Рассказ Резня в Хвани
Резня на базаре Кисса Хвани Кровавый инцидент на Каса Хани Базаре | |
---|---|
![]() Британские индийские войска в Пешаваре во время демонстраций | |
Расположение | Пешавар , Северо-Западная пограничная провинция , Британская Индия (современная Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ) |
Дата | 23 апреля 1930 г |
Цель | Худай Хидматгар Протестующие |
Тип атаки | Резня |
Летальные исходы |
|
Преступники | Британская индийская армия |
Резня в Кисса Хвани [ 2 ] ( пушту : د قصه خوانۍ بازار خوڼۍ پېښه ) в Пешаваре , Северо-Западная пограничная провинция , Британская Индия (современная Хайбер-Пахтунхва , Пакистан ) 23 апреля 1930 года произошел таран бронетехники и массовый расстрел безоружных людей. гражданскую борцов за свободу со стороны британских колониальных войск, что впоследствии стало одним из определяющих моментов движения за независимость в Британской Индии .
Это была первая крупная конфронтация между британской индийской армией и демонстрантами в городе, принадлежащими к ненасильственному движению Худай Хидматгар (слуги Бога) Абдул Гаффар Хана против британского колониального правительства. [ 3 ]
По современным оценкам, число погибших находится между официальным числом в 20 человек и цифрой в 400 человек, указанной пакистанскими и индийскими источниками. [ 1 ] Расстрел безоружных людей вызвал протесты по всей Британской Индии и придал известность недавно сформированному движению Худай Хидматгар. [ 4 ]
Фон
[ редактировать ]Худай Хидматгар (буквально « Помощники во имя Бога »), возглавляемые ханом Абдул Гаффар Ханом , представляли собой группу мусульман, стремившихся к устранению британского колониального правления ненасильственными методами. 23 апреля 1930 года Гаффар Хан был арестован после произнесения речи в Утманзае, призывающей к сопротивлению британскому колониальному правлению. Репутация Гаффар Хана как человека бескомпромиссной честности и приверженности ненасилию вдохновила большинство местных горожан принести присягу членства и присоединиться к Худай Хидматгару в знак протеста. [ 5 ]
Одновременно с этим представители гражданского общества в Пешаваре и его окрестностях под руководством Мауланы Абдур Рахима Попалзая провели демонстрации против дискриминационных законов, таких как Положение о пограничных преступлениях, против жителей провинции.
Столкновения
[ редактировать ]После ареста других лидеров Худай Хидматгара на базаре Кисса Хвани собралась большая толпа членов группы. Когда войска Британской индийской армии (BIA) вошли на базар, толпа была громкой и бросали камни. Диспетчер BIA был убит, а его тело сожжено. [ 6 ] Два бронеавтомобиля БИА на большой скорости въехали на площадь, в результате чего погибло несколько человек. Утверждается, что толпа продолжала придерживаться принципа ненасилия, предлагая разойтись, если они смогут собрать своих убитых и раненых и если британская индийская армия покинет площадь. БДИ отказалось уходить, поэтому протестующие остались с убитыми и ранеными. [ 5 ] В этот момент присутствовавшие офицеры БИА приказали своим войскам открыть пулеметный огонь по безоружной толпе. [ 7 ] Члены «Худай Хидматгар» охотно встречали пули, отвечая без применения насилия. Вместо этого многие участники повторяли: «Бог велик» (اللہُ اکبر) и сжимали Коран , когда в них стреляли. [ 5 ]

Точное число погибших остается спорным: по официальным данным, погибло 20 человек. [ 8 ] в то время как националистические источники утверждали, что несколько сотен человек были убиты и еще больше ранены. Два взвода уважаемого полка британской индийской армии, Royal Garhwal Rifles , отказались сесть в автобусы, которые должны были доставить их в Пешавар для участия в борьбе с беспорядками. [ 9 ] Британский государственный служащий позже писал, что «вряд ли какой-либо полк индийской армии завоевал большую славу в Великой войне (Первая мировая война), чем винтовки Гарвала, и дезертирство части полка вызвало шок в Индии, вызвав опасения у некоторых , ликования другим». [ 5 ] Сержанты двух взводов, в том числе одного под командованием майора Хавалдара Чандры Сингха Гархвали, были приговорены к тюремному заключению на срок до восьми лет. [ 7 ]
Насилие продолжалось шесть часов. Джин Шарп , написавший исследование ненасильственного сопротивления , описывает сцену того дня:
Когда те, кто впереди, упали раненые от выстрелов, те, кто сзади, выступили вперед с обнаженной грудью и подставили себя под огонь, так что некоторые люди получили в теле до двадцати одного пулевого ранения, а все люди стояли свою землю, не впадая в панику. . . . Англо -индийская газета в Лахоре , отражающая официальную точку зрения, сама писала о том, что люди один за другим выходили вперед, чтобы встретить обстрел, и когда они падали ранеными, их тащили назад, а другие выходили вперед, чтобы в них стреляли. Такое положение вещей продолжалось с 11 до 5 часов вечера. Когда трупов стало слишком много, их увезли машины скорой помощи правительства.
Последствия
[ редактировать ]В Пешаваре и его окрестностях Худай Хидматгар пережил одни из самых жестоких репрессий против движения за независимость Индии . Позже Гаффар Хан писал, что это произошло потому, что британское колониальное правительство считало, что ненасильственный пуштун более опасен, чем жестокий; утверждая, что это привело к тому, что они неоднократно провоцировали движение к насилию, но без особого эффекта. [ 5 ]
Резня вызвала многочисленные беспорядки по всей Британской Индии. Это привело к тому, что король Георг VI (император Индии) начал юридическое расследование по этому поводу. Британская комиссия передала дело главному судье Найматулле Чаудри, выдающемуся судье протектората Лакхнау.
Король Георг VI впоследствии посвятил Найматуллу Чаудри в рыцари. Найматулла лично обследовал район резни и опубликовал 200-страничный отчет с критикой действий британской индийской армии.
Олаф Каро, тогдашний секретарь главного комиссара, представил следующий отчет о мероприятии («Государственный и судебный департамент. Кампания гражданского неповиновения в СЗПП. Ответ на обвинения Пателя». Справочный номер Британской библиотеки L/PJ/6/2007): [ 10 ]
«Вечером 23 апреля я получил записку от сэра Нормана Болтона с просьбой сделать все возможное, чтобы организовать захоронение как можно большего числа раненых в ночное время, чтобы избежать опасности новых беспорядков, происходящих в похоронная процессия. Я поговорил с Р.С. Мехром Чанд Кханной и попросил его привести мне некоторых ведущих халифистов из муниципальной библиотеки. Он привел М. Абдурраба Ништара; М. Атаулла Ян, муниципальный комиссар; М. Аурангзеб Хан, Вакил; Кази Мохд Аслам, Вакиль.
Я сообщил этим людям, что требуется, и попросил их о сотрудничестве как миролюбивых граждан и добрых мусульман. Они согласились сделать все, что могли, и попросили меня организовать грузовики, сказав, что уговорят родственников согласиться. Я организовал доставку грузовиков через Шахджи, одного из санитаров СиСи, который, кажется, был пешавари и Саедом. За ночь таким образом мы отправили на грузовиках семь или восемь тел. У некоторых из них не было родственников, и были приняты меры, чтобы оплатить муллу и провести похороны с соблюдением религиозных обрядов. На следующий день Кази Мохд Аслам пришел ко мне и сказал, что он делает себя непопулярным, помогая в этом деле. Он дал мне понять, что больше он сделать не может. Я полагаю, что причастность этих четырех мужчин к предпринятым действиям положит конец любым попыткам извлечь выгоду из инцидента».
См. также
[ редактировать ]- Резня индийских мирных жителей британскими колонизаторами
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Пешавар: вспоминают мучеников Кисса Хвани» . Дон.com. 24 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 10 апреля 2018 г. . Проверено 24 апреля 2008 г.
- ^ Юнус, Мохаммед (1980). Личности, страсти и политика . Нью-Дели: Vikas Publishing House Pvt Ltd., с. 6. ISBN 0-7069-1017-6 .
- ^ «Резня на базаре Кисса Хвани, 1930 год» . 28 апреля 2017 года . Проверено 30 мая 2020 г.
- ^ Сарвар, Кази (20 апреля 2002 г.). «Повесть о слезах и крови Киссы Хвани» . Statesman.com.pk.
- ^ Jump up to: а б с д и Йохансен, с. 62.
- ^ «Беспорядки в Пешаваре, 1930 г. (ДН. 1977-02-39-2)» (фото). Музей национальной армии . Проверено 22 октября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Гражданское неповиновение 1930-31». Социолог (сентябрь – октябрь 1997 г.) (Социолог, том 25, № 9/10) 25 (9–10): стр. 43–66. дои : 10.2307/3517680 . Проверено 3 декабря 2007 г.
- ↑ «Таймс», 28 апреля 1930 г.
- ^ Мейсон, Филип (1986). Дело чести . Макмиллан. стр. 451–452. ISBN 978-0-333-41837-6 .
- ^ Шамси, Камила (2014). Бог в каждом камне . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-1408847206 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Следственный комитет Индийского национального конгресса в Пешаваре . Рабочий комитет Индийского национального конгресса. Бомбей: правительственная пресса (1930)
- Хабиб, Ирфан (сентябрь – октябрь 1997 г.). «Гражданское неповиновение 1930-31». Социолог . 25 (9–10): 43–66. дои : 10.2307/3517680 . JSTOR 3517680 .
- Попалзай, доктор Абдул Джалил (24 апреля 2004 г.). Хайбер-Дозор . Последний доступ: 26 февраля 2008 г.
- Йохансен, Роберт С. (1997). «Радикальный ислам и ненасилие: пример расширения религиозных прав и ограничений среди пуштунов». Журнал исследований мира . 34 (1): 53–71. дои : 10.1177/0022343397034001005 . S2CID 145684635 .
- протесты 1930 года
- Резня 1930 года
- Индийское движение за независимость
- Пакистанское движение
- Конфликты 1930 года
- 20 век в Хайбер-Пахтунхве
- Резня в Британской Индии
- Резня в Пакистане
- Резня, совершенная Соединенным Королевством
- Массовое убийство в Пешаваре
- Политические репрессии в Британской Индии
- Массовые убийства протестующих в Азии
- 1930 год в Индии
- 1930 год в Британской Индии.
- События апреля 1930 года
- Убийства 1930 года в Индии
- Массовое убийство 20-го века в Пакистане