатана из Вайхинда увидела опасность в объединении королевства Газна и решила разрушить его. Поэтому он вторгся в Газну, но потерпел поражение...
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Амир Насир-уд-дин Субуктугин» . Феришта , История подъема мусульманской власти в Индии, Том 1: Раздел 15 . Гуманитарный институт Паккарда . Проверено 30 декабря 2012 г.
- ^ Справочник округа Атток, 1930 год, Часть 1 . Публикации Санг-э-Мил. 1932. ISBN 9789693514131 . Проверено 21 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Каро, Олаф (1957) Патаны.
- ^ Мехта, Джасвант Лал (2005). Расширенное исследование истории современной Индии 1707-1813 гг . Нью Даун Пресс, Инкорпорейтед. стр. 236, 260. ISBN. 9781932705546 .
- ^ Третья битва при Панипате Абхаса Вермы ISBN 9788180903397 Бхаратия Кала Пракашан
- ^ Аликузай, Хамид Вахед (октябрь 2013 г.). Краткая история Афганистана в 25 томах, том 14 . ISBN 9781490714417 . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шофилд, Виктория, «Афганский рубеж: вражда и боевые действия в Центральной Азии», Лондон: Tauris Parke в мягкой обложке (2003), стр. 47
- ^ Шах Ханифи (11 февраля 2011 г.). Соединение историй в Афганистане: рыночные отношения и формирование государства на колониальной границе . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 978-0-8047-7777-3 . Проверено 13 декабря 2012 г.
Тимур Шах перенес столицу Дуррани из Кандагара в период 1775 и 1776 годов. Затем Кабул и Пешавар делили время как двойные столицы Дуррани: первая летом, а вторая - зимой.
- ^ Кей, Джон (1996). Исследователи Западных Гималаев: 1820–1895 гг . Лондон: Джон Мюррей. п. 41. ИСБН 0-7195-5576-0 .
- ^ Икбал Кайзер (2012). «Гурудвара Бхаи Джога Сингх в Пешаваре» . Все о сикхах – ваши ворота в сикхизм . Ворота в сикхизм . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ М. Зулькернайн (10 февраля 2012 г.). «Историческая Гурдвара в Пешаваре вновь откроется для богослужений» . Перспективы India.com . Группа Перспектив. Архивировано из оригинала 25 апреля 2013 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Рания Абузейд (22 ноября 2010 г.). «Пакистан: Боевые действия сикхов на территории Талибана» . Мир Времени . Time Inc. Архивировано из оригинала 6 января 2019 года . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ «The Frontier Singhs | Новости и политика | Лента новостей» . Архивировано из оригинала 11 апреля 2013 г. Проверено 17 августа 2014 г.
- ^ Лафон, Жан Мари (2002). Махараджа Ранджит Сингх . Издательство Оксфордского университета. п. 43.
- ^ Гупта, Хари Рам (1987). Пенджаб, Центральная Азия и Первая афганская война . Издательское бюро Пенджабского университета. п. 114.
В битве при Джамрудине в апреле 1837 года эмир Дост Мухаммад-хан не смог отвоевать Пешавар у сикхов.
- ^ Джон Пайк (2000–2012). «Пешаварский кантонмент» . GlobalSecurity.org . GlobalSecurity.org . Проверено 13 декабря 2012 г.
- ^ Чарльз Аллен , Солдат-Сахиб , стр.276
- ^ Изменения в социально-экономических структурах в сельских районах Северо-Западного Пакистана Мохаммад Асиф Хан Хан, Мохаммад Асиф (2007). Изменения в социально-экономической структуре сельских районов Северо-Западного Пакистана . ISBN 9783817504084 . Пешавар был отделен от провинции Пенджаб в 1901 году.
- ^ «Перепись Индии 1921 года. Том 14, Северо-западная пограничная провинция: Часть I, Отчет; часть II, Таблицы» . 1922. JSTOR saoa.crl.25430163 . Проверено 10 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Рехман, Нур и Хан, Аман Улла. 2020. «Маро Хинду Ко» (Убить индусов): межобщинное насилие в городе Пешавар: историческая перспектива » В журнале Исторического общества Пенджабского университета . Том: 33, вып. 02 июля – декабря 2020 г.
- ^ Пограничный город Пешавар. Краткая история Сайеда Амджада Хусейна.
- ^ ПРИЛОЖЕНИЕ (24 апреля 2008 г.). «ПЕШАВАР: Вспомнили мучеников Кисы Хвани» . РАССВЕТ Интернет-издание . Медиа группа РАССВЕТ . Проверено 13 декабря 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с историей Пешавара, на Викискладе?