Раб
Часть серии на |
Доколониальная история Филиппин |
---|
![]() |
Смотрите также: История Филиппин |
Алипин до относится к самым низким социальным классам среди различных культур Филиппин прибытия испанцев в 16 и 17 веках. На висайских языках эквивалентные социальные классы были известны как Oripun , Uripon или Ulipon .
Обзор
[ редактировать ]The most common translation of the word is "servant" or "slave", as opposed to the higher classes of the timawa / maharlika and the tumao / maginoo . Этот перевод, однако, является неточным. Концепция алипина опиралась на сложную систему обязательств и погашения через труд в древнем филиппинском обществе, а не на фактическую покупку человека, как в западном и исламском рабстве . Действительно, члены класса Алипина , которые владели своими собственными домами, были более точно эквивалентны средневековым европейским крепостям и простым людям. [ 1 ] : 146–147
Этимология
[ редактировать ]Алипин происходит из переходной формы архаичного корня висайян udip («чтобы жить»). Он вытекает из слова, означающего «позволить жить» в чувствах того, чтобы позволить военному плену жить, заплатить или выкупить кого -то за долг, который превышает стоимость их жизни. [ 2 ]
сультанте в Сулу Muslim Manila, [ 3 ] Предпочитаю термин алипин при ссылке на рабов, мусульманских или немусульман. [ 4 ] где они отличались от арабских и европейских рабов в движении (известные как Banyaga , Bisaya , Ipun или Amma ). [ 5 ]
Подклассы
[ редактировать ]
As a social class, alipin had several subclasses based on the nature of their obligations and their dependence on their masters:
- Хоро-Хан или Горохан , наследственный класс Oripun, уникальный для визаяцев и впервые упомянутый в кодексе боксера . Вместо того, чтобы выполнять обязательства через лейбористы, Хоро-Хан вместо этого служил своим хозяевам в качестве воинов (обычно в качестве гребцов для военных кораблей). [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] В отличие от класса Воина Тимва , они не считались благородством, хотя более высокий статус Хоро-Хан был практически неразличимы от Нижнего класса ТИМАВА . [ 8 ] Как и Тимава , они также могут иногда быть обязаны выполнять общую работу и заплатить плату за вассалжа, известный как Дагупан . [ 2 ] [ 7 ]
- Aliping Namamahay (перевод как «слуга, который размещен») относится к Алипину , у которого были свои дома, которые обычно строились на собственности их мастеров. Они также были известны как Тухай , Мамахай или Тумаранпок (испанское правописание: тумаранпока ) в Висаяне, буквально означает «домашний житель» или «деревенский житель». Они не были во всех рабах, так как они часто были обязаны только платить процент от своих доходов или урожая (известных как хэндж в тагальском языке и бухи в Висаяне, «дань» и «налог» соответственно), и не более, таким образом, таким образом, таким образом, таким образом, таким образом Делать их более похожи на средневековых европейских крепостных и простых людей. Иногда они могут быть вызваны их мастерами для сбора урожая, поля посева, строительства новых сооружений или за помощь в чрезвычайных ситуациях, хотя это обычно не были частью их обязательств. Они также могли бы свободно купить выход из долга и могли выйти замуж без согласия своих хозяев. В Висайях некоторые тухай также могут служить своим мастерам в войне, как Хорохан . [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ]
- Alipin SA Gigilid (перевод как «слуга в углах [дома Мастера]») относится к незамужнику Алипина без дома и существование которого было полностью зависит от милости их хозяев. Они также были известны как томатабан , Алалай , Хейохай или Аюэя в Висаяне (то есть «слуга», «помощник» или «последователь»). Они могли вступать в брак только с согласия своего хозяина (редко дают женскую алипин SA Gigilid ). Когда -то женился, алипин SA Gigilid стал алипп -намамахай , так как хозяин не был обязан кормить и разместить семью последнего. Их обязательства (то есть услуги) также могут быть переданы или проданы другому мастеру. [ 9 ] [ 10 ] Большинство людей, принадлежащих к этому классу, были не состоящими в браке детей Алип -Намамахая или были выкуплены , взятые из войн или набегов ( BIHAG ). [ 11 ]
На более низких рядах, чем вышеизложенное, алипин Алипина были . Алипин SA гигилид алиппического Намамахая был назван булисиком («мерзким»), в то время как алипин SA гигилид алипинового SA Gigilid был известен по еще более уничижительным булислису (буквально означает «поднятая юбка», термин, подразумевающий, что эти люди были настолько уязвимо, что кажется, что их гениталии выставлены). В еще более низком социальном звании, чем последние два были Алипином , которые были приобретены через войну или пришли из других сообществ. С ними часто рассматривались как не-перосоны, пока они не стали полностью интегрировать в местную культуру. [ 9 ]
Отличия от западной концепции рабства
[ редактировать ]В то время как Алипин действительно служит другому человеку, историки отмечают, что перевод термина как « раб » в западном смысле слова может быть не полностью оправданным. Задокументированные наблюдения 17-го века показывают, что могут быть существенные различия между западной концепцией « раба » и догопновой филиппинской концепцией « алипин ». [ 2 ] Некоторые ученые предпочитают использовать более точные термины «должники», «Serfs», «Bondsmen» или «иждивенцы». [ 12 ]

Самый низкий класс алипина, происходящий из военнопленных, был торговался как рыночные товары первоначально. Но в отличие от западных рабов, последующая передача алипина новому хозяину была оценена по стоимости [оставшейся] связи. Это было трудовое обязательство продажи алипина , а не человека. Большинство алипинов обычно приобретали свой статус либо добровольно (обычно из -за материального или чести долга, либо в качестве формы помощи обнищавшим родственникам), унаследовав статус своих родителей в качестве формы юридического наказания за преступление или избавиться от исполнение после того, как его захватили в войнах или набегах. Алипин , который приобрел свой статус по долгу, был известен как Tinubos (буквально «выкуплен» или «выкуп»), и их кредиторы могут продавать свои услуги за прибыль по цене понесенного долга. [ 2 ]
Фактическая степень обязательств алипина может значительно различаться. Он зависел от денежного эквивалента обязательства, который обычно был ограничен по продолжительности. Алипин или может заработать свою свободу или получить более высокий статус за счет брака, освобождаясь от своих мастеров (известных как Матитимава Тинимава среди визаян), покупая его со своими заработками, выполнением обязательств или необычными достижениями и храбростью в бою. [ 2 ] [ 9 ]
Наследование статуса алипина было подвержена сложной системе правил, зависящей от состояния потомства, известного как Saya . Например, первый ребенок мужского фримана и женщины -алипина был бы свободен, но их второй ребенок будет алипином, как мать; И так далее с остальными детьми. Если бы количество детей не было ровным, последний ребенок был бы частичным алипином . Мастер алиппического Намамахая также может иногда воспринимать одного ребенка последнего в качестве алипин -сарайлида в случае смерти последнего. Они могут стать Сибином или Джиногатаном («фаворитами») своих хозяев и освобождены от смерти Мастера. [ 2 ]
Алипин , который наследует долги своих родителей, был известен как гинтубо (буквально «выросший»). [ 11 ] Дети родителей, которые оба являются алипином, были известны как Гинлубос , в то время как дети Гинлубоса были известны как Любос Нга Орипун . [ 2 ]
Partial alipin retain their alipin ancestors' obligations according to their degree of relation. Например, частичный алипинский ребенок Тимавы и алипина унаследоет половину обязательств их алипин -родителя, в то время как внук алипина будет только четверть. Половина алипина, чьи услуги были запланированы попеременно на месяцы, называют Буланом («Луна» или «Месяц») или Пикас («половина»). Quarter alipin were referred to as tilor or sagipat ("quarter"). Они также могут свободно купить выход из службы, если они могут себе это позволить. Часть или все обязанности родителей алипина часто захватывают их дети. [ 2 ] [ 11 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скотт, Уильям Генри (1980). «Филиппинская классная структура в шестнадцатом веке» . Филиппинские исследования . 28 (2): 142–175.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Уильям Генри Скотт (1994). Баранггай: шестерковая филиппинская культура и общество (PDF ) Атенео де Манила Университет Пресс. ISBN 9715501354 .
- ^ Скотт, Уильям Генри (1994). шестнадцатого века Барангай: Филиппинская культура и общество Кесон -Сити: издательство Университета Атенео де Манила. ISBN 978-971-550-135-4 .
- ^ «Доколониальная Манила» . Малаканьянский президентский музей и библиотека . МАЛАКАНГАНСКИЙ МУЗЕЙ И БИБЛИОТЕКА ARAW NG MAWNILA SHERLERS. Президентские коммуникационные управления и стратегическое планирование. 23 июня 2015 года. Архивировано с оригинала 9 марта 2016 года . Получено 27 апреля 2017 года .
- ^ Джеймс Фрэнсис Уоррен (2002). Иранун и Балангинги: глобализация, морское рейдование и рождение этнической принадлежности . NUS Press. С. 53–56. ISBN 9789971692421 .
- ^ Кристина Блан-Снтон (1990). «Столкновение культур: исторические переформулированы гендерных в низменных висайях, Филиппины». В Джейн Монниг Аткинсон и Шелли Эррингтон (ред.). Сила и разница: пол в острове Юго -Восточная Азия . Издательство Стэнфордского университета. п. 356 . ISBN 9780804717816 Полем
Тумао дворянство.
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Соуза, Джордж Брайан; Терли, Джеффри С., ред. (2016). The Boxer Codex: Transcription and translation of an illustrated late sixteenth-century Spanish manuscript concerning the geography, ethnography and history of the Pacific, South-East Asia and East Asia . Перевод Терли, Джеффри С. Лейден: Брилл. С. 346–347. ISBN 978-90-04-30154-2 .
- ^ Хосе Амиэль Анджелес (2007). «Битва при Мактане и коренной дискурс о войне». Филиппинские исследования: исторические и этнографические точки зрения . 55 (1). Университет Атенео де Манила: 3–52. ISSN 2244-1093 .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в дюймовый Пол Морроу (16 января 2009 г.). «Махарлика и древняя система классов» . Пилипино Экспресс . Получено 18 июля 2012 года .
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный Эмма Хелен Блэр и Джеймс Александр Робертсон, изд. (1903). «Relacion de las yslas филиппинцы (1582) Мигель де Лоарка». Филиппинские острова, 1493-1803, том V., 1582-1583: Исследования ранних навигаторов, описания островов и их народов, их история и записи католических миссий, связанные с современными книгами и рукописями, демонстрируют политические, политические Экономические, коммерческие и религиозные условия этих островов от самых ранних отношений с европейскими народами до начала девятнадцатого века . Компания AH Clark (переиздана онлайн проектом Гутенбергом ).
- ^ Подпрыгнуть до: а беременный в MC Hali (2004). Филиппинская история REX Bookstore, Inc. п. 57. ISBN 9789712339349 .
- ^ Кэролин Брюер (2004). Шаманизм, католицизм и гендерные отношения в колониальных Филиппинах, 1521-1685 . Ashgate Publishing, Ltd. p. 197. ISBN 9780754634379 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Леон Ма. Герреро (2007). Первый филиппинец . Guerrero Publishing. Манила.
- Reynaldo Oliveros (2007). Philippine History and Government . Ibon Publishing. Манила.